Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации образец. Заявление на регистрацию некоммерческой организаци. Как открыть некоммерческую организацию

Регистрация НКО в Москве, Московской области

Некоммерческая организация регистрируется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также с учетом установленного Федеральным законом N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (Минюст), или его территориальный орган (Главное управление Министерства юстиции по Москве, Управление Министерства юстиции по Московской области).
Вносит же в единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ сведения о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций федеральный орган исполнительной власти (например, Управление ФНС по Москве, Управление ФНС по Московской области) на основании принятого уполномоченным органом или его территориальным органом решения. Форма/ы документов, необходимых для регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Регистрация НКО стоимость

Регистрация НКО (виды, формы) Срок
Цена (руб.)
1-1,5 мес.
от 10 000
1-1,5 мес. от 10 000
1-1,5 мес. от 10 000
1-1,5 мес. от 10 000
1-1,5 мес. от 10 000
Регистрация Общественной организации 2-2,5 мес. от 15 000

(по желанию)
1-2 дня
от 18 000
Изготовление обычной печати
1-2 дня
бесплатно
Получение извещений из ФСС, ПФР
(по желанию)
3-5 дней
от 1 000
Помощь в открытии счета в банке
(по желанию)
1-2 дня
бесплатно

Почему с нами удобно?

оптимальная цена услуги

Мы предлагаем несколько вариантов по цене:
1) только подготавливаем документы;
2) подготавливаем документы и полностью сопровождаем регистрацию НКО в Минюсте;
3) полностью сопровождаем и гарантируем регистрацию НКО под нашу материальную ответственность.

консультирование на понятном языке

1) доступным образом объясняем разницу между видами НКО;
2) помогаем с выбором наименования НКО, с формулированием целей;
3) опишем предмет деятельности, подберем коды ОКВЭД;
4) понятно объясним структуру органов НКО и их компетенцию.

соблюдение сроков оказания услуги
1) называем действительно реальные сроки;
2) разделяем сроки поэтапно;
3) соблюдаем определенные сроки.

квалификация, опыт, профессионализм

1) сотрудниками компании являются только квалифицированные специалисты;

2) регистрацией НКО занимаются только самые опытные из них;
3) мы умеем регистрировать НКО, и нам нравится эта профессия.

только удобный сервис

1) для вашего удобства на первоначальном этапе мы можем начать работу дистанционно;

2) наш офис и нотариальная контора располагаются рядом и находятся в центре Москвы;
3) мы запишем вас на определенное время к нотариусу, чтобы вам не ожидать в очереди;
4) можем за вас оплатить государственную пошлину, сдать и получить документы в Минюсте;
5) обязательно будем вас информировать об этапах и сроках регистрации НКО.

надежные партнеры
1) с помощью проверенных собственников нежилых помещений подберем юридический адрес;
2) или посоветуем как сэкономить деньги и зарегистрировать НКО на домашний адрес;
3) поможем открыть счет в одном из надежных и удобных банков не приезжая в отделение банка.

Отличия НКО

Мы часто слышим от наших клиентов вопрос, а в чем разница между коммерческими и некоммерческими организациями, часто сокращенно называемых НКО? Зачем открывать ООО, когда можно создать АНО или Фонд?
Оказывается, между ними есть принципиальное отличие. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Таким образом, основное отличие - это цель, ради которой создается организация. Но даже если, некоммерческие организации не ставят для себя основной целью извлечение прибыли, тем не менее, они могут её получать путем осуществления приносящий доход деятельности, если это предусмотрено их уставами и только, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. И важный момент, полученную прибыль нельзя распределять между участниками, учредителями, её, как правило, направляют на достижение целей ради которых и была создана некоммерческая организация.

Какую форму НКО выбрать

В отличие от коммерческих организаций, количество организационно-правовых форм НКО значительно больше.
Среди основных форм можно перечислить:
- общественные организации, в том числе политические партии, общественные движения;
- некоммерческие организации в организационно-правовой форме:
автономная некоммерческая организация (АНО);
ассоциация (союз), в том числе некоммерческое партнерство, саморегулируемые организации (СРО), объединения профессиональных союзов, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
товарищество собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья;
фонд, в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждение, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.

НКО и общественная организация в чем разница?

Да, это тоже часто задаваемый нашими клиентами вопрос.
Общественные организации главным образом отличает от других НКО, таких как АНО, Фонд, Ассоциация, то что, во-первых, это добровольные объединения граждан, которые объединились на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, а во-вторых, эти граждане объединяются для представления и защиты общих интересов и достижения общих целей.

Как зарегистрировать НКО?

Каждый для себя сам решает, как зарегистрировать НКО. Это можно сделать самостоятельно или обратиться к специалистам.

Регистрация НКО, её порядок, сроки, требования, конечно, закреплены в законодательстве, но:

Во-первых, по сравнению, например, с регистрацией ООО, описание как зарегистрировать НКО намного менее регламентировано;
во-вторых, как выше указывалось, организационно-правовые формы НКО достаточно разнообразны, а чем они отличаются друг от друга, тоже описано очень обтекаемо;
в-третьих, законодательство практически не содержит норм, о конкретных требования к наименованию НКО, к протоколам, положениям Устава НКО, к иным документам. А это в свою очередь приводит к трудности составления документов и что самое важное, при отсутствии практического опыта в регистрации НКО, к противоречащему позиции Минюста взгляду на эти вопросы. А это, к сожалению, приведёт к многочисленным замечаниям в документах, а зачастую и к отказу в регистрации.
Итак, Вы еще думаете как зарегистрировать НКО?

Документы для регистрации НКО 2019 год

Чтобы соблюсти требования законодательства для государственной регистрации при создании какой-либо организационно-правовой формы некоммерческой организации в Минюст представляются следующие документы:
- заявление о регистрации НКО - 2 экз.;
- учредительные документы (чаще всего - это регистрация устава) - 3 экз.;
- решение о создании - 2 экз.;
- документ об уплате государственной пошлины*.
*Госпошлина за регистрацию НКО взимается в размере 4 000 руб. и оплачивается по реквизитам указанным на официальном сайте Минюста Российской Федерации.

Срок и порядок регистрации НКО в Москве, Московской области

Документы, необходимые для государственной регистрации НКО, нужно представить для регистрации не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании такой НКО.
Срок регистрации НКО отличается от стандартных сроков коммерческих организаций. Минюст или его территориальный орган Главное управление Министерства юстиции по Москве, Управление Министерства юстиции по Московской области принимает решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов о государственной регистрации некоммерческой организации.
Далее он направляет в регистрирующий орган в Управление ФНС по Москве, Управление ФНС по Московской области сведения и документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган вносит в срок не более чем 5 рабочих дней соответствующую запись и передает документы обратно в Минюст. Минюст или его территориальный орган, не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и иные документы.

Регистрация изменений в учредительных документах НКО

Внесение изменений в устав НКО

Государственная регистрация изменений в учредительных документах НКО осуществляется в те же сроки и в том же порядке, что и создание - государственная регистрация при учреждении.
Пошлина за регистрацию изменений в устав составляет 800 рублей.
Внесение изменений в устав НКО вступает в силу со дня их регистрации, а если вносились изменения только в сведения в ЕГРЮЛ, то со дня внесения этих сведений в ЕГРЮЛ.
Стоит добавить, что Минюст, как правило, не регистрирует внесение изменений в устав НКО отдельным документом. Поэтому, приходится подготавливать и утверждать устав НКО с изменениями. А это требует достаточно большой работы, так как часто устав НКО уже не соответствует действующему законодательству, что влечет за собой приведение устава НКО в соответствие с законодательством.

Порядок действий при регистрации НКО в Москве: куда необходимо обратиться за получением разрешения на создание некоммерческой организации, какие для этого необходимы документы, адрес отделения Управления Минюста России, размеры госпошлины в 2018 году, бланк заявления для скачивания, ссылки для подачи документов онлайн, сроки регистрации и получения регистрационных документов.

Порядок действий

Регистрация некоммерческой организации (НКО) проходит в несколько этапов:

  1. Заявитель подает документы на регистрацию в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России – в зависимости от специфики и масштаба будущей организации.
  2. Уполномоченный орган принимает решение о регистрации НКО и перенаправляет документы в регистрирующий орган (ФНС).
  3. ФНС проводит регистрацию и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  4. Документы о регистрации НКО поступают в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России. Уполномоченный орган вносит сведения в ведомственный реестр.
  5. Заявитель получает на руки свидетельство о регистрации НКО, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРЮЛ и устав с отметкой регистрирующего органа.

В Центральный аппарат Минюста России документы подаются при регистрации:

  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных неправительственных НКО;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в 2 и более субъектах РФ.

В территориальное отделение Минюста России документы подаются при регистрации:

  • местных и региональных общественных объединений;
  • отделений и подразделений политических партий;
  • религиозных организаций местного уровня;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в пределах одного субъекта РФ;
  • иных НКО.

Список документов

Для регистрации НКО необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы в 3 экземплярах (копии должны быть заверены нотариусом);
  • решение общего собрания учредителей о создании НКО и об утверждении учредительных документов;
  • сведения об учредителях;
  • чек оплаты госпошлины;
  • сведения о месте нахождения постоянно действующего органа НКО, по которому организацию можно найти;
  • документы, подтверждающие право на использование в наименовании НКО имени или символа, попадающих под защиту интеллектуальной собственности (при необходимости);
  • выписка из реестра иностранных юрлиц или другой подтверждающий статус документ (если учредитель – иностранное лицо);
  • программа политической партии и ее текст в машиночитаемом виде (при создании политической партии);
  • экземпляр печатного СМИ, где указана дата и время проведения съезда политической партии (при создании политической партии);
  • заверенные уполномоченными лицами копии протоколов конференций или собраний партии, проведенных не менее чем в половине субъектов РФ (при создании политической партии);
  • уставы не менее 3 местных религиозных организаций, входящих в состав централизованной религиозной организации (при создании централизованной религиозной организации);
  • заявление о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов (при необходимости).

Все документы, кроме учредительных и тех, что подаются в электронном виде, предоставляются в 2 экземплярах. Один из них – подлинник.

Для регистрации отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций требуется тот же перечень документов, однако он предоставляется на национальном языке с переводом на русский язык.

Со дня вынесения учредителями решения о создании НКО документы на регистрацию должны быть поданы в течение 3 месяцев (6 месяцев – при создании политической партии)

Госпошлина

Создание НКО предусматривает оплату государственной пошлины:

  • за регистрацию общественных объединений инвалидов и их отделений – 1400 рублей;
  • за регистрацию политической партии и каждого отделения политической партии – 3500 рублей;
  • за регистрацию иных НКО – 4000 рублей.

Оплата производится в любом банке.

Адреса

Подать документы для регистрации НКО москвичи могут лично в территориальное отделение Управления Министерства юстиций РФ (отделение Управления Минюста России), Центральный аппарат Министерства юстиций РФ (Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России), почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или через портал Госуслуг.

Подача заявления через портал Госуслуг

Отправить заявление на регистрацию НКО можно через портал Госуслуг. В личный кабинет на сайте придет соответствующее подтверждение.

Заявителем может быть только юридическое лицо.

Сроки

Решение о регистрации НКО с момента подачи документов в отделение Управления Минюста России принимается в течение 14 рабочих дней (для общественных объединений и политических партий – 30 дней, религиозных организаций – от 30 до 60 дней). На его основании ФНС в течение 5 рабочих дней осуществляет регистрацию организации и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

На уведомление отделения Управления Минюста России о регистрации НКО регистрирующему органу отводится 1 день. С момента получения уведомления в течение 3 рабочих дней заявителю выдаются документы о регистрации.

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческой организации представляются:

Заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

Учредительные документы некоммерческой организации;

Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;

Сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);

При использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

В соответствии с п. 1 ст. 23 и п. 7 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п.1 ст. 23 ФЗ "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, представляются :

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

Решение о внесении изменений в учредительные документы;

Учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;

Документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

Решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.

При включении в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно ст.13.1. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в Управление о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации . В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Примечание: рекомендуемая форма заявления - уведомления о начале процедуры реорганизации размещена на сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru (письмо ФНС от 23.01.2009 № МН-22-6/64@).

В соответствии со ст.14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) представляются:

а) заявления о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации;

б) учредительные документы юридического лица электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст.6 и п.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу Управления соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются:

Заявление о государственной регистрации ликвидации;

Ликвидационный баланс;

Документ об уплате государственной пошлины;

Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч.4 ст.9
Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу Управления соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций.

Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже. Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация.

Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям.

Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.

Что такое НКО

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.

К задачам НКО могут относиться вопросы:

  • социального характера;
  • благотворительности;
  • культурной сферы;
  • природоохранения;
  • здравоохранения населения;
  • обучения и научной деятельности;
  • спортивной отрасли;
  • духовных потребностей людей;
  • защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
  • посредничества в конфликтах.

К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Определяющие признаки НКО:

  • прибыль не является целью деятельности юрлица;
  • средства не распределяются между учредителями;
  • сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.

Нюансы функционирования НКО

НКО отличается от коммерческих структур не только своей «неденежной» направленностью, но и подчиненностью – их регистрацией ведает Министерство юстиции, а не налоговые инспекции. И оно гораздо более требовательное и суровое в отношении рассмотрения заявлений и прохождения регистрации.

  1. Некоммерческая организация считается созданной, как только она прошла процедуру государственной регистрации. С этого момента она имеет право функционировать бессрочно, если иного не предполагает ее учредительная документация.
  2. Юридические лица-НКО могут заниматься как одним, так и несколькими видами деятельности из регламентированных, что должно быть отражено в Уставе.
  3. Хотя данный тип юрлица и не относится к коммерции, но на добрые дела также нужны финансы, поэтому у НКО должен быть свой капитал, составляется .
  4. Некоторые разновидности деятельности НКО требуют получения лицензии.
  5. На такого рода организации, к сожалению, может осуществляться давление, против возможности которого государство разработало ряд мер предосторожности. Эти меры направлены, прежде всего, на прозрачность денежных потоков НКО, поскольку воспользоваться ими могут и недобросовестные инвесторы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2016 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ.

Разновидности некоммерческих организаций

Минюст Российской Федерации разделяет некоммерческие структуры на 4 основные группы:

  1. Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
  2. Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
  3. Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
  4. Другие НКО :
    • фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
    • кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
    • АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
    • учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
    • товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).

Главная трудность при регистрации НКО состоит как раз в определении сферы деятельности. При выборе ОПФ нужно учесть множество важных моментов относительно:

  • регулирования отношений между участниками и учредителями;
  • взаимной ответственности;
  • собственности имущества НКО;
  • возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
  • необходимости получения лицензии;
  • подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).

ВАЖНО! На этапе регистрации нужно очень серьезно отнестись к выбору ОПФ, поскольку перерегистрация может обойтись дороже по финансам и времени, нежели регистрация оптимальной формы деятельности НКО.

Как назвать НКО

Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:

  • имени собственного;
  • указания на его ОПФ.

Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.

Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.

Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.

После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.

Кто вправе и не вправе становиться участником НКО

Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:

  • иностранные персоны нон грата;
  • лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
  • объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
  • лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
  • недееспособные граждане.

Все о регистрации НКО

Прежде чем приступить к подготовке к этой процедуре, стоит тщательно изучить все требования государства к формулировкам Устава и перечню необходимой документации. В отличие от регистрации коммерческих организаций, к НКО приковано более пристальное внимание державы в лице Минюста. Любая неточность может стать поводом к отказу в регистрации, а значит, все придется начинать с нуля, при этом даже госпошлина не будет возвращена.

К СВЕДЕНИЮ! Многие учредители предпочитают обратиться в специализированные юридические компании, доверяя им сложную и ответственную процедуру регистрации НКО. Если принято решение заниматься этим самостоятельно, следует тщательно контролировать каждый этап.

Шаг 1. Подготовка уставной документации

Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Шаг 2. Составление заявления на регистрацию

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Шаг 3. Уплата госпошлины за регистрацию

Недавно размеры этой пошлины были изменены Минюстом на основании внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальные суммы пошлин следует уточнять в п. 25.3 части второй действующей редакции Налогового кодекса РФ.

Перечислить эти средства можно в любом отделении банка проведением безналичного платежа. Реквизиты следует узнать в Минюсте РФ (на его официальном сайте). Квитанцию о платеже нужно скопировать и при подаче документов предъявить оба экземпляра.

ВАЖНО! Проводить платеж и значиться в квитанции должен исключительно заявитель.

ШАГ 4. Сбор пакета документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах;
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра;
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.;
  • данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия);
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

К СВЕДЕНИЮ! Некоторые формы НКО потребуют дополнительных документов, например, если в названии используется копирайт, нужно предоставить подтверждение правообладания. А иностранный организатор должен будет предъявить еще и выписку из ЕГРЮЛ своего государства о своем юридическом статусе. Потому при подготовке следует еще раз уточнить в регистрирующем органе перечень необходимой документации: никаких документов сверх перечисленных Минюст требовать не вправе.

ШАГ 5. Подача заявления в регистрирующий орган

Этот шаг должен быть сделан не позднее 90 дней после первого шага. То есть даты, стоящей на протоколе решения общего собрания о создании НКО. Просроченные протоколы к регистрации не принимаются.

Пакет документов нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции РФ лично или почтовым отправлением с описью вложений. Допустимо доверить это дело юридической фирме, специализирующейся на государственной регистрации.

Шаг 6. Ожидание принятия решения

Сроки рассмотрения заявления Минюстом отличаются от аналогичной регистрации коммерческих объединений. Обычный срок рассмотрения для большинства форм НКО составляет 2 недели. Однако принятие решения о регистрации политических партий составляет 30 дней, а для религиозных организаций может растянуться и на полгода, если потребуется религиоведческая экспертиза.

Шаг 7. Постановка на налоговый учет

Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.

Шаг 8. Получение свидетельства

В течение 3 дней после получения подтверждения от ФНС Министерство юстиции обязано выдать заявителю документ о прохождении госрегистрации, содержащий:

  • наименование НКО;
  • юридический адрес объединения;
  • индивидуальный номер государственной регистрации.

Выдача этой бумаги означает, что с этого момента НКО официально признана существующей.

Возможные причины отказа в регистрации НКО

  1. Поданные документы в какой-то части противоречат Конституции и/или законодательству РФ.
  2. Лицо-заявитель не имеет права быть учредителем НКО в соответствии с ФЗ «О коммерческих организациях».
  3. Организация с таким наименованием уже была зарегистрирована.
  4. Наименование, данное НКО, является оскорбительным для нравственных, национальных, религиозных чувств.
  5. Неполный пакет документов.
  6. Документы, составленные с нарушением законодательных требований.
  7. Недостоверные сведения в предоставленной документации.

Устранив причину, можно подать документы повторно, при этом потребуется еще раз уплатить государственную пошлину либо обжаловать решение об отказе в регистрации в вышестоящем органе или в судебном порядке.

Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте

Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ. О регистрации юридических лиц в целом рекомендуем узнать из статей в разделе «Регистрация юридических лиц» на нашем сайте.

Наша пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2018 — 2019 году включает описание следующих шагов:

  1. Учреждение НКО (определение состава учредителей, подготовка учредительных документов и решения или протокола об учреждении).
  2. Подготовка документов для регистрации НКО Минюстом РФ или его территориальным органом, уплата госпошлины.
  3. Сдача документов некоммерческой организации на регистрацию в Минюст РФ.
  4. Получение свидетельства о регистрации НКО и выписки из ЕГРЮЛ.

Ориентироваться в том, как зарегистрировать НКО, помогут:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Адм. регламент предоставления Минюстом РФ госуслуги по принятию решения о государственной регистрации…, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455017 (далее — Регламент).

Учреждение и документы для государственной регистрации НКО

Порядок учреждения и перечень документов для регистрации НКО определяются в соответствии с видом и избранной организационно-правовой формой. Подробнее о них можно прочесть в статье «Виды и формы некоммерческих организаций» . Форма НКО должна соответствовать одной из перечисленных в параграфах 6, 7 гл. 4 Гражданского кодекса и гл. II (ст. 6-11) закона № 7-ФЗ:

  • автономная некоммерческая организация (АНО);
  • госкорпорация;
  • некоммерческое партнерство и др.

Основные признаки НКО — это отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и выплаты дохода от деятельности участникам. Цели регистрации НКО общественно полезные из числа перечисленных в п. 2 ст. 2 закона № 7-ФЗ.

Состав документации, представляемой на регистрацию

В соответствии со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ для госрегистрации НКО представляются:

  • заявление по ф. Р11001 (Р12001 — в случае реорганизации) с указанием сведений об учредителях, кодах ОКВЭД, адресе, руководителе (см. подробнее в статье «Заявление о регистрации юридического лица»);
  • учредительные документы (устав, учредительный договор);
  • решение о создании;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы о согласии правообладателя на использование имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ, полного наименования иного юрлица как части собственного наименования;
  • копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя — иностранного лица.

Решение об учреждении НКО

Решение об учреждение может быть выражено в разных формах:

  • Протокол собрания учредителей, в случае если учредителей несколько. Это характерно для корпоративных НКО (потребительских кооперативов, общественных организаций и др., п. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Таким образом могут создаваться и унитарные НКО (фонды, религиозные организации и др.).
  • Единоличное решение учредителя (например, фонда).
  • Нормативный акт (см. в качестве примера закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ о создании госкорпорации «Ростех»).

В данном документе приводятся основные решения, принятые при учреждении: о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления (например, в учреждении обязательно назначается руководитель, п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и др. Он подписывается единоличным учредителем либо председателем и секретарем учредительного собрания. В последнем случае в протоколе отражается их избрание (1 вопрос повестки дня).

Учредительные документы НКО

Допускается замена устава на положение для казенного учреждения, наличие учредительного договора для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций (АНО).

Основные положения устава НКО, а также образец такого документа приведены в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2018 — 2019 года» . При этом пункты устава должны соответствовать п. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ и содержать:

  • наименование, указывающее на характер деятельности и организационно-правовую форму (ОПФ);
  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности (см. статью «Особенности правоспособности некоммерческих организаций»);
  • порядок управления (структуру, полномочия органов);
  • условия членства;
  • источники формирования имущества и др. (имущественные отношения в НКО подробно раскрыты в статьях «Уставный капитал и имущество некоммерческой организации» и «Членские взносы в некоммерческую организацию»).

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Требования к наименованию НКО

Указание на ОПФ НКО необходимо в том случае, если она не имеет разновидностей (видов), к таким относятся:

  • некоммерческое партнерство;

Если ОПФ может существовать в разных видах, необходимо указать конкретный вид организации. Такое требование содержится в п. 1 ст. 54 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатское образование может быть создано в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Соответственно, название разновидности ОПФ и указывается в учредительных документах.

В соответствии со ст. 4 закона № 7-ФЗ наименование НКО должно также указывать на характер ее деятельности. Под характером подразумевается общее обозначение ее предмета. Например, спортивные организации указывают название соответствующего вида спорта.

Согласно абз. 1 ст. 28 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) в названии общественного объединения должно содержаться указание на территориальную сферу его деятельности (как правило, в виде прилагательных: «Всероссийский…», «Самарский областной…» или «Владимирский региональный…», «Ульяновский городской…» и т. д.).

«Произвольная» часть наименования — собственно название НКО, которое формулируется по усмотрению учредителей по общим правилам для юридических лиц с ограничениями, установленными п. 1 ст. 54 ГК РФ.

Список учредителей НКО

Учредители НКО должны быть указаны в заявлении Р11001 (листы А-Г). В этом качестве могут выступать полностью дееспособные граждане и юрлица (п. 1 ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Законом № 7-ФЗ установлены ограничения возможности учреждать НК. Так, не могут быть учредителями:

  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
  • лица, включенные в списки в соответствии с законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и др. (ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Минимальное число учредителей определяется нормами об НКО соответствующей ОПФ или вида. Так, число учредителей общественной организации должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ), ассоциации (союза) — не менее 2 (ст. 123.9 ГК РФ), учреждение создается единолично его собственником (ст. 123.21 ГК РФ), число учредителей фонда не регламентировано ни ГК РФ, ни законом № 7-ФЗ.

На местах территориальные подразделения Минюста РФ нередко предлагают представить список учредителей на отдельном листе с указанием паспортных данных (для физлиц) или сведений о регистрации (по юрлицам).

Особенности статуса и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Другие нюансы об этой ОПФ можно узнать из статьи «Автономная некоммерческая организация - особенности» . Регистрация АНО проводится Минюстом в течение не более 17 рабочих дней (п. 22 Регламента).

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Создание и деятельность общественной организации урегулированы законами № 7-ФЗ и 82-ФЗ. Особенности этой ОПФ:

  1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
  3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст. 8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа.

При регистрации общественной организации срок регистрации Минюстом (без учета времени регистрации в ЕГРЮЛ) составляет не более 33 дней (п. 22 Регламента).

Действия территориального органа Минюста РФ по заявлению

Общий срок регистрации НКО более длителен в связи с тем, что решение о регистрации принимается Минюстом РФ или его территориальным органом после проведения правовой экспертизы представленных документов. Движение документов согласно Регламенту выглядит следующим образом.

Итак, для государственной регистрации НКО необходимо представить заявление и документы (учредительные, решение о создании и др.) в территориальный орган Минюста РФ. После проведения правовой экспертизы принимается решение о регистрации и документы передаются в ФНС РФ для внесения сведений в ЕГРЮЛ. После возвращения документов в Минюст РФ и ведомственной регистрации документы выдаются заявителю.