Фотографии мертвых на память: странности Викторианской эпохи. Почему нельзя фотографировать мертвых

Помните «Других» с Николь Кидман, тот эпизод, где она рассматривает фотографии покойников? Это вовсе не фантазия режиссера. Традиция делать посмертные фотографии (postmortem), причем нередко открывая покойникам глаза и усаживая их в привычные для живых позы, существовала довольно долго. Считалось, что именно в посмертной фотографии теперь и будет жить душа умершего. Postmortems редко показывают посторонним, но они существуют, и их количество исчисляется тысячами...

Какой ужас! Вовсе нет. С давних пор с покойников снимали гипсовые маски и делали портреты. Конечно, это было доступно не всем. В 1839 г. Луи Дагер изобрел дагерротип, это были маленькие фото на полированом серебре. Дагерротип могли себе позволить и не очень богатые люди, но только один раз, а именно после смерти...

Традиция посмертных фото сложилась в викторианской Англии, оттуда распространилась в США и другие страны, в том числе в Россию....

Существуют различные виды postmortems. На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим...

Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось...

Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей...

Нередко братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком...

И очень часто позировали родители...

Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам.

Такие фотографии считались скорее памятными по-дарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти.

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»...

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие»...

Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников...

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище...

В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков...

В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением жизни, причем, не только американской...

Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым люди попытались сохранить свои тени, память о себе...

Так, американцы снимают и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких снимков...

Посмертная фотография по-прежнему интересует людей, в том числе и следователей по уголовным делам...

Особенно много детских фотографий. Это объясняется, в частности, очень высокой детской смертностью в те годы...

Уже в 20-30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым...

Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Вот это смело! Но таких фото я не видела...

Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы. Для родственников все это были милые сердцу лица...

Когда на смену дагерротипу пришла дешевая фотография, фотографа приглашали на каждое значимое событие: свадьбу, крестины, покупку дома или машины, дни рождения и праздники. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду. Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека...

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее...

Нередко постмортемы оказывались и на надгробных памятниках...

В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней...

Традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и после Отечественной войны. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы...

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода - уходили в прошлое...

Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию...

Сейчас фотографии с мертвецом вытеснены фотографиями с могилой. До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает...

Предваряя вопросы, хочу сказать, что меня эти фото не пугают и не отталкивают. Историки смотрят на подобные вещи, как на свидетельства эпохи. И еще очень грустно и немного трогательно...

Посмертные изображения великих Вас не пугают?.. Чувствую, что огорчила, ладно, в следующий раз развеселю...

Ссылок не даю, потому что тема очень популярная, при желании вы можете найти массу текстов, картинок и видео...


Написано

Издавна было привычным видеть в домах бабушек и более старших родственников многочисленные портреты умерших предков. Это не считалось предосудительным или опасным. Однако ныне любой шаг, связанный со смертью, несет много трактовок, часто противоположных. Поэтому мнения, можно ли держать в доме фото недавно умерших людей, разные. И какое из них выбрать, а какое проигнорировать, каждый человек решает для себя сам.

Фото для похорон

Для похоронной процессии нужно выбрать фото, которое нравилось и покойному, и его близким. Этот портрет можно поместить в рамку, а после похорон взять домой, где он останется до окончания 40 дней после смерти. После этого портрет можно убрать, подарить родственникам или поместить в комнате покойного.

Бюро, которые оказывают помощь в организации похорон , часто предлагают услугу ламинации фото специальным покрытием, которое предохранит его от быстрого выцветания, повреждения ветром и за счет попадания избыточной влаги. Такой портрет можно поместить на крест в качестве временного, пока не будет установлен памятник.

Фото умерших дома - разные точки зрения

  • Мнения священнослужителей

Христианские священники считают любые суеверия грехом, и настаивают на том, что фотография умершего не может быть опасной и навлечь беду на живых. Если это был любимый и почитаемый человек, напоминание о нем хочется хранить не только в фотоальбомах, но и видеть постоянно. Портретные коллажи или фото предков заставляют чаще вспоминать умерших родственников и молиться за упокоение их души, поэтому их без боязни можно размещать на стенах, в фотоальбомах или комодах.

  • Мнения психологов

Некоторые люди так тяжело переживают смерть близких, что любое напоминание об этом приводит к еще большим страданиям. Часто это состояние сопровождается подавленностью, депрессией и проходит только спустя достаточное время. Психологи рекомендуют убирать фото до того момента, когда человек смирится с потерей и начнет медленно возрождаться к жизни. После этого портрет умершего можно вернуть на место;

  • Мнения целителей

С точки зрения экстрасенсорики, фото покойного является неким порталом в другой мир, поэтому портреты, особенно умерших насильственной смертью или покончившие жизнь самоубийством, являются нежелательными в доме. Также не приветствуются снимки, сделанные непосредственно на похоронах. Их не хранят, и, при возможности, сжигают.

Правила хранения фото

При хранении в бумажном виде фото помещается в бокс или любой другой архив, защищенный от солнечного света, влаги и пыли. Однако все портретные снимки, даже при покрытии ламинирующим составом, со временем выцветают и теряют четкость. Чтобы не лишиться этой визуальной памяти о близком человеке, рекомендуют отсканировать фотографии и перенести их на современные носители типа флеш-карты, жесткого диска, в том числе съемного.

Что делать с вещами и фотографиями умершего родственника? Можно ли носить или пользоваться вещами умершего родственника? Можно ли давать ребенку имя умершего родственника?

В жизни каждого из нас рано или поздно происходят потери — когда-нибудь уходят наши бабушки и дедушки, затем родители и другие близкие люди. После всех неприятных церемониалов мы остаемся один на один со многими вопросами: «А что теперь делать со всем, нажитым нашими родственниками?», «Можно ли хранить их вещи у себя в доме?», «Можно ли носить их одежду, украшения, обувь?».

Данная статья будет посвящена всем народным приметам, всем поверьям, а также церковным наставлениям, касающихся вещей умерших близких людей.

Можно ли спать на кровати, диване умершего родственника?

  • Существует такое выражение: «Лучше спать на могиле покойника, нежели на его кровати!». Возможно, в этом есть доля правды. Если человек длительное время болел, испытывал на кровати сумасшедшие муки, а в конце концов на ней же и умер, то с таким наследством конечно лучше расстаться
  • Люди, имеющие отношение к экстрасенсорике, утверждают, что кровать покойника лучше заменить. Если нет возможности купить новую кровать, а спать на чем-то нужно, то лучше провести обряд очищения смертного одра близкого человека. Для этого можно обойти постель со всех сторон с зажженной церковной свечой, проводя над ней и под ней, окропить ее святой водой и посыпать солью
  • Если же умерший человек обладал какими-то потусторонними возможностями, то для избавления от следа его сильной энергетики лучше пригласить в дом священнослужителя. Церковь, как правило, идет навстречу своим прихожанам и помогает им побороть свои страхи перед неизвестным
  • Если обратиться с подобными размышлениями к кому-то более приземленному, как то ученым или докторам, скептически относящимся к подобного рода занятиям, то они вряд ли найдут что-то предосудительного в том, чтобы оставить диван или кровать умершего человека себе. Единственным их наставлением может стать дезинфекция мебели или перетяжка ее. Особенно это касается тех вариантов, когда человек умер от инфекционного заболевания или вируса


  • Церковь же, в свою очередь, может предосудительно отнестись к желанию родственников оставить себе смертный одр своего близкого. Не по-христиански это — спать на кровати, где встретился лицом к лицу со смертью другой человек
  • Очень важным в этом вопросе является и его психологическая сторона. У человека, утратившего своего близкого, не сразу может получиться избавиться от скорби и тоски. Предмет, связанный с этим человеком, способен часто напоминать о нем и будоражить грустные мысли в голове
  • Однако, существует разряд людей, которым, наоборот, памятные вещи дарят только положительные эмоции и воспоминания. Засыпая на кровати своего родственника, они могут чаще встречаться с ними во сне и радоваться такому духовному общению
  • Другими словами, выбор остается за вами. Если вы способны подчинить себе свое чувство страха и отказаться от суеверий, то приводите кровать близкого вам человека в порядок и спите себе на ней на здоровье!



  • Это, пожалуй, самый спорный вопрос. Издавна мы привыкли к тому, что в домах наших бабушек, прабабушек и родителей на стенах висели многочисленные портреты и общие фотографии их предков и близких людей. В старину это не считалось чем-то опасным или предосудительным. Но сегодня развелось куча идей, относительно того, что фотографии умерших несут негативную энергетику и могут повлиять на здоровье и судьбу живых людей
  • Прежде всего, поговорим о портрете только что умершего человека для процессии похорон. Это должна быть фотография, которая нравилась и вам, и ему. Портрет можно обрамить в траурную рамку для фотографий или сделать на нем черную ленту в правом нижнем углу. После захоронения портрет усопшего обязательно должен простоять в его доме 40 дней. Что делать с портретом позже, решать уже его близким
  • Если по истечению этого времени рана об утрате еще слишком свежа, то фотографию лучше убрать до более спокойных времен. Если же родственники уже успели пережить свою потерю и совладали с нервами, то портрет можно разместить в гостиной или другой комнате, кроме спальни

Фотографии умерших родственников в доме — мнение церкви



Мнение церкви о фотографиях умерших родственников в доме
  • Православная церковь не видит ничего плохого в том, чтобы фотокарточки усопших родственников находились в доме их родных. Перед Богом мы все равны — и мертвые, и живые
  • Потому фотографии близких людей, особенно любимых и любящих, могут принести только кучу приятных воспоминаний и наполнить сердце чистотой и любовью. Если же утрата слишком тяжела, то на первых порах лучше убрать фото с глаз долой. Но избавляться от него навсегда совершенно не нужно. Придет время, когда облик ушедшего начнет расплываться и понемногу исчезать из памяти человека — вот тогда-то на помощь и придет его фото
  • Также лучше спрятать на время фотографию умершего человека, на которого осталась обида или недопонимание. По истечению какого-то периода все отрицательные эмоции отойдут на задний план, и тогда можно будет лицезреть своего близкого с чистым сердцем

Куда девать старые фотографии умерших родственников?



  • Конечно же, их нужно хранить. Вот если представить себе, что близкие великих писателей или других выдающихся людей не хранили бы их фотокарточек, как бы мы их себе представляли. Всегда интересно сверить нарисованный в своем воображении портрет известного человека с оригиналом. Так и в этой ситуации — наши внуки, правнуки и другие наследники захотят узнать, как выглядел их предок. В этом им и поможет фотография
  • Сохраняя фотографии наших родственников, мы сохраняем частичку нашей истории, что будет немаловажным для наших отпрысков
  • А вот вопрос о том, выставлять ли эти фотографии на всеобщее и наше, в том числе, ежедневное обозрение, остается открытым

Можно ли вешать портреты умерших родственников на стену?



  • Экстрасенсы утверждают, что фотография покойного может стать порталом в потусторонний мир. Вывесив на стену портрет усопшего, мы можем приоткрыть дверь в мир мертвых. Если эта дверь будет постоянно открыта, то есть портрет будет всегда находиться на виду, живые люди, проживающие в доме, могут ощутить на себе энергетику мертвых
  • Некоторые родственники, развесившие на стенах фотографии своих покойных близких, утверждают, что их постоянно мучают головные боли, бессилие, различного рода заболевания. Все это может быть лишь надуманной теорией, а может и иметь долю правды
  • Особенно не рекомендуется располагать портреты умерших на стенах в спальне, тем более у детей. Находясь под постоянным прицельным взглядом покойников, можно надумать себе все, что угодно
  • Особо сильной энергетикой обладают фотографии, сделанные в день похорон. Не понятно, зачем вообще делать подобного рода снимки. Ведь на них лишь человеческие скорбь и горе. Такие фото вряд ли принесут добро и позитив в дом. От них лучше будет избавиться



Согласно наставлениям экстрасенсов хранить фотографии умерших родственников следует так:

  • Желательно отделить фотографии умерших от фотографий живых людей
  • Для фотографий покойников лучше выделить специальный фотоальбом или фотобокс
  • Если отдельного альбома нет, то лучше поместить такие фото в черный непрозрачный пакет или конверт
  • Если фотография общая и на ней есть еще и живые люди, то лучше вырезать из нее умершего и хранить его отдельно
  • Для того, чтобы фотография хранилась дольше, ее лучше заламинировать
  • Фотографии умерших можно отсканировать и хранить на отдельном носителе — диске, флэшке, сайте



  • Одежда умершего человека способна сохранять его энергетику, особенно, если это была любимая его одежда. Потому ее можно либо хранить, либо избавиться от нее
  • Избавляться от одежды покойника лучше всего путем раздачи ее нуждающимся. Человек будет благодарен вам за подарок, при этом можно попросить его вспомнить усопшего добрым словом и помолиться за него
  • Если человек носил одежду в период болезни накануне смерти, то такие вещи лучше спалить

Что делать, как поступить с вещами умершего?



  • С вещами умершего лучше всего поступить так же, как и с одеждой — раздать неимущим. Если есть среди его вещей близкие сердцу вещички, то их можно сохранить где-нибудь в тайном удаленном месте и доставать лишь тогда, когда захочется вспомнить своего родственника
  • Если же вещь непосредственно связана со страданиями и смертью больного человека, то от нее лучше избавиться путем сжигания
  • Если при жизни человек давал наставления своим родственника касаемо каких-то вещей, то с ними лучше всего поступить таким образом, как хотел покойный

Можно ли оставлять себе и носить вещи умершего человека?



Можно ли носить вещи умершего человека?
  • Как говорилось выше, от таких вещей лучше всего избавляться. Однако бывают такие вещи, с которыми очень сложно расстаться. Их можно сохранить, но доставать длительный период времени из шкафа такую одежду не рекомендуется. Носить одежду после усопшего можно не ранее, чем через 40 дней после его смерти. Некоторые люди рекомендуют вообще повременить с таким делом как минимум год
    после кончины человека
  • Экстрасенсы предлагают очистить одежду усопшего с помощью все тех же святой воды и соли. Вещь можно просто замочить в водно-солевом растворе на какое-то время, а затем хорошенько выстирать



  • Если родственник сам настаивает на том, что ему хотелось бы оставить себе память об усопшем в виде той или иной вещицы, то отказывать ему в этом не стоит. Нужно лишь попросить его помолиться о душе умершего
  • Если, будучи в полном здравии, умерший завещал свои вещи кому-то из родственников, то лучше выполнить его волю и отдать обещанное

Можно ли хранить вещи умершего родственникам дома?



  • Хранить вещи умершего человека, конечно, можно, но нужно ли?
  • Считается, что после отхода человека в мир иной, в его доме, квартире, комнате нужно навести полный порядок. Лучшим вариантом, конечно, будет новый ремонт. Однако, если нет таковой возможности, то необходимо вынести из помещения весь хлам, выбросить старые, изжившие себя, вещи, раздать нуждающимся пригодные вещи, и сделать генеральную уборку с дезинфекцией
  • Если же вещь настолько дорога, как память, то ее можно спрятать подальше от людских глаз. Лучше всего такую вещь замотать в тряпку или непрозрачный пакет и убрать на некоторое время в «дальний угол»



  • Удел обуви покойника такой же, как и удел его одежды и других его вещей — лучше всего раздать, но можно и сохранить на память
  • Есть лишь одно общее для всех правило — ни в коем случае нельзя носить одежду и обувь, снятую с покойника, тем более умершего насильственной смертью



  • Считается, что имя человека обладает сверх сильной энергетикой. Оно способно в большой мере повлиять на характер и судьбу человека
  • Называя ребенка в честь умершего человека, родители обрекают его на схожие с этим родственником жизнь и удел. На карме малыша будет наложен большой отпечаток его предшественника, ведь след его пребывания в этом мире остается слишком явным, пока о нем помнят и скорбят его близкие
  • Однако, также считается, что если усопший родственник прожил счастливую, интересную жизнь, то назвав кроху его именем, родители преднамеренно желают ему такой же судьбы



  • Нательный крест — мощный источник духовной силы и кармы человека
  • По христианским обычаям принято хоронить человека вместе с его крестиком
  • Если по каким-либо причинам нательный крест не попал в гроб со своим хозяином, то его можно хранить в доме в отдельной коробочке или пакетике
  • Если хозяин креста был нехорошим человеком, умер от суицида или насильственной смерти, то лучше с таким крестиком попрощаться — отдать в церковь, нуждающимся или переплавить на что-то другое



  • Если человек прожил достойную жизнь, то можно поинтересоваться у представителей церкви, позволено ли его родственникам носить его нательный крест. Возможно, священнослужитель предложит провести над крестом обряд очищения
  • Также крестик можно самостоятельно выдержать дома в свяченой воде на протяжении нескольких дней, а то и месяцев



Можно ли носить часы умершего родственника?
  • Часы — это довольно личная вещь, способная длительный период времени сохранять на себе отпечаток своего хозяина
  • Если умерший человек прожил счастливую жизнь и был со своими родственниками в хороших отношениях, то от ношения его часов им ничего не будет
  • Если покойник вел недостойный образ жизни и враждовал со своими близкими, то от его часов лучше избавиться
  • В любом случае, одев на руку часы, вы ощутите, хотите ли вы их носить или нет

Можно ли носить украшения умерших родственников?



  • Драгоценные металлы и камни имеют очень хорошую память. Они способны помнить своего первого хозяина годами и даже десятилетиями
  • Если украшение досталось родственникам от доброжелательного усопшего человека, то беды от его носки быть не должно. Некоторые камни, такие как опал, очень быстро перестраиваются на новую энергетику и забывают своего прежнего хозяина
  • Если же покойный занимался колдовством или другой магией с помощью данного украшения, то от него вообще лучше избавиться. Продолжать дело своего родственника, то есть связать себя с миром магии, желательно лишь тем его наследникам, которым усопший передал свои секреты и знания

Что делать с золотом умершего родственника, можно ли его носить?



Что касается золота, то его можно прировнять к украшениям.



  • Иконы считаются фамильной ценность — в старину при пожаре из дома в первую очередь выносили иконы
  • Икону умершего родственника лучше всего забрать себе и разместить ее рядом со своими иконами



  • Посуду умершего родственника, опять-таки, лучше всего раздать нуждающимся
  • Если в архиве усопшего имеются фамильные серебро или сервизы, то их можно помыть, почистить и продолжать хранить у себя



  • Телефон — относительно новая вещь в нашей жизни, потому на этот счет пока нет однозначного мнения ни церкви, ни наших бабушек и дедушек
  • Если телефон дорогой, то им можно продолжать пользоваться
  • Если аппарат уже довольно устарел, то опять же можно сделать хороший поступок и отдать телефон нищим — пусть они лишний раз помолятся за усопшего
  • Если телефон был в кармане у покойного в момент суицида или насильственной смерти, то лучше не хранить у себя такую вещь

Что делать с вещами умершего человека: Видео

Жанр посмертной фотографии был очень популярен в 19 веке, когда фотокамера была еще редким и дорогим удовольствием (так что для многих посмертный снимок оказывался первым и единственным). Чтобы сделать фотографию, приходилось долго позировать рядом с покойником, которого, кстати, чаще всего усаживали в кадр как живого. Это кажется странным, но задумайтесь: посмертная фотография близкого человека – единственное, что у его родных оставалось на память о нем.

15. Для некоторых людей посмертная фотография оказывалась первой и единственной
Конечно, в первую очередь родные хотели оставить себе что-то на память об умершем. Это сейчас у нас такой нужды нет: мы и фотографируемся много, и видео снимаем. А тогда такой возможности у людей не было, вот и копили они на то, чтобы хоть после смерти сделать фотографию любимого родственника на память и положить в семейный альбом. Чаще всего безутешные матери заказывали фотографии умерших детей.

14. Чтобы сделать снимок, нужно было долго позировать перед объективом фотокамеры
В то время на одну фотографию уходило от 30 секунд до 15 минут, и все это время нужно было сидеть рядом с покойником не шевелясь. Наверное, это было непросто – например, на этой фотографии рядом с мертвым малышом в кресле стоят старшие братья и рядом на стуле сидит сестренка. Тоже маленькие дети.

13. Покойник на снимке получался более отчетливо, чем живые люди рядом с ним
Благодаря большому времени экспозиции покойник на фотографии получался более отчетливо, чем окружающие его живые люди. Потому что как бы они ни старались не двигаться, добиться идеальной неподвижности нереально.

12. "Memento mori", или "Помни о смерти"
Помни о смерти, помни о том, что умрешь, и помни о мертвых. Возможно, посмертные фотографии были и своего рода напоминанием о том, что все люди смертны, смерть неизбежна и не стоит ее бояться. Для нас это звучит дико, но в то время такие настроения были обычными.

11. На посмертных фотографиях чаще всего изображены маленькие дети
Чаще всего посмертные фотографии заказывались, когда умирал ребенок. Тогда детская смертность была очень высокой, еще не было прививок и антибиотиков, и дети часто умирали в младенчестве от инфекционных заболеваний. Поэтому и детей принято было рожать как можно больше, ведь шансы выжить были далеко не у всех. А еще часто умирали женщины в родах, и для них тоже делались посмертные снимки.

10. Покойным придавали позу живого человека
Конечно, все понимали, что человек мертв, но на фотографии он должен быть выглядеть по возможности как живой – чтобы родственники могли запомнить его таким. Покойникам придавали позы, предполагающие, что они заняты своим любимым делом… ну или, в крайнем случае, спят. Девушка на этой фотографии выглядит так, будто уснула, читая.

9. Чтобы притвориться, что покойник сидит, нужно было его как-то закрепить в вертикальном положении
Мертвое тело невозможно усадить ровно, поэтому кто-нибудь вставал сзади и поддерживал его. Или использовали какие-нибудь поддерживающие механизмы.

8. Покойных фотографировали вместе с их любимыми вещами
Обычай класть в гроб любимую вещь покойного есть и сейчас. Вот и тогда на посмертных фотографиях рядом с детьми обязательно находятся их любимые игрушки и куклы, а рядом со взрослыми – их любимая книга или другой предмет, который они часто использовали.

7. Иногда смерть настигала сразу несколько человек одновременно
Так как фотография была делом дорогим, часто на одной фотографии объединяли сразу нескольких умерших в одно время людей, чтобы не тратиться на отдельный снимок для каждого. На этой фотографии изображены мать и ее тройняшки. К сожалению, и мать, и двое из троих детей мертвы – возможно, из-за какой-нибудь эпидемии.

6. Такие фотографии стоили дорого
Посмертные фотографии было непросто снимать, требовался определенный навык и умения, так что стоили они весьма дорого. Нужно было заплатить фотографу за работу, реактивы, проявку и печать, и чаще всего семья получала одну-единственную фотографию, которую и хранила как зеницу ока.

5. Их печатали в газетах
Что такое некролог в газете, мы знаем. Обычно это краткое сообщение о смерти человека с указанием причины смерти, без подробностей, и с выражением соболезнования. Во времена, когда процветала посмертная фотография, было принято печатать в газетах более подробные некрологи с фотографиями post mortem и подробным описанием кончины. К тому же тогда еще не было таких способов сохранения покойников в течение длительного времени, какие есть сейчас. Тогда их хоронили как можно быстрее, и не все успевали приехать на похороны. В таких случаях подробный некролог был кстати.

4. Глаза покойного на фотографии раскрашивали вручную
Иногда не получалось придать умершему человеку вид живого на фотографии, и тогда ее дорабатывали вручную, раскрашивая его глаза. Это придавало таким фотографиям еще более ужасный вид. Фотографии были черно-белыми, а люди часто раскрашивали красным и розовым щеки покойника, чтобы придать ему жизни.

3. На фотографиях такого качества трудно отличить, кто жив, а кто мертв
Иногда действительно мертвые на фотографии выглядят так же, как живые. И не отличишь. На этом снимке, видимо, мертв молодой человек справа, так как он стоит в более простой позе и за его спиной явно есть что-то, что его поддерживает в вертикальном положении. Так что если вы сразу поняли, что это он, - вы правы. Но если вы решили, что мертв молодой человек слева, - вы тоже правы. Позади него тоже стоит поддерживающая подставка. Да, на этой фотографии два покойника.

2. Фотографировали даже умерших домашних животных
Домашние питомцы – часть семьи, и в те времена было точно так же. Так что ничего удивительного нет в том, что кто-то делал посмертные фотографии любимой собаки или кошки для семейного альбома. Это, конечно, только богатые люди могли себе позволить.

1. Фотографии делали невзирая на обстоятельства смерти
Неважно, в каком виде находился покойный, фотографию делали при любых обстоятельствах. Сохранилось много фотографий людей, обгоревших на пожаре или умерших от заболеваний, обезобразивших их внешность. Женщина на этом снимке выглядит так всего лишь по причине трупного гниения. Странно, что кто-то захотел фотографию родственницы в таком виде, но люди могли быть в полном отчаянии. И лучше хоть какая-то фотография, чем никакой, верно?


Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.


Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.


Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.


Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.



На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.




Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.




Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.




Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались . Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.