Психологическая диагностика занимающихся физической культурой и спортом. Диагностика и тестирование в физической культуре Психологические основы диагностики в спорте

О.В.Тиунова

(Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. - В 3-х ч. - Часть 1. - СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во "Маматов", 2016. - С.263-267).

Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

Введение

В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации . В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде . Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.

Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.

Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» . Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории .

Основные положения

В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция . Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1, увеличение при клике на картинку ).

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.

Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.

Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,

Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

Уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

Оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

Психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

Мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,

Степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.

Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.

Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».

Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:

Заключение

Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.

Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.

Литература

1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.

Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России", М., РКонсульт, 2006 – 32 с.

Диагностические задачи

Психологическая диагностика - это наука о способах познания и измерения психологических особенностей человека (интеллекта, свойств личности, поведения).

Любое психодиагностическое исследование начинается с постановки диагностических задач, которые формулируются при ознакомлении психолога с проблемами клиента или при запросе на конкретное обследование. Например, проблема конфликта между игроками спортивной команды ставит диагностические задачи: определить статус игроков, их роли, отношение к конфликтной ситуации и др. Запрос тренера - оценка спортивно важных качеств - определяет диагностические задачи: оценки волевых качеств, психомоторных функций, МЗС.

Диагностическая задача - это система конкретных требований к решению сформулированной проблемы (например, получению нового знания, выявлению системы факторов и их взаимосвязи, получению целостной картины изучаемого психического явления, определению индивидуальных особенностей клиента) .

Диагностические задачи психологического исследования в физической культуре и спорте - это те психические явления, которые необходимо измерить и оценить у участников спортивно-физкультурной деятельности, тренеров и других заинтересованных лиц, для решения научно-исследовательских и практических задач психологической помощи.

Среди задач спортивной психодиагностики выделяют общие - определяемые вопросами понимания необходимости конструирования и использования тех или иных диагностических инструментов, и специфические - определяемые особенностями спортивной деятельности. Известны две классификации общих диагностических задач. В первой психодиагностические задачи подразделяются в зависимости от анализа ситуации диагностики, запроса клиента и адресата заключения (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Общие психодиагностические задачи (по А. А. Бодалеву и В. В. Столину)

Диагностическая

Психологический запрос

Условия работы

Заключение

психолога

Заказчиком или заинтересованным лицом выступает сам обследуемый

Активное сотрудничество, четкое выполнение инструкций, отсутствие сознательной фальсификации

Составление заключение непосредственно для клиента, соблюдение полной конфиденциальности

Экспертиза

диагностом

испытуемого

Заказчиком выступает не обследуемый

Сопротивление вплоть до саботажа, симуляции; предъявление к инструментарию диагностики более жестких требований

Составление заключения для другого специалиста

Второй вариант классификации общих психодиагностических задач основан на том, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста за корректность данных и рекомендации (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Классификация задач психодиагностики в зависимости от ответственности диагноста и сферы применения результатов

Применение результатов диагностики

Ответствен ность психодиагноста

Требования к методам диагностики

Используются специалистом -смежн и ком для постановки непсихологического диагноза или формул и ро Bai I и я ад м ини- стративного решения

Несет ответственность

не за общее решение, а только

Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза

Обеспечение долгосрочного прогноза, стандартизированные методы, соотнесение с «нормой», типологии

Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и работы с клиентом

Несет полную ответственность за корректность данных, за этические аспекты заключения, за корректность использования заключения

Гибкость и удобство применения методов, сохранение точности прогноза даже без обязательной стандартизации

В качество специфических психодиагностических задач специалисты выделяют три основных направления:

  • - спортивная ориентация;
  • - психологическое сопровождение;
  • - психологический отбор.

Спортивная ориентация предполагает выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься спортсмену-новичку (ребенку или подростку). Часто детей в спортивные секции приводят родители, совершенно не учитывая требований, которые предъявляет конкретный вид спорта к способностям ребенка. В таких ситуациях велик риск разочарования, поскольку юному спортсмену тяжело добиваться высоких результатов в неподходящем для него виде спорта.

Психодиагностика в рамках психологического сопровождения спортсмена (психологического консультирования, обучения, секундирования и т.д.) выступает как необходимый инструмент работы спортивного психолога: например, определение уровня развития спортивно важных качеств на каждом этапе спортивной карьеры и подбор, в связи с этим, наиболее подходящих методов психологической подготовки; или - контроль эффективности психологического воздействия на спортсмена, оценка актуального ПС и др. Волнение перед стартом - «предстартовый мандраж», ошибки в исполнении технических элементов, конфликты с тренером или партнерами по команде - лишь небольшой перечень трудностей, с которыми спортсмен может обратиться к психологу. При этом в процессе психодиагностического исследования необходимо выяснить, действительно ли эти проблемы волнуют спортсмена, обосновано ли волнение спортсмена, какие способы решения можно выработать со спортсменом и т.д. Важно, чтобы психодиагностическое обследование не было длительным и приносило максимально эффективный результат - спортсмены очень требовательны в вопросах траты своего времени и ждут конкретных рекомендаций.

Психологический отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации необходим для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную, олимпийский резерв, сборную команду региона России, сборную команду района или города. Также к этой группе задач относится работа совместно с тренером-селекционером по отбору из команд лиг более низкого уровня именно тех спортсменов, которые по своим психическим, физиологическим и физическим качествам претендуют на роль игрока (спортсмена) более высокой лиги. Подобные мероприятия могут осуществляться при переходе спортсмена из детской команды в юношескую, затем в молодежную и во взрослую команду, а также при ротации спортсменов в командах разного уровня (главная команда, дублирующий состав, фарм-команда или подготовительная группа) одного спортивного клуба. При этом вопросы отбора связаны с решением особых задач диагностики (табл. 12.3).

Таблица 123

Задачи диагностики в ситуациях психологического отбора спортсменов

Причина постановки

Реализация

Составление пси- хоспортограммы для отдельного вида спорта

Появление новых или развитие имеющихся видов спорта (коммерциализация, модификация правил, изменение системы спортивной подготовки)

Определение модельных характеристик спортивной деятельности со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена

Составление долгосрочных прогнозов поведения с целью грамотного планирования и организации спортивных мероприятий

Запрос со стороны спортивных менеджеров (управляющие спортивным клубом, менеджеры спортивных федераций)

Прогнозирование деятельности спортсмена, команды, тренера, поведения зрителей, фанатов и других потребителей спортивного продукта (спортивных мероприятий)

Повышение эффективности отбора

Модификация методов оценки с целью повышения точности прогноза и снижения затрат

Работа диагноста в специальных условиях: за несколько минут или секунд до старта, во время выполнения упражнений - моделирование спортивной деятельности

  • См.: Бодалев Л. Л., Столиц В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2003.

Наше отделение функциональной диагностики предлагает широкий набор процедур по тестированию своего здоровья как для профессиональных спортсменов, так и для любителей. В ходе исследования врачи проводят проверку состояния сердечно-сосудистой системы на новейшем оборудовании последнего поколения Cosmed (Италия) и Schiller (Германия).

Мы предлагаем следующую диагностику:

    ЭКГ (в 12-ти отведениях) 6-ти канальным неавтоматизированным электрокардиографом

    Дополнительная регистрация ЭКГ отведений

    Велоэргометрия

    Ортостатическая проба при ЭКГ

    Исследование с физической нагрузкой (20 приседаний, 5 мин.велоэргометрия, 2 мин.бег, 3 мин. бег)

    Тест PWC 170

    Холтеровское мониторирование при длительности мониторирования 24 часа

    Кардиовизорное обследование

    Спирография при записи на автоматизированных аппаратах

    Суточное мониторирование АД

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на велоэргометре

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на беговой дорожке

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на велоэргометре с газоанализом

    Тестирование общей физической работоспособности до отказа на беговой дорожке с газоанализом

    Биоимпедансометрия

ЭКГ

Сердце - орган, которому каждый человек (а спортсмен особенно) должен уделять особое внимание Для проверки состояния сердца проводится ЭКГ (Электрокардиографическое исследование). Сразу важно отметить, что ЭКГ спортсмена и человека далекого от физических нагрузок заметно отличается, поэтому, если вы хотите получить подробные рекомендации по построению ваших тренировок и распределению нагрузок без вреда для сердца, к выбору врача отнеситесь серьёзно - важно, чтобы он имел опыт работы со спортсменами и при расшифровке кардиограммы учитывал вашу специфику и цели.

Это инновационный метод диагностики состава тела человека, который является неотъемлемой частью планирования системы похудения и тренировок. Посредством измерения импеданса - электрического сопротивления участков тела в разных частях организма, позволяющий с высокой точностью определить следующие параметры и характеристики пациента:

    Индивидуальное значение идеального веса.

    Количество жировой ткани в килограммах и в отношении к общему весу.

    Количество внеклеточной жидкости (кровь, лимфа).

    Количество внутриклеточной жидкости.

    Количество жидкости, находящейся в организме в связанном состоянии (в отёках).

    Количество в килограммах и процентах активной клеточной массы (мышцы, органы, мозг и нервные клетки).

    Индекс массы тела (ИМТ).

    Основной обмен веществ (ккал) — обмен веществ за 24 часа в состоянии покоя.

    Соотношение ионов натрия и калия в организме (Na/К).

    Отклонение измеренных величин от нормы.

    Проследить динамику изменений.

С развитием спортивной индустрии развивается и медицина. Без грамотного обследования Вы не сможете ответить на следующие вопросы: Как построить план тренировок? Можно ли вообще нагружать себя физической активностью?

Для исследования Ваше физической подготовки мы предлагаем специализированное тестирование. Фитнес-скрининг, фитнес-тестирование, тредмил-тест - названий у этого теста много, но мы предлагаем наиболее информативное тестирование.

Мы понимаем, что результат обследования напрямую зависит от информации, полученной с помощью оборудования. Поэтому, мы работаем на новейшем оборудовании последнего поколения Cosmed (Италия) и Schiller (Германия).

Для проведения комплексного углубленного медицинского обследования спортсменов нашими врачами были разработаны специальные уникальные методики, позволяющие точно определить уровень физической подготовки человека и запас резервных возможностей как всего организма, так и отдельных его органов и систем.

Нагрузочное тестирование проходит на тредмиле или велоэргонометре с прямым анализом газообмена или без, обязательно с постоянной записью ЭКГ. Оцениваются параметры восстановления по ЧСС, АД и ЭКГ. В ходе обследования мы получаем данные по максимально достигнутому пульсу, по пульсу в момент наступления анаэробного порога, а также определяется максимальное потребление кислорода (МПК), которое является главным показателем работоспособности в спорте.

По завершению тестирования Спортивный врач дает Вам полное заключение по Вашей работоспособности, состоянию сердечно-сосудистой системы, адаптации к физическим нагрузкам. Так же анализируя данные полученные при проведении биоимпедансометрии, сопоставив их с вашими целями (похудение, набор мышечной массы), дает рекомендации по тренировочному процессу, по коррекции питания. Подробнее о тестировании

Эргоспирометрия

Кардиопульмональное тестирование (эргоспирометрия) - современный, высокотехнологичный метод для определения подготовки спортсменов в достижении высоких спортивных результатов и выявлении резервных возможностей организма. В 1955г. V. Bohlau сообщил об изобретенном им способе непрерывной регистрации потребления кислорода в покое и при выполнении физической нагрузки, который был назван эргоспирометрией.

Мы определяем следующие параметры эргоспирометрии: потребление кислорода VО2 - объем кислорода, который потребляется организмом из воздуха; выделение углекислого газа VСО2 на соответствующей стадии нагрузки; респираторный коэффициент (RQ = VСО2 / VО2) - объем углекислого газа, выделяемого за единицу времени, к объему поглощаемого кислорода; анаэробный порог (АТ или ПАНО) - порог анаэробного обмена, та интенсивность нагрузки, выше которой начинают превалировать анаэробные процессы энергообеспечения; максимальный уровень физической нагрузки (МЕТS); максимальная достигнутая ЧСС и максимальное потребление кислорода (VО2 max).

Показания:

Определение уровня физической работоспособности у высококвалифицированных спортсменов и обычных людей, занимающихся спортом. Определения уровня подготовки спортсменов.

Методика:

Исследование проводится на беговой дорожке или велоэргометре, на пациента или спортсмена одевается специальная маска, в которую он дышит во время исследования. В нашей клинике проводится максимальное нагрузочное тестирование со ступенчато-возрастающей физической нагрузкой и газоанализом на диагностической системе для эргоспирометрии (COSMED., Италия).

Подготовка:

Удобная спорт обувь (кроссовки)

Спорт форма (шорты/ брюки, футболка)

Лёгкий перекус за 1,5-2 часа до тестирования

За 1-2 дня отсутствие тяжёлых интенсивных физ.нагрузок

Суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ

Суточное (Холтеровское) мониторирование ЭКГ- метод длительной регистрации электрической активности сердца в условиях обычной жизни и активности пациента. Обычная ЭКГ дает врачу подробную информацию о работе сердца: частоте сердечных сокращений, их ритмичности, о работе проводящей системы сердца, о наличии ишемии (недостаточном кровоснабжении). Но если приступы болей или аритмия возникают у пациента лишь при нагрузке или 1-2 раза за сутки, обычная ЭКГ, снятая вне приступа будет абсолютно нормальной.

Холтеровское мониторирование дает возможность записи ЭКГ в течение длительного времени (обычно в течение суток), к тому же электрокардиограмма записывается не в кабинете врача, в покое, а в условиях привычной активности пациента. ЭКГ - это всего лишь «кадр», моментальный «снимок» работы сердца, а холтеровское мониторирование - «фильм» о 24 часах жизни сердца.

Методика холтеровского мониторирования ЭКГ позволяет:

    оценить деятельность сердца в условиях обычной активности пациента (реакция сердца на физическую и эмоциональную нагрузку).

    оценить состояние сердца во время сна, ритм и проводимость сердца в течение суток.

    уточнить причину обмороков и предобморочных состояний и т.д.

    выявить и проанализировать все виды аритмий. Можно определить не только факт нарушения сердечного ритма, но и количество эпизодов в течение суток, их длительность и «опасность». Известно, что незначительное количество экстрасистол (до 50) может быть у вполне здоровых людей. Если количество экстрасистол больше 100 - это уже аритмия, которая чаще всего требует лечения. Определяется также характер аритмии - желудочковая или наджелудочковая, в зависимости от того, на каком уровне нарушена проводящая система сердца.

    выявить эпизоды болевой и безболевой ишемии миокарда, их количество, продолжительность, пороговый уровень нагрузки и пульса, при которых возникает ишемия. Боль в области сердца может быть вызвана невралгией, остеохондрозом или недостаточным кровоснабжением сердечной мышцы (ишемией). Из всех причин опасность для жизни пациента представляет только ишемия. ХМ поможет выявить такие эпизоды и определить, связана ли боль в сердце со спазмом сосудов или это невротическая боль.

    поставить точный диагноз, повысить эффективность лечения сердечно-сосудистых заболеваний и проконтролировать действие назначенных лекарств.

Как производится холтеровское мониторирование?

Холтеровское мониторирование - это абсолютно безопасный метод исследования, проводится в амбулаторных условиях. Противопоказаний к его проведению нет. Аппарат, регистрирующий ЭКГ в течение суток, представляет собой небольшую коробочку, размером меньше мобильного телефона. Ее прикрепляют на пояс с помощью ремня или вешают на грудь. На грудную клетку специальным пластырем приклеивают электроды в положенных точках. Через сутки аппарат снимают и расшифровывают запись на компьютере. Во время мониторирования от пациента не требуется ограничения физической нагрузки или изменения привычного ритма жизни.

Спортивная психодиагностика – раздел психологии спорта, основной целью которого является измерение и контроль психических особенностей спортсменов, ориентированные на решение текущих прикладных задач. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. – М., 1987.)

Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.

Теория психодиагностических измерений

Тестирование – специфический метод измерения индивидуально-психологических различий.

Метод тестов возник в конце XIX в. С самого начала он мыслился как разновидность экспериментального подхода к характеристике психических процессов и особенностей личности с помощью объективных измерений. Эксперимент в этом случае носит испытательный и измерительный характер: направлен на выяснение не только наличия, но и уровня того или иного психического свойства. Тесты перед применением на практике необходимо освидетельствовать по степени соответствия, согласно следующим требованиям психометрии: надежность; валидность; стандартизация; практичность; прогностическая ценность. Только в этом случае могут быть получены адекватные количественные оценки, отражающие психические особенности спортсменов.

Надежность

Результаты психодиагностических измерений всегда содержат ошибки, которые могут быть существенными или ничтожными. В процессе психодиагностики, как при любом измерении, возникают три основных класса ошибок:

  1. промахи – следствие грубых нарушений процедуры измерения; они могут быть легко выявлены и устранены путем отбрасывания значений, резко отклоняющихся от нормы;
  2. систематические ошибки могут оставаться постоянными или закономерно меняться от измерения к измерению; в силу этих особенностей они могут быть предсказаны заранее; к этой группе относятся ошибки, возникающие в связи с использованием различных методов сбора данных;
  3. случайные ошибки встречаются, когда при последовательных измерениях постоянной характеристики получаются различные числовые оценки (когда измеряемая характеристика не изменяется во времени, а все отклонения обусловлены неточностью измерений).

В практике при оценке надежности измерений используются три основных метода.

1. Повторное измерение

Один из основных способов измерения надежности – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же методом через определенный интервал времени и при одинаковых условиях. При использовании метода повторного тестирования получают оценку степени устойчивости тестовых результатов во времени.

2. Параллельное измерение

В этом случае повторное измерение происходит с помощью параллельных или эквивалентных тестов, т.е. тех, которые измеряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой (оценки зависят только от степени выраженности исследуемого свойства психики у спортсмена, а не от формы параллельного теста).

Высокие значения корреляции между параллельными тестами указывают на надежность этих тестов и на эквивалентность их содержания.

3. Расщепление

Этот метод является как бы развитием метода параллельного тестирования Он основан на допущении параллельности не только отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. При использовании этого метода тест разбивается на отдельные задания или группы заданий.

В результате можно получить коэффициент внутренней согласованности теста. Согласованность теста – обязательное условие для однозначной трактовки результатов измерения: в случае негомогенного (несогласованного) теста одни и те же оценки у разных испытуемых допускают различное объяснение.

Валидность

Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то психическое качество (свойство, способность, характеристику и т.д.), для оценки которого предназначен. Тесты, не обладающие валидностью, не пригодны для практического использования.

В современной психодиагностике выделяют четыре вида валидности.

Тест является валидным по отношению к мнению специалистов. Для определения содержательной валидности используются экспертные методы. Объектом экспертизы является содержание теста.

2. Очевидная валидностъ

Валидность с точки зрения испытуемых, которая означает впечатление о предмете измерения, имеет большое значение, так как именно она в первую очередь определяет отношение испытуемого к обследованию.

3. Эмпирическая валидностъ

Тест может служить индикатором (или предсказателем) строго определенной психической особенности или формы поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста определяется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. Основным является вопрос о выборе критерия. Условно выделяют три группы критериев:

  1. экспертная производит независимое измерение свойств психики спортсмена и дает ему оценку. Роль экспертов выполняют тренеры. Однако, как показали специальные исследования, экспертные оценки тренеров имеют низкую валидность и надежность. В связи с этим экспертные критерии валидности используются редко, преимущественно в тех случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудно использовать в качестве внешнего критерия обычные количественные методы измерения;
  2. экспериментальная использует в качестве критерия валидности результаты одновременного и независимого тестирования испытуемых другим тестом, измеряющим то же свойство личности, что и первый тест;
  3. жизненная – это характеристика реального поведения, которое на основе существующих психологических теорий считается связанным с измеряемым свойством. Например, для тестов психомоторных способностей используются показатели успешности спортивной деятельности.

4. Концептуальная валидность

Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу валидизируемого теста. Проверка концептуальной валидности теста проходит три основных этапа:

  1. определяется некоторая теоретическая концепция, которая объясняет выполнение валидизируемого теста;
  2. из теоретической концепции выводят одну или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом;
  3. проводится эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.

Стандартизация

Она представляет собой линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого заключается в замене исходных оценок новыми, облегчающими понимание и интерпретацию тестовых результатов. Чаще всего используются два вида преобразования оценок:

  1. приведение их к центронормированному виду;
  2. дискретизация.

Таким образом, еще перед использованием результаты психодиагностических измерений приводят к стандартной форме (трансформация в единый масштаб) и дискретизируют (по определенной шкале, обычно в 10 баллов), соотнося полученный результат с высоким, средним и низким уровнем выраженности анализируемых качеств. Эти два вида преобразований представляют собой последовательность шагов, позволяющих придать результатам измерений вид, удобный для осмысления, интерпретации и практического использования.

Практичность

К тестам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны быть просты, экономичны, эффективны. Для проведения многих тестов не требуется предварительной специальной подготовки и обучения испытуемых; тесты экономичны соответственно со стоимостью аппаратуры и используемых материалов; а для проведения обследования и обработки результатов требуется относительно мало времени и ограниченное количество персонала.

Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры.

В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из 4 подструктур, включающих несколько групп качеств в каждую, составляет многоуровневую иерархическую систему.

Самый высший уровень структуры – социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.

Тест для спортсменов (Методики психодиагностики в спорте. Карта личности спортсмена):

Стимульный материал.

Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена

Подструктура

Группа качеств

Отдельные качества, умения, навыки

I. Социально-психологическая

Отношение к себе

Правдивость, честность
Самокритичность
Требовательность к себе
Общительность, отзывчивость
Дружелюбие
Чувство собственного достоинства
Дисциплинированность

Отношение к обществу

Готовность прийти на помощь
Организаторские способности
Оптимальный конформизм

Отношение к труду

Трудолюбие и интенсивность труда
Аккуратность в труде
Ответственность

Интересы

Интерес к спорту
Интерес к своему виду спорта
Интерес к медико-биологическим вопросам физической культуры и спорта
Широта интересов
Глубина интересов
Устойчивость интересов

Способности

Двигательные
Сенсорные
Сенсомоторные (психомоторные)
Спортивная одаренность

Интеллект

Активность мышления
Самостоятельность
Логичность мышления
Умственные качества

II. Психологическая

Психофизиологические качества

Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость)
Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная)
Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное)

Эмоциональная сфера

Отсутствие повышенной нервозности
Осторожность
Эмоциональная устойчивость
Тревожность
Фрустрация
Эмоциональная возбудимость
Эмоционально-моторная устойчивость
Стеничность эмоций

Волевые качества

Самообладание
Настойчивость
Решительность
Умение мобилизовать свои резервы

Состояние анализаторов и их взаимодействие

Абсолютный порог
Дифференцировочный порог
Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов
Чувствительность вестибулярного анализатора

Психомоторика

Скорость простых сенсомоторных реакций
Скорость реакций с выбором
Антиципация
Умение работать в оптимальном темпе

III. Профессиональная (спортивного мастерства)

Спортивный результат

Наивысшее спортивное достижение
Наивысшее достижение в текущем сезоне
Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат
Частота срывов на ответственных состязаниях
Стабильность результатов, опыт соревнований
Динамика результатов за годы тренировок

Техническое мастерство

Арсенал технических приемов
Техника на фоне утомления
Арсенал технических приемов в условиях стресса

Тактическое мастерство

Умение строить программы действий
Умение реализовать намеченную программу действий
Умение сочетать простые действия со сложными
Умение быстро перестроить свою деятельность
Умение не теряться в сложной обстановке

Специальная физическая подготовленность

Состояние специальных физических качеств
Объем тренировочных нагрузок
Объем соревновательных нагрузок

Восстанавливаемость

Способность восстанавливаться во время соревнований
Способность восстанавливаться между соревнованиями
Способность восстанавливаться после напряженного сезона

IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей)

Анатомо-морфологические

Росто-весовой показатель
Силовой индекс
Жировая масса
Рост
Вес

Физические качества

Выносливость:
общая, силовая, скоростная, скоростно-силовая, статическая
Скорость
Сила
Ловкость

Сила возбудительных процессов
Сила тормозных процессов
Уравновешенность нервных процессов
Подвижность возбуждения и торможения

Компоненты оценки здоровья

Острые и хронические заболевания
Острые и хронические травмы
Обращаемость к врачам (жалобы)
Трудотерапия
Способность переносить большие нагрузки

Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы)

Аэробная работоспособность (PWC-170)
Анаэробная работоспособность
ЧСС в покое
ЧСС и другие функции после работы максимальной интенсивности
ЧСС после работы субмаксимальной интенсивности
ЧСС после работы большой интенсивности

Ключи. Интерпретация.

В связи с тем, что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.