Могут ли занятия вокалом для начинающих быть бесплатными? Как научиться петь в домашних условиях? Правила и упражнения для самостоятельного обучения пению в домашних условиях

Кажется, только-только прозвенел первый звонок, а уже конец сентября.

Все идет своим чередом: учебный год набрал ход, и ученики втянулись в образовательный процесс. Начинают осваиваться и первоклассники музыкальных школ. Им сложнее всего – нужно привыкнуть к двойным нагрузкам: и общеобразовательная школа, и занятия в музыкальной школе. учащиеся первых классов вокально-хорового отдела сдают в конце учебного года, а в первом семестре – выступают на безоценочном прослушивании, на котором преподаватели анализируют состав контингента вновь поступивших в музыкальную школу. А дети-первоклассники осваивают сцену школы и знакомятся с непривычной формой сдачи экзамена – академическим концертом. На этом мероприятии всегда много родственников – для них все необычно и интересно.

Преподавателям следует воспользоваться мероприятием и объяснить детям и их родителям о правилах проведения экзамена, о критериях оценивания выступления ученика, представить преподавателей отдела. И обязательно рассказать о пользе занятий музыкой, в частности, вокалом. Вероятнее всего, выступать будет заведующий отделом. И ему предстоит тщательно подготовить свою речь. Выступление не должно быть спонтанным и затянутым, оно должно быть эмоциональным, но конкретным и логичным. Цель – поддержать учеников и их родителей, подчеркнуть правильность выбора — обучение вокалу, и укрепить мотивацию учеников заниматься в музыкальной школе.

Представим, что Вам предстоит выступать, возможно, на родительском собрании, возможно, просто беседовать с ребенком и его родными, которые не окончательно сделали выбор – играть на каком-либо инструменте, или обучаться пению. Или, как часто бывает, есть желание просто петь, но ни ребенок, ни его родители не знают о том, как проходят занятия в школе, и что собой представляет музыкальная школа.
В этом случае нужно объяснить, что музыкальная школа – не кружок, предполагается изучение комплекса дисциплин. А преимущество в том, что учащийся получает документ об окончании учебного заведения. И самое главное – вы должны объяснить пользу занятий вокалом.

О пользе занятий вокалом

Давайте же и порассуждаем о пользе занятий вокалом .
Для начала отметим, что для полноценных занятий от начинающего вокалиста необходимо желание и мотивация. Это самое первое. Развить же можно любой голос. Однако следует учитывать начальный ресурс: легче и продуктивнее будут занятия с учеником, у которого хорошие задатки для обучения музыкой.

Требования к начинающему вокалисту


— наличие природных музыкальных данных: слуха, памяти, чувства ритма
— здоровый голосовой аппарат
— точная интонация
— артистичность и музыкальность
— отсутствие речевых дефектов

Преподаватели могут утверждать, что нет одного верного рецепта в обучении. Бывают случаи, когда дети с минимальными музыкальными данными, но большим желанием и работоспособностью показывали лучшие результаты в обучении, чем некоторые учащиеся с превосходными задатками, но отсутствием организованности и мотивации.

Ну а теперь о том, какую пользу извлекут учащиеся, занимаясь вокалом?


Результаты можно перечислить конкретно по пунктам:

— Занятия вокалом развивают у учащихся общий культурный уровень
— Формируют художественную культуру
— Вырабатывают координацию между слуховым и голосовым аппаратом
— Развивают слух и голос
— Развивают память
— Активизируют речь и вырабатывают дикционные навыки
— Развивают и укрепляют певческое дыхание
— Вырабатывают точное интонирование
— Развивают четкую ясную артикуляцию
— Расширяют диапазон голоса
— Тембр голоса обогащается обертонами
— Голос приобретает высокую вокальную позицию и ровность звучания на протяжении всего диапазона
— Вырабатывается артистичность и выразительность исполнения

Нужно отметить, что дети-вокалисты здоровее, эмоциональнее, свободнее сверстников, не занимающихся музыкой. А также они лучше учатся, более раскрепощенные, уверенные и артистичные.

Поговорим о здоровье вокалиста. Благодаря активному певческому дыханию в организме человека, занимающегося пением, происходит непроизвольный массаж внутренних органов и вентиляция легких. И как результат — снижается риск появления заболеваний верхних дыхательных путей. Благодаря занятиям вокалом, а именно, дыхательным упражнениям, увеличивается объем легких, укрепляется сердечная мышца, что положительно влияет на весь организм. Учеными отмечено, что благодаря занятиям вокалом у человека активнее вырабатывается эндорфин – гормон радости. И поэтому такой человек более активный, подвижный, жизнерадостный и с хорошим настроением.

Вокал сродни занятиям йогой. Ученые доказали, что вокалисты менее подвержены депрессиям и негативным проявлениям стрессовых ситуаций.
Кроме того, занятия вокалом в музыкальной школе – это общение, возможность реализовать себя в музыке. Наступает такой момент, когда голос как бы вырывается наружу, начинает звучать ярко и уверенно. Это такое счастье! Человек по-другому начинает себя ощущать, приходит уверенность в своих возможностях, повышается самооценка. И как результат – появляется уравновешенность и внутренняя гармония.

А становится
— сильным
— выносливым
— гибким
— полётным
— объемным

Занятия дыхательными упражнениями и активное способствует обогащению кислородом крови и головного мозга, и как следствие – укрепляются сосуды, улучшается кровообращение.

Занятия вокалом рекомендуются докторами при заикании. И логопедия, и занятия вокалом преследуют цель – снятие горловых зажимов, что помогает избавиться от заикания. Помогает в этом и пропевание гласных, когда гласные тянутся долго и напевно.

Тем, у кого бронхиальная астма, хронические бронхиты доктора тоже рекомендуют заниматься вокалом.

Речь также можно улучшить с помощью занятий вокалом. Речь приобретает внятность и выразительность, что очень ценно для человека и его общения.

Даже внешне человек меняется в результате занятий вокалом. Дело в том, что в процессе звукообразования участвует весь корпус, все тело, это постоянные физические упражнения. В процессе певческого дыхания принимают участие мышцы живота. Как результат – укрепляется пресс.

А правильная , когда расправлены плечи, прямая спина и подтянут живот, в процессе занятий становится привычной и естественной. Так мы приобретаем легкую уверенную и летящую походку, а также царственную осанку.

Даже морщин у вокалиста значительно меньше, чем у его сверстников, не занимающихся вокалом. Отсутствию морщин способствуют , и эти упражнения лучше любого массажа лица. Благодаря постоянной работе, мимические мышцы подтягиваются и находятся в тонусе.

Благодаря занятиям вокалом, фигура человека также подтягивается и становится стройнее. И как результат – повышается жизненный тонус.

Польза занятий вокалом неоспорима. А поэтому занимайтесь вокалом и будьте здоровы и счастливы!

С уважением, Ирина Анищенко

Естественно одной единой цифры для всех нет! И более того, для каждого человека пик развития голоса индивидуальный, а значит и период жизни, в котором следует начинать учиться петь, для каждого тоже индивидуален! Самым главным условием для начала освоения вокального ремесла является зрелость организма, а точнее голосового аппарата. В среднем этот возраст наступает у девушек в 19 лет, а у юношей в 21. И в общем эти цифры касаются большинства людей, но есть и исключения.

Мутация голоса

Думаю, Я должен сказать, что петь можно начинать не раньше того момента, когда произошла половая зрелость. Так же прошу обратить Ваше внимание, на то, что женский организм тоже перестраивается и голос у девушек тоже мутирует, вопреки мнению многих начинающих вокалистов. Дело в том, что у женщин в период половой зрелости строение гортани мутирует не так явно, как у юношей, у девушек не вырастает кадык, и гортань соответственно не искривляется. Так или иначе, женский голос тоже изменяется, ткани организма становятся крепче и связки могут немного потерять в эластичности, но заметно приобрести в мощности звучания.

Предмутационный возраст

Лично Я считаю, что заниматься с маленькими детьми вокалом бессмысленно, так же считаю, неправильным отдавать их в руки вокалиста-педагога, потому что таким поступком, можно надолго отбить у ребёнка желание заниматься музыкой и, конечно же, отбить любовь к искусству непосредственно. Ребёнок, должен сам проявлять рвение и интерес к музыке , а пытаться вырастить из маленького ребёнка звезду вокала лишь по прихоти родителей или потому что родители в своё время не смогли стать певцами это эгоистично. Я понимаю, что многие родители действительно хотят приучить ребёнка к искусству с самых ранних лет из самых высоких побуждений, для того, что бы ребёнок был всесторонне развит, разбирался в искусстве, был более интеллигентен и т.д. Причиной подобному поведению являются вполне естественные страхи родителей того, что потом, когда ребёнок вырастет, его палкой нельзя будет загнать в музыкальную школу, и с какой-то стороны здесь родители правы.

Само собой, чем меньше ребёнок, тем способнее его мозг , тем быстрее он запоминает новую информацию, а значит и быстро учится. Но дело опять-таки в любви к музыке, которая потеряется у ребёнка раньше в музыкальной школе, чем например, в спортивной секции.

В любом случае, если ребёнка и отдавать в музыкальную школу, то точно не на вокал , в противном случае голос можно испортить в детском возрасте, даже если голос и не испортится, то после мутации, вокалиста в этом ребёнке придется воспитывать заново.

А вот если отдать ребёнка в музыкальную школу учиться играть, например, на фортепиано, а после мутации голоса заниматься с ним пением, то такой вокалист будет ко всему ещё и образованным и подкованным в теоретических музыкальных предметах, что даст ему большое преимущество над вокалистами не имеющими вокального образования.

Конечно, истории ведомы такие случаи , когда ребёнка отдавали на воспитание музыке с ранних лет, и он становился востребованным и признанным музыкантом, например Паганини, Моцарт, но это лишь единичные случаи, статистика говорит о том, что это не всегда полезно.

Занятия вокалом в предмутационный период должны проходить в очень щадящем режиме или исключены вообще, в сам мутационный период занятия должны быть исключены у всех мальчиков и занятия у девочек должны быть в очень щадящем режиме без пропевания крайних нот диапазона и в очень скромной динамике.

После того, как мутация голоса прошла успешно следует дать вокалисту привыкнуть к новым свойствам своего голосового аппарата, а значит, в зависимости от самочувствия певца надо стараться не нагружать голос каждый раз, когда есть ощущение, что голос ещё не готов к трудностям.

Пение в зрелом возрасте

Я думаю, что петь никогда не поздно , и тем более полезно в любом возрасте. Конечно, человек 20-30 лет соображает заметно быстрее чем в 40-50, но и это не может быть помехой, если человек хочет научиться петь, то он сможет это осуществить в любом возрасте. Тяжело, конечно заставить, например, себя дышать не так, как дышалось, например 30-40 лет, многие мышцы и сухожилия могут частично атрофироваться, и участки головного мозга тому не исключение. Как это не прискорбно. Но действительно, нейроны мозга понемногу отмирают за ненадобностью, но и это, на мой взгляд, не помеха для человека желающего добиться успеха, пусть и в зрелом возрасте.

Главное помните:

Дорогу осилит идущий. Не сдавайтесь, и дорога сама возникнет под ногами.

Тебя наверняка не раз посещали мысли о том, чтобы стать певицей. После этого ты, конечно же, говорила себе, что это все несерьезно и в который раз забывала о своей мечте, ведь как научиться петь с нуля? сайт решил вселить в тебя немного веры и доказать, что хорошему вокалу, как и любви, все возрасты покорны.

После запуска нескольких масштабных певческих телешоу, наши соотечественники стали гораздо более активными в проявлении своих талантов и подошли к развитию творческих способностей основательно. Вокальные занятия сейчас переживают пик своей популярности. И если ты давно мечтала научиться петь, то сейчас самое подходящее время. Существует несколько прочных мифов об обучении вокалу: занятия стоит начинать с самого детства, нужно иметь хороший слух и голос, а еще – это дорого. Ни одно из этих утверждений не имеет ничего общего с правдой.

Возраст

На самом деле, в обучении вокалу возраст не так важен. Прийти на первое занятие можно и в 30, и в 60 лет. Главное – твое упорство и отсутствие страха перед начинаниями. Никто не заставляет тебя становиться певицей мирового уровня, а вот узнать, как научиться хорошо петь для себя – это здорово.

:

«Поставить голос в любом возрасте – более чем реально. Единственное условие, которое требуется от ученика для хорошего результата – желание учиться и доверять преподавателю. У нас занимаются люди, которым и за 60 лет. И это далеко не предел. В вокале очень важна тренировка мышечной памяти и умения человека пользоваться вокальными резонаторами. Я не вижу никаких возрастных преград».

Анна, руководитель студии Jam- session :

Антон, руководитель школы «Соломрия» :

«Это очень индивидуально, потому что у всех людей разные данные. Нередко бывает, что человек, который никогда не занимался вокалом и не ходил в музыкальную школу, уже через месяц показывает большой прогресс. По академическим стандартам, постановка голоса должна занимать четыре года, но уже через полтора года регулярных занятий (два-три раза в неделю) ученик вполне способен исполнять репертуар средней сложности».

Анна, руководитель студии Jam-session :

«Это очень индивидуально. Многое зависит от того как человек сам работает. Обучиться азам пения и правильного дыхания займет около трех месяцев».

Слух и голос есть у всех. Другое дело – насколько он хорош и развит. Для того чтобы усовершенствовать эти два основных в вокале параметра и существуют преподаватели пения. Они должны научить тебя правильно дышать, брать ноту, поставить голос и развить слух.

Антон, руководитель школы «Соломрия» :

«Если человек способен говорить – значит он может петь. Если человек узнает знакомый голос, различает его по высоте и по интонации – значит, у него есть слух. Другое дело, насколько развит голос, слух и их координация. Задача преподавателя – развить слух и поставить голос».

Стоимость

Существует вокал караоке, академический и эстрадный. Курс караоке – вокала рассчитан скорее на приобретение навыков для себя. Поэтому стоимость на него немного ниже: средняя цена в киевских вокальных студиях колеблется от 100 до 120 грн. Академический и эстрадный вокал предусматривает более серьезный курс, рассчитанный на то, что когда-то ты займешься пением профессионально. Средняя стоимость одного занятия составляет 150 грн. в час. Но удобнее брать абонемент от 8 до 24 занятий, стоимость которого составит от 1000 до 3000 грн.

Для того чтобы решиться пойти на вокал совершенно необязательно обладать невероятными способностями. Достаточно веры в себя и большого желания, а остальное – за твоими усилиями и работой преподавателя. Так что, не раздумывая, найди подходящую школу и сходи на пробное занятие. Если поймешь, что это твое – дерзай и пой на здоровье.

Если бы однажды мне довелось проводить рейтинг вопросов-рекордсменов, то могу сказать с уверенностью, что одно из призовых мест точно занял бы вопрос о том, как надо заниматься вокалом дома. Ученики разного возраста, разных стран и национальностей, занимающиеся с педагогом или же самостоятельно по учебным пособиям неизменно озадачиваются вопросом о том, сколько надо заниматься вокалом дома, как, в каких пропорциях, иной раз прося чуть ли не поминутного плана для каждого упражнения.

Вопрос вполне резонный, так как, столкнувшись с грудой различных вокальных упражнений, подчас очень трудно определиться с тем, как это все дозировать для себя с пользой.

Поэтому, не беря на себя обязательства составить универсальный поминутный распорядок самостоятельных занятий для каждого вокалиста, постараюсь внести ясность в общие принципы такового.

Во-первых, самостоятельное домашнее занятие состоит из следующих основных частей:
- обязательный «разогрев» голосовых связок,
- работа над репертуаром,
- пропевание стилистических упражнений (создание джазовой импровизации, работа над пассажами runs и тембровыми приемами в музыке поп, рок и соул, работа над мелизматикой в академическом вокале и т.п.),
- обязательное «охлаждение» голосовых связок в конце занятия.

«Разогрев» голосовых связок - это приведение их из жесткого состояния в рабочее путем достижения эластичности. Эластичные связки хорошо растягиваются, позволяя брать самые разные ноты вашего диапазона, при этом хорошо смыкаясь и не пропуская воздух. В технологию разогрева обязательно входит fry, упражнения на компрессию голосовых связок, а также упражнения «стретчингового» типа, примерами которых являются знаменитые базовые упражнения Сета Риггса. Близкая мне американская методика EVT (Voice Craft) предлагает свои «фирменные» на растяжку, называемые «Сиреной».

Суть в том, что они должны быть звуковыми, или если еще точнее, «шумовыми», то есть имитирующими не певческие звуки, а механические, звуки животных и т.п. Этому есть свое обоснование.

Во-первых, голосовым связкам совершенно безразлично, какую гласную вы поете, стробоскопия ясно показывает, что при пропевании различных гласных они смыкаются одинаково. Различия наступают на уровне артикуляционного аппарата, в связи с их произношением (см. статью ), и зависят от типа гласной (широкая-узкая), от положения языка вокалиста, его нёба и т.д. Недаром для разных языков существуют разные «сложные» гласные.

То, что, скажем, американцу хорошо (например, «нэй-нэй-нэй» по Сэту Риггсу) - для русского «смерть» или зажим. Но задачей разогрева голоса является именно устранение зажимов и создание благоприятных условий для работы голосовых связок, и дополнительный стресс в виде артикуляции гласных для вокалиста совсем ни к чему. Так что упражнения должны быть комфортными, помогающими, помимо растяжки голосовых связок, расслаблять лицевые мышцы и активизировать дыхание.

Распеваться надо от удобных нот к краям вашего диапазона вверх и вниз, постепенно, не форсируя процесс. В перерыве между упражнениями хорошо пить воду комнатной температуры, помогающую смачивать голосовые связки. Помните, что излишняя сухость воздуха плохо влияет на них, а наши помещения, особенно в зимний период, в отопительный сезон часто имеют эту особенность. Кроме того, почти никто из нас не выпивает рекомендованный врачами минимум воды, отсюда некоторая степень обезвоженности наблюдается почти у каждого. Но что допустимо для обыкновенного человека - не допустимо для вокалиста.

Я не эксперт академического вокала, не обладаю достаточной компетенцией для того, чтобы рассуждать на тему о нужности и пользе классических вокализов на гласные звуки и слоги. Но могу с уверенностью заявить, что для современного вокалиста их пропевание, в лучшем случае, бесполезно.

Есть смысл не распеваться на гласные звуки, а использовать их уже после разогревающей распевки, для отработки различных вокальных приемов: речевой позиции, twang, фальцета и т.п., или же отработки разных позиций частей голосового аппарата (гортани, языка, мягкого нёба и т.д.). Используются гласные также и для развития дыхательной выносливости при выполнении специализированной тренировки.

В любом случае, подобные упражнения выглядят либо как последовательность звуков, например гаммы, пропеваемой в восходящем движении в речевой позиции, и в нисходящем - на приеме twang и т.п., либо как пение на одной ноте. К мелодическим вокализам, столь любимым в вокальной академической практике, подобные упражнения никакого отношения не имеют. Таким образом, любой академический вокализ может быть успешно заменен пропеванием любимой песни в неэкстремальном диапазоне, эффект будет точно таким же.

А вообще, надо всегда следовать принципу нужности упражнения, его направленности на конкретную цель: общую или частную. Ведь очень часто педагог говорит: «Разогреем голос - споем вокализик!», или же сам не отдавая себе отчет о сути данного явления (в худшем случае), или не сочтя нужным объяснить смысл предлагаемого своему студенту.

Поэтому очень многие вокалисты и правда уверены в том, что голос разогревается подобно охлажденным на морозе ступням или ладоням: достаточно потопать, потереть их друг об друга, и все в порядке. Но как следует из написанного выше, «разогрев» - это метафора, образное понятие, и к температуре голосовых связок не имеет никакого отношения.

Возьмите себе за правило вникать в суть упражнений и не делать ничего бесполезного. Ради этого не грех задать преподавателю вопрос, на что именно направлено конкретное.

Сколько же нужно разогревать голос, напрямую зависит от времени суток, в котором вы начали заниматься, а также от вашего индивидуального состояния.

Так, если вы занимаетесь утром, что совершенно не противопоказано, вопреки утверждениям многих педагогов, что «ну ни в коем случае», то вам потребуется больше времени на разогрев голоса.

Ведь это логично, не все вокалисты имеют возможность заниматься днем: как раз очень часто день начинается с домашних занятий (или же с занятий с педагогом), после чего вокалист идет на студию, на конкурс, концерт или же преподавать. Что же теперь, не заниматься? Излишне говорить, что вокалист должен быть отдохнувшим и выспавшимся, поэтому никто не говорит о занятиях в 5 или 6 утра... Физическая форма и общее самочувствие являются главным и единственным условием возможности или невозможности тренировок.

Мне же часто приходилось слышать мнение, что до полудня - ни-ни, даже и думать не стоит о вокале, так как можно сорвать голос. Давайте разберемся, в чем тут дело.

Да, часто во второй половине дня голос действительно звучит лучше, чем с утра, но связано это не с временнЫм отрезком, а с тем фактом, что за прошедшие полдня вы уже успели переговорить с некоторым количеством людей. Разговор - это тоже гимнастика, в той или иной степени он также способствует приведению связок в эластичное состояние. Таким образом, чем меньше промежуток времени между вашим сном и занятием (а ведь многие вокалисты могут проснуться и в час дня после ночного концерта) - тем дольше потребуется разогревать голос.

Так что если вы занимаетесь с утра или же немного времени прошло после сна, то разогревать голос надо не менее получаса. Тут очень важен ваш собственный слух, поскольку вы должны уметь слышать эластичность связок. Когда они начинают хорошо растягиваться и смыкаться на всем протяжении вашего рабочего диапазона, без сипа, шипения и побочных шумов (естественно, речь идет о здоровых голосовых связках) – цель достигнута, и можно переходить к следующему этапу, работе над репертуаром.

Работа над репертуаром - занятие довольно креативное, тут каждый использует свою методику. Ясно одно, нет смысла гонять одно и то же произведение по 10 раз подряд с начала до конца. Впрочем, этот принцип действует для любого музыканта, не только вокалиста.

Следует спеть песню один раз, можно даже без аккомпанемента, и выявить недостатки или сложные места, а затем отрабатывать их отдельно. Вот здесь часто и есть смысл поработать над гласными в контексте всего слова, а потом и целой фразы песни. Вообще, работа над фрагментами песни является отличным упражнением, к тому же не оторванным от практики. Ведь часто те же гласные в упражнениях могут звучать прекрасно, а потом, уже в песне, в другом контексте, на другой высоте, в сочетании с другими согласными совершенно не получаться. Именно работа с репертуаром различной сложности дает полное представление о тех «подводных камнях», с которыми рано или поздно придется столкнуться вокалисту.

Грамотный вокальный педагог не выбирает репертуар наобум, или же только в соответствии с пожеланием студента, а создает определенный базовый репертуар, включающий наиболее часто встречающиеся технические проблемы. Работая над сложными фразами песни, неплохо пользоваться зеркалом, которое часто помогает выявить основную проблему - неправильное положение языка. Ведь непроизносимость некоторых гласных связана именно с данным фактором.

Да и вообще, пожалуй, после не поставленного дыхания и вокального зажима язык является злейшим врагом вокалиста, наравне, разве что, с челюстью. Особенно если говорить о носителях такого твердого языка, как русский. Работа с репертуаром временем никак не ограничена: делать это можно до тех пор, пока не появится определенный результат, то есть улучшение или полное исчезновение технической проблемы.

Хорошо делать небольшие паузы в работе, помогающие как отдохнуть организму в целом, так и избежать адаптации уха к разучиваемому фрагменту, которое после n-ного повторения начнет (ухо) отказываться улавливать разницу. Занятие стоит немедленно прекратить в случае усталости и/или возникновения неприятных ощущений в горле! После отработки сложных фрагментов и по окончании данного этапа есть смысл спеть песню от начала до конца, так сказать «концертный вариант» с аккомпанементом или базой.

Разучивание новой песни - процесс еще более индивидуальный, и у каждого существует свой алгоритм действий: кому-то удобнее учить все вместе, кому-то сначала мелодию, кому-то текст… Советовать, а тем более навязывать точный план не имеет смысла.

Я, например, сначала внимательно вчитываюсь в текст, проясняя для себя все непонятные моменты, если текст на иностранном для меня языке (учитывая, что два являются родными).

Непонимание текста, пусть даже фрагментарное, сильно влияет как на запоминание мелодии, так и на техничность исполнения. Но это моя индивидуальная особенность, знаю немало вокалистов, прекрасно исполняющих песни, о смысле которых догадываются лишь отдаленно. Более того, мой способ значительно проигрывает по количеству затраченного на заучивание времени.

Будучи музыкантом, не могу удержаться и от того, чтобы не «снять» под копирку и весь аккомпанемент песни, что тоже съедает определенное количество времени, но как плюс дает впоследствии бОльшую свободу для вокальной стилевой импровизации, равно как и развивает с точки зрения композиции.

Таким образом, единственной моей обязательной рекомендацией при разучивании песни является заучивание текста наизусть. Желательно выучить его сразу, чтобы впоследствии заглядывание в листок не отвлекало вас от собственно техники, музыки, и не влияло на вашу осанку.

На третьем этапе занятий есть смысл поработать над конкретными особенностями стиля, в котором вы практикуете, тем более, что это плавно вытекает из работы с репертуаром. Можно работать как с отдельными сложными фразами из песни (но уже с точки зрения стилистической, а не технической), так и попеть специальные упражнения на мелодические и тембровые приемы. У академического вокалиста это будут пассажи со сложной мелизматикой, у джазового - скорей интеллектуальная работа над продумыванием «заготовок» для импровизации; у поп/соул - отработка четкости в пассажах runs, и тембровой специфики.

И тут на вопрос о времени можно ответить аналогично второму разделу: работать надо столько, на сколько хватит терпения, желательно до появления слышимого минимального результата, но не до «первой крови».

Для обоих разделов действует правило: количество затраченного на разогрев голоса времени обратно пропорционально количеству времени, затраченного на репертуар и стилистику. Объясняется это очень просто: хорошо смыкающиеся и эластичные голосовые связки с бОльшей легкостью выполняют и «усваивают» все технические и стилистические сложности.

Это не означает, однако, что разогревать голос надо час или два, когда на пение чего-то другого уже не останется ни физических, ни моральных сил. Оптимальное время «разогрева» колеблется от 15 до 40 минут в каждой конкретной ситуации, для конкретного вокалиста и в соответствии с уровнем его профессионализма.

Завершает музыкальное занятие «охлаждение голосовых связок», что, опять же, не означает съесть мороженое или хватить холодного пивка. Суть состоит в том, чтобы вернуть голосовые связки из певческого в разговорный режим. В процессе занятий они достигли пика своей эластичности, и часто, начиная говорить после концерта или занятий, вокалист как будто продолжает петь. Потому и упражнения на «охлаждение» голоса должны выполняться в обратном порядке: от напряженных нот вашего диапазона - к средним, удобным или разговорным. Сами же упражнения, в основном, такие же, как и на «разогрев», среди которых особенно эффективны звуковые на «м», «н» и fry.

Выводя среднее арифметическое занятий: 30 минут «разогрев», 10 минут «охлаждение» и разумные час – час двадцать на репертуар и стилистику, получается 2 часа. Естественно, занятия новичка будут меньше, учитывая нетренированность не только голосового, но и дыхательного аппарата, в силу чего он просто физически вряд ли выдержит 2 часа.

Что касается профессионала, то и тут время может очень варьироваться в сторону увеличения, в силу более богатого (количественно и качественно) репертуара. Ну и еще, если нет возможности заниматься много и регулярно, то лучше заниматься мало, но регулярно, чем редко и помногу.

А вообще, чаще всего вопрос о времени занятий возникает почему-то у тех, кто ими не особенно увлечен. Так, будучи ребенком и занимаясь из-под маминой «палки» фортепиано (теперь я чрезвычайно благодарна той «палке»), я сразу же интересовалась, сколько мне надо отсидеть, и ставила на видное место часы. Теперь, занимаясь вокалом, я точно также ставлю на фортепиано часы, но уже с другой целью: чтобы увлекшись занятием никуда не опоздать, и не дать семье «помереть голодной смертью».

В детстве вы пели перед зеркалом в расческу или мамин флакон с лаком для волос, и ни один семейный праздник не обходился без ваших импровизированных концертов? Мы тоже!

Но жизнь продолжается, профессия получена, карьера идет в гору, а желание петь без страха и стеснения так и остается желанием. Так можно ли научиться петь после 30 или лучшее время уже миновало?

Окончательной зрелости вокальные данные человека достигают к 30 годам. Голосовые связки теряют эластичность, кровоснабжение ухудшается. Регулярные тренировки этому препятствуют. Здоровый образ жизни и хорошая физическая форма также замедляют старение голоса.

Как вы понимаете, пение после 30 не только возможно, но и необходимо тем, кто хочет сохранить здоровье и продлить молодость. Занятия пением снижают давление, нормализуют дыхание и увеличивают объем легких. А еще:

  1. Снижают раздражительность, помогают справиться с тревожностью.
  2. Улучшают качество сна.
  3. Стимулируют работу сердечно-сосудистой системы.
  4. Приводят в тонус мышцы лица.
  5. Укрепляют осанку.

На самом деле, для обучения вокалу возраст не так важен. Прийти на первое занятие можно и в 20, и в 30, и в 60 лет. Главное — преодолеть страх перед новой деятельностью и больше уверенности в себе. Только так вы сможете достичь хороших результатов и получить массу удовольствия.

Голос и слух есть у всех. Другой вопрос - как хорошо они развиты. Постановка певческого голоса — процесс, который, конечно, должен протекать под присмотром преподавателя — он укажет на ошибки и будет полностью контролировать процесс обучения. Дело за малым: найдите подходящую школу и запишитесь на пробный урок. Если поймете: это то, чего вам так давно не хватало — тогда все в ваших руках.

Например, у наших друзей из школы музыки Guitardo обучаются студенты от 4 до 80 лет. Более 5 000 студентов за три года — это о чем-то говорит!


Несколько советов перед тем, как отправиться на первый пробный урок в музыкальную школу

1.Подумайте над стилем музыки, в котором вы хотите развиваться как вокалист, распишите план действий, изучите все, что поможет вам улучшить навыки.

2.Слушайте хороших вокалистов и музыку, которая вам по-настоящему нравится.

3.Займитесь спортом, не игнорируйте физические нагрузки. Вы должны идеально чувствовать свое тело. Постарайтесь отказаться от вредных привычек.

4.Не забывайте про отдых, хорошо питайтесь, следите за своим здоровьем, занимайтесь саморазвитием, живите в кайф.

5.Найдите свой собственный стиль и образ.

С чего начнется обучение?

Преподаватель проанализирует ваше пение. Это профессиональная экспертиза, самому ее сделать сложно. Конечно, в дальнейшем нужно будет научиться оценивать свое пение, но в начале обучения лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Вокал для взрослых начинается с теории — вас познакомят с терминологией, с тем, как развивать диапазон голоса, правильно дышать, развивать слух и отрабатывать артикуляцию. С учетом ваших музыкальных предпочтений и возможностей голоса преподаватель подберет учебный материал.

Для развития и поддержания качества звучания голоса необходимо усиленно работать. Думаете, талант — единственная составляющая хорошего вокала? Это заблуждение. Пение похоже на спорт, где 1% таланта дополняется 99% труда, силы воли и упорства. Достаточно веры в себя и большого желания, а остальное — за вашими усилиями и работой преподавателя.

Сколько нужно учиться?

На освоение вокальной базы, как правило, уходит 2-3 месяца.

Каким должен быть график занятий?

Необходимый минимум — 2 раза в неделю по 60-90 минут.

Главное начать заниматься, поборов свои страхи и сомнения, и тогда у вас все получится. Получайте удовольствие от занятий и помните, что добиваются значительных результатов те, кто готов к большой работе и кто понимает, что нужно приложить немало усилий, чтобы в итоге осуществить большую мечту.