План самообразования воспитателя детского сада. План самообразования воспитателя доу по фгос. примерные темы самообразования воспитателей доу

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:

  • S (specific) - конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
  • M (measurable) - измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
  • A (achievable) - достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
  • R (realistic) - актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
  • T (Time- related) - ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

  1. Постановка цели и определение задач.
  2. Выбор темы.
  3. Учебная деятельность - изучение методической литературы по выбранной теме.
  4. Практическая деятельность - подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
  5. Подведение итогов - заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  • Игра как средство общения дошкольников.
  1. Познавательное развитие:
  • Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
  • Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
  • Игра как средство образовательной деятельности.
  1. Речевое развитие:
  • Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
  • Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
  1. Физическое развитие:
  • Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
  • Роль подвижныхигр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

  • Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями .

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

  1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

  1. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

  1. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.

Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.

Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

Программа самообразования: "Обогащению игрового опыта детей"

Перспективный план по саморазвитию на 2016-2017 учебный год
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией.
Изучение методической литературы Знакомство и анализ документации. Изучила методическую литературу по теме «Обогащение игрового опыта детей, через реализацию образовательного проекта
Октябрь Ноябрь Подбор и выставка литературы по обогащению игрового опыта детей
Изучение литературы по проблеме и подбор соответственно выбору
Внедрение изученной литературы по всем образовательным областям
Участие педагога в мероприятиях Выступление на педагогическом совете «Значение игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» Оформление выставки для педагогов «Играем с детьми в сюжетно- ролевые игры»
Участие в семинарах Подбор материала по темам Слушатель семинара Н.М.Метеновой
Подготовка к аттестации:
Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, изучение нормативных документов Пополнила информационный стенд для родителей
Декабрь
Январь Оснащение групповой комнаты Оформление уголка группы Пополнила предметно-пространственную развивающую среду предметами-заместителями
Работа с детьми Участие в создании выставки на тему: «Воспитание патриотических чувств детей, через ознакомление с природой родного края» рамках ДОУ Организация выставки детского творчества
Февраль Март Изучение методик и технологий педагогов в Интернете Подбор материала в интернет ресурсах Сайт работников образования:
Апрель Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. Получила консультацию от старшего воспитателя
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМОРАЗВИТИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений

Изучение методической литературы Знакомство и анализ документации. Изучила методическую литературу по теме: «Обогащение игрового опыта детей младшей группы, через реализацию образовательного проекта «Моя семья»
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы, разработка проекта Составила план по воспитательно-образовательной работе с детьми, реализация проекта

Октябрь
Ноябрь Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе Подбор сюжетно-ролевых игр Пополнение среды атрибутами для сюжетно-ролевых игр
Подготовка к аттестации:
изучение литературы по теме самообразования.
Пополнение личной библиотеки методической литературой Изучила методическую литература на данную тему, подбор конспектов занятий
Декабрь Прохождение курсов по повышению квалификации Подбор материала по темам Слушатель курсов по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО
Декабрь Оснащение групповой комнаты Оформление уголка группы Создание многофункциональной ширмы
Январь Работа с детьми

Семинар-практикум «Как жили наши предки» Создание картотеки сюжетно-ролевых игр
Подбор консультативного материал мля молодых специалистов
Февраль Проведение круглого стола
Подбор материала
«Как научить ребенка играть»
Участие педагога в мероприятиях Выступление на педагогическом совете Презентация ЛЭП бука
Март
Апрель Изучение методик и технологий педагогов в Интернете Подбор материала в интернет ресурсах Изучила материал на сайтах (см. приложение)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа с документацией.
Изучение методической литературы Знакомство и анализ документации. Изучила методическую литературу по теме: Обогащение игрового опыта детей, через реализацию образовательного проекта
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Составила план по воспитательно-образовательной работе с детьми
Октябрь
Ноябрь Подготовка к аттестации:
изучение литературы по теме самообразования. Пополнение личной библиотеки методической литературой Изготовила Лэпбук «Моя семья»
Работа с родителями Обмен опытом по проблеме. Пополнила информационный стенд
Декабрь Оснащение групповой комнаты Оформление уголка группы Пополнила предметно-пространственную развивающую среду предметами -заместителями
Участие в конкурсах Помощь в подготовке воспитанников в конкурсах «Игрушка на елку», «Кормушки для птиц»
Январь Оформление информационного стенда «Семья. Семейные ценности»
Участие педагога в мероприятиях Подбор материала
Открытый показ «Индивидуальная работа по закреплению ОВД на участке зимой» Оформила информационный стенд для родителей
Презентация нетрадиционного оборудования
Февраль
Март Разработка консультаций для родителей, проведение семинаров
Подбор материала
«Счастливая семья-счастливые ребенок»
Участие педагога в мероприятиях Участие в конкурсе в рамках ДОУ «Лучше папы нет на свете» Создание выставки совместного творчества
Апрель Изучение методик и технологий педагогов в Интернет ресурсах Подбор материала в интернет ресурсах Ознакомилась с материалами в интернет ресурсах
Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.
Подготовка материала для проведения педагогического обследования уровня знаний детей Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем знаний
Тема: «Обогащение игрового опыта детей младшей группы через реализацию педагогического проекта образовательной деятельности «Моя семья».
Актуальность:
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий. Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, одеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка. Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему, они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме самообразования. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и развитии детей. Создавать условия для обогащение игрового опыта детей, интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития детей непосредственно через игровую и повседневную деятельность.
Задачи:
1.Повысить уровень знаний путем изучения научной и методической литературы; изучения передового опыта педагогов, работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах);
2.Планомерно и систематически совершенствовать методы воспитательно-образовательного процесса через игровую деятельность;
3.Проанализировать свою деятельность, деятельность педагогов и воспитанников;
4.Просвещение родителей о значении игры в жизни ребенка

Литература и интернет ресурсы
1.О.В.Дыбина «Игровые
технологии ознакомление дошкольников с предметным миром».
Н.А. Бойченко «Сюжетно ролевые игры дошкольников»
Д.Б. Эльконин «Психология игры»
2.Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева

Скачать Перспективный план по саморазвитию на 2016-2017 учебный год

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

40. Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников.

41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.

42.Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.

43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.

45.Речевое развитие дошкольников

46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

51. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие"

Современные подходы к реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Современные подходы к реализации задач образовательной области "Социально-коммуникативное развитие»

Современные подходы к реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.

54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

56.Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.

58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

62.Формирование речи детей в игровой деятельности.

63.Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

64.Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.

65.Экологическое воспитание детей в детском саду.

66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

67.Деятельностный подход в воспитании дошкольников

68. Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника

69.Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г.Ростова-на-Дону

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Могилиной Алёны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

Тема:

«Игровая деятельность детей дошкольного возраста».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема : Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:



через игровую деятельность.
деятельность.
игровой деятельности.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Повышение педагогической компетентности

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Публикация материала
«Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников»

Изучение литературы по теме.

Подбор материала

Обмен опытом по проблеме.

Октябрь

Разработка дидактического материала из фетра для игры
«Домашние животные»

Интернет-ресурсы

Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь


О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка»

Знакомство с литературой.

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Разработка дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров»

Подбор материала по теме.
Интернет-ресурсы.

Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

Интернет-ресурсы

Развитие игровой деятельности дошкольников

Работа над темой
«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала.

Накопление опыта

Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»

Интернет-ресурсы

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»

Подбор материала.
Интернет-ресурсы.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики

Разработка картотеки
«Игры на сплочение детского коллектива»

Подбор материала

Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

Изучение методической литературы
«Игры-забавы на участке детского сада»

Чтение литературы, подбор материала.

Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

Работа над картотекой игр по ФЭМП

Подбор материала

Развитие интеллектуальных способностей.

Апрель

Разработка дидактической игры из фетра «Космос»

Интернет-ресурсы

Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.

Подбор материала

Всестороннее развитие ребёнка

Май

Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования.

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучила методическую литературу по данной теме.
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
для детей старшего дошкольного возраста».
О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
дошкольного возраста.
О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром».
Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
Е. Волкова «Играем в учёных».

Определила:
1. факторы реализации игры:
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

Включение всех видов игр в педагогический процесс;

Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

2. условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;

Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых

игрушек для осуществления детского замысла;

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их

интересами, настроением

3. целевые ориентиры по ФГОС

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами .
Для этого зарегистрировалась на сайтах :
http://pedrazvitie.ru
http://www.maam.ru

Принимала участие в конкурсе «Игровая деятельность дошкольников».

Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
дидактический материал из фетра для игры «Домашние животные»;
дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
дидактическая игра «Продукты питания»;
дидактическая игра «Космос»;
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»;
Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.

Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.

Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

11. Игра как средство общения дошкольников.

13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

14. Использование развивающей игры во время нод по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.

17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.

18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.

19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через

общение с природой.


34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте .

35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.

44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

65. Формирование речи детей в игровой деятельности.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

68. Экологическое воспитание детей в детском саду.

69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.