Как по философски относится к жизни. Философия отношений применительно к жизни. Совет #2 мудрецов, древнегреческих философов

Глава 1. Философское отношение к стрессовым ситуациям

Проблема восприятия происходящего

Философское отношение к стрессовым ситуациям – это перестройка мышления, переосмысление тех сложностей жизни, которые мы воспринимаем как стресс. Это способность увидеть в любой неприятности ее другую, подчас скрытую сторону. Это принцип орла и решки: там, где есть минусы, есть и плюсы. Просто надо научиться их различать.

Мудрые мысли

Искусство жить – это искусство отпускать на волю все ненужное.

Коко Шанель

И когда у кого-то возникает опасение, что человек якобы станет сухим, бесчувственным, не способным на глубокое сопереживание, то хочется задать вопрос: «А зачем ему такие глубокие, но негативные переживания там, где их просто и не должно быть?». Философское отношение к стрессовым ситуациям – это психотерапия, избавляющая людей от всего мелочного и наносного ради освобождения его энергии для больших и благородных дел.

Философское отношение к стрессовым ситуациям – это искусство благородства и сдержанности в любых травмирующих человека обстоятельствах. Мудрость нельзя скопировать, ее можно только приобрести. Мудрый не отрицает реалий жизни, не пренебрегает человеческими ценностями, а, наоборот, философски ставит под сомнение значимость мелких неприятностей и невзгод. Такое отношение к жизненным неприятностям воспитывает приверженность к самым важным святым заповедям и человеческим ценностям. Это отрицание всего мрачного и вредного в нашей жизни, которое разрушает нас, не дает использовать свой потенциал, и растрачивает саму жизнь на пустые стрессы и неприятности.

Мудрые мысли

Есть только один путь к счастью – перестать переживать о том, что нам неподвластно.

Из книги Как помочь мужу преуспеть в деле автора Карнеги Дороти

Глава 11 Будьте готовы к экстренным ситуациям Некоторые семьи, сталкиваясь с проблемой потери мужем работы, совершенно теряются, не зная, что предпринять. Часто это происходит потому, что в подобной экстренной ситуации жена не хочет помочь мужу и взять на себя часть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

56. Философское осмысление трансперсонального проекта Г.М. Нажмудинова Нажмудинов Гаджи Магомедович (р.10.02.1936) – специалист в области социальной философии, культурологии, философской антропологии, истории зарубежной философии; доктор философских наук, профессор. Окончил

Из книги Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы автора Максимов Андрей Маркович

ГЛАВА ВОСЬМАЯ, в которой автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека Философия, если совсем попросту, – это «разговор за жизнь». Про жизнь, значит, и поговорим.Вот человек живет

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Самоактуализированные люди - исследование психологического здоровья автора Маслоу Абрахам Харольд

Из книги Сумерки богов автора Фрейд Зигмунд

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА Своеобpазное чувство юмоpа - одна из пеpвых хаpактеpистик самоактуализиpованных людей, котоpую мне удалось обнаpужить, оно было пpисуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то,

Из книги Священная коммерция. Бизнес как путь пробуждения автора

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Глава 17 Отношение к неприятностям У нас есть свой взгляд на проблемные ситуации, который помогает людям в их разрешении. Многие из нас ходят вокруг да около, избегая огорчений, пытаясь уклониться от гнева, конфронтации, разочарования и беспокойства. А мы говорим, что,

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Ключи к ситуациям 1А – проанализируйте установки, данные вашими близкими и замените их на противоположные. Запишите на листке и перечитывайте каждый день утром и вечером. Например: установка «Ты не умеешь одеваться!», замена – «Ты одеваешься со вкусом».1В – работайте над

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Глава 2 Отношение к людям Адекватность отношения человека к окружающим его людям во многом определяет его возможности в достижении поставленных перед собой жизненно важных целей. Американский юморист Роберт Бенчли лет 80 тому назад написал: «Все люди делятся на два

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Страдаете ли вы посттравматическим стрессовым расстройством? Ежегодно 5,2 миллиона американцев обращаются за помощью к специалистам из-за так называемых посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР); в странах, где основам безопасности жизнедеятельности на

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Из книги Оптимистическая трагедия одиночества автора Порошенко Ольга Юрьевна

9.1.2. Стратегии приспособления к трудным ситуациям «Активно преобразуя трудные жизненные условия, личность значительно изменяется, но изменения эти не преднамеренны и, как правило, неосознаваемы. Жизнь, однако, ставит личность в такие ситуации, когда только намеренное

Я очень рада, что в лекции современного философа Алексея Цуркана я нашла для себя ответ на вопрос «Как правильно жить мудрые советы древнегреческих философов о философском отношении к жизни»? И сейчас передам Вам набор этих рекомендаций. Они помогут нам выработать философское мировоззрение, правильное отношение к жизни, помогут прожить жизнь относительно уверенно, узнать секреты философского мировоззрения и отношения к жизни и по возможности не совершать ошибок, часто совершаемых людьми с обыденным мировоззрением.

Почему-то люди больше склонны искать правильные решения методом проб и ошибок . Но умный человек не станет прислонять ладонь к горячей печи, чтобы проверить, действительно ли он обожжётся, он воспользуется знанием предыдущих поколений о том, что горячие предметы трогать не следует.

Это банальный, но показательный пример, ведь такие же знания, как знание о горячей печи, есть (накоплены предыдущими поколениями) абсолютно для всех аспектов жизни . Нужно только найти советы мудрецов о жизни и воспользоваться ими.

Мы сейчас живем в стремительном и суетливом мире, у нас нет времени на созерцание и формирование новых мыслей. Да и не нужно изобретать велосипед.

Одному из философов принадлежат слова: Если тебе в голову пришла новая мысль, знай, что она не нова и приходила до тебя тьме тем людей, живших до тебя

Из 1-й части лекции мы узнали, что такое . Обыденное и философское сознание — это 2 разных подхода к адаптации к внешней среде под названием ЖИЗНЬ и к снижению болевого синдрома от пребывания в ней. Большинство людей предпочитает решать эту проблему простыми способами при помощи ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ. Об этих способах речь шла в 1-й части статьи. В этой статье мы узнаем о способах решения той же проблемы при помощи ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ .

ФИЛОСОФСКОЕ СОЗНАНИЕ — это эффективная альтернатива обыденному сознанию.

Для того, чтобы понять, в чем заключается философский подход к жизни , необходимо вернуться в прошлое, к истокам философии.

Древнегреческий философ и математик Пифагор, который изобрел термин «философия » был мистиком и аскетом. Он приступал к обучению своих учеников математике только после того, как они в течение 40 дней ничего не ели.

Пифагор делил все существа, живущих в космосе на 3 класса:

  • Высшие создания (бессмертные Боги), которые обладают всей полнотой знаний о мире;
  • Низшие создания (Глупцы), у которых отсутствует потребность искать истину;
  • Философы – промежуточный и эволюционный тип человека, который понимает ограниченность человеческой природы, т. к. человек смертен. Но стремится сблизиться с миром Богов через любовь к мудрости и поиск истины. Стремится видоизменить, преобразить свою природу.

Пифагор и Платон считали, что Человек может стать Богом. Человек имеет для этого все возможности, поскольку содержит бессмертную душу.

Платон считал, что до вселения в человеческое тело, каждая бессмертная душа пребывала в долине Правды, в мире Богов, где напрямую созерцала истину. Но затем утратила первоначальные свои знания и теперь задача философа как раз и заключается в том, чтобы их припомнить .

Главный тезис Платона – анамнезис (греч., припоминание). Он считал, что истиное познание – это припоминание знаний, которыми обладала душа человека в божественном мире. Поэтому философ – это человек, который находится в постоянной трансформации или преображении.

Тема христианского преображения перекликается с теория Платона. Поэтому его называют христианином до христианства.

Греки считали, что человек может достичь апофеозеса (обожествления) разными путями:

  • Через героическое сверх усилие, как Геракл, Александр Великий,
  • Через постоянные размышления, любовь к мудрости, как философы.

Это является ключом к пониманию философского отношения к жизни, как альтернативы к обыденному восприятию жизни. Философ Древней Греции – это человек, который через постижение высшей истины стремился к утверждению альтернативного обыденному типу восприятия реальности. Если обыденное сознание строится на стереотипе и догме, то сознание философское — на скепсисе (сомнении), иронии и умозрении.

2. Признаки философского мировоззрения. Скепсис (сомнение), ирония, отсутствие веры в догмы и авторитеты.

  • Философия начинается там, где у человека возникают сомнения. Если человек не сомневается, значит он не философ.
  • Настоящий философ никому не поклоняется и прежде всего он не поклоняется никому из себе подобных – никому из людей, ибо знает, что нет человека на Земле, который бы обладал всей полнотой истины и мудрости. Если человек верит в кумир, авторитет, догму, значит он не философ.

Поскольку человек постоянно впадает в заблуждения, доверять его суждению о чем бы то ни было и верить ему для философов Греции было неприемлемо. Это означало бы поработить себя чужим сознанием. Но нет более страшного рабства на Земле, чем когда один человек является рабом интеллекта другого .

Тот факт, что в древнегреческих воззрениях мы не находим таких понятий, как экстремизм, фанатизм, в том числе, религиозный, объясняется тем, что греческое сознание – было сознанием, основанным здоровом скепсисе (сомнении) и иронии .

Сомнение (скепсис) очень важно, т. к. оно стимулирует двигаться дальше. Любой тезис предполагает наличие антитезиса. Поэтому отвергая служение авторитету, как идолу, греческие философы делают свое сознание более свободным, а, значит, и богоподобным. Потому что вся полнота свободы есть у Богов. Но и Боги подчинены высшей необходимости, поэтому последняя тайна существования, считали греки, сокрыта и от Богов.

3. Практические рекомендации греческих философов для правильного отношения к жизни. Как правильно жить мудрые советы, философское мировоззрение.

Греческая философия достигла таких вершин и смогла дать практические рекомендации для правильного отношения к жизни благодаря присущим ей сомнению и иронии.

Итак, приступим.

Совет #1 мудрецов, древнегреческих философов.

Если сознание обыденного человека вовлечено в любой процесс (человек находится внутри и не видит всей картины), то сознание философского человека диссоциировано (не вовлечено) в процесс (он рассматривает ситуацию со стороны).

Основной принцип философского восприятия реальности — параллельность существования с миром. Философ должен стремиться к тому, чтобы выстроить определенные барьеры, отделяющие его от мира. Он должен держать мир на расстоянии вытянутой руки, чтобы обеспечить высокую степень автономии его сознания и независимости его суждений.

Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье (Сергей Есенин)

Вот 1-й совет греческих философов для нас: Держи мир на расстоянии вытянутой руки, смотри на него как бы извне!

Совет #2 мудрецов, древнегреческих философов.

Сократу принадлежит одно из гениальных открытий греческой философии V века до новой эры:

Человек не передаёт словом вполне ту реальность, которую именует.

Вы знаете, что обыватель постоянно вовлечён в процесс говорения и панически боится молчания , потому что тишина ассоциируется с небытием и смертью. Он производит такое количество слов, в котором просто тонет его сознание. По большей части эти слова ничего не означают (прим. А.Краева: Узнаю себя). И даже те слова, которые именуют предметы, не передают всей полноты их реальности, потому что слово и предмет — это разные вещи.

Человек вовлечён в процесс говорения, потому что в процессе говорения имитируются смыслы и создаются смыслы. Процесс говорения — это процесс конструирования звуков, наделённых неким значением в письменной или устной речи. Этот процесс создаёт своеобразную матрицу для пребывания обывателя, в которой ему одновременно, и комфортно, и грустно. Потому что шестым чувством он понимает, что речь не замещает жизни, а является лишь её более или менее убедительным аналогом. Всё это похоже на гигантскую китайскую звуковую хлопушку, которая придумана человеком для того, чтобы заглушить тишину.

Хорошей иллюстрацией этой мысли служит фраза из книги Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй» : «Миссис Дэллоуэй всегда устраивает вечеринки, чтобы заглушить тишину!»

Мы все, в большей или меньшей степени обыватели, любим закатывать гигантские вечеринки, произносить речи, чтобы заболтать тишину. Но именно тишину великие философы считали самой совершенной молитвой на Земле, ибо только в молчании открывается тайна Бога безначального и бесконечного

Еще одна яркая иллюстрация — Сократические диалоги . Древнегреческий философ Сократ использовал этот метод, чтобы доказать, что слова не значат ровным счётом ничего. Он выходил на улицы Афин, выбирал собеседника и задавал ему вопросы, о том что такое красота, благородство и тому подобное. Собеседник пытался дать определение этим абстрактным понятиям, но испытывал затруднение, потому что в действительности эти понятия не имеют определения. Когда же собеседник спрашивал мудрого Сократа, каков его ответ. Сократ отвечал: «Я не знаю. Я знаю только одно: что ничего не знаю!»

Таким образом сократический дискус, который начинается словоизвлечением заканчивается тишиной и в этом большой смысл и величие греческой философии в принципе. Потому что именно Сократу была открыта мудрость молчания.

Таким образам 2-я рекомендация древнегреческих философов: Промолчать всегда правильнее, чем сказать!

Если Вас что-то раздражает, вызывает движение души, чаще всего отрицательного свойства, то лучше всего тишина и молчание, потому что тишина, в конечном итоге, уравнивает всё .

Совет #3 мудрецов, древнегреческих философов.

3-я рекомендация, которую надо взять на вооружение, по-гречески называется «катастэма» и по сути своей означает «покой». Человек все принимает слишком близко к сердцу и от того часто страдает. Человек уязвим, открыт внешним ударам, что порождает психосоматические изменения в нём. Человек болеет очень часто и умирает очень рано в силу того, что очень зависим от внешних воздействий.

Поэтому Эпикур, когда ученики спросили его, как относиться к ударам судьбы дал ответ , который в нашем списке будет 3-й рекомендацией мудрецов.

3-я рекомендация мудрецов: Живи незаметно, сторонись крайностей, ибо молния бьёт по самым высоким деревьям, сохраняй покой, мир и гармонию с самим собой!

Чтобы ни случилось с тобой, старайся удержать состояние внутренней гармонии и мира с самим собой. Для того, чтобы это стало возможно выполнить, нужно следовать следующему эпикурейскому совету.

Совет #4 мудрецов, древнегреческих философов.

Этот совет по гречески называется «атараксия» — это уклонение от страданий, невозмутимость, спокойствие. По сути — это стремление к понижению болевого синдрома от самого пребывания человека в этом мире. Атараксия достигается тем, что человек правильно распределяет систем ценностей, ибо большинство физических и душевных страданий доставляют человеку не столько болезни, сколько отсутствие желаемого.

И здесь очень полезно вспомнить популярные фразы выдающегося английского писателя Олдоса Хаксли (1894-1963):

«Ключ к постижению счастья очень прост: нужно радоваться тому, что ты имеешь, и не желать того, чего иметь не можешь!»

«Опыт — это не то, что происходит с человеком, а то, что человек делает с тем, что с ним происходит»

Это, в конечном итоге, очень коррелирует с тем, чему учил Эпикур в IV веке до новой эры.

Когда человек правильно строит систему ценностей, он может понять, от чего он может избавится, он начинает понимать, какие есть ценности:

  • Есть ценности естественные и природные , например, еда и вода.
  • Есть ценности естественные, но уже не вполне природны е, они продиктованы социальностью человека, подверженностью стереотипам и от этих ценностей можно освободиться в большей или меньшей мере .
  • Есть ценности, и не естественные, и не природные . Это, по большей части, слава, богатство, успех, чинопочитание. Это хвалебные слова извне, или осуждение извне, если ты не соответствуешь ожиданиям окружающих. С этим может быть покончено !

Основной принцип атараксии заключается в том, чтобы минимизировать болевой синдром от внешних воздействий. И речь идет не о физической боли, а об эмоциональной, которая часто появляется из-за того, что человека не принимают и не понимают, как ему кажется.

Поэтому 4-й совет древнегреческих философов будет очень полезен современным людям. Он звучит так: Не проси ничего у Бога.

Вы просите много денег, дом, жену, мужа, но Вы не можете знать окажется ли просимое для Вас благом. В одном из рассказов Чехова, маленький мальчик просил у Бога такие же, как у дедушки зубные протезы. Мы тоже часто просим себе костыли, а не что-то полезное. Поэтому наши представления о благе оказываются чем-то противоположным, когда мы это получаем.

Поэтому философы говорят: Бойся своих желаний, ибо они могут исполниться!

Но человек слаб и поэтому он постоянно просит. Он просит у окружающих его людей, у государства. И человек просит у Бога. Древнегреческие философы советуют не просить ничего у Богов, потому что Боги сами знают, что нужно человеку. Это перекликается с христианскими взглядами. Христос говорит своим ученикам: Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Разве вы не гораздо лучше их? В христианстве не принято ничего не просить у Бога, а только благодарить за то, что есть. А если человек просит, то говорит молитву «Твори волю твою, Господи!», т.е. «Ты сам знаешь, что лучше для меня, это мне и дай».

4-й совет древнегреческих философов (ЧАСТЬ 2-я): Не проси ничего у Бога. Н о уж если решил попросить что-то у Бога, то проси так много, что даже не можешь представить это в своём воображении!

Ибо, если попросишь мало, то отнимется и то, что имеешь (чтобы научить тебя любить себя, потому что не умеет любить себя, как сможет возлюбить ближнего, как себя самого).

Очень важно для человека, который решил просить Бога о чём-то, никогда не сомневаться в том, что получит просимое .

Совет #5 мудрецов, древнегреческих философов.

Эта рекомендация самая грустная для нас, современных людей, потому что мы, в отличие от древнегреческих философов, боимся смерти. Человек боится смерти, потому что — это неизвестность и очень даже может быть — наказание. Сознание философа принимает смерть, как естественный ход вещей, как данность, без которой мир не существовал бы вовсе. Потому что всякому тезису должен быть противоположный антитезис и в этом мире ровно столько же созидания, сколько и разрушения.

И в мире созидание возможно лишь, как разрушение, а красота — лишь как проявление уродства. Отрезок является лишь частным случаем бесконечной прямой, а Закон является лишь частным случаем случайности. Ибо есть закон для определенного количества случаев, но нет Закона для случайности, как таковой.

5-й совет древнегреческих философов. Понимание этой диалектики приводит греческих философов к мысли, что смерть является естественным и благим ходом вещей. Это схоже с тем, каким должно быть отношение к смерти у настоящих христиан.

4. Резюме.

В заключении — замечательная фраза английского философа и писателя Оскара Уайльда , которая примиряет диалектически обыденное отношение к жизни и философское:

На свете существует только две трагедии: первая — не получить того, чего хочешь, вторая — получить.

То есть, какой бы подход к жизни мы бы не избрали, финал для всех, в конечном итоге, будет одинаков . И речь может идти только о вопросах вкуса, стиля, поведения и не более того. Существует фундаментальная онтологическая основа — общий знаменатель, который примиряет два этих разных отношения к жизни. И человек не властен изменить эти исходные правила игры, как бы он не пытался это сделать.

Думаю, что в течение своей жизни в разные периоды мы по разному комбинируем эти 2 подхода к жизни — обыденный и философский.

При помощи обыденного подхода мы пытаемся соответствовать стереотипным ценностям в обществе, хотим больше ИМЕТЬ и дольше ЖИТЬ. Но со временем начинаем пересматривать свои ценности. И сегодня, на мой взгляд, лекция современного философа Алексея Цуркана нам в этом очень помогла.

Вот бесценные советы философов Древней Греции, как правильно жить, используя философский подход к жизни:

Итак, подведем итог. Мы рассмотрели в сокращенном варианте Часть 2-ю лекции «Обыденное и философское: 2 противоположных подхода к жизни». Узнали, что такое философское мировоззрение и философский подход к жизни. И получили ответ на свой главный вопрос «Как правильно жить мудрые советы древнегреческих философов о философском отношении к жизни».

Желаю всем не сдаваться, верить в себя и в людей!

Радоваться жизни, любить всех людей и прощать им их слабости!

А те, кто любит философию, может посмотреть полную версию лекции современного философа Алексея Цуркана (30 минут). ЧАСТЬ 2 Лекции Обыденное и философское - 2 подхода к жизни:

Давно наблюдал, как одни люди живут среди людей легко и ровно, не напрягая других и не дёргая себя, и как другие, вроде бы во всех отношениях такие же, настойчиво страдают, с завидной регулярностью мучаются и, самое главное, устраивают то же самое окружающим.

Что делает их жизни такими разными? Взгляды на взаимоотношения между людьми, которые берутся за основу и воспроизводятся раз за разом, год за годом. Философия жизни. И, соответственно, разное качество Житейской Философии даёт человеку очень разное КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Философия - очень практичная вещь. И я хочу познакомить вас с Житейской Философией, которая работает. Приняв её, вы освободитесь от кучи проблем, конфликтов и перестанете создавать проблемы и конфликты для окружающих.

Но прежде - два нравственно-психологических этюда.

Обвинение вины

Помню прекрасное и весёлое лето и нашу дружную компанию вожатско-преподавательского состава в пионерском лагере. Звездой и Солнышком у нас был Паша, по-настоящему порядочный, тёплый и светлый человек. У нас было не только приятное общение в лагере, намечались планы общих интересных дел в Москве. Но вот всё прервалось - у меня травма руки, операция, больница... Помню грустные Пашины глаза и искренние его слова о желании меня навестить. Но он так и не приехал ко мне. И больше мы с ним не виделись никогда - у меня его телефона не было, а он мне не позвонил. А мне так хотелось этого.

Всё просто: если бы не переживание вины, у меня бы остался хороший друг. Его Совесть и её жестокая служанка - Вина - лишили меня друга.

А к госпоже Вине с тех пор у меня отношение особое, и, в частности, большая просьба: "Уважаемая госпожа Вина! Не мешайте людям жить!" И мне - в том числе.

Да, до какого-то срока я тоже верил, что угрызения Совести и переживание Вины есть неотъемлемое качество каждого духовно пробужденного человека. Эти мучители истово терзали мою душу, отмечая ударом каждое моё падение и царапая сердце за каждый мелкий промах. Спастись от них было невозможно, ибо чем человек порядочнее, тем больнее кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина. Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность.

Размышления о Виноватых

Неизгладимое впечатление произвёл на меня диалог Марисабель с её мамой в фильме "Богатые тоже плачут". Мама, рассказав дочери, как она когда-то оставила её в приюте, с надрывом спрашивала: "Ты не презираешь меня?" "Нет, я не презираю тебя!" - отвечала с дрожью в голосе и пафосом Марисабель... Всё в порядке? Вам ничто не режет слух?

А ведь презрение - довольно грязная вещь. Это что-то из арсенала психологических палачей. Соответственно, у наших героев гуманизм на уровне: одна спрашивает: "Ты не будешь за мою слабость истязать меня?", другая отвечает: "Нет, я не буду поджаривать тебя на сковородке!", и по её возвышенным интонациям я догадываюсь, что для неё это нравственный подвиг.

Ну что ж, для кого-то большим шагом к овладению нравственностью будет воздержаться от мата и научиться выяснять отношения нормальным разговором, а не метанием сковородок или кулаком. Для более цивилизованной публики трудной вершиной оказывается умение просить прощение и прощать. Славно, но чем здесь особенно гордиться? Прощение - это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому; но это же значит, что перед этим вы загрязнили свою душу обидой, злом и ненавистью.

Я уже много лет не прощаю никого. Я не прощаю никого, потому что прощать мне некого. Прощают виновных, а я никого никогда не обвиняю, и в МОЁМ мире виновных - нет.

Естественно, где-то на поверхности души обиды иногда могут появиться. Но в глубину души их никто не пустит, а на поверхности к ним настолько насмешливое отношение, что дольше нескольких минут обиды в моей душе не живут.

Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни из-за этого расстраиваться. Я не обвиняю дождь, поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливающих меня грязью. Плохих людей для меня нет.

Я люблю этот мир таким, каков он есть. Всё, что меня интересует, это - как в таких обстоятельствах, среди таких людей, жить мне. Смогу ли по-другому?

При этом я - человек совершенно земной, и если от человека рядом со мной оказывается больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, я постараюсь, чтобы он и я оказались подальше друг от друга. Я не оригинален и предпочитаю более комфортную среду, в том числе и человеческую.

Я могу активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но, что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Для меня лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью. Я никогда не унижусь до мести. Если мой личный враг делает хорошее дело, мне хотелось бы ему помочь.


(По книге "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день").

Занятие 9. Философия обновления отношения к жизни

1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике

2. Становление биоэтической парадигмы выживания

3. Техногенная культура и проблема защиты жизни достоинства человека

4. Роль личности в ситуации нравственного выбора

Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, либерализм, врачебная ошибка, корпоративная этика, моральная ответственность

Темы рефератов:

1. Философия обновления отношения к жизни

2. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека

3. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

4. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Занятие 10. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

1. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней

2. СПИД как глобальная проблема современности

3. Феномен спидофобии

4. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных

Основные понятия темы: спидофобия, социальный остракизм, эпидемиологическая информация и дезинформация

Темы рефератов:

1. Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики

2. Эпидемиология и права человека

3. Социальная защита ВИЧ-инфицированных

4. Инфекционные болезни как источник социальной опасности

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 4. «Нравственные проблемы» в биоэтике

Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.

Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике. Проблема клонирования человека.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров.

Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.

Занятие 11. Биоэтические проблемы в научных исследованиях

1. Биоэтические проблемы применения инновационных методов исследований

2. Основные принципы научных экспериментов и клинических исследований

3. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность ученых-медиков

4. Характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты

Основные понятия темы: инновация, методы исследования, научный эксперимент, права испытуемых, нравственная ответственность, клиническое исследование

Темы рефератов:

1. Моральные аспекты медицинского эксперимента

2. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах

3. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке

4. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 12. Медицинская этика, генетика и репродукция человека

1. Специфика моральных проблем в генетике

2. Евгеника. Проблемы генной терапии и клонирования

3. Исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный аспект репродукции человека

4. Моральный статус пре-эмбрионов

Основные понятия темы: гомункул, генная инженерия, генетическая информация, евгеника, идея «непорочного зачатия», гомологическая и гетерологическая инсеминации, экстракорпоральное оплодотворение, активный донор

Темы рефератов:

1. История генетических методов и технологий

2. Основные (либеральные и консервативные) подходы к генетике

3. Международный проект «Геном человека»

4. Генетическая информация как собственность

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 13. Смерть и умирание

1. Проблема смерти: история вопроса

2. Определение смерти и понятие личности

3. Эвтаназия: от древности до наших дней

4. История, философия и организационные принципы хосписа

Основные понятия темы: «физика» смерти, «метафизика» смерти, «управление» умиранием, клиническая смерть, биологическая смерть, право на смерть, эвтаназия.

Темы рефератов:

1. Успехи анестезиологии, реаниматологии и проблема смерти

2. Этические проблемы паллиативной медицины

3. Качество жизни умирающего

4. Моральный смысл различных форм эвтаназии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 14. Этические проблемы трансплантологии

1. История научной трансплантологии

2. Моральные проблемы получения органов от живого донора и от трупа

3. Моральные проблемы ксенотрансплантологии

4. Проблемы разработки искусственных органов

Основные понятия темы: презумпция согласия, презумпция несогласия, правило пропорциональности в трансплантологии

Темы рефератов:

1. Типы забора органов для трансплантации

2. Патолого-анатомическое вскрытие и религия

3. Моральные ограничения на торговлю органами

4. Проблема справедливости в трансплантологии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 15. Этика в психиатрии, сексологии и онкологии

1. История психиатрии и мораль

2. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии

3. Этика в сексологии и сексопатологии

4. Этика в онкологии

Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, психическая норма, психическая патология, компетентность больного, сексология, сексопатология, сексуальные девиации, гомосексуализм, транссексуализм, фармакологическое средство, канцерофобия

Темы рефератов:

1. Права и интересы душевнобольного

2. Стигматизирующий характер диагноза в психиатрии

3. Специфика врачебной тайны в психиатрии

4. Сексуальные девиации как медицинская и социальная проблемы

5. Врачебная тайна в онкологии

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 5. Биоэтика – курс на здоровый образ жизни

Философия здорового образа жизни – диететика (Кант). Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей. Государственная Программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей. Центры здоровья в России. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья.

Занятие 16. Философия здорового образа жизни

1. Философия здорового образа жизни – диететика (И. Кант)

2. Государственная программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян

3. Центры здоровья в России

4. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего здоровья

Основные понятия темы: здоровый образ жизни (ЗОЖ), государственная программа «Здоровая Россия», центры здоровья, медицинская реабилитация, морально-правовая ответственность человека за свое здоровье

Темы рефератов:

1. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей

2. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей

3. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни

4. Реализация программы «Здоровая Россия» на Северном Кавказе

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Раздел 6. Нравственная суть межличностного общения в медицине

Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей. Моральные конфликты в современном здравоохранении. Особенности этического поведения в деятельности организаторов здравоохранения, врачей, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.

Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Особенности этических проблем в педиатрии, основные модели взаимоотношений врач – ребенок - его законные представители. Ребенок и болезнь.

Занятие 17. Межличностное общение в медицине

1. Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей

2. Моральные конфликты в современном здравоохранении

3. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине

4. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине

Основные понятия темы: этический кодекс, моральный конфликт, этикет, наставничество в медицине

Темы рефератов:

1. Принципы взаимоотношения между врачами в античной медицине

2. Корпаративная этика в медицине

3. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного

4. Традиционная и нетрадиционная медицина: этический аспект

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Занятие 18. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами

1. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи

2. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты

3. Основные модели взаимоотношений врачей и пациентов

4. Особенности этических проблем в различных сферах медицинской деятельности

Основные понятия темы: права врача, права пациента, социальная защита, этический комитет

Темы рефератов:

1. История возникновения «этических кодексов» врачебной деятельности

2. Права и достоинство пациента за рубежом и в России

3. Основные международные биоэтические документы о защите прав и достоинства человека

4. Достоинство человека в связи с использованием достижений биологии и медицины

Литература:

Основная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.

3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.

Дополнительная:

1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.

3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.

5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

Варианты тестовых заданий к курсу «Основы биомедицинской этики»

Вариант 1

001. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

1) естественнонаучному

2) гуманитарному

3) междисциплинарному

005. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

009. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

013. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

019. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме:

а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка;б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.

1) б, д, ж, и

2) в, г, е

3) б, е, и,

4) а, б

023. Соотношение добра и зла заключается в том, что:

1) добро самодостаточно и самозначимо

2) добро существует независимо и отдельно от зла

3) зло самодостаточно

4) зло есть отсутствие добра

5) добро и зло одно и то же

6) добро и зло имеют взаимную обусловленность

027. Свобода является:

1) способностью человека делать всё, что хочешь

2) возможностью творчества

3) законом природы

4) законом общественной жизни

5) осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию

6) свойством человеческой природы

7) полным раскрепощением низменных инстинктов человека

8) отрицанием всех морально-этических ограничений

9) основанием прав человека

031. Нравственный идеал – это:

1) образ высшего совершенства и высшего блага

3) образец профессионального мастерства

4) мудрый человек

5) герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека

6) президент великой страны

7) лидер думской фракции

Педиатрического факультета ...

Материальное и идеальное. Формирование научно-философского понятия материи

Как влияет философское отношение к жизни на жизнь

Интересно то, что любое философское направление имеет центральную идею, относительно которой строится все мировоззрение этого направления. Точно так же и философское отношение к жизни каждого из нас складывается относительно нашей личной центральной идеи, вокруг которой мы и строим нашу собственную жизнь.

В свою очередь некоторые психологи считают, что не так уж и трудно эту центральную идею личности определить. Они утверждают, что мы строим все наши умозаключения относительно этой самой идеи.

Возьмем в качестве иллюстрации сообщение о смерти какого-либо знакомого. Кто-то может откликнуться: «Надо же, вроде бы не болел совсем», другой может сказать «Ах, он был такой жизнерадостный и милый», третий «Ведь не пожил совсем, и счастья-то мало видел. Все ему не везло». Если попробовать выделить в этих словах центральную идею, можем придти к интересным выводам.

В первом случае делается упор на здоровье. Скорее всего, человек, высказавший подобную мысль, сосредоточен на собственном здоровье и проблемах с ним связанных. Чем это чревато? Мы нередко притягиваем то, о чем думаем. Если заболела голова и начать предполагать, что там происходит что-то страшное, то в итоге и может развиться нечто серьезное.

Во втором случае человек явно сосредоточен на положительных качествах. Для него в окружающих людях важнее всего их личностные особенности. С такой центральной идеей философского отношения к жизни вся бытность может опираться на позитив - это уникальная способность замечать в окружающем положительное и все бытие такого человека, скорее всего само излучает светлую энергию. Третий человек живет в убежденности, что все самое лучшее проходит мимо него, а он как бы в стороне. Чаще всего такие люди просто обижены на всех и вся. Мне представляется, если человек сможет понять свою центральную идею, то у него появится возможность ее подкорректировать. В конце концов, при желании любой пессимист может превратиться в оптимиста

Возьмём три частноутвердительных суждения, одно из которых заведомо ложно, два других - истинны. Проверим с помощью логического квадрата истинность данных суждений...

Артур Шопенгауэр. О ничтожестве и горестях жизни. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа

"right">Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. "right">Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. "right">Франц Кафка Смерть - важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти...

Классическое славянофильство 1830-1860 г

Кьеркегор "Страх и трепет"

На первый взгляд, Кьеркегор неплохой философ уже благодаря нескольким особо бросающимся в глаза качествам. Первая черта, на которую я обратила внимание это приемлемое отношение к разным точкам зрения, он не делает из своего мнения культ...

Материальное и идеальное. Формирование научно-философского понятия материи

Чаще всего подобного рода размышления в нашем сознании возникают в результате каких-либо спорных ситуаций или под воздействием негативного опыта. Кто я есть? Кем я мог бы быть, если бы… Мы постоянно ощущаем над собой тень того человека...

Тема о власти и об оправданности государства очень русская тема. У русских особенное отношение к власти. Возрастание государственного могущества, высасывающего все соки из народа, имело обратной стороной русскую вольницу, уход из государства...

Направление славянофильства, его возникновение и развитие

Большое место в историческом развитии России славянофилы отводили просвещению народа. Только через него, воздействуя на общество можно пробудить «лучшие инстинкты души русской». «Русское просвещение - жизнь России». И...

Основные понятия танатологии

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям - христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным. Христианское понимание смысла жизни...

Особенности философии даосизма в концепциях Мо-цзы, Чжуан-цзы и Ле-цзы

Первая глава памятника называется «Дар Неба». В ней излагается характерная для даосизма (как он известен нам по «Чжуан-цзы» и «Дао дэ цзин») концепция, согласно которой жизнь и смерть всего лишь фазы природного цикла...

Проблема начала в "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля.

а) по Канту. Познавая в определениях мышления свое, порождающее определения, мышление, Кант пришел к выводу, что познаются только сами эти определения, которые есть лишь наши субъективные представления, а вещь, как она есть, остается "в себе"...

Специфика современных религиозных воззрений, проблема жизни и смерти

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он?...

Сущность учений Будды и Конфуция

Будда придавал большое значение личности человека, его воле - всякий человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий...

Философия Сократа

Сократ как философ, который жил в эпоху софистов, не мог относиться к своей языческой религии с полным почтением, потому что языческая народная религия греков, как и всё традиционное, была подвержена критическому анализу...

Этические аргументы "за" и "против" смертной казни

В Библии В Библии, как и в законодательстве других древних народов, смертная казнь нередко служит наказанием за тяжкое преступление. Имеются указания на необходимость смертной казни за такие виды преступлений, как: несоблюдение субботы...