Декорирование керамических изделий методы декорирования. Декорирование стекла – сферы применения. Горячее тиснение древесины

Декорирование мебели по праву считается одним из наиболее сложных и интересных способов создания по-настоящему уникальных предметов мебели - благодаря современным технологиям, процесс декорирования предметов , представляющий набор художественных техник, позволяет усилить выразительные свойства изделий и, тем самым, - сделать неповторимым ваш интерьер.

История декорирования предметов интерьера очень богата. Еще в древности особое декорирование предметов мебели было отличительной чертой дорогих мебельных фабрик - каждая имела авторский набор элементов и отмечала им все свои изделия. Зачастую декорирование предметов интерьера из дерева или любого иного материала делалось на заказ для клиента, который хотел внести в свой интерьер нечто уникальное. Разумеется, позволить себе такую услугу могли только представители высшего общества - ведь из дерева осуществлялось в большей части ручным трудом. Сейчас, благодаря появлению современного оборудования, эту услугу может позволить себе каждый, а благодаря новым методам работы с материалом вы получите огромное разнообразие выбора способов декорирования предметов вашего интерьера.

Не говоря уже о некоторых техниках, которыми вы сможете обучиться сами и самостоятельно осуществлять декорирование предметов интерьера из дерева, в основном требуется работа профессионалов и наличие специального оборудования. Вот несколько самых известных и актуальных способов, из которых, возможно, когда-нибудь вам придется выбирать для украшения предметов своего интерьера.

Декупаж

Техника декупажа позиционируется как наиболее простая, по сравнению с остальными. Именно благодаря этому, способ декорирования предметов интерьера из дерева техникой декупаж является наиболее интересной - ею можно обучиться в короткие сроки. Заключается этот способ в вырезании изображений и рисунков и наклеиванию на поверхности. Истоки техники декупаж восходят еще из раннего Средневековья, но пиком декупажа стал восемнадцатый век в Венеции, где одной из тенденций в дизайне интерьеров стала деревянная мебель, которая была украшена инкрустациями в восточном стиле.

Художественная роспись

Художественная роспись является отличительной чертой культуры большинства народов - это явление существовало, как в европейских традициях, так и на Востоке и в Африке. Не говоря уже о России, где особое влияние на эту технику оказала иконопись.

Метод заключается в росписи отдельных элементов или предмета целиком. Темы могут быть самыми необычными: от классических мебельных рисунков, до абстракций и религиозных сюжетов.

Горячее тиснение древесины

В декорировании предметов интерьера из дерева, метод горячего тиснения древесины имеет особое место - являясь не очень распространенной техникой, горячее тиснение древесины имеет множество интересных свойств. Например, тиснение позволяет имитировать другие материалы, а том числе и плетенные (ротанг, камыш, соломку), также можно сочетать несколько разных пород древесины. Этот метод отличается от, например, художественной резьбы, меньшей трудоемкостью.

Подойдя к обычной покраске стены с определенной фантазией, используя нетрадиционные малярные приемы и инструменты, можно преобразить интерьер помещения.

Особенностью различных техник является то, что, варьируя различные цветовые решения декоративных покрытий, можно сгладить или, наоборот, выгодно подчеркнуть незначительные дефекты поверхности. Более того, при появлении дефектов на покрытии в процессе эксплуатации проблема решается с минимальными финансовыми и временными издержками фрагментарным косметическим ремонтом. Отсюда, правда, ни в коем случае не следует, что для нанесения декоративных покрытий можно пренебречь тщательной подготовкой основания. Наоборот, для гарантированной и качественной "работы" покрытия необходимо ещё на стадии выбора краски определить, какими качествами (прочность, атмосферостойкость, и др.) оно должно обладать.

Техника снятия материала кожаным крученным валиком

Для получения желаемого декоративного эффекта можно применять следующие инструменты и приспособления: пластиковые и металлические шпатели самого разного размера и калибра, синтетическую или натуральную морскую губку, тампоны разного размера, тампонированный валик, кисть, перчатку, капельный аэрограф, инструмент для получения эффекта "дерево" и другие.

Вся информация о необходимой технике предоставляется поставщиком материала. Необходимые инструменты, как правило, также приобретаются у поставщика.

Эффекты, которые можно получить, применяя ту или иную технику, поистине безграничны. Это и возможность создания текстур, имитирующих натуральный камень, старый пергамент, кожу или влажный шелк, тканую циновку или "мятую ткань", и воспроизведение рисунков, напоминающих внешне и на ощупь структуру дерева, создание эффекта интенсивного металлического блеска, нежной дымки или северного сияния, облачного неба или сюрреалистических картин, и т.д. Воспроизведенный рисунок может быть более или менее рельефным, текстурным, гладким - от матового до полированного.

Рассмотрим очень кратко лишь наиболее распространённые техники создания различных декоративных покрытий. Тем более что производители лакокрасочной продукции постоянно разрабатывают всё новые и новые техники, предлагают применение новых приспособлений. Одни и те же материалы, нанесенные разными способами, дают разные эффекты. Отметим, что аналогичные приемы у разных производителей называются по-разному. Единой устоявшейся терминологии на сегодняшний день не существует.

Метод размывки. Широкое разнообразие узоров дает метод размывки, когда второй, свежий слой краски как бы "смывается" после нанесения при помощи кисти, губки, ткани или полиэтилена. Причем в зависимости от выбранного инструмента получаются абсолютно разные узоры. Лоскутом ткани можно создать рисунок, напоминающий мелкую рябь на воде, шпателем или крупной кистью - узор в виде широких мазков, можно добиться даже эффекта джинсовой ткани. Метод размывки, придающий стенам и потолку "воздушный" вид, годится даже для таких оснований, как стекловолокнистые обои.

Техника нанесения тампоном (или губкой). Разведенный или не разведенный водой (в зависимости от желаемого эффекта) состав наносится кистью или валиком равномерно на поверхность за один раз. Затем поверхность обрабатывается тампоном (или губкой) вращательными движениями. После высыхания возможно нанесение второго (и более) цвета с целью получения эффекта многоцветности и глубины рисунка.


Техника рельефного шпаклевания

Техника нанесения малярной перчаткой. На стену беспорядочно наносятся несколько пятен разных цветов. Для этой операции используется неразбавленная краска. С помощью перчатки пятна размазываются по поверхности для получения неоднородного цвета с более темными и светлыми отливами. Возможно также нанесение отдельного слоя валиком и затем использование перчатки для создания изящного рисунка. В зависимости от выбранных цветов, наносимых вначале пятен, можно получить игру более или менее контрастных цветов.

Техника цветной накатки - создается эффект мятой структуры поверхности. Глянцевый отделочный слой накатывается по матовой высохшей базе лоскутным или фигурным поролоновым валиком. В некоторых покрытиях слой наносится валиком, а затем валиком же и "структурируется".

Набивка по трафарету. Трафарет прикладывают к окрашенной стене и наносят рисунок. Можно создавать различные рисунки и бордюры.

Техника нанесения с разводами. Кистью вертикальными полосами на небольшую по площади рабочую поверхность наносится красочный состав. Чередуются полосы разного цвета. Затем придается однородность цветам с помощью шпателя. Возможно шпательное нанесение "мокрое на мокрое", что позволяет достичь более мягкого, размытого рисунка, или "мокрое на сухое", позволяющее подчеркнуть геометричность, современность рисунка.

Техника нанесения краскораспылителем для получения капельного эффекта. Используя сопла различных диаметров и регулируя давление воздуха, можно менять эффект капельного распыления с целью получения желаемого результата. После нанесения и высыхания краски одного цвета можно сразу же распылять другой цвет, получая при этом особый эффект полихромии.

Эффект следов кисти. С помощью валика или кисти на поверхность наносится густой слой неразбавленной краски. Затем кистью выбранного размера проходятся по поверхности легкими движениями для получения на ней следов кисти. После высыхания можно нанести слой другого цвета с повторением этой процедуры для получения эффекта многоцветности.

Техника создания эффекта поверхности дерева. Разбавленный на 5-10% состав наносится валиком или кистью для получения однородной поверхности. Эффект "дерево" достигается использованием по свеженанесенному слою краски специального приспособления. Движения сверху вниз с одновременными поворотами кисти руки дают эффект прожилок дерева и сучков с разводами.

Мастер-класс по фишкам

Идея: покрыть бумажное изображение эпоксидным клеем и получить эффект выпуклого стеклышка.
Нужно взять любое изображение, какое вам нравится и (в идеале) распечатать его на толстой белой бумаге.
Показываю свой первый опыт , местами не совсем удачный (так что учитесь на моих ошибках:)).
- я взяла каталог Икея:) и вырвала места с красивыми фонами (выбирала черно-белые узоры),
- наклеила их на толстый коричневый картон,
- обвела круглешки и вырезала их (самый долгий муторный процесс).
Вот заготовки, часть перевернула, чтоб было видно картон - основу:

делаю подставки - круглешки из пластилина (это мне умный муж подсказал),


размещаю кружки на подставки


Разводим клей согласно инструкции. Кстати клей стоил 56 руб. в строительном магазине. Одной разведеной крышечки (от фруто няни) хватило фишек на 40 и это примерно 1/10 часть упаковки клея. Т.е. данный способ очень дешев.


Деверянной палочкой наношу клей и распределяю по всей поверхности кружка (это легко).


Наносить клей нужно достаточно быстро, так как он густеет в течении примерно 30 минут.


Вот что получилось


Ниже видно, что стал проступать текст с обратной стороны журнального листа. Так испортилась половила моих первых фишек.


Ждем высыхания, затвердевания клея - 24 часа.


И вот результат:


Выпуклые и глянцевые.


Выводы, советы (важно ):

Используйте одностороние изображения


За основу берите белый картон/бумагу. У меня коричневый картон, он слегка просвечивает и добавляет коричневый оттенок изображению


Не прикасайтесь к фишкам до полного застывания клея (сутки), иначе отпечатки пальцев испортят глянцевую поверхность


Клей мешайте спокойно, не бысто, по кругу, чтоб не было пузырьков. Если мешать быстро, как при взбивание крема - будут пузырьки воздуха, которые могут потом испортить фишки.


Проследите, чтоб поверхность была горизонтальна, иначе клей распределится неравномерно


Для большего объёма,

покройте клеем второй раз

Когда первый слой просохнет


Обязательно используйте подставки из пластилина (или какие-то еще)! на пробу несколько фишек положила прямо на доску, во-первых их было не удобно покрывать клеем/лаком (они ёрзали), во-вторых клей с них слез (перетёк) на доску. И еще пластилин удобнее твердых подставок, так как в процессе намазывания клеем, надавливая палочкой на край фишки, можно менять наклон фишки делая её более горизонтальной.

Мой второй опыт.

самые красивые:)


Все подробности и тонкости смотрите выше.

За основу взяла распечатаное на фотобумаге изображение.


В фотошопе скомпоновала такие кружочки и напечатала (в фотосалоне) 2 фото 10 на 15 - матовые (у нас в городе проще и дешевле распечатать фотографию, нежели лист бумаги на цветном принтере)



основа - фото 10 на 15

Фотобумага прочная, поэтому дополнительных подложек не делала, а сразу наносила клей.


Вот такие "грибочки" сохли у меня на окошке:)


А ниже фишки из скрап бумаги, украшенной штампами (наклеила на акварельную бумагу для плотности). Красная стрелка указывает на испорченную фишку, я её задела пальцем пока клей не просох и блеск пропал.




Фишки с часами и машинами:



Подробнее про клей.

Я использовала вот такой клей. Он двух компонентный: смола -почти прозначная, загуститель -желтоватый. Разводится он в пропорции 1/10, то есть на 10 частей прозрачной смолы, 1 часть желтого отвердителя. И в итоге клей немного желтоват, но не сильно.


Сравнение исходных изображений и готовых фишек:

Поскольку клей добавляет мутновато-желтый оттенок, идеально белую фишку не получить таким способом. Но цвет меняется не значительно. Ниже исходные кружочки (у меня они остались) и фишки. Разница в цвете видна, но фишки все-равно очень красивые:)

У часиков фон был светлый (НЕ белый) и они в общем-то остались светлыми.


Веточка красных роз (слева) и часы с розами были на БЕЛОМ фоне, видно что фон стал не белоснежный, но остался очень светлым.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-1.jpg" alt="> Декорирование керамических изделий ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-2.jpg" alt=">Методы декорирования ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-4.jpg" alt="> Способы декорирования керамики декорирование керамической массы; декорирование изделий"> Способы декорирования керамики декорирование керамической массы; декорирование изделий в процессе изготовления; декорирование готовых изделий.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-5.jpg" alt="> Декорирование керамической массы осуществляется путем изменения ее цвета - "> Декорирование керамической массы осуществляется путем изменения ее цвета - окрашиванием в массе. Примером являются: цветной фарфор (розовый, зеленый, синий), полученный путем введения в рецептуру оксидов марганца, хрома, кобальта); цветные тонкокаменные массы («джаспер» фирмы Веджвуд); цветной фаянс – цвета сливок и т. д. получение «мраморных» масс. Две или несколько цветных глин соединяют друг с другом так, чтобы они не смешивались до полного единства цвета массы. Изделия после обжига производят впечатление мраморных.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-6.jpg" alt=">Цветной фарфор и фаянс ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-7.jpg" alt="> Декорирование изделий в процессе изготовления заключается в изменении цвета, блеска"> Декорирование изделий в процессе изготовления заключается в изменении цвета, блеска или фактуры поверхности. Цвет поверхности, блеск или матовость зависят от типа наносимой глазури или ангоба. Фактурное декорирование производят следующими способами, применяемыми для гончарных изделий: лощением, обваркой, мраморизацией, фляндровкой, пастилажем, резерважем. Ряд методов применяют и для украшения фарфора, фаянса, майолики: подглазурное декорирование и роспись растворами солей.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-8.jpg" alt="> Лощение – это полирование (заглаживание, лощение) специальным инструментом, отчего поверхность"> Лощение – это полирование (заглаживание, лощение) специальным инструментом, отчего поверхность приобретает сильный блеск и становится плотной. Лощение производят как по поверхности глины, так и по слою ангоба. После обжига поверхность становится гладкой и блестящей, равномерной и чистой окраски.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-9.jpg" alt=">лощение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-10.jpg" alt="> Для обварки горячее изделие окунают в мучную болтушку. Мука проникает в"> Для обварки горячее изделие окунают в мучную болтушку. Мука проникает в поры черепка, частично заклеивает их, частично сгорает. Стенки делаются водопроницаемыми и прочными. На всей поверхности изделия образуются темные круги неправильной формы и размеров.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-11.jpg" alt=">Изделие, декорированное способом обварки ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-12.jpg" alt="> Морение - это обжиг керамики при температуре 900… 9500 С в"> Морение - это обжиг керамики при температуре 900… 9500 С в печи (горне) без доступа кислорода воздуха. При этом Fe 2 O 3, содержащийся в глине, переходит в Fe. O , окрашивающий поверхность в черный цвет.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-13.jpg" alt=">Морение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-14.jpg" alt="> Мраморизация заключается в образовании узора из растекающихся капель, полос, клякс,"> Мраморизация заключается в образовании узора из растекающихся капель, полос, клякс, нанесенных на поверхность мокрого ангобного слоя.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-15.jpg" alt=">Декорирование изделий мраморизацией ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-16.jpg" alt="> Разновидность мраморизации – фляндровка. Её выполняют с помощью простого инструмента: деревянной"> Разновидность мраморизации – фляндровка. Её выполняют с помощью простого инструмента: деревянной палочки или стальной проволочки. Изделие, покрытое ангобом, устанавливают на турнетку, небольшой вращающийся столик, и наносят волнистые горизонтальные линии ангобом контрастного цвета. Затем в углублениях этих линий делают цветные точки или короткие штрихи, после чего быстрыми движениями с помощью деревянной палочки или тонкой проволочки снизу вверх наносят вертикальные линии. В результате получается волнистый орнамент.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-17.jpg" alt="> Фляндровка Кувшин устанавливают"> Фляндровка Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба (рис. 1). Продолжая вращать подставку, мастер рассекает нанесенные пояски острой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные промежутки (2). При смешении вязких слоев ангобов образуется оригинальный живописный узор. Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде. На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги (1). Затем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба (2). Каждую каплю острой палочкой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смещаются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов» (3).

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-18.jpg" alt="> Пастилаж - это рисунок ангобом по ангобному слою другого цвета в"> Пастилаж - это рисунок ангобом по ангобному слою другого цвета в виде линий различной ширины и толщины. Резерваж используется для нанесения силуэтных двухцветных рисунков. Вначале жиром или воском наносится рисунок, затем изделие глазуруется и обжигается. Поскольку в местах нанесения жировоскового слоя глазурь не закрепляется, рисунок сохраняет фактуру неглазурованного черепка. Затем изделие повторно глазуруется, в том числе может быть использована цветная глазурь.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-19.jpg" alt=">Пастилаж В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и,"> Пастилаж В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-20.jpg" alt=">Резерваж ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-21.jpg" alt="> Рельефный декор Рельеф – любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью"> Рельефный декор Рельеф – любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью материала, или изображение, вдавленное в толщу материи (контррельеф). Ажур – вид декора, когда рисунок создаётся посредством сквозной резьбы материала. Вырезывание осуществляют под некоторым углом, создавая впечатление вырезов больших размеров, чем они есть на самом деле.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-22.jpg" alt=">Приемы получения рельефного декора ажур ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-23.jpg" alt=">Ажурные изделия ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-24.jpg" alt="> Молетаж - это способ нанесения на изделие ритмического орнаментального рисунка"> Молетаж - это способ нанесения на изделие ритмического орнаментального рисунка вдавливанием специального колесика или системой валиков. Углубления заполняют цветным ангобом. Молетажем обычно оформляют бордюры.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-25.jpg" alt="> Инкрустация заключается в заполнении (запрессовывании) несквозных углублений окрашенными керамическими массами"> Инкрустация заключается в заполнении (запрессовывании) несквозных углублений окрашенными керамическими массами состава аналогичного составу черепка, чаще всего, фаянса. Техника сграффито по приемам работы аналогична графированию. Поверхность изделий покрывают тонким слоем ангоба более светлого, чем поверхность черепка. Затем острым инструментом вырезают рисунок силуэтного орнаментального характера.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-26.jpg" alt=">Инкрустация ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-27.jpg" alt=">Сграффито ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-28.jpg" alt="> Гладкое декорирование Усик, отводка, лента –непрерывная круговая полоса шириной: "> Гладкое декорирование Усик, отводка, лента –непрерывная круговая полоса шириной: Усик -1 мм Отводка – 1 -3 мм Лента – 4 -10 мм

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-29.jpg" alt=">Усик, отводка, лента ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-30.jpg" alt="> Трафарет – рисунок, нанесенный на изделие посредством пульверизатора через трафарет"> Трафарет – рисунок, нанесенный на изделие посредством пульверизатора через трафарет в одну, две или много красок. Рисунок плоскостной, с резкими очертаниями краев.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-31.jpg" alt="> Крытье Сплошное – покрытие корпуса изделия равномерным слоем"> Крытье Сплошное – покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски. На тарелках покрывается только борт, на блюдцах – вся площадь, кроме места для чашки. У чашек и др. изделий носики, ручки и держатели крышек краской не покрываются.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-32.jpg" alt=">Сплошное крытье ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-33.jpg" alt="> Крытье Полукрытье – крытье изделия шириной от 20"> Крытье Полукрытье – крытье изделия шириной от 20 мм и выше Нисходящее крытье – крытье изделия с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому. Крытье с прочисткой – в сплошном крытье оставляется участок, закрытый (резервированный) нанесением воска, бумаги или другим способом.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-34.jpg" alt="> Крытье с прочисткой Полукрытье "> Крытье с прочисткой Полукрытье Нисходящее крытье

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-35.jpg" alt="> Печать – графический однокрасочный рисунок. Может быть дополнительно раскрашен красками."> Печать – графический однокрасочный рисунок. Может быть дополнительно раскрашен красками. Штамп – однокрасочный графический рисунок, наносимый на изделие резиновым штампом. В большинстве случаев наносится золотом как дополнение к основной разделке.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-36.jpg" alt=">Печать на фаянсе ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-37.jpg" alt="> трафарет штамп ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-38.jpg" alt="> Декалькомания (деколь) – многокрасочный или однокрасочный рисунок, наносимый на изделие"> Декалькомания (деколь) – многокрасочный или однокрасочный рисунок, наносимый на изделие при помощи переводной картинки. При рассмотрении рисунка видны точки и штрихи. Живопись -рисунок, выполненный кистью от руки, характеризуется наличием мазков.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-39.jpg" alt=">живопись деколь ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-40.jpg" alt="> Фотокерамика – фотография на изделии. Шелкография - применяется для нанесения"> Фотокерамика – фотография на изделии. Шелкография - применяется для нанесения однотонных и многоцветных рисунков. Рисунок наносят на изделие через шелковую или капроновую сетку с пробелами для нанесения краски (трафарет). Сетку с трафаретом накладывают на поверхность изделия и протирают через нее краску на поверхность изделия. Рисунок различной сложности, отличается хорошо видимыми штрихами и точками

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-41.jpg" alt=">шелкография ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-42.jpg" alt="> Разделка рельефа Разделка рельефа – разрисовка всех деталей рельефа. "> Разделка рельефа Разделка рельефа – разрисовка всех деталей рельефа. Пестрение рельефа – частичная разрисовка рельефа, подчеркивающая отдельные его детали. Промазка рельефа – сплошное покрытие рельефа.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-43.jpg" alt="> Пестрение рельефа Разделка рельефа ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-44.jpg" alt="> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Букет"> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Букет - количество лепков и рисунков до трех всключительно Раскидной - из лепков или рисунков от пяти и более Раскидной с большим букетом – раскидной с количеством лепков или рисунков не меньше 4 и большой букет в центре изделия (для столового ассортимента)

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-45.jpg" alt=">букет ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-46.jpg" alt="> раскидной Раскидной с большим букетом ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-47.jpg" alt="> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Бортовой"> По характеру расположения рисунков и их количеству на изделии Бортовой – из непрерывного (орнаментального) рисунка, нанесенного на изделия в виде непрерывной полосы, чаще всего по борту. Сплошной - из непрерывных рисунков, нанесенных на внешнюю или внутреннюю поверхность изделия (на тарелках, блюдах и других плоских изделиях – по всему борту, на чашках и других объемных изделиях – до нижнего изгиба, переходящего в ножку).

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-48.jpg" alt="> сплошной бортовой ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-49.jpg" alt="> Дополнительные разделки Пестрение – частичная разрисовка рисунка краской или золотом для"> Дополнительные разделки Пестрение – частичная разрисовка рисунка краской или золотом для подчеркивания отдельных деталей. Арабеска – узкий бортовой орнамент краской или золотом, нанесенный от руки. Блик – рельефный мазок бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-50.jpg" alt=">арабеска ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-51.jpg" alt="> Дополнительные разделки Цировка – вычерчивание матового узора по блестящему золоту. Имитировать"> Дополнительные разделки Цировка – вычерчивание матового узора по блестящему золоту. Имитировать цировку можно с помощью травления глазури. Медальон – круг, овал или другое фигурное изображение, границы которого разрисовывают от руки или оформляют штампом. Дорисовка – дополнительная к основному рисунку ручная работа красками или золотом.

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-52.jpg" alt=">медальон цировка ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17374126_41709961.pdf-img/17374126_41709961.pdf-53.jpg" alt="> Изделия без разделки – «белье» . ">

Для придания изделию окончательного вида его подвергают декорированию - процессу украшения рельефом, глазурью, росписью и т.д. Декорирование осуществляют разными методами (рис.7): скульптурными (созданием рельефа, контррельефа, гравировкой и т.д.), живописными (росписью керамическими красками , ангобами, глазурями и т.д.) и технологическими, которые не только украшают изделие, но и улучшают его свойства (покрытие изделий глазурями , ангобами, эмалями, люстрами) . Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии . Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.

Глазурованием называют процесс покрытия высушенного или обожженного изделия сырьевой суспензией - шликером, который в процессе обжига образует глазурь - стекловидное покрытие на поверхности изделия толщиной 0,1-0,3 мм. Глазурь придает изделию большую механическую прочность, защищает от загрязнений и служит одним из основных средств декора . Глазури могут быть прозрачными, непрозрачными (глушенными ) - скрывающими цвет материала изделия, блестящими и матовыми, бесцветными и цветными. Глазурование проводят окунанием изделия в глазурный шликер , поливом изделия шликером, распылением шликера на изделие.

Чаще всего перед глазурованием изделие подвергают первому предварительному обжигу - утильному обжигу , после которого изделие набирает достаточную механическую прочность, чтобы не разрушиться при намокании глазурным шликером .

Методы декорирования

Скульптурные Живописные Технологические

Рельеф Роспись Глазурование

Контррельеф Аэрография Ангобирование

Ажур Декалькомания Лощение

Инкрустация Мраморизация Томление

Гравировка Пастилаж Обвар

Тиснение Резерваж

Фландровка Шелкография

Перевод печати

Декорирование штампом

Рис.7. Классификация методов декорирования

Крупногабаритные изделия после тщательной сушки можно покрывать глазурным шликером без предварительного обжига . Утильный (утельный) обжиг предотвращает возникновение дефектов глазури, связанных с газовыделением из изделия через слой глазури во время обжига . Второй обжиг , который проводят для образования глазурного покрытия, называют политым . Однократный обжиг неглазурованного изделия, при котором оно приобретает конечные свойства, называют бисквитным , а само изделие после обжига - бисквитом . Для закрепления надглазурных керамических красок проводят третий - муфельный или декоративный обжиг.

При политом обжиге на поверхности пористого керамического тела образуется плотная пленка стекла; при этом возможно возникновение на глазури различных дефектов, портящих внешний вид изделия. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек - сеть мелких волосяных трещин на глазури , а также отслаивание глазури . Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделия. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури - снижение блеска и шероховатость, матовость - при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость , слабый блеск - при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига . При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникнуть натеки - утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины - отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка - стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утельного обжига могут образоваться наколы - точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800-1000°С - пузыри или прыщи .

Необходимо заметить, что каждый из перечисленных дефектов может иметь одну или несколько причин, связанных как с неправильным приготовлением глазури , так и с несоблюдением режима обжига или техники глазурования . Судить уверенно о том, какая из причин является определяющей, можно лишь после специально проведенных экспериментов. Для исключения возможных дефектов необходимо пользоваться специально подобранной для данного материала глазурью , тщательно соблюдать рекомендации по ее нанесению (не наносить толстый слой, не оставлять неглазурованных мест, добиваться равномерного покрытия, очищать изделие перед глазурованием от пыли, пятен жира и т.д.), соблюдать режим обжига и не торопиться извлекать глазурованное изделие из печи, не охладив его до 60-80°С. Глазурные дефекты иногда служат также элементами декора , так цек используют для создания глазурей типа кракле , оттеняя сеть волосяных трещин. Используют также декоративную сборку .

Долгое время глазури готовили с использованием соединений свинца, придающих глазурям хороший блеск, растекаемость и легкоплавкость. Однако в последнее время, учитывая токсичность свинца, для многих керамических изделий (посуда), стали использовать бессвинцовые глазури .

Приготавливая глазури для фаянса и майолики, смесь их компонентов предварительно расплавляют, затем выливают в холодную воду. Этот процесс называют фриттованием. Образовавшуюся фритту подвергают помолу. Фриттование необходимо для перевода водорастворимых соединений, которые присутствуют во многих исходных составах глазурей, в нерастворимую форму. Нефриттованные глазури , называемые сырыми , приготавливают из природных компонентов и используют для глазурования фарфора.

Глухие глазури , чаще белого цвета, называют эмалями и используют для маскировки цвета керамики , а также в качестве сырого фона для росписи красками и солями металлов.

Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, наносимое на керамическое изделие для маскировки цвета изделия, создания рисунка и т.д.. В отличие от глазури нанесенный на поверхность ангоб при обжиге не образует стекловидного слоя, а создает плотный декоративный слой, обладающий некоторой пористостью. В состав ангоба входит глина . Ангоб наносится в виде более густой, чем глазурный шликер , суспензии и всегда на необожженное изделие. Благодаря пористости ангобного покрытия газы, образующиеся в керамическом теле при обжиге, могут выйти через него. Если ангоб наносят несплошным слоем, его называют барботином . Ангобы , образующие тонкие глинистые покрытия в виде глянцевых пленок, иногда называют лаками .

Керамические краски , используемые для декорирования керамики , разделяют на подглазурные, надглазурные и внутриглазурные . Для их производства используют керамические пигменты - соединения переходных металлов (оксиды и некоторые другие), сохраняющие или образующие цвет при обжиге и мало взаимодействующие с расплавом глазури .

Подглазурные краски наносят на высушенное или прошедшее утильный обжиг изделие. Для этого подглазурную краску , содержащую помимо пигмента глазурь , смешивают со связкой (глицерином, раствором сахара и т.п.). После растирания краски ее наносят кистью на поверхность изделия по намеченному контуру рисунка. Иногда используют в качестве подглазурных красок растворы солей металлов в воде или глицерине. Такой способ росписи называют росписью солями . После нанесения краски изделие глазуруют и обжигают.

Надглазурные краски наносят на изделия, прошедшие политой обжиг . Для этого надглазурную краску , содержащую помимо пигмента флюсы - легкоплавкие стекла, придающие блеск краскам и хорошее сцепление с глазурью , смешивают со скипидаром и скипидарным маслом. После быстрой сушки изделия подвергают декоративному обжигу.

Палитра подглазурных красок гораздо беднее палитры надглазурных , что объясняется высокой температурой политого обжига фарфора и, следовательно, требованиями устойчивости к высоким температурам применяемых пигментов. Подглазурные краски обжигают вместе с глазурью при температурах до 1400°С, тогда как надглазурные краски обжигают в отдельном обжиге при температурах 600-900°С.

В табл.1 приведены некоторые химические соединения – соли и двойные оксиды (шпинели), которые используют в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования. Из таблицы видно многообразие оттенков керамических красок. Однако необходимо помнить, что окончательный цвет керамической краски сильно зависит от условий обжига изделия.

Внутриглазурные краски наносят так же, как надглазурные на глазурованное изделие и подвергают скоростному обжигу , при котором краски внедряются в глазурный слой. По температурам обжига и палитре внутриглазурные краски ближе к надглазурным .

Помимо перечисленных выше соединений в качестве керамических пигментов используют для подглазурного декорирования препараты благородных металлов (золота, платины и др.) в виде органических соединений в растворителе, для надглазурного декорирования - люстры - соли смоляных кислот различных металлов, дающие после обжига перламутровый металлический блеск различных цветов.

Керамические краски наносят на изделия следующими способами: ручной живописью - росписью, отводкой, декалькоманией, шелкографией, раскраской штампом, аэрографией (задувкой ) или комбинацией нескольких способов.

Роспись проводят вручную, используя для нанесения надглазурных красок или подглазурных красок кисти различной формы. Предварительно краски готовят, тщательно растирая их на стекле в связке. Используя па-литры из красок, уже прошедших обжиг , кальки с нанесенными рисунками, проколотыми через миллиметр (припудривая кальку, наложенную на изделие растертым углем, можно получить контуры будущего рисунка) или без предварительного рисунка наносят мазки краски непосредственно на изделие.