Схема ответственность за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» части первой НК РФ посвящен правовому описанию сущности понятия «налоговое правонарушение» и регламентации системы санкций за совершение налоговых правонарушений.

Элементы налогового правонарушения

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное, противоправное (совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Элемены налогового правонарушения
Элемент налогового правонарушения
Определение, структура
1. Объект налогового правонарушения

Урегулированные и защищенные законом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием (бездействием). Его составные части:

установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

порядок осуществления налоговой отчетности;

порядок учета налогоплательщиков;

порядок осуществления налогового контроля


2. Объективная сторона
Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними
3. Субъективная сторона
Юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности
4. Субъект
Лицо, совершившее правонарушение: налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент, лица, способствующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист и пр.)

Рассмотрим подробно основные принципы ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые представлены на рисунке.

Принцип законности заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ.

Принцип однократности наказания реализуется путем исполнения ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, согласно которой установлена правовая гарантия защиты конституционных прав физических и юридических лиц от налоговых репрессий. В соответствии с принципом однократности наказания никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. При этом повторным следует считать привлечение к ответственности за деяние, в связи с которым имеется неотмененное постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к налоговой ответственности.

Принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства сводится к тому, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога означает, что привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога.

Принцип презумпции невиновности означает, что каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда, вынесенным по иску налогового органа о взыскании налоговой санкции. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию виновности налогоплательщика возлагается на налоговый органы.

Общеправовая презумпция невиновности закреплена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, а налоговая презумпция - в п. 6 ст. 108 НК. Кроме того, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Как уже упоминалось ранее, единственной мерой ответственности за совершение налогового правонарушения названа налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием части собственности налогоплательщика. Согласно Конституции РФ и Налоговому кодексу РФ взыскание штрафов за совершенные налоговый правонарушения производится только в судебном порядке.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции. Если эта процедура не выполнена, то суд возвращает исковое заявление согласно п. 1 ст. 108 АПК РФ по основанию несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 104, 105, 115 НК). Исковое заявление в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

К смягчающим ответственность обстоятельствам относятся:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только в отношении к физическим лицам);
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;
  • иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, обстоятельством, смягчающим ответственность, может быть признано самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подача в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении.

При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. Это происходит прежде всего при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Если одно и то же лицо совершило два и более налоговых правонарушения, то налоговый санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

В соответствии со ст. 109 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из обстоятельств, отраженный на рисунке.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, по истечении которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

При этом срок исковой давности исчисляют двумя способами:

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение. Применяется в отношении налоговый правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК;
  • со дня совершения налогового правонарушения. Применяется в отношении всех остальные налоговый правонарушений.

В соответствии со ст. 111 НК обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения , признаются:

  • совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (данные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и пр.);
  • совершение деяния налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в болезненном состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях (это доказывается представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти, (уполномоченным должностным лицом) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов);
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, как исключающие вину лица.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно исправлять ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налогов и сборов. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может служить обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение, совершенное умышленно. Если исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Все нарушения налогового законодательства по кругу участников, их совершающих, можно условно разделить следующим образом:

  • общие, которые совершаются широким кругом участников правоотношений;
  • специальные, совершаемые отдельными субъектами, например банками (кредитными организациями).

Общие налоговые правонарушения направлены против установленного порядка уплаты налогов и сборов. При этом ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, представленных в таблице.

Ответственность за налоговые правонарушения
Статья НК
Вид правонарушения
Налоговая санкция (штраф на налогоплательщика)
116 п. 1
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения
5 тыс. руб.
116 п. 2
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней
10 тыс. руб.
117 п. 1
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. руб.
117 п. 2
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней
20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 тыс. руб.
118
Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке
5 тыс. руб.
119
Непредставление в установленный срок в налоговый орган по месту учета налоговой декларации:

при нарушении срока до 180 дней;

при нарушении срока более 180 дней


5% суммы налога, подлежащей уплате по этой декларации, за каждый просроченный месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

30% суммы налога, подлежащей уплате, и 10% суммы налога за каждый просроченный месяц начиная со 181-го дня


120
Грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения:

совершенное в течение одного налогового периода;

совершенное в течение более одного налогового периода;

повлекшее занижение налоговой базы


5 тыс. руб.

15 тыс. руб.

10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.


122
Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Те же деяния, совершенные умышленно


20% неуплаченной суммы налога (сбора)

40% неуплаченной суммы налога (сбора)


123
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
20% суммы налога, подлежащей перечислению
125
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
10 тыс. руб.
126 п. 1
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
50 руб. за каждый непредоставленный документ
126 п. 2
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от их представления либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями
5 тыс. руб.

Кроме ответственности непосредственно налогоплательщиков (плательщиком сбора, налоговых агентов) в Налоговом кодексе РФ установлены также налоговые санкции для других участников налоговых отношений.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, влечет наложение на него штрафа в размере 1 тыс. руб., а при неправомерном его отказе от дачи показаний или даче заведомо ложных показаний - 3 тыс. руб. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет наложение на него штрафа в размере 500 руб., а при даче заведомо ложного заключения (заведомо ложного перевода) - 1 тыс. руб.

Специальные налоговые правонарушения направлены против установленного порядка функционирования налоговой системы. Точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручений о перечислении налогов и сборов в бюджет имеют огромное значение для успешного функционирования налоговой системы страны.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие подлежащие наказанию противоправные деяния банков, прямо или косвенно ведущие к нарушению функционирования налоговой системы страны (глава 18):

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • неисполнение решения о взыскании налога и сбора, а также пеней;
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

8.2.1. Система ответственности
за нарушение налогового законодательства

Выполнение обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения.

Нарушение законодательства о налогах и сборах – противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Различают правовосстановительные и карательные меры, предусмотренные за нарушение налогового законодательства (см. рис. 8.1).

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам относится взыскание пени и недоимки . Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства в качестве наказания дополнительные выплаты в виде денежных взысканий (штрафов). За наиболее тяжкие правонарушения – преступления – установлены наказания в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свободы и др.

Рис. 8.1. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливаются в ряде нормативных актов. Так, главой 16 Налогового кодекса РФ установлены меры ответственности на налоговые правонарушения, в гл. 15 НК РФ об административных нарушениях предусмотрены виды ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов. Ответственность за налоговые преступления установлена Уголовным кодексом РФ.

8.2.2. Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции

Меры административной ответственности за нарушение налогового законодательства – налоговые санкции – установлены в гл. 16 НК РФ (табл. 8.1). Основанием административной ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения.

Таблица 8.1

Налоговые санкции

Вид налогового правонарушения

Налоговая санкция

Статья НК РФ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ

5 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней

20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке

5 тыс. руб.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, если с момента наступления этого срока не прошло 180 дней

5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 р.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Вид налогового правонарушения

Налоговая санкция

Статья НК РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

Грубые нарушения организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы

10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

20 % от неуплаченной сумм налога (сбора)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно

40 % от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20 % от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно сообщить налоговому органу (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК) совершенное повторно в течение календарного года

Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Деяния, предусмотренные ст. 129-2.1, совершенные более 1 раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

* Под грубым нарушением правил учета доходов расходов и объектов понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

8.2.3. Административные правонарушения
в области налогов и сборов

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежат должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4. КоАП следует понимать лицо:

  • постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
  • выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Так, например, законные представители организации привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ (табл. 8.2).

Следует отметить, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст. 15.4–15.9, 15.11 КоАП не применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.

Таким образом, лица, виновные в нарушении налогового законодательства привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Таблица 8.2

Административные правонарушения в области налогов и сборов
в соответствии с КоАП РФ

Вид административного правонарушение (статья КоАП)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3.1)

На должностных лиц 5–10 МРОТ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.3.2)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4)

На должностных лиц 10–20 МРОТ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5)

На должностных лиц 3–5 МРОТ

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6.1)

На граждан

на должностных лиц 3–5 МРОТ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6.2)

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.7.1)

На должностных лиц 10–20 МРОТ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст. 15.7.2)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) (ст. 15.8)

На должностных лиц 40–50 МРОТ

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам (ст. 15.9)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 5.11)

На должностных лиц 20–30 МРОТ

8.2.4. Уголовная ответственность за налоговые преступления

Ответственность за нарушения в сфере налогообложения, содержащие признаки уголовного преступления предусмотрена ст. 194, 198 и 199 УК РФ.

Согласно ст. 14 УК РФ под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Для того чтобы называться преступлением, деяние должно:

  • быть общественно опасным;
  • проводиться в форме, предусмотренной и запрещенной уголовным законодательством и вызывающей определенного рода последствия;
  • совершаться виновно, т. е. определенным моральным и интеллектуальным отношением субъекта к своему действию и его последствиям.

Если в каком-то деянии присутствуют все указанные выше признаки, но деяние совершено лицом, не подлежащим уголовной ответственности, уголовное дело не будет возбуждено.

Состав преступления в совокупности образуют объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона преступления. Отсутствие одного из элементов состава преступления является обстоятельством, исключающим возможность производства по уголовному делу. Налоговые составы содержатся в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». В этой связи объектом данных преступлений являются отношения в сфере товарно-материального обращения. Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных последствий – нанесение материального ущерба государству, а также причинно-следственной связи между ними, которая означает, что наступление негативных последствий вызвано действиями преступника.

Следует отметить, что не все способы уклонения от уплаты налогов признаны преступными. Кроме того, налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, исчисляются по-разному. В этой связи в УК РФ предусмотрены отдельные статьи за уклонение от налогов физических и юридических лиц.

В соответствии с российским законодательством субъектом налогового преступления признаются только физические лица. Причем уголовной ответственности подлежат только вменяемые физические лица (ст. 19 УК РФ), достигшие 16-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Субъективной стороной налогового преступления выступает умышленное деяние физического лица, поскольку неосторожными признаются лишь те преступления, для которых данную форму вины допускают соответствующие статьи Особенной части УК РФ (ст. 24).

Основным видом налоговых преступлений как в России, так и за рубежом, является уклонение от уплаты налогов. Способом уклонения, как правило, выступает непредставление достоверной информации об объекте налого обложения. Таким образом, преступными признаются недекларирование или несвоевременное декларирование доходов. Однако наиболее серьезным считается деяние по искажению сведений, вносимых в налоговую декларацию.

Виды налоговых преступлений и наказаний за их совершение, предусмотренных УК РФ, приведены в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Уголовные правонарушения в области налогов и сборов
в соответствии с УК РФ

Преступление

Наказание

Статья УК РФ

крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет,

либо арест на срок от 4 до 6 месяцев ,

либо лишение свободы на срок до 1 года

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере

Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет;

либо лишение свободы на срок до 3 лет

Крупным размером в ст. 198 признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. 10 % 300 тыс. руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. 1500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс.

либо арест на срок от 4 до 6 мес. ;

либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере

Штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

либо лишение свободы на срок до 6 лет

Крупным размером в ст. 199 УК признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб.

Особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов ;

либо лишение свободы на срок до 2 лет

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору

г) в особо крупном размере

Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере – 1500 тыс. руб.

Вопросы для самопроверки к теме 8.2

  1. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение налогового законодательства?
  2. Что является мерой ответственности за налоговое правонарушение?
  3. Назовите основные правонарушения, совершаемые налогоплательщиками, предусмотренные НК РФ.
  4. Перечислите налоговые санкции, предусмотренные НК РФ за налоговые правонарушения.
  5. В каких случаях применяются налоговые санкции?
  6. Какой штраф предусмотрен за нарушение налогоплательщиком сроков постановки на налоговый учет?
  7. Что понимается под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности?
  8. Какие виды административной ответственности предусмотрены за правонарушения в области налогов и сборов?
  9. Объясните порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.
  10. Что понимается под уклонением от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах?

Библиография к теме 8.2

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  4. О налоговых органах в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.03.1991 г. №943-1.
  5. Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе. Постановление Правительства РФ от 30.09.2005 г. № 506.
  6. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая ответственность. Применение гл. 16 Налогового кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений». Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / Под ред. к.ю.н. А. В. Брызгалина. – Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2005.
  7. Балабин В. И. Налоговое право: теория, практика, споры. - М.: Книжный мир, 2000.
  8. Климовский Р. В. Защита прав налогоплательщика. – М.: Эксмо, 2005.
  9. Кривова И. С., Малумов А. Ю. Как выиграть налоговый спор. – М.: Главбух, 2005.
  10. Ларичев В. Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001.
  11. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  12. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохина. 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005.
  13. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  14. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
  15. Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.
  16. Платонова Л. В. Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики. – М.: Норма, 2005.
  17. Платонова Л. В. ОВД проверяет налогоплательщиков: организационно-правовые аспекты. – Спб.: Питер, 2005.
  18. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы налоговых органов и судов. М.: Антропософия, 2002.
  19. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  20. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт-Издат, 2006.
  21. Энциклопедия налоговых ошибок. 2-е изд. – М.: ООО «Статус-Кво 97», 2005.
  22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-e, перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2001.

Налогоплательщик, совершивший деяние, отнесенное Налоговым кодексом к налоговому правонарушению, должен уплатить штрафную санкцию, предусмотренную за это деяние кодексом.

Привлечение за совершение налогового правонарушения может осуществляться только в полном соответствии с ч. I Налогового кодекса. Запрещается повторное привлечение за совершение одного и того же правонарушения.

Для физического лица налоговая ответственность наступает, если совершенное им деяние не содержит признака преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Привлечение организации к ответственности за налоговые правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законодательную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается Налоговым кодексом (ст.108 ч. I) на налоговые органы.

В таблице 1.3 содержатся отдельные виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение.

Таблица 1.4

Виды налоговых правонарушений

Виды правонарушений

Штраф

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах

5 тыс.руб.

2. Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах на срок более 90 дней

10 тыс.руб.

Продолжение табл. 1.4

3. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

4. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев

20% доходов от данной деятельности

5. Нарушение установленного Налоговым кодексом (часть I) срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

5 тыс.руб.

6. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

5 % от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, но не более 30 процентов и не менее 100 руб.

7. Непредставление в налоговый орган декларации в течение более 180 дней со дня установленного срока

30 % от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181 дня

8. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

5 тыс.руб.

9. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода

15 тыс.руб.

10. Деяния, указанные в пп.8-9 повлекли занижение налоговой базы

10 % от суммы неупла-ченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Окончание табл. 1.4

11. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправильных действий (бездействий):

неумышленно

20 % от неуплаченной суммы налога

умышленно

40 % от неуплаченной суммы налога

12. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или помещение

5 тыс.руб.

13. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

50 рублей за каждый непредставленный документ

14. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которые наложен арест

10 тыс. руб

Какая уголовная ответственность возникает за налоговые преступления в 2019 году. Что такое налоговые правонарушения. Что необходимо знать об уголовной ответственности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно Налоговому кодексу, каждое лицо обязано выплачивать в бюджет определенные налоги и сборы, установленные российскими законами.

Если лицо не выполняет своих обязательств по отношению к государству, оно несет определенную ответственность.

Чаще всего ему грозит уплата дополнительных штрафов, но бывает, что налогоплательщик за свои действия может лишиться свободы.

Что нужно знать

Ответственность за нарушение определенных норм налогового законодательства касается не только юридических лиц, но и физических.

Для последних ответственность, как уголовная, так и административная, наступает исключительно с 16 лет.

В случае, если физическое лицо совершает два и более налоговых нарушений, то санкции к нему применяются за каждое из них.

Что относится к налоговым правонарушениям (классификация)

Все налоговые преступления перечислены в . Чаще всего налогоплательщики привлекаются к ответственности, если:

  • нарушают указанный срок постановки на учет (90 дней и более);
  • ведут предпринимательскую деятельность без законной постановки на учет в налоговой службе;
  • нарушают срок подачи в налоговый орган необходимой ;
  • не предоставляют и прочие документы в срок;
  • грубо нарушают правила учета за один налоговый период;
  • грубо нарушают правила учета за несколько налоговых периодов;
  • нарушают правила бухгалтерского учета для снижения налоговой базы;
  • уплачивают налог по заведомо сниженной налоговой базе;
  • уплачивают налог в неполном размере в результате заведомо умышленных незаконных действий;
  • происходит нарушение уплаты средств налоговым агентом.

Действующие нормативы

Основной нормативный документ, регулирующий налоговые правонарушения, это Налоговый кодекс. Что касается уголовного наказания налогоплательщиков, но она предусмотрена в Уголовном кодексе РФ.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

Отвечать за нарушение налогового законодательства могут только лица, достигшие определенного возраста. Налоговый период, за который могут привлечь, составляет 3 года.

При этом если правонарушителем выступает организация, то к уголовному наказанию всегда привлекается исключительно физическое лицо.

Видео: налоговая новость об уголовной ответственности за неуплату страховых взносов

Это может быть уголовная ответственность за преступления в налоговой сфере главного бухгалтера или учредителя компании.

Если определен факт неуплаты налога плательщиком в размере меньше, чем установлено, то это не является преступлением.

Другими словами, даже если есть состав преступления, но по своей силе действие не несет общественной опасности, то оно таковым не считается ().

Поэтому лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, но выплачивать задолженность его обяжут. Размер налоговых сборов, за которые придется отвечать своей свободой, определен Уголовным кодексом.

Порядок привлечения

Ответственность за неуплату налогов и сокрытие доходов наступает, когда деяние лица содержит определенные признаки преступления.

Если налогоплательщик в течение 2 месяцев не выплачивает сумму недоимки, указанную налоговой службой , она вправе обратиться в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

При этом само привлечение к ответственности лица налоговой службой временно приостанавливается. Его можно возобновить только после вынесения судебного решения.

На основании предоставленных налоговой службой материалов выносится решение об открытии уголовного дела.

Уголовное дело относительно налогоплательщика может быть возбуждено также на основании заявления о содеянном или готовящемся преступлении, или при явке с повинной.

Ответственность физического лица в сфере уголовного права может наступить:

Условия привлечения за налоговое нарушение:

  • виновное лицо не освобождается от уплаты налоговых задолженностей;
  • в результате привлечения к ответственности организации, ее сотрудники не освобождаются от уголовной ответственности;
  • лицо не может привлекаться за одно и то же правонарушение более 1 раза;
  • вина физического лица должна быть доказана в суде;
  • нарушитель не обязан самостоятельно доказывать свою невиновность;
  • если вина не была доказана, лицо не может понести наказание.

Меры наказания за нарушения налогового законодательства

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения нововведения в 2019 году регулируется Уголовным кодексом. Наказание за такие нарушения во многом зависит от размера неуплаченных налогов.

Если физическое лицо отклонилось от уплаты налогов в крупном размере, а также не предоставило необходимые налоговые документы или сообщило службе ложную информацию, то наказание будет следующим:

Максимальный штраф, который может быть назначен, составляет 500 тыс. рублей. А срок лишения свободы при этом – 6 лет.

При этом лицо понесшее наказание, может лишиться права занимать соответствующую должность на срок до 3 лет.

Эти санкции в уголовном праве чаще всего применяются к юридическим лицам, сотрудники которых действовали в сговоре и уклонились от уплаты средств в особо крупных размерах.

Случаи освобождения от ответственности

Налоговое законодательство подразумевает существование причин, которые смягчают ответственность или полностью исключают вину за содеянное.

Обстоятельства, которые помогают смягчить наказание за налоговые преступления, разделяют на два вида:

  • нарушения, совершенные в результате принуждения и угроз;
  • нарушения, совершенные из-за определенной зависимости (служебной и т. д.).

Налоговый кодекс определяет, что если одно из обстоятельств существенно влияло на действия нарушителя, к нему должны применить снижение санкций в 2 раза.

Статья 114 предусматривает лишь минимум, на который может быть понижена санкция. Таким образом, суд вправе снизить сумму взыскания по своему усмотрению.

Также важно знать, что Налоговый кодекс () устанавливает, что лицо не может быть отвечать перед законом за одно и то же нарушение несколько раз.

Кроме этого, в российском налоговом законодательстве существует такое понятие, как срок давности преступления. Он составляет 3 года.

Нарушитель не может быть привлечен к налоговой ответственности после истечения этого периода. Существуют также сроки на взыскание санкций.

Исчисление срока начинается не с судебного решения, а с составления . Если этот период заканчивается, суд не удовлетворяет требование налоговых органов о взыскании средств.

Также существуют условия, способствующие исключению вины. В Налоговом кодексе они перечислены в :

  • нарушение совершено в результате чрезвычайных обстоятельств или стихийного бедствия;
  • нарушение совершено лицом, которое не отдавало отчета о своих действиях вследствие определенной болезни;
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений налогового органа.

Законодательство оставляет для суда возможность самостоятельно определять дополнительные причины, исключающие вину нарушителя.

Это может быть применимо к деятельности налогового агента, который не перечислил средства, так как не получил их от налогоплательщика. Конечно, ели этот факт будет доказан.

Помимо этого, лицо вообще не привлекается к ответственности, если суд устанавливает наличие одного из следующих обстоятельств:

  • нарушитель не достиг 16 лет;
  • истек срок давности;
  • не был обнаружен факт налогового нарушения;
  • не была установлена вина лица.

Единственный выход избежать уголовного наказания за нарушение налогового законодательства – оплата налогов в срок и в полном размере.

Иначе сокрытие информации от соответствующих органов и умышленно заниженный размер выплат может привести не только к налоговым санкциям, но и к тюремному заключению.

И при этом придется выплачивать все установленные судом штрафы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды :

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная , собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения .

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300-500 руб.

Налагается:

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями

Ст. 126 — штраф:

  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье .

  1. Неуплата налогов.
  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения . Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

  • «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение» ;
  • «Какие особенности кассовой дисциплины для ИП?» .

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;
  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации .

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;
  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. .

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. ), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи .

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.