Показатели управленческой отчетности. Внутренняя отчетность для руководителя

Основной елью формирования управленческой отчетности является удовлетворение информационных потребностей управления внутри фирмы путем предоставления показателей в натуральном и стоимостном виде, благодаря которым можно оценить, проконтролировать, спланировать и спрогнозировать деятельность ее подразделений.

Составление такой отчетности осуществляется в добровольном порядке. Ее не нужно направлять в органы контроля.

Управленческая отчетность – что в нее входит

В структуре управленческой отчетности, касающейся должностей ген. директора и его заместителей, могут быть прописаны следующие сведения:

  • Себестоимость изготавливаемых продуктов;
  • Характеристика незавершенного процесса изготовления продукции;
  • Объемы изготовления товаров, направляемых на склад;
  • Объемы материалов и полуфабрикатов, которые используются при изготовления товаров.

Формирование управленческой отчетности

Формирование управленческой отчетности осуществляется в следующем порядке:

  1. Выяснение у ген. директора, а также его заместителей, какие сведения ему нужно подавать и с какой периодичностью.
  2. Узнать у бухгалтера компании основные подробности.
  3. Формирование документации, в которой будут отражены основные показатели деятельности. Работник, несущий ответственность за составление отчетности, может формировать такую документацию в отдельности для каждого руководящего органа.
  4. Непосредственное составление отчета.

Составление управленческой отчетности

К составлению управленческой отчетности предъявляются следующие требования:

  • Сведения, содержащиеся в отчете, должны полностью соответствовать цели, ради которой формируется этот отчет;
  • В отчете не должно быть предвзятого мнения и субъективных оценок;
  • Отчет должен быть сопоставлен с планами;
  • Отчет не должен содержать лишних сведений – чем он меньше, тем проще осмыслить его содержание.

Управленческая отчетность – пример

Приведем пример структуры управленческой отчетности:

Состав отчетности Основные пользователи отчетности
Отчет о финансовых итогах деятельности фирмы

(мастер-отчеты)

Отчет о движении денег Руководство фирмы и Бюджетный комитет
Отчет и полученных прибылях и понесенных убытках
Прогнозный (управленческий) баланс
Управленческие отчеты о

финансовых итогах деятельности фирмы

Анализ состава, структуры и изменения доходов и затрат фирмы, а также проведение оценки их соотношения Руководство фирмы и акционеры
Анализ изменения показателей прибыли
Анализ рентабельности
Отчетность по исполнению операционных

бюджетов различных назначений

Отчет о дебиторских долгах Управляющий отдела продаж, отдел бухгалтерии и финансовый отдел
Отчет о кредиторских долгах Управляющий отдела снабжения, финансовый отдел и отдел бухгалтерии
Отчет о закупках материалов Управляющие производственного отдела и отдела по снабжению
Отчет о реализации изготовленной продукции Управляющий продажного отдела
Отчет об имеющихся запасах материалов и готовых товаров Управляющие продажного отдела и отдела по снабжению, зав. склада
Отчет об имеющемся незавершенном производстве Главный инженер, управляющие производственного и продажного отделов

Управленческая отчетность – один из важнейших источников получения информации о результатах деятельности компании, на основе совокупности финансовых, сбытовых, маркетинговых, производственных и прочих показателей.

Информация в управленческой отчетности должна быть экономически интересна и активно использоваться руководителями, учредителями и собственниками бизнеса. Раскрытые в управленческой отчетности данные необходимы для анализа всей деятельности. Это помогает вовремя выявить причины возможных отклонений от параметров, заданных стратегией бизнеса, а также показать резервы (финансовые, материальные, трудовые, и пр.), которые до этого времени не использовались компанией. Процесс постановки и внедрения управленческой отчетности можно условно разделить на 7 этапов.

Шаг 1. Диагностика существующей системы управления в компании.

Данный этап необходим для анализа организационной структуры компании, определяется формат моделирования процессов. При наличии у компании схем бизнес-процессов и их описания, проводится анализ данных документов, и выявляются основные проблемные зоны, требующие оптимизации.

Цели диагностики

Поиск системных подходов к увеличению эффективности управленческой отчетности

Классификация и анализ существующих форм отчетности

  • По форме представления - табличные, графические, текстовые;
  • По сегментам деятельности – отчеты по закупке, отчеты по реализации, отчет по налогам;
  • По адресности представления - отчеты для руководства, отчеты для руководителей ЦФО, отчеты для менеджеров;
  • По объему информации – оперативные отчеты по текущим проектам, инвестиционные отчеты, итоговые финансовые отчеты, сводные (мастер) отчеты;
  • По содержанию - комплексные отчеты, аналитические показатели, отчеты по ключевым показателям эффективности KPI.

Повышение качества и уменьшение сроков получения выходной аналитической информации, необходимой для принятия качественных управленческих решений.

Аналитические отчеты имеют высокую ценность тогда, когда могут быть получены в короткие сроки и содержат информацию в виде, который максимально отвечает потребностям сотрудника, который принимает решения на основе данного отчета.

Повышение достоверности хранимой информации.

Для принятия решений необходимо полагаться только на достоверную информацию. Не всегда можно понять, насколько информация, которая представлена в отчётах достоверна; соответственно повышается риск принятия некачественных решений. С другой стороны, если сотрудник не несет служебной ответственности за достоверность введенной информации, то с очень большой степенью вероятности он не будет относиться к информации с должной аккуратностью.

Повышение аналитической ценности информации.

Несистемный подход к вводу и хранению информации приводит к тому, что, несмотря на то, что в базу данных введено большие объемы информации, представить эту информацию в виде отчетов практически невозможно. Под не системностью здесь понимается ввод информации сотрудниками без разработки общих правил, что приводит к ситуации, когда по смыслу одинаковая информация представлена для разных сотрудников в отличном друг от друга виде.

Исключение противоречивости и рассогласованности информации

В случае нечеткой определенности в вопросе разделения между сотрудниками обязанностями и правами по вводу информации зачастую происходит многократный ввод одной и той же информации в разных подразделениях компании. В совокупности с несистемным подходом факт дублирования информации бывает даже невозможно определить. Подобное дублирование приводит к невозможности получить полный отчет в разрезе введенной информации.

Повышение предсказуемости получения определенного результата

Принятия решений практически всегда основано на оценке информации по прошедшим периодам. Но зачастую бывает, что нужная информация просто никогда не вводилась. В большинстве случаев недостающую информацию хранить не представляло бы никакой сложности, если бы кто-то заранее предположил то, что она когда-нибудь понадобится.

Результат

На основе диагностики и принятых решений дорабатываются должностные инструкции, производится реинжиниринг существующих бизнес процессов, исключаются формы отчетности, которые не несут информации для анализа данных, вводятся показатели KPI, адаптируются учетные систем для получения фактических данных, фиксируются состав и сроки представления управленческой отчетности.

Шаг 2. Создание методологии управленческой отчетности

Данный этап необходим для делегирования полномочий в части составления операционных бюджетов и определения ответственности, конкретных центров финансовой ответственности (ЦФО) за составление тех или иных бюджетных планов (сегментов управленческой отчетности).

Цели и задачи, решаемые в результате внедрения управленческой отчетности в компании:

  • Установление и достижение конкретных ключевых показателей эффективности (KPI);
  • Выявление «слабых» звеньев в организационной структуре компании;
  • Повышение системы контроля результатов деятельности;
  • Обеспечение прозрачности денежных потоков;
  • Усиление платежной дисциплины;
  • Разработка системы мотивации сотрудников;
  • Оперативное реагирование на изменение: конъюнктуры рынка, каналов сбыта и т.д.;
  • Выявление внутренних ресурсов компании;
  • Оценка рисков и т.д.

Состав управленческих отчетов зависит в первую очередь от характера деятельности компании. Как показывает практика, состав управленческой отчетности (мастер-отчет) обычно включает в себя:

  • Отчет о движении денежных средств (прямым методом);
  • Отчет о движении денежных средств (косвенным методом);
  • Отчет о прибылях и убытках;
  • Прогнозный баланс (управленческий баланс);

Консолидация бюджетов

Формирование консолидированной управленческой отчетности представляет собой довольно трудоемкий процесс. Консолидированная финансовая отчетность рассматривает группу взаимосвязанных организаций, как единое целое. Активы, обязательства, доходы и расходы объединяются в общую систему управленческих отчетов. Такая отчетность характеризует имущественное и финансовое положение всей группы компаний на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Если холдинг состоит из компаний, которые между собой никак не связаны на операционном уровне, то задача консолидации управленческой отчетности решается достаточно просто. Если же между компаниями холдинга осуществляются хозяйственные операции, то в этом случае не все так очевидно, ведь нужно будет исключить взаимные операции, чтобы на уровне холдинга в консолидированной отчетности не исказить данные о доходах и расходах, активах и обязательствах. В бюджетной политике компании необходимо закрепить правила и принципы элиминации ВГО.

Для этого целесообразнее использовать специализированные информационные системы, например, «WA: Финансист». Система позволяет производить элиминирование внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов и быстро получать корректную информацию, что упрощает и ускоряет процесс формирования управленческой отчетности, минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором. При этом сверка внутригрупповых оборотов, их элиминация, выполнение корректирующих проводок и других операций осуществляются в автоматическом режиме.

Пример: Компания А владеет компанией Б на 100%. Компания А продала товар на сумму 1500 рублей. Покупка данного товара обошлась компании А в 1000 рублей. Компания Б оплату за поставленный товар произвела в полном объеме. На конец отчетного периода компания Б не продала товар, и он числится у нее в составе отчетности.

В результате консолидации необходимо исключить прибыль (500 рублей), которую компания еще не получила и уменьшить стоимость запасов (500 рублей). Чтобы исключить ВГО и прибыль, которую компания Б еще не заработала. Необходимо сделать корректировки.

Результат консолидации управленческой отчетности

Определение ключевых показателей эффективности (KPI – Key performance indicators)

Введение ключевых контрольных показателей позволяет управлять центрами финансовой ответственности, устанавливая лимиты, нормативные значения или предельные границы принимаемых показателей. Набор показателей эффективности отдельных ЦФО существенно зависит от роли этого центра ответственности в системе управления и от выполняемых функций. Значения показателей устанавливаются с учетом стратегических планов компании, развития отдельных направлений бизнеса. Система показателей может принимать иерархическую структуру, как для компании в целом, так и с детализацией до каждого центра финансовой ответственности. После детализации KPI верхнего уровня и передачи их на уровни ЦФО и сотрудников к ним можно привязать вознаграждение персонала и т.д.

Контроль и анализ исполнения управленческой отчетности.

Для исполнения бюджетов, входящих в состав управленческой отчетности можно выделить три направления контроля:

  • предварительный,
  • текущий (оперативный)
  • заключительный.

Цель предварительного контроля - это профилактика потенциальных нарушений бюджета, иначе говоря, предупреждение необоснованных расходов. Он проводится до совершения хозяйственных операций. Наиболее распространенная форма такого контроля - согласование заявок (например, на оплату или отгрузку товаров со склада).

Текущий контроль исполнения бюджета подразумевает регулярный мониторинг деятельности центров финансовой ответственности для выявления отклонений фактических показателей их деятельности от запланированных. Проводится ежедневно или еженедельно по оперативной отчетности.

Заключительный контроль исполнения бюджета - не что иное, как анализ выполнения планов после закрытия периода, оценка финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и по объектам управленческого учета.

В процессе исполнения бюджетов важно выявлять отклонения на самых ранних этапах. Определить, какие методы предварительного и текущего контроля бюджета можно использовать в компании. Например, ввести процедуры согласования заявок на платеж или отпуск материалов со склада. Это позволит избежать неоправданных расходов, предупредить неисполнение бюджета и заранее принять меры. Обязательно регламентируйте процедуры контроля. Создайте отдельный регламент бюджетного контроля. Опишите в нем виды и этапы проверок, их периодичность, порядок пересмотра бюджетов, ключевые показатели и диапазоны их отклонений. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным, повысит исполнительскую дисциплину в компании.

ШАГ 3. Проектирование и утверждение финансовой структуры компании.

Этот этап включает в себя работы по формированию классификаторов бюджетов и бюджетных статей, разработке совокупности операционных бюджетов, статей планирования и их взаимосвязей между собой, наложению видов бюджетов на организационные звенья структуры управления компанией.

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются центры финансовой ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры. Главная задача построения финансовой структуры предприятия - получить ответ на вопрос, кто и какие бюджеты на предприятии должен составлять. Правильно построенная финансовая структура предприятия позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и, скорее всего, перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами компании.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – объект финансовой структуры компании, который несет ответственность за все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты. Конечная цель любого ЦФО – максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс (управленческий баланс).Как правило, в качестве ЦФО выступают отдельные организации; дочерние фирмы холдингов; обособленные подразделения, представительства и филиалы крупных компаний; регионально или технологически обособленные виды деятельности (бизнесы) многопрофильных компаний.

Центр финансового учета (ЦФУ) – объект финансовой структуры компании, отвечающий только за некоторые финансовые показатели, например за доходы и часть затрат. Для ЦФУ составляются бюджет доходов и расходов или некоторые частные и функциональные бюджеты (бюджет трудовых затрат, бюджет продаж).В качестве ЦФУ могут выступать основные производственные цеха, участвующие в единых технологических цепочках на предприятиях с последовательным или непрерывным технологическим циклом; производственные (сборочные) цеха; сбытовые службы и подразделения. Центры финансового учета могут иметь узкую направленность:

  • центр маржинальной прибыли (профит-центр) – структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых непосредственно связана с реализацией одного или нескольких бизнес-проектов фирмы, обеспечивающих получение и учет прибыли;
  • центр доходов – структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учет прибыли (например, служба сбыта);
  • центр инвестиций (венчур-центр) – структурное подразделение или группа подразделений, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнес – проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.
  • центр затрат – объект финансовой структуры предприятия, который отвечает только за расходы. Причем не за все расходы, а за так называемые регулируемые расходы, расходование и экономию которых руководство ЦЗ может контролировать. Это подразделения, обслуживающие основные бизнес-процессы. Для ЦЗ составляются лишь некоторые вспомогательные бюджеты. В качестве ЦЗ могут выступать вспомогательные службы предприятия (хозяйственный отдел, служба охраны, администрация). Центр затрат может также именоваться МВЗ (место возникновения затрат).

ШАГ 4. Формирование бюджетной модели.

Не существует каких-либо жестких требований по разработке классификатора внутренней управленческой отчетности. Так же как нет двух абсолютно одинаковых компаний, точно также нет одинаковых бюджетных структур. В отличие от формализованной финансовой отчетности: отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, управленческая отчетность не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура внутренней управленческой отчетности зависит от специфики компании, принятой в компании бюджетной политики, пожеланий руководства по степени детализации статей для анализа и т.д. Можно лишь дать общие рекомендации, как составить оптимальную структуру управленческой отчетности.

Структура управленческой отчетности должна соответствовать структуре повседневной деятельности компании.

Классификация статей на примере Отчета о движении денежных средств.

ШАГ 5. Утверждение бюджетной политики и разработка регламента.

Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования и консолидации показателей данных статей и методов их оценки. Сюда включаются: определение временного периода, процедуры планирования, форматы бюджетов, программа действий каждого из участников процесса. После разработки бюджетной модели, необходимо переходить к регламентации бюджетного процесса.

Нужно определить какие бюджеты, и в какой последовательности формируются в компании. Для каждого бюджета необходимо выделить ответственного за подготовку (конкретный сотрудник, ЦФО) и ответственного за исполнение бюджета (руководитель направления, руководитель ЦФО), установить лимиты, нормативные значения или предельные границы показателей эффективности ЦФО. Обязательно следует сформировать бюджетный комитет – это орган, создаваемый для целей управления бюджетным процессом, контроля его исполнения и приятия решений.

Шаг 6. Аудит учетных систем.

На этапе разработки и утверждении состава управленческой отчетности компании также необходимо учесть, что классификатор бюджетных статей должен быть достаточно детализированным для обеспечения Вас полезной информацией о доходах и расходах компании. При этом нужно понимать, что чем больше уровней детализации будет выделено, тем больше времени и трудозатрат потребуется для составления бюджетов и отчетов, но тем более подробную аналитику можно получить.

Также необходимо учесть, что в результате разработки методологии управленческой отчетности может потребоваться и адаптация учетных систем, т.к. для анализа исполнения бюджетов плановые показатели должны будут сопоставляться с имеющейся фактической информацией.

Шаг 7. Автоматизация.

Этот этап включает в себя работы по выбору программного продукта, создание технического задания, внедрение и сопровождение системы.

По закону российские предприятия ведут бухучет и составляют отчетность. Но в стандартной бухотчетности нет сведений, нужных для эффективного управления бизнесом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как составляют управленческую отчетность и что в нее входит? В России предприятия обязаны предоставлять в контролирующие органы разные виды отчетности.

В частности, в обязательном порядке подаются бухгалтерские отчеты. Эти документы содержат финансовые показатели деятельности и необходимы для целей налогообложения.

Но кроме того составляют предприятия и управленческую отчетность. Она не обязательна к представлению в госорганы, но имеет важное значение для самой компании. Что такое управленческая отчетность в России и что в нее входит?

Общие моменты

Управленческая отчетность отличается от прочих видов отчетности – бухгалтерской и финансовой. Главное отличие состоит в методологии.

Если финансовые виды отчетности предполагают сбор статистических данных об обороте капитала, то в управленческой отчетности такие данные не только отображаются, но и интерпретируются.

Изучение таких отчетов позволяет не только ознакомиться с показателями, но и понять их значение.

Анализ управленческой отчетности показывает, что обуславливает высокую рентабельность при производстве определенных видов продукции или, наоборот, в чем причина малой выручки и откуда возникают большие затраты.

На основании интерпретации финансовых показателей руководство предприятии может принимать более верные решения, планировать последующую деятельность.

Именно своевременное составление управленческой отчетности позволяет выявить вовремя участки бизнес-процессов с недостаточной эффективностью. Управленческая отчетность – это значимый компонент в планировании бизнеса.

Основной показатель управленческой отчетности – это стоимость компании, которая зависит от объемов продаж, чистой прибыли, резервных средств и т. д.

Учитывают при формировании отчетов показатели себестоимости продукции. Учет результатов деятельности, уровень производительности труда.

Но также немалое внимание уделяют и нефинансовым показателям – численности покупателей, структуре клиентов и подобным данным.

То есть управленческая отчетность позволяет в совокупности оценить финансовые и нефинансовые показатели.

Это способствует всестороннему анализу бизнес-деятельности, поскольку не только финансовые показатели отражают развитие бизнеса.

Что это такое

Само название «управленческая» отчетность свидетельствует о предназначении этой документации.

Как правило, содержание отчетности адаптировано под конкретных руководителей, для которых документы составляют.

Например, для гендиректора важно предоставление данных, связанных с себестоимостью продукции, характеристикой незавершенного производства, объемами производства, запасами сырья и материалов.

При предоставлении отчетности замдиректору по продажам в нее включают сведения о структуре продаж, динамике отгрузки продукции, величине затрат на доставку и реализацию.

Финансовому директору важны данные о бюджете предприятия, затратах, прибылях и убытках, и кредиторской задолженности.

Необходимых для просчета перспектив внедрения решений на уровне менеджмента. Исходя из представленных сведений, можно анализировать свершенные действия и находить просчеты, планируя последующие этапы развития.

В большинстве случаев управленческая отчетность дополняет бухгалтерскую и финансовую в части формирования данных, нужных для повышения .

Поэтому помимо финансовых показателей в данную отчетность включают и нефинансовую информацию, важную для принятия управленческих решений.

Главная цель управленческой отчетности – обнаружить и устранить недоработки, мешающие успешному развитию.

Принципы формирования

Подготовка управленческой отчетности неразрывно связана с процессами бюджетирования и по сути, это один и тот же процесс, поскольку связан с контролем над исполнением бюджетов.

Основы формирования управленческой отчетности базируются на таких принципах:

Своевременность Все необходимые данные должны быть подготовлены в положенный срок, который предусмотрен для обеспечения эффективного управления
Достаточность Данные должны быть предоставлены в полном объеме, но без переизбытка информации
Объективность Сведения должны соответствовать реальной ситуации
Сопоставимость Способ представления должен позволять объективно сравнить фактические и плановые цифры за разные отчетные периоды
Конфиденциальность Отчетность предоставляется для ознакомления только непосредственно заинтересованным лицам
Экономическая целесообразность Расходы на подготовку отчетности не должны превышать экономических выгод от ее применения

При анализе управленческой отчетности применяют те же принципы, что и для бухотчетов. Анализируют структуру баланса, состав затрат, рентабельность, ликвидность, соответствие плану.

Существенное отличие управленческой отчетности – в ее периодичности.

Если бухотчетность составляют и анализируют ежеквартально, то для отчетности управленческой характерны менее длительные интервалы. Это позволяет реагировать на рыночные изменения в режиме реального времени.

Законодательное регулирование

Нормативная база, касающаяся формирования управленческой отчетности, неразрывно связана с законодательными нормами по бухучету.

Это отчасти подтверждает методологическую связь управленческого и бухгалтерского учетов, которая основана на единстве используемых методов учета и принципов создания отчетности.

Вместе с тем относительно управленческого учета можно использовать положения и многих иных нормативов.

В настоящее время система нормативных документов, регламентирующих управленческий учет, прямо или косвенно, может быть представлена четырьмя уровнями:

Законодательные акты, Постановления Правительства, Указы Президента, регулирующие ведение бухгалтерского управленческого учета и в частности . Сюда же можно отнести , о стандартах бухучета по МФСО. Отдельно стоит упомянуть Концепцию развития бухучета, утвержденную
Положения по бухучету, разработанные Минфином В отношении управленческого учета применяют , . Сюда же относят и Инструкцию по его применению
Документы рекомендательного характера Комментарии, инструкции, письма Минфина РФ и иных ведомств, указания по ПБУ
Локальные нормативы организации Рабочий план счетов, формы первичных документов, графики документооборота и т. д.

Примеры управленческой отчетности и что в нее входит

В российской экономике управленческая отчетность формируется по следующему алгоритму:

Выяснение того, какие сведения нужно включить в отчетность и с какой периодичность следует предоставлять данные Необходимо сразу прояснить, какие данные приоритетны, а какие имеют второстепенное значение
Обсуждение с бухгалтером на предмет порядка получения нужных сведений По мере необходимости составитель отчетности может взаимодействовать и с иными сотрудниками, в чьем ведении находятся важные отрасли для анализа
Создание форм документов, которые позволят зафиксировать цифры и в последующем интерпретировать их При этом может потребоваться адаптировать отчетные формы под конкретного получателя
Практическое формирование отчетности Для небольшого предприятия всю работу может провести один человек. Но для большой компании целесообразна работа специальной комиссии

Непосредственно составление отчетности сопряжено с решением двух групп задач. Первое – это сбор необходимых цифровых показателей.

Источником служат бухгалтерские документы, в которых отражены все активы и операции. Второе – это интерпретация собранных данных, которая зависит от того, кому предоставляется отчетность.

Может потребоваться подробная детализация информации или лаконичное представление цифр.

Какие берутся формы

Управленческая отчетность носит неофициальный характер, потому и формы ее законом не регулируются.

Нужные формы могут разрабатываться организацией согласно целесообразности структуры. К примеру, финансовому директору может быть удобнее получать табличные отчеты, а собственнику – графики с наглядными показателями роста .

В отдельных случаях применяют формы отчетности, схожие с теми, что используют для бухгалтерской и финансовой отчетности.

В состав управленческой отчетности включают такие основные формы, как:

Образцы заполнения

При составлении форм отчетности важно проверить, чтобы они содержали необходимую информацию. Соответственно, формы составляют на основании реальных данных.

Изначально составляют отчетность на основании принятых в организации форм. Затем заполненные формы проверяют на предмет наличия нужных данных и при необходимости дополняют их, разрабатывая дополнительные формы.

Формы заполняют исключительно реальными данными за один и тот же месяц. Заполненные формы согласуют с адресатами отчетности.

При этом может возникнуть необходимость внесения исправлений и дополнений. То есть не существует однозначных форм, которые применяют для управленческой отчетности.

Есть лишь некоторые общие образцы, которые предприятие вправе менять так, как это удобнее для анализа управленческой деятельности.

Форму управленческого баланса можно . Образец аналитического управленческого баланса можно .

В какие сроки предоставляется

Для управленческой отчетности важным параметром выступает периодичность. Как правило, формы по управленческому учету составляют чаще, чем бухотчетность.

Основные формы отчетов составляют ежемесячно. По некоторым показателям (поступление денег, объемы продаж и т. п.) отчеты могут составляться чаще – поквартально, еженедельно, ежедневно.

Видео: управленческая отчетность компании

При подготовке отчетности очень важно чтобы информация о деятельности предприятия не устаревала. Данные должны предоставляться максимум недельной давности.

Отдельные показатели требуют еще более частого обновления. Аналогично и некоторые показатели не требуют столь частого обновления и могут предоставляться реже.

Как правило, периодичность предоставления управленческой отчетности обсуждается с получателем отчета.

В зависимости от необходимости периодичности анализа показателей устанавливается периодичность предоставления.

Нюансы при проведении аудита

Выверенная бухгалтерская отчетность, выполненная через несколько месяцев после окончания текущего периода хороший инструмент для банков, налоговых органов или для сравнения с плановыми показателями. Но для оперативного менеджмента гораздо важнее создавать отчеты, в которых будет содержаться текущая информация с оговоркой на возможную погрешность. Управленческая отчетность дает возможность финансовому директору держать руку на пульсе, принимать ежедневные решения и отслеживать тенденции развития.

Основы и состав управленческой отчетности

Для каждой отрасли будет своя специфика составления и анализа управленческой отчетности. Также форма управленческой отчетности напрямую связана с пожеланиями руководителей и владельцев бизнеса.

По общепринятым нормам за базовый всегда берется общепринятый состав отчетности, в который включают:

  • управленческий баланс;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о прибылях и убытках.

Индивидуально для каждой компании утверждается периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.) и детализация (глубина аналитики и расшифровки показателей).


В широком смысле, управленческая отчетность (УО) – это данные, подготовленные по окончании хозяйственного или бюджетного периода. В узком УО – это любой документ или справка, подготовленная финансовым подразделением по требованию топ-менеджеров или согласно финансовому регламенту.

Важно! Основные принципы, которым должна удовлетворять управленческая отчетность: достоверность, оперативность, простота восприятия для всех пользователей.

  • Разработка форм управленческой отчетности должна проводиться индивидуально для каждого предприятия. Помимо желаний руководителя, на структуру учета влияет:
  • отрасль;
  • размер компании, наличие дивизионов, дочерних предприятий, подразделений;
  • вид деятельности и многие другие факторы.

Формы управленческой отчетности

В крупных холдингах, где существует надежное финансовое звено, состав и сроки сдачи отчетности подчинены строгому регламенту, который утверждается на самом высоком уровне.


Финансовый год может начинаться в любой месяц года, а отчетные периоды дробиться до одних суток.

Рассмотрим пример. Пусть компания «Х» производит сервисное обслуживание цифровой техники, сотрудничает с десятком производителей и работает по всему Южному Федеральному округу. Для подобных крупных компаний целесообразно использовать следующую группу отчетов:

  1. Управленческий баланс (Форма 1).
  2. Управленческий отчет (УО) о прибылях и убытках (Форма 2).
  3. УО о реализации по направлениям (Форма 3).
  4. УО о движении денежных средств (Форма 4).
  5. УО об операционных расходах фирмы (Форма 5).
  6. УО о производственных расходах (Форма 5.1).
  7. УО о внереализационных доходах и расходах (Форма 6).

В компаниях малого и среднего размера, финансовый отдел должен особенно внимательно подходить к принципу доступности управленческой отчетности для понимания руководителем, который может и не владеть специфической профессиональной терминологией.

В таких предприятиях целесообразно использовать три базовых формы УО, а ежедневные отчеты могут быть разработаны самостоятельно в зависимости от потребностей конечных пользователей этих документов.

Факт! Отчетность для внутреннего использования должна быть выверена до мельчайших деталей и содержать только информативные показатели и статьи, которые будут реально использованы для оценки состояния финансовых дел и планирования.

Анализ управленческой отчетности

Кроме составления важно правильно интерпретировать полученные показатели и данные. Для наглядности помимо электронных таблиц лучше использовать диаграммы и короткие текстовые описания. Также кроме абсолютных значений рассматривать относительные, например, структуру выручки по видам товаров и филиалам. Полезно сравнивать показатели текущего периода с аналогичными за прошлые годы и т.д.

Анализ управленческой отчетности проводится аналогично с прочими видами финансового учета. Его целью является оценить эффективность деятельности предприятия за отчетный период.

Аналитическая работа проводится в основном для оценки:

  • расчета величины операционной, чистой и других видов прибыли;
  • соотношение собственного и заемного капитала, а также возможность оплачивать взятые на себя обязательства.

Следует использовать группы финансовых показателей ликвидности, деловой активности, платежеспособности, рыночной активности и структуры капитала.

Данные группы разработаны исходя из основных потребностей менеджмента и могут быть использованы как вместе, так и по отдельности.

Важная информация! Стоит внимательно относиться к показателям, которые будут использованы для принятия стратегических решений, если в ходе их вычисления были использованы неточные данные или допущены грубые методологические ошибки. Это может стать причиной серьезных управленческих ошибок и больших финансовых трудностей.

Еще одним важным пунктом в реализации финансовой политики является понимание фундаментальных различий между российскими и международными стандартами финансовой отчетности. Так, ряд понятий, переводимые на русский язык, могут интерпретироваться по-разному (пример – под денежными ресурсами в России принято понимать деньги в кассе и на банковских счетах, а по МСФО к ним также относятся все высоколиквидные активы, которые быстро могут быть превращены в валюту). Еще одно глобальное отличие связано со способами учета, в России иногда используют метод начисления, в то время как по МСФО принимается только кассовый метод.

09.03.2013

В статье рассматриваются самые распространенные проблемы, связанные с составлением управленческой отчетности и пути их решения. Приводится оптимальный состав управленческой отчетности, чтобы она не была перегружена и вместе с тем давала пользователям информацию, необходимую им для принятия управленческих решений.

Не секрет, что часто собственник бизнеса бывает не удовлетворен составом и качеством получаемой им управленческой отчетности.

То отчетность готовиться с большим опозданием, то ее достоверность вызывает сомнение, то раз за разом переделываются форматы управленческой отчетности.

Распространена ситуация, когда в компании нет универсального набора форм управленческой отчетности.

Самыми распространенными претензиями со стороны собственника в таком случае бывают следующие:

  1. Отчетность предоставляется неоперативно : с момента вопроса до получения ответа может пройти несколько часов, а в особо тяжелых случаях - дней. Понятно, что когда данные, наконец, готовы, они могут потерять актуальность. Принять грамотное управленческое решение на их основе будет проблематично, придется подключать интуицию. Собственник задает следующий вопрос, для ответа на который финансистам требуется еще несколько часов/дней… О высокой управляемости бизнесом говорить в этом случае не приходиться.

  2. Вызывает сомнение достоверность отчетности . Зачастую собственник, получив информацию и начиная задавать вопросы, не может получить от финансистов быстрого, грамотного ответа (см. причину №1), либо, получив расшифровки, находит в них неточности, а найдя что-то одно, начинает сомневаться во всех цифрах. Либо собственнику не ясен сам процесс формирования отчетности и от этого появляется недоверие к финансистам. Я не хочу сказать, что собственник должен понимать технологию составления отчетов, но он должен быть уверен, что у финансистов есть все механизмы для получения достоверной отчетности, а задача финансового директора, в случае возникновения у собственника вопросов, простым языком объяснить, откуда взялась конкретная цифра.

  3. Формат отчетов сложен для восприятия . Многие собственники жалуются на то, что им сложно самостоятельно читать и понимать громоздкие таблицы, испещренные цифрами, которые им предоставляют финансисты. Зачастую собственник не имеет финансового образования, либо ему в силу индивидуальных особенностей сложно читать и понимать цифры, он лучше воспринимает информацию на графиках.

Все эти причины в совокупности могут привести к патовой ситуации, когда собственник забрасывает финансистов все новыми и новыми запросами, а те для ответа на них готовят все новые и новые формы управленческой отчетности.

Иногда собственник просит расшифровать предоставленную информацию и чтобы такую расшифровку подготовить финансист буквально на коленке в сжатые сроки изобретает новую форму.

А так как одним вопросом, изучая управленческую отчетность, собственник, как правило, не ограничивается, количество таких форм растет и множится в геометрической прогрессии. Надо ли говорить, что всякий финансист имеет еще и текущую загруженность? Отсутствие утвержденного и понятного всем перечня отчетных форм, сроков их предоставления и ответственных лиц влечет за собой переработки и повышает уровень стресса в финансовом отделе.

Первое, о чем всегда надо помнить: состав управленческой отчетности должен быть достаточным, но не чрезмерным.

Качество управленческих решений зависит не от количества подготовленных отчетов, а от того, насколько быстро они готовятся, насколько информация в них достоверна, насколько она читаема и понятна.

Таким образом,

  • скорость формирования (своевременность)
  • достоверность данных
  • простота восприятия конечным пользователем
  • не перегруженность отчетности лишними формами

Это, на мой взгляд, основные критерии, которым в идеале должна удовлетворять управленческая отчетность в любом бизнесе.

В состав управленческой отчетности, как уже не раз говорилось (подробнее можно прочитать в статье "Связь и отличия управленческого учёта от бухгалтерского"), входят операционные (или вспомогательные) и итоговые финансовые бюджеты.

И операционные, и финансовые бюджеты должны формироваться как по плану, так и по факту. По своей сути, операционные бюджеты - это расшифровки цифр финансовых бюджетов. Если их состав достаточен, никаких дополнительных расшифровок к управленческой отчетности не требуется.

В целом, рецепт для решения вышеперечисленных проблем в составлении управленческой отчетности очень прост. Вот он:

  1. Шаг 1: Определить полный перечень операционных бюджетов .

Например, для небольшой розничной торговой сети этот перечень может быть таким:

  • План по выручке
  • Расчет плановой себестоимости
  • План по аренде и коммунальным услугам в детализации по торговым точкам и аппарату управления (аренда офиса и центрального распределительного склада).
  • План по коммерческим и административно-управленческим расходам аппарата управления.
  • План по зарплате и отчислениям с зарплаты продавцов
  • План по зарплате и отчисления сотрудников аппарата управления
  • План по налогам: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, УСН, ЕНВД и т.д.
  • План по амортизационным отчислениям
  • План по прямым расходам: в детализации по торговым точкам и аппарату управления

Состав операционных бюджетов для производственного предприятия будет несколько сложнее и шире, принцип, думаю, понятен.

А перечень финансовых бюджетов для любого бизнеса всегда будет таким:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР)
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС)
  • Управленческий баланс
  • Изменения капитала (как дополнительная форма)
  1. Шаг 2: По каждому операционному бюджету прописать и утвердить периодичность составления (варианты: ежедневно, ежемесячно, ежеквартально), сроки подготовки и согласования. Прописать и утвердить ответственных. Все это верно как для подготовки плановых, так и для составления фактических бюджетов.
  2. Шаг 3: По каждому финансовому бюджету прописать и утвердить периодичность составления (варианты: ежедневно, например, БДДС, ежемесячно, ежеквартально), сроки подготовки и согласования. Прописать и утвердить ответственных. Все это тоже верно как для подготовки плановых, так и для составления фактических бюджетов.

СОВЕТ 1:

Я бы рекомендовала прописывать сроки подготовки и согласования плановых бюджетов отдельно от сроков подготовки и согласования фактических бюджетов. Потому что процесс планирования (бюджетный период) в отличие от подготовки фактических бюджетов, во-первых, больше растянут во времени, а, во-вторых, сам механизм формирования планов отличается от механизма сбора фактических данных.

СОВЕТ 2:

При установлении сроков подготовки и сдачи операционных бюджетов (как плановых, так и фактических) нужно идти «с конца», т.е. сначала определить дату, к которой нужно получить итоговые финансовые бюджеты. И дальше, отталкиваясь от этой даты, «раскручивать» цепочку бюджетов назад. Таким образом, для планирования будет рассчитана дата начала бюджетного периода.

С фактическими бюджетами ситуация иная: надо отталкиваться от дат готовности операционных бюджетов, т.к. они зависят от сроков, к которым удается собрать первичные документы, и от них выходить на дату сдачи фактических финансовых бюджетов.

  1. Шаг 4: разработать унифицированные форматы операционных и финансовых бюджетов. Здесь рекомендация простая: надо стремиться к тому, чтобы форматы операционных и финансовых бюджетов были унифицированными для всех подразделений компании. Это особенно важно выполнять и контролировать для компаний холдингового типа, у которых несколько направлений бизнеса, а также для компаний с развитой филиальной сетью.

Если это требование не выполнить, то консолидация данных будет отнимать колоссальное время и приведет к росту количества ошибок.

Вот, собственно, и весь алгоритм для решения самых распространенных проблем, связанных с составлением управленческой отчетности.

Вы можете сказать, что рассуждать в теории легко, а на практике одних рекомендаций недостаточно.

И да, и нет. Если для решения проблем с управленческой отчетностью взять вышеприведенный алгоритм и четко в соответствии с ним все продумать и реализовать, уверяю вас, ваши самые сложные проблемы с управленческой отчетностью уйдут. Другое дело, что да, вам придется самим очень над этим потрудиться. Продумать состав бюджетов, их взаимосвязь и сроки непросто. Но реализуемо.

Желаю вам всяческих успехов в этом начинании! Свои вопросы вы можете присылать мне на электронную почту .