Основные типы и формы девиантного поведения. Типы девиантного поведения и их характеристика

Девиантным, отклоняющимся поведением называют человеческие действия, которые не соответствуют моральным или правовым нормам, стандартам, установленным в обществе.

Социальный контроль за обществом осуществляется посредством введения различных социальных норм, деятельность которых направлена на сохранение системы общества, ее целостности. Все нормы, направленные на изменение норм уже устоявшихся, и являются девиантным поведением.

Девиацию можно разделить на две группы: социально-одобряемую и социально-осуждаемую. К первой группе будут относиться всем известные вундеркинды и гении, учащиеся среднеобразовательных учреждений, окончившие учебу с золотой медалью. Социально-одобряемые девиации чаще всего связаны с творчеством, с огромными успехами в какой-либо сфере общественной жизни, приносящими пользу обществу.

Ко второй же группе можно отнести поведение, которое как раз и направлено на ликвидацию устоявшихся социальных норм (вызывающее поведение, курение в общественном месте). Также сюда можно отнести такие виды отклоняющегося поведения, как чудачество, эксцентричность, алкоголизм, наркоманию.

Особой формой девиантного поведения считается совершение преступления. Социологи называют его поведением делинквентным – деянием, которое всегда носит отрицательный характер, при любых условиях его совершения. Преступление направлено либо на подавление прав и свобод человека (захват в заложники, шантаж, угрозы), либо на захват собственности и имущества (ограбление). Преступление всегда наносит вред личности, обществу и государству.

К делинкветному поведению относятся правонарушения, наказанием за которые является привлечение к административной ответственности. А также хулиганство и драки, брань и ругань в местах общественного пользования: то есть, противоправные поступки, не являющиеся преступлением.

Отклоняющееся поведение – это вопрос выбора: многие люди, стараясь добиться успеха и достичь всех своих целей, прибегают к запрещенным методам, наносящим вред обществу. Они действуют сознательно, совершая правонарушения или преступления. Девиация может выражаться и в форме протеста против ценностей, принятых в обществе. Такое неповиновение может привести к террористическим актам, вооруженным восстаниям и религиозному экстремизму.

Чаще всего девиация является следствием нежелания индивида принимать общественные нормы и стандарты.

Отклоняющееся поведение можно считать относительным: его можно соотносить лишь с нормами и ценностями определенной культурной группы, а не всего общества в целом. Существует хороший пример, иллюстрирующий это утверждение: курение. В группе людей, не принимающих сигареты и дым, поведение курящего человека считается девиантным. Для остальных же оно полностью нормально. То же самое с группой курящих людей, среди которых есть один некурящий.

Каждая социальная группу самостоятельно выводит признаки девиантного поведения, имеющего место быть среди их культурных и моральных ценностей.

Формы отклоняющегося поведения

Все девиантное поведение можно разделить на четыре основных вида: инновацию, ритуализм, ретретизм и бунт.

Инновация. Такая форма поведения имеет место быть, когда индивиды, согласные с общественными ценностями, отрицают легальные и разрешенные обществом методы их осуществления. К этому виду девиаций можно отнести великих ученых и изобретателей, шантажистов.

Ритуализм. Индивиды ценности общества отрицают, но преувеличенно требуют методы и способы их реализации. Человек тщательно следит за четким выполнением требований, однако, первостепенная цель уже не имеет смысла.

Ретретизм. Индивидом отрицаются общественные ценности и стандарты, и он старается избежать и способов их реализации. Так появляются наркоманы, алкоголики – люди, старающиеся убежать от действительности.

Бунт. Индивид не просто отрицает ценности общества, но и старается на их место внедрить ценности новые. Сюда можно отнести революционеров.

Причины появления девиантного поведения

Таких причин можно найти много. И очень часто они носят характер не только социальный, но и психологический. Нередко отклонения в виде склонности к алкогольным напиткам и наркотическим веществам передается по наследству – от родителей к детям.

Социальными же причинами девиации являются несогласованность между принятыми общественными ценностями и реальными отношениями в обществе; несоответствие целей и средств, выдвигаемых обществом. Также девиантное поведение может быть вызвано существенными различиями между различными социальными группами.

Причиной отклоняющегося поведения можно назвать и маргинализацию. Маргиналы – это внеклассовые индивиды; люди, вышедшие из одного класса, но так и не примкнувшие к другой социальной группе. При маргинализации происходит разрыв между связями экономическими, социальными и духовными. Чаще всего маргиналами становятся люди, разочаровавшиеся в способах реализации социальных потребностей общества.

Особой популярностью в современном мире пользуются такие формы девиантного поведения, как попрошайничество и бродяжничество, отказ от общественно-полезных работ и труда, поиск работы, не требующей усилий. Такие девиации опасны: нередко люди, ища более легких путей, встают на тропу наркомании и начинают распространять наркотические вещества, грабят банки и другие учреждения, квартиры.

В основе девиантного поведения лежит человеческая сознательность: люди осознают весь риск собственных действий, но все равно совершают отклоняющиеся от норм проступки. Они рассчитывают собственные действия, выверяют и взвешивают каждое принятое решение. Они не верят в случай или в то, что им повезет благодаря судьбе – они полагаются только на себя и свои собственные силы.

Аддикция – стремление индивида любым способом избежать внутреннего конфликта, дискомфорта, появляющегося вместе с внутренней борьбой. Именно поэтому за счет девиации у многих людей и происходит самореализация личности, их самоутверждение за средства других. Они не могут реализовать свои цели и мечты легальными способами: они не видят таких путей решения, гораздо более сложных, чем девиантные.

Когда девиантное поведение перестает быть чем-то не соответствующим устойчивым взглядам людей, происходит пересмотр и переоценка общественных ценностей. В противном случае, отклоняющееся поведение рискует стать общепринятой нормой поведения.

Одной из самых важных причин появления в обществе отклоняющегося поведения – социальное неравенство между социальными группами. У всех людей одинаковые потребности (в пище и одежде, в жилище и безопасности, в самореализации), однако, у каждого слоя населения разные возможности для их осуществления.

В современной Российской Федерации существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Именно это и послужило одним из следствий революционной деятельности партии большевиков в начале двадцатого века. Их методы тоже считаются отклоняющимися, и они были направлены на уравнение в государстве имущества всех граждан: они конфисковали имущество у богатых граждан, в тридцатые годы прошлого века проводилась активная политика раскулачивания – конфискация излишков имущества у кулаков — зажиточных крестьян. Способы осуществления этой политики были крайне жестокими, насильственными. Именно в двадцатом веке зародилось понятие «тоталитаризм».

Отклоняющееся поведение происходит и благодаря природным катаклизмам. Когда психика человека нарушается, ему легче принять девиантные нормы и следовать им.

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Чаще всего девиации проявляются именно в подростковом возрасте. На основе девиантного поведения формируются различные молодежные субкультуры: их главная особенность – неприятие ценностей взрослых и способы отклонения от них.

Именно в этом возрасте есть возможность остановить и изменить неправильное поведение подростка.

Воспитание. Акцент делается на те положительные качества, которые были свойственны индивиду до «начала» девиантного поведения. Лучший способ – обратиться к старым воспоминаниям, рассказам о счастливом прошлом.

Стимуляция. Человек никогда не встанет на путь исправления, если это не станет его настоящей целью. У подростка следует вызвать интерес в изменении, только тогда будет решительный сдвиг в процессе.

Компенсация. Если человек хочет побороть себя и избавиться от собственных недостатков, ему следует попытаться добиться успеха в областях, к которым у него есть особое предрасположение, успехи.

Корректирование. Отрицательные качества человека уничтожаются, тогда как положительные выходят на первый план. Только тогда человек сможет создать для себя систему правильных ценностей и установок.

Психология девиантного поведения

Условно его можно разделить на две группы: отклонение от норм психического здоровья (чудачество, эксцентричность) и отклонение от норм морали и нравственности (пьянство, наркомания, правонарушения).

В основном склонность к девиации имеют индивиды с ярко-выраженными психическими расстройствами и заболеваниями. Именно из-за проблем с психикой люди совершают противоправные и противоморальные проступки. Они вредят не только себе, но и окружающим их людям.

Психическая нестабильность может проявиться у людей, к которым общество предъявляет требования завышенного уровня. Человек начинает сильно переживать собственные неудачи, и эти неудачи откладываются и сказываются на его психике. Человек начинает чувствовать неполноценным, ущемленным, чем-то отличным от других людей.

Большой отпечаток на психическом здоровье индивидов оставляет переходный возраст. Он бывает у каждого человека, но каждый переживает по-своему. Мышление и восприятие мира человека меняется под влиянием близких людей и воздействием внешних факторов.

Сказываются и расстройства личного характера: человек не умеет самостоятельно выходить из трудной для него ситуации, не может в полной мере реализовать свое «Я».

Профилактика девиантного поведения и проблема ее реализации

Человек тем больше склонен к совершению преступлений, чем больше у него признаков девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения направлена на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым реализовать себя как личность без совершения правонарушений, наносящих вред обществу.

Самыми распространенными методами профилактики, то есть борьбы с девиацией, являются проведение всевозможных тренингов для подростков и людей старшего возраста, лекции соответствующей направленности и образовательные программы. Данные методы направлены, в первую очередь, на устранение причин зарождения в человеке предпосылок к отклоняющемуся поведению: профилактика затрагивает психологические зависимости и расстройства человека, выявление его собственных взглядов и мнений касаемо личной реализации и самоопределения.

Чтобы предотвратить или хотя бы снизить проявление девиантного поведения среди населения, следует проводить специальную политику: обеспечивать материальными средствами нетрудоспособных граждан (учащиеся школ и университетов, пенсионеры, инвалиды всех степеней); организовать досуговую программу для подростков, направленную на правильное формирование их личности и самореализацию; активно внедрять в общественную жизнь пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни) и лекций о вреде алкоголизма, наркотической зависимости.

Но только профилактика, проводимая для всех слоев общества и активно оказывающая на них влияние, сможет принести должные результаты и сократить появление отклоняющегося поведения.

Виды и примеры девиантного поведения

Поведение, причиняющее вред конкретно личности человека, его психическому и физическому здоровью. Такой вид девиации особо популярен среди подростков и может быть выражен в форме мазохизма, самоубийств.

Поведение, причиняющее вред социальной группе. Самым популярным видом данной формы отклоняющегося поведения являются всем известные алко- и наркозависимости.

Поведение, причиняющее вред всему обществу в целом. Самый опасный вид девиации, к которому относятся преступления (делинквентное поведение), хулиганство, ограбление, убийство, применение насилия.

Was last modified: Январь 14th, 2016 by Елена Погодаева

Понятие и природа девиаций.

Тема 14. Девиантное поведение

Вопросы для самопроверки

1. Какова сущность понятия «воспитание»: его цели и содержание? Равнозначно ли оно понятию «социализация»?

2. Выделите субъекты воспитания.

3. Назовите факторы, влияющие на воспитание.

4. Какие системы воспитания Вы знаете? Является ли какая-либо из них совершенной?

5. Что такое «социализация»? Какие имеются подходы к интерпретации социализации как явления?

6. Можно али оптимизировать процесс социализации? Что для этого необходимо?

7. Что такое «самовоспитание»? Каковы его формы?

8. Можно ли говорить об особенностях процесса социализации в современной России? Если да, то дайте аргументацию.

9. Кто в обществе занимается воспитанием? Что для этого необходимо знать и уметь?


1. Проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения приобретают весьма актуальное значение, что обусловлено глубокими преобразованиями, происходящими в России. Кризисная обстановка в нашем обществе, динамизм социальных процессов, нарушающие привычные формы социального контроля, способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.

Исходным для понимания сути девиантного (от лат. deviatio - отклонение) поведения служит понятие «норма». Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы являются результатом адекватного (точного, соразмерного) или мифологизированного (искаженного) отражения в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят воплощение в юридических законах, морали, этикете и пр. Девиантным считается поведение, не соответствующее принятым социальным нормам и ожиданиям. В большинстве случаев отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям (наказанию, регулированию). Слабые и случайные формы девиации, такие как грубость, ложь, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия.

Методы и средства наказания по отношению к устойчивым формам девиаций определяются общественным сознанием или интересами тех, кто занимает в обществе господствующее положение. Но поскольку в определенных ситуациях возможна аномалия самой нормы, социальные отклонения могут иметь для общества различное значение. В ряде случаев социальные отклонения могут носить позитивный характер как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. В наши дни ярким примером такого поведения и ответной реакции на него системы может служить судьба А. Д. Сахарова.



Негативные формы социальных отклонений являются социальной патологией, к ним относятся преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция и т. д. Эти явления наносят значительный вред конкретной личности и обществу в целом. Девиантное поведение может рассматриваться как поступки и действия отдельного человека, и в этом случае оно является предметом психиатрии, психологии и педагогики. Когда же отклоняющееся поведение выступает как социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, то оно становится предметом социологии и социальной психологии.

Существуют различные подходы к объяснению природы девиаций. Биологическая и психологическая трактовки причин и природы отклонений связаны главным образом с особенностями личности человека, характеризующегося девиантностью в поведении. Так, в конце XIX в. итальянский врач Ч. Ломброзо создал теорию, в которой увязал типы человеческого поведения с определенными физическими чертами. Например, «криминальный тип», по его мнению, можно выявить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. В свое время теория Ломброзо получила довольно широкое распространение. Сегодня биологические объяснения девиации фокусируются в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям.

Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения. Но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными.

Одним из психологических механизмов формирования девиаций выступает аддиктивная модель поведения (аддикция - пагубное пристрастие к чему-либо). Без понимания процесса возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, нельзя анализировать алкоголизм, наркоманию и другие формы деструктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции.

Такая формы поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это - наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (семьи, детей и др.).

Аддиктивное поведение формируется постепенно и проходит несколько стадий. Начало отклонения связано с переживанием острого изменения психического состояния человека в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза. Далее складывается устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. К ней могут подтолкнуть такие разнообразные факторы, как особенности воспитания личности, установки, культурный уровень, социальная среда, изменение привычных условий жизни.

Постепенно аддикция становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Любое дискомфортное состояние оказывается стимулом, провоцирующим аддикцию. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т. е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, появляется чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, сохраняющие иллюзорное чувство психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я поступаю так, как мне нравится», «если я захочу, то все изменится» и т. п.

В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека, затрудняя его контакты с людьми на психологическом и на социальном уровне. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает находиться в кругу большого числа людей, стимулирует себя поверхностным общением в виде разговоров по телефону, сплетен. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек уже не способен, даже если окружающие его люди и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые обеспечивают изменение психического состояния.

В конце концов доминирующее аддиктивное поведение разрушает здоровье и психику человека. Он духовно опустошается, исчезают главные человеческие качества, подлинно человеческие эмоции.

Проблема аддиктивного поведения включает анализ таких явлений, как наркомания и алкоголизм, а также и гораздо менее исследованных - «работоголизм», «взрослые дети алкоголиков», «сухой алкоголизм». Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Например, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюр-кгеймом понятие «аномия» (аномия - состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их осуществления. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я. Гилинского, считающего источником девиации на социетальном уровне наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, а на индивидуальном уровне - социальную неустроенность.

2. Рассмотрим основные виды девиантного поведения.

Преступность. Под преступностью обычно понимается относительно распространенное и устойчивое социальное явление, представляющее общественную опасность, степень которой определяется уголовным законодательством.

Социологические исследования преступности и ее причин: берут начало в работах русского статистика К. Ф. Германа. Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого, математика-статистика Л. А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.), в которой он, опираясь на статистический анализ, приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету, деклассирование (разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой).

В СССР в течение длительного времени закономерности и тенденции развития преступности рассматривались преимущественно в позитивном плане, исходя из теории последовательного освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии. Надо сказать, что определенные основания для таких утверждений были: по мере укрепления в Советском Союзе тоталитарного политического режима действительно происходило снижение (в абсолютных и относительных величинах) уголовной преступности. Вместе с тем не следует забывать об огромном количестве политических заключенных и широком распространении безнаказанной преступности среди многих власть предержащих. Несомненно, что в данном случае фактором снижения преступности был страх.

В последние годы в СССР и сегодня в России происходит значительный рост учтенной преступности. Как отмечают исследователи, ее развитие по основным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока еще регистрируемый уровень у нас ниже, чем в индустриальных странах, но весьма высок темп прироста. Между тем, следует учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминогенной, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

Безусловно, влияют на состояние преступности в России переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, инфляция, безработица. Преступность в России качественно меняется: усиливаются агрессивно-разрушительные мотивы поведения, умножаются преступления, которые сопровождаются насилием и уничтожением материальных ценностей, отмечаются интенсивный рост хищения оружия, его продажа и широкое применение, опережающий рост числа разбойных нападений и распространение предумышленных убийств, совершаемых по найму, а также появляется новый вид преступности в нашей стране - терроризм. Возросли масштабы нелегального оборота оружия.

Интенсивно расширяется криминальная база за счет маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных, находящихся по жизненному уровню за чертой бедности), особенно среди молодежи. Заметно набирает темп преступность в деятельности теневой экономики, особенно при поставках сырья и готовой продукции и превращения полученных доходов в валюту, золото, ценности. «Уголовный» тип преступника заменяется на «интеллектуальный», «предприимчивый». Процветают экономические, должностные преступления, взяточничество, изготовление и сбыт ценных бумаг. Преступность стала организованной.

Новое явление - формирование преступных группировок по этническому признаку, деятельность которых провоцирует напряженность в межнациональных отношениях.

Общеизвестно, что сообщения о росте преступности вызывают тревогу и страх у граждан, так как они приходят к заключению, что правоохранительные органы не справляются со своими обязанностями. На самом же деле именно сообщения о низком уровне преступности свидетельствуют о том, что деятельность преступных элементов не всегда пресекается. Представляется, что сегодня никто не сможет ответить точно на вопрос: каков истинный уровень преступности? Статистические данные не являются убедительным показателем этого уровня. Они не фиксируют огромное число преступлений. Например, жертвы изнасилований очень часто предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, зачастую неучтенными остаются и ограбления, воровство, особенно мелкое, преступления против детей.

Более точные сведения об уровне преступности могут дать исследования жертв преступлений, а также наиболее криминогенных районов. Подобный анализ позволяет получить более полные данные об уровне преступности, дает возможность выявить характерные черты жертв преступлений, узнать, почему одни люди скорее становятся жертвами, чем другие. Такой анализ может служить и своего рода контролем и давать более правдивую информацию о борьбе правоохранительных органов с преступностью.

Сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения растет уровень социальных отклонений среди молодежи, преступность «омолаживается». В 1993 г. выявлено 16,1% несовершеннолетних преступников. При этом темпы прироста данной категории правонарушителей составили 8,4%.

Девиантное поведение молодежи и подростков не соответствует целому ряду закономерностей «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Но применительно к молодежи такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, что молодой человек, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает. Объяснение этим явлениям дает теория нейтрализации, суть которой заключается в том, что несовершеннолетний становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования, противоположные этим нормам. Иначе говоря, он стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности.

Опросы показывают, что большинство молодых преступников видит причину своих поступков во внешних обстоятельствах, многие из них убеждены: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда. Вот некоторые типичные ответы: «причинил вред в первую очередь себе», - считает осужденный за изнасилование; «навредил, конечно, себе - у меня рухнули все планы на дальнейшую жизнь», - пишет приговоренный к тюремному заключению за разбой. Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто?!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращения к более важным обстоятельствам или обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т. п.)

Прослеживается ориентация этой возрастной группы на простую картину мира, построенную по принципу «черное - белое», «мы - они». Подобным представлениям вполне соответствуют криминогенные молодежные субкультуры, своего рода автономные «прайды», привязанные к территориям. Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, узком эмоциональном горизонте, неспособности сопереживать, сочувствовать. Особенно опасно, когда эти черты продолжают сохраняться у людей и после достижения ими совершеннолетия.

В современных условиях девиантное поведение молодежи частично можно объяснить тем, что происходит утрата духовных ориентиров, грубая подмена общечеловеческих ценностей, без которых ни одно поколение в мире еще не обходилось. В средствах массовой информации уже нет передач воспитывающего и обучающего характера, о честном, творческом и производительном труде, учебе. Эфир заполнили «однодневки» - развлекательные передачи, участвуя в которых, можно быстро разбогатеть, выиграв приз. В массовом сознании идет насаждение культа наживы, насилия.

Негативно влияет на криминогенную ситуацию кризис системы образования. Он сопровождается социальной дезориентацией значительной части подростков и массовым уходом из школ неблагополучных детей.

В результате массовой приватизации жилья и возможности его продажи интересы детей не учитывались и многие дети из неблагополучных семей остались на улице после продажи квартир их родителями. Появились бомжи, беспризорные, обитающие на вокзалах, переходах. А это тоже, к сожалению, в перспективе криминогенная социальная база. Только в 1991 г. состояло на учете органов внутренних дел 577,5 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

Намечается опережающий рост контингента несовершеннолетних со сниженными умственными способностями или отставанием в развитии, криминальность которых в 4-5 раз выше, чем здоровых подростков.

Молодежная девиация в целом не существует как самостоятельное явление, она есть слепок с социальных отношений и проблем взрослых и может усиливаться в период экономических кризисов, обнищания широких социальных слоев и культурной деградации общества.

Мировой опыт пока еще не знает примеров полного искоренения преступности. Вероятно, надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались

они из растений, и их потребление было частью религиозных ритуалов, которыми сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой. Сравнительно же дешевый способ получения крепких напитков был освоен лишь в XVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время и в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации - проблему пьянства и алкоголизма.

Данные социологических исследований сегодня выявляют любопытную картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство - большое зло, с другой - тоже подавляющее большинство либо пьет, либо «выпивает, как все». Около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил на стол спиртное. 40% опрошенных считают, что употребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к конфликтам и скандалам.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, стал элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, празднеств, принятых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии. Около 50% всех разводов также связаны с пьянством.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике?

Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющиеся следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Но показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, протяженность во времени, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно, распределение выпитого между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в разных социокультурных и этнических группах. Все вышеперечисленное входит в понятие «модель алкогольного потребления».

При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и проявляются в питейных традициях разных народов.

Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция, Италия, Испания, Португалия, Армения, Грузия, Молдавия. Для нее характерно регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином. Сравнительно равномерно и распределение объема выпитого между различными группами населения. В итоге последствия весьма высокого суммарного потребления алкогольных напитков (к концу 80-х годов во Франции - 13,4 литра абсолютного алкоголя на душу населения в год, в Италии - 11,8 литра) несколько смягчаются, хотя и не устраняются. Особую проблему в этих странах представляют последствия алкоголизации для здоровья пьющих и их потомства.

Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где крепкие напитки составляют почти половину и более в суммарном употреблении алкоголя. Для этой модели характерны: нерегулярность, пониженное внимание к закуске, высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным поведением, сильное опьянение не как непредвиденный результат, а как сознательно достигаемая цель потребления алкоголя. Страны преимущественно водочной модели, заметно уступая «винным» по суммарному потреблению (к концу 80-х годов в Финляндии - 7,2, в СССР - 8,7, в Швеции - 7,4 литра абсолютного алкоголя на душу населения в год), зачастую имеют не меньше отрицательных последствий.

Пивная модель близка к винной, по уровню потребления алкоголя «пивные» страны занимают среднее место (к концу 80-х годов ФРГ - 10,6, Бельгия - 10,7, Чехословакия - 9,4 литра абсолютного алкоголя на душу населения в год).

В современной России проблема алкоголизма вызывает особую тревогу. Наряду с количественным ростом потребления алкоголя на душу населения наблюдается ряд негативных тенденций. В структуре учтенных контингентов больных алкоголизмом увеличивается доля женщин: с 8,2% в 1981 г. до 14,3% - в 1992 г.; расширяется так называемая семейная форма алкоголизма. Алкоголизм омолаживается. Число подростков (15-19 лет), страдающих алкоголизмом, увеличилось с 842 человек в 1990 г. до 4197 - в 1992 г. В целом 52% школьников старших классов употребляют в той или иной мере алкоголь, среди учащихся СПТУ этот показатель равен 63%.

Уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, по ряду причин точное вычисление уровня потребления алкоголя просто невозможно. Сегодня существует также тенденция размывания национальной специфики алкогольного потребления. В России же рост в общем объеме употребляемых алкогольных напитков доли пива и вина, к сожалению, не связан с сокращением количества водки. Фактически употребление водки дополняется употреблением менее концентрированных алкогольных напитков.

Уточнить алкогольную ситуацию в стране можно изучая последствия употребления алкоголя. Они включают: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем объеме преступлений данного рода; число и долю несчастных случаев на той же почве; число доставленных в медвытрезвитель; число хронических алкоголиков и т. п. Кроме того, последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический и материальный ущерб от преступлений и несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, на содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, личности, семье.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно выделить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений и т. д. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

В истории борьбы с алкоголизмом были попытки введения на территориях некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства является сложнейшей, и ее успешное решение не связано с какой-либо одномоментной мерой или распоряжением. Это - многосторонняя проблема, включающая экономический, социальный, культурный, психологический, юридический, демографический и медицинский аспекты.

Наркомания (от греч. nark - оцепенение и mania - бездумье, страсть) - это зависимость от наркотических средств, непреодолимое влечение к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению физических и психических функций организма. Такого рода зависимость - токсикоманию - могут вызвать также иные вещества: лекарства, предметы бытовой химии и пр.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, но все такой же острой остается проблема эффективной борьбы с ней.

По официальным данным, опубликованным в печати, число зарегистрированных наркоманов в конце 80-х годов в целом по СССР составляло 130 тыс. человек. Но, по подсчетам специалистов, на каждого выявленного потребителя наркотических средств приходится 10-12 невыявленных, т. е. итоговая цифра могла достигать 1,3-1,5 млн. человек. По данным московского Бюро по борьбе с наркотиками, в 1992 г. на территории бывшего СССР употребляли наркотики около 5,5 млн. человек.

В 1992 г. среди употребляющих наркотические и токсические вещества преобладали лица в возрасте 25-30 лет (51%). Отмечается увеличение доли детей и подростков, употребляющих указанные вещества: с 11,9% в 1991 г. до 20,9% в 1992 г. Увеличивается также доля неработающих с 46,2% в 1991 г. до 61,8% в 1992 г. По социальному составу наркоманы и токсикоманы представлены рабочими (32%), служащими (23%), учащимися (14%).

Среди подростков в 1992 г. на учете состояло 1523 человека, больных наркоманиями (1990 г. - 471 человек) и 2452 - токсикоманиями (1990 г. - 1952 человека).

Результаты социологических исследований показывают, что главный мотив потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфорию.

А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, то эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, товарищей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер.

Обнаруживается, что население сегодня в целом гораздо лучше информировано об опасных последствиях употребления наркотиков. Большая часть наркоманов также в той или иной степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: 66,5% относятся к нему отрицательно, 12,2% считают его пагубным. Не видят в употреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации многие наркоманы осознают, что ждет их дальше, хотя уже и не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе с наркоманией могут способствовать прежде всего меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые способствуют искоренению алкоголизма. Но учитывая специфику развития наркомании, следует использовать в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения и специальные - медицинские, правовые, профилактические меры.

Суицид. Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершить самоубийство. Эта форма отклоняющегося поведения, равно как пьянство и наркотизм, относится к отклонениям пассивного типа, является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считалось тяжким грехом), иногда же не только допускали, но и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов, обстоятельств, особенностей личности, решившейся на столь отчаянный шаг. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидальное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Обратим внимание на некоторые из них.

Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин и «благополучен» для женщин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 1:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.

Отмечено, что степень риска этой формы отклонений зависит и от возрастной группы, к которой относится человек. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, но сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

Что касается России, то в начале XX в. она заметно отставала от других европейских стран, занимая одно из последних мест (4 человека на 100 тыс. человек населения). К 80-м годам ситуация существенно изменилась: СССР по частоте самоубийств даже превзошел некоторые из европейских стран в этой печальной статистике (30 человек на 100 тыс. человек населения). После 1985 г. наблюдалось снижение этих показателей до 19 человек на 100 тыс. населения в 1989 г., однако тот глубокий социально-экономический кризис, в котором находятся сегодня государства СНГ, вызовет, как считают социологи и психологи, новую волну самоубийств.

Статистика подтверждает эту тенденцию. В 1991 г. из 100 тыс. россиян 27 чел. покончили жизнь самоубийством, в 1992 г. - 31 человек, в 1993 г. - 38 человек. Обращают на себя внимание рост суицидов среди подростков и тенденция их «омоложения», а также увеличение случаев повторных суицидов. Наиболее частыми причинами суицидальных попыток у подростков являются внутрисемейные и внутригрупповые конфликты - 69%.

Исследование суицидного поведения на территории бывшего СССР выявляет целый ряд особенностей. В частности, некоторая специфика обнаруживается при анализе соотношения уровня самоубийств по городскому и сельскому населению. Все бывшие республики СССР можно условно разделить на две группы: первая, где уровень самоубийств среди городского населения ниже, чем среди сельского, и составляет 70% - это республики европейской части бывшего Советского Союза, Россия, Грузия; вторая группа, где уровень городских самоубийств выше, чем в сельской местности, в среднем в 2 раза, - это республики Средней Азии, Закавказья (кроме Грузии) и Казахстан. Первое соотношение можно условно назвать европейским, а второе - азиатским типом распространения самоубийств.

Азиатский тип распространения самоубийств объясняется национально-религиозными традициями, особенностями межличностных отношений, высоким числом многодетных семей, низкой урбанизацией данных регионов. Европейский тип, при котором уровень самоубийств среди сельского населения выше, чем среди городского, обусловлен неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидируют малые и средние.

И, наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений. К сожалению, находит подтверждение взаимосвязь самоубийств и пьянства: судебной экспертизой установлено, что 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, а хронические алкоголики составили 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь.

Проституция. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставляться публично» (prostituere). И хотя этот вид деятельности считается «древнейшей профессией», первая научная работа по данной теме была опубликована в 30-е годы XIX в. А. Паран-Дюшатле. Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе эмоционального влечения. При этом следует отметить, что проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов.

Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то во всяком случае неизбежность существования проституции.

Уровень проституции резко вырос в результате развития капиталистических общественных отношений. Масштабы явления вызвали серьезное беспокойство. Еще в последней трети XIX в. были разработаны методы регламентации (способы медицинско-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной.

И все же с начала 20-х годов происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были, во-первых, улучшение экономического положения женщины, а, во-вторых, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами становятся преимущественно представители старших возрастных групп.

В чем специфика проституции в нашем обществе?

Во-первых, длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции первоначально вызвало у многих людей шоковый эффект. Отсюда и нездоровый интерес, и гневные требования быстро искоренить это явление, и некоторая растерянность. Найти и реализовать верную стратегию трудно еще и потому, что начинать приходится практически заново. Проституция активно изучалась в первые годы советской власти, однако в период сталинской диктатуры исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е годы. А в открытой печати первые результаты стали публиковаться совсем недавно.

Во-вторых, по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» часто толкает не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Какова же реакция общества на это явление?

В истории существовали три основных формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение) и аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны в борьбе с проституцией. Репрессии в принципе малоэффективны, если с их помощью искоренять какое-либо социальное явление, не затрагивая его причин. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой «древнейшей профессии», не позволяют полностью решить проблему. Практика свидетельствует, что именно социально-духовные преобразования в обществе могут способствовать изменению ситуации.

Меры социального воздействия. Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянного воздействия общества на различные формы социальной патологии. Противоречие сегодняшнего дня заключается в том, что в общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Как отмечают многие зарубежные и отечественные исследователи, положительный эффект дает работа по следующим направлениям: отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, гомосексуализм, наркомания и др., когда речь не идет о развращении малолетних, насилии, пропаганде и откровенной демонстрации), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии; создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной геронтологической, подростковой, социальной реадаптации.

Следовательно, при сохранении жестких мер по отношению к наиболее опасным формам девиации позитивных результатов можно ожидать при установке на меры социального контроля и регулирования.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Девиантное поведение - это различные формы негативного поведения лиц, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений:

1. Культурные и психические отклонения . Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения .

  • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
  • групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах). "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)

3. Первичное и вторичное отклонения . Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения . Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

  • особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
  • сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
  • личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
  • счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения . Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Социальные нормы поведения необходимо соблюдать всем членам современного общества. Иногда некоторым людям свойственно выходить за установленные рамки, демонстрируя отклоняющееся или девиантное поведение, которое противоречит принятым правилам и нормам. Полезно знать признаки человека с симптомами такого поведения и понимать, как это можно исправить.

Девиантное поведение – что это такое?

Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан. Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона. Негативные типы девиантного поведения это:

  1. Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
  2. Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
  3. Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.

Девиантное поведение в социологии

На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения. От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов. Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.


Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Причины девиантного поведения

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей. Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.


Аддиктивное поведение

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.


Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Профилактика девиантного поведения

Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков. Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях. Их целью должно стать доведение до сознания подростков, что за каждый поступок необходимо нести ответственность. Существуют разнообразные формы профилактической работы с детьми:

  1. Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
  2. Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
  3. Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

Преступность

Алкоголизм

Наркомания

Самоубийство

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта.

Формы отклоняющегося от нормы поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие

Наркомания, токсикомания

Абстиненция - это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление - это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

Возрастные особенности детей 13-15 лет

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие:
- формируется половое влечение,
- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),
- неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

Половые отличия в общении:
- мальчики менее общительны,
- девочки тянутся к мальчикам старше себя.

Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

Взаимоотношения с взрослыми.
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

становления девиантного поведения являются:

Возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

Проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

Проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

Рецидивы противозаконных действий;

Накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

Включение в группу с асоциальным поведением;

Нарушение законов;

Совершение преступления

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.