Значение мантры со хам. Перевод мантры

Со Хам – это необычная мантра, она не похожа на большинство других. В то время как другие мантры имеют в своем тексте имена богов, данная мантра переводится элементарно просто “Я есть”. Это позволяет практикующим вкладывать в нее тот смысл, который им больше всего близок и понятен.
В некоторых источниках говорится, что людям данную мантру принес сам Шива, и, повторяя Со Хам, человек становится одним целым с этим великим богом и с его чистым сознанием.
Со Хам считается мантрой дыхания, так как звук Со происходит со вдохом, а Хам – с выдохом. Также, Со Хам – это мантра предельной концентрации ума. Ее часто используют в техниках Пранаямы, однако, каждый человек неосозданно повторяет ее почти каждое мгновение вместе со своим дыханием. Если научиться контролировать его, то можно стать тем, кто пребывает в осознанном состоянии ума каждую минуту своего бытия. А это – достижение довольно высокой ступени на пути к просветлению.
Те, кто практикуют повторение мантры Со Хам длительное время, начинают ощущать присутствие высшего сознания, соединения мужского и женского начал в самом себе – союза Шивы и Шакти. А главное – они обретают внутреннюю чистоту, собранность и умиротворение.
При чтении мантры Со Хам можно выполнять следующее упражнение: сядьте в удобную позу, а лучше станьте ровно. При вдохе произносите долгое “Со”, представляя, как прана движется от Муладхары к Бинду, при выдохе произносите долгое “Хам”, представляя, как прана опускается от Бинду к Муладхаре. Сам звук произносите тихо, либо же мысленно. Во время произнесения мантры представляйте, как прана проходит сквозь все ваши чакры и очищает их от тонких загрязнений. Старайтесь удерживать ум от мыслей, взгляд от конкретных предметов. Вы можете концентрироваться на Шиве, его качествах, его образе, либо же на какой-нибудь своей личной цели.

СоХам - Я есмь!

Мантру "Со-Хам" иногда называют гаятри мантрой дыхания или мантрой, которая также естественна, как само дыхание, так как это и есть звук самого нашего дыхания. Один из её переводов можно сформулировать как "Я есмь!" или "Я есть Сознание!".

Ниже я хочу привести для Вас выдержки из "Крия Йога" - Свами Сатьянанды Сарасвати (прямого последователя и ученика Свами Шивананды), чтобы Вы лучше поняли важность данной мантры (параллельно можно также говорить и о подобных буддийских практиках с дыханием и многих других, но рассмотрение их не входит в тему данной страницы, я только хочу обратить Ваше внимание на важность осознанности в дыхании).

Это мантра, которая возникает автоматически при каждом вдохе и выдохе. Этот звук связан с естественным ритмом дыхания. И эту мантру каждый человек поет постоянно, независимо от того, знает он ее или не знает, хочет он этого или не хочет.
Во всех ведических практиках сознание должно быть зафиксировано на чем-либо. Это должна быть фокусная точка, на которой колебания ума приводятся в порядок и нацеливаются. Для этой цели может быть использовано многое: мантра, ментальное представление какого-либо божества или даже ваш большой палец. Но это «что-то» должно автоматически привлекать ваше внимание и постоянно вызывать воспоминания. И это не так чтобы очень легко. Сознание сопротивляется процессу концентрации, постоянно норовит убежать в сторону и блуждать. И символ, выбранный нами, легко забывается. Практикующий снова попадает в поток блуждающих мыслей. СоХам же - это идеальная мантра, потому что она исполняется независимо от сознания. Она может остановиться только тогда, когда остановится дыхание. А, следовательно, СоХам напоминает, чтобы вы были сознательны.
Любая мантра может быть интегрирована с процессами дыхания для того, чтобы постоянно продуцировать воспоминания. Но СоХам, в отличие от всех остальных, возникает в сознании естественно, и поэтому это самая легкая мантра для большинства людей. Это уже проверено бесчисленным количеством йогов за тысячелетия опытов. Мы настоятельно рекомендуем ее (а также мантру АУМ) для всех искренних садхаков. Постоянные воспоминания о ней ведут к дхьяне.
СоХам также буквально означает: «Я есть Шива (чистое сознание)» или «Я есть Он (чистое сознание)».
Смешение индивидуального и космического, или высшего сознания, указывает на союз Шивы и Шакти. Однако читателям не стоит слишком заботиться о том, как должно переводиться или как должно пониматься значение этого слова. Любая попытка понять это слово ментально приведет к заблуждению. Оно может быть понято только на интуитивном уровне. И только когда практикующий понимает ее трансцендентальное значение, только тогда она может быть использована как средство постоянной опоры и воспоминания. «Оно» означает постоянный поток дхьяны.
Если вы пожелаете и если ваше сознание полностью целеустремленно, вы можете погрузиться дальше в глубины и в реальное значение слова СоХам. Но это уже является методом джнана-йоги. Однако, и он не принесет никаких результатов, если ваш ум напряжен и исполнен проблем, пусть даже если вы произносите это слово, не прекращая, все двадцать четыре часа в сутки. Только в том случае, если ваше сознание готово и ваше стремление достаточно мощно, только тогда вы поймете трансцендентальный смысл слова СоХам. Значение его подобно языку пламени, полосе активного света. Но помните, что для этого вы должны быть готовы. Тем, кто уже готов для этого типа практики джнана-йоги, мы рекомендуем вхождение в СоХам как наилучшую садхану.
Главное - быть сознательным и наблюдать за тем, как звук синхронизируется с дыханием.

Некоторые люди слышат «СаХам» вместо «СоХам». В принципе, это приемлемо и может использоваться в Шабдха Санчаляне.
СоХам обязательно должен быть интегрирован с дыханием. При наличии практики удджайи пранаямы этот звук может быть услышан достаточно отчетливо. Попробуйте. Вы скорее всего услышите: Со - на вдохе и Хам - на выдохе.
Вы должны услышать «со» по мере вдоха, когда сознание движется от мулядхары по фронтальному каналу арохан к бинду. Это должен быть длительный звук. От мулядхары к свадхистхане этот звук должен быть выражен в звуке: «с - с - с». От свадхистханы к бинду он должен звучать, как долгое «о-о-о». Это произношение отражено на прилагаемом рисунке.
Звук же «Хам» должен исполняться на выдохе, когда сознание движется по позвоночному каналу аварохан от бинду к мулядхаре. От бинду через аджну к вишудхи он должен звучать, как: «х - а - а - а». От вишудхи к мулядхаре он должен быть слышим, как: «м - м - м». Это гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.
Звук СоХам не должен произноситься вслух. Это естественный звук дыхания. Звук должен быть таким, чтобы вы слышали его, а любой человек, стоящий очень близко к вам, пусть даже вплотную, не мог расслышать ничего.

По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры мулядхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистхану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.
Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистхану и, наконец, мулядхару чакры.
Здесь не должно быть никакого ментального повторения названий чакр и их полей... только осознание.
Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру.

Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.
С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения.
Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду. Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд. Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой. Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан. Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.

При рождении человек делает первый вздох, при смерти – последний. Так устроен организм, человек дышит, даже не задумываясь над этим. Медитация со хам – это и есть дыхание, необходимо просто слушать, созерцать каждый свой вдох и выдох, отключить разум и успокоившись познавать себя в состоянии глубокой медитации. Такая практика под силу каждому новичку в занятиях йогой и более опытным ученикам. В процессе, разум приходит в равновесие, мысли концентрируются, успокаиваются нервы, и оздоровляется физическое тело.

Самым мощным инструментом самопознания является медитация. Существует много школ йоги и рекомендаций по медитативным техникам, но не всегда есть время вникать во все эти премудрости. Со хам — универсальная техника, не требующая серьезной подготовки, потребуется немного времени, желание и дыхание. С дыханием можно интегрировать любую мантру, но эта самая легкая и естественная для большинства людей.

Что такое СО ХАМ?

Давайте разберемся, что означает мантра со хам . Это самая простая мантра , которую непроизвольно и постоянно повторяет наш организм. Первая часть – Со – означает То или Шива. Вторя часть – Хам – означает Я есть. Все вместе «Я есть То» или «Я есть Шива» — чистое сознание. Это раздумья над своей сущностью, над духовным самопознанием.

Техника

Лучше всего подойдет поза совершенства или алмаза, но это не обязательное требование. Можно принять любое удобное для вас положение, лучше сидя, так как расслабившись в горизонтальном положении можно просто уснуть. Это не плохо, вот только сон это не медитация. Одежду лучше выбрать свободную, родных и близких попросить не беспокоить вас около получаса.

А теперь подробнее о том, как медитировать со хам. Попробуйте сделать глубокий вдох и услышать звук… а теперь выдох… Слышите? Со-о-о-о Ха-а-а-а-м, Со-о-о-о Ха-а-а-а-м… и так каждый раз. Такими глубокими и полными должны быть только первые несколько дыханий, затем звуки не должны быть громкими, вы должны их слышать в себе, на интуитивном уровне. Расслабленное тело и переключенное мысленное внимание на дыхание.

На первых занятиях старайтесь не контролировать и не подчинять счету свое дыхание, пусть это будет максимально естественно. Только разум синхронно повторяет звуки вдоха и выдоха все отведенное для медитации время. Начните с малого, с пяти минут в день, а затем постепенно увеличивайте время до 25-30 минут. Затем подключайте контроль и, сделав вдох, задержитесь на несколько секунд и только потом выдыхайте. Прочувствуйте дыхание, идущее вверх и вниз по позвоночнику. Постепенно доводите длину выдоха до увеличения продолжительности в несколько раз относительно длины вдоха.

Конечно, будет не просто ни о чем не думать, в голову будут приходить разные мысли, сознание будет сопротивляться процессу, но помните о концентрации на дыхании. Разум постепенно погрузится в состояние медитации, а мысли успокоятся. Со хам мантра лучше всего работает перед сном, когда дневная суета должна отойти на задний план, желания и сожаления должны оставить ваши мысли, разум погружается в созерцание дыхания и повторение мантры. Сон после медитации будет здоровым и глубоким, а утром будет отдохнувшая голова с ясными чистыми мыслями.

Аджапа джапа

Теперь, когда мы разобрались с мантрой со хам, разберемся с применяемой при этом технике. Аджапа /ajapa/ – безмолвное и непроизвольное повторение. Джапа /japa/ — бормотание, звуковое повторение. А то, что мы соединяем эти повторения с повторяющимися ритмами организма – аджапа джапа. И при этом, совершенно никаких усилий, только расслабление и созерцание внутренних процессов. Все это можно перевести и как смотреть внутрь, следить или наблюдать. Джапа может прийти из уст, аджапа — только из сердца.

Такая практика особенно рекомендуется людям переживающим проблемы или большое напряжение. Она способствует переключению внимания на духовные идеалы. Дыхание повторяется около 15 раз в минуту, но это происходит неосознанно. Практика чтения мантры со хам совмещаемая с техникой аджапа джапа повысит способности умственной деятельности и концентрацию внимания. Это первый шаг к разгадке внутреннего лабиринта.

«Повторение мантры «Сохам» – прекрасное

средство удержать ум от блужданий»

Бесценный учитель – Саи Баба

Многое что мы знаем о божественных вибрациях и их силе передано нам человеком, которого знают во всем мире – Саи Баба. Он был великим гуру и учения, которые он передал своим ученикам и последователям бесценны. Одной из старейших мантр которую передал человечеству Саи Баба – мантра «Сохам», которую еще называют «дыханием жизни».

Многие практики признают эту вибрацию как одну из основных для достижения самопознания. Говорится также что «Сохам» выступает в роли компаса в большом лабиринте человеческого познания. Единственная вибрация, которую (как говорят гуру) не нужно изучать.

Ее используют подсознательно каждый человек, живущий на земле во время дыхания. В дословном переводе мантра звучит: «Я есмь!» В интернете находится множество сайтов, где можно с удовольствием слушать песнь в исполнении различных певцов и наставников. Но «Сохам Шивохам» в исполнении Саи Бабы не с чем не сравнить. Кристальное и можно безошибочно сказать шаблонное звучание.

Произнося божественные слоги, не стоит задумываться над значением. Потому как нет значения у этой песни. Ее нужно воспринимать как аксиому или любое другое правило, которое не требует доказательство.

Сохам необходимо просто произносить. Но произносить так чтобы дыхание прошло по всем чакрам человеческого тела. Но песня должна идти не по поверхности, а пройти через Хара. Хара – одно из многочисленных имен Шивы. Еще Хара можно трактовать как портал, ведущий вглубь нашей души. Именно там по поверью находится частичка Абсолюта. Частичка, которая развиваясь, дает человеку новые умения и способности.

Иногда обращаясь к богам для слияния с их силой, с божественной энергией мудрецы поют «Сохам Шивохам». Повторение божественной вибрации ведет к просветлению, которое дарует сам Абсолют. Разбирая это песнопение получим «Я есть Божественность». Мантра при многократном повторении дарует исполнителю чистое сознание, мудрость и просветление.

Элементарно – не значит просто

Несмотря на то, что мантры одно- или двуслоговые необходимо правильное их исполнение. Слог «Со» читается, вдыхая воздух, а слог «ХАМ» вместе с выдыханием кислородного газа.

Во время тренировок и медитаций возможна перестановка слогов. Таким образом вы тренируете свое дыхание. Рекомендуют во время медитаций и тренировок представлять перед собой озеро с зеркальной поверхностью в виде сферы. Это иллюзорное представление поможет сконцентрироваться на мантре.

Неплохо было бы для начала все-таки слушать их в исполнении профессионалов. И лишь добившись тонального сходства с оригиналом исполнять их самим. Во всем ином требуется соблюдения простых правил

  • Слушать и исполнять рекомендации наставника.
  • Тренировки и ежедневное повторение.
  • Концентрация на исполнении.
  • Исполнять лишь с добрыми намерениями.