Как правильно выбрать краску и покрасить батарею отопления. Как покрасить чугунную батарею: выбор краски, подготовка поверхности и техника окрашивания Как покрасить чугунные батареи отопления своими руками

Батареи отопления, хочешь не хочешь, очень часто являются неотъемлемым элементом интерьера помещений, а значит – нуждаются в определенном декорировании и регулярном уходе. Чтобы радиаторы отопления выглядели аккуратно, служили безаварийно как можно дольше, а окрасочный слой держался на них надежно, без растрескивания и шелушения, несмотря на высокие температуры, необходимо для этих целей использовать специальные термостойкие лакокрасочные составы.

Краска для батарей отопления какую лучше выбирать – этот вопрос возникает у всех домовладельцев, которые решили обновить старые приборы отопления или готовятся к установке новых, приобретённых в неокрашенном виде. Чтобы разобраться, на что нужно обратить внимание при покупке лакокрасочного материала, необходимо рассмотреть предъявляемые к ним требования.

Каким критериям должна отвечать краска для радиаторов отопления

Составы для окрашивания радиаторов и труб отопления несколько отличаются своими параметрами от обычных красок, поэтому и стоит ознакомиться с основными их физико-техническими и эксплуатационными характеристиками, на которые специалисты рекомендуют обратить особое внимание.

  • В первую очередь, краска должна быть безопасной для жильцов квартиры или дома, то есть не выделять токсичных испарений в процессе всего периода эксплуатации. Поэтому при покупке необходимо изучить состав краски и соответствие ее принятым стандартам и нормам. Импортная краска европейских производителей, бренды которой в большом ассортименте представлены на российском рынке, должна соответствовать европейским стандартам, а отечественные продукты – нормам действующих ГОСТ. Если на упаковке дана ссылка не на стандарты, а на какие-то загадочные ТУ (технические условия), то это можно считать «самодеятельностью» производителя, и от такой краски лучше сразу отказаться – ее соответствие нормам безопасности ничем не гарантировано.
  • Термостойкость краски не должна быть ниже +80 градусов, иначе она может потрескаться, начать отслаиваться или пожелтеть. Причем, этот показатель должен считаться минимально допустимым – лучше, если он будет еще выше.
  • Желательно, чтобы покрасочный состав был быстросохнущим - этот фактор значительно ускорит проведение работ, так как краска обычно наносится в два слоя.
  • Антикоррозийные свойства краски защитят поверхность радиаторов от внешних агрессивных воздействий. Обычно это учитывается при производстве составов для покрытия металлических поверхностей.
  • Некоторые краски до полного застывания выделяют резкий неприятный запах – их можно выбирать только для тех помещений, которые поддаются тщательному проветриванию.
  • Влагостойкость для радиаторной краски необходима для возможности проведения беспрепятственной влажной уборки с применением моющих средств.
  • Теплопроводность красочного слоя должна быть достаточно высокой, иначе она будет снижать теплоотдачу от приборов отопления.

Типы составов, используемых для окрашивания приборов и труб системы отопления

Для окрашивания радиаторов и труб контура отопления производятся краски на разных основах. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, и их нужно также иметь в виду, чтобы эти моменты не оказались неожиданными.

Разновидности по основе и компонентному составу

Итак, термостойкие краски, могут быть масляными, алкидными, водно-дисперсионными (акриловыми или силикконовыми) и порошковыми.

Масляные краски

Их изготавливают на основе различных органических масел, и еще не столь давно это был практически безальтернативный вариант для окрашивания радиаторов. Такие краски обладают высокой укрывистостью, создавая на поверхности батарей плотный и прочный слой, стойкий к различным механическим воздействиям и хорошо выдерживающий высокие температуры.

Однако, в наше время от них практически отказались, так как появилось немало других составов, лишенных свойственных масляным краскам существенных недостатков:

  • Эти краски обладают достаточно неприятным специфическим запахом, который не только сопровождает сам процесс окрашивания и высыхания поверхностей, но может проявляться и в процессе эксплуатации батарей, при очень сильном нагреве радиаторов.
  • Плотность слоя, образуемого на радиаторах, существенно снижает полезную теплоотдачу секций.
  • Отмечается определённая сложность нанесения состава на такой основе – в отличие от других красок, масляную затруднительно нанести идеально равномерным слоем.
  • При нанесении слишком толстого слоя, краска в процессе эксплуатации отопительных приборов может начать растрескиваться и отслаиваться.
  • Со временем поверхности теряют свой блеск и начинают желтеть.
  • Красочное покрытие на масляной основе недостаточно хорошо сохраняет металл от коррозийных процессов и достаточно часто можно увидеть на поверхности батарей проступившую ржавчину.
  • Масляная краска характеризуется самым длительным периодом полного просыхания, а при ее нанесении очень сложно избежать образования подтеков.

Одним словом, многочисленные недостатки явно перевешивают достоинства (главное из которых – доступная стоимость). Назвать такую краску удачным вариантом для радиаторов отопления – сложно.

Алкидные эмали для радиаторов

Термостойкие краски на алкидной основе состоят из дисперсии пигментов и специальных добавок, затворенных в пентафталевом или глифталевом лаке. Они достаточно популярны, так как имеют ряд достоинств, позволяющих надежно защитить поверхность радиаторов от внешних негативных воздействий, а также придать им аккуратный и эстетичный внешний вид.

Практически все термостойкие алкидные эмали отлично выдерживают самые высокие температуры, какие даже теоретически могут возникнуть в отопительном контуре – этот эксплуатационный параметр, как правило, указывается на упаковке продукции. Поверхность, окрашенная ими, имеет идеальную гладкость и ровный глянец, слой краски со временем не желтеет и не отслаивается.

Цены на эмаль для радиаторов Alpina

Эмаль для радиаторов Alpina

Алкидные эмали обладают достаточно высокой износостойкостью, производятся в различной цветовой гамме, что позволяет, при желании, подобрать нужный цвет под общий интерьер комнаты.

Однако, несмотря на перечисленные достоинства, есть у подобных составов и свои недостатки:

  • Краски на алкидной основе, в состав которых входит уайт-спирит, обладают неприятным едким запахом. Он сохраняется не только несколько дней после окрашивания, но может даже на первых порах проявиться и при слишком сильном нагревании радиаторов;
  • Достаточно длительное время ожидания просыхания каждого из слоев способно увеличить период выполнения окрасочных работ до нескольких дней.

Алкидные эмали выпускаются и в виде аэрозолей. Однако, нельзя не сказать о том, что подобным способом покрыть батареи не так-то и просто, как может показаться на первый взгляд.

Акриловые термостойкие эмали

Эта разновидность лакокрасочных составов широко применяется для окрашивания элементов систем отопления, так как высохший слой делает поверхности идеально гладкими и ровными, внешне даже напоминающими пластик. Акриловые краски практически не имеют запаха, как в процессе окрашивания, так и при эксплуатации системы отопления.

Приобретая акриловую краску, нужно в первую очередь изучить упаковку, обратив внимание на производителя и предназначение состава. Особое внимание – на температуру, которую краска способны выдержать, так как не все акриловые ЛКМ рассчитаны даже на 80 ºС, не говоря уже о более высоких значениях.

Акриловые краски быстро сохнут – время их схватывания и полного просыхания указывается в инструкции по применению, и может составлять от десяти минут до полутора часов для первого этапа, и пяти часов до полной готовности одного слоя. Чтобы покрытие получилось качественным, необходимо предохранять окрашенные батареи от попадания на них влаги в течение всего периода просыхания.

Акриловые растворы красок имеют консистенцию средней густоты сметаны, они не растекаются, и практически не оставляют подтеков. Краска должна наноситься на очищенную загрунтованную поверхность в два слоя, иначе нужного эффекта не получится. Существенным недостатком акриловых составов можно считать их невысокую стойкость к внешним механическим воздействиям, в том числе – к абразивной нагрузке.

Силиконовые краски по металлу

Качественные силиконовые составы обладают свойством сохранять свои характеристики даже при нагреве его до критически высоких температур, поэтому краска на его основе выдержит любой нагрев, какой только может быть в системе отопления. Краски производятся на основе силиконовой смолы, которую замешивают на органических или водных растворителях. После высыхания нанесенного слоя, он приобретает полуматовый блеск.

Силиконовый состав может быть нанесен на неподготовленную металлическую поверхность. Он стоек к механическим воздействиям, к истирающей нагрузке, и оттого - очень долговечен.

Единственным значимым недостатком этого варианта краски для радиаторов является его высокая цена, поэтому он не столь популярен среди потребителей по сравнению с другими составами.

Порошковые краски

Этот тип краски состоит из особого пигментного порошка и специальных связующих добавок. Его можно назвать самым прочным и долговечным покрытием для радиаторов отопления, но вот применить его в условиях квартиры – не получится.

Препятствием к проведению самостоятельной окраски порошковым составом является сама технология, то есть создание необходимых условий для проведения этого процесса:

  • Во-первых, необходимо специальное оборудование, с помощью которого краска будет напыляться на поверхность радиатора, а стоит оно очень недешево.
  • Во-вторых, нужен источник точно выверенного постоянного напряжения для нанесения состава - порошку придается положительный заряд, а покрываемой поверхности отрицательный.
  • В-третьих, окраска должна проводиться в специальной камере, где после нанесения состава создается определенные температурный режим. Для обеспечения процесса полимеризации нанесенного порошкового красителя, поверхность радиатора должна быть нагрета до температуры от +170 до 350 градусов (конкретное значение зависит от особенностей состава).

Понятно, что в домашних условиях добиться таких условий совершенно невозможно, поэтому этот вид окраски производят чаще всего в производственных условиях. При желании окрасить свои радиаторы именно порошковым составом, можно подыскать автомастерскую, специализирующуюся на кузовных работах, и которая оснащена комплектом оборудования для окрашивания автомобилей именно по такой технологии.

Цены на эмаль для радиаторов Текс

Текс Эмаль для радиаторов

Матовая и глянцевая краска

Термостойкая краска, как и любая другая, подразделяется еще на глянцевую и матовую. Какую из них выбрать – это будет напрямую зависеть от качества поверхности радиаторов.

Так, например, для чугунных батарей старого образца (типа МС-140), имеющих шероховатые внешние стенки, лучше всего использовать глянцевые краски – их блеск немного скроет неровности поверхностей. Кроме того, глянцевый слой легче очищается от образовавшихся на них загрязнений и остается в первоначальном чистом виде дольше.

Матовая же краска, наоборот, подчеркнет изъяны поверхности радиатора. К тому же она не скроет пористость поверхности, которая по этой причине будет в большей степени подвержена загрязнениям. Поэтому, если для чугунных батарей выбирается белая матовая краска, то она достаточно быстро приобретет серый оттенок. Отмыть матовую поверхность проблематично, а избавиться от неприятного серого цвета можно будет только новым окрашиванием.

Для идеально гладких поверхностей современных радиаторов отопления допустим любой вариант по степени глянца краски.

Еще один нюанс. Иногда производители для достижения эффекта матовости добавляют в краску мелкодисперсный мел. Однако то, что хорошо для стен и потолка – абсолютно недопустимо для металлических поверхностей радиаторов. Если в компонентном составе краски указан этот ингредиент, то от такого приобретения лучше отказаться, так как окрашенная поверхность батареи обязательно со временем, причем достаточно быстро, пожелтеет. Лучшим вариантом матовой краски будет состав, включающий в свой композицию диоксид титана, так как он не поменяет своего первоначального цвета на протяжении всего периода эксплуатации.

Краткий обзор популярных составов для окрашивания радиаторов отопления

Безусловно, любой владелец жилья, затевая ремонт, желает выполнить его раз и надолго, чтобы не возвращаться к проблеме покраски радиаторов уже через год-другой. Значит, будет целесообразным приобрести высококачественный специализированный состав, путь даже его цена будет несколько выше, нежели обычной краски.

Размещенная ниже таблица представляет некоторые известные бренды наиболее часто используемых красочных составов на алкидной и акриловой основе, с кратким описанием их характерных особенностей. Возможно, эта информация поможет определиться с выбором оптимального материала.

Компания, логотип Иллюстрация – заводская упаковка состава Основные характеристики краски
«ТЕКС» (Россия)
Эта эмаль для радиаторов изготовлена на акриловой основе. Она предназначена для окраски труб системы отопления и батарей.
Краска рекомендована к применению в жилых комнатах, о ее безвредности говорит и то, что она сертифицирована на применение в лечебно-профилактических и детских учреждениях.
Так как краска является универсальной, ее можно использовать не только для нанесения на батареи, но и для других, заранее подготовленных и загрунтованных материалов, таких, как древесина, бетон или кирпич. Кроме этого, краска хорошо ложиться на поверхности, ранее окрашенные акриловыми и алкидными эмалями.
Красочный состав не имеет неприятных запахов и абсолютно пожаробезопасен.
Полуглянцевая акриловая краска производится в белом цвете, но возможна ее колеровка цветовым пигментом «Проф-Текс», который добавляется в краску, в количестве не более 10% от общей массы, и в зависимости от нужной тональности оттенка.
Основные характеристики этой акриловой эмали:
- Плотность раствора: 1,1÷1,2 кг/л.
- Расход состава: 1 литр на 8÷10 м², при условии окраски поверхности в один слой и в зависимости от ее впитывающей способности и способа нанесения.
Термостойкость этого вида красочного раствора составляет 75÷80 ºС, допускается кратковременный нагрев до +120 ºС.
Краска может быть нанесена на теплые радиаторы, с температурой не выше 45 ºС.
Раствор устойчив к моющим средствам, не имеющим абразивных составляющих.
Высохший слой имеет первый класс стойкости к истиранию по стандарту ISO 11998/DIN EN 13300, по которому он выдерживает 10000 проходов щеткой.
Краска фасуется в металлические емкости по 400÷800 мл.
Примерная цена за 400-граммовую банку составляет 115÷200 рублей.
«DUFA» (Германия)
Эта эмаль предназначена именно для покрытия отопительных приборов. Состоит из алкидной смолы, различных присадок, двуокиси титана и уайт-спирита.
Раствор образует на чугунных и стальных радиаторах, а также трубах отопительного контура надежное прочное покрытие. Состав подходит для поверхностей, ранее окрашенных напылением или ручным способом и имеет высокую укрывистость.
Технические характеристики краски:
- Термостойкость покрытия составляет до 120 ºС.
- Расход краски: 1 л на 14 м².
- Плотность раствора: 1,20 г. на 1 см³.
Краска производится в белом цвете и образует на поверхности батарей глянцевый нежелтеющий слой.
Время полного просыхания эмали при влажности воздуха 65% и температуре 20 градусов составляет 24 часа.
Краска наносится на очищенную от ржавчины, загрунтованную и просушенную поверхность.
Фасуется продукция в металлические банки объемом в 0,75 и 2,5 литра, средняя ее цена, соответственно, 550 и 1450÷1650 рублей.
«Śnieżka» (Польша)
Эта краска произведена на акриловой основе, расфасовывается в металлические банки объемом 0,4 и 0,75 литра, и предназначена она для защитно-декоративного покрытия элементов отопительного контура.
Расход краски составляет 1 л на 10 м², нанесение рекомендуется осуществлять в два слоя.
Термостойкость высохших слоев – 80 ºС.
Краска производится в белом цвете, но ей можно придать любой оттенок, добавив пигменты, предназначенные для красок на акриловой основе.
Время высыхания одного слоя при температуре выше +10 градусов составляет один час.
Цена на 0,4-литровую банку может составлять 220-320 рублей
«DULUX» (Великобритания)
Этот тип краски позиционируется как вариант для радиаторов и мебели. Он производится на водной основе из дисперсии акрилового сополимера.
При нанесении и высыхании раствор образует на поверхности глянцевый слой. Состав отлично подходит для окрашивания новых и ранее покрытых краской деревянных и металлических поверхностей.
Основу, на которую будет наноситься краска, рекомендовано загрунтовать – этот слой создаст хорошую адгезию между раствором и окрашиваемой поверхностью.
Кроме дерева и металла, краска подходит и для минеральных поверхностей – это штукатурка, бетон и кирпич, и по сути, раствор вполне можно назвать универсальным.
Красочный состав легко наносится без подтеков и разбрызгивания, а после высыхания на поверхности образуется эластичный, стойкий к перепадам температур и влажности, слой.
Высыхают окрашенные изделия быстро, не имеет неприятного запаха, покрытие не меняет под влиянием повышенных температур цвет, то есть белый цвет не желтеет, а другие оттенки - не выгорают.
Другие характеристики краски:
- Плотность состава: 1,28 кг/л;
- Расход краски: 1 кг на 10 м²;
- Термостойкость слоя краски доходит до + 90 ºС.
Красочный раствор изготавливается в полуглянцевом и глянцевом варианте, что позволяет выбрать более подходящий для конкретной поверхности.
В продажу краска поступает в металлической таре, объемом в 2,5 литра, средняя стоимость продукции составляет 2000÷2050 рублей.
«Belinka» (Словения)
Термостойкая краска для защитного и декоративного покрытия батарей и остальных элементов отопительного контура.
Раствор состоит из модифицированной алкидной смолы высокого качества, наполнителей, пигментов, добавок и органических растворителей. Краска, благодаря качественным составляющим, не изменяет цвета и первоначального глянцевого блеска на протяжении всего периода эксплуатации.
Эмаль «Belinka Email Radiator» применяется для покрытия старых и новых изделий, установленных в контур системы отопления. Наносится состав на очищенную от пыли, грязи и ржавчины сухую поверхность. Если же планируется окрасить новые батареи, или же полностью очищенные от старой краски, то их рекомендовано перед нанесением этого раствора загрунтовать.
При нанесении двух слоев красочного состава, второй следует наносить только через сутки после полного высыхания первого.
Одного литра краски хватит на 3÷5 м².
Раствор расфасовывается в банки объемом 0,75 л, и средняя стоимость его составляет 480 руб.
«Alpina» (Германия)
Эта эмаль предназначена для окрашивания чугунных, медных, алюминиевых и стальных радиаторов и всех других деталей отопительной системы, так как обладает высокой термостойкостью (до +100 градусов) и хорошей адгезией с любыми металлическими поверхностями.
Раствор включает в свой состав алкидную смолу, минеральные наполнители, диоксид титана, уайт-спирит, их пропорции соответствуют европейским нормам и стандартам.
Красочный состав производится в белом цвете, а при желании может быть колерован в один из выбранных оттенков.
Краска создает на радиаторах отличное защитное глянцевое, стойкое к царапинам покрытие.
Раствор обычно наносится в два слоя, второй из них после – полного просыхания предыдущего, примерно, через 8÷10 часов.
Окрашивание рекомендовано производить при температуре не менее, чем + 20 градусов и влажности воздуха 65%.
Краска наносится на очищенные и обезжиренные поверхности.
Расход этой краски на 1м² составляет 90÷120 мл на один слой, время просыхания которого 3÷5 часов.
Стоимость банки 0,75 л составляет 530÷760, а ведёрка 2,5 л – 1890÷2050 рублей.
«Лакра» (Россия)
«Лакра» - это термостойкая акриловая эмаль, применяемая для защиты и приведения в порядок приоров и труб систем отопления. Универсальность состава позволяет также использовать его и для покрытия древесины, бетонных и кирпичных поверхностей, и одной упаковки будет достаточно, чтобы решить несколько проблем.
Краска имеет высокую термостойкость, поэтому покрытие может эксплуатироваться при температурах до +100 ºС.
Радиаторы, покрытые этой краской, не теряют выбранного цвета и глянцевой поверхности в течение всего периода эксплуатации.
Эмаль, при необходимости, разводится водой, но не более, чем 5% от общего объема.
Покрытие батарей может осуществляться в один-два слоя, второй из них наносится после окончательного высыхания первого.
Краска поступает в продажу в таре по 0,9 или 2,4 литра. Цена на эту краску составляет 540÷640 рублей за пластиковое ведро объемом в 2,4 литра.
«KUDO» (Россия)
Компания «KUDO» производит эмаль-аэрозоль для окраски радиаторов отопления.
Белая краска маркируется KU-5101 и изготавливается на алкидной основе. Она имеет хорошую укрывистость, достаточно экономна, удобна в применении, подходит как для старых, окрашенных радиаторов, так и для новых или полностью очищенных от старой краски.
После нанесения состава на поверхность, полное высыхание его происходит через 6÷8 часов, в зависимости от температуры и влажности окружающей среды.
Краска в процессе эксплуатации не теряет первоначального блеска и не выгорает.
Покрытие стойко выдерживает температуру нагрева батарей до +80 градусов.
Вес баллона составляет 0,36 кг, а цена может варьироваться от 155 до 240 рублей.
«KUDO» производит не только белую аэрозольную краску, но и серебристую, и при желании и подходящем оформлении интерьера можно выбрать второй, более оригинальный вариант.

Представленная выше информации подводит к выводу, что недостатка в выборе качественных красочных составов для радиаторов отопления нет. В ассортименте магазинов можно встретить продукцию известных производителей, и лучше всего выбирать именно ее, так как такие материалы прошли проверку временем и заслужили свою популярность, благодаря безупречному качеству и долговечности. Конечно, брендовая продукция имеет более высокую цену, но лучше заплатить один раз и забыть о ремонтных работах на несколько лет, чем затрачивать средства, время и силы на окрашивание приборов и контуров отопительной системы каждый год.

Сколько краски потребуется для покраски радиатора?

Производители краски всегда указывают ее средний расход. Казалось бы – все просто. Но это если окрашивать, например, лицевую поверхность панельного радиатора топления: там нужную площадь определить – не составит никакого труда. Иное дело, если предстоит покраска секционных чугунных «гармошек».

В технических характеристиках радиаторов отопления часто указывается их общая площадь – при желании, этот параметр можно отыскать и в интернете. Но для того чтобы не заставлять читателя тратить на это время, был составлен специальный калькулятор, который поможет провести вычисления очень быстро и точно.

  • В калькуляторе учтены параметры наиболее распространенных чугунных радиаторов серии «МС» и «ЧМ» различных модификаций. Кроме того, предоставляется возможность одновременно учесть и дополнительный расход материала, если планируется еще и окрашивание подходящих к радиатору труб подачи и обратки.
  • Расходы краски для расчета взяты усредненные, по типам – масляная, алкидная ПФ, акриловая и силиконовая. Несмотря на некоторые различие у разных марок ЛКМ, примерный расход все же находится на примерно одинаковом уровне. При этом учитывается условие, что окрашивание производится в белый цвет.
  • У разных производителей нет единства в измерении расхода – указываются объемные значения в мл/м² (или наоборот, м²/л), или по весу (кг/м²). Объективнее все же судить по весовому эквиваленту (как это принято в планировании строительства), так как объем любой краски можно повысить внесением растворителя, но ее укрывистость от этого не поднимется – она зависит именно от массы материала. Поэтому, для единого подхода, итоговое значение будет выдано именно в килограммах – на заводской упаковке красок, кроме объема, обязательно указывается и масса нетто расфасованной краски.

Чугунные радиаторы отопления - ветераны отопительных систем

Вы собрались делать дома ремонт - у вас масса планов, проектов, идей, которые так хочется воплотить в жизнь. Выходите по квартире, оценивая фронт работ, делая пометки - что отремонтировать, что заменить, от чего отказаться в принципе. Список работ растёт быстро, список прогнозируемых финансовых трат - ещё быстрее. И вот ваш взгляд натыкается на «дедушку» почтенного возраста в гостиной - старую добрую чугунную батарею отопления.И вы задумываетесь - оставить и отреставрировать или выбросить и заменить на нечто более современное?

Не спешите отказываться от этих ветеранов отопительных систем - при правильном обращении они вполне в состоянии послужить вам ещё долго и верно . Знаете ли вы, что чугунныерадиаторыотопления были изобретены ещё в 1857 году французом Францем Сан-Галли и с тех пор верно служат для обогрева помещений любого типа. Для этого есть веские основания, а именно следующие их качества:

  1. Отличная теплоотдача;
  2. Высокая температурная инертность - то есть наши батареи достаточно долго нагреваются, однако и очень долго остывают, оставляя помещение тёплым и обогретым длительное время;
  3. Низкое гидравлическое сопротивление - теплоноситель, циркулируя внутри радиаторов, почти не встречает сопротивления и не возникает необходимости в принудительной циркуляции;
  4. Долговечность - вы только взглянитесколько лет могут служить эти «динозавры», практически не теряя своих качеств;
  5. Стойкость к коррозии - чугун слабо поддаётся коррозии, что существенно влияет на долговечность изделия.

Как видите, налицо масса преимуществ и рано ещё старые батареиотопления списывать на помойку. А что касается непривлекательного внешнего вида - так ведь изделие всегда можно покрасить, это наверняка решит проблему.

Подготовка радиаторов отопления к покраске

Итак, прежде, чем покрасить, нужно должным образом подготовить поверхность батареи. Это нужно для того, чтобы краска легла равномерно, правильно, чтобы было обеспечено хорошее сцепление с поверхностью, чтобы со временем покрытие не откалывалось и не опадало. Итак, рассмотрим процесс подготовки поэтапно:

  1. Для начала нужно тщательно протереть поверхность агрегата, полностью убрав пыль, мусор, разного рода загрязнения;
  2. Как правило, наши «ветераны» покрыты старой краской многослойно и надёжно до окаменелости - всё это необходимо убрать, прежде чем красить. Для этой цели используем разного рода химические смывки на основе растворителей и кислот. Внимательно читаем инструкцию, наносим вещество на поверхность, ждём указанное в инструкции время и приступаем к снятию «окаменелостей»;
  3. Старая краска под влиянием химических смывок размягчается и мы можем снять её при помощи шпателя и специальных жёстких щёток. Однако, нужно помнить, что смывки не действуют на краски, выпущенные до середины прошлого века, поскольку они изготавливались из натуральных компонентов;
  4. Итак, староепокрытие снято и можно приступать к следующему этапу - ошкуриванию поверхности наждачкой. Согласимся - работа муторная, требующая недюжинного терпения, но совершенно необходимая, если мы хотим качественно покрасить нашу батарею;
  5. И в конце поверхность следует загрунтовать специальной грунтовкой, чтобы краска хорошо легла и крепко держалась.

Выбор краски для радиаторовотопления

Теперь самое время задать себе законный и вполне уместный вопрос:

«Как бы это поудачнее выбрать, какой краской покрасить нашу батарею?»

Существует ряд возможных вариантов покрытия для чугунных радиаторов, и какой из них выбрать - решать вам, конечно же.

Наше покрытие должно иметь следующие свойства:

  1. Термостойкость - то есть не разрушаться под воздействием температур до 80 градусов Цельсия;
  2. Экологическая чистота - покрытие не должно оказывать никаких негативных воздействий на человеческий организм;
  3. Покрытие должно защищать поверхность агрегата от коррозии;
  4. Способность долго сохранять свой первоначальный цвет.

Рассмотрим, чем же мы можем покрасить нашу батарею

  1. Алкидная эмаль - достаточно долговечна, прочна, способна долгое время сохранять целостность структуры. Однако, после нанесения долго держится специфический химический запах. Поэтому, если вы решили покрасить поверхность этой эмалью - наденьте респиратор;
  2. Водно-дисперсионная акриловая эмаль - быстро высыхает, не имеет резкого запаха, долговечна и прочна. Недостатком является то, что для покраски отопительных радиаторов нужно выбирать только специальные термостойкие эмали;
  3. Акриловая эмаль с растворителем -не требует грунтовки поверхности, хорошо наносится, быстро высыхает, не имеет резкого химического запаха. Однако, имеются сложности с растворителями и эта краска не поддаётся оттенению нужным цветом.

Можно покрыть батарею обычной масляной краской, но вряд ли это сделает агрегат привлекательней - масляная краска просто не предназначена для таких целей. И есть мнение, что от этого может пострадать теплоотдача.

Обязательно обратите внимание на важную деталь - батареи нужно красить холодными! При окраске нагретой поверхности краска ложится неравномерно, пузырится, морщится. Поэтому все работы такого рода следует производить в неотопительный сезон.

Заключение

Итак, как вы убедились, не следует торопиться избавляться от старых чугунных радиаторов. Будучи исправными, при правильной покраске они способны выглядеть привлекательно и ещё долгое время будут давать тепло вам и вашему дому.

Дискуссии о том, чем покрасить батарею отопления и как это правильно сделать своими руками, можно наблюдать, кажется, с начала массового распространения интернета в нашей стране. Внесем еще немного хаоса: автор попробует изложить свой опыт и мнение на эту многострадальную тему.

Когда это нужно

Из широко распространенных отопительных приборов покраска нужна всего в двух случаях:

Чем красить

В самом деле, чем покрасить батареи отопления?

Все зависит от приоритетов. Рассмотрим пару вариантов:

Без запаха

Краска для батарей отопления без запаха должна быть водно-растворимой. Все краски на основе синтетических лаков будут пахнуть в процессе сушки.

Из продающихся водоэмульсионок достаточно стойки к истиранию краски двух типов:

  • Акриловые;
  • Силиконовые.

При комнатной температуре краски, нанесенные на холодную батарею, будут сохнуть в течение 4-8 часов.

Однако: абсолютно стойкими к истиранию эти краски все равно не будут. Возможны белые следы на шторах и одежде.

Стойкие

Чем красить батареи отопления в том случае, если нам нужна максимально долгая и беспроблемная эксплуатация?

Из отечественных красок для бытового применения однозначно лучший вариант — алкидные эмали ПФ-115 и их импортные аналоги . Эти краски крайне стойки к перепадам температуры и предназначены для домашнего и наружного применения. Их цена не покажется разорительной: она не превышает 200-300 рублей за банку весом в 2,6 кг.

Еще один вполне жизнеспособный вариант — автоэмали . Однако их глянец будет хорошо смотреться только на идеальной поверхности и подчеркнет все неровности. Они наносятся из баллончика; если радиатор не снимается, то, понятное дело, между ним и стенкой придется поставить экран из картона или оргалита.

Как красить

Как красить батареи отопления? Инструкция зависит от того, насколько много времени вы готовы потратить на покраску и вообще приведение радиаторов в нормальное состояние.

Простой способ

  • Поверхность батареи готовится в два этапа: вначале наслоения краски прогреваются строительным феном или газовой горелкой и удаляются жестким шпателем; затем поверхность зачищается металлической щеткой.

Полезно: в статьях на тему покраски часто советуют зачищать радиатор под покраску наждачной бумагой. У автора есть серьезные сомнения в том, что люди, дающие такие советы, хоть раз пробовали выполнить эту работу. Зашкурить начисто хотя бы 7 секций — это ОЧЕНЬ утомительно.

На фото — насадка для дрели, которая сможет еще сильнее упростить работу.

  • Пыль и остатки ржавчины удаляются влажной тряпкой.
  • Затем разведенная до состояния жирного молока краска наносится двумя тонкими слоями с полной просушкой каждого из них (обычно не менее суток).

Тонкостей здесь немного, и, с точки зрения автора, их важность преувеличена.

  • Не пытайтесь прокрасить радиатор за один раз, если слой краски просвечивает. Лучше потратить сутки на просушку и нанести еще один слой, иначе вы столкнетесь с наплывами и неравномерностью окраски. Впрочем, если это все же произошло — не катастрофа, достаточно выборочно зачистить заново участок поверхности и нанести сверху еще один ТОНКИЙ слой.
  • Можно ли красить горячие батареи отопления? Совет, основанный на личном опыте: можно. Но набирая на кисть ОЧЕНЬ немного краски за один раз, БЫСТРО растирая ее максимально тонким слоем и хорошо проветривая помещение.

В этом случае вы не отравитесь быстроиспаряющимся разбавителем краски, не покрасите радиатор с неопрятными наплывами (на горячей поверхности краска очень быстро сохнет).

Правильный способ

Как покрасить батарею отопления, полностью вернув ей вид новой, убрав все потеки между секциями и огрехи предыдущих покрасок?

Сама покраска выполняется так же, как в предыдущем случае — кистью, двумя тонкими слоями.

А вот подготовка радиатора будет другой:

  • Сбросив стояки, снимите радиатор и слейте из него остатки воды.
  • Выкрутите все пробки — глухие и проходные. Снимите промывочники.
  • Отожгите радиатор в течение как минимум часа на обычном костре, разведенном во дворе. Отжиг феном или паяльной лампой будет утомительным и малоэффективным.
  • Разберите остывший радиатор на отдельные секции с помощью радиаторного ключа: после отжига это сделать легко.

  • Простучите каждую секцию киянкой. При этом из нее высыплется накопившаяся за много лет ржавчина, прочищая каналы внутри.
  • Зачистите секции металлической щеткой. После отжига процедура будет быстрой и легкой.
  • Соберите радиатор заново, используя обычные резиновые прокладки. Их несложно вырезать из старой автомобильной камеры. Наружный размер — чуть меньше, чем торец каждой секции. В этом случае сдавленная прокладка не выступит за края.
  • Монтируйте, опрессовывайте простым заполнением стояка и красьте. У вас радиатор, свободный от загрязнений и в состоянии нового заводского изделия, с максимально возможной теплоотдачей и безупречным внешним видом.

Заключение

Как обычно, альтернативный взгляд на проблему вам предложит видео в конце статьи. Теплых зим!

Эта статья о том, как полностью восстановить и как покрасить чугунную батарею. Однако мы не ограничимся простым нанесением нового слоя краски поверх наслоений старых: наша цель — привести старый отопительный прибор в состояние абсолютно нового. О том, как это сделать с минимальными финансовыми затратами, читайте дальше.

Проблемы

После двух-трех десятилетий эксплуатации чугунного радиатора он часто начинает страдать от нескольких видов, используя медицинские термины, функциональных расстройств;

  • Медленная циркуляция воды в крайних секциях приводит к тому, что они постепенно заиливаются частицами песка, ржавчины и окалины. В отсутствие регулярной промывки (заметьте, не ежегодной промывки системы отопления компрессором, которая эффективно очищает лишь разводку и стояки, а именно промывки самого отопительного прибора) ил за пару десятилетий приобретает прочность камня.

Соответственно, вся батарея или ее часть перестает отдавать тепло из-за остановки циркуляции;

Заметьте: на этом этапе промывка уже не даст сколь-нибудь значимого результата. Если и коллекторы, и вертикальные каналы каждой секции заполнены окаменевшим илом, перепада давлений между отопительным контуром и атмосферой недостаточно для их очистки. Это проверено многолетней практикой автора.

  • Многочисленные циклы нагрева и охлаждения, сопровождающиеся изменениями линейных размеров секций, постепенно приводят к тому, что паронитовые межсекционные прокладки утрачивают эластичность. При очередном охлаждении и сопутствующем ему сжатии секций на прокладках появляются первые капли воды. Через несколько лет течи становятся массовыми, и межсекционные соединения обрастают неопрятными потеками ржавчины;

  • Многократная покраска чугунных батарей отопления превращает их поверхность в нечто, сильно напоминающее лунный рельеф : наслоения краски с перекрывающими друг друга потеками выглядит откровенно неопрятно;
  • Кроме того, окраска чугунных батарей часто выполняется с использованием обычных красок для атмосферных условий или для интерьеров — эмали ПФ-115, масляных красок МА-15 и МА-25. Они не предназначены для эксплуатации при температурах выше +60 градусов; через несколько лет некогда белоснежный радиатор превращается в желтый.

Задачи

Итак, наша задача сводится к следующему:

  1. Удалить отложения из внутренних каналов секций и из коллекторов;
  2. Зачистить поверхность секций от старой краски;
  3. Поменять прокладки;
  4. Заново покрасить радиатор.

Реализация

Демонтаж

Демонтаж радиатора своими руками начинается со сброса стояков: чугунные радиаторы крайне редко комплектовались отсекающими вентилями на подводках.

Кроме того: срок службы винтовых вентилей в чугунных корпусах, которые были в ходу 30 лет назад, не превышает 10 — 15 лет. Шансы на то, что они остались исправными, минимальны.

Чтобы осушить стояк в доме нижнего розлива (то есть дома, в котором и подача, и обратный трубопровод отопления находятся в подвале), необходимо:

  1. Ориентируясь по подъездам (их нижние марши выдаются в подвальное помещение), найти стояк отопления, к которому подключен нужный отопительный прибор;
  2. Перекрыть вентиль на нем;
  3. Перекрыть два соседних стояка — справа и слева;
  4. Частично отвернуть заглушку на стояке и дождаться падения напора на ней;

  1. Поочередно приоткрыть вентиля на соседних стояках, чтобы выявить парный вашему;
  2. Открыть полностью вентиль, манипуляции с которым не вызвали увеличения напора струи из-под заглушки на вашем стояке;
  3. Закрыть полностью вентиль на другом стояке;
  4. Вывернуть заглушки для сброса парных стояков.

Для демонтажа чугунной батареи нужно:

  1. Согнать контргайки по резьбам на подводке до их окончания;

Обратите внимание! Если слои краски мешают отвернуть контргайку, предварительно отожгите краску на резьбе строительным феном, паяльной лампой или газовой горелкой.

  1. Согнать вслед за гайками проходные радиаторные пробки. Они откручиваются газовыми ключами №2 — №4. Если пробка не страгивается с места, не прикладывайте чрезмерных усилий, а нагрейте ее теми же феном или горелкой, после чего резьба отвернется гораздо легче;
  2. Снять батарею с кронштейнов;
  3. Уложив ее на пол, отвернуть глухие пробки. Не забудьте: они имеют левые резьбы, откручивать которые нужно по часовой стрелке.

Отжиг

Отжечь сразу несколько многосекционных радиаторов удобнее всего в костре: фен, горелка или паяльная лампа растянут нагрев всех секций до вишневого свечения на десятки часов.

Инструкция по отжигу предельно проста:

  • Батареи складываются домиком;
  • В центре домика разводится костер. Пламя поддерживается не менее 1,5 — 2 часов: все секции и, главное, их содержимое должны прокалиться до 700 — 800 градусов;
  • Затем радиаторы остывают естественным образом в течение 2 — 4 часов. Ни в коем случае нельзя класть их в снег или поливать водой: резкий перепад температур может привести к появлению трещин.

Очистка

После прогрева залежи ила в каналах и коллекторах секций полностью разрушены; однако их останки нужно удалить из радиаторов. Для этого:

  • Батарея разбирается радиаторным ключом на отдельные секции. После отжига эта операция требует минимальных усилий: прикипевших ниппелей можно не опасаться;
  • Затем каждая секция простукивается деревянной киянкой в вертикальном положении. Высыпающиеся из нее песок и ржавчина — это остатки ранее забивавшего ее ила.

В процессе прогрева старая краска полностью выгорает, оставляя на поверхности чугуна лишь тонкий слой копоти. Поскольку покраска батарей — чугунных или любых других — требует зачистки основания, мы очищаем поверхность обычной металлической щеткой. Зачистка каждой секции занимает не более двух-трех минут.

Переборка

Теперь нам нужно заново собрать секции в отопительный прибор. Поскольку старые прокладки выгорели, требуется их замена.

Цена новой паронитовой прокладки для чугунной батареи более чем невелика — от 1,3 рубля за штуку.

Однако вместо жесткого паронита, требующего большого усилия для сжатия, лучше использовать самодельные прокладки, вырезанные из старой автомобильной камеры.

Они вырезаются обычными ножницами:

  1. Камера разрезается по окружности, превращаясь в плоскую полосу;
  2. Ниппель прикладывается к листу резины и обводится ручкой;
  3. Затем середина будущей прокладки вырезается ножницами с острыми кончиками лезвий;
  4. Наконец, прокладка обрезается по кругу. Ширина ее ободка должна быть равной примерно 10 миллиметрам: при стягивании секций резина расплющивается, и если сделать прокладку шире, то ее края будут выступать за пределы секций.

После установки прокладок ниппели стягиваются поочередно, по одному обороту за раз. Важно избежать перекосов, которые могут привести к заклиниванию резьбы или даже разрыву ниппеля.

Грунтовка

Как правильно красить батареи чугунные, обеспечив максимальное сцепление краски с основанием? Очевидно, стоит начать с грунтовки. Производители чугунных радиаторов поставляют их с покрытием антикоррозийным грунтом ГФ-021; для нас он тоже станет оптимальным выбором.

Грунтовка разбавляется до рабочей вязкости, соответствующей консистенции жирного молока, сольвентом и наносится обычной кистью в один слой. Время сушки при комнатной температуре составляет от 30 минут до часа.

Внимание: ГФ-021 позиционируется стандартом ГОСТ 25129-82 как слаботоксичный материал. Все работы с ней проводятся в проветриваемом помещении; настоятельно рекомендуется использовать респиратор.

Грунт наносится максимально тонким слоем; потеки тут же подбираются кистью. Засохшие неровности грунтовки удаляются мелкой наждачной бумагой, после чего участок грунтуется повторно.

Покраска

Чем покрасить чугунные батареи для получения максимальной стабильности цвета?

Любой , в описании которой присутствует слово «жаростойкая». Вот несколько примеров.

Обратите внимание! Глянцевые краски подчеркивают все дефекты поверхности. Матовые скрывают их, зато склонны активно собирать загрязнения благодаря шершавой поверхности.

Как красить чугунные батареи, чтобы не получить потеков? Разбавленная до уже знакомой нам консистенции жирного молока краска наносится двумя-тремя максимально тонкими слоями с промежуточной просушкой.

Инструмент — кисть со средним ворсом и максимально прочной гильзой. Если вы, удерживая ворс и потянув за ручку, вырвали несколько волосков — значит, они будут оставаться и на окрашенной поверхности.

На фронтальные поверхности секций краску лучше наносить, уложив батарею горизонтально — так будет меньше потеков. Тыльная поверхность окрашивается аналогично; по понятным причинам радиатор переворачивается только после полной просушки.

После высыхания каждого слоя радиатор осматривается на предмет потеков; все обнаруженные дефекты тут же зачищаются мелкой наждачной бумагой. Последний слой не шлифуется.

Не забудьте: перед покраской под батарею стоит подложить плотный полиэтилен. Как бы аккуратны вы не были, несколько капель краски неизбежно попадут на пол.

Особый случай

В промышленных условиях к покрытиям отопительных приборов могут выдвигаться особые требования, которые, соответственно, требуют применения особых материалов.

Вот несколько примеров экзотических красок, редко используемых в быту.

  • Электропроводная краска Zinga представляет собой дисперсию цинкового порошка в стойком к атмосферным воздействиям лаке. После просушки она обеспечивает максимально долговечную и прочную антикоррозионную защиту, переносящую длительный контакт с агрессивными средами;

На фото — упаковка краски Зинга бельгийского производства.

  • Огнезащитные краски по металлу Полистил при нагреве вспучиваются и образуют на окрашенной поверхности толстое покрытие с низкой теплопроводностью и огнестойкостью до 90 минут;
  • Антикоррозионная краска Церта способна переносить без изменения цвета и прочих характеристик нагрев до 900 градусов. Она может использоваться для окраски радиаторов парового отопления, паропроводов и деталей двигателей.

Заключение

Приведенные рекомендации по восстановлению старых батарей могут показаться чрезмерно сложными, однако они позволят многократно уменьшить расходы на ремонт сантехники в квартире вторичного фонда. Дополнительную информацию, как обычно, можно обнаружить, просмотрев видео в этой статье. Мы будем признательны за ваши дополнения и комментарии. Успехов!

Радиаторы отопления или, проще говоря, батареи являются неотъемлемой частью интерьера большинства домов. Но неприглядный внешний вид этих агрегатов способен напрочь испортить любой ремонт. Их полная замена далеко не всегда оправдана, а вот самостоятельная покраска радиаторов и труб отопления способна радикально изменить ситуацию, причем за приемлемые деньги. Сегодня мы будем говорить о том, как своими руками покрасить батареи и какие составы для этого использовать.

Радиаторы и конвекторы

В некоторых городских квартирах в свое время устанавливались так называемые конвекторы. Это металлические трубы с частым и тонким, как правило, алюминиевым оребрением. Так вот такие отопительные приборы вообще не красятся, по причине того, что тонкие пластины при окрашивании значительно теряют проектные характеристики теплоотдачи.

По технологии в комплект бытовых конвекторов обязательно должен входить защитный, съемный металлический кожух. Вот как раз его то и можно красить. Хотя если сказать честно, КПД у старых отопительных приборов подобной конструкции оставляет желать лучшего и по большому счету их желательно вообще заменить.

Чаще всего вопросом как покрасить радиатор отопления, озадачены владельцы классических чугунных батарей. Ведь такие агрегаты изначально реализуются не окрашенными. Не говоря уже о тех батареях, которые стоят по нескольку десятков лет и обросли поистине вековыми наслоениями краски.

Современные биметаллические, алюминиевые или медные радиаторы, как правило, покрывают высококачественным порошковым напылением еще на заводе. И здесь речь о перекрашивании может идти, только если батарею серьезно поцарапали или человек пожалел денег и купил низкосортный товар с некачественным покрытием.

Такое иногда случается с китайскими батареями. О том, как красить радиаторы отопления из цветного металла мы также будем говорить.

Несколько слов о выборе краски

Решив придать своим батареям достойный вид, первый вопрос который возникает у нормального хозяина это чем покрасить радиаторы отопления? Ведь эти агрегаты эксплуатируются в экстремальных условиях и не каждая краска для них подойдет.

Совет: Предложений на рынке сейчас достаточно. На большинстве подобных составов прямо указывается, что они предназначены для радиаторов и труб отопления. Если такой пометки нет, то сопроводительная инструкция должна содержать данные о термостойкости краски, причем верхний порог должен быть не ниже 100ºС.

  • На мой взгляд, самым оптимальным вариантом являются краски на основе. В линейке есть 2 основных направления, акриловые и акрилатные. Если вас интересует глянцевое сияющее покрытие, то нужно брать акрилатную краску, в состав которой входят растворители.

Под нее не нужно будет грунтовать основу, но резкий запах при высыхании здесь обеспечен. Акриловые краски на водно-дисперсной основе практически не пахнут, но на финише вы получите матовое покрытие;

  • Алкидные составы хороши только в случае, когда вас интересует темная палитра цветов. Дело в том, что при использовании белых или светлых алкидных красок, есть риск того, что они со временем пожелтеют;

  • Не стоит сбрасывать со счетов классику жанра, а именно . Конечно палитра цветов здесь не такая шикарная, как у выше упомянутых вариантов, плюс сохнуть она будет не менее суток. Зато цена у составов на масляной основе более чем доступная. Что же касается эксплуатационных характеристик, то качество такого покрытия проверено годами.

Важно: как показывают лабораторные исследования, при окрашивании чугунной батареи масляной краской ее теплоотдача возрастает на 3–4%. А вот составы содержащие свинец или алюминий, хоть и незначительно, но снижают теплоотдачу.

Подготовка и окрашивание радиатора

Если сказать честно, то подготовка к покраске зачастую забирает гораздо больше времени и сил, нежели непосредственно окраска радиаторов отопления. Но если вы хотите получить достойный конечный результат, то без тщательной подготовки здесь не обойтись.

Подготовка основы

Если не брать в расчет вариант покупки новой чугунной батареи, то прежде чем красить радиаторы отопления их желательно очистить от наслоений старого покрытия. Пойти здесь можно двумя путями.

В идеале, конечно, желательно полностью очистить поверхность до чистого металла. Но если по каким-либо причинам это невозможно, то следует правильно обработать старую краску, дабы на нее ровно легла новая.

Менее трудоемким способом снятия старого покрытия является использование химически активных смывок. Их сейчас много, в качестве примера можно назвать Б52, АСЕ, СП-6 и масса им подобных.

Это гелеобразная жидкость, которая наноситься кистью на батарею. О технике работы с ними писать нет смысла, для этого есть инструкция. Мы дадим лишь один совет — после обработки накрыть агрегат полиэтиленом.

На отслоение краски может уйти от 15 минут до нескольких часов, данный параметр указывается на этикетке. По истечении этого времени вам нужно будет взять щетку с металлическим ворсом и счистить все наслоения.

В некоторых источниках люди советуют для снятия краски воспользоваться шпателем. Но поверьте в батарее столько кривых «закоулков» что скрести ее ровным шпателем, вам придется долго.

Смывка конечно вещь хорошая, но не спешите сразу бежать за ней на рынок, в данном способе есть несколько «подводных камней», о которых скромно умалчивают производители этого товара.

  • Далеко не все радиаторы, сделанные из цветных металлов, равнодушно относятся к химически активным соединениям. Согласитесь, обидно будет, если после снятия краски вы обнаружите, что смывка вступила в реакцию с металлом и на поверхности вашей гладкой батареи образовались нелицеприятные раковины. А в случае с тонкостенными изделиями, мощный химикат может вообще испортить радиатор;
  • Подобные жидкости штука весьма вредная и остро пахнущая. Поэтому работать с ними можно только в хорошо проветриваемой комнате и лучше в респираторе;
  • Часто можно слышать, что чугунным и стальным радиаторам современные смывки не страшны. Это действительно так. Но мало кто упоминает о том, что при сборке старых батарей в качестве уплотнения раньше использовалась пенька. Пенька делается из конопли или льна, соответственно разъедается химией очень быстро.

Батарею вы покрасите, но когда вы ее включите, вода может брызнуть со всех соединений. В этом случае можно посоветовать перебрать весь радиатор и поставить полимерные прокладки или отказаться от смывок.

Когда краска удалена, гладкие поверхности, будь то сталь алюминий или медь, желательно зачистить наждаком, таким образом, вы избавитесь от глубоких царапин. Тереть шершавый чугун наждаком работа неблагодарная и по большей части бессмысленная. Здесь лучше воспользоваться жесткой металлической щеткой.

Совет: сейчас на рынке продается масса металлических щеток выполненных в виде разнообразных насадок на болгарку или электродрель. С их помощью можно без всяких смывок, довольно быстро счистить любую краску с любой поверхности. Только с цветными металлами работать нужно без фанатизма, дабы не протереть дыру.

После очистки поверхности ее нужно обезжирить и прогрунтовать. Для этих целей прекрасно подходит недорогой отечественный грунт ГФ-021, кстати, для отечественных составов серий «МА» и «ПФ» это идеальный вариант. Цена на современные зарубежные аналоги, такие как АСЕ, Dulux или Sigma, значительно выше, но если вы берете дорогую, качественную краску, то имеет смысл потратиться.

Некоторые виды грунта обладают антикоррозийным воздействием. Но если вы хотите на долгие годы защитить свою батарею от коррозии, то для этого существуют огнезащитные краски по металлу Полистил, а также электропроводная краска ZINGA. Они предотвращают ржавление металла за счет покрытия его тонкой цинковой пленкой (так называемая холодная оцинковка).

Хотя далеко не всегда стоит полностью снимать старое покрытие. Если краска только потеряла блеск и привлекательность, но не потрескалась и держится достаточно прочно, имеет смысл красить прямо по ней. Вам нужно лишь хорошо ее вымыть и ошкурить наждаком для лучшего сцепления с новым слоем. После чего батарею следует обезжирить и можно красить.

Среди специалистов до сих пор не утихают споры о том, нужно ли грунтовать ошкуренную поверхность старого слоя. Я считаю, что в случае, когда речь идет о заводском порошковом напылении, грунт нужен. А если батарея красилась самостоятельно в кустарных условиях, то можно обойтись и без него.

Важно: тем, кто решает красить поверх старого слоя следует учесть, что первые 3 слоя никак не отражаются на уровне теплоотдачи, а вот каждый последующий слой, снижает эту самую теплоотдачу в среднем на 1%.

Теперь поговорим о технике окрашивания

Некоторые советуют демонтировать батарею и спокойно красить ее со всех сторон. Теоретически это верно, но на практике люди, дающие такие советы, видимо никогда не пытались в одиночку своими руками снять с навесов стандартный чугунный радиатор МС-140, который чаще всего встречается в наших домах. Вес одной пустой секции такого «баяна» колеблется в районе 7кг, плюс, если вы его уроните, чугун может лопнуть.

Что же касается легких современных биметаллов, то вариант демонтажа вполне возможен, но имеет ли смысл его делать, решайте сами. На мой взгляд, если со стороны стены часть батареи останется плохо прокрашенной, ничего военного не произойдет. В любом случае ее там никто не увидит.

Сам процесс окрашивания не представляет абсолютно никакой сложности и доступен даже дилетанту. Из инструмента вам понадобится пластиковая кюветка (емкость под краску с полем для обмакивания кисти или валика) и пара небольших кисточек. Для работы по прямым поверхностям используется обычная кисть шириной порядка 3 – 4 см. А вот для окрашивания труднодоступных мест следует приобрести кисть с длинной, искривленной ручкой.

Совет: перед работой кисти нужно будет как следует распушить. Это делается, чтобы выпали все плохо прикрепленные волоски.

Дальше все элементарно просто. Завешиваете стену за батареей и застилаете пол под батареей старыми газетами или лучше полиэтиленом. После чего, наливаете краску в кюветку, обмакиваете кисть и начинаете красить.

Дабы не испачкаться, начинать нужно с «закоулков» внутри радиатора, причем все работы выполняются сверху вниз, чтобы скрыть неизбежные потеки.

Важно: батареи, как и большинство подобных изделий, окрашиваются не менее чем двумя слоями, не считая грунта. Даже если вы работаете поверх старой краски, через один слой прогалины издалека будут просвечиваться. Причем каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего.

Но в данном случае, гораздо проще оставить в покое кисти и работать краскопультом или аэрозольными баллончиками. Во-первых, краска ложится ровно и без разводов. А во-вторых, намного удобнее доставать внутренние труднодоступные поверхности.

Только если речь идет о профессиональном краскопульте, то краску нужно будет разбавить десятью процентами соответствующего растворителя. Единственная проблема здесь в том, что обойдется такой вариант несколько дороже.

Можно ли красить горячие батареи

Данный вопрос интересует очень многих нетерпеливых домовладельцев. Спрос настолько велик, что некоторые фирмы начали выпускать товар который может наноситься на горячую поверхность.

Я вам однозначно заявляю, что красить горячие батареи нельзя. И практически все специалисты, с которыми мне приходилось общаться, поддерживают мое мнение.

Основных причин здесь несколько:

  • Не считая акрилового состава на водно-дисперсной основе, все остальные краски делаются на остро пахнущих и весьма вредных растворителях. Попадая на горячую поверхность, эти растворители в десятки раз быстрее испаряются. А чтобы проветрить, вам придется среди зимы открыть настежь окна и держать их в таком положении несколько часов;
  • А если вы возьмете акриловый состав на водно-дисперсной основе, то запаха, конечно, не будет, но он будет сохнуть в течение нескольких секунд. По сути сразу после того, как вы проведете кистью. Качественно и без разводов нанести покрытие в таких условиях практически не реально;
  • В конце концов, существует технология, и если предусмотрено, что состав должен высыхать в течение, к примеру, 5 – 7 часов, то нужно дать ему это время. В результате нарушения технологии неизбежно изменятся и характеристики самого покрытия. Не стоит после этого удивляться тому, что краска через год облупилась или пожелтела.

Вывод

Покраска радиаторов и труб отопления дело не хитрое, но как видите, нюансов здесь хватает. На фото и видео в этой статье мы подобрали сопутствующую информацию по данной теме. Если же у вас возникли вопросы, то оставляйте их в комментариях, мы постараемся помочь.