Как выгнать воздух из батареи отопления. Спуск воздуха из обогревательных приборов. Способы удаления воздушных пробок

С началом отопительного сезона некоторые жильцы многоквартирных домов и владельцы собственных коттеджей задаются проблемой: как выпустить воздух из батареи отопления?

Необходимость в этом возникает из-за неравномерного отопления помещений. После начала отопительного сезона становится заметно, что некоторые батареи греют хорошо, а некоторые остаются холодными целиком либо наполовину. Холодные радиаторы и шумы в них – признаки образования воздушных пробок, причинами которых являются:

  • отсутствие должного давления в системе отопления, что само по себе приводит к неправильной ее работе. Давление понижается при утечке теплоносителя через плохо загерметизированные швы;
  • выпуск радиаторов низкого качества, несоблюдение стандартов при их изготовлении;
  • производство некачественных ремонтных работ – несоблюдение направлений уклона магистралей трубопровода;
  • неправильное заполнение системы отопления водой – заполнение должно осуществляться при одновременном спуске воздуха, осуществлять спуск можно только медленными темпами;
  • низкое качество воды в системе отопления – слишком жесткая вода не позволяет системе работать корректно, оптимальная жесткость – 5–7 мг/экв/л.

Холодные отопительные приборы в этом случае полбеды, воздушная пробка несет угрозу всей системе отопления в целом. Металлические части системы ржавеют и перестают выполнять свои основные функции, что может повлечь за собой дополнительные траты в виде замены всей системы.

Неприятными моментами являются и лишние шумы в помещениях. Обычно это звук текущей воды, шум и потрескивания, которые отвлекают и мешают отдыхать и работать. Поэтому проблема правильного выпуска воздуха из батареи остается актуальной. Для проведения самостоятельных работ нужно знать нюансы правильного проведения манипуляций с отопительными приборами для спуска воды.

Как выпустить воздух из батарей

В домах и квартирах старые отопительные системы соседствуют с современными, где-то установлены батареи, оснащенные системами воздухоотвода, а в других местах стоят еще чугунные конструкции без них. Поэтому понять, как выпустить воздух из батарей той или иной конструкции, иногда представляется непростой задачей. Как правило, рассматривают несколько способов проведения профилактических работ.

В отопительной системе с естественной циркуляцией, в которой разводка труб находится в верхней части системы, воздушную пробку удаляют через накопительный бак, находящийся также в самой верхней точке. Такие системы, как менее стабильные, отходят на второй план. Их место занимают системы с принудительной циркуляцией, в которых необходимы воздухоотводчики. Они устанавливаются на алюминиевые и биметаллические отопительные приборы. Это правильно в связи с тем, что при контакте этих материалов с теплоносителем обязательно будет выделяться водород, который должен быть удален.

Ручные воздухоотводчики или краны Маевского

Изобрел кран сантехник по фамилии Роев, а другой более ловкий мастер, по фамилии Маевский, запатентовал изобретение. Обычным способом сливать воду через большие отверстия в радиаторах было не экономично для котельных, так как граждане использовали горячую воду из радиаторов для личных нужд. Например, для стирки белья или мытья автомобиля.

Кран Маевского – это механический агрегат, представляющий собой болванку с резьбой 1/2 или 3/4 дюйма с крошечным отверстием посередине и уплотнительным кольцом из резины. Иногда его еще называют игольчатый клапан воздухоотводящий. Он крепится на радиатор с помощью футорки (втулки с наружной резьбой). Кран устанавливается на верхнюю часть радиатора или полотенцесушителя.

Чтобы начать выпускать воздух из отопительной системы откручивают отверткой конусообразный винт крана против часовой стрелки и дожидаются легкого шипения и капель или струек воды – воздух пошел. Если шипение закончилось, это не значит, что процесс завершен. Лучше еще подождать некоторое время, а затем закрутить кран.

Совет . Сильно откручивать кран не нужно, так как напор воды может не позволить закрутить потом его обратно. При проведении манипуляций важно не забыть положить тряпку рядом с батареей. Не лишним будет обратить внимание на то, чтобы отверстие не было направлено на стены, так как появится угроза порчи отделки помещения.

Цена крана Маевского 60–100 руб. Некоторые фирмы предлагают модели, стилизованные под старину, их цена достигает 1200 руб.

Это металлический агрегат, крепящийся на радиатор, который сконструирован для автоматического удаления воздуха без участия человека. Внутри находятся поплавок и игольчатый клапан. Эти два механизма создают баланс воздухоотводчика. В рабочем состоянии корпус заполнен водой, поплавок поднят, клапан закрыт. Образовавшийся воздух постепенно поступает в прибор, поплавок под его воздействием опускается и открывает клапан, что позволяетвоздуху выйти наружу. Эти приборы обычно устанавливают в высших точках отопительной системы, где скапливается наибольшее его количество.

Эти агрегаты могут быть прямыми или угловыми, в зависимости от конфигурации батарей. Важно, что выпускное отверстие всегда должно быть направлено вверх.

Автоматический воздухоотводчик устанавливается двумя способами.

  1. Прямая установка в резьбу.
  2. Установка через отсечной клапан. Этот клапан позволяет снимать воздухоотводчики без отключения системы. Снимают их для периодической чистки, так как в загрязненном примесями состоянии он перестает правильно работать.

Чтобы избежать проблем при установке этого механизма, соблюдают ряд правил. Откручивать и закручивать его можно только гаечным ключом, так как при использовании разводного можно не рассчитать усилия, и он треснет. За корпус воздухоотводчика во время проведения работ держаться нельзя – можно сломать.

Цена на автоматический агрегат от 300 до 500 рублей, что значительно дороже его механических аналогов. Известные фирмы, выпускающие воздухоотводчики – Danfoss и Wind.

Как выпустить воздух из чугунной батареи

Для проведения манипуляций по удалению лишнего воздуха из чугунных отопительных приборов старого образца в многоквартирных домах приглашают сантехников из ЖЭКа, так как это правило регламентируется постановлением Министерства государственного строительства от 27 сентября 2003 года. На самом деле, сантехники устраняются от этих работ, предоставляя право хозяевам решать проблемы с отоплением.

В частных коттеджах, как правило, эту работу приходится выполнять самим жильцам. Некоторые умельцы устанавливают на отверстия в чугунных батареях обычный кран, что, несомненно, портит вид жилого помещения, но упрощает процесс спуска воздуха. Чтобы выпустить воздух из чугунной батареи правильно, нужно знать определенную последовательность действий.

В частном коттедже котел обязательно отключают. Если все же работы решено производить самостоятельно в квартире, необходимо отключить распределительный вентиль на стояке. Далее нужно перейти к монтажу шланга к отверстию радиатора. Шланг должен быть длинным, доходить до ближайшего удобного слива в канализацию или на улицу.

Совет . Во время выпуска воды нужно поставить под батарею миску или ведро с водой и запастись тряпками, так как вода вытечет из батареи.

Потом отвинтить заглушку. Это бывает не просто сделать, потому что чугунные батареи обычно красят масляной краской, и она затвердевает вокруг заглушки. Иногда на соединительные части наносят еще и паклю, которая также не способствует легкому отвинчиванию заглушек. Для облегчения работ наносят специальную смазку на резьбу, что упрощает процесс откручивания.

Работы производят с помощью разводного гаечного ключа.

Совет . Если сразу отвинтить заглушку на чугунной батарее не представляется возможным, смазка не помогает, то растворить краску поможет керосин, его наносят на стыки и ждут 10–20 минут.

После того как все необходимые работы проведены, необходимо замотать заглушку фум-лентой (тонкий прозрачный уплотнитель) и опять прикрепить ее.

Нужно ли выпускать воздух из батареи, решать хозяевам домов и квартир. Но если есть желание проживать в комфортных условиях, не замерзая из-за некорректно работающего отопления, то лучше научиться выпускать воздух из батареи отопления самому. Тем более что при знании последовательности действий, это не представится сложной задачей!

Если при включении отопительной системы некоторые батареи остаются холодными, это является следствием их завоздушивания. То есть, в них образуются пузырьки воздуха, требующие обязательного удаления. В некоторых случаях система начинает заметно булькать и журчать, как это делают небольшие лесные ручьи. Все это указывает на то, что отопление необходимо развоздушить. Давайте посмотрим, как спустить воздух из батареи отопления и какие инструменты нам для этого понадобятся. Также мы расскажем, откуда берется воздух в системах закрытого типа и открытого типа.

Причины завоздушивания

Многие люди интересуются, почему в системах отопления появляется воздух. И это действительно вызывает удивление, ведь отопительные системы являются герметичными. На самом деле завоздушенность – это довольно частое явление, проявляющее себя в частных домах и в многоквартирных домах. Только в многоквартирных постройках проблемой развоздушивания занимаются профильные специалисты поставщика тепла. В собственном доме этим вопросом придется заниматься самостоятельно.

Прежде чем мы расскажем, как спустить воздух из радиатора отопления, поведаем об основных причинах образования воздушных пробок:

  • Естественное образование воздуха при использовании алюминиевых радиаторов и некоторых других видов батарей низкого качества. Воздушные пузырьки образуются здесь в результате протекающей реакции между металлами и водой;
  • Проникновение воздуха вместе с водой – здесь могут содержаться растворенные газы, не проявляющиеся при обычных условиях, но выделяющиеся при нагревании и контакте с металлическими поверхностями, из-за чего теплоноситель воздушится;
  • При проведении ремонтных работ – батарея действительно может оказаться завоздушена после последнего ремонта. Если не спустить воздух, батарея в месте проведения ремонта может оказаться холодной;
  • Нарушение технологий монтажа отопительной системы – воздух в системе отопления может появиться еще на этапе проведения монтажных работ. И если монтажники не соблюдали уклоны и не ставили клапаны, позволяющие спускать воздух из системы из батарей, то проблема становится постоянной;
  • Трещины или случайные щели в элементах системы – через них происходит засасывание воздуха снаружи.

Воздушная пробка в системе отопления – это не всегда признак того, что монтажники сделали свою работу некачественно. Если батареи завоздушиваются постоянно, это может указывать на проблемы с водой – нужно провести ее анализ и установить систему водоочистки. Чаще всего воздушит именно алюминиевые батареи, в то время как биметаллические радиаторы такому практически не подвержены.

Существует еще одна причина попадания воздуха в батареи отопления – через пластиковые трубы. Некоторые их виды оснащаются далеко не самым качественным кислородным барьером.

На что влияет воздух

На тепловом снимке особенно наглядно показано как сильно наличие воздушных пробок сказывается на температуре батареи.

Наличие воздуха в батареях отопления является препятствием для их нормального функционирования. В том месте, где скапливаются воздушные пробки, образуется холодная область. В результате эффективность работы падает, в помещениях становится заметно прохладнее. Если не выпустить воздух, то обогрев не сможет работать в полную силу.

При запуске циркуляционного насоса от батарей и труб слышно легкое бульканье – это прямой признак того, что у вас завоздушило систему отопления. Насос не может продавить напором воздушные пробки, из-за чего те циркулируют на месте, вызывая образование журчащих звуков . И поднимать напор бесполезно, так как нужно либо провести стравливание, либо попытаться долить в систему воду – иногда это действительно помогает.

Иногда воздушные пробки образуются прямо в трубопроводах систем отопления. В результате этого теплоноситель не может пробиться к батареям, так как ему мешает воздух. Нужно как-то избавляться от него, иначе возможен выход из строя отопительного котла – он просто перегреется из-за отсутствия нормальной циркуляции.

Как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Специалисты-медики говорят, что болезни можно лечить, но еще лучше предупреждать их появление. То же самое относится к отоплению и пробкам из воздуха. Давайте посмотрим, как избавляться от уже возникших пробок, а также поговорим о том, как избежать их появления в дальнейшем.

Предупреждение образования воздушных пробок

Избежать появления воздуха в системе отопления можно еще на самом первоначальном этапе ее запуска. Для этого необходимо правильно заполнить трубы и батареи теплоносителем. В открытых системах это делается следующим способом:

  • Открываем все вентили, чтобы обеспечить беспрепятственное движение теплоносителя;
  • Сливной вентиль оставляем закрытым;
  • Начинаем аккуратно наполнять систему водой.

Обратите внимание, чтобы напор был не очень большим.

При наполнении отопления закрытого типа следует спускать воздух следующим способом:

  • Подключаем опрессовочный насос, позволяющий прокачать стабильное давление в отоплении;
  • Закрываем краны на радиаторах;
  • Дожидаемся заполнения системы.

При кажущейся простоте кран Маевского является чрезвычайно эффективный инструментом, отлично выполняющим поставленную задачу.

Теперь необходимо заполнить водой батареи и избавиться от воздуха с помощью кранов Маевского. Последовательно обходим все отопительные приборы, аккуратно открываем вентили, впускаем теплоноситель, удаляем воздушные массы с помощью вышеуказанных кранов, после чего вентили закрываем. В трубах должно поддерживаться давление в одну атмосферу, поэтому выполнять операцию удобнее вдвоем. На завершающем этапе работы включаем обогрев, дожидаемся достижения заданной температуры, после чего повторяем процедуру с батареями.

Предупредить появление воздуха в отоплении помогут хорошие радиаторы, например, стальные или биметаллические – в них вероятность образования воздушных пробок снижается почти до нуля. При проведении монтажных работ необходимо уделять внимание герметичности, аккуратно и полностью затягивая все соединительные части. Также рекомендуется в обязательном порядке установить автоматические или ручные спускники воздуха.

Один из воздухоотводчиков устанавливается в самой верхней точке, так как воздух в батареях и трубах имеет свойство скапливаться в верхних частях систем отопления.

Что делать при образовании воздушных пробок

Наша задача – правильно стравить воздух из системы отопления. Если в доме или в квартире с индивидуальным отоплением установлены привычные многим радиаторы из чугуна, то дело осложняется тем, что в них может и не быть средств для устранения воздушных пробок. Спуск воздуха с чугунной батареи производится несколькими способами:

  • Путем аккуратного откручивания заглушки с помощью газового ключа;
  • Путем удаления теплоносителя и встраивания клапанов, позволяющих спустить воздух в любое время;
  • С помощью высокого давления воды – позволяет пробить воздушную пробку.

Первый способ самый сложный. Во-первых, заглушка может быть закрашена многочисленными слоями краски – ее нужно как-то содрать. А во-вторых, заглушка может напрочь приржаветь к корпусу батареи – в этом случае следует воспользоваться какой-либо жидкостью, позволяющей ослабить хватку ржавчины.

Открутить заржавевшую заглушку поможет всем известная жидкость WD-40, хорошо проникающая в самые глубокие слои ржавчины.

Собираясь спускать воздух из чугунной батареи, не забудьте подставить под заглушку ведро, таз или любую другую емкость, в которую будет сливаться вода. Кстати, именно вода указывает на то, что воздушная пробка уже вышла. После этого закручиваем заглушку обратно.

Следующий способ заключает в том, чтобы установить в чугунную батарею автоматический или ручной спускник воздуха. Местом для его установки служит все та же заглушка. Нарезаем в ней резьбу и монтируем воздухоотводчик. Теперь, как только в отоплении возникнет воздушная пробка, воспользуйтесь отводчиком и ваша проблема будет решена.

Если нет крана Маевского, согнать воздух можно с помощью мощного напора воды. Подключите отопление к водопроводу, откройте водопроводный кран с водой и дождитесь, пока давление сможет устранить воздушную пробку. Этот способ хорошо подходит для старых отопительных систем, где над проблемой завоздушивания особо никто не задумывался.

Удаление воздушной пробки спускниками

Спустить воздух из батареи отопления, а заодно и из труб, помогут автоматические или ручные спускники (краны Маевского). Сегодня они монтируются на все радиаторы, так как завоздушенность может проявить себя где угодно, даже если соблюдаются все нормативы и правила проведения монтажных работ. Стоит воздушный кран для радиаторов недорого, а пользы от него много – он позволит в любой момент прогнать образовавшийся воздушный затор.

Для того чтобы спустить воздух из батареи с помощью крана Маевского, необходимо определить место возникновения воздушной пробки. Делается это на ощупь, нужно просто ощупать отопительные приборы после запуска котла. Там, где вы обнаружите холодные участки, располагаются пробки, мешающие работе отопления – именно их нам и нужно удалить с помощью крана Маевского.

После того как будет определена локация пробки, необходимо повернуть кран и добиться выхода обнаруженного там скопления воздуха. Не забудьте подставить ведро или таз, чтобы не залить полы. Сигналом того, что вся воздушная пробка благополучно вышла, является струйка воды, сочащаяся из-под клапана. Пока вода пузыриться, это значит, что воздушные массы все еще выходят. Аналогичную процедуру проводим и на других батареях, где обнаружены пробки.

Проще всего установить на батареях отопления автоматические спускники воздуха. Их основные преимущества:

  • Самостоятельная работа, не требующая вмешательства человека;
  • Компактное исполнение – они не испортят интерьер;
  • Надежность – будучи исправными, они не подведут.

Автоматические спускники позволяют спустить даже самые небольшие количества воздуха. То есть, они не допускают его накопления. А ведь накопившиеся воздушные массы не только препятствуют работе отопления, но и приводят к образованию коррозии.

Теперь вы знаете, как можно убрать воздух из батарей отопления – проще всего сделать это с помощью автоматических спускников. Если в вашей системе их все еще нет, ничто не мешает смонтировать их в летний сезон, когда обогрев будет отключен. При отсутствии возможности установить спускники на батареях, их можно смонтировать рядом, прямо на трубе, вырезав небольшой участок и смонтировав туда тройничок с клапаном.

Видео

Воздух способен растворяться в воде и выделяться в виде пузырьков при нагревании. К сожалению, этот процесс происходит и при нагревании воды в системе отопления. Поскольку воздух значительно легче воды, то они собираются в верхней части полости радиатора. Со временем объем воздуха становится настолько большим, что он образует так называемые воздушные пробки, которые препятствуют циркуляции воды в системе. Нет циркуляции – нет переноса тепла от источника к батареям, соответственно в квартире температура резко падает.

Обладающие минимальными знаниями и сравнительно простым набором инструментов мужчины способны самостоятельно удалить воздух из батареи.

Поиск воздушных пробок

Находящийся в батарее воздух не дает воде свободно проходить через все секции радиатора. Как правило, чем дальше от подводящей трубы находится секция, тем она холоднее. О наличии воздуха можно судить и по характерных булькающих звуках, доносящихся из внутренности нагревательного элемента.

Обладатели хорошего слуха могут найти скопление воздуха путем простукивания молотком верха радиатора. Металл, находящийся над затаившейся внутри воздушной пробкой будет звучать звонче, чем тот, который соприкасается с водой. Объясняется это тем, что плотная жидкость сильнее подавляет звуковые колебания, чем воздух. Чем выше по стояку установлены батареи, тем они чаще булькают, и тем звонче отзываются на простукивание.

Подробная схема отопления дома, с описанием элементов, которые входят в цепь.

Краны для сброса воздуха

Хорошо, если на всех батареях системы еще в ходе монтажа были установлены краны для спуска воздуха. Сравнительно легко оснастить батареи кранами можно выполнить и в ходе летних профилактических работ по обслуживанию системы. Зимой такая предусмотрительность будет обязательно оценена. К тому же, краны на радиаторах и на трубопроводе могут помочь и в других нештатных ситуациях, например замена радиатора отопления. Возможность локально перекрыть в квартире воду и спокойно устранять неполадку дорогого стоит. Избавление от воздушной пробки при наличии крана – простейшая задача. На носик крана одевается шланг. Под свободный конец шланга подставляется ведро, так как вместе с воздухом наружу может вырваться и некоторое количество, находящейся под давлением воды. Кран открывать нужно осторожно. Некоторое время будет шипеть выходящий воздух. Как только шипение прекратится, кран нужно закрыть. Чтобы батарея быстрее нагрелась, можно для восстановления циркуляции выпустить и остывшую воду.

Система спуска воздуха: автоматическая и с помощью крана.

Использование кранов Маевского

Вместо стандартных краников на батареях могут быть установлены краники Маевского. Они отличаются простотой и надежностью конструкции. Основных деталей две – корпус с коническим резьбовым отверстием и соответствующий болт. При отвинчивании воздух просачивается между резьбовыми поверхностями. Кран можно открыть руками, отверткой или пассатижами. Способ зависит от конкретной конструкции. Носика нет, поэтому под кран подставляется ведро или тазик, расстилается тряпка. Отвернув кран нужно переждать свист или шипение выходящего воздуха. Как только начнет вытекать вода, кран нужно закрыть. Ведь проблема «как стравить воздух из батареи отопления» решена.

Для монтажа отопительной системы в продаже можно найти следующее оборудование:

Наименование Цена в руб.
Кран Маевского 1/2 з ручкою» STA» (шт.) 125
Кран Маевского STA 15мм ручка для МС140 ГОСТ 9544-93 95
Кран маевского 1/2 под отвертку 75
Кран маевского D1/2″(ручной) Китай 150
Кран Маевского, развоздушиватель 1″ к чугунному радиатору Viadrus 180
Кран Маевского 1/2» п/ключ 75
Кран маевского1/2. 120
Кран маевского автоматический 1/2 Icma 220
Кран маевского/ Ду от 15 (1/2″) мм/ 1,6 МРа/ UKSPAR 190
Кран Маевского 1/2″ ручной ICMA 280
Кран Маевского плоский, хром. 1/2″ на полотенцесушитель 350
Кран Маевского ручной 1/2″ Omec Италия 240
Кран Маевского 1/2 с ручкой STA никель 80
Кран Маевского 1/2 латунь STA 25/150 125
Кран Маевского ручной (Solomon) 215
Кран маевского D1/2″(ручной) ICMA 180
Кран Маевского 15мм для МС140 ГОСТ 9544-93 140
Кран Маевского ручной 1/4″ Rubi Zeta Италия 140
Кран Маевского 1/2 с ручкой STA 125
КРАН маевского 3/4″ под отвертку. 130
Автомат Маевского 1/2″ ICMA(Икма) узкий тип 145
Кран Маевского 3/4″ ручной ICMA 350
Кран маевского автоматический 1″ левый 320
Кран маевского М10 (ключ) 150
Кран шаровый со спускником воздуха 1/2″ ВВ (30 bar) Solomon 540
Автоматический воздухоотводчик Giacomini 115
Угловой автомат Маевского 1/2″ ICMA(Икма) 540
Автомат Маевского 3/8″ ICMA(Икма) узкий тип 470
Автомат Маевского 1/2″ ICMA(Икма) средний тип 460
Набор подключения радиатора универсальный 3/4″ 190
Кран шаровый для радиатора (угловой) 20х1/2 240
Кран для радиатора ППР VALTEC 20х1/2″ (прямой) 145
Кран шаровый американка для радиатора 20*1/2 угловой 115
Кран шаровый для радиаторов прямой ПП 20х1/2″ (имп.) 125
Кран PPR для подключения радиатора прямой 20*1/2 172
Кран шаровый для радиатора прямой 20 х 1/2″ Kalde 152
Кран шаровый для радиатора (прям/угл.) 170
Кран шаровой ПП для радиатора угловой Дн 20х1/2″ 160
Кран шаровой для радиатора с американкой (угловой) 20 х1/2* белый 125
Кран шаровый для радиатора угловой 25х3/4 полипропилен 240
Bugatti кран с американкой для радиатора 325
Кран для радиатора (полотенцесушителя) хромированный 1/2 угловой 440
Кран шаровой прямой для радиатора 20×1/2 НР латунь,PPR* 105
Кран угловой для радиатора » Valtec » 1/2 с полусгоном 205
ран для радиатора прямой D-20×1/2 254
Кран для радиатора прямой 1/2″ без терм/гол(60/5) 172
220
Кран шаровый для радиатора РР FIRAT 140
Кран для радиатора НР 20х1/2» (прямой) П/П 132
Кран шаровый для радиатора прямой 20х12 полипропилен 197
Кран для радиатора угловой 1/2 ardenza 145
Кран ГАЗ-24,УАЗ радиатора масляного СБ Ульяновск 88
Кран сливной радиатора ГАЗ 3302 ЗАО »Пустынь» (ВС8-1) 54
Кран радиатора УАЗ, пуск обогревателя грузовые ГАЗ ПС7-2 112
ВС8-1 Кран ГАЗ-3307,МАЗ радиатора сливной АДС EXPERT 154
21-1305010, Кран радиатора ВС8-1 ВОЛГА-ГАЗ (Пустынь) 176
Кран масляного радиатора УАЗ.ГАЗ АДС 130
Кран для радиатора ППР VALTEC 20х1/2″ (угловой) 167
Кран шаровый американка для радиатора 25*3/4 угловой 168
Кран шаровый для радиаторов прямой ПП 25х3/4″ (имп.) 145
Кран шаровый для радиатора прямой 25 х 3/4″ Kalde 140

Батареи, на которых нет крана

Если нет кранов для сброса воздуха, то придется на верхнем торце отопительного прибора отвернуть заглушку. Чтобы не устроить соседям потоп, нужно перекрыть поступление в батарею горячей воды, то есть, перед тем, как убрать воздух из батареи, придется спустится в подвал и отключить весь стояк. Продумайте все ход выполнения всех операций до мелочей. Под руками, кроме всего прочего, должны быть ведро, тазик, ковшик. Зона работ должна быть накрыта тряпками. Перед тем как отвернуть заглушку разводным ключом, нанесите на зазор между ней и корпусом немного керосина, бензина или скипидара. Через 15 минут растворители пропитают ржавую резьбу и сделают соединение разборным. Возможно, стронуть заглушку удастся, только приложив значительное усилие. Откручивать ее нужно медленно и остановится, как только станет слышен звук выходящего воздуха.

Не переусердствуйте: полностью выкручивать пробку не нужно. Если в стояке воду перекрыть не удалось, то ввернуть ее обратно под напором горячей воды не удастся. Чтобы из «выжать» их батареи воздух по максимуму, можно ее слегка встряхнуть. Перед вворачиванием пробки, на резьбу нужно подмотать паклю и или уплотнительную фторопластовую ленту. Заворачивать плотно, до упора.

Видеообзоры: спуск воздуха с батареи


В процессе эксплуатации отопительной системы нередко возникает необходимость стравливания лишнего воздуха, находящегося внутри контура. Кроме того, чтобы избежать связанных с наличием воздуха в трубопроводе проблем, нужно еще и принимать меры, направленные на предотвращение попадания воздуха в систему в дальнейшем. О том, как спустить воздух из батареи и не позволить ему снова попасть туда, и пойдет речь в этой статье.

Вред воздуха в системе отопления

В первую очередь необходимо разобраться, какую опасность для отопительной системы представляет попавший в нее воздух. А проблема-то довольно проста – воздушные пробки в системе отопления полностью парализовать работу отопительной системы на всей ее протяженности или на отдельном участке.

Все дело в небольшом перепаде давления на входе и выходе из системы – эта величина обычно не превышает 0,2 кгс/см. Такого напора не хватает для того, чтобы нивелировать разницу в уровне плотности воды и воздуха. Из-за этого верхняя часть стояка полностью заполняется воздухом, и теплоноситель просто не может циркулировать. В результате квартиры остаются без отопления, а при наступлении холодов участок системы полностью замерзает.


На описанных выше явлениях проблемы не заканчиваются. В многоэтажных домах, построенных еще в советские времена, до сих пор используются трубы из обычной стали. Влажность в отопительной системе высока, а черная сталь в таких условиях при контакте с воздухом начинает разрушаться в многократном ускоренном темпе. Итог предсказуем – в какой-то момент система приходит в совершенно неработоспособное состояние. Чтобы этого не возникало, придется разбираться, как спустить воздух с системы отопления.

Причины появления воздуха в батареях

На первый взгляд может показаться, что воздуху в батареях просто неоткуда взяться, ведь система отопления круглый год находится в заполненном состоянии. Номинально так оно и есть, о чем говорят все существующие нормативы – но на практике поддерживать герметичность системы все время попросту невозможно, и со временем это провоцирует удаление воздушной пробки воздуха в системе отопления.


Воздух появляется в батареях из-за следующих факторов:

  1. Сезонные ремонтные и профилактические работы . Хотя бы раз в год отопительную систему приходится проверять и, при необходимости, ремонтировать. По инструкции нужно заполнять контур после замены каждого элемента конструкции – но воды на это уйдет слишком много, поэтому жилищно-коммунальные службы не идут на такие затраты.
  2. Замена отопительных приборов . Еще одна причина появления воздуха в радиаторах – их замена или перенос жильцами квартир. Разумеется, каждый сброс стояка может стать причиной его завоздушивания.
  3. Физические процессы . Когда все вентили закрыты, а трубопровод охлаждается, то объем находящегося в нем теплоносителя уменьшается. Если в такой ситуации открыть хотя бы один вентиль – батареи окажутся завоздушены, и придется думать, как стравить воздух из батареи.
  4. Повреждения элементов системы . Самым слабым звеном в отопительных системах многоквартирных домов являются чугунные радиаторы, которые при отключении отопления начинают течь из-за теплового расширения. В какой-то момент приходится решать серьезную проблему – менять все батареи в подъезде или же попросту сбросить систему до наступления отопительного сезона.

Способы стравливания воздуха

Для спуска воздуха из отопительной системы используется несколько способов, выбирать из которых нужно в зависимости от двух факторов:

  1. Конфигурация отопления . Поскольку в системах нижнего и верхнего розлива имеются отличия, то и воздух из них стравливается по-разному.
  2. Отношение к отопительной системе . Жильцы квартир спускают воздух из батарей совсем не так, как это делают профессиональные слесари – слишком разные задачи, требующие разных решений.

Перед тем, как убрать воздух из системы отопления, нужно рассмотреть все способы подробнее.

Нижний розлив с пользовательским доступом

Отличительной особенностью нижнего розлива является попарное подключение стояков отопления. Розливы подачи и обратки при такой схеме располагаются в подвале здания, а между ними стояками располагаются вентили. За вентилями устанавливаются или заглушки, или краны, позволяющие сливать воду при необходимости.

Имеющийся в стояках системы воздух при нижнем розливе выдавливается в верхние участки попарно соединенных стояков. На верхнем этаже (как правило, в квартирах, но иногда и в чердачном помещении) между стояками имеется перемычка, возле которой устанавливается кран Маевского, позволяющий стравливать воздух из системы.

Знать о том, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, нужно в первую очередь жильцам квартир на верхних этажах:

  • Кран поворачивается на 180 градусов, и из него с шипением начнет выходить воздух;
  • Когда из радиатора станет течь вода, кран необходимо закрыть.


При проживании на любом другом этаже достаточно будет попросить соседей сверху стравить воздух в свободное время. В том случае, если по какой-то причине договориться с соседями не получается, нужно будет подать соответствующую заявку в местную жилищную организацию. Главное при этом – добиться того, чтобы заявка была принята по всем правилам, и тогда при возникновении проблем с отоплением можно будет в дальнейшем потребовать перерасчета.

Нижний розлив с администраторским доступом - удаление воздушной пробки

Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.

Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:

  • Перед тем, как удалить воздух из системы отопления, ее необходимо перепустить, для чего первым делом закрывается отопительная задвижка и открывается находящийся под ней канализационный сброс;
  • После выполнения предыдущих действий системе нужно дать около 5-10 минут на выход воздуха;
  • Если желаемый эффект не был достигнут, систему нужно перепустить в обратную сторону;
  • После стравливания воздуха нужно закрыть сброс и вернуть все задвижки в исходное положение, чтобы отопительный контур продолжил функционирование в штатном режиме.

Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.


Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:

  1. Первый вариант – перекрыть оба стояка, сбросить их, а потом поменять одну из заглушек на шаровый кран с резьбой типа «папа-мама». Конечно, для такого варианта потребуется сам кран – но его стоимость невелика, и такие затраты уж точно стоят того, чтобы отопительная система могла продолжать работу.
  2. Для второго варианта нужно закрыть расположенные на стояках вентили, а потом выкрутить одну заглушку. Стояк переводится в режим сброса, останавливается, и потом предыдущие операции повторяются в обратном порядке. Таким способом стравливания воздуха можно пользоваться только при температуре теплоносителя ниже 45 градусов – в противном случае человек, выполняющий эту работу, может серьезно обжечься.

Верхний розлив с администраторским доступом

Если в здании используется верхний розлив, то это значит следующее: точка подачи теплоносителя находится на чердаке, а обратный контур располагается в подвальном помещении. При такой конфигурации стояки подключаются снизу и сверху, при этом имея одинаковую функциональную нагрузку, поэтому в пределах одного этажа система поддерживает равную температуру.


Поводя краткие итоги, можно сказать следующее – при отсутствии опыта и понимания того, как работает отопительная система в многоквартирном доме, лучше не думать о том, как стравить воздух из радиатора самостоятельно. Например, при верхнем розливе существует немалый риск заливания расположенных на верхних этажах квартир, поэтому такую работу лучше передоверить специалистам из жилищной компании.

Как спустить воздух из батарей в частном доме

В частных домах тоже может возникнуть ситуация, при которой в отопительной системе появится воздух. Важно скорее не то, как система отопления в частном доме завоздушена, а то, как избавляться от ненужного воздуха. Универсального решения этой проблемы нет – отопление частного дома обычно проектируется в индивидуальном порядке, поэтому собранная конструкция имеет массу собственных нюансов.


Впрочем, во всех типах отопительных систем имеются схожие особенности, которые нужно изучить перед тем, как спустить воздух из батареи:

  1. Если отопление имеет принудительную циркуляцию, то возле насоса всегда устанавливаются специальные воздухоотводящие элементы (как правило, они располагаются или перед насосом, или непосредственно в котле). Воздух в системе при наличии таких элементов чаще всего оказывается из-за их засорения.
  2. Клапаны для отвода воздуха могут устанавливаться и непосредственно на батареи, но только в том случае, если они располагаются выше точки розлива. Если же розлив находится где-то на верхнем уровне, то воздушный клапан нужно искать в самой верхней его точке.
  3. На всех вертикальных изгибах розлива имеются собственные воздушники. При их отсутствии для стравливания воздуха придется воспользоваться одним из описанных выше способов.

Перед тем, как выпустить воздух из батареи, нужно убедиться в том, что система отопления запущена правильно – иногда причиной ее остановки оказывается перекрытый на одном из участков вентиль.

Техника безопасности и профилактические работы

Чтобы избежать травм и других проблем, нужно при стравливании воздуха соблюдать ряд правил:

  • Стержень из воздушного клапана выкручивать нельзя – напор разогретого теплоносителя не даст закрутить его обратно;
  • Корпус крана тоже нельзя выворачивать – сорвать резьбу очень просто, а ликвидировать последствия затопления квартиры сложно;
  • Радиаторные пробки нельзя откручивать даже частично – обратно их потом не вернуть, а выливающийся из радиаторов кипяток принесет массу негативных эмоций (прочитайте также: "Какие радиаторные пробки лучше использовать при монтаже радиаторов отопления ").


При проживании на верхнем этаже или в собственном доме можно принять защитные меры, которые позволяет в дальнейшем не думать, как спускать воздух из алюминиевого радиатора:

  • В автономной отопительной системе достаточно будет установить радиаторы, используя нижнее подключение, чтобы попавший в отопительный прибор воздух не влиял на его работоспособность;
  • В верхней точке стояка или автономного отопления можно установить автоматические воздушные клапаны, которые самостоятельно выпустят весь воздух из батарей.

Заключение

Данная статья подробно отвечает на вопрос о том, как правильно стравить воздух из системы отопления. Эта задача имеет ряд нюансов и трудностей, поэтому при отсутствии уверенности в собственных силах лучше всего поручить ее профильным специалистам или местному жилищному управлению.


Естественное содержание воздуха в системе, в течение сезона создает проблемы: холодные радиаторы отопления, шум, со временем начинается коррозия металлических труб. Чтобы избежать некомфортной эксплуатации и продлить срок службы стальной разводке и отопительным блокам, систему освобождают от атмосферных пробок. Поговорим, почему они возникают и какими способами от них избавится!

Установка крана на батарею отопления

Причины концентрации воздуха в системе отопления

Одно условие для скопления пробок понятно – долгий перерыв в работе отопительной системы. Другие причины в следующем:

  1. Расчет домашней разводки сделан неправильно. Не учтены уклоны, перегибы. Благодаря этому, даже профессионально спроектированная система будет содержать некоторое количество воздуха после включения в работу. образуется непременно и в некоторых случаях требуется переделка всей системы.
  2. Неравномерное заполнение системы носителем. Происходит это в связи с нестабильным давлением в трубопроводе, повреждениями на участках вне входа в дом или при работе с перерывами. Заполнение пустот атмосферными массами происходит и во время отопительного сезона, если значение давления носителя низкое. Для стравливания используют и воздушники.
  3. Негерметичность трубопровода. В результате эксплуатации системы отопления и соответственно ремонта, замена участков на отдельные патрубки может вестись халатно. Отсутствие или недостаточность уплотнения приведет к разгерметизации и благодаря силе давления, свищ втянет воздух в водяной контур, накапливая его на участках трубопровода. Прежде чем убрать воздушную пробку, трубопровод проверяют обмыливанием приготовленной эмульсии.
  4. Воздушные пробки появляются в результате нагрева воды. Из школьного курса физики понятно, что нагреваясь, воздух в системе отопления частного дома или многоквартирной постройки расширяется и образует пузырьки. Лопаясь, они выпускают воздух, который незамедлительно скапливается.
  5. Отсутствие воздухозаборных устройств или их ненадлежащая работа. Клапан сброса воздуха из системы отопления – первое, на что следует обратить внимание, проектируя собственное отопление дома. Замкнутая система с отопительным агрегатом автономного типа в собственном доме должна иметь подобное устройство на котле или печи.

На образование пробок влияет подключение к системе отопления других водяных контуров – бойлеров, теплых полов. Уровень нахождения дополнительных устройств разительно отличается от положения нагревательных приборов, отчего появление атмосферы неизбежно. Для эксплуатации данных видов отопления проводят обводной контур с обратным клапаном, давление в системах приборов останется стабильным и образования пробки не произойдет.

Удаляем воздушную пробку из алюминиевой и биметаллической батареи

Когда причина скопления определена и устранена, приступают к ликвидации воздушного препятствия. До того как спустить воздух с системы отопления важно знать, как циркулирует теплоноситель – принудительно или естественно. От этого зависит способ стравливания массы пробки. Итак:

Естественная циркуляция

Для такой системы достаточно расширительного бака в верхней точке – подающий трубопровод прокладывают к нему под уклоном вверх. Чтобы стравить воздух из системы отопления, каждый радиатор снабжается спускником или краном Маевского, чтобы последовательно выдавливать массу по направлению к баку, предварительно опорожненному.

Принудительная циркуляция

В этом случае, подающий трубопровод имеет уклон вниз. На нем устанавливают спускные краны, а обратку направляют к сливу воды, чтобы в случае принятия экстренных мер, спустить воздух из радиатора отопления можно было быстро для последующего ремонта.

Инструменты для стравливания воздуха из системы отопления

Функцию сброса имеют многочисленные краны и спускные клапана. Наиболее распространенные в системах частных домов следующие:

  • Кран Маевского. В документации он указан как воздушный игольчатый радиаторный клапан для отопления. Требуется, чтобы развоздушить систему отопления. Состоит из латунного корпуса, содержащим отверстие для выпуска и винта. Пользоваться им помощью специального ключа или отвертки проворачивается против часовой стрелки. Когда из системы перестанет выходить воздух, кран закрывают до упора. Обязательно требуется приготовить емкость для сбора воды и ветошь – ее накидывают на кран, чтобы избежать набрызгивания на стены грязной воды. Использующийся насос временно отключают.
  • Воздухоотводчик автоматический. Принцип действия заключается в срабатывании поплавка, встроенного в корпус – сам воздушный автоматический клапан уже находится в точке системы. Когда в трубопроводе скапливается воздух, поплавок опускается, тем самым открывая сбросной клапан и удаляя его. После нормализации давления, масса воды снова прижимает поплавок. Для предотвращения утечки носителя, корпус прибора оснащается винтовым колпачком. Прибор незаменим при принудительной циркуляции.
Монтаж системы отопления в доме
  • Сепаратор. «Продвинутые» воздушники в системе отопления. Устанавливается преимущественно в протяженных сетях с автономным отоплением. Позволяет сбрасывать не только воздух, но и шлам – окалину, грязь, песок и глину. Состоит из двух частей: общего корпуса-цилиндра с двумя выходами – верхней камерой для воздуха и нижней для твердого мусора, и фильтрующей сетки, задерживающей пузыри воздуха и направляющей их вверх, в камеру. Для того чтобы спустить воздух из батареи, открывают оба крана и очищают магистраль.

Для качественной работы домашней сети отопления, мастерами рекомендовано устанавливать несколько видов стравливающих устройств. Например, автоматический сбросной клапан для отопления монтируют на котле или печи – там давление стабильно большое. Радиаторы оснащаются кранами Маевского каждый. Коллектор дополняется сепаратором.

Определение завоздушенного участка и удаление пробки: как спустить воздух

Есть несколько способов определения скопления воздуха в системе. Главный из них – холодный участок сети. Кроме того, звук при простукивании звонче, нежели по трубам с нормальной циркуляцией воды. Характерный шум – бульканье и шипение – подскажет о наличие воздуха. Итак, когда участок определен, поступают следующим образом:

  • Важное условие: выгнать воздух из системы отопления можно только по направлению теплоносителя и из точки за определенным участком с помощью ближайшего крана Маевского или иного вида спускника .
  • Далее, медленно открывают воздушный клапан для отопления, приготовив соответствующие инструменты, емкости и тряпки и спускают воздух.
  • Контрольный выпуск производят кратковременным включением циркуляционного насоса. После чего закрывают кран, и работа системы идет в обычном режиме.

Таким образом, получается, убрать воздух из системы отопления. Несложная и самостоятельная работа займет не более часа.

Если система все равно воздушит

Бывает и так, что принятые меры не действуют, и удалить воздух из системы отопления не получилось. Как поступить в этом случае:

  • Попробовать переместить скопление воздуха из мест, расположенных далеко от вентиля спускника. Для этого поднимают системную температуру увеличением дозы топлива. Соответственно растет и давление. Способ хорош, так как позволяет удалить излишки воздуха автоматически через клапаны, расширительный бак или воздухосборник для системы отопления. По крайней мере, подогнать массу воздуха к клапану удастся.
  • Ударным методом. Молотком действуя по радиаторам, создают колебания носителя, которые двигают пробку. Опытным мастерам, этот способ помогает переместить массу воздуха к нужному месту.
  • Кардинально. Отопление придется демонтировать и собирать заново. Чтобы обойтись «меньшей кровью», разбирают от итальянских производителей для такой цели хороши, так как имеют сборные элементы, поддающиеся аккуратному скручиванию. Разбирают и радиаторы, удаляя из них накопившийся шлам, и собирают, используя уплотнительные прокладки. Метод доступен только профессионалам и с разрешения обслуживающей компании, так как приходится перекрывать стояк, если речь идет о многоквартирном доме.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Итак, узнав, почему завоздушивается система отопления, устранить причину и выгнать скопившиеся массы уже несложно – процесс понятен.

Важно постоянно подвергать профилактике собственную модель отопления, чтобы в будущем эксплуатация обходилась без таких неприятных, влияющих на комфорт, сюрпризов.

Спустить воздух из батареи это не сложно, главное изучить все нюансы!