Титаник. Правдивые факты. Реальные истории пассажиров «Титаника» (51 фото)

Ровно девяносто семь лет назад, в холодную ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля, посреди Атлантического океана произошла самая известная морская катастрофа за всю историю человечества. Корабль компании «Уайт Стар Лайн», носящий гордое название «Титанический», погибнув в середине своего первого рейса и унеся с собой тысячу пятьсот четыре человеческих жизни, обречен был стать известнейшим в мире судном.

Почему же затонул самый совершенный корабль той эпохи – корабль, считавшийся совершенно непотопляемым? Без малого сотню лет деятельный человеческий ум строит версии катастрофы, благо в загадках тут недостатка нет. Я с самого детства интересуюсь этой историей – сейчас уже, наверное, и не вспомнить, с чего все началось. О самых известных версиях трагедии сегодня я и хочу вам рассказать.

Версия первая. Теория заговора

«Олимпик и Титаник: самые большие пароходы в мире»

Мало кто знает, что у «Титаника» был брат-близнец – корабль «Олимпик», точная его копия, также принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн». Как же так, может удивиться читатель, ведь «Титаник» считался уникальным кораблем, самым большим судном той эпохи, а теперь оказывается, что был еще один корабль, не уступающий ему размерами? Нет, «Титаник» действительно был длиннее своего близнеца. На два дюйма. Только представьте – на длину спичечного коробка! – но все-таки длиннее. Другое дело, что заметить эти дюймы невооруженным глазом (да и вооруженным, пожалуй, тоже) было практически невозможно, так что сторонний человек, взглянув на стоящих борт о борт близнецов, не смог бы сказать, кто из них кто.

«Олимпик» был на год старше своего брата (так что корректней будет именно «Титаник» назвать его копией), и не намного его удачливей. Наверное, следовало написать что-то вроде «с самого начала над каждым из кораблей витал злой рок», но об этом чуть позднее: разумеется, величайшая морская катастрофа не могла не обрасти мистическими слухами. Я расскажу о них потом, а пока не будем забегать вперед. Близнецы: «Титаник» (справа) и «Олимпик»

Ну, рок, не рок, а судьба «Олимпика» и в самом деле была полна неприятностей. Началась его карьера с того, что во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно вроде бы даже не было застраховано. Ходят слухи, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, да страховые компании отказались иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально. Так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе. А теперь – внимание! Посмотрите на фотографию слева – это чуть ли не единственный существующий снимок, на котором запечатлены «Титаник» и «Олимпик», стоящие рядом бок о бок. Сделан он как раз в Белфасте. Заключительная оснастка «Титаника»
на верфи в Белфасте

Почему бы не предположить, сказали некоторые исследователи, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и… выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых нанесена монограмма кораблей – например, столовые приборы (у «Олимпика» с «Титаником» были, конечно, и некоторые конструктивные различия – ну да кто о них знает?). Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного (и, разумеется, честь по чести застрахованного) «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно, разумеется) с айсбергом (благо, недостатка в них в это время года не было). Конечно, топить лайнер никто не собирался – да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире. Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.

В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар»? Лично мне кажется, что именно для этого, вот только… план был совсем другой. Но об этом позже. Винт «Титаника». На этом фото, правда, номера не разглядеть.

Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого). Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.

Джон Пирпонт Морган А знаете ли вы, что...

Одним из аргументов в пользу теории заговора был тот факт, что промышленник Джон Морган, один из владельцев «Титаника», должен был совершить плавание на борту своего корабля, но за сутки до выхода судна из порта аннулировал билет.

А еще говорят (вот и началась мистика), что магната отговорил ехать наделенный даром предвидения Никола Тесла, разработки которого финансировал Морган.

Вторая версия. Погоня за голубой лентой

Все началось давным-давно, когда между Англией и Америкой установилось регулярное морское сообщение, а, значит, и начала разгораться конкуренция между судовладельческими компаниями. Чем быстрее судно пересекало Атлантику, тем большей популярностью оно пользовалось. В 1840 году компанией «Кунард» был придуман приз для судов, установивших рекорд скорости: теперь корабль, пересекающий Атлантический океан быстрее всех своих предшественников, получал в награду «Голубую ленту Атлантики».

Собственно, никакого материального приза не существовало. Победитель не получал денежной премии, капитану не вручался памятный кубок, который можно поставить на видное место в кают-компании. Но корабль приобретал нечто большее – бесценный престиж, который не добудешь иными средствами. Кроме почёта в морских кругах (а, значит, и известности, и популярности), обладатель премии получал контракт на перевозку почты (в том числе и дипломатической) между Америкой и Европой, а это весьма доходная статья судоходства. Да и вообще – смотрите сами: если вы богатый бизнесмен, может быть, даже миллионер, на каком корабле вы предпочтете путешествовать? Разве не на самом престижном и самом быстроходном?

На момент выхода «Титаника» из Саутгемптона «Голубой лентой» владела «Мавритания» – судно, принадлежавшее главному конкуренту «Уайт Стар». Естественно, мириться с этим было нельзя, и «Уайт Стар» решила делать ставку на своего фаворита. Завоевание «Голубой ленты» «Титаником» стало бы триумфом этой корпорации, позволяющим поправить ее пошатнувшееся положение: у кавалера Ленты Всея Атлантики обычно было в четыре раза больше пассажиров, чем у иных подобных кораблей.

Из-за угрозы столкновения с плавучими льдами предписанный маршрут «Титаника» (да и любого другого судна, следующего тем же курсом) пролегал не по прямой, а делал небольшой крюк, огибая опасный океанский участок, где дрейфует большинство айсбергов. Разумеется, этот маневр удлиняет дорогу. Вот почему может показаться, что капитан Смит вел свой корабль прямо в скопище айсбергов – ему просто нужно было срезать путь и во что бы то ни стало добыть «Голубую ленту». Именно поэтому «Титаник» шел на всех парах и не снизил скорости даже после того, как получил с других судов несколько радиограмм-предупреждений о ледовой опасности. Пусть беспокоятся другие корабли – а «Титанику» страшиться нечего. В «вороньем гнезде» – специальной наблюдательной площадке на передней мачте – находятся два впередсмотрящих, которые в случае опасности смогут в мгновение ока сообщить о ней на капитанский мостик с помощью телефонной связи: «Титаник» оборудован по последнему слову техники. А если столкновение и произойдет, что ж, это значит только лишь, что рекорд будет установлен в другой раз. Опасности для корабля айсберги не представляют – ведь известно, что «Титаник» совершенно непотопляем. Его трюм разделен на шестнадцать водонепроницаемых отсеков, так что если вдруг он и получит пробоину (чего, конечно, быть не может), то водой заполнится лишь один из отсеков, и судно спокойно продолжит свой путь. Что один – лайнер не потонет, даже если будет заполнено четыре отсека! А такие повреждения корабль может получить лишь на войне.

Что ж, не зря гордыня – один из смертных грехов. Она сыграла с «Титаником» злую шутку: айсберг повредил пять отсеков – на один больше, чем было допустимо. Поднятый со дна кусок обшивки «Титаника»

Но как же лед смог проломить сталь корабельной обшивки? В середине девяностых кусок обшивки «Титаника» был поднят на поверхность и подвергнут тесту на хрупкость: лист металла, закрепленный в зажимах, должен был выдержать удар тридцатикилограммового маятника. Для сравнения был испытан также кусок стали, используемый в судостроении сегодня. Перед экспериментом оба образца были помещены в спиртовую ванну с температурой чуть больше градуса – именно такой была океанская вода в ту роковую ночь. Современный металл вышел из испытания с честью: под ударом молота он прогнулся, но остался цел. Поднятый же со дна раскололся на две части. Может быть, он стал таким хрупким, пролежав восемьдесят лет на дне океана? Исследователям удалось добыть на белфастской судоверфи, где строился «Титаник», образец стали тех лет. Тест на прочность он перенес ничуть не лучше своего собрата. Заключение экспертов гласило: сталь, использованная в конструкции «Титаника», была очень низкого качества, с большой примесью серы, что делало ее хрупкой при низких температурах. Увы, в начале двадцатого века уровень развития металлургии был далек от сегодняшнего. Если бы обшивка лайнера была выполнена из высококачественной стали, корпус от удара просто прогнулся бы внутрь, и трагедии удалось бы избежать.

Американская пресса о гибели «Титаника» А знаете ли вы, что...

В интернете можно найти не только западные газеты того времени (см. фото справа), но и дореволюционные российские издания, где сообщалось о крушении в Атлантическом океане. Странное чувство возникает, когда читаешь эти сухие строки – для людей того времени «Титаник» еще не стал легендой…

Къ гибели "Титаника".

ЛОНДОНЪ. Занятія комиссіи по разслѣдованию обстоятельствъ гибели "Титаника" были открыты представителемъ вѣдомства торговли Айзэксомъ, который указалъ, что съ момента выхода своего въ море "Титаникъ" шелъ со скоростью 21 узла въ часъ, причемъ скорость эта не была уменьшена до самого момента столкновенія съ ледяной горой, несмотря на полученныя предупрежденія о движущихся льдахъ. При разслѣдованіи будетъ обращено особое вниманіе на недостаточное количество спасательныхъ лодокъ на суднѣ и на устройство водонепроницаемыхъ переборокъ.
* * * * *

А вот издание «Искры», как и положено «художественно-литературному журналу», описывает ситуацию в лучших традициях желтой прессы:

Гибель "Титаника".

Русская пресса о гибели «Титаника» 1 апр., въ 10 ч. 25 м. п., настоящiй пловучiй городъ-величайшiй въ мирѣ, роскошный девятиэтажный пароходъ "Титаникъ" (длина ¼ версты (126 саж.), водоизмѣщенiе 66.000 тоннъ, стоимостью въ 20.000.000 руб., съ машинами въ 55.000 лош. силъ, развивающими скорость до 38 верстъ въ часъ) на пути въ Нью-Йоркъ, имѣея на борту 2.700 человѣкъ, на полномъ ходу налетѣлъ на пловучiе льды. Въ полночь съ "Титаника" по безпроволочному телеграфу сообщили: "Гибнемъ".

На палубѣ гибнущаго парохода разыгрывались потрясающiя сцены. Пассажиры-миллiонеры (ихъ было 7, с общей суммой состоянiя въ 3 миллiарда) предлагали баснословныя суммы за мѣста въ спасательныхъ лодкахъ. Изъ-за этихъ местъ люди дрались, сталкивали другъ друга въ воду, веслами разбивали головы...

Погибло 1.410 человѣкъ.

На борту "Титаника" погибъ Вильямъ Стэдъ. Убѣжденный журналистъ, съ безмѣрной вѣрой въ силу печатного слова, Стэдъ разоблачилъ ужасы разврата аристократическаго Лондона, его притоновъ, торговли дѣтьми, энергично ратовалъ за прекращенiе англо-бурской войны, за сближенiе съ Россiей. Въ 1905 г. Стэдъ прiѣзжалъ въ Россiю съ цѣлью примирить русское общество съ правительствомъ.

Третья версия. Пожар в трюме

Двадцатого сентября 1987 года французское телевидение поведало миру сенсационную новость: причиной гибели «Титаника», оказывается, стал пожар, вспыхнувший в трюме злополучного лайнера, а вовсе не столкновение с айсбергом. Судя по всему, уверяли сторонники новой гипотезы, в одном из угольных хранилищ корабля произошло самовозгорание угля (что ж, это и в самом деле возможно), пожар распространился на весь трюм, добрался до паровых котлов, которые от этого взорвались, отчего судно и пошло ко дну. А что до айсберга – так он просто случайно оказался поблизости, вот и был обвинен в крушении лайнера. Одна из водонепроницаемых переборок «Титаника»

Да, действительно, пожар на «Титанике» был – и это уже не догадки, а установленный факт. Однако мог ли он послужить причиной катастрофы? Ой, вряд ли. Как вы представляете себе пожар в угольном бункере? Ревущее пламя, бросающее на металлическую обшивку стен зловещие багровые отблески, мечущиеся матросы с голым торсом, кто-то качает помпу, и струя воды исчезает в бушующей стене огня? Должен вас разочаровать – на самом деле все гораздо прозаичнее. Вообще, пожар в угольном бункере пароходов того времени вещь довольно привычная. Уголь при таком пожаре не пылает, не горит, а тихо-мирно тлеет, иногда в течение нескольких дней. Боролись с такими пожарами самым простым способом – вне очереди сжигали тлеющий уголь в пароходных топках. Так что пожар в угольном трюме – явление, конечно, неприятное, но, как правило, никаких серьезных бед кораблю не сулящее. И уж точно не при каких обстоятельствах не способное произвести таких чудовищных разрушений, какие приписывают ему сторонники версии гибели «Титаника» от пламени. Тем более что пожар на судне был потушен еще до выхода его в последний рейс. Бункер был опустошен и осмотрен специалистами верфи, где стоял «Титаник». Кажется, самым серьезным последствием пожара была легкая деформация одной из водонепроницаемых переборок, что никак не могло сказаться на судьбе лайнера.

А знаете ли вы, что...

«Титаник» – один из первых, если не первый корабль в истории, пославший сигнал SOS.

В начале двадцатого века в качестве сигнала бедствия были приняты буквы «CQD» – сокращение от «Come Quick, Danger» («Скорее сюда, опасность»). Но этот сигнал был неудобен тем, что использовался также и для оповещения на суше о железнодорожных крушениях. В 1906 году на Международной радиотелеграфной конференции было предложено ввести специальный сигнал для морских катастроф. Тогда и были выбраны известные сегодня всему миру буквы – SOS. Вопреки распространенному мнению, это не аббревиатура фразы вроде «Save Our Souls». Такие буквы были выбраны просто потому, что их сочетание очень легко распознать в эфирной морзянке: три точки, три тире, три точки.

Однако привычка – вторая натура, и при крушениях на воде по-прежнему использовался сигнал CQD. Послал его и радист «Титаника», двадцатипятилетний Джон Филипс: «CQD, вот наши координаты: 41.46 норд 50.14 вест. Требуем немедленной помощи. Тонем. Ничего не слышно из-за грохота паровых труб». Он повторял это сообщение следующую четверть часа, пока его напарник ни предложил послать в эфир новый сигнал бедствия, цинично пошутив: «Дружище, попробуй отстучать сигнал SOS – больше в нашей жизни такой возможности не представится». Филипс грустно улыбнулся шутке и в 00.45 15 апреля 1912 года с «Титаника» был послан один из первых в истории сигналов SOS.

Четвертая версия. Немецкая торпеда

Германская подлодка времен Первой мировой

1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» – близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики» – помните?

Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.

Что говорит в пользу этой версии? Честно говоря, ничего.

Во-первых, столкновение с айсбергом было – это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол – что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо – из пассажиров его почти никто не почувствовал. Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно (тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед!). Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» – ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений. Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю, не правда ли? А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам – киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно. Да и с чего вдруг германцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным. А говоря прямо – абсурдом.

А знаете ли вы, что...

Перед съемками фильма «Титаник» режиссер Джеймс Кэмерон тесно работал с экипажем российского научного судна «Академик Мстислав Келдыш» и лично совершил двенадцать погружений с кинокамерой к останкам корабля на батискафах «Мир-1» и «Мир-2» – их можно видеть в документальных фрагментах фильма. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать всего пятнадцать минут из-за того, что лишь такое количество пленки умещалось в камере.

Пять лет спустя батискафы «Мир-1» и «Мир-2» будут использованы для погружения к затонувшей подводной лодке «Курск».

Пятая версия. Проклятие египетской мумии

Самый первый ужастик про мумию

Да-да, представьте себе, есть и такая версия! Я специально приберег ее под конец.

Итак, в восьмидесятых годах девятнадцатого века близ Каира была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия времен Аменхотепа IV, по имени то ли Амен-Оту, то ли Амен-Ра, то ли Аменнофис (любители мистицизма, как известно, не заморачиваются на подобных мелочах. Мумия, и мумия). При жизни мумия работала знаменитой прорицательницей, и поэтому после смерти удостоилась пышного захоронения: с драгоценностями, фигурками богов, и, конечно, волшебными амулетами. Среди них было изображение Осириса, украшенное надписью: «Очнись от своего обморока, и твой взгляд сокрушит каждого, кто встанет на твоем пути». Другие, правда, настаивали, что написано было «Восстань из праха, и один лишь взор твоих глаз восторжествует над любыми кознями против тебя», но какая, в сущности, разница? Вот когда третьи робко предположили, что ничего такого на мумии написано не было, тут уж точно было ясно, что это глупости.

Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем другим, третьим, причем все предыдущие владельцы, разумеется, погибали при самых загадочных и таинственных обстоятельствах. То есть, может быть, на самом-то деле каждый из них дожил до девяносто девяти лет и почил в объятиях юной красавицы, но кто же станет это проверять? Владельцам мумий, как всем известно, положено погибать, причем, желательно, сташной смертью.

Билет на «Титаник»

Наконец, нашу мумию приобрел в британском музее некий американский миллионер и отправил в свою американскую резиденцию на борту корабля. Ну-ка, угадайте, какой лайнер был выбран для этой цели?

Саркофагом в пути служил обыкновенный ящик, то ли стеклянный, то ли деревянный (не оловянный, во всяком случае, точно), и хранился он как раз около капитанского мостика. Мистики всех мастей взахлеб уверяют, что капитан Эдвард Смит, конечно же, не устоял перед искушением и заглянул в этот ящик с мумией: глаза их встретились и... нет, они не полюбили друг друга; совсем наоборот: сбылось чудовищное проклятие. Иначе, судите сами, как объяснить, что в голове у капитана помутилось, и он собственной бестрепетной рукой направил «Титаник» прямо на верную смерть?

А, собственно, почему считается, что в голове капитана помутилось, и он собственной рукой направил «Титаник» на верную смерть? Ну, как же у него могло не помутиться в голове, если он встретился глазами с мумией? Как видите, возразить нечего.

Обидно, что мумия умерла за тысячу лет до рождения Аристотеля, поэтому с логикой у нее было туго. Иначе она бы сообразила, что непосредственным следствием того, что корабль протаранит айсберг, явится гибель ее, мумиинного, драгоценного тела – в океанской воде оно вряд ли уцелеет больше, чем на несколько дней. А разрушение тела – самое страшное, что может произойти с мумией: ее душе некуда станет возвращаться. Так что если бы мумия действительно обладала магической силой, в ее интересах было бы оберегать «Титаник» как зеницу своего волшебного ока. Или, может быть, она тоже купилась на рекламную риторику о непотопляемом корабле и не обратила внимания на опасные айсберги?

Как бы там ни было, но мумия погибла в океанской пучине, исчезла без остатка, и вступиться за свое честное имя не может; этим беззастенчиво пользуется желтая пресса, регулярно публикующая обвинения в ее адрес под однообразными заголовками: «Сенсация! «Титаник» погубило проклятие фараонов!». Оставим это на совести журналистов.

Мумия, кстати сказать, была не единственной исторической реликвией, погибшей на борту «Титаника». Для искусства гораздо трагичней гибель в Атлантическом океане подлинного манускрипта Омара Хайяма «Рубайят» – реликвии, которой поистине не было цены.

А знаете ли вы, что...

Сразу после гибели «Титаника» стали предлагаться различные проекты подъема корабля на поверхность. Одним из них было предложение наполнить корпус лайнера шариками для пинг-понга.

Ах да, есть еще одна версия

Она вся на картинке, и больше сказать о ней нечего:

Экс-«Гигантик». Как вы судно назовёте... А знаете ли вы, что...

У «Титаника» был не только старший брат («Олимпик»), но и младший – «Гигантик». Во время гибели среднего брата в пучине Атлантики младший еще только строился на вервях. Чтобы с ним подобной трагедии не повторилось, в его конструкцию на ходу стали вноситься доработки – например, было увеличино число спасательных шлюпок (можете увидеть их на фото – на верхней палубе, друг над другом). А самой неожиданной из принятых мер безопасности было – что бы вы думали? Смена имени судна. Вспомнив из древнегреческих мифов, что судьба как титанов, так и гигантов была весьма плачевна, хозяева корабля решили не наступать повторно на те же грабли и отказались от названия «Гигантик». Чем, в самом деле, черт не шутит?

Нарекли новое судно патриотично: «Британник». Что характерно, это не помогло: в Первую мировую младшенький из кораблей был потоплен немецкой субмариной.

А как же все было на самом деле?

Как ни прискорбно, но, изучая историю самой знаменитой морской катастрофы, приходится признать, что своей гибелью «Титаник» обязан длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть одно звено зловещей цепи было разрушено, трагедии удалось бы избежать.

Пожалуй, первым звеном было успешное начало путешествия – да-да, именно так. Утром десятого апреля, во время отплытия «Титаника» от причальной стенки Саутгемптонского порта, суперлайнер прошел слишком близко к американскому кораблю «Нью-Йорк», и возникло явление, известное в навигации как присасывание судов: «Нью-Йорк» стал притягиваться к движущемуся рядом «Титанику». Однако благодаря мастерству капитана Эдварда Смита столкновения удалось избежать. По иронии судьбы, случись авария, она спасла бы полторы тысячи жизней: если бы «Титаник» задержался в порту, злополучной встречи с айсбергом не произошло. Это раз. Капитан «Титаника» Эдвард Смит

Следует упомянуть и о том, что радисты, принявшие сообщение от судна «Месаба» о ледяных полях айсбергов, не передали его Эдварду Смиту: телеграмма не была помечена специальным префиксом «лично капитану», и затерялась в ворохе бумаг. Это два.

Тем не менее, это сообщение было не единственным, и о ледовой опасности капитан знал. Почему же он не сбавил ход судна? Погоня за «Голубой лентой», конечно, дело чести (и, что важнее, большого бизнеса), но почему же он рисковал жизнью пассажиров? Да не так уж и рисковал, на самом-то деле. В те годы капитаны океанских лайнеров часто проходили опасные льдом районы, не снижая скорости: это было как перейти дорогу на красный свет: вроде, и нельзя так делать, а всегда получается. Почти всегда. К чести капитана Смита надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем корабле до самого конца.

Но почему же не была замечена громада айсберга? Тут все сложилось один к одному: безлунная, темная ночь, безветренная погода. Если на водной глади были бы хоть небольшие волны, впередсмотрящие могли бы разглядеть белые барашки у подножья айсберга. Штиль и безлунная ночь – еще два звена роковой цепи.

Как выяснилось позже, цепь была продолжена тем, что айсберг незадолго до столкновения с «Титаником» перевернулся своей подводной, напитанной водой, темной частью наверх, из-за чего ночью издалека его практически не было видно (обыкновенный, белый айсберг был бы различим за милю). Дозорный же разглядел его лишь за 450 метров, и времени для маневра почти не оставалось. Может быть, айсберг был бы замечен раньше, но здесь сыграло роль очередное звено роковой цепи – в «вороньем гнезде» не оказалось биноклей. Ящик, где они хранились, оказался заперт, а ключ от него в спешке захватил с собой снятый с судна перед самым отправлением второй помощник капитана. Считается, что на этой фотографии запечатлен тот самый айсберг

После того, как впередсмотрящий все же разглядел опасность и сообщил об айсберге на капитанский мостик, до столкновения оставалось чуть больше полуминуты. Вахтенный офицер Мэрдок, находящийся на вахте, отдал рулевому приказ сворачивать налево, одновременно передав в машинное отделение команду «полный назад». Тем самым он совершил грубейшую ошибку, добавив очередное звено в цепи, приведшей лайнер к гибели: даже если бы «Титаник» врезался в айсберг лоб в лоб, трагедия была бы меньше. Оказался бы смят нос корабля, погибла бы часть команды и те пассажиры, чьи каюты располагались впереди. Но оказались бы затоплены лишь два водонепроницаемых отсека. С такими повреждениями лайнер остался бы на плаву и мог дождаться помощи других судов.

А если бы Мэрдок, повернув корабль налево, приказал увеличить, а не уменьшить скорость, столкновения, может быть, вообще бы не было. Впрочем, откровенно говоря, приказ об изменении скорости вряд ли играет тут существенную роль: за тридцать секунд его едва ли успели исполнить в машинном отделении. Томас Эндрюс

Итак, столкновение произошло. Айсберг повредил хрупкую обшивку корабля вдоль шести отсеков правого борта.

Следует сказать, что на «Титанике» совершал путешествие сам Томас Эндрюс, талантливейший конструктор, который и построил этот лайнер. Разумеется, после трагедии нашлись люди, обвинявшие его в неудачной конструкции судна. Упреки эти лишены всякого основания – Эндрюс и в самом деле построил самый совершенный корабль своего времени. Именно ему выжившие после крушения обязаны тем, что они располагали без малого тремя часами, чтобы покинуть судно и отойти на безопасное расстояние.

После аварии капитан Смит разбудил мистера Эндрюса и пригласил его осмотреть трюм, чтобы получить авторитетное заключение о судьбе судна. Вердикт конструктора был неутешителен: спасти «Титаник» невозможно. Нужно срочно начинать эвакуацию пассажиров.

И здесь мы подходим к одному из самых драматических обстоятельств. На борту парохода находились 2208 человек (счастье, что не 3500, на которые он был рассчитан), в шлюпках же были места лишь для 1178 людей. Забегая вперед, скажем, что спастись удалось лишь семистам четырем: очередное звено цепи неудач заключалось в том, что некоторые матросы чересчур буквально поняли приказ капитана сажать в шлюпки женщин и детей, и не пускали туда мужчин, даже если оставались свободные места. Впрочем, поначалу никто особенно и не рвался в шлюпки. Пассажиры не понимали, в чем дело, и не желали покидать огромный, уютно освещенный, такой надежный лайнер и непонятно зачем спускаться в маленькой неустойчивой шлюпке вниз, к ледяной воде. Однако довольно скоро уже любой мог заметить, что палуба все больше накреняется вперед, и началась паника. Шлюпочная палуба. Гуляйте на здоровье.

Но почему же было такое чудовищное несоответствие мест на спасительных шлюпках? Изначально-то шлюпок было больше – целых тридцать пять, но от пятнадцати из них было решено отказаться. Во-первых, они «могли вызвать чувство неуверенности», но главное – мешали прогуливаться по палубе пассажирам первого класса, и это быстро исправили: девизом «Титаника» было «комфорт превыше всего». Но как же вообще мог быть выпущен в плаванье столь плохо оснащенный спасательными средствами корабль? Все дело в устаревших правилах Британского кодекса мореплавания, принятого еще в 1894 году. В соответствии с ним судну определенного размера ставилось в соответствие определенное число шлюпок. А так как водоизмещение самых больших пассажирских судов того времени редко превышало 10 000 тонн, то все подобные корабли-гиганты были объединены в единую категорию с предписанием им иметь на борту число шлюпок, достаточное для спасения 962 человек. В 1894 году даже не могли себе представить корабль, подобный «Титанику» – с тоннажем в целых 52 310 тонн!

Владельцы «Титаника», расхваливая достоинства нового корабля, заявляли, что даже перевыполнили инструкции кодекса: вместо положенных 962 спасательных мест на корабле было 1178. Несоответствию этого числа с количеством пассажиров на борту значения, увы, не придали. Фотография радиста «Титаника», сделанная криворуким фотографом

Особенно горько, что совсем недалеко от гибнущего «Титаника» стоял, пережидая ледовую опасность, другой пассажирский пароход, «Калифорниан». Еще несколько часов назад он оповестил соседние суда, что заперт льдами и вынужден остановиться, дабы случайно не напороться на ледяную глыбу. Радист с «Титаника», которого чуть не оглушила морзянка с «Калифорниана» (очень уж близко были корабли, и сигнал одного чересчур громко отзывался в наушниках другого), невежливо перебил предупреждение: «Подите к черту, вы мешаете мне работать!». Чем же был так занят радист «Титаника»? Дело в том, что в те годы радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем насущной необходимостью, и это чудо техники возбуждало огромный интерес у состоятельной публики. С самого начала рейса радистов буквально завалили посланиями частного характера – и никто не видел ничего предосудительного в том, радисты «Титаника» уделяли такое внимание богатым пассажирам, пожелавшим отправить на землю телеграмму прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах, радист передавал очередное послание на континент. Радиосвязь скорее походила на дорогую игрушку, чем на серьезный инструмент: на кораблях того времени даже не была учреждена круглосуточная вахта у радиостанции. Вот и радист с «Калифорниана», отдежурив положенную смену, вечером отправился спать и не мог принять отчаянный сигнал бедствия – SOS. Если бы удалось сообщить «Калифорниану» о столкновении, то он мог бы прийти на помощь меньше, чем за час, а погружался «Титаник» целых два с половиной часа! Говорят, что с борта «Калифорниана» даже видели сигнальные ракеты, посылаемые тонущим лайнером в ночное небо, но не придали этому значения. Ну, ракеты, и ракеты. Празднуют, наверное, что-нибудь толстосумы с «Титаника». Вон, фейерверк себе устроили…

Но, на счастье пассажиров, несколько кораблей все же откликнулись на сигнал бедствия. Среди них был и «Олимпик», близнец «Титаника», но до него было слишком далеко – целых пятьсот миль. Не считая «Калифорниана», ближе всего к тонущему судну находился пароход «Карпатия» – меньше чем в шестидесяти милях. Получив сигнал SOS, он изменил свой курс и на предельных оборотах помчался на помощь. Около двух часов пополуночи радист «Карпатии» получил последнее сообщение с терпящего бедствие лайнера: «Идите как можно быстрее, машинное отделение затапливается по котлы». Больше радиосигналов от суперлайнера не поступало… Выжившие пассажиры «Титаника» на борту «Карпатии»

В лодках посреди Атлантического океана оказалось около семисот человек. Потянулись томительные часы ожидания помощи. Какие-то из спасательных шлюпок всю ночь выискивали и подбирали на борт тонущих, а некоторые, наоборот, отплывали подальше от места трагедии, опасаясь, что люди за бортом, пытаясь спастись, могут перевернуть лодку.

В четыре утра, через четыре с половиной часа после столкновения «Титаника» с ледяной громадой, и через два часа поле того, как корма его скрылась в морской глубине, «Карпатия» подошла к месту трагедии и занялась спасением уцелевших. В восемь тридцать на борту оказались пассажиры последней шлюпки. Живых оказалось 704 человека. Поиски в воде остальных были бесполезны. При такой температуре воды спасательный жилет не спасает: человек умирает от холода за несколько минут.

В восемь пятьдесят «Карпатия», по иронии судьбы принадлежащая той самой пароходной компании «Кунард Лайн», лавры которой хотел забрать себе «Титаник», завоевав «Голубую ленту», берет курс на Нью-Йорк.

P.S.

И напоследок: несколько фотографий «Титаника» – корабля-легенды. Каждую из них можно увеличить.

До:

«Титаник» на верфи «Харленд и Вулф» перед спуском на воду (раскрашенная фотография) «Титаник» покидает Белфаст (раскрашенная фотография) Здесь можете разглядеть «воронье гнездо» для впередсмотрящего на мачте Салон первого класса Каюта первого класса (раскрашенное фото) Каюта третьего класса (реконструкция) Кафе «Пальмовый дворик» Кафе «Паризьен» с видом на океан (раскрашенная фотография) Спортзал на «Титанике» Знаменитая парадная лестница с часами (тут Ди Каприо ждал на свидание Кейт Уинслет) Стеклянный купол над парадной лестницей. Любоваться этой красотой дозволялось лишь пассажиром первого класса.


Еще много раскрашенных фотографий «Титаника» вы найдете на сайте titanic-in-color.com

После:

3D-модель «Титаника» на океанском дне Останки «Титаника» на дне Нос корабля Фрагмент обшивки корабля Раскрытое окно левого борта Капитанский штурвал Якорь Шлюпбалка для спуска на воду спасательных лодок Когда-то здесь лежал человек Керамическая чашка на дне Деревянного посудного ящика давно нет, а фарфор так и лежит В окнах каюты капитана Смита сохранились стекла Ванна капитана Смита с горячей водой, солёной или пресной по желанию


"В 2:20 ночи с 14-го на 15 апреля 1912 года считающийся непотопляемым лайнер «Титаник» ушел ко дну, унеся 1500 человеческих жизней. Спустя 100 лет мы можем проникнуть в каждый уголок затонувшего корабля. Фотоснимки, сделанные с помощью новейших технологий, - подробный путеводитель по легендарным обломкам.

Останки корабля покоятся в безмолвии и тьме - гигантский пазл из обломков ржавой стали рассыпан по дну Атлантического океана. Его охотно поедают бактерии и грибки, для них здесь раздолье. Вокруг рыскают причудливые бесцветные существа. С тех пор как в 1985 году затонувший лайнер обнаружили исследователь Национального географического общества Роберт Баллард и французский океанограф Жан-Луи Мишель, сюда периодически наведывались глубоководные роботы и пилотируемые аппараты. Направляли на «Титаник» луч гидролокатора, делали пару фотоснимков - и уплывали.

В последние годы американский режиссер Джеймс Кэмерон, французский подводник Поль-Анри Наржоле и другие исследователи привозили с места крушения все более четкие и детальные фотографии. И все же мы смотрели на «Титаник» словно сквозь замочную скважину - было видно лишь то, что освещали прожекторы подводного аппарата. Никогда еще нам не удавалось взглянуть на тысячи разрозненных обломков как на единое целое. Наконец такая возможность представилась.

На стоянке Океанографического института Вудс-Хол припаркован трейлер, оснащенный по последнему слову техники. В трейлере Уильям Лэнг склонился над гидролокационной картой места крушения «Титаника». Чтобы собрать эту мозаику, потребовались месяцы кропотливого труда. Призрачный пейзаж напоминает поверхность Луны - дно испещрено похожими на кратеры впадинами. Это следы крупных осколков тающих айсбергов, которые тысячи лет падали на дно.

"Никогда еще нам не удавалось взглянуть на тысячи разрозненных обломков как на единое целое. Наконец такая возможность представилась.


Владелец этих мужских карманных часов в корпусе из серебра 925-й пробы выставил на них нью-йоркское время в ожидании благополучного прибытия.

Иллюминатор на странице справа - один из 5000 предметов, поднятых с места крушения «Титаника». При ударе о дно стальные листы обшивки корпуса погнулись, а иллюминаторы остались целы, выскочив из своих «глазниц».



Скорее всего, эта фетровая шляпа принадлежала бизнесмену. В эпоху, когда «встречали по одежке», шляпа-котелок была признаком принадлежности к классу врачей, юристов или предпринимателей.


Но если присмотреться, начинаешь различать творения человеческих рук. На экране компьютера Лэнг наводит курсор на фрагмент карты, созданной с помощью наложения фотоснимков на акустические изображения - данные гидролокатора. Он увеличивает картинку до тех пор, пока на экране не вырисовывается носовая часть «Титаника» во всей «красе»: там, где когда-то возвышалась первая дымовая труба, теперь зияет черная дыра. В сотне метров к северо-востоку в илистую грязь зарылась оторвавшаяся крышка люка. Все это можно рассмотреть в мельчайших деталях - на одном фрагменте видно даже, как белый краб скребется клешнями о леерное ограждение.

Так, двигая мышью по экрану, можно разглядеть все, что осталось от «Титаника», - каждую швартовую тумбу, каждую шлюпбалку, каждый паровой котел. «Теперь мы точно знаем, где что лежит, - говорит Лэнг. - Прошло сто лет, и наконец зажегся свет».

Билл Лэнг руководит Лабораторией построения изображений и визуализации при Океанографическом институте Вудс-Хол. Это что-то вроде суперсовременной фотостудии, специализирующейся на подводной съемке. Внутри лаборатория выложена звукоизоляционными панелями, помещение битком набито компьютерами и телемониторами высокой четкости. Лэнг участвовал в знаменитой экспедиции Балларда, обнаружившей останки «Титаника», и с тех пор все новейшие технологии глубоководной фотосъемки он непременно испытывает на этом подводном кладбище.


Рядом с гигантскими винтами лайнера «Олимпик» - почти точной копии «Титаника» - рабочие судостроительной верфи в Белфасте кажутся лилипутами. В Белфасте были построены оба корабля-близнеца. «Титаник» фотографировали мало, но о грандиозности его конструкции мы можем судить по «Олимпику». Национальные музеи Северной Ирландии, коллекция Харланда и Вольфа, Музей народного творчества и транспорта в Ольстере

Путеводитель по затонувшим обломкам - результат работы экспедиции, погружавшейся на дно в августе-сентябре 2010 года. В этот амбициозный проект были вложены миллионы долларов. Съемку вели три подводных робота, которые двигались на разных расстояниях от поверхности дна по запрограммированным траекториям. Напичканные гидролокаторами бокового обзора, многолучевыми гидролокаторами, а также оптическими камерами, которые делали сотни снимков в секунду, роботы прочесывали дно на участке 5х8 километров. Полученные данные были подвергнуты тщательной компьютерной обработке, и вот результат: на огромной карте высокого разрешения затонувшие объекты и особенности донного рельефа отражены в их взаимном расположении с указанием точных географических координат.

«Это прорыв, - говорит руководитель экспедиции, археолог Джеймс Дельгадо из Национального управления океанических и атмосферных исследований. - Раньше изучать останки “Титаника” было все равно что обследовать центр Нью-Йорка ночью в проливной дождь с помощью карманного фонарика. Теперь у нас есть определенный участок с четкими границами, где все можно рассмотреть и измерить. Быть может, со временем благодаря этой карте обретут голос люди, которые, как нам казалось, умолкли на веки веков, когда над ними сомкнулись ледяные воды океана».

Что за магнит притягивает нас к останкам «Титаника»? Почему даже 100 лет спустя эта груда металла на четырехкилометровой глубине не дает людям покоя? Одних завораживают масштабы катастрофы. Других не отпускает мысль о тех, кто не смог покинуть корабль. «Титаник» тонул 2 часа 40 минут, и этого времени хватило для того, чтобы на его подмостках развернулось 2208 эпических трагедий. Малодушие (рассказывали о джентльмене, который пытался сесть в шлюпку, переодевшись в женское платье) соседствовало с отвагой и самопожертвованием. Многие оказались настоящими героями. Капитан оставался на капитанском мостике, оркестр продолжал играть, радисты подавали сигналы бедствия до самого конца. А пассажиры - почти все - вели себя в строгом соответствии с иерархией эдвардианского общества: социальные барьеры оказались прочнее, чем водонепроницаемые перегородки.

Но «Титаник» унес с собой не только человеческие жизни. Вместе с гигантским кораблем ко дну пошла иллюзия порядка, вера в научно-технический прогресс, желание жить, идти навстречу будущему. «Представьте, что вы надули мыльный пузырь, а он лопнул - вот вам крушение “Титаника”, - рассказывает Джеймс Кэмерон. - В первом десятилетии XX века казалось, что на Земле настала эра процветания. Лифты! Автомобили! Аэропланы! Радио! Люди поверили, что нет ничего невозможного, что прогресс бесконечен, а жизнь похожа на сказку. Но все рухнуло в один миг».

Трудно представить себе более сюрреалистическую картину: на бульваре Лас-Вегас-Стрип на одном из верхних этажей отеля «Луксор» по соседству со стриптиз-шоу надолго обосновалась выставка реликвий с «Титаника». Их извлекла из морских глубин корпорация «РМС Титаник» (RMS Titanic, Inc.), которой с 1994 года принадлежит эксклюзивное право поднимать предметы с затонувшего гиганта. Аналогичные выставки были устроены еще в 20 странах мира, и в общей сложности их посетило уже более 25 миллионов человек.

В середине октября прошлого года я провел в «Луксоре» целый день, блуждая среди артефактов: поварской колпак, бритвенный прибор, куски угля, несколько превосходно сохранившихся блюд из сервиза, бессчетное количество ботинок и туфель, парфюмерные флаконы, кожаный саквояж, бутылка шампанского с так и не тронутой пробкой. Эти обыкновенные предметы стали уникальными, проделав долгий и страшный путь к сверкающим стеклянным витринам. Я прошел сквозь темный холодный зал - в нем выставлен «айсберг» с фреоновой системой охлаждения, который можно потрогать. Из колонок доносится скрежет развороченного металла, нагнетая ощущение тревоги. А вот и жемчужина коллекции - огромный, весом в 15 тонн, обломок корпуса «Титаника». В 1998 году его достали со дна океана с помощью подъемного крана.

Руль «Титаника» зарылся в песок, по бокам виднеются лопасти гребных винтов. Сильно изувеченная корма покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носовой части, которую фотографировали гораздо чаще. Это изображение - мозаичный фотоколлаж из 300 снимков высокого разрешения, сделанных во время экспедиции 2010 года.

Выставка в Лас-Вегасе сделана достойно, но за прошедшие годы археологи-подводники не раз нелицеприятно отзывались о «РМС Титаник» и ее руководителях. Разбойники, осквернители могил, кладоискатели - каких только прозвищ для них не находили! «Вы же не пойдете в Лувр и не станете тыкать пальцем в “Мону Лизу”, - говорил мне Роберт Баллард, непримиримый борец за неприкосновенность “Титаника”. - Этими людьми движет жадность - вон сколько всего они натворили!»

Разверстая корма обнажает два двигателя «Титаника». Их покрывают оранжевые наросты - продукт жизнедеятельности бактерий, поедающих ржавое железо. Когда-то эти гиганты величиной с четырехэтажный дом приводили в движение самое грандиозное творение человеческих рук.

Впрочем, за последние годы в «РМС Титаник» произошли перемены в руководстве - и в подходе к делу. Новые руководители не стремятся поднять со дна как можно больше объектов - напротив, в перспективе планируется проводить на месте крушения археологические исследования. Корпорация начала сотрудничать с научно-исследовательскими и государственными организациями. Ту самую экспедицию 2010 года, в ходе которой ученые впервые произвели съемку всего комплекса затонувших обломков, организовала, возглавила и финансировала «РМС Титаник». Компания встала на сторону тех, кто призывает превратить место крушения «Титаника» в морской мемориал. В конце 2011 года «РМС Титаник» объявила о планах продать с аукциона всю свою коллекцию и связанную с ней интеллектуальную собственность общей стоимостью 189 миллионов долларов - но только если найдется покупатель, который согласится соблюдать строгие условия, установленные федеральным судом. Одно из таких условий: коллекцию нельзя распродавать по частям.

Президент «РМС Титаник» Крис Давино пригласил меня в хранилище экспонатов. Эта сокровищница прячется по соседству с парикмахерской для собак в ничем не примечательном квартале Атланты. Кирпичное здание оборудовано системой климат-контроля, между длинными рядами стеллажей маневрирует вилочный погрузчик - все как на обычном складе. Стеллажи сверху донизу уставлены коробками и ящиками, снабженными детальным описанием содержимого. Чего здесь только нет: посуда, одежда, письма, бутылки, фрагменты водопроводных труб, иллюминаторы - все, что было поднято со дна океана за три десятка лет. Давино возглавил «РМС Титаник» в 2009 году, взяв на себя нелегкую миссию - помочь злополучному предприятию начать новую жизнь. «В деле “Титаника” много заинтересованных сторон, и между ними немало разногласий, но долгие годы всех их объединяло презрение к нам. Пришла пора переоценки ценностей. Мы поняли, что нельзя просто поднимать артефакты и больше ничего не делать. С учеными надо не воевать, а сотрудничать», - говорит Давино.

«Титаник»: место крушения


В полный экран

И это не просто слова. Не так давно правительственные организации вроде Национального управления океанических и атмосферных исследований только и делали, что судились с «РМС Титаник». Теперь вчерашние противники совместно работают над долгосрочными научно-исследовательскими проектами, цель которых - создать на месте крушения охранную заповедную зону. «Найти компромисс между охраной мемориала и получением прибыли не так-то просто, - признает морской археолог Дейв Конлин. - Этих бизнесменов было за что осуждать. Но теперь они достойны уважения».

По душе ученым пришлось и решение корпорации привлечь для анализа снимков 2010 года одного из ведущих мировых экспертов. Билл Саудер - настоящая ходячая энциклопедия по части океанских лайнеров класса «Титаника». Должность Билла - руководитель проекта, но сам он предпочитает называть себя «хранителем знаний про всякую всячину».

Когда мы встретились в Атланте, он, в очках с толстыми линзами, похожий на гнома с косматой бородой в пол-лица, сидел, уставившись в компьютер. На экране были обломки кормы «Титаника». Во время прежних экспедиций в центре внимания почти всегда оказывалась более фотогеничная носовая часть, лежащая к северу от основной массы останков. Но Саудер подозревает, что в будущем исследования сместятся к корме. «Нос выглядит круто, спору нет, но мы там были уже сто раз, - признается ученый. - Меня куда больше интересует вот эта рухлядь с южной стороны».

Билл пытается опознать в куче металлолома хоть что-нибудь. «Многие считают, что обломки кораблекрушения похожи на этакие живописные руины античного храма на холме, - говорит он. - Как бы не так! Они гораздо больше напоминают промышленную свалку: горы листового металла, всяких заклепок, распорок. Кто в этом разберется? Разве что поклонник Пикассо».

Саудер увеличивает первое попавшееся изображение, и уже через несколько минут одна из тысячи тайн разгадана. На самом верху кучи обломков лежит искореженная медная рама вращающейся двери, видимо, из салона для пассажиров первого класса. Вообще, над головоломкой «что есть что» можно просидеть не один год. Это невероятно трудоемкая работа, с которой справится лишь тот, кто знает каждый сантиметр корабля.

В конце октября 2011 года я присутствовал на круглом столе, куда Джеймс Кэмерон пригласил самых авторитетных экспертов в области морских исследований. В Калифорнии, в городке Манхэттен-Бич на киностудии размером с самолетный ангар, среди предметов реквизита, сохранившихся со съемок фильма «Титаник», собрались Билл Саудер, исследователь из «РМС Титаник» Поль-Анри Наржоле, историк Дон Линч и художник- маринист Кен Маршалл, который 40 лет занимается «Титаником». К ним присоединились военно-морской инженер, океанолог из института Вудс-Хол и два архитектора ВМФ США.

Впервые: полный портрет легендарных обломков


В полный экран

Кэмерон, по его собственному признанию, «так помешан на “Титанике”, что знает там каждую заклепку». За плечами у режиссера три экспедиции к месту крушения. Он стоял у истоков разработки нового класса малогабаритных дистанционно управляемых роботов, которые могут вести съемку, отделившись от подводной базы и маневрируя среди обломков. Так впервые удалось сфотографировать интерьер «Титаника» с его роскошной турецкой баней и великолепными апартаментами (см. «Прогулка по “Титанику”»)

10 лет назад Кэмерон снял документальный фильм об останках потопленного в 1941 году немецкого линкора «Бисмарк», а в момент нашей встречи готовился в одиночку, вооружившись 3D-камерой, спуститься на дно Марианской впадины. Но чары «Титаника» не ослабевают. «Там, на дне, мы наблюдаем странную смесь биологии и архитектуры - я бы назвал ее биомеханической средой, - говорит Кэмерон. - По-моему, это фантастика. Ощущение, будто корабль погрузился в Тартар - в царство теней».

Имея в своем распоряжении два дня, Кэмерон решил устроить что-то вроде судебной экспертизы. Почему «Титаник» разломился пополам? Где именно треснул корпус? Под каким углом обломки упали на дно? «Перед вами место преступления, - говорит Кэмерон. - Как только вы это осознаёте, вам хочется докопаться до правды: как это произошло? Почему нож оказался тут, а пистолет там?»

Как и следовало ожидать, эксперты тут же начинают говорить на птичьем языке. Не будучи инженером, из всех этих «углов падения», «усилий сдвига» и «мутности среды», можно уяснить одно: последние мгновения жизни «Титаника» были жестокой мучительной агонией. Часто приходится слышать, что над лайнером «сомкнулись волны», и он «опустился на дно океана», как будто тихо и мирно погрузился в вечный сон. Ничего подобного! Опираясь на опыт многолетних исследований, эксперты произвели компьютерное моделирование на основе метода конечных элементов. Теперь мы имеем детальное представление о предсмертных муках «Титаника».

Поздним вечером, в 23:40, корабль распорол правый борт о край айсберга. В результате на корпусе образовалась 90-метровая «рваная рана», шесть передних водонепроницаемых отсеков получили пробоины и стали заполняться водой. С этого момента «Титаник» был обречен. Но вполне возможно, что его гибель ускорила неудачная попытка посадить пассажиров в шлюпки с более низкой палубы: члены команды открыли дверь для спуска трапа с левой стороны. Поскольку корабль начал крениться на левый борт, преодолеть силу тяжести и снова закрыть массивную дверь было уже невозможно. Носовая часть постепенно опускалась вниз, к 1:50 вода дошла до открытой двери и хлынула внутрь.

К 2:18 нос «Титаника» заполнился водой, а корма поднялась в воздух так высоко, что обнажились винты. Не выдержав чудовищного давления, корпус разломился пополам в центральной части - всего через 13 минут после того, как от «Титаника» отошла последняя шлюпка.

Тут Кэмерон встает и демонстрирует, как все это выглядело. Взяв в руки банан, режиссер начинает его разламывать: «Смотрите, как он гнется и вздувается в середине, прежде чем сломаться - видите?» Последней поддалась кожура внизу - двойное дно судна.

Оторвавшись от кормы, нос пошел ко дну под довольно острым углом. По мере погружения он набирал скорость, теряя различные части: отвалились дымовые трубы, обрушилась рулевая рубка. Пять минут спустя нос ударился о дно с такой силой, что во все стороны веером разлетелись комья илистой грязи, следы которой видны и сегодня.

Корма проигрывала носовой части в гидродинамике. Идя ко дну, она кувыркалась и вращалась по спирали. Рядом с линией разлома корпус дал еще одну трещину, и вскоре от кормы оторвался и полностью разрушился крупный фрагмент корпуса, все его содержимое высыпалось наружу. Отсеки разрывались под давлением воздуха. Палубы валились друг на друга. Стальная обшивка корпуса разошлась по швам. Палубу полуюта согнуло винтом. Более тяжелые предметы вроде паровых котлов камнем пошли ко дну, а все остальные разметало в разные стороны. Еще не достигнув дна, корма превратилась в груду лома.

След в истории

Кэмерон садится и отправляет кусок банана в рот. «Всем нам жаль, что “Титаник” развалился таким недостойным образом, - резюмирует он. - Хотелось бы, чтобы он покоился на дне целым и невредимым, как корабль-призрак».

"Внутри могли остаться сотни живых людей. С тех пор прошло уже 100 лет, но рисовать в воображении эту картину по-прежнему невыносимо. "


Я слушал все эти дискуссии, а в голове у меня вертелся вопрос: какова была участь людей, которые все еще оставались на борту, когда «Титаник» стал тонуть? Большинство из 1496 жертв катастрофы умерли от переохлаждения, плавая в ледяной воде в пробковых спасательных жилетах. Но внутри могли остаться сотни живых людей - по большей части это были пассажиры третьего класса, семьи эмигрантов, ехавшие в Америку в поисках лучшей доли. Что происходило с ними в этом металлическом аду? Что они слышали и чувствовали? С тех пор прошло уже 100 лет, но рисовать в воображении эту картину по-прежнему невыносимо.

Сент-Джонс, остров Ньюфаундленд. 8 июня 1912 года сюда возвратилось спасательное судно, подобравшее последнее тело пассажира с «Титаника». Многих месяцы после трагедии волны прибивали к берегам острова шезлонги, куски деревянной обшивки стен и другие предметы с корабля.

Я надеялся, что отсюда мне удастся слетать на место крушения на самолете Международного ледового патруля. Эта организация была создана после гибели «Титаника», чтобы отслеживать айсберги на маршрутах судов в Атлантическом океане. Но, увы, из-за шторма все рейсы были отменены, и вместо этого я направился в пивную, где меня стали потчевать местной водкой, которую делают на воде из растаявшего айсберга. Для пущего эффекта бармен бросил мне в стакан кусочек льда, сообщив, что он с того же самого Гренландского ледника, который породил ледяную глыбу, потопившую «Титаник».

К югу от Сент-Джонса в море врезается пустынная скала - мыс Кейп-Рейс. За несколько лет до катастрофы «Титаника» Гульельмо Маркони построил здесь радиостанцию. По местному преданию, первым сигнал бедствия с тонущего корабля принял Джим Майрик, 14-летний помощник радиста. Поначалу поступал общепринятый тогда призыв о помощи - CQD. Через некоторое время Кейп-Рейс принял новый сигнал, которым до этого почти не пользовались - SOS.

Я приехал на Кейп-Рейс, чтобы среди останков старых аппаратов Маркони и детекторных радиоприемников побеседовать с Дэвидом Майриком, внучатым племянником Джима. Дэвид - морской радист, последний представитель славной династии. По его словам, дед не любил рассказывать о той трагической ночи, и лишь в глубокой старости стал предаваться воспоминаниям. К тому времени Джим оглох, так что членам семьи приходилось общаться с ним при помощи азбуки Морзе.

"Титаник" снаружи и внутри: виртуальный тур по знаменитому лайнеру

Мы вышли побродить возле маяка и, остановившись на краю утеса, долго смотрели вниз на ледяные волны, разбивавшиеся о скалы. Вдалеке виднелся танкер. Еще дальше, на Большой Ньюфаундлендской банке, по данным ледовой разведки, появились новые айсберги. И уже совсем далеко, за линией горизонта, покоились останки самого знаменитого корабля в истории. Я думал о тысячах сигналов, которые вдоль и поперек изрезали эфир за прошедшие 100 лет. В этом безмолвном океане радиоволн неисчислимое множество голосов слилось в один протяжный крик. Я представил себе, что различаю голос самого «Титаника». Венец творения человеческих рук, носящий столь гордое имя, он мчался на полном ходу навстречу дивному новому миру. Но древняя стихия встала на пути корабля, чтобы нанести ему смертельный удар.

а» Фредерик Флит заметил прямо по курсу примерно в 650 м от лайнера айсберг. Ударив трижды в колокол, он доложил на мостик. Первый помощник скомандовал рулевому: «Лево на борт!» - и перевел рукоятки машинных телеграфов в положение «Полный назад». Чуть позже, чтобы лайнер не задел айсберг кормой, он скомандовал: «Право на борт!». Однако «Титаник» был слишком велик для быстрого маневра, и продолжал двигаться по инерции еще 25-30 секунд, пока его нос не начал медленно отклоняться влево.

В 23:40 «Титаник» по касательной столкнулся с айсбергом. На верхних палубах люди почувствовали слабый толчок и легкое дрожание корпуса, на нижних палубах удар был ощутимее. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 метров. В 0:05 капитан Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашел в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия.

Около 0:20 в шлюпки сажали детей и женщин. В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее. После 1:30 на борту началась паника. Около 2:00 была спущена последняя шлюпка, в 2:05 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 с дифферентом на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты.

В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой. Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они погибли от гипотермии. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Еще восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№4 и №14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении.

Причины крушения

После трагедии проводились комиссии по расследованию причин этого происшествия, и, согласно официальным документам, причиной стало столкновение с айсбергом, а не наличие дефектов в конструкции корабля. Комиссия основывала свой вывод на том, каким образом корабль пошел на дно. Как отмечали некоторые выжившие, корабль уходил на дно целиком, а не частями.

Как заключила комиссия, вся вина за трагическую катастрофу возлагалась на капитана корабля. В 1985 году океанографу Роберту Балларду, который многие годы занимался поиском затонувшего судна, улыбнулась удача. Именно это счастливое событие помогло пролить свет на причины катастрофы. Ученые установили, что «Титаник» раскололся пополам на поверхности океана до потопления. Этот факт вновь привлек внимание СМИ к причинам потопления «Титаника». Возникли новые гипотезы, и одно из предположений основывалось на том, что при строительстве корабля использовали низкопробную сталь, так как общеизвестным фактом является то, что «Титаник» был построен в сжатые сроки.

В результате продолжительных исследований поднятых со дна обломков эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы стали заклепки низкого качества - наиважнейшие металлические штифты, которые связывали вместе стальные пластины корабельного корпуса. Также изученные обломки показали, что в конструкции корабля имелись просчеты, и об этом свидетельствует характер потопления корабля. Было окончательно установлено, что корма корабля не вздымалась высоко на воздух, как считали ранее, а корабль разбился на части и затонул. Это указывает на явные просчеты в конструкции корабля. Однако после катастрофы эти данные были скрыты. И только с помощью современных технологий было установлено, что именно эти обстоятельства привели к одной из самых страшных трагедий человечества.

Даже некоторые моряки верят в распространенный миф, что те суда, которые затонули в наиболее глубоких местах океана, не достигают дна. Они утверждают, что давление на таких глубинах настолько огромно, что тяжелые корабли не могут опуститься до конца – под давлением плотность жидкости должна возрасти во много раз.

На самом деле плотность воды даже на огромной глубине, например на дне Марианской впадины, составляет ненамного более 1000 на кубический метр, тогда как плотность стали – материала, который используется в кораблестроении, – составляет около 8000 килограмм на кубический метр. Вода, как и любая жидкость, сжимается плохо и не может иметь такую плотность в таких условиях, даже под высоким давлением. В самом глубоком месте океана всего на 5%. Любые корабли, даже легкие, всегда будут достигать дна.

Исключения существуют: если в герметично закрытых отсеках судна остался воздух, корабль может зависнуть над дном, но это из-за действий совсем других законов физики.

Глубина захоронения «Титаника»

Огромный британский «Титаник» по праву может называться самым известным среди затонувших судов. Его катастрофа, последовавшая за встречей с айсбергом, была одной из крупнейших сенсаций в начале XX века. Он потерпел крушение, пройдя примерно две трети своего пути, почти в середине Атлантического океана.

Глубина океана в этом месте огромна – место залегания корабля находится примерно в 3750 метрах от поверхности воды. Оно было обнаружено в 1985 году. Несмотря на глубину, проводилось немало исследований с помощью специальных аппаратов.

Где лежит «Бисмарк»

Еще более значительную глубину имеет место, где затонул «Бисмарк», немецкое военное судно. Три месяца корабль, который называли шедевром кораблестроения, продержался после спуска на воду, пока в 1941 году его не атаковали британские суда. Корабль был потоплен вместе со всей командой – около двух тысяч человек. Его остатки были найдены в 1989 году – они находятся на глубине 4700 метров.

Шхуна в озере Гурон

На Великих озерах Северной Америки есть одна интересная – затонувшая канадская шхуна в Гуроне. Она погрузилась в воду на мелководье, это один из самых неглубоко затонувших кораблей в мире – она залегает на такой небольшой глубине, что ее хорошо видно с берега, вода в этом озере прозрачная.

Это отличное место для начинающих дайверов.

В Гуроне и остальных Великих озерах покоятся около семнадцати тысяч различных кораблей: одни были обнаружены, другие

10 апреля 1912 года в свое первое и последнее плавание отправился огромный корабль Титаник, печальная история которого звучит невероятно до сих пор. Уже через несколько дней он потерпел масштабное кораблекрушение, и 15 апреля мы отметим 104 годовщину этой трагедии.

Многие люди знают о круизном лайнере "Титаник" только то, что показал в своем одноименном фильме режиссер Джеймс Кэмерон.

А именно, что он был самым большим, построенным на тот момент кораблем, что попасть на него стоило огромных денег, и что в первом же своем плавании он потерпел крушение, столкнувшись с дрейфующим айсбергом.

Длина Титаника примерно такая же, как высота Эмпайер Стейт Билдинг

Для справки: нью-йоркский небоскреб имеет 103 этажа. Подумайте минуточку, чтобы осознать, какой масштаб имел круизный лайнер. Осознали?

Полная длина Титаника составляет 269,1 м, а крыша Эмпайер Стейт Билдинг начинается на 381-м. То есть, еще сотня метров и корабль был бы таким же огромным, как самый большой небоскреб Нью-Йорка.

Сегодня такие лайнеры существуют. Например, "Queen Mary 2", "Independence of the Seas" и круизные корабли класса "Oasis".

Запуск Титаника не сопровождался традиционными ритуалами "на удачу"

Вот, в чем вся беда. Когда корабль отправлялся в свое первое и последнее плавание, о его борт не разбивали бутылку шампанского.

Кроме того, в начале 20-го века было принято заводить кошек на борту, потому что они помогали справиться с грызунами. А еще считалось, что они приносят удачу и оберегают судно от неприятностей.

Как вы уже догадались, на Титанике не было ни одной кошки. Зато было девять собак, две из которых пережили кораблекрушение.

За 14 лет до трагедии был опубликован роман, описывающий подобные события

Беда, постигшая Титаник в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, была описана Морганом Робертсоном в его романе "Тщетность, или Гибель Титана" еще в 1898 году.

В этом литературном произведении столько совпадений с реальной катастрофой, что в это трудно поверить. Начиная с похожего названия корабля (в романе он назывался "Титан") и заканчивая деталями, которые помешали спастись всем пассажирам и членам экипажа.

Вымышленный корабль имел также схожий дизайн с реальным Титаником, и затонул он при таких же обстоятельствах - столкнулся с айсбергом холодной апрельской ночью. И даже область крушения совпадает - 740 км от Ньюфаундленда в северных водах Атлантического океана.

Кроме того, и в романе, и в реальной жизни больше половины людей погибло по причине того, что на корабле было недостаточно спасательных шлюпок.

У вахтеров Титаника не было биноклей

Неудивительно, что вахтеры не смогли заметить огромный айсберг, плывущий в их сторону, заранее. Ведь у них даже не было биноклей.

А учитывая размеры корабля, вряд ли они вообще могли что-то видеть хотя бы на километр за пределами его носа или кормы.

Странно, что при таком масштабе строительства и стремлении сделать корабль непотопляемым, забыли о такой маленькой, но очень важной детали.

Вот и получилось так, что после того, как айсберг был замечен, прошло всего 37 секунд до столкновения с ним.

Титаник тонул 2 часа 40 минут

После столкновения с айсбергом, судно начало идти ко дну океана сначала очень медленно, пока вода только заливала палубы, а потом все быстрее набирая скорость.

В общей сложности весь процесс длился почти три часа, а вот финальная стадия гибели этого титана заняла совсем немного времени - корабль достиг дна приблизительно через 15 минут после начала погружения.

Титаник опускался на дно со скоростью 16 км/ч. Сейчас он покоится на глубине 3750 м.

Многие пассажиры Титаника должны были плыть на других кораблях

Не все поднялись на борт лайнера по своей воле. Дело в том, что во время запуска Титаника рабочие устраивали страйк, что привело к перебоям в поставках угля.

Из-за этого транспортным компаниями пришлось отменить рейсы других кораблей, чтобы переправить с них уголь для Титаника, чтобы он мог стартовать.

Вместе с углем, на лайнер отправились и пассажиры суден, рейсы которых были отменены. Вот это невезение.

Главный пекарь корабля выжил, потому что был пьян

Чарльз Джоуин чудом спасся из ледяной воды, температура которой была около -2°C, потому что был чертовски пьян.

В такой холодной воде немногие могли бы продержаться больше 15 минут, а каждого пятого погибель от холодового шока настигает уже через две минут.

Пекарю же удалось невероятное - он дрейфовал в холодных водах Атлантического океана около двух часов, и, по его словам, ему удалось не замерзнуть только благодаря тому, что перед этим он напился виски.

Джоуин говорил, что не чувствовал холода. Так что в следующий раз, как соберетесь в круиз, захватите с собой пару бутылочек спиртного. На всякий случай.