О грехе сребролюбия. Грех - сребролюбия

На вопрос, в чем заключается счастье для человека, выдающиеся мыслители всех времен, философы и поэты в своих произведениях отмечали, что самое большое счастье – уметь любить и быть любимым, а затем, иметь личную свободу, не быть никому рабом. Христиане уточнили бы: надо любить Господа, чтобы правильно любить человека; а чтобы быть свободным и уметь правильно пользоваться ей, нужно освободиться от своих страстей. Без этого свобода окажется не только великим, но и опасным даром. Любовь то благо, которое переходит в вечную жизнь и становится ее главным содержанием; а свобода углубляется и расширяется в богообщении, в осознании царственного достоинства человека .

В земной жизни свобода – это возможность нравственного выбора. В вечном бытии свобода – избавление человеческой души от всех негативов; это вхождение человека из состояния борьбы с демоническими силами и грехом в бесконечный покой Божества, где нет противоречий и противостояний, где человеческая воля соединена и слита с божественной волей . Итак, счастье человека – любовь и свобода.

У любви есть два антипода. Первый антипод ненависть – состояние падших духов; второй – сребролюбие, которое, как и ненависть, изгоняет из сердца любовь . Сребролюбие в своей глубокой сущности – это вражда к человеку, как к своему потенциальному противнику и захватчику. Апостол Павел называет сребролюбие идолопоклонством, то есть вхождением человека в темный мир зла – в область падших духов, и заменой Бога земной пылью, какие бы образы и формы не принимала эта пыль .

Любовь и сребролюбие не совместимы. В восхождении души к Богу можно отметить три ступени: веру, надежду и любовь. Сребролюбие – это потеря надежды на Бога и упование на деньги; от этого тускнеет вера и исчезает любовь . Сребролюбцу кажется, что промысл Божий оставит его и он, обеднев, будет умирать покинутым всеми в этом мире, как одинокий путник в пустыне. Ему кажется, что промысл Божий, который питает даже малых птенцов, оставит его больным и нищим, что задремлет и уснет Хранящий Израиля. Поэтому сребролюбец хватается за деньги, как за спасительный круг в водоворотах жизни, как за панацею от всех болезней и несчастий. Он верит, что с деньгами за пазухой будет безопасен во всех обстоятельствах, как человек, укрывшийся от врагов за крепостной стеной. Он считает, что богатство – единственный друг, на которого можно положиться, а остальные, на самом деле, – только посягатели на его имущество. Он рассчитывает, что если заболеет, то деньги будут необходимы для его лечения; если настанет голод, то он выживет благодаря им, а когда он будет умирать, то оставит завещание, чтобы деньги раздали бы на поминовение его души, так что они и по смерти пригодятся ему. Оставленное расти сребролюбие, переходит в страсть: человек собирает деньги ради денег; из-за них он готов пожертвовать не только чужой, но и своей жизнью .

Сребролюбец забыл о промысле и помощи Божией, которые хранили его до сих пор. Ему кажется, что Бог «умрет» и он должен заранее позаботиться, чтобы обеспечить себя и свою старость. Он собирает деньги на «черный день», не понимая того, что делает каждый день своей жизни черным днем. Блуд, пьянство, гнев – это явные грехи; а сребролюбие – коварный, скрытый грех , это змееныш, который спрятался в человеческом сердце, как в своей норе, и растет, превращаясь в дракона.

Сребролюбец не может любить Бога, хотя бы исполнял продолжительные молитвенные правила, посещал храмы, путешествовал по святым местам и даже делал бы какие-то пожертвования. У кого нет надежды на Бога, у того нет доверия к Богу, а любовь требует доверия – она сама по природе своей доверчива.

Сребролюбец никого не любит и его никто не любит. Он играет в любовь и с ним играют в любовь. Неизвестно место могилы Иуды – и могила сребролюбца вскоре будет забыта: от нее будет веять таким же холодом, как от его сердца при жизни. Лишив себя любви, сребролюбец лишил себя тепла и света, сама душа его стала трупоподобной.

Александр Македонский, умирая, велел положить его тело в хрустальный саркофаг, с обращенной вверх пустой ладонью, в знак того, что тот, кто завоевал пол мира, ничего не унес с собой в вечность. Если бы мы могли увидеть в духовном плане сребролюбца, лежащего в гробу с раскрытой рукой, то нам бы представилась бы его ладонь наполненной грязью, в которую обратились деньги – его кумир.

У зародыша вначале образуется сердце – это центр его существа; у трупа последним в теле разлагается сердце. А сребролюбец уже при жизни убил свое сердце – оно изъедено червями, и он переходит в загробный мир с душой, наполненной метафизической тьмой. В аду есть два особо страшных места: геенна огненная и тартар. В геенне огненной нет прохлады, в тартаре нет тепла, – там вечный холод, который пронизывает души. Участь сребролюбца – тартар. Кто при жизни погасил в себе любовь и милосердие, тот по смерти окажется в царстве непроницаемого холода, который так же страшен как огонь; этот холод пронзает его насквозь, как лед своими иглами.

Сребролюбец не может любить ни своих детей, ни родителей. Хоть в нем говорит голос плоти и крови, но главное – свое сердце – он уже отдал деньгам и богатству. Его дети лишены того, что имеют дети бедняков – любви. У одного писателя есть рассказ о том, как известный профессор математики был настолько скуп, что не давал своему сыну-гимназисту даже мелочь на дорогу. Впоследствии обнаружилось, что сын крал у своего отца редкие книги и продавал их букинистам, не только чтобы получить деньги, но мстя своему родителю за скупость.

У Пушкина имеется небольшое произведение «Скупой рыцарь», где хорошо показана психология и деградация человека, для которого целью жизни стало стяжание богатства. Скупой барон жалеет деньги для собственного сына, чтобы тот приобрел необходимые для рыцаря оружие и одежду, и доходит до того, что обвиняет перед герцогом сына в попытке отцеубийства. Эта драма кончается тем, что отец вызывает на дуэль сына и тот принимает вызов, потому что уже с детства убил в своем сердце любовь и уважение к отцу.

Сребролюбцев презирают собственные дети. И здесь мы видим некий парадокс: или дети вырастают такими же жадными и мелочными, как их родители, которые трясутся над каждой монетой, или же наоборот, расточительными, как бы из мести тем, кто при жизни не согревал их своим теплом, а оставил наследство только потому, что не смог взять его в могилу. Если у родителей вырастают скупые дети, то повторяется та же картина, только перевернутая вверх ногами. Дети смотрят на престарелых родителей как на нахлебников, как на налог, который они должны несправедливо платить, как на дыру в домашнем бюджете, куда уходят их средства, которые могли бы быть употреблены на более нужное дело. Родители чувствуют, вернее им показывают, что они в тягость детям, что чем скорее они умрут – тем лучше и день их смерти станет подарком для детей; родители в собственном доме становятся похожими на странников, которых приютили из милости на ночлег, а те задержались в гостях дольше, чем полагается.

Не лучше картина жизни у таких супругов. Скупой муж вмешивается во все дела жены; он проверяет до мелочи расходы, допрашивая, сколько что стоит, и печально покачивает головой, будто жена виновата, что такие цены в магазине и на базаре. Обычно жены не любят и презирают скупых мужей. Скорей они простят безалаберность и расточительность, чем скупость и мелочность, недостойную мужчины. Ведь женщина в глубине души до старости лелеет романтическую мечту о супруге-рыцаре, который ничего не жалел бы ради нее. Если же она видит в нем холодного дельца или торгаша, то только терпит его, презирая в душе.

Так же не лучше положение, если жена одержима страстью скупости. Муж у нее находится в постоянном психическом стрессе. Он боится провести время с друзьями, пригласить своих знакомых в гости, так как знает, что после этого начнутся попреки, похожие на шипение змеи. Такая супруга тщательно следит за доходами мужа. Она устраивает целую разведку, расспрашивая его сослуживцев, ловит мужа на случайном слове, а когда тот засыпает, то осматривает его карманы и подкладку одежды: не спрятаны ли там деньги или письмо от какой-нибудь знакомой – своей потенциальной соперницы, куда, по ее мнению, может деваться часть жалования супруга.

В доме у скупой женщины беспорядок и грязь. Она не хочет расстаться со старыми и ненужными вещами, и забивает ими углы квартиры. Более того, если она увидит на дороге гвоздь или гайку, то подымет и принесет в дом: зачем – она не знает сама, может быть, когда-нибудь и пригодится. Даже выносить мусор сопряжено у нее с тревогой, как бы в мусор не попала какая-нибудь вещь: ведь мятая газета или кусок картона может понадобиться в хозяйстве! У такой женщины квартира напоминает лавку старьевщика, где много ненужных вещей, брошенных в кучу. Если у нее малые дети, то она покупает им не по росту большую одежду, как бы на несколько лет вперед, чтобы не покупать новой, когда они вырастут. У скупых людей обычно мало детей – один или два ребенка, а иногда они вовсе не хотят их иметь, как лишний рот, который требовал бы дополнительных затрат. Часто в такой семье происходят отравления, так как хозяйке жалко выбросить испорченную пищу, и она предпочитает рискнуть своим и чужим здоровьем.

Скупой человек нередко отказывается от брака и семьи не ради воздержания и духовной жизни, а из-за того, что семья сопряжена с расходами. Ему представляется страшной картиной, что в его квартире как в детском саду будут бегать и шуметь дети, каждого из которых надо одеть, накормить, обуть и выучить. Значительная часть детоубийств происходит из-за сребролюбия и скупости. Родители, прикинув расходы на каждого рожденного ребенка, приходят к выводу, что таких затрат не стоит человеческая жизнь.

Грех сребролюбия один из тех грехов, в котором человеку трудно покаяться, потому что он сам презирает в других этот грех. В какие-то минуты он осознает его низость, отвратительность и позор. Ему легче признаться на исповеди в чревоугодии, блуде и гордыни, в том, что солгал друзьям, изменил супруге и даже убил человека , чем в том, что не мог заснуть, переживая до слез потерю вещи или денег, которые он одолжил, и ему медлят с отдачей. Еще позорнее признаться, что он мучается и горько сожалеет, что под горячую руку подарил дорогую вещь, и теперь без этой вещи жизнь кажется ему пустой, как после потери самого любимого человека. Он редко говорит на исповеди об этом грехе, обходя его стороной, так как боится, что священник даст ему епитимию, чтобы он боролся со сребролюбием, например, уделял бы какую-то часть от своего дохода нищим. Он может заболеть от такой исповеди или возненавидеть священника, как посягателя на его имущество. Поэтому сребролюбец обычно предпочитает, чтобы его страсть, укоренившаяся в сердце, скрывалась бы там до Страшного суда, чем вырвать с мучением и болью это ядовитое растение.

Человек сам от себя прячет и скрывает страсть сребролюбия. Свою скупость он старается оправдать справедливостью и принципиальностью : «Лучше отдам деньги бедным и нищим, чем пьяницам и бездельникам». Но обычно до нищих эти деньги не доходят. Для скупого нищие – враги, от которых надо скрываться или самому притворяться бедняком.

Некоторые скупцы считают, что им не надо покупать свечи и просфоры, давать милостыню нищим, делать пожертвования на храм, так как они заняты более высоким деланием – молитвой за мир. Однако это самообман. Даже апостолы давали милостыню от немногого, что имели. Верующий скупец находится в состоянии беспрерывного внутреннего противоречия: он читает поучения о милостыни, как бы ослепшими глазами и слушает проповедь как глухой. Он не помогает нуждающимся материально, считая достаточным, если помолится за них. Если же решается дать милостыню, то дарит ненужную вещь или то, что надо выбросить, и считает, что исполнил евангельскую заповедь .

Еще один парадокс: некоторые верующие скупцы ищут своей страсти в самой духовной аскетической литературе. Прочитав у преподобного Исаака Сирского и других подвижников, что высшей милостью является не телесная, а духовная, которая наиболее проявляется в молитве за человечество, скупец хватается за эту мысль и решает, что ему незачем ставить в храме свечи, подавать на проскомидию просфоры, помогать нуждающимся, а достаточно одной молитвы за человечество. Проходя мимо нищих, он мысленно молится за них и не останавливается для раздачи милостыни, чтобы, по его мнению, ум не отклонился бы от Бога. Он не хочет понять, что для молитвы за мир требуется самоотречение и жертвенность, что для высшего подвига необходимо пройти низшие ступени, что постоянная молитва за мир – это жертва всесожжения, для которой требуется продолжительная и тяжелая борьба со страстями, в том числе со сребролюбием.

Демон посмеивается над таким молитвенником, сидящем в луже и мечтающем о славе древних пустынников, как над малым ребенком, который считает себя полководцем, размахивая деревянным мечом. Такие скупцы читают духовную литературу с увлечением как романы, но не понимают, что, кто больше знает, с того спросится строже. Чтение, без исполнения на деле, только надмевает ум человека. Но большей частью скупой не читает и не размышляет о таких предметах, а, видя нищего, делает вид, что не замечает его и быстро проходит мимо.

Для неверующего человека и этой проблемы нет: он уверен, что никому ничего не должен. Если верующий-сребролюбец, обманывая себя, теряет богообщение, то неверующий лишает себя даже того немного, что украшает земную жизнь: он перестает любоваться природой, его не радует свет солнца, его сердцу ничего не говорит блеск бесчисленных звезд, которые как россыпи алмазов сверкают в черной бездне неба. Он может скорее задаться вопросом: за сколько продались бы солнце и звезды, если их выставили бы на аукцион.

Господь учит нас видеть в каждом человеке своего ближнего. Сребролюбие превращает близкого в далекого, потом в чужого, а затем во врага. Любовь расширяет сердце, а сребролюбец сузил свое сердце до размеров кошелька. Хоть он скрывает свою страсть, но она видна людям; она не может не проявиться, как не может быть скрыт огонь в стоге сена или смрад от мертвой крысы, гниющей где-то под полом.

Сребролюбие может сочетаться с внешними добродетелями, но это самообман . Цель добродетели – стяжание Духа Святого, а сердце сребролюбца находится в состоянии паралича и не может воспринять благодать Божию – незримый свет. Его внутренняя жизнь протекает на душевной, а не на духовной плоскости. Он может радоваться поездкам по святым местам, эмоционально переживать храмовую молитву, даже плакать от умиления, но дверь его сердца заперта для Христа.

В Евангелии повествуется, как богатый юноша спросил у Христа как спастись. Господь ответил: «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за мной». Он призывал юношу к высшему апостольскому служению, но тот принял это как жестокий приговор: желание вечной жизни померкло, небесное сокровище было отвергнуто ради земного. Юноша думал, что он исполнил заповеди Священного Писания, но демон сребролюбия сделал его своим пленником. Перед ним стоял Тот, Кто воплощал в Себе истину, спасение и вечную жизнь, а сребролюбец выбрал идола, слепленного из праха земли. Господь некогда взывал к Адаму: «Где ты?», но Адам спрятался в кустах, желая укрыться от лица Божьего; Христос сказал юноше: «Следуй за Мной», но сребролюбец отвернулся от Него и, опустив голову, пошел прочь. Адам послушал змея и потерял Бога; а сребролюбец послушал демона и потерял вечную жизнь.

Сребролюбец может отличаться такими добродетелями, как пост, продолжительная молитва, чтение Священного Писания, паломничество по святым местам, кротость в обращении с людьми, ласковость и т.д. Для него легче перечитать всю Псалтирь, чем совершить дело милосердия, которое потребовало бы от него затрат . Он прочитает Псалтирь, но поймет ли, что сказано там? Привьется ли к его душе благодать, когда в сердце стоит идол сребролюбия, как в языческом капище изображения Молоха и Ваала?

В житии святого Андрея Царьградского юродивого повествуется о монахе, отличавшимся подвижнической жизнью, к которому приходило множество народа как к великому старцу для поучения. Но преподобный Андрей духовными очами увидел, что тело монаха обвито змеем, на котором написано «сребролюбие». Он обличил этого мнимого подвижника в его тайной страсти, ради которой тот совершал подвиги, принимая обильную милостыню от людей. Монах ужаснулся и раскаялся. Но чаще всего сребролюбцы ненавидят того, кто говорит им о гибельности их состояния: так голодная собака кусает руку того, кто пытается отнять у нее отравленный кусок мяса.

Любовь расширяет человеческое сердце; она делает его способным отзываться как камертон на человеческую боль, сопереживать страданиям других, радоваться их радостью. Любовь углубляет жизнь человека. Она раскрывает неведомые раньше емкости и пространства души. Кто любит Бога, у того душа становится бездной наполненной светом; кто любит человека, у того сердце источает тепло. В этом отношении сребролюбец самоубийца: он сжал и окаменил свое сердце, лишил себя духовного света и реального богообщения. Он может испытывать во время молитвы и богослужения эмоциональный подъем, вроде вдохновения и посчитать это даже благодатным состоянием, но там нет благодати, а утонченное душевное переживание, чувство, связанное со страстями, которое не имеет общего с духовным просветлением. Это душевно-эмоциональные состояния, соединенные с кровью и плотью, и сребролюбец источает из глаз мутные слезы, растворенные с тщеславием.

Сребролюбец лишен свободы, он раб и узник своей страсти. Сребролюбец всегда встревожен: как добыть деньги, как сохранить и не лишиться их. Он прикован к ним невидимой цепью и не может расстаться мысленно со своим неверным другом и жестоким господином . Деньги срослись с ним, вошли в его существо, слиплись с его телом, как язвы прокаженного; он не может освободить себя от этой болезни, вернее, не хочет этого: расстаться с деньгами для него так же тяжело и больно, как своей рукой вырезать кусок собственного тела.

Был один случай во время гонений на христиан в Персии. На суд привели священника Павла и нескольких монахинь – его учениц. Они скрывались в пустыне, но там нашли их язычники. Павел был богатым человеком и во время гонений больше всего волновался, что случится с его имением. Начался суд. Девы исповедовали Христа, отказались отречься от веры и были приговорены к смертной казни. Очередь дошла до Павла. Судья знал, что он богатый человек и радовался, что теперь есть причина для конфискации его имущества. Он предложил Павлу тот же вопрос, что и монахиням: христианин ли он. За грех сребролюбия благодать отошла от бывшего священника, вера его исчезла, и он сказал судье: «Какой Христос, я не знаю никакого Христа, но если ты повелишь, я отрекусь от него ». Судья опешил от такой неожиданности, увидел, что добыча ускользает из его рук, и сам стал уговаривать Павла быть мужественным, как его духовные дочери. Но Павел отвечал ему: «Если от царя повеление приносить жертвы богам, то я готов его исполнить».

Судья пришел в гнев от этих слов, ведь после жертвоприношения он должен был отпустить Павла, и тогда он придумал еще одну уловку и сказал: «Чтобы доказать нам, что ты не христианин, возьми меч и сам отруби головы приговоренным к смерти девам ». Павел ужаснулся. Но сребролюбие победило. Дрожащей рукой он взял меч и подошел к монахиням, чтобы предать их смерти. «Что ты делаешь отец, – сказали они, – мы не боимся смерти, и так приговорены к ней, но пожалей свою душу, вспомни, сколько времени мы были в пустыни, сколько лишений претерпел ты, сколько мы молились вместе. Не становись нашим палачом ». Но тот, как бы обезумев, бросился с мечом на своих жертв и умертвил их. Опять судья увидел, что не может по закону захватить имущество Павла, и сказал ему: «Я должен рассказать о твоем подвиге царю, чтобы он сам наградил тебя » – и велел отправить его в тюрьму, а ночью приказал страже умертвить Павла и таким образом овладел его имением.

Сребролюбец потенциальный отступник от Христа. Мне рассказывали следующий случай. Один юноша прожил послушником несколько лет в монастыре, был благословлен монашеской одеждой, отличался тихим нравом, и игумен ожидал, что он будет примерным монахом. Послушника стали часто навещать богатые родственники и рассказывать о своих делах. Вскоре он затосковал и сказал игумену, что для монашеской жизни он не пригоден, а хочет создать христианскую семью и иметь детей. Никого не послушав, он вернулся в мир и стал заниматься бизнесом. Скоро он перестал ходить в храм, а затем с ним случилась страшная беда: при разделе дохода между ним и его компаньоном произошла ссора, которая перешла в драку, и бывший послушник нанес смертельную рану прежнему сотоварищу, от которой тот скончался на месте. Чтобы избежать наказания он успел выехать заграницу, и больше вестей о нем не было. Сребролюбие вывело этого человека из монастыря, заставило заниматься каким-то сомнительным бизнесом, а затем довело до такого состояния, что он сделался убийцей.

Нередко сребролюбие соединено с противоположной ему страстью – тщеславием . Тогда на душу с двух сторон нападают два демона, каждый тащит к себе: но какой бы демон не победил – выигрыш все равно за сатаной.

Сребролюбие, соединенное с тщеславием, делает человека постоянным артистом и лжецом; он дает щедрые обещания, которые не исполняет, говорит о милосердии, которое в душе ненавидит, делает показное добро, но в расчете, что получит вдвойне .

Один человек обладал значительным доходом. Он ходил в храмы, посещал монастыри, спрашивал о нуждах, обещал помочь, а затем куда-то исчезал. Через некоторое время он приходил с таким видом, будто забыл обо всем, что говорил и обещал. А если ему напоминали, то ссылался на занятость и уверял, что все исполнит при малейшей возможности.

Однажды начали восстанавливать полуразрушенный храм. Люди принимали участие в работах, кто как мог, и этот человек за трапезой сказал настоятелю, что он берет на себя строительство ограды и оплатит материал. Кто не знал этого человека, чуть не захлопали ему в ладоши, а те, кто знал – промолчали, сомневаясь в его словах. Настоятель оказался доверчивым человеком, отложил строительство ограды и стал ждать обещанного, как возвращения корабля из дальнего плавания. Проходило время. Работа приостановилась. Люди, узнав в чем дело, потребовали от этого человека исполнение его обещания. Кончилось тем, что он купил где-то негодные, испорченные блоки и привез их к храму. Когда их сгружали, то оказалось, что они обломаны, потресканы и не пригодны для строительства. В общем, дело окончилось тем, что настоятелю пришлось потратить средства, чтобы эти блоки вывезти и выбросить на свалку.

Однажды некий человек с приезжими гостями посетил храм и попросил, чтобы был отслужен молебен. После окончания молебна он вынул крупную купюру, показал священнику и гостям, спросил, где денежная кружка, и подошел к ней, держа в руках деньги, а затем вернулся с довольным выражением лица. К священнику подошла уборщица и тихо сказала: «Батюшка, я видела, как этот человек быстро подменил деньги и один рубль положил в кружку, а остальные спрятал ». Священник ответил: «Ничего не говори, не позорь его перед приезжими людьми. Я знаю этих ханжей, он устроил представление, а может быть вначале и хотел положить, но в последнюю минуту у него защемило сердце ».

Есть еще вид сребролюбия, который называется делячеством . Человек всегда нацелен на то, чтобы из всего получать выгоду; он друзей выбирает по выгоде, рассчитывая, сколько кто стоит и какую пользу можно из него извлечь. Такой человек умеет погреть руки даже около благотворительных дел. Обычно подобные сребролюбцы бывают внешне обходительны, приветливы и ласковы, но все это маска: они похожи на птицу, с голубиными глазами и с ястребиными когтями.

В Библии сказано: «Милостыня очищает всякий грех », но тогда, когда она сопряжена с правдой и покаянием. Сын Сирахов пишет: «Лучше малое с правдой, чем великое с неправдой ». Если ты дал милостыню, то приобрел друга, а если тебе отплатили неблагодарностью, то цена ее удвоится и утроится, и неблагодарность людей послужит тебе во спасение. Если ты дал долг, а тебе не могут или не хотят отдать, то соверши еще одну духовную милость: прими это спокойно и равнодушно, так как будто бы ты переложил камень с одного места на другое.

Сребролюбие всегда сопряжено с недоверием, волнением, осуждением, страхом потерять и желанием приобрести еще . Живот чревоугодника и сердце сребролюбца никогда не скажут – довольно.

Есть еще особый вид скупости, когда человек относится не только к другим, но к самому себе как к врагу. Такой человек лишает себя самого необходимого: одевается в старую, уже изношенную одежду, старается купить дешевую провизию, нередко испорченную и гнилую, чтобы не истратить лишней копейки из казны своего идола и господина – демона сребролюбия. Это какой-то особый аскетизм – урезывать и лишать себя во всем, в чем и где это можно; только аскетизм не ради Бога, а ради демона, не чтобы бороться со страстями, а чтобы служить одной из этих змей.

Некоторые сребролюбцы хранят деньги на груди, боясь расстаться с ними, на месте, где бьется сердце порабощенное страстью, а ночью кладут деньги под подушку, чтобы домашние не добрались до них. Любимое занятие такого сребролюбца – закрывшись в комнате, пересчитывать деньги, сортировать и складывать их в пачки, при этом он впадает в какой-то экстаз.

Существуют позорные профессии: одна из них – палач, другая – ростовщик. Ростовщичество – самый омерзительный вид сребролюбия. Если палач одним ударом или выстрелом отнимает у человека жизнь, то ростовщик медленно пьет кровь своей жертвы. Ростовщик – это человек с потерянным сердцем. И в христианстве и в исламе ростовщичество запрещено, и все-таки оно существует, потому что страсть сребролюбия заставляет человека забыть о загробном воздаянии и собственной душе. Сребролюбие, больше, чем нужда, побуждает несчастных людей торговать своим телом, как товаром на рынке. Из-за сребролюбия открывают игорные дома, как волчьи ямы, в которые попадает неосторожный путник. Сколько проклятий лежит на этих притонах и казино, сколько разорившихся людей кончают жизнь самоубийством. Из-за сребролюбия появился новый вид обогащения – торговля наркотиками. Этот белый ядом уничтожает таланты и силы человека, разбивает семьи, делает людей неспособными к труду, убивает в них чувство жалости и любви даже к родным, превращает человека в зверя, который готов идти на все, лишь бы добыть наркотик, без которого он не мыслит жизни.

Сребролюбцем не рождаются, им делаются. Вначале Иуда был апостолом; он разделял трудности и опасности, следуя за своим Божественным Учителем. Его падение началось не сразу: у него хранилась кружка для пожертвований, из которой ученики Христа покупали провизию, а также давали милостыню бедным. Оттуда он начал воровать деньги. Демон сребролюбия лишил Иуду веры в Христа как Спасителя мира, а затем полностью овладел им так, что он предал на смерть своего Учителя за 30 сребреников – цену раба.

Сребролюбие – это грех Иуды, который из ученика Христа превратился в предателя и окончил жизнь самоубийством . По преданию, дерево, на котором он повесился, дрожало от ужаса и омерзения к трупу предателя. Всякий сребролюбец в какой-то степени подражает греху Иуды и сам приговаривает себя к такой же участи в будущей жизни – пребывания в аду вместе с падшим апостолом. Святой Иоанн Златоуст в проповеди о гадаринском бесноватом говорит, что лучше иметь дело с тысячу бесноватыми, чем одним сребролюбцем, так как из бесноватых никто и никогда не дерзнул на то, что сделал Иуда.

Сребролюбие – это червь, который, проникнув в человеческое сердце, быстро превращается в змею. Святые отцы пишут, что страсть сребролюбия чужда человеческой природе, она приносится извне, и поэтому вначале ее легче победить, чем другие страсти, но если она укоренится в душе, то станет могущественнее всех страстей, взятых вместе. Как лиана, обвиваясь вокруг ствола, питается соком дерева и иссушает его, так страсть сребролюбия порабощает волю, пьет силы души и опустошает человеческое сердце.

Со сребролюбием надо бороться с самого же начала, при первых его проявлениях. Какие средства борьбы с этим грехом? Прежде всего, память о смерти . Праведный Иов, услышав весть о том, что все его имущество и дети погибли, сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! ».

Человек, осознавший грех сребролюбия, должен заставить себя силой воли давать сначала то, что ему мало нужно, а когда он испытает радость от этого даже небольшого благодеяния и убедится, что лучше давать, чем брать, то впоследствии может сам охотно делиться с нуждающимися даже необходимым . Некоторые люди, сделав благодеяние, потом ропщут и жалуются, что не получили в ответ никакой благодарности или взаимных услуг. Но дать ради Господа – значит дать безвозмездно, не ожидая отдачи. Кто дает, чтобы взамен получить от другого, тот похож на менялу, который заботится о собственной выгоде и не получив барыша, на который рассчитывал от сделки, начинает возмущаться и роптать.

В благодеянии нет проигрыша. Через человека милостыню берет Христос, Который обещал стократно воздать дающему. Давая бедному, особенно от своей скудности, можно дерзновенно сказать, что ты делаешь должником Самого Христа, а за Ним не пропадает долг. Если же тебе люди отплатили неблагодарностью или даже злом за добро, то в очах Божиих дар твой многократно увеличился . Замечено, что многие сребролюбцы умирают внезапно, не успев покаяться. Часто богатство, скопленное ими, быстро и попусту растрачивается их наследниками. Знаменательно также, что о сребролюбцах после их смерти почти никто не молится, их имена быстро забывается, а могилы зарастают травой.

Особенно отвратителен этот грех у христиан. Надо сказать, что Господь часто попускает скупцам-христианам разоряться, чтобы показать, как опасно надеяться на деньги, что богатство это изменчивый друг, который в любое время может покинуть человека. Такие христиане-скупцы, не понимая промысла Божьего, удивляются, почему они много молятся, а дела у них идут хуже, чем у неверующих.

Жадность и скупость соединены друг с другом. Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое. Можно сказать, что жадность – это активная скупость, а скупость – пассивная жадность .

Есть еще разновидность сребролюбия – это мелочность , когда сребролюбцу потерпеть малый урон также больно, как и большой. Даже бывают парадоксальные случаи, когда значительные потери такой человек переживает более спокойно, чем малые, как кровоточащие раны легче – чем уколы.

Что нужно делать сребролюбцам, чтобы побороть эту страсть? Прежде всего, помнить о смерти, которая все отнимет у человека, и о Страшном суде, на котором обнажится перед всем миром эта пагубная страсть .

В Евангелии Господь строже всех обличал фарисеев – этих артистов добра и лицедеев религии, которые писали изречения из закона Моисея на широких рукавах одежды, чтобы иметь их перед глазами, но в сердце у них были написаны слова: сребролюбие и тщеславие. Надо принуждать себя силой воли давать милостыню, особенно тайную и никому не говорить об этом ни прямо, ни намеком. Сначала это будет трудно, как делать операцию на собственном теле или прижигать себя раскаленным железом. Но затем человек начинает чувствовать радость от того, что он исполняет заповедь Божию: ощущает прикосновение благодати к своему сердцу, которая дает светлую радость, а не темное наслаждение, как при мысли о накопленных деньгах. Он начинает понимать слова Спасителя, что блаженнее давать, чем брать. Он ощущает, как змей выползает из его сердца и благодарит Бога, как умирающий – за возвращение к жизни.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Просмотрено (653) раз

Без денег трудно себе представить сегодняшнюю жизнь. Жажда обладать ими, иметь, приумножить, достигнуть любой ценой… Наше общество основательно сфокусировало свой взгляд на материальном. И это давно вышло за рамки естественных человеческих потребностей и стремлений. В сознании прочно утверждено, что без денег невозможно быть счастливым, любимым, принятым.

Ежечасные котировки валют являются важной новостью для современного человека. А полки книжных лавок полны пособиями и инструкциями об успехе, финансах и инвестициях. Нам предлагают различные курсы и тренинги о том, как состояться, как разбогатеть, как добиться своего. На этом фоне слово «сребролюбие» и его понятие воспринимается, как нечто устаревшее и неактуальное.

Что такое сребролюбие

Все, что мы имеем, дано нам Богом с определенным умыслом. Умение приобретать богатство и делать деньги это дар свыше, и тоже дан с определенным умыслом. Но как и многое в этом мире, понимание богатства и его предназначения было извращено . Сейчас это синонимы власти, роскоши, вседозволенности. В то время, как Библия учит о жертве, милосердии и сострадании тем, кто в нужде.

Если давать определение слову «сребролюбие», то первая строчка многих словарей покажет следующее: любовь к деньгам, имуществу, ненасытное желание обладать богатством. Как видно, это не просто здоровое стремление заработать и жить в достатке, ведь нам всем нужен кров, одежда, питание. Речь идет о болезненно проявленной страсти и любви к вещам, неестественной для человеческой природы.

Священное Писание учит нас, что когда умножается богатство, не прилагать к этому сердце (Пс.61:11). Важно понимать, не само обладание материальными благами делает людей грешниками, а пристрастие к ним, привязанность и стремление. Когда не ты уже обладаешь деньгами, а деньги обладают тобой. И это касается не только богатых и обеспеченных. Можно быть абсолютно бедным, ничего не имеющим человеком и при этом иметь сильнейшую похоть к деньгам.

Признаки греха сребролюбия

Нет трудности, чтобы определить грех пьянства, блуда или злоречия, здесь как-то все ясно и понятно. Но грех сребролюбия относится к той категории скрытых страстей, которые могут выступать под масками благодетели. Например, очень часто жадность преподносится как бережливость, а выступает под покрывалом смирения. Человек может и не догадываться, что за порок гнездится в его сердце. Но так или иначе, грех всегда будет давать о себе знать.

Люди склонны думать, что деньги дают свободу, в то время как они несут зависимость и порабощение. Эта иллюзия поломала не одну жизнь, подменяя вечные истинные ценности на бесконечную погоню за богатством.

Сребролюбцы не могут иметь нормальных человеческих отношений, у них все покупается и продается - любовь, дружба, помощь. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что сребролюбец играет в любовь и с ним играют в любовь. Его сердце становится маленьким, как денежный ящичек Иуды.

Как рождается сребролюбие в человеке

Проповедь о грехе стяжательства, как насущной темы, очень часто затрагивается православными священниками. Иоанн Кассиан Римлянин в своем труде «О духе сребролюбия» отметил, что эта болезнь навязывается нашей душе извне, поэтому вовремя обнаружив можно отвергнуть ее.

Действительно, прививание греха начинается еще в детстве , когда родители с пеленок ориентируют свое чадо на карьеру, первенство, успех. Когда друзей учат выбирать по принципу «что я буду иметь» и «кто твой папа». Когда обладание последней модели айфона среди подростков стало вопросом принятия и приличия. А наличие машины делает тебя желанным парнем для любой девушки.

Идет постоянное внушение, что все покупается и продается, без денег ты никто. Немало в этом способствуют и СМИ. Согласно рекламе, ты просто обязан иметь ту или иную вещь, только тогда на тебя обратят внимание, только тогда ты будешь что-то стоить и только тогда тебя обязательно полюбят. Какой информации мы позволяем входить в нас и чьему мнению влиять?

Грех сребролюбия легко пускает свои корни , когда человек уклоняется от Господа, от исполнения Его заповедей. Поход в церковь и слушание проповеди для него становятся бременем и пустой тратой времени. Он перестает доверять Богу, он доверяет деньгам и делает их своей опорой. Даже если духовные ценности были когда-то привиты, нередко они проигрывают в этой борьбе. Поэтому надо быть постоянно на страже своей души перед мирскими соблазнами.

Куда приводит любовь к деньгам

О сребролюбии Википедия говорит, ссылаясь на авторитетных святых отцов, что оно является одним из трех главных страстей, восстающих на нашу душу, которые порождают другие страсти. По мере того как у человека развивается грех сребролюбия, его добродетели угасают и голос совести перестает приносить мучение . Созревают новые пороки, которые по цепочке начинают окутывать жизнь.

Историю Иуды, предавшего Христа за 30 сребреников , знают даже те, кто ни разу не читал Евангелие. А у читавших появляются вопросы, как такое вообще могло случиться. Очевидно, что падение пришло постепенно. Сначала это возможно были просто нечестивые помыслы, которые он допустил в свое сердце. Вслед за ними приходят действия - он стал подворовывать из кружки, куда клали пожертвование для бедных. Это все продолжается какое-то время. Иуда теряет веру в Христа, как в Спасителя. А после, грех воровства повлек следующий, предательство. Но корень всего этого один - любовь к деньгам. Сегодня имя Иуды стало нарицательным.

Борьба с грехом

Сребролюбие - это один из смертных грехов и несет гибель душе человеческой - поражает проказой и ум, и сердце человека. История православия знает случаи, когда и священники, и монахи были опутаны сетями коварного греха. В программе «Уроки православия» отец Андрей Канев как-то сказал, что страсти сребролюбия подвержены все. И самый простой способ это определить, это задать себе вопрос «На кого я надеюсь?». Если я надеюсь больше на себя, чем на Бога — то значит, эта страсть во мне имеет место.

Победа над грехом не приходит за один день. На самом деле эта постоянная борьба в помыслах, желаниях, мотивах сердца. Воспитание в себе добродетели противоположной сребролюбию, например, нестяжание.

Пути освобождения:

  • исповедание греха;
  • надежда и упование на Бога;
  • память о смерти («Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» - Иов 1:21);
  • постоянно делиться с нуждающимися;
  • оказывать дела милосердия;
  • размышления о духовных ценностях;
  • слушание наставлений, проповеди;
  • постоянный анализ своих мыслей.

Святые отцы советуют начинать с малого, возрастая в даянии. Шаг за шагом, силой воли заставлять себя отдавать то, что, возможно, тебе уже не нужно. Это могут быть какие-то вещи в хозяйстве или одежда. Когда приходит победа и это становится делать легко, надо переходить на следующий уровень - делиться тем, в чем сам нуждаешься. И не забывайте, что через человека милостыню принимает Христос.

Священное Писание о сребролюбие

Священное Писание - это написанное Слово Божие, которое является важной составляющей жизни православного христианина. Оно дает духовную пищу нашему внутреннему естеству, открывает волю Господа и учит нас путям Его, наставляя на всякую истину. Писание говорит, чтобы быть счастливым нам не так многое и надо: любить, быть любимым и иметь свободу от всякого рода рабства. Но сребролюбие и любовь, и сребролюбие и свобода никогда не будут совместимы.

Преподобный отец Ефрем Сирин на вопрос о грехе сребролюбия поделился с верующими золотым правилом, что мерой всякого приобретения должна быть потребность человека и тогда путь твой жизненный будет мирным.

  • «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» - 1 Тим.6:9–10;
  • «Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла» - Прем. 15:12;
  • «Не буди рука твоя простерта на взятие, но да простирается лучше для подаяния» - Сир. 4:35;
  • «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» - Лук.16:13;
  • «При этом сказал им: смотрите, берегитесь , ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» - Лук. 12:15.

Грех быть богатым. С такими высказываниями приходится порой сталкиваться. А между тем, грешно не само богатство. Грешна привязанность к деньгам и материальным благам.

Если человек, работая абсолютно честно, раздает все свои солидные средства, щедро жертвует монастырям и храмам, помогает нуждающимся, какой же грех в его доходе?

А вот в случае сребролюбия - совсем наоборот. Что значит сребролюбие? Об этом мы сейчас и поговорим.

Определение

Сребролюбие - это любовь к деньгам. Такая навязчивая, граничащая с безумием. Причем страсть сребролюбия может присутствовать как у богача, так и у бедняка. И если с первым все понятно, то как может быть связан тот, у кого вечно денег нет, со сребролюбием?

Ответ на данный вопрос мы дадим чуть ниже. А сейчас хотелось бы напомнить нашим читателям, что сребролюбие - большой грех. Многие беды от него идут.

Бедняк и злато

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. Это неуемная жажда богатства, привязанность к нему. Но возникает вопрос: при чем тут бедность? Все просто. Бедный человек, страдающий от данной страсти, любит деньги. Но любит, как недосягаемый объект. Знаете, есть такая любовь по отношению к человеку: по нему вздыхают, его обожают, завидуют тем, с кем он рядом. И понимают, что сами никогда не будут находиться рядом с этим человеком.

Так же и с деньгами. Бедняк начинает завидовать тому, кто богаче него. Вздыхать и думать, какая у него жизнь плохая. Роптать, почему у него денег нет, и ничего нет, а вот у того-то есть. В итоге, этот бедняк становится злым и очень завистливым. Вся его жизнь проходит не в труде и молитве, а в ропоте и зависти.

Наверное, каждому из нас иногда бывает завидно. Например, смотришь фотографии в "Инстаграме" и видишь, что бывший одноклассник на шикарной иномарке ездит. И ребенок у него одет в дорогую одежду, и сам он прекрасно выглядит. А у тебя советская машинка, работаешь на заводе, а отдых не в жарких странах, а на даче. В лучшем случае в Турцию раз в год выбираешься.

Становится как-то обидно. А чего обижаться? И главное - на Кого? На Бога, который дает нам столько, сколько нам нужно? В холодильнике стоит кастрюля супа, сковородка со вторым, лежат фрукты и сладости. Разве бедный человек может себе позволить такое питание? Значит, ты уже не нищий. Сын ходит с хорошим телефоном, несмотря на то, что папа работает на заводе? Едва ли у детей бедняков есть хоть какие-то телефоны. Здоровье богатырское? Слава богу. Не ропщи - ты богат. Некоторые могут только мечтать о том, то есть у тебя.

Богатство - это грех?

Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?

Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет "левые" источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.

Первый же бизнесмен никакого "левого" дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.

Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй - сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.

Сребролюбие есть недоверие

Святые Отцы пишут, что сребролюбие - корень всех зол. Почему так? Потому, что сребролюбивый человек является страстным. И эта страсть любви к богатству и деньгам владеет им.

И еще один, самый важный момент. Сребролюбие - это недоверие Богу. Господь говорит, чтобы мы не пеклись о завтрашнем дне. Он сам себя прокормит. Человек, который гонится за все большими и большими материальными благами, боясь потерять их, говорит Богу, что не верит ему. Не верит в возможность Господа дать пропитание каждому человеку.

Страсть к богатству в православии

Что такое сребролюбие в православии? Это одна из восьми главных страстей. Сребролюбие - антипод любви. Не может человек любить кого-либо и что-либо, если он помешан на деньгах. Даже если такой человек внешне кажется набожным, ходит в храм, посещает святые места, какой толк от этого?

Приходит такой богомолец на службу, а у ворот храма нищий стоит. Человек делает вид, что не видит его и быстро проходит мимо. А в храме ни свечки не купит, ни записки за своих близких не подаст. Он воображает, что присутствуя на службе, молится за весь мир. А это не так. За весь мир молятся святые подвижники. На Афоне, к примеру, или на Валааме. Которые ночами в молитве пребывают, для отдыха на стул опираются. А мы? Какие мы молитвенники? Дай бог, раз в неделю, по воскресеньям в церковь выбираемся. И мимо нищих бегом пробегаем.

Почему многие беды происходят из-за денег? Не столько из-за их наличия, сколько от жадности до них. Потому, что сребролюбивый человек становится слеп. Он ничего не видит, кроме денег. Он ненавидит тех, кто по его мнению, хочет лишить его материальных благ. Если такому человеку указать на его погибельное состояние, он возненавидит того, кто это делает.

Это как случай с окном и зеркалом. Одному мудрецу задали вопрос, чем страшен грех сребролюбия. Он подвел спрашивающего к окну и попросил описать, что тот видит. Человек описал красивую осеннюю природу за окном. Тогда мудрец провел его к серебряному зеркалу и задал тот же вопрос. На что был дан ответ: я вижу себя. Мудрец улыбнулся и сказал, что всего несколько грамм серебра, а уже ничего не видишь, кроме себя.

Так и сребролюбивый человек. Он уже ничего не видит, кроме своих нужд в деньгах.

Деньги и дети

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. А как влияют деньги на детей? Не секрет, что нынешнее поколение соревнуется между собой в богатстве. У кого сотовый телефон дороже, тот и "круче". Дети смеются над более бедными товарищами, с такими зазорно дружить. Ребенку трех лет нет, а мама с папой ему уже планшет купили. А иному трех лет нет, так он в храме пытается креститься правильно и знает, кто такой Бог.

Что вырастет из чада, которое может позволить себе смеяться над тем, кто беднее? Или сребролюбивый человек, или расточитель. Мажор, говоря современным языком. В обоих случаях, это горе для родителей. В первом есть шанс, что придется престарелым маме и папе свой век доживать в специальном доме. Во втором ребенок полностью безответственен и рассчитывает, что в случае чего, папа его откупит. Откупают до поры до времени. Только перед Богом никакие деньги не помогут. Каждый будет отвечать по своим "подвигам".

Что делать, если у ребенка начинает проявляться страсть сребролюбия? Внушить ему иные ценности. Привить то, что есть куда более высшие блага, нежели материальные. К примеру, трехлетний ребенок, который знает, кто такой Бог, едва ли будет комплексовать из-за того, что беднее своих сверстников. Если же он из богатой семьи, искренне верующей, то не станет смеяться над тем, кто более беден. Наоборот - защитит такого товарища от глумления и нападок.

Резюмируем

Мы выяснили, что означает сребролюбие. Давайте выделим основные аспекты:

    Сребролюбие - это одна из восьми главных страстей.

    Ее суть состоит в болезненной привязанности к деньгам и материальным ценностям. Любить серебро, то есть любить деньги.

    Когда человек страдает данной страстью, для него не существует ничего иного, кроме жажды еще большей и большей наживы. Ему не до Бога. Вместо бога на уме деньги.

    Если же такой человек ходит в храм, то вера его пуста. Смысл разбивать лоб в молитве, когда мимо нищего проходишь, не замечая его?

    Богатство не грех. Грешно пресыщаться им и думать только о том, как достать денег.

    Ребенок, который растет в семье сребролюбивой, едва ли станет хорошим человеком. Ему с детства подменяют понятия.

Заключение

Теперь читатели знают, что это за грех - сребролюбие. Быть богатым неплохо. Плохо, когда мало того, что имеешь. И гнаться за большим, невзирая ни на что.

Как воспринимается современным человеком слово «сребролюбие»? Если вдуматься, смысл понятен: сребролюбие есть любовь к деньгам. Эта любовь, наверное, самая главная в современном мире. Без нее не существовало бы «общества потребления». Какие опасности таит такой взгляд на жизнь?

Само слово «сребролюбие» сегодня воспринимается как достаточно архаичное. «Любовь к серебру» означает, в первую очередь, любовь к деньгам, а деньги уже давно практически везде бумажные. Они всего лишь эквивалент, бумажное (чаще «зеленое», а не «серебряное») выражение золотовалютного запаса страны… Однако Церковь, бережно храня свое наследие богословской и аскетической мысли, активно пользуется и этим, казалось бы, устаревшим словом. Им описывается одна из основных и пагубных человеческих страстей.

Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть «тмоглавым бесом сребролюбия». Действительно, существует множество разновидностей и типов этого недуга. Сребролюбие, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, элементарная жадность, скупость, корыстолюбие… Список синонимов и смысловых оттенков можно продолжать, но во всех этих неприятных проявлениях человеческой греховности есть один общий мотив-желание и любовь обладать многим: много иметь, много приобретать; любовь к самому процессу приобретения и обладания. Для описания этого состояния человеческой души мы чаще всего пользуемся словом «сребролюбие» по той причине, что именно деньги дают человеку больше всего возможностей приобретать, обладать, получать услуги и удовольствия, и, соответственно, любовь к обладанию переносится на деньги.

Сами по себе деньги, имущество, доход не являются греховными. Господь дает их человеку для чего-то, и важно, как человек относится к тому, что имеет. «Богатство аще течет, не прилагайте сердце» (Пс. 61: 11). Можно быть очень богатым человеком и несребролюбцем, а можно, ничего не имея, быть скрягой, готовым перегрызть всем горло из-за шнурка или булавки… Деньги, конечно, искушают человека, но ведь человек к тому и призван, чтобы достойно перед Богом переносить все испытания. В притче о сеятеле Господь указывает, что причиной неприятия слова Божия в сердце человека является «забота века сего» и «обольщение богатства», а не само по себе богатство и не сам по себе век. Мир не может насильно погубить человека. Потому и говорится об «обольщении» богатством, о том, что человек сам себе врет, когда уповает на богатство, на то, что оно принесет славу и удовольствия и застрахует от неприятностей в будущем.

Такое упование на богатство лежит в основе страсти сребролюбия. Оно же делает сребролюбца по сути идолопоклонником-упование и надежду, которые человек должен возлагать на Бога, любостяжатель переносит на мертвые вещи и металл, или вообще, на абстрактные бумажные знаки, виртуальные деньги, делая из них себе божество, идол. «Сребролюбие,-говорит преподобный Иоанн Лествичник,-есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами… Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник».

Как отмечает святитель Василий Великий, «нередко само благоденствие жизни служит для многих вместо испытания». И надо сказать, что сегодня испытание благоустроенной жизнью оказалось более страшным, чем многие бедствия в истории человечества. Современное «благоденствие» как никогда раньше способствует тому, чтобы, в частности, то же сребролюбие развивалось и проявлялось в самых разнообразных и «экзотических», не сразу распознаваемых формах… Их настолько много, что мы порой не замечаем вовсе, что стали закоренелыми любостяжателями.

Именно это разнообразие форм сребролюбия двигает нашу экономику и технический прогресс. Самый бросающийся в глаза факт-банковская система, построенная на принципе «роста» -взимания платы за то, что тебе одолжили на время деньги… О противоречии принципам христианства и о греховности такой практики было много сказано в святоотеческой литературе. Сам Господь призывал давать взаймы, не ожидая ничего (Лк. 6: 35).

Стремление к роскоши и комфорту стало повсеместным проявлением любви к многоприобретению. Удовлетворив свои насущные нужды, человек очень скоро начинает искать не просто многих вещей, но дорогих и выдающихся по своим качествам. Во все времена этот порок обличали и указывали на то, что именно из-за этого стремления льется много слез и крови. Но ослепленные грехом не хотят об этом и думать. К тому же сейчас вся экономика развивается на основе удовлетворения спроса на роскошь и комфорт.

Поиск особенных вещей выливается в привычку, страсть под названием «коллекционирование». По поводу проявления этой страсти даже в церковной среде стоит привести замечание епископа Варнавы (Беляева): «…Здесь и археология как страсть должна быть обличена, когда не только светские ученые, но и люди с богословским образованием и в высоком сане смотрят на каждую икону и священную вещь только с точки зрения археологии, а не благочестия. Таким образом, иконы у них превращаются в настоящих идолов, и, если обстановка храма не «стильна», они не могут молиться».

Сребролюбие начинается с забвения Промысла Божия и с заботы о «черном дне». Система страхования основана на этой же тревоге перед неизвестными неприятностями, тревоге, неведомой человеку, уповающему на Господа. Страховать имущество придумали в Средние века средиземноморские купцы, отправлявшие свои товары морем и очень беспокоящиеся о том, доплывет ли их груз по назначению. Теперь страховка стала неотъемлемой частью нашей жизни, страховые компании процветают…

Та же забота о «черном дне» не позволяет сребролюбцу расслабиться-ему чужда лень, он очень трудолюбив. И здесь доходит до патологии. Многие страны уже обеспокоены размахом трудоголизма. Япония призывает своих граждан «отдыхать, чтобы сохранить здоровье нации»…

Естественная жажда знаний сегодня перерастает в любостяжательное по сути стремление обладать информацией. Обладать, порой не понимая до конца то, что прочел, услышал или увидел. Казалось бы, пустое многознайство-а какое множество шоу, умных «аналитических» передач и «познавательных» журналов делается на основе этой любви обладать информацией обо всем!.. Вы никогда не задумывались: а зачем Вам персональный компьютер с таким огромным объемом памяти? Все ли из того, что сохранено в нем или записано на множество купленных Вами дисков, Вы сможете хотя бы один раз просмотреть, прослушать или пробежать текст по диагонали? Но Вам ведь приятно чувствовать, что у Вас это есть, что Вы владеете самой широкой подборкой фильмов, и у Вас на флэшке чуть ли не вся Национальная библиотека?..

К этой же страсти накопительства-накопления многих знаний-можно отнести и просмотр, «потребление» новостных программ и изданий. Зачем нам столько знать о происходящем в мире? Конечно, многознание связано также с тщеславием и гордостью, но сегодня это скорее проявление именно страсти накапливать-ведь мы даже не успеваем похвастаться, блеснуть своими знаниями геополитической обстановки перед своими знакомыми…

Сегодня мы стремимся накапливать, «коллекционировать» контакты, иметь много знакомых и друзей. Актуальная проблема для тех, кто ведет блоги-«стоит ли продолжать «френдить» всех, кто «зафрендил» тебя, если в твоей «френд-ленте» уже 400 человек?»…

Еще один «изысканный», и в то же время, повальный вид многостяжания-фотографирование. Мы, как одержимые, стремимся остановить и прикарманить чуть ли не каждое мало-мальски интересное мгновение своей жизни. Многие из сделанных когда-то фотографий (еще на пленочной мыльнице) я до сих пор не распечатал…

Прогресс-это когда преодолевают естественные преграды, ограничивающие наше стремление обладать многим. У вас нет денег? Не вопрос-дадим в кредит, у нас очень развитая банковская система. Вы не можете себе позволить купить все книги или сделать фотографии всего, что видели? Нет проблем, вот вам диски и флэш-карта-загружайте! И так далее…

Хотя все основано на простом принципе, подмеченном норвежским писателем Эрлендом Лу: «Похоже, что американцы руководствуются в жизни простой теорией, которая сводится к тому, что два лучше, чем один, а три лучше, чем два и т.д. Так, например, они считают, что иметь двести долларов лучше, чем сто. Умилительная теория! <…> По-видимому, из теории, которая гласит, что два лучше, чем один, как следствие вытекает, что большое лучше, чем маленькое, а высокое лучше, чем низкое. Идея, в общем, привлекательная и ведущая к успеху». Мы привыкли критиковать американцев, но эту идею мы бесспорно разделяем…

Сребролюбие представляет собой 3-ю из 8-ми основных страстей, которая проявляется, как ненасытное увеличение материальных ценностей. Добродетель, противоположная сребролюбию – это нестяжание.

Под действием сребролюбия человек нарушает вторую заповедь Бога, становится идолопоклонником, начинает чтить «Золотого Тельца», то есть – богатство. Основными разновидностями сребролюбия выступают следующие: жадность (желание обладать чем-то) и скупость (желание сохранять). Жадность пытается захватывать чужое, а скупость – опасается делиться своим.

Сребролюбие является страстью души обладать финансами и материальным имуществом больше, чем человек в том нуждается при определённых условиях. К примеру, человек имеет большую семью и стремится построить для неё дом, зарабатывая на него деньги. Будет ли это сребролюбием? Нет.

А другой человек живёт сам, без семьи и детей, но желает иметь 5-комнатную квартиру и старается на неё заработать. Будет ли это сребролюбием? Да, определённо.

Склонность людей к сребролюбию в целом естественна. Стремление добыть себе пропитание, содержать свою семью и детей, купить жильё и прочие необходимые вещи толкает людей искать заработки, стабильный источник дохода. Само по себе это не будет предосудительным, если находится в допустимых пределах.

Например, если ты нуждаешься в чём-то в конкретном промежутке времени и копишь на это, зарабатываешь, даже имея сразу несколько работ – это не грех и не предосудительно.

Но как же установить меру? Мера – это всё то, чего достаточно для жизни человека, даёт ему возможность без ущерба для своей жизни жить, оказывая помощь тем, кто в этом нуждается, но без излишеств, повреждающих душу.

Если человек имеет высокий доход, но перед сном его мысли не заняты деньгами, можно ли назвать его сребролюбивым? Совершенно точно, что нет. А если он даже живёт в скромных условиях, но каждую ночь перед сном мечтает про мешок с деньгами, является ли он сребролюбцем? Конечно же, да. Поэтому совершенно не важна степень дохода человека: богатый может быть не сребролюбцем, спокойно воспринимать деньги, а нищий может быть насквозь пропитан этой страстью жажды денег.

Чтобы жить спокойной и гармоничной жизнь следует всегда соблюдать следующее важное святоотеческое правило: «Пусть для вас мерой приобретения станет собственная потребность в чём-то». На этом же делает акцент преподобный богоносный отец Ефрем Сирин.

По природе человеку не свойственно сребролюбие

Священнослужители говорят про то, что страсть сребролюбия, в отличие от прочих видов страстей, является чуждой человеческой природе и не свойственной ей. И это имеет огромное значение, ведь так как эта страсть не укоренена в природе человека, значит, победить её будет не так сложно при желании.

Прочие виды страстей заложены в самом человеческом начале. К примеру, если говорить про блуд. Он связан с тем, что каждый из нас обладает физическим телом (плотью), в нас заложен инстинкт размножения, а в нашем организме регулярно происходят различные гормональные изменения. Страсть чревоугодия связана с тем, что мы вынуждены употреблять пищу, чтобы жить, она нам жизненно необходима.

А такая патология как сребролюбие просыпается в человеке позже, чем все другие и начинает извне внедряться в душу человеческую. То есть, её корень находится не в самом человеке. Но поэтому победить и извергнуть её значительно проще.

Но если же личность один раз пренебрежёт данной страстью, пустит её в своё сердце – то она рискует превратиться в самую гибельную и избавиться от неё будет сложнее всего, ведь она тогда начинает возбуждать прочие страсти.

Страсть к финансам является неестественной для человеческой природы и побуждение к ней обусловлено не нашей природой, а превратным произволением.

Сребролюбие невозможно насытить

В действительности основная опасность сребролюбия заключается в том, что эту страсть невозможно насытить полностью в отличие от других страстей. К примеру, если человек страдает от страсти чревоугодия и употребляет большое количество пищи, но в конечном итоге всё равно существует какой-то предел – объём его желудка, количество еды на столе, запасы в холодильнике и так далее. В какой-то момент он всё равно останавливается.

Точно также не может бесконечно реализовываться и блудная страсть, ведь она также зависит от физических ресурсов организма. Если человек подвержен страсти гнева и может внезапно вспылить, то всё равно в какой-то момент его нервная энергия истощится – как утверждают физиологи и врачи с расходом необходимого количества аденозинтрифосфорной кислоты. Она сгорает и человек уже не в состоянии больше гневаться, даже если он пытается или хочет продолжать делать это.

Но ситуация меняется кардинальным образом когда мы говорим о страсти сребролюбия. Ведь чем больше человек покупает – тем более скупым он становится и тем больше желает иметь. Возможно, вы подумаете, что миллионер сорит деньгами направо и налево? Совершенно нет, богатые люди зачастую готовы удавиться за копейку.

Сребролюбие выступает родной сестрой жадности и даже больше – её сиамским близнецом. Они всегда неразрывно связаны друг с другом.

Священнослужители обладают своим опытом в этом деле. Когда сёстры милосердия ходят осматривать пациентов, то часто замечают, что чем больше у человека денег и возможностей, тем сильнее он пытается высчитывать каждую копейку, лишь бы не передать лишнего. И у них особой популярностью пользуется поговорка: «Я потому и являюсь богатым, что плачу там, где нужно платить и не плачу там, где можно не платить»…

Главная опасность страсти сребролюбия заключается в том, что она совершенно не поддаётся укрощению. Чем больше человек получает финансов, тем ему всё кажется мало. Это, кстати говоря, первый отличительный признак страсти сребролюбия – желание иметь побольше денег, хоть на чуть-чуть. Подобное свидетельствует о вхождении страсти в ваше сердце. Важно вовремя обнаружить эту плохую тенденцию и сразу же начать пресекать развитие страсти.

Сребролюбие подпитывает и делает более сильными прочие виды страстей

Страсть сребролюбия имеет очень тесную связь со своими «соплеменницами». Всё объясняется достаточно просто: ты, к примеру, любишь вкусную еду, не умеряя свой аппетит, соответственно необходимо зарабатывать больше денег.

Испытываешь чувство зависти относительно внешнего вида, одежды либо благополучия окружающих – значит, нуждаешься в деньгах, чтобы оказаться с ними на одном уровне.

Желаешь достичь мирской славы – необходимо достичь положение, занять солидный пост, которые предоставит соответствующие финансовые возможности и почёт.

Поэтому если сможешь обнаружить корень проблемы сребролюбия в своей душе, то избавишься от проростков и прочих страстей. Именно поэтому преподобный Нил Синайский говорит о том, что: «Тот, кто желает справиться со всеми страстями, должен первым делом устранить их истинный корень; а до тех пор, пока будет оставаться сребролюбие, вы не сможете достичь положительного результата, так как ветки, отсечённые, начнут сразу же отрастать обратно».

Становится понятно, насколько ужасной страстью выступает сребролюбие. Она способна полностью затуманить разум человека, заставить его думать лишь о деньгах, полностью игнорируя прочие радости жизни.

Печально осознавать, что на сегодняшний день сребролюбие одолевает всё большее количество людей, делая их рабами материальных благ и ценностей. Единственное, что можно сделать, — бороться с этой тяжкой страстью, устраняя её из своей жизни и из жизни своих ближних.