Основные черты голландского стиля в интерьере. Голландский стиль в интерьере — естественная красота! Голландия стиль

Голландский дизайн отличается гениальной простотой, экспериментальностью и... юмором. Мебель и ковры из переработанных сосновых иголок или пистолет, который стреляет в обидчика льдинками выплаканных слез, - свежие примеры, когда промдизайнер мыслит современно, образно и очень по-голландски.

Яркий, непрактичный, в то же время продуманный, интеллектуальный Dutch Design - прост и силен. Экономные этичные голландцы мастерски применяют материалы, которые выглядят бесполезными. Они знают, как осовременить культурные коды, верят в перспективы толерантного общества и сочетают все то, что не сочетается никогда. Банальное и экстраординарное, старое и новое, высокотехнологичное и ремесленное.

Свое дело

Голландские дизайнеры - баловни судьбы. Соотечественники воспринимают их затеи настолько серьезно, что готовы платить большие деньги за табуреты из старых досок и столы с фарфоровыми жабами. Чиновники дотируют стартапы, а просторные мастерские дарят или отдают в символическую аренду.

Голландский дизайн находит своего покупателя не через посредника-производителя, а в галереях, на аукционах и в интернете - так же, как искусство, сделав ставку на небольшой тираж. Революционную мебель голландцы делают в собственных мастерских. По сей день в Королевстве Нидерланды нет мебельной индустрии, и это стало отличным преимуществом - продукт производится исключительно по собственному усмотрению дизайнера. Конечно, огромную роль играет господдержка. Фонд визуальных искусств, дизайна и архитектуры и его программы, запущенные в 1988 году, стимулируют не одно поколение студентов становиться самостоятельными предпринимателями сразу после окончания учебы. Концентрировать усилия на своем собственном деле, не меняя сферы деятельности.

Экспорт интеллекта

Нидерланды - одна из самых устойчивых в экономическом отношении стран. Она замыкает десятку самых богатых стран в мире. Здесь общество не поляризовано по размерам доходов, а голландскую экономику, ориентированную на экспорт, называют экономикой знаний и инноваций. Концепция экономического развития базируется сегодня на трех китах и трех портах: Амстердам/airport (аэропорт), Роттердам/sea port (морской порт), Эйндховен/brain-port (интеллектуальные ворота страны). Новый кластер креативных индустрий, образованный вокруг Эйндховена, включает 10 000 участников, 125 компаний и институций. Он генерирует свыше 25 млрд евро голландского экспорта. Пять лет назад Brainport назвали самым «умным регионом мира».

Образованный класс

В Нидерландах - 13 школ дизайна. Маленькую европейскую страну (население Нидерландов - 15 млн человек) можно смело назвать страной архитекторов и дизайнеров. У хорошо системно образованных профи всегда есть применение: дизайн стал неотъемлемой частью разработки любых продуктов в Нидерландах - от банкнот до кораблей. Мода, компьютерные технологии, коммуникации и даже еда раздвинули без того широкие рамки профессии. События на стыке перспективных дисциплин создают такие мировые звезды, как архитектор , фэшн-дизайнер , пионер «дизайна еды» Мари Фогельзанг, скульптор-кинетик Тео Янсен, художники-провокаторы Юп Ван Лисхаут, Дан Роехарде, Лукас Маассен, исследователи Надин Стерк и Лонни ван Рисвик (Atelier NL). Они высказывают идеи «редизайна стиля жизни», выступают как политики и социологи, размышляя о власти, развитии, смерти. Десять брендов: , Пит Хейн Эйк, возглавляют пирамиду самых востребованных промдизайнеров страны.

Жить в будущем, переосмысливая прошлое

Если скандинавский дизайн воплощает чистую функциональность, то голландский - его свободолюбивый кузен-бунтарь. Как явление мировой культуры он появился на мировой сцене век назад, благодаря новаторской деятельности и модернистского движения : вместе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом Ритвельд разрабатывал новый визуальный «язык»: абстракция и геометрический порядок должны были стать выражением идей современности.

Термин Dutch Design cтал популярен с 1990-х. До этого словосочетание «голландский дизайн» вызывал ассоциации с работами графиков. Серьезный прорыв промдизайна был связан с таким объединением, как Droog, и его выступлением на Salone del Mobile в 1993 году. Миру стали известны имена , Ренни Ремакерс, Юргена Бея, Ричарда Хаттена, Хеллы Йонгериус, Вики Сомерс, Пита Хейн Эйка и Марселя Вандерса, который в 1996-м основал компанию .

«Мы в Moooi не пытаемся представлять себя неким олицетворением всего нового, - говорит Вандерс. - Со времен модернизма хорошим тоном считается ориентироваться только на будущее, на новое. Мне кажется, так не бывает, это просто смешно - считать, что ты свободен от влияния прошлого. Что кто-то вообще от него свободен. Надеть шоры, нестись вперед, не оглядываясь, - это, действительно, смешно. Мы так не делаем… Наполнить новые объекты хорошо читаемыми культурными метафорами и реализовать их либо силами традиций, либо с помощью новых техник - этим я занимаюсь каждый день».

«Я стараюсь создать ощущение, что мы живем уже в завтрашнем дне, в ближайшем будущем». Марсель Вандерс.

Тео Реми представил публике тряпичное кресло Droog из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры - концептуальности с изрядной долей иронии. Действительно, зачем вырезать из дерева скамейку, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку стула, как это сделал Юрген Бей?

Фабрика идей

В конце XX века на смену промышленным фабрикам в Голландии пришли креативные индустрии. Драйвером экономики стал дизайн, а столицей голландского дизайна - город Эйндховен. Мотором развития - (DDW) в Эйндховене, которую посещают около 200 000 человек, а участвуют до 2000 авторов. DDW превратилась в крупнейшее событие, гости которого оставляют в отелях и ресторанах около 5 миллионов евро.

Амбассадоры DDW 2017: Вини Маас (MVRDV), Лонни ван Рисвик и Надин Стерк (Atelier NL), главный редактор портала Dezeen Маркус Фэйрс.

(в 2017-м ей исполняется 70 лет) стала главной кузницей звезд. Хотя основана она была совсем для другого: в 1946-м муниципалитету дали распоряжение готовить кадры для местной промышленности, а именно, для градообразующих предприятий Philips, покинувших Эйндховен вместе со штаб-квартирой в 1997-м. Студенты были начинающими практиками в закрытой «лаборатории», которая формировала не звезд мирового дизайна, а скромных труженников голландской электронной корпорации. (Сейчас главная индустрия в Эйндховене - производство микрочипов - несколько офисов, управляющих производством).

Репутация лучшей дизайн-академии современности, открытой миру, - во многом заслуга бывшей главы Академии (Lidewij Edelkoort). Авторитетный трендсеттер, «археолог будущего», она в течение 10 лет (1999-2009) произвела в институции серьезные реформы. Ли активно занималась карьерами выпускников, продвигая в контексте глобальных трендов таких авторов, как Мартен Баас, Кики ван Эйк и Studio Job.

«Роскошные вещи - это не обязательно дорогие материалы, ручная работа или эксклюзивные бренды. Они могут быть сделаны из самых простых вещей и простыми средствами, потому что роскошь - это богатое воображение». Ренни Ремакерс

Технологии и ремесло

Голландские дизайнеры активно задействуют технологии. 3D-принтинг и робототехника вдохновляют Йориса Лармана и Дирка Вандер Кооийя. Вандер Кооий превратил китайского промышленного робота в 3D-принтер. С его помощью он напечатал лампы, вазы и даже кресло Endless из пластиковых частей старого холодильника. «Меня всегда привлекали переработанные синтетические материалы. Я хотел переломить стереотип, что из них можно делать только дешевые недолговечные вещи, - комментирует Вандер Кооий. Все ненужное попадает в гигантский пресс: «Мы скармливаем прессу стулья, которые нам не понравились, и он переделывает из них столы», - объясняет дизайнер.

Главный вопрос сегодня: как соединить новые технологии и ручное ремесло. Хайтек плюс лоутек гарантируют предмету счастливое место в мире сверхбыстрых коммуникаций и сверхэмансипированных личностей.

Голландские дизайнеры верят в то, что в будущем ценность предмета не будет зависеть от материалов (пусть даже передовых, таких, как биопластики или органические светодиоды) - главной роскошью станет неповторимая индивидуальность объекта. Дизайн постепенно стал более персональным, стал личной историей. Сегодня люди больше заинтересованы в том, что дизайн может предложить лично каждому. «Голландский дизайн для одних - религия, для других - маркетинг, для третьих - бренд, который хорошо продается на экспорт», - комментирует Тим Вермюлен, менеджер программ Dutch Design Foundation. Вермюлен видит и шире: голландский дизайн - это международная школа на фундаменте дизайн-образования.

Dutch Design - голландский дизайн - всемирно признанный бренд. Интеллектуальный и передовой, но при этом не лишенный иронии и культуры. Кто они, носители его ДНК? Представляем 10 ньюсмейкеров в категории art & design, чьи вещи хранят и выставляют музеи.

1. Йорис Лаaрман: роботы и человеческий мозг

« Костяное» кресло выражает дизайн, который был немыслим еще поколение назад - это нечто настолько сложное, что ни один человеческий мозг не смог бы прийти к такому без посторонней помощи, да и, на самом деле, суперкомпьютер». Йорис Лаарман

Йорис Лаарман.

Йорис Лаарман. Кресло Bone rocker. 2007-2009. 4/12. Черный бельгийский мрамор.

Лаaрман (р. 1979) принадлежит к поколению экспериментаторов. Студия Joris Laarman Lab родилась в 2004 году. Конек - роботизированный принтинг. «Я твердо уверен в будущем цифрового производства и местного ремесленного труда». 18 октября 2017 года на торгах Sotheby"s в Лондоне кресло Bone Rocking Йориса Лаармана было продано за 248 750 фунтов стерлингов.

«Мой метод похож на приготовление пищи, а вещи - на еду. Вы же не будете есть что-то ровное, прямолинейное и идеальное по форме. Это неприятно. И мне нравятся органические формы, но с трещинкой, с червоточиной». Мартен Баас

Мартен Баас.

Часы Grandfather"s Clock, колл. Real Time, диз. М. Баас. Патинированная латунь и бронза. Тираж 8 экз. + 4 авторских прототипа.

Главные коллекционеры современного дизайна обожают Бааса: его уникаты есть дома у Бреда Питта и Яна Шрагера. (р. 1978) з акончил Академию дизайна в Эйндховене . Выпускная работа Бааса - серия закопченной мебeли Smoke сразу дала понять: амбиции дизайнера - делать вещи для музеев. Его работы находятся в cобраниях V&A , MoMa , Rijksmuseum и Музея декоративного искусства в Париже . Десять лет его продает . Мартен Баас успешно сотрудничает с Louis Vuitton, Swarovski, Dior. Весной 2017 года Groninger Museum устроил дизайнеру первую большую ретроспективу.

3. Пит Хайн Эйк: повар и плотник

«Смотрим, что вокруг. Стараемся сохранить, все, что есть, максимально интеллектуально и прагматично. Нам совсем не хочется делать новые вещи, лучше спасать и приспосабливать старые. Таким образом, мы кардинально отличаемся от большинства дизайнеров». Пит Хайн Эйк

Пит Хайн Эйк.

Комод из переработанной древесины, колл. Waste, диз. П. Хайн Эйк.

Настоящий герой Эйндховена больше похож на здоровенного плотника. (р. 1967) производит мебель в собственных цехах: серии и уникаты из вторсырья, в этом соль фирменного стиля Эйка. Главный материал - старые доски. Пит Хайн Эйк всегда открыт разнообразным заказам - от предметов до корпоративного стиля. По соседству с фабрикой функционирует его просторный шоу-рум, лавка сувениров и отличный ресторан, куда из соседних городов и стран приезжают поклонники фирменных табуреток. В июле 2017 году Пит получил премию за развитие дизайна культурного фонда родной провинции Северный Брабант.

4. Хелла Йонгериус: дизайн на всю жизнь

«Союз между массовым потоком и ремесленным качеством возможен, и я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями. Я за богатство материалов и внимание к мелочам. Стараюсь думать только о тех вещах, которые захочется полюбить, взять в семью и разделить с ними долгую жизнь». Хелла Йонгериус

Хелла Йонгериус.

Хелла Йонгериус. Стол Tiles. 2017. Galerie Kreo. Около 21 000 долл. Сделан путем наслаивания глазури, на каждой его плитке виден неожиданный диапазон оттенков.

Требовательный преподаватель (многие годы занималась студентами альма-матер - Эйндховенской Академии дизайна), (р. 1963) - глава маленького бюро Jongeriuslab и арт-директор Vitra. Выпускает собственные продукты и коллекции для клиентов. Ее выставки устраивали Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей дизайна Купер Хьюитт, галереи Kreo (Париж) и Moss (Нью-Йорк). В 2017 подготовила коллекцию (вазы, зеркала, столы и шторы) для Galerie Kreo, которая сопровождала ее большую выставку в Лондонском музее дизайна.

5. Scholten & Baijings: тонкий градиент

«Если вы наметили проектный процесс, который просто идет из точки A в точку B, насколько это креативно? Только пытаясь прокладывать необычные маршруты, вы можете прийти к чему-то новому». Scholten & Baijings

Кароль Байингс и Стефан Шолтен.

Dusty Pink frame. Scholten & Baijings для Samsung. 2017

6. Kiki & Joost: хай-тек & лоу-тек

«Выживание подстегивает воображение. Мне нравится, когда что-то невероятно высокотехнологичное вдруг представляется чем-то совсем архаичным, простым, когда хай-тек выглядит как лоу-тек. Роскошь сегодня - это предметы с изысканной ремесленной работой». Кики ван Эйк

7. Бертьян Пот: «сделай сам»

«Мне нравится открывать заново давно знакомые, старые материалы, которые, казалось бы, уже ничем не способны удивить. Игра, практика и исследование - сейчас они неотделимы, именно это мне больше всего и нравится в занятиях дизайном». Бертьян Пот

Бертьян Пот.

Проект Masks. Начат в 2010.

(р. 1975) учился на отделении «Человек и идентичность» у Ульфа Морица, от которого перенял любовь к текстилю. В качестве дипломного проекта сделал Knitted Lamp - «Вязаный светильник»: трикотажный «чулок» заполнил надувными шарами, пропитал прозрачной смолой, после чего сдул и вынул шары. Этот принцип придания жесткости и формы предметам из ткани и ниток Пот использовал позже неоднократно - cделав, например, знаменитый светильник-шар Random Light, выпускаемый Moooi с 2003 года. Лондонский музей V&A, нью-йоркский MoMA, амстердамский Стеделейк и роттердамский музей Бойманса ван Бёнингена хранят его сплетенные из ниток и облитые смолой светильники и стулья, сшитые из тесьмы маски и вырезанные из сушенных тыкв лампы.

(как, впрочем и в других этно-стилях) это не просто набор определённых предметов и вещей, а атмосфера, созданная кропотливым трудом хозяйки. Голландский дом-это удобное для жизни пространство, обставленное просто, но элегантно. На первый взгляд всё обычное, но утончённость и художественный вкус незаметно присутствуют во внешнем и внутреннем облике голландского жилища. Как развить в себе способности ощущения стиля, как создать в своей квартире тонкий и изысканный интерьер голландского дома? Попробуем разобраться вместе. В этой статье Вы найдёте ответ на вопрос: как украсить интерьер в голландском стиле?

  • Голландцы не только потомки замечательных мореплавателей и купцов, но и очень трудолюбивые люди. Они буквально отвоевали у моря кусочки суши, которые прекрасно обустроили. Многие дома в Нидерландах имеют свои мини-пристани для катеров и яхт. Много старых домов, но все они поддерживаются в хорошем состоянии, как фасады, так и их внутреннее убранство.
  • Трудно поверить, но когда-то Нидерланды находились под властью Испании! Но к 17 веку это государство приобрело независимость и стало развиваться по собственному пути.
  • В это время в Нидерландах началось активное строительство в городах. Многие архитекторы трудились над созданием голландского стиля в облике жилых и общественных зданий. Своеобразный облик нидерландских городов сложился из оригинальных и новаторских идей зодчих-градостроителей. Готика, ренессанс и классицизм соединились, чтобы явить миру то, что все теперь называют голландской архитектурой. Много особенностей во внешнем виде домов, один из них-окна с несколькими (часто девятью) перегородками.

  • Близость моря в Нидерландах предопределило развитие мореплавания и торговли. Купцы на своих судах ходили в далёкие восточно-азиатские страны и привозили оттуда редкие и диковинные вещи: шерстяные ковры, шёлк, китайский фарфор и бронзовые изделия. Но не каждый европеец имел возможность купить для своего дома эти товары, так как из-за длинного заморского пути, откуда их везли, они были очень дороги. Поэтому в Голландии стали возникать ремесленные мастерские, которые пытались воспроизвести тонкий китайский фарфор. Так в интерьере появилась бело-голубая посуда , которая не только стала альтернативой китайским изделиям, но и прочно закрепила за собой право быть визитной карточкой этой страны.

Посуду расписывали синей краской и традиционно изображали морские суда, рыб, ветряные мельницы, бытовые сценки из жизни, а также цветочные орнаменты.

Особенностью голландского стиля является то, что во внутреннем убранстве дома встречаются элементы интерьера, повторяющие облик фасадов необычных голландских домов. Вот и на посуде можно встретить такие рисунки.

Но это совсем не означает, что в Голландии не выпускалась посуда других расцветок. Довольно популярна просто белая кухонная утварь, иногда с голубым или синим ободком.

  • Тарелки, кружки, чайники и вазочки голландские хозяйки красиво выставляют наи этот приём уже на протяжении столетий действует безотказно. А именно создаёт уютную и неповторимую обстановку в доме. Запомните, что открытые полки всегда привлекают внимание и, если Вы хотите, чтобы они действительно служили украшением интерьера, содержите их в чистоте и в полном порядке.

  • Керамические и фарфоровые тарелки способны украсить дом в голландском стиле не только на открытых полках, но и прикреплёнными к стенам .

  • Вазы в украшении интерьера играют не последнюю роль. И в голландском дом это не исключение.

  • Не только бело-голубой посудой украшают голландцы свои , но и начищенными до блеска медными кастрюлями и чайниками. Их часто выставляют напоказ, как часть интерьера, но их используют и для приготовлении пищи.

  • Открытые полки изящно оформляют кружевными и выбитыми на ткани салфетками. Используют всё те же цветочные мотивы. Голландские хозяйки тонко чувствуют грань между украшением интерьера и ненужными излишествами, которые часто играют совершенно противоположную роль.

При подборе салфеток для своей кухни следует отдать предпочтение изделиям из натуральных хлопковых или шёлковых нитей и желательно ручной работы.

Всегда помните, что любая самая обустроенная кухня не будет уютной и тёплой без запахов свежеприготовленных блюд и домашней выпечки.

  • Нидерланды известны всему миру, как страна, в которой появились и бело-голубые керамическая изразцы. Это глиняные изделия коробчатой формы. Изготавливались в деревянных формах-коробах. Основное отличие изразцов от керамической плитки в том, что изразцы с внутренней стороны имеют углубление и точки для механического прикрепления этого изделия к поверхности.

Использовались изразцы для облицовки печей, каминов, стен, фасадов зданий. Лицевая сторона могла быть как гладкой, так и рельефной.

Так же, как и для посуды, для росписи изразцов использовались «голландские» мотивы: цветы, мельницы, корабли. Часто из изразцов собирали целую картину, выкладывая сюжет из отдельных плиток.

  • Конечно же, в Голландии (так часто называют Нидерланды по названию одной из провинций) давно налажено производство керамической плитки . И она повсеместно используется для оформления жилища.

Плитками оформляют не только кухонные «фартуки», но и выкладывают пол и украшают стены в ванной и туалете. Особенностью голландского интерьера является использование в оформлении стен керамических панно, собранных из небольших плиток в одно целое. Сюжеты остаются прежними: море, корабли, мельницы или цветы.

  • Но не только изразцами голландцы украшали свои камины, но и натуральным камнем или крепкими, хорошо обожжёнными кирпичами.

Ведь камин -это тоже украшение голландского дома и к его отделке следует подходить особенно тщательно.

Конечно, чтобы помещение стало похоже на голландский дом, нужен не только камин. Важна отделка стен, набор «голландской» мебели, освещение, текстиль и другие более мелкие детали интерьера. Стоит заметить, что создание интерьера-это дело не одного дня и даже месяца.

Для того, чтобы понять, как устроен интерьер и быт в голландском доме, стоит заглянуть туда и самому всё рассмотреть.

Особенностью европейских домов является то, что их хозяева тщательно продумывают и обустраивают буквально каждый уголок. При этом не кое-как, а чтобы это было и удобно и красиво.

  • Если есть возможность, сделайте окна до пола, отделайте одну из стен камнем, на пол положите керамогранит или кафель. Не забудьте про встроенные полки.

  • А если Вы смонтируете на потолке деревянные (или фальш-) балки хотя бы в кухне, это станет настоящим украшением для неё. Это соответствует отделке жилища в голландском стиле.

Подбирая мебель для своего дома прежде всего определитесь со стилем, который Вам ближе. Ведь голландский интерьер может быть в деревенском (кантри) стиле, классическом и современном варианте. Скорее всего, существуют и другие способы. Но только не забудьте, что дом должен получиться красивым, комфортным и функциональным. А ещё он просторный и наполнен воздухом.

И, конечно же, естественное освещение обязательно!

  • Электрические светильники в голландском интерьере используются не только по прямому назначению, но и для создания стиля и украшения жилища. В одном помещении могут легко «сосуществовать» хрустальная потолочная люстра и фарфоровые или металлические бра, настольные лампы, точечные светильники и другие осветительные приборы. Важно, чтобы они все вместе выглядели уместно в данном помещении.

Создавая интерьер в голландском стиле, старайтесь использовать натуральные материалы. А осветительные приборы выбирайте из стекла, металла, фарфора и хрусталя. Не используйте пластиковые светильники. Они слишком «удешевляют» интерьер.

Возможно, Вы решите изготовить абажур для светильника своими руками. Это тоже приемлемый вариант.

Что касается мебели, в кантри и классическом стиле она должна быть изготовлена из натуральных материалов: дерева, кожи, стекла, металла.

Голландская мебель обязательно будет качественной и долговечной, а ещё удобной и стильной.

  • Конечно, голландский стиль в интерьере самобытен и своеобразен. Мастера-мебельщики из Нидерландов придумали и воплотили в жизнь такой шедевр мебельного искусства, как посудная горка .

Голландия славится не только своими выдающимися мореплавателями, прекрасными тюльпанами и ветряными мельницами, еще одна особенность этой страны – уникальный стиль оформления жилищ. Голландский стиль в интерьере можно описать тремя словами – простота, уют, комфорт. Это невероятно домашняя стилистика, в которой действительно хочется расслабляться и отдыхать как морально, так и физически.

Где применим голландский стиль?

  1. Считается традиционным оформлять в голландском стиле частные дома и дачи.
  2. Использовать данный стиль при оформлении обычной городской квартиры также можно, ведь он не предъявляет никаких требований к размерам жилища. То есть, теоретически, голландскую стилистику можно внедрять даже в небольшие однокомнатные квартиры.
  3. Кафе и рестораны – еще одна прекрасная площадка для реализации голландского стиля.

В любом случае, какое бы помещение вы не выбрали, нужно сделать упор на простоту, уют и практичность его оформления.

Отделка комнаты

Одно из строгих требований, которое выдвигает голландский стиль, заключает в использовании натуральных материалов. Например, большое количество пластика в интерьере полностью испортит весь ваш дизайн.

Для отделки пола лучше всего подойдет паркет. Однако учитывая стоимость этого напольного покрытия, его можно заменить ламинатом. Если вы решились на такую подмену, следите за тем, чтобы ламинат был максимально качественным и схожим с натуральной древесиной. Второй вариант напольного покрытия – керамическая плитка, стилизованная под камень. И плитка, и паркет должны быть в темных цветах. Это хорошо подчеркнет всю мебель и аксессуары.

Стены должны контрастировать с полом и быть в светлых тонах, например, бежевых, голубых, желтых. Голландский стиль приветствует использование красного кирпича для отделки стен не только снаружи дома, но и внутри. Такой красный кирпич вполне может стать частью интерьера, к тому же, с его помощью удобно делить помещение на зоны. Стены, свободные от кирпичей, стоит обрабатывать штукатуркой. Не нужно выбирать изысканные и декоративные варианты. Грубая крупная штукатурка – идеальный вариант, который придаст стенам необработанный вид.

Потолочные балки – буквально обязательная часть интерьера, даже если вы живете в городской квартире. Очень важно подбирать цвет балок под цвет напольного покрытия. Не подойдут потолочные балки только для самых маленьких комнат. В них потолок можно просто выкрасить в белый цвет, чтобы визуально увеличить помещение.

Еще одна вещь, на которую нужно обратить внимание при отделке помещения в голландском стиле – это окна. Если вы занимаетесь строительством своего дома или дачи, постарайтесь сделать окна максимально большими, «нарядив» их в деревянные рамы. Актуально будет украсить окна витражами (например, пленочными). Яркие витражи сделают всю комнату веселой и радостной. А вот от штор и занавесок по возможности лучше отказаться. Они обычно не используются в голландских интерьерах. Если же без занавесок никак не обойтись (ваше окно выходит на оживленную улицу), ограничьтесь тонкой тюлевой шторкой.

Цвет и свет

В голландском стиле есть пять преобладающих цветов – коричневый, бордовый, голубой, бежевый и желтый. Эти цвета должны стать основными и главными, а остальные оттенки могут их дополнять. Обратите внимание, что в каждой комнате дома будет преобладать свой цвет:

  1. Для голландской кухни лучше всего подойдут все оттенки темно-коричневого. Например, кухонный гарнитур из натуральной древесины темных пород сможет хорошо украсить вашу кухню.
  2. Для спальни подойдут все самые светлые тона. То есть вы можете выбрать любую краску из предложенных выше, и использовать ее не в насыщенной, а в самой разбавленной вариации.
  3. Главное цветовое правило для голландской гостиной – все цвета должны быть теплыми. Например, насыщенный желтый цвет будет хорошо сочетаться с красно-рыжей кирпичной кладкой.
  4. В ванной старайтесь использовать бежевый цвет. Его насыщенность будет зависеть от размеров ванной комнаты (чем больше ванная, тем насыщенней оттенок бежевого). В качестве цветовых акцентов в ванной можно использовать голубой и розовый цвета.

Свет в голландском дизайне обязательно должен быть мягким и ненавязчивым. Основной источник света – большое окна. Остальные источники света должны быть точечными. Для этих целей можно использовать торшеры, стилизацию под уличные фонари, светильники в мягких абажурах.

Выбор мебели

Вся мебель, которую вы будете использовать в голландском интерьере, должна быть массивной и простой (в простых формах). Мебель также может быть даже немного грубоватой. Изысканность мебели предают небольшие, на первый взгляд незначительные нюансы, такие как, изогнутые ножки у стола или стульев. Для декора мебели лучше всего подойдут кожа и стекло.

Типично голландский предмет мебели – деревянный шкаф для посуды с полками и стеклянными дверцами. За стеклом обычно красуется красивая посуда, которая носит не только функциональный, но и декоративный характер. Как правило, на полки выставляют фарфоровые тарелки и чашки в светло-голубых тонах. Не менее важный атрибут интерьера – камин, который стоит отделать кирпичом или керамической плиткой.

Остальные предметы мебели используются в определенных комнатах. Итак, для оформления гостиной вам понадобиться массивный деревянный старинный (или искусственно состаренный) комод. Для кухни – массивный стол, дополненный плетеными стульями. Для спальни – более изящная мебель, например, кровать с изогнутыми ножками и изысканным изголовьем и миниатюрные прикроватные тумбочки.

Голландские аксессуары

Весь голландский интерьер практичный и спокойный, вот почему в него хорошо впишутся понятные и красивые аксессуары, а изысканные картины в стиле импрессионизма будут выглядеть лишними. Вот лишь несколько примеров удачных аксессуаров для квартиры или дома в голландской стилистике:

  1. Картины на морскую тематику и прочие морские аксессуары (не забывайте, мореплавания у голландцев в крови).
  2. Картины и гравюры голландских художников.
  3. Цветы – живые в горшках и вазах, а также качественные искусственные.
  4. Керамические вазы. Особенно хорошо будут смотреться вазы в форме кувшинов.
  5. Металлические подсвечники.
  6. Географические карты и глобусы. Карты желательно выбирать стилизованные под эпоху великих открытий.
  7. Предметы старинного голландского быта, например, декоративные прялки.

В Галерея дизайна / bulthaup в Петербурге с 29 октября открылась «Голландская полка», экспозиция книг по дизайну, архитектуре, моде, фотографии и предметы интерьера из Нидерландов, а также прошла встреча с Еруном Юнте (Jeroen Junte), автором нескольких книг о голландском дизайне. Портал DIY побывал на этом мероприятии, чтобы узнать, что же такое современный голландский дизайн, а также пообщаться о развитии сферы «Do it yourself» (сделай сам) в этой стране.


Ерун Юнте во время лекции

Голландский дизайн как явление появился на мировой сцене около 100 лет назад, благодаря деятельности Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), входящего в плеяду звезд мирового дизайна первой половины XX века.


Самое известное творение Ритвельда, красно-синий стул, 1918 год

Впрочем, даже не смотря на столь громкое начало, голландский дизайн долгое время не мог похвастаться серьезными достижениями и уж тем более конкурировать с итальянскими или скандинавскими образцами. Серьезный прорыв случился в начале 1990-х, когда Тейо Реми (Tejo Remy) представил на суд общественности тряпичное кресло «Droog» из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры -концептуальности и изрядной доли юмора. Действительно, зачем вырезать из дерева стул или кресло, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку?


«Тряпичное кресло» от Тейо Реми


Скамейка-бревно голландского дизайнера Юргена Бея (Jurgen Bey)

Все эти предметы выглядят нарочито провокационными и не всегда практичными. Что же стало поводом для формирования такой самобытной и противоречивой дизайнерской школы в Нидерландах? По мнению эксперта в этом вопроса Еруна Юнте, основополагающими стали несколько факторов: активная государственная поддержка молодых дизайнеров, которые при этом обучались в художественных, а не технических школах, а также отсутствие крупного мебельного производства в Голландии. Фактически, дизайнеры, работающие в маленьких частных мастерских, оказались вольны творить совершенно все, что взбредет им в голову, ведь большую часть объектов они изготовляли собственноручно.


Светильник «CMYK» Дениса Паррена (Denis Perren) раскладывает свет на основные цвета спектра и создает из них новый причудливый узор

Возможно, голландский дизайн продолжал бы идти по пути все большей авангардности и концептуальности, однако суровая реальность не заставила себя ждать, разразился кризис, заставивший дизайнеров повернуть голову в сторону большей практичности и эстетичности.

В последние 10 лет голландский дизайн, сохранив свой своеобразный юмор и любовь к концептуальности, выработал новые принципы, которые позволили ему серьезно заявить о себе на мировой сцене.


Комод с рисунками-татуировками от голландской Studio Job

Основные принципы современного голландского дизайна:

  • рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использования материалов, например, магнит, для крепления консольного столика к стене
  • максимальное повторное использование. Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей
  • новая эстетика. В предметах голландского дизайна стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования
  • возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, так структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки
  • совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед всем эксклюзивным и поэтому трещинки на керамической чашку, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются
  • DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D принтере и собрать его вручную или же выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) и ручек от обычной швабры.


Современные повторения еще одного знаменитого стула от Геррита Ритвельда, максимум простоты и функциональности

Ерун Юнте отметил, что в Голландии чрезвычайно высок интерес ко всем объектам, сделанным своими руками. По его словам, среди настоящих поклонников дизайна иметь вещи, изготовленные вручную, считается особенно престижным, такие вещи ценят и не жалеют на них средств. Даже если рукотворные предметы имеют мелкие огрехи и недостатки, они индивидуальны и именно этим особенно привлекательны. Этому способствует и специфика голландского дизайна, где предметы создаются дизайнерами вручную, с помощью 3D принтеров и т.п. технологий мелкими тиражами в собственных студиях. Таким образом, в предметах голландского дизайна соединяется ремесленное мастерство, индивидуальность и новаторский современный дизайн.