Флейта из бамбука. Как сделать бамбуковую флейту. Огромное спасибо за такой

Свирель (дудочка) — старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.

Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

Затем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки:

Теперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

Теперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

Теперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

Можно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:

вставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:

Отпиливаем лишнее, выравнивая край:

Промазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

Теперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота. Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-«Соль», четвертая-«Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор. Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.

Наверняка наши далекие предки часто слышали, как в стволах высохших деревьев гудит ветер. Отсюда им и пришла мысль самим сделать что-то подобное, чтобы радовать слух прекрасными звуками и наслаждаться ими. Так появилась бамбуковая флейта .

Наиболее подходящим материалом для ее изготовления являются бамбук и тростник - они представляют собой готовые трубки, поскольку их стволы внутри полые. Достаточно только обработать материал, чтобы получить законченный инструмент.

Наиболее распространена в Китае и Японии, поскольку именно там это растение встречается чаще всего. А в Центральной Америке флейты издавна изготовлялись из тростника.

Существует несколько основных типов флейт из бамбука.

Китайская традиционная продольная длинная бамбуковая флейта: сяо. В верхней ее половине расположены свисток и шесть игровых отверстий. Сверху корпус флейты закрыт пробкой, и в нем был сделан небольшой срез. Такая конструкция свистка позволяет извлекать плавающий, нежный и мягкий звук, подобный китайской речи. От китайской сяо произошла известная японская флейта сякухати.

Название «сякухати» появилось не случайно. В переводе «сяку» означает фут, а «хати» – восемь. 1,8 японских футов или 54,5 сантиметров - это стандартная длина того варианта флейты, которая появилась в Японии из Китая. Такой инструмент имел 6 игровых отверстий и назывался гагаку сякухати.

В XII веке появился новый вид - тэмпуку сякухати. Он имел иную форму отверстия, был длиннее и тоньше классической сякухати и имел 5 игровых отверстий. Затем, в XVII веке, появилась еще одна форма - хитоегири. Она состояла из одного колена бамбука, тоже имела 5 игровых отверстий, но в отличие от своего предка просуществовала недолго. В XVIII веке она уже практически не встречалась. Еще одна из наиболее распространенных форм - фукэ сякухати. Для нее был характерен утяжеленный расширяющийся конец.

Также имелось множество менее известных видов, отличающихся количеством отверстий, размерами и формой.

Для игры на сякухати применяется особая техника дыхания и движений головы. С ее помошью достигается эффект амплитудного и частотного модулирования звука.

Более того, ее звучание создает неповторимую гармонию сочетания мелодии и едва уловимой вибрации инструмента. Это заметили еще в древние века, и стали использовать бамбуковую флейту для восстановления нормального движения внутренней энергии ци по меридианам тела. Это благотворно действует на организм, восстанавливая и укрепляя здоровье.

Известный средневековый деятель культуры Японии Преподобный Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, живописец, каллиграф, поэт, философ и религиозный реформатор, сравнивал игру на сякухати со звуковой атмосферой церемонии чаепития. Шум в закипающем котелке, бульканье воды - все это позволяет создать ощущение гармонии и чистоты. То же самое происходит при игре на сякухати. Тогда человеческое дыхание, выйдя через простую бамбуковую трубку из самой глубины души, способствует достижению просветления.

Традиционно сякухати изготавливается вручную из бамбука определённого сорта. Сначала нижняя часть ствола с корешками небольшой длины прогревается на слабом огне, и за счет выделения натуральных масел ствол изменяет свою окраску с зелёной на светло-коричневую. Затем высушенный в течение недели бамбук выдерживают в тёмном месте в течение трёх – шести лет.

После этого отрезают корневую часть, снова прогревают и разрезают на две половины, чтобы убрать перегородки, зачистить внутреннюю поверхность и высверлить игровые отверстия. Кроме того, для более высокого качества звучания ствол покрывается изнутри смесью, состоящую из очень мелкого песка тоноко и лака уруси. Окончательно внутренняя поверхность покрывается несколькими слоями лака. Каждый изготовленный таким способом инструмент обладает присущими только ему особенностями звука.

В центральной Америке распространена тростниковая флейта - кена. Считается, что первоначально она появилась в Андах, на территории нынешних Перу и Боливии. Самый древний экземпляр такой флейты, известный в настоящее время, имеет возраст более 10 тысяч лет.

Согласно легенде, первую кену сделал человек, потерявший свою возлюбленную. В качестве материала он использовал берцовую кость своей любимой, чтобы звучание инструмента всегда напоминало ему голос и плач ушедшей невесты.

Размеры, количество игровых отверстий и формы тростниковых флейт могут сильно различаться, как и у бамбуковых. Самый распространенный вид имеет длину около 30-35 сантиметров. На верхнем конце имеется небольшой вырез, играющий роль мундштука.

Кену чаще всего делают из тростника, но используют и другие материалы: бамбук, дерево, глину, редко - камень. В древности ее также делали из берцовых костей ламы. Кена широко распространена до сих пор, но сейчас практически всегда используют именно классические тростниковые варианты.

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам , они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души!!! Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения () меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ . «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Практика?

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы , кому я премного благодарен!

Вот теперь Практика

Труба

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры!!!

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье.

Один из самых значительных и эффективных средств фэн-шуй — бамбуковые флейты. Еще с древних времен бамбук считался в Китае символом счастья и привлечения удачи. Его быстрый, но прочный рост снискал себе славу спокойствия, умиротворения, а также защиты и силы. Именно поэтому его до сих пор так любят в этой стране и размещают в доме. Это один из немногих символов фэн-шуй, который является универсальным талисманом для всех сфер жизни.

Используя бамбуковые флейты, можно получить замечательные результаты. Их предназначение в том, чтобы:

способствовать установлению мирной и безопасной жизни. В Китае бамбук ценится за то, что приносит удачу и дает силу. Лучше всего, если от растет недалеко от дома;

обеспечивать поддержку. Бамбук — это одно из самых сильных и твердых растений. Он символизирует поддержку любых действий;

отгонять злых духов. Негативную энергию, называемую духами, привидениями, чувствуют многие люди. С помощью флейты — символа меча — можно устранять негативную энергию и способствовать установлению спокойного и умиротворенного состояния сознания;

прогонять злых, отрицательных и скандальных людей. Применение бамбуковой флейты — эффективное средство для устранения или уничтожения негативной энергии, полученной от подобных людей.

Угол расположения флейты

Очень важен угол, под которым следует вешать бамбуковую флейту (угол, под которым она висит, взаимосвязан с углами Восьмиугольника фэн-шуй). Для примера расположите Восьмиугольник на стене, а флейту — в центре, напротив той зоны, которая отвечает за жизнедеятельность и которая нуждается в активизации. Допустим, для улучшения своего финансового положения, флейту следует повесить напротив зоны «Богатство».

Флейту также следует вешать напротив этой зоны для увеличения ее силы. Эта, на первый взгляд, незначительная деталь, на самом деле очень важно.

Зона Богатства или Полезные люди — Под углом 45°; левой стороной вниз, правой вверх;

Зона Любви и Брака или Знаний — Под углом 45°; правой стороной вниз, левой вверх;

Зона Детей или Семьи — Вертикально; вниз стороной с меньшими секциями флейты;

Зона Карьеры или Славы — Горизонтально;

Зона Здоровья — Можно использовать любые вышеперечисленные направления.

Прежде, чем купить и применять флейту, прочитайте следующие советы:

2. Секции бамбука разделены хорошо видимыми ребрами. Эти ребра символически олицетворяют энергию и силу флейты. Не применяйте флейту со стертыми ребрами, так как он обладает гораздо меньшей силой. При расположении на стене более короткие сегменты должны быть ниже, а более длинные — выше;

3. Лучше всего вешать флейту на красной ленте с двумя красными кисточками, по одной с каждой стороны крепления ленты. Не следует снимать ленту, даже если вы располагаете флейту вертикально. Не забывайте, что длина ленты должна быть кратна 23 см (23, 46, 69 и т.д.);

Самыми простыми в изготовлении музыкальными духовыми инструментами из бамбука являются флейта и кларнет, а из ударных - ксилофон. Мастера высокого уровня делают из бамбука саксофоны.

Флейта - один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Ветер, попадая в пустые стволы высохших деревьев, издавал звуки. Это было замечено древними людьми, которые стали делать флейты.
Флейта является наиболее распространенным музыкальным инструментом из бамбука. Она встречается у самых разных народов мира. Она занимает важное место в даосской практике фэншуй .

Флейта

В прежние времена смастерить флейту из бамбука проще, чем из дерева так как он по природе полый внутри и его не надо высверливать по всей длине. Оставалось сделать отверстия для пальцев по длине стебля. Кроме того, бамбук имеет хорошую резонансность.
Каждый отрезок ствола бамбука, даже, одного и того же растения уникален, поэтому каждая флейта имеет свое звучание.

Длина флейт варьируется от 5 см до полутора метров, но чаще всего в диапазоне 46-50 см. Диаметр должен быть в пределах 1.9-2.6 см.

Существует несколько основных типов флейт из бамбука.
С боковым вдувным отверстием. Наиболее распространена во многих странах и культурах.
Из восьми видов японских бамбуковых флейт самой известно является сякухати. В ней 5 игровых отверстий. Пишут, что игра на сякухати способствует восстановлению духовных сил человека. Первоначально на таких флейтах играли японские монахи дзен-буддизма при медитации. В 80-е годы 20-го века сякухати стали популярными в западной поп музыке.

Флейта американских индейцев (пимак). Традиционно она изготавливалась из дерева, но, в последнее время ее стали делать также из бамбука. Внутри индейской флейты находится перегородка, препятствующая прямому попаданию воздуха от вдувного отверстия к свистку.

Китайская Ди. Особенностью является наличие дополнительного отверстия, расположенного между рядом игровых отверстий и вдувным (свистком). Оно заклеивается специальной тонкой пленкой чтобы придать флейте особенное (китайское) звучание.

Изготовление флейты самостоятельно

Простую флейту из бамбука можно сделать самостоятельно. Нужно подобрать в какой-нибудь фирме, торгующей хлыстами, подходящий по диаметру и качеству отрезок, а затем приступить к изготовлению. Понадобятся такие же инструменты, как и для обычной древесины.

Вот примерная инструкция изготовления флейты. Результат будет зависеть от качества так называемой бамбуковой древесины и от тщательности выполнения работы.
Отрежьте от ствола кусок длиной 40-50 см и диаметром 18-25 см. При этом один конец должен быть заблокирован перегородкой узла ствола. Кроме нее, на отрезке останется еще одна-две перегородки.
Отступите от заблокированного конца 2,5 см и сделайте отметку. Здесь будет вдувное отверстие. Отступите от нее 15 см и сделайте 6 отметок с расстоянием между каждой в 2,5 см. Здесь будут выдувные отверстия.
Накалите негнущийся железный прут диаметром 15 мм так, чтобы один его конец был красным (второй конец, который будет в руке, нужно обмотать тряпкой, чтобы не обжечься). Проткните прутом перегородки в стволе бамбука, оставив нетронутой только ту, которая находится в конце ствола у одиночной метки.
Проткните раскаленным прутом или, например, сверлом диаметром 6 мм отверстия на местах меток.
Прочистите отверстия и ствол внутри наждачной бумагой. При этом отверстия должны стать круглой формы. Внутренний диаметр флейты не делайте слишком большим.
Протрите флейту снаружи льняным маслом.

Другие музыкальные инструменты

Помимо флейты в разных странах можно увидеть другие музыкальные инструменты из бамбука.

На западе довольно часто встречаются саксофоны. В отличие от флейты и кларнета, диаметр которых по всей длине почти не меняется, саксофон должен иметь коническую форму, которая даст большее богатство звуков.
Так как стебли бамбука имеют цилиндрическую форму их приходится соединять таким образом, чтобы отрезок меньшего диаметра вставлялся в отрезок большего диаметра. Постепенно труба увеличивает диаметр и получается псевдоконической. Верхний изгиб делают прямоугольным, а нижний - криволинейным. На весь саксофон обычно уходит 14-17 секций бамбука. Диаметр таких секций значительно больше чем у отрезков, из которых изготавливают флейты.

Ксилофоны. Вьетнамский бамбуковый ксилофон «чынг» состоит из полых стеблей различного размера, свободно связанных верёвкой. Ксилофон подвешивают к стойке.
При ударе двумя мягкими деревянными палочками по бамбуковым трубкам, подобранным в определённой звуковой последовательности, одновременно могут звучать один и два голоса в оригинальном ладу.

Орган. Единственный в мире орган из бамбука находится на Филиппинах. Европейский священник Диего Сера де ла Вирген дель Кармен, приехавший в 1816 г. в Манилу, был инициатором постройки этого удивительного инструмента, на котором играют по наши дни.
Сооружение органа продолжалось восемь лет из-за того, что многое, если не все, приходилось делать впервые и проводить различные эксперименты с материалом.

С недавнего времени ежегодно в городке Лас-Пинас, входящем в Большую Манилу, проходит международный фестиваль органной музыки. Он так и называется - Бамбуковый.

Последний в этой статье музыкальный инструмент это Шё (Sho). Он мало распространен, в основном, встречается в Японии. Изготовлен из 17-ти тонких бамбуковых и тростниковых трубок, связанных в пучок. Его звучание напоминает звучание органа, но, конечно, оно не такое мощное.