Строительный битум применяют для. Битум нефтяной. Битумы нефтяные кровельные

Битум применяется для различных целей с давних времен и по сей день является одним из наиболее распространенных материалов для строительства. Еще задолго до нашей эры такие знаменитые города, как Вавилон и Ассирия, использовали его в строительных целях. Он прекрасно осуществляет функцию как цементирующего, так и водоупорного основания.

Виды дорожных битумов

Этот строительный материал можно разделить на несколько отдельных групп по свойствам и техническим характеристикам. Определить все параметры можно только после исследования органического состава материала. Отдельной группой выступает дегтевый битум, так как в эту широкую группу можно определить все разновидности пеки и дегтя.

Есть такие варианты битумов:

  1. Природный битум. Данное вещество можно найти как в жидкой, так и в затвердевшей конфигурации, однако все эти разновидности остаются в одной группе. Природные битумы нефтяные дорожные ГОСТ определяет как состоящие из органических составляющих, а также из их производных, которые классифицируются как неметаллический тип химических соединений. Такое вещество появляется только после того, как нефть обрабатывается окислительными полимерами исключительно в природных условиях и по прошествии большого количества времени. Обычно битум естественного зарождения можно в больших количествах найти исключительно в местах, где диагностированы и выявлены крупные месторождения нефти. Данный материал можно сравнить с асфальтом, хранится он в виде специфических небольших болотцев. Обычно природные битумы нефтяные дорожные, ГОСТом определяемые, встречаются очень редко, а преимущественно их находят там, где есть большое количество горных пород.
  2. Асфальтовый порошок. Это вещество, которое захоранивается только в горных породах и имеет вид известняка при его нахождении. Когда происходит дальнейшая обработка вещества, оно извлекается, а далее действия производятся с ним такие же, как и с асфальтовым порошком.

Другие разновидности битумов

  1. Искусственный битум. Его часто называют нефтяным, так как получить данный материал удается лишь при переработке нефти. Технология, которая работает при производстве битумов, подразумевает несколько типов данного вида: окисленные, остаточные, крекинговые.
  2. Гудронный битум. Его первоначальное местонахождение можно определить в мазуте. Получить данный вид можно только при помощи отжимания некоторых масляных фракций из данного вещества. Гудронный битум нефтяной дорожный чаще всего выступает в качестве отличного связующего элемента, он также помогает добывать все остальные разновидности данного строительного материала.

Основные разновидности битума

  • БН-50/50. Размягчить его можно только после достижения температуры в 50 градусов, что не является завышенным или сложным показателем. Он является отлично прилипающим, что оценивают все ремонтные и строительные бригады, занимающиеся укладкой дорог. Если оставить данный материал на ровной поверхности, он будет постепенно растекаться, то есть оплывать, что позволяет гарантированно сделать ровный и однородный слой.
  • БН-70/30. Чтобы это вещество начало размягчаться, необходимо довести его температуру до 70-72 градусов, в зависимости от состава конкретного химического соединения. Он отлично прилипает к поверхности, то есть обеспечивает высокий показатель адгезии. Обычно этот материал применяется для создания гидроизоляции, то есть как нижний или верхний слой дороги. Следует помнить, что этот материал имеет предрасположенность к образованию сколов, однако если он разбивается, образуются большие куски без дополнительной пыли или мелких элементов.
  • БН-90/10. Довольно сложный материал, который для расплавления требует не менее 90 градусов. Обеспечивает отличную адгезию, а в готовом виде практически не проявляет чувствительности даже к относительно высоким температурам. Разбить его довольно сложно, однако при применении нагрузки, похожей на удары молотком, можно ожидать его рассыпания на осколки, поверхность которых имеет способность к поблескиванию.

Сферы применения

Битум нефтяной дорожный вязкий является практически универсальным строительным материалом, поэтому, помимо гидротехнической и промышленной сферы, смешанной с коммерцией, данное вещество часто применяется в дорожном строительстве. Обычно битумы используются не только при закладке и строительстве дорог, но и при их ремонте, поэтому потребность в таком материале практически не иссякает.

Важные отличия от других материалов

Битум нефтяной дорожный состоит из вяжущего вещества органической природы и резины, заменить которую может определенный полимер. Такой состав позволяет улучшить качество и износостойкость изделий из битума или предметов с его добавлением, а также обеспечить соответствие нормам современных технологий в строительстве.

Состав битума

Обычно битум нефтяной дорожный состав имеет простой, так как он содержит примерно одинаковые компоненты, смешанные в немного отличающихся друг от друга пропорциях. Большую часть занимают углероды, так как их в данном веществе около 75-80 %. Водород занимает значительную, но все же не первую позицию, посколько объем его равен около 10-15 % от общего состава. Так определяется доля летучей части битума нефтяного дорожного. Сера обычно присутствует, однако ее количество никогда не превышает 10 %, если состав битума соответствует основным нормам. Кислород занимает всего 5 %, однако является важным элементом. Если сравнивать строение битума с коллоидной системой, можно найти множество общих черт. Асфальтены полностью диспергированы в специально созданной среде, состоящей из смеси масла и воды.

Особенности состава

Перечисленные выше элементы всегда входят в состав, который имеют битумы нефтяные дорожные жидкие. ГОСТ определяет несколько важных свойств и характеристик этого строительного материала. Чтобы увеличить твердость битума, достаточно добавить в смесь больше асфальтенов совместно со смолой. Следует помнить, что повышение этих параметров влечет за собой повышение плотности и увеличение температуры, при которой возможно даже минимальное плавление конкретного материала.

Особенности битума

Когда рассматриваются битумы нефтяные дорожные, технические характеристики предусматривают повышенное содержание разнообразных веществ маслянистой природы. Данный элемент сильнее разжижается и становится мягким во всех отношениях. Его можно легко расплавить, используя даже меньшую температуру, чем указано в характеристиках конкретной марки, к которой относятся битумы нефтяные дорожные. ГОСТ 22245-90 определяет, что содержание масла совместно со смолой в битуме обязательно корректируется до среднего уровня. Если данным параметром пренебрегли или осуществление коррекции невозможно, следует ожидать, что материал станет менее прочным и будет лучше плавиться.

Определение технических характеристик

Следует помнить, что степень вязкости можно определить по минимальной температуре, при которой происходит плавление битума. Если увеличить температуру, вязкость практически сразу повысится. Когда градусы уменьшаются, материал заметно твердеет, становится менее пластичным. Если температура опустилась до нуля или наблюдаются минусовые отметки, битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ определяет как имеющие возможную хрупкость, поэтому при выборе материала для производства дороги следует проявлять особую внимательность.

Главные преимущества

Битум имеет одно важное и во многом положительное свойство. Он не способен растворяться в воде. Следует учитывать, что битумы нефтяные дорожные жидкие ГОСТ определяет как подлежащие полному или частичному растворению в веществах, имеющих кислотную природу. Также битум не отличается высокой теплоемкостью, поэтому для утепления он не подходит. В качестве изоляционного материала его используют только для отграничения конструкции от влаги. Если принимать во внимание сертификат соответствия, битум нефтяной дорожный должен иметь консистенцию с показателем плотности не менее 1,5 г/см куб. Когда высчитывается суммарная масса битума, на 1 л вещества допустимо значение плотности в 1 кг/м куб. Этот факт предопределяет особенности, которыми обладают битумы нефтяные дорожные вязкие.

ГОСТ предусматривает, что битумы отличаются широким перечнем положительных особенностей и важных свойств. Качественный битум должен обладать гидрофобностью, не растворяться в жидкости, если в ней нет химических реагентов, размягчаться и становиться более вязким при изменении окружающей температуры. Среди связующих материалов в строительной сфере битум нефтяной дорожный занимает неоспоримое первое место. Если выбрать качественный его вид, можно применить его с максимальной эффективностью для строительства массивных дорог, а также их ремонта, предусматривающего долговечный положительный результат.

Битум нефтяной - это твердый, вязкопластичный или жидкий продукт переработки нефти. Химический состав битумов говорит о том, что они являются сложными смесями высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных, таких как, азот, кислород и сера, полностью растворимых в сероуглероде.

Где добывают природные битумы

Процедура получения и комплексного превращения природных битумов осуществляется в следующем порядке:

  • промысел битумосодержащей породы
  • выделение из битумосодержащей породы органической и минеральной частей
  • перевозка битума
  • этапы переработки битума.

Исходя из условий расположения и физических характеристик сырья процесс разработки месторождений природных битумов ведется такими методами:

  • карьерный и шахтный очистной метод подразумевает извлечение породы на поверхность с дальнейшим экстрагированием битума при помощи растворителя или горячей воды с добавкой эмульгирующих компонентов
  • шахтный дренажный метод подразумевает добычу природных битумов в шахте самотёком посредством системы восходящих дренажных скважин, пробурённых из горных выработок
  • скважинный внутрипластовой метод отличается добычей природных битумов при помощи термического или иного действия на битумонасыщенные породы через скважины, пробурённые с поверхности.

Рудничные (карьерный и шахтный) методы подходят для разработки месторождений с битумонасыщенностью вмещающих пород более 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Доля добычи битума при этом составляет около 85 — 90 %. Именно так добывается битум на Ярегском нефтяном месторождении в Республике Коми.
Скважинные методы подходят для разработки месторождений жидких природных битумов, к примеру, битуминозной нефти. Глубина залегания таких месторождений превышает 100 метров. Такой метод позволяет добиться коэффициента нефтеотдачи лишь 30 %.
Различные природные битумы - это еще не товарный продукт, как нефть или газ. Чтобы получить товарный продукт нужно осуществлять дополнительные технологические процессы.
Нефтяные битумы можно получить на нефтеперерабатывающем заводе из различных видов нефти, которые имеют различный химический состав. На перерабатывающем предприятии нефть перегоняют с выделением фракций:

  • светлые продукты - бензин, лигроин, керосин
  • смазочные масла
  • другие виды нефтепродуктов.

Остаточные продукты по окончанию отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — далее применяют как сырье для производства нефтяных битумов определенных параметров. Сегодня существуют такие методы получения нефтяных битумов:

  • атмосферно-вакуумная перегонка нефти с получением остаточных битумов, которые имеют низкую вязкость и чаще всего подвергаются окислению
  • окисление нефтяных остатков с получением окисленных битумов. Такие продукты имеют более высокую вязкость
  • смешение остатков, образующихся при перегонке нефти с получением компаундированных битумов. Их производят при помощи смешения битума деасфальтизации (конечный продукт обработки гудрона жидким пропаном) с масляными дистиллятами.

Битумы нефтяные строительные

Битум строительный бывает:

  • для общестроительных работ. В этой категории три марки нефтяных битумов: БН-50/50; БН-70/30 и БН-90/10, где числитель - коэффициент температуры размягчения, а знаменатель - средний показатель пределов изменения пенетрации
  • для кровельных работ, марок БНК45/180; БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190
  • БНИ - нефтяной изоляционный - марок БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V. Такие битумы применяются в процессе изоляции поземных трубопроводов для их защиты от коррозии.

Помимо перечисленных марок, бывает еще жидкий дорожный битум. Он отличается низким показателем вязкости и применяется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона, если его нужно укладывать при пониженных температурах воздуха. Жидкие битумы изготавливают при помощи смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, медленно испаряющимися после укладки дорожного покрытия. Однако вследствие высокой пожароопасности и колоссальным вредом для природы, его используют довольно редко.

Свойства битумов

К главным свойствам битумов можно отнести:

  • вязкость
  • пластичность
  • температуру размягчения и хрупкости
  • адгезию.

Самая главная характеристика структурно-механических свойств битумов - это вязкость, которая зависит от температуры и группового состава. Вязкость характеризует сопротивление внутренних слоев битума перемещению относительно друг друга. Многие битумы обладают непостоянной и уменьшающейся вязкостью с ростом напряжения сдвига или градиента скорости деформации. С ростом температуры вязкость уменьшается, а при понижении наоборот моментально увеличивается. В условиях минусовых значений битум имеет повышенную хрупкость. Чтобы измерить вязкость используют такой метод, как проникновение иглы в битум (пенетрация) и измерение глубины. Глубина вхождения иглы в битум определяется на устройстве — пенетрометре. Для этого на иглу действует груз, вес которого 100 г, на протяжении 5 с при температуре 25°С или 0°С. Пенетрация твердых или вязких битумов определяется в единицах (градусах), равных 0,1 мм проникания иглы в битум. Боле вязкие типы битумов имеют более низкий показатель пенетрации.
Пластичность, также немаловажная характеристика битумов. Показатель пластичности растет с повышением уровня масел, длительности действия нагрузки и ростом температуры. К примеру, с увеличением количества смол и асфальтенов пластичность при постоянной температуре увеличивается.
Температуру размягчения определяют на устройстве «кольцо и шар» («К и Ш»). Температура размягчения битума, измеряемая в градусах Цельсия, равна температуре водяной бани в стакане устройства тогда, как битум, находящийся в латунном кольце диаметром 16,0 мм, изменяясь под влиянием металлического шарика массой 3,5 г и плавного нагрева жидкости со скоростью 5°С в минуту, дотронется до нижней полки подставки. Температура размягчения вязких и твердых битумов колеблется на уровне от 20 до 95°С.
Интересная особенность битумов - высокая адгезия, то есть налипание на поверхность разных минеральных и органический соединений.

Марки нефтяных битумов

По разным показателям главных свойств, особенно вязкости, пластичности и температуры размягчения, все нефтяные битумы делят на марки:

  • для дорожного строительства ГОСТ предусматривает пять марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60. Численные показатели отражают допустимые для конкретной марки пределы изменения коэффициентов пенетрации при 25°С, и четыре марки БН от 200/300 до БН-60/90
  • для строительных работ ГОСТ предусматривает три марки, которые обозначаются «БН» — битум нефтяной: БН-50/50, БН-70/30 и БН-90/10. В данном случае цифры числителя дроби отражают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а знаменатель — это средние значение показателей изменения пенетрации при 25°С
  • для кровельных работ ГОСТ предусматривает такие марки: БНК (битум нефтяной кровельный)-45/180, БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190. Тут показатель числителя дроби отражает среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а знаменатель — среднее значение показателей пенетрации на 25С.

Битум нефтяной кровельный

Вязкие нефтяные битумы незаменимы в обеспечении гидроизоляции зданий. Низкая цена и 100% непроницаемость влаги давно сделала битум очень востребованным в строительстве жилых, бытовых, промышленных и прочих зданий.
Все виды кровельных битумов отличаются высокой температурой самовоспламенения, которая составляет более 300 градусов, и температурой вспышки не менее 240 градусов. Кровельные битумы применяют в процессе пропитки кровельных материалов, а также как самостоятельный материал для гидроизоляции кровли.
Среди кровельных материалов, в производстве которых использовался битум, относятся:

  • битумная бумага
  • рубероид
  • рубемаст
  • пергамин
  • рубитэкс и другие.

Для пропиток используют битумы следующих марок: БНК 45/90 и БНК 45/180. Покровным материалом выступает битум БНК 90/30 или БНК 90/40.
Стоит отметить, что все битумы гидрофобны, они не пропускают влагу и не смачиваются водой. В структуре битумов отсутствуют поры, поэтому они водонепроницаемы. Кровельным битумам не страшны и водные растворы агрессивных веществ, к примеру, солей, большинства щелочей или кислот. Однако отрицательное действие на битумы оказывают органические растворители (бензол, ацетон, скипидар, бензин).
Кровельные битумы отличаются морозостойкостью, поэтому они так востребованы в строительных работах. Если добавить в битум специальные вещества, то получается материал, не требующий нагревания для нанесения на поверхность. Такой материал называют битумной мастикой. Работать с ней нужно также, как с обмазочной гидроизоляцией.

Технические требования к битумам нефтяным дорожным (БНД) и битумам нефтяным (БН)

Наименование показателей

Метод испытаний

Глубина проникания иглы, °С, не менее:

по ГОСТ 11501

Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже

по ГОСТ 11506

Растяжимость, при 0 °С см, не ниже:

по ГОСТ 11505

Температура хрупкости, °С, не выше

по ГОСТ 11507 с допол. по п.3.2

Температура вспышки, °С, не ниже

по ГОСТ 4333

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более

по ГОСТ 18180, 11506, допол. по п.3.3

Индекс пенетрации

от-1,0 до+1,0

от -1,5 до + 1,0

по прил. к ГОСТ 22245-90

Массовая доля водорастворимых соединений, %, не более

0,20 0,20 0,30 0,30 0,30

по ГОСТ 11510

Битум строительный. Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ) – это смолянистое минерально-органическое вещество, в составе которого содержатся углеводородные элементы, а также азотные кислородные и металлосодержащие соединения. Существует несколько видов битума, которые присутствуют в природной среде (в жидкой форме в нефти, в твердом состоянии – в смоле и асфальте). Битум может растворяться в веществах органического происхождения, таких как бензол или сероуглерод. Вода не оказывает на него никакого воздействия и вызывает только отталкивающую реакцию. Кстати, если вас интересует достройка дома , переходите на сайт buildnw.ru.

Материалы на основе битума широко применяются в строительстве

Переработка битумного сырья

Битум добывается скважинным, шахтным или карьерным путем. Нефтепродукты в твердом, жидком или вязком состоянии широко применяются в строительстве. Производятся битумы нефтяные - строительные, кровельные, дорожные, гидроизоляционные. Также смолянистые вещества используются в химическом и лакокрасочном производстве.


Кровельный материал с применением битума

Полезный совет! Основными показателями, по которым определяется сфера применения битума в твердом состоянии, являются критерии вязкости, пластичности, аморфности и ломкости. Для жидких веществ – вязкость и фракция летучих масел.

Основным видом сырья, из которого производятся битумы нефтяные строительные, кровельные, является нефть. После фракционной перегонки и выделения из ее состава светлых веществ, таких как бензин, лигроин, керосин, смазочных, а также иных попутно производных нефтепродуктов, из тяжелых остатков получают основу битумного материала. Количество продукта зависит от качественного состава нефти, которая имеет разные консистенции. Современный способ получения битума основывается на атмосферной сепарации и вакуумной дистилляции с последующим окислением или смешиванием твердых остатков.

Процесс окисления заключается в продувке остатков нефтепереработки до получения продукта определенного уровня вязкости. Кислород, вступая во взаимодействие с гудроном, способствует прохождению реакции окисления битума и образованию в нем высокомолекулярных компонентов. Данная технология позволяет получать качественный продукт. Из него производятся битумы нефтяные кровельные, ГОСТ которых, разработан специально для этого материала.


Твердый битум применяется в производстве асфальта

Второй способ изготовления, который производится после перегонки – смешивание. После него на выходе получаются компаундированные материалы. Суть данного процесса заключается в том, что гудроновое вещество обрабатывается пропаном в жидком виде и смешивается с масляными дистиллятами.

Свойства и показатели битума

Показатель пластичности зависит от содержания маслянистых веществ, продолжительности воздействия механических нагрузок и температуры. У битумов нефтяных кровельных, ГОСТ по показателям пластичности определяется способностью материала растягиваться в тонкую нить на приборе, который называется дуктилометр. Испытание проводится при температуре нулевой и 25°C температуре. Длина нити в момент разрыва служит показателем пластичности битума.

Вязкость вещества отражает структурно-механическую основу материала. Данная характеристика является отражением композиционного состава и реакции на определенную температуру. При низких температурах показатель вязкости повышается, а при высоких – падает. На битумы нефтяные кровельные, ГОСТ метод испытаний твердых и вязких веществ, проверяют с помощью иглы.


Процесс монтажа битумного покрытия на крышу

Ее проникновение вглубь материала при определенной нагрузке, температуре и времени погружения фиксируется пентаметром. Чем меньше глубина проникновения, тем выше данный показатель. Уровень вязкости жидких материалов определяется с помощью вискозиметра, когда исследуемое вещество протекает через отверстие прибора за определенный промежуток времени.

Температура размягчения определяется на приборе «шар и кольцо». Принцип исследования состоит в том, что битумный образец помещается на латунное круглое отверстие определенного диаметра и постепенно разогревается под равномерным давлением металлического шарика до момента прикасания к нижней планке прибора. Стандартная температура размягчения находится в пределах от 20 до 95°C.

Дополнительной характеристикой теплостойкости битумного материала является температура хрупкости. Данный показатель определяется моментом появления первой трещины на материале во время одновременного сгибания и охлаждения исследуемого материала.


Рулонный битум может использоваться для обустройства гидроизоляции деревянного пола

Температура воспламенения . При нагревании битума образуются пары, которые при контакте с открытым огнем воспламеняются. В ходе исследования на специальном приборе момент загорания паров характеризует степень его пожароопасности. Обычный показатель разогрева до момента воспламенения для твердых или вязких веществ находится за показателем в 200°C.

Для определения адгезивных свойств разработано много технологий, а также приборов. Наиболее доступным является визуальный метод. Для проверки не требуется сложных приспособлений.

Полезный совет! Важной особенностью битумных материалов является их свойство прилипать к любым поверхностям минерального или органического происхождения.

Битум приклеивается к поверхности гравия, после чего кипятится в воде. Если после завершения эксперимента пленка осталась в том же положении, показатель оценивается высшей оценкой по пятибалльной шкале. Неудовлетворительная оценка адгезивности ставится в том случае, если пленка совсем не держится на предмете в процессе кипячения.


Устройство современного дорожного покрытия не обходится без битума

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)

Получение результатов исследований на вязкость, пластичность, температуру размягчения позволяет определять марки продукции, которые по ГОСТам характеризуется следующим образом.

Битумы нефтяные строительные

ГОСТ делятся на три вида, которые имеют обозначение БН. Аббревиатура «БН» обозначает «битум нефтяной». После нее следуют цифры – это температура размягчения и усредненное значение пределов иголочной пенетрации.

Наименование показателя Норма для марки Метод испытаний
БН 50/50 БН 70/30 БН 90/10
ОКП 02 5624 ОКП 02 5623 ОКП 02 5622
Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм 41-60 21-40 5-20 По ГОСТ 11501-78
Температура размягчения по кольцу и шару, °С 50-60 70-80 90-105 По ГОСТ 11506-73
Растяжимость при 25°С, не менее 40 3,0 1,0 По ГОСТ 11505-75
Растворимость, %, не менее 99,5 По ГОСТ 20739-75
Изменение массы после прогрева, %; не более 0,5 По ГОСТ 18180-72
230 240 По ГОСТ 4333-87
Массовая доля воды Следы По ГОСТ 2477-65

Битумы нефтяные кровельные

ГОСТ разрабатываются в модификациях БНК. «БНК» – это битум нефтяной кровельный. Показатели размягчения и вязкости определяются и присваиваются аналогичным способом.

Наименование показателя Норма для марки Метод испытаний
БНК 40/180 БНК 45/190 БНК 90/30
Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25 °С 160-210 160-220 25-35 ГОСТ 11501
Температура размягчения, по кольцу и шару, °С 37-44 40-50 80-95 ГОСТ 11506
Температура хрупкости, °С, не выше - -10 ГОСТ 11507
Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее 99,5 ГОСТ 20739
Изменение массы после прогре­ва, %, не более 0,8 80,0 0,5 ГОСТ 18180
Глубина проникания иглы в остатке после прогрева, % от первоначального значения, не менее 60 70 ГОСТ 11501
Температура вспышки, °С, не ниже 240 ГОСТ 4333
Массовая доля воды, %, не более Следы ГОСТ 2477
Массовая доля парафина, %, не более - 5,0 - ГОСТ 17789
Индекс пенетрации от 1,0 до 2,5 - ГОСТ 954

Помимо веществ твердой и вязкой консистенции существуют битумные материалы, которые находятся в жидком состоянии. При обычной комнатной температуре они имеют незначительный показатель вязкости. В строительных целях они задействуются в охлажденном или относительно подогретом состоянии.

Использование битума

Как материал для строительства битум наделен отличными адгезионными и водоотталкивающими свойствами. Его использование позволяет создавать надежные прочные кровельные покрытия, коммуникации, гидроизолировать фундаменты и другие виды сооружений. Для того чтобы правильно определить назначение конкретного вида битума, важно ознакомиться с его качественными и составляющими характеристиками. Числовые показатели позволяют правильно выбирать и использовать битум по назначению, потому что битум может быть строительный, дорожный или для крыш.

Помимо этого, битум может использоваться и в других целях. На его основе производятся суперпрочные герметики, которые используются для заделывания швов на аэродромных полях и взлетных полосах. Не обходится без битума промышленное и гражданское строительство, так как мастики, в составе которых содержатся полимерно-битумные ингредиенты, применяются для отделочных изоляционных работ.


Битумная гидроизоляция плоской крыши

Этот материал лучше всего подходит для укрепления и гидроизоляции проемов в конструкциях. Резиново-битумные материалы применяются для покрытия мастичных кровель безрулонного типа. Битум нефтяного происхождения незаменим при большинстве видов кровельных работ.

Полезный совет! Важно отметить, что долговечность битумного покрытия зависит от правильного использования материала. Его марка и ГОСТ должны соответствовать целям применения в каждом конкретном случае.

Например, дорожный битум не может полноценно заменить кровельный или строительный, или наоборот. Пользователям всегда необходимо обращать на это внимание, несмотря на то, что визуально битум разных сортов практически идентичен.

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ) практически не имеют срока годности, поэтому они могут прослужить очень длительное время, обеспечивая надежную защиту и уплотнение строительным конструкциям. Также битумные поверхности можно просто, легко и не дорого обновлять и ремонтировать.

Битум строительный (видео)


Битум представляет собой продукт твердого или смолоподобного типа, в состав которого входит углеводород. Существуют различные типы битума: природный, искусственный или технический и нефтяной.

Природный битум.

Если заглянуть в справочник, то можно узнать, что природным битумным материалом являются горючие ископаемые, точнее, их составная часть. Если конкретизировать, то, прежде всего, природные битумы - то естественные производные нефти. Они могут образовываться, если консервация залежей была нарушена из-за окисления, биохимического или химического. Для того, чтобы добыть природное богатство из-под земли, обычно роют карьеры или шахты.
К природному битуму относятся асфальты, озокериты, мальты, то есть продукты, получаемые из горючих ископаемых.

Технический или искусственный битум.

Технический или искусственный битум получается в результате переработки каменного угля, нефти и сланцев. Состав искусственных битумых материалов схож с составом природных битумов.

Нефтяной битум.

Нефтяной битум широко используется в производстве рубероида, различных . Также данный тип битума нашел широкое применение в производстве всем известного асфальта и строительных растворов из асфальта.

Изготовление битума.

Получают окислением остаточных продуктов прямой перегонки нефти и их смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства. По маркам строительные битумные кровельные материалы делятся на:

  • БН -50/50 - температура Плавления 40-50 °С;
  • БН -70/30 - температура плавления 60-70 °С;
  • БН -90/10 - температура Плавления 80-90 °С.

Строительные битумы являются горючим веществом с температурой вспышки 220-300 °С.
Минимальная температура Самовоспламенения 368 °С. Применяется в основном для производства строительных материалов и выполнения .
Ежегодно в мире перерабатывается и производится десятки миллионов тонн битума, основной процент которых составляют технические битумы. Современный отечественный рынок предлагает широкое разнообразие битумов отечественного и зарубежного производства: кровельный битум, дорожный битум БНД-90 и БНД-130, строительный битум - БНД90/10.
Существует еще один вид битума, получаемый из твердого топлива. Он представляет собой прекрасный электроизоляционный материал и применяется в электротехнической промышленности.

Применение битумов.

Пластичность, отличные характеристики даже при низких температурах и резких перепадах, устойчивость к деформациям различного типа битума - все это делает нефтяные материалы просто незаменимыми при возведении дорог и зданий. Неслучайно более 90% всего производимого битума используется при строительстве дорог. Этот факт легко объясняется тем, что именно нефтяной битум представляет собой довольно удобный и дешевый материал для обустройства дорожного полотна. Это подтверждено опытом разных стран.

Битумная кровля.

Битумная кровля - мягкая кровля, так её ещё называют. Битумная кровля представляет собой тонкие полосы, размеры которых 100 на 30 сантиметров, причем один край фигурный. Битумная кровля с одной стороны штучный материал, с другой стороны (по своим физическим показателям) - рулонное покрытие.

Битумные гидроизоляционные материалы, гидростеклоизол.

Вопрос гидроизоляции один из самых главных при выборе кровли, так как непроницаемость вовремя дождя - залог надежности любого помещения.
- высококачественные материалы, которые по праву лидируют на всём рынке гидроизоляций кровли, благодаря приемлемой цене и отменному качеству.

Гидроизоляционные мастики.

Материал, который наряду с другими материалами, позволяют кровле не пропускать влагу.
Гидроизоляционные мастики изготавливаются на основе каучуко-битумной, латексной, ипокси-уретановой, акриловой составляющих, гидроизоляционные мастики обеспечивают 100%-ю гидроизоляцию кровли Вашего дома, что позволит вам забыть о протеканиях и прочих неприятностях!

Компания Гидротон отличного качества по доступным ценам!

Что такое битум? Какие они бывают? Где его используют? История битума берет свое начало еще в древние времена. Это вещество достаточно активно использовалось при выполнении строительных работ и выполняло изоляционную функцию, не пропуская влагу, а также выступало в роли связующего компонента.

Одно из первых упоминаний о битуме можно найти еще во времена неолита, правда называли его тогда по-другому – земляной смолой. И применяли для герметизации посуды, создания мозаик (связывание материалов), в качестве изолирующего слоя строительных конструкций. В древнем Египте битум использовался для бальзамирования тел умерших.

Так что же это за вещество? Битум – это смесь углеводородов с их производными. Последние имеют в своем составе серу, азот, кислород и металлы. По внешним признакам битум очень напоминает смолу, поскольку в основном имеет твердую структуру. Не удивительно, что дословный перевод термина «битум» звучит как «горная смола» или «нефть».

Отличительной особенностью битумов является неизменность их свойств под влиянием влаги. Растворение вещества возможно только в случае использования органических кислот (бензол, хлороформ и т.п.).

Какие бывают битумы?

Битумы бывают природными, т.е. такими, которые добывают из недр земли, и искусственными. Искусственные битумы получают в промышленности при переработке различных материалов.

Природные битумы делят на несколько классов: асфальты, асфальтиты, мальты, кериты и антраксолиты. Такие вещества добываются или в специальных шахтах, или же путем разработки месторождений в карьерах.

Искусственные битумы – это в основном остаточные продукты, образующиеся после переработки сырой нефти, каменного угля или сланцев. Химический состав технического и природного битума идентичен.

Как получают и перерабатывают битум в промышленности?

Рассмотрим алгоритм добычи и последующей переработки битумов. В результате шахтного или карьерного метода получают битумную породу, которую затем разделяют на органическую и минеральную части. Далее битум транспортируется в места последующей переработки, поскольку природное вещество не является готовым товарным продуктом.

Для получения искусственного битума из мазута или гудрона могут использоваться следующие процессы:

  • вакуумная перегонка;
  • деасфальтизация с помощью растворителей;
  • окислительные процессы.

Перечисленные походы применяются как по отдельности, так и в комбинации друг с другом.

Важные характеристики битумов

К наиболее важным показателям качества битумов относят:

  • адгезионные свойства;
  • температуру вспышки;
  • температуру хрупкости;
  • температуру размягчения;
  • пластичность;
  • вязкость.

При повышении температуры окружающей среды вязкость битумов уменьшается и наоборот, при понижении температуры вязкость резко возрастает. При отрицательных температурах битум представляет собой хрупкое вещество.

Пластичность вещества зависит от количества содержащихся в нем масел, температуры окружающей среды и времени воздействия нагрузок.

Температура размягчения позволяет определить температуру хрупкости битума. Обычно температура размягчения находится в пределах от +20 до +95ºС.

Если температура хрупкости битума низкая, то это свидетельствует о его устойчивости к влиянию морозов и высоком качестве материала.

Средняя температура вспышки битума превышает 200ºС. Этот показатель является достаточно важным, поскольку позволяет оценить степень огнеопасности вещества при его нагревании.

Адгезия – также достаточно важное свойство. Она характеризует способность битума прилипать к различным поверхностям.

Современное использование битумов

Среди современных применений битумов стоит выделить следующие:

  • герметизация кровли и фундаментов при проведении строительных работ;
  • изолирующий материал при прокладке трубопроводов;
  • строительный материал при укладке дорожного полотна.

Также битумы достаточно активно используются при изготовлении различных лакокрасочных материалов, электрических кабелей, заливке аккумуляторов, защитных покрытий нефтяных и газовых скважин, для повышения защитных качеств различных материалов от негативного влияния радиации и микроорганизмов.

Хранение и перевозка битумов

Битумы складируются в специальных резервуарах, которые обычно оборудованы средствами подогрева и перемешивания.

Битум перекачивается через трубопроводы, оснащенные насосами. Кроме транспортировки в жидком виде существуют также различные формы для перевозок битумов в твердом состоянии.

Модификация битумов

Несмотря на то, что битумы обладают хорошими эксплуатационными характеристиками, исследования и работы в направлении улучшения их качеств, расширения областей применения и методик переработки не прекращаются и до сих пор.

Это обусловлено тем, что требования, выдвигаемые к строительным материалам с течением времени, ужесточаются. Например, за последние десятилетия существенно возросло количество автомобилей и интенсивность дорожного движения. Как следствие, срок службы покрытий, на основе битумов, снизился.

Для максимального соответствия современным вызовам в отрасли строительства и эксплуатации автомобильных дорог целесообразно модифицировать битумы, т.е. улучшать их эксплуатационные свойства за счет введения специальных добавок.

Компания GlobeCore занимается разработкой и поставками оборудования для модификации битумов полимерами. (производительность от 4 до 22 м 3 /час) позволяют получать модифицированные битумы, включая полимерно-битумные вяжущие, которые используются при приготовлении асфальтобетонов верхнего слоя, поверхностной обработке дорожных покрытий, устройстве защитных слоев цементно-бетонных покрытий, приготовлении битумно-эластомерных герметизирующих мастик и кровельных материалов.

Качество модифицированного битума, полученного на установках типа УCБ-2, полностью соответствует мировым стандартам. Оборудование GlobeCore может одинаково успешно эксплуатироваться как на открытом воздухе под навесом, так и в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.