Исторический портрет княгини Ольги: язычница, ставшая первой русской святой

Муниципальное казенное учреждение «Закаменское РУО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холтосонская СОШ»

I районная научно-практическая конференция школьников

«Знание. Поиск. Творчество. Труд»

Исторический портрет княгини Ольги

секция история

выполнил: Чупышева Вероника,

ученица 7 класса.

научный руководитель:

Мардоленова Ольга Викторовна,

учитель истории, обществознания

2017

Оглавление

Введение 3

1.Теоретическая часть. Исторический портрет княгини Ольги 4

1.1 Замужество 4

1.3 Внутренняя политика княгини Ольги 4

1.4. Внешняя политика княгини Ольги. 5

1.5 Крещение Ольги 5

ІІ. Практическая часть.Социологический опрос 7

Заключение. 8

Список литературы 9

Приложение 10

Введение.

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая женщина -правительница Руси княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях. Древнерусские произведения, посвященные ей, давно найдены, описаны, и почти полностью опубликованы.

Имя Ольги находится как бы в истоке русской истории, оно связано с величайшими событиями в период зарождения Руси, с основанием первой династии, с утверждением у нас христианства и западной цивилизации.

Цель : Изучение деятельности княгини Ольги, ее роли в истории Руси в 10 веке.

Задачи:

1.познакомиться с биографией Ольги;

2.исследовать деятельность княгини, как главы государства;

3. выяснить, как её деятельность повлияла на развитие Руси;

Предмет исследования: Период правления княгини Ольги.

Объект исследования: исторический портрет княгини Ольги.

Практическая значимость: В результате исследования мы обобщим знания о княгине Ольге и повысим интерес к истории.

Методы исследования : изучение научно-популярной литературы, опрос.

Хронологические рамки темы : от замужества Ольги с князем Игорем в 903 г. и до ее смерти в 969 г.

Гипотеза: Мы предполагаем, что княгиня внесла огромный вклад в развитие Руси, в результате чего ее канонизировали.

І. Теоретическая часть. Исторический портрет княгини Ольги

1.1 Происхождение княгини Ольги

В современной исторической науке происхождение княгини Ольги является спорным вопросом. Опираясь на данные «Повести временных лет», историки утверждают, что Ольга происходит из псковских земель. А в истории Иоакима, епископа Новгородского, говорится о том, что Ольга происходит из Изборска, рода Гостомыслова, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями. Принадлежала она, как уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий. Она родилась в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга. О ее жизни до брака с князем Игорем практически ничего не известно.

1.2 Замужество

В середине XVI века в « Степенной книге царского родословия», составленной протопопом московского Благовещенского собора Андреем, сподвижником митрополита Макария, была приведена официальная версия знакомства Ольги с молодым князем Игорем: « Однажды Игорь тешился охотой на псковской земле. Конь вынес его на берег реки Великой, и узрел князь на другом ее берегу «лов желанный». Переправится через реку ему помог незнакомец, плывущий в «ладьице». Присмотревшись к гребцу, князь понял, что перед ним – девица «юная и доброзрачная». Образ прекрасной перевозчицы запал ему в душу. О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и он послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. .(Приложение №1)

1.3 Внутренняя политика княгини Ольги

В 946, году, Ольга вместе с малолетним сыном Святославом, отправилась в поход на древлян. Согласно легенде, осадив главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Среди осажденных началась паника, а Ольга жестоко расправилась с его жителями.

В 947 г Ольга, оставив сына в Киеве, поехала в Северную Русь, посетила Новгородские и Псковские земли, которые разделила на волости, т.е. учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна - княжеского администратора. Вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики). Смысл нововведений заключался в нормировании повинностей с населения и издании правовых установлений, которыми могли руководствоваться представители княжеской власти. Эти новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, вели к соблюдению порядка и и обогащению казны. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Утвердив внутренний порядок государства, Ольга возвратилась в Киев, где жила несколько лет в мире и спокойствии.Она положила начало каменному градостроительствуна Руси. (Приложение №1)

1.4. Внешняя политика княгини Ольги.

Внешняя политика княгини Ольги носила мирный характер. В своем правлении она стремилась дополнить внутреннее «устроение» государства повышением его политического престижа. С это целью Ольга предприняла поездку в Константинополь. Главной целью поездки было утверждение прочного союза Руси с Византией, направленного против Хазарского каганата. Позднее направила посольство к германскому королю Оттону I.

Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Русь, которую называли Гардарика, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширились зарубежные связи Киева.

Две трети собранной дани она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла на нужды ратного строения. Сама Ольга не развязывала войн, но давала возможность своему сыну Святославу совершать военные походы на Дунай.(Приложение №2)

1.5 Крещение Ольги

В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. По легенде таинство крещения совершил константинопольский патриарх Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. При крещении княгиня получила имя Елены в честь святой равноапостольной Елены. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, - иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги,(Приложение №2). Затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Окрестившись, Ольга пытается обратить в христианство и свою семью, но Святослав, уже окрепший к этому времени, воспротивился желанию матери, и следовал обрядам язычества.(Приложение №2)

Святослав окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Ольга оставалась в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына Мало кто задумывается о том, какую роль сыграла бабушка – княгиня Ольга в судьбе князя Владимира. Почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал все, что рассказывала внукам бабушка.

В 968 г. Киев осадили печенеги. Княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу. После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории, Ольга- единственная среди русских женщин. (Приложением №2). Почитается она как покровительница вдов и новообращенных христиан. Русский народ почитает Ольгу:

Существует несколько памятников, посвященных ей; (Приложением №3)

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, Ольгинский ключ, Ольгино поле и Ольгин камень(считается, что Ольга основательница Пскова)

В Японском море есть залив, а в приморском крае- поселок, названные ее именем;

В Витебске при Свято-Духовном женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь, а в Санкт-Петербурге- храм во имя Святой равноапостольной княгини Ольги.

Существуют награды и ордена в честь Ольги (Приложение №3)

ІІ. Практическая часть.Социологический опрос (Приложение №4)

Чтобы узнать, насколько известна княгиня Ольга, мы провели опрос, в котором приняли участие 15 учащихся школы. Для проведения социологического опроса составили анкету (Приложением №).

1. Как звали первую русскую княгиню.

2. Кто первый принял христианство на Руси.

3. Кто первый ввел уроки и погосты для сбора дани.

4. Кто крестил Русь

Обработка ответов показала, что 100 % правильных ответов не было. Видно, что на первые два вопроса дан неправильный ответ. Ученики не помнят имя первой княгини, называя русских цариц(Елизавету и Екатерину) Значимость Ольги ставится на 2 или 3 место. Незаслуженное забвение Ольги говорит об актуальности нашей темы.

Заключение.

В результате исследовательской работы мы можем сказать, что более тысячелетия живет в народе память о великой княгине Ольге.

Ольга – пример воли, женской мудрости, хозяйственности. Она, руководствуясь не столько личными интересами, но интересами своего государства, поступала чётко, хитро: эпизод мести древлянам – прекрасное тому подтверждение. После смерти Игоря она не Ольга – одна из первых христиан на Руси. По летописи, она положила начало новой вере, не испугалась язычников, не приветствовавших христианство на родной земле. Став благочестивой христианкой, Ольга не пыталась силой насаждать на Русь новую религию. Она лишь показала личный пример перехода в веру Христову, а крестителем Русской земли стал ее внук Владимир.

Политика княгини способствовала укреплению государства, единению земель, повышению авторитета княжеской власти, единению культуры. Она положила начало каменному градостроительству на Руси. Ольга, является новатором в своём времени, проведя налоговую реформу.

Своей дипломатией Ольга громко заявила о мощи русского государства, что обеспечивало дальнейшее развитие хозяйства и торговли с Западом. Древнерусское государство в X веке настойчиво расширяла свои международные связи, стремилось ввести регулярные обмены посольствами, содействовать развитию торговли. Руси удалось стабилизировать свои отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Польшей и Чехией.

Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала дальновидность и мудрость. Для врагов была она страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судья праведный и никого не обидящий.

Н. Карамзин писал: «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь-Святой, история- Мудрой». Таким образом, мы видим, что княгиня внесла огромный вклад в развитие Руси, в результате чего ее канонизировали. Наша гипотеза подтверждена.

Список литературы.

    Александров А.А.»Ольгинская топонимика, вербутские сопки и руссы в Псковской земле». Электронный ресурс

    Богданов А. «Кягиня Ольга» Вопросы истории-2005 № 2

Регентство при Святославе: 945-962

Из биографии

§ Княгиня Ольга - хитрая (по преданию), святая (такой нарекла ее церковь), мудрая (такой осталась в истории).

§ В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу

§ Существует легенда, как Ольга жестоко отомстила за смерть мужа- Игоря. Первое посольство было закопано заживо в землю. Второе – перебито после пьяного пира. По приказу Ольги была сожжена столица древлян -Искоростень (попросила с каждого двора по два голубя и воробья, к лапам которых была привязана зажженная пакля). Погибло 5000 человек.

§ Такая месть не считалась в те времена жестокостью. Это было естественное желание отомстить за близкого человека.

§ Ольга правила в период малолетства сына Святослава, но и после она долгое время оставалась у руководства, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.

§ Княгиня Ольга была одной из первых правителей, которые большое внимание уделяли дипломатии в отношениях с соседними странами.

§ В 1547 г. была причислена к лику святых.

Исторический портрет Ольги

Направления деятельности

Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы налогообложения. Провела налоговую реформу, ввела уроки - размер дани, который был чётко определён.
Совершенствование системы административного деления Руси. Провела административную реформу:ввела административные единицы –становища и погосты , куда свозилась дань.
Дальнейшее подчинение племён власти Киева. Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю).Именно при ней были окончательно подчинены древляне.
Укрепление Руси, активное строительство. В княжение Ольги начали строиться первые каменные здания, положено начало каменному строительству.Продолжала укреплять столицу- Киев.При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков.

Внешняя политика

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ Усиление княжеской власти

§ Укрепление и расцвет государства, его могущества

§ Положено начало каменному строительству на Руси.

§ Предприняты попытки принятия единой религии - христианства

§ Значительное укрепление международного авторитета Руси

§ Расширение дипломатических связей с Западом и Византией.

20. Внешняя политика князя Святослава Игоревича.
В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью.
По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 году византийский императорНикифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Древнерусское государство, которое после присоединения Хазарии могло обратить свой взгляд на крымские владения империи.
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». К 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское, Владимира - на новгородское. После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском.
Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий. Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

21. Святослав 1 Игоречич и история Киевской Руси.
Правление Святослава по-разному оценивается исследователями. Одни считают его талантливым полководцем и государственным деятелем, другиеутверждают, что это был князь - авантюрист, жизненной целью которого была война. Один византийский автор описал Святослава как человека среднего роста, стройного, с голубыми глазами и плоским носом. Он брил бороду и голову, оставляя длинный пучок волос на голове и длинные усы. В ухе Святославаблестела золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином посередине. Русский летописец говорит, что князь Святослав ходил как барс, а во время военных походов спал прямо на земле под открытым небом, подкладывая под голову седло. Перед выступлением в поход он непременно предупреждал противникасловами: «Иду на вы!» Началось всё с подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно - славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Были завоёваны и мордовские племена. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию (Волжская Булгария), где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Совершил успешные походы на Северный Кавказ и Азовское побережье. Отсутствием Святослава в Киеве довольно часто использовали печенеги, которые стали постоянной угрозой южным границам Руси. (В дальнейшем печенеги будут изгнаны из русских земель в годы правления внука Святослава - Ярославом Мудрым.) Перед Великим воином стояла двойная задача: не только защитить Русь, но и проложить торговые пути в другие страны. И с этими задачами князь успешно справлялся, что позволяет сделать вывод о нём, как о способном государственном деятеле и талантливом полководце. Кроме того он попытался приблизить границы своего государства к Византии и вёл упорную борьбу с Царьградом за Балканы. По этой причине в 969г. Святослав решил оставить за матерью Киев, а сам перебираться в Переяславец на Дунай. Но мать отговорила его от такого намерения, мотивируя свою просьбу смертельной болезнью. Бояре боялись гнева Святослава, так как понимали, что если князь уедет, то начнутся восстания среди покоренных народов, но ещё больше они боялись печенегов, которые могли захватить Киев в любой момент без надёжной защиты князя и его дружины. На этом и заканчивали.… После чего князь собирал свою дружину и уезжал в очередной поход! После оглушительных побед в Болгарии и в Византии, византийский император стал всерьёз опасаться за границы своего государства… Он собрал огромную армию и постепенно стал вытеснять дружину Святослава из пределов своей империи. Святослав долго противостоял могущественному противнику, но постепенно его силы стали иссякать…. При последнем отступлении войско Святослава попало в осаду в одну из захваченных им ранее византийских крепостей. Попытки взять крепость штурмом не обвенчались успехом и тогда император решил взять крепость измором! Он и его армия в течении многих месяцев не впускали никого в город и из города тоже никого не выпускали. За время долгой осады люди в крепости, а так же и войско Святослава не знали нужды, но запасы еды и воды кончались, начался голод, нужно было, что - то предпринимать иначе могло бы случиться не поправимое… именно поэтому князь решил принять условия императора и сдать крепость. Согласно летописи, на встречу с князем, для подписания мирного договора, император Византии явился с огромным войском на белом коне весь одетый в драгоценные одежды в золотом плаще расшитом драгоценными камнями и затейливыми узорами. Встреча должна была произойти на берегу реки, именно поэтому, император ждал, когда флот Святослава пересечёт реку, что бы захватить его и позорно изгнать из пределов своей страны. В назначенное время на реке началось движение…, но к удивлению византийцев это был не огромный флот русских, а маленькая лодка, в которой был лишь один человек. Лодка пристала к берегу, и оттуда вышел дородный молодец, высокого роста, широк в плечах с городо поднятой головой! Одет он был в длинную белую рубаху перевязанную красным поясом в синих шароварах и красных сафьяновых сапогах. Голова у него была выбрита на лысо, а с макушки царственно спадала единственная прядь волос, в ухе сияла золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином посередине. Вот всё украшение великого воина! А ведь этот статный юноша и был князь Святослав! После перемирия с Византией, Святослав направился домой, но, увы, сподвижники византийского императора решили уничтожить Святослава и поэтому они предупредили печенегов о том, что русский князь очень слаб и что именно в их интересах, что бы он не добрался до Киева. В 972 году по дороге на Киев, Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов. Он был убит. По приказу печенежского хана из черепа киевского князя была сделана чаша, окованная золотом и украшена драгоценными камнями. После смерти Святослав началась междоусобная война между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом, за право на престол(972 - 978 или 980 гг.)

22. Борьба за власть в Киевской Руси после смерти Святослава 1.
Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войнов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

23. Внутренняя политика Владимира 1.

24. Религиозные реформы Владимира 1.

25. Распространение Христианства в Древней Руси.

26. Династическая война после смерти Владимира 1.

27. Внутренняя политика Древней Руси при Ярославе Мудром.

28.Внешняя политика Киевской Руси от Олега до Святослава 1.

29. Внешняя политика Владимира 1.

30. Владимир Святославович - исторический портрет.

31. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Русь и Великая степь. Продолжалась борьба со степью. Печенежские набеги на южные рубежи прекратились после жестокой битвы в окрестностях Киева в 1036 г. По следам печенегов шли другие орды кочевников - узы-торки и половцы. С узами-торками, теснимыми с востока половцами, удалось сравнительно легко справиться в результате похода русских князей в 1060 г.Половцы же закрепились в Причерноморских степях и стали здесь господствовать, совершая постоянные набеги на Киевское государство.

Русь и Европа. Иным образом строились отношения с Европой. Русь рассматривалась как богатая и культурная страна, как часть христианского европейского мира, хоть и отдаленная. Контакты правителей Руси с Западом возникли еще в X в. Источники упоминают о посольстве Ольги к германскому императору Оттону, о сношениях Владимира с Римом. Были заключены династическиебраки детей Ярослава с представителями владетельных домов Европы. Потерпевшие неудачу в междоусобной борьбе князья ищут убежища в европейских странах.

В свою очередь Русь дает приют изгнанным северным правителям и оказывает помощь в возвращении престола. Наследники европейских держав не считали зазорным проводить годы при дворе Ярослава, обучаясь рыцарской науке. (Гарольд) В рассматриваемую эпоху продолжают поддерживаться торгово-политические и культурные связи Скандинавии и Руси. И Владимир, и Ярослав продолжают опираться на северные военные силы. Например Ярослав содержит в Новгороде наемную дружину варяжских гридей. Русско-европейские политические отношения были подкреплены оживленной торговлей Киева с центром Южной Германии Регенсбургом. Предметы восточной и византийской роскоши шли на Запад через Киев и Регенсбург.

В этот период обостряются отношения с пограничными европейскими государствами и народами. Впрочем, война с Польшей за Червонную Русь (1030-1031 гг.) не привела к серьезным последствиям. Отношения между двумя государствами даже укрепились. Ярослав помог Казимиру Обновителю подчинить себе Мазовию. Его сестра Мария-Доброгнева была замужем за Казимиром, а на сестре польского короля он женил своего сына Изяслава. Но при Ярославичах противостояние возобновилось.

Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 30-х годов на эстонскую чудь приводят к строительству опорного пункта Юрьева, очерчивая границы государства на севере. На 40-е годы приходятся и первые походы на Литву.

Русь и Византия. Особое место во внешней политике занимали культурные и политические отношения с Византией, характер которых изменился с принятием православия. Византия держала в своих руках управление влиятельной русской церковью, стремясь придать своим отношениям к Руси характер суверенитета. Возможно, этим можно объяснить поставление собранием русских епископов митрополитом Иллариона при Ярославе помимо Византии. Русско-византийские отношения в целом были дружественными. Известны браки Ярославичей с представителями императорской семьи. Поход Владимира в 1043 г. на Византию (причины не ясны) не смог их изменить. Связи Киева с Византией поддерживались не только торговлей и церковными делами, но и политическими интересами в Причерноморье.

32. "Русская Правда" -история создания и структура.

33. Основные виды преступления и наказания в "Русской Правде"

34. Источники холопства согласно "Русской Правде"

35. Особенности древнерусского общества согласно "Русской Правде"

36. Русь под властью сыновей Ярослава Мудрого.
Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого

Ярослав соединил в своем владении почти все русские земли. Но это единовластие было личное и временное. Подобно Владимиру Великому, он восстановил единство русских земель только для того, чтоб укрепить их за своим собственным семейством, а не для того, чтобы водворить на Руси единодержавие. Нравы и понятия восточных славян того времени были слишком далеки от подобной мысли; никакие распоряжения, никакие завещания в этом смысле не могли оказаться действительными. Понятие о Руси как о едином, нераздельном владении, о едином государстве еще не сложилось. Если бы Киевский князь вздумал всю Русскую землю отдать одному сыну, то остальные сыновья и родственники не признали бы такого распоряжения и общими силами подняли бы против него оружие. Государственное начало и единение Русских земель, повторяем, поддерживались только тем, что они находились во владении одного княжеского рода и что князь, сидевший в Киеве, считался старейшиной всем князьям русским.

Ярослав, подобно отцу, деду и прадеду, еще при жизни своей раздавал сыновьям в управление или в наместничество свои земли. Старейший его сын Владимир, по установившемуся обычаю, был наместником в северном Новгороде. Он скончался за два года до смерти отца, и тогда в Новгород был переведен из Турова Изяслав, оставшийся теперь старшим. Летопись рассказывает, что Ярослав перед смертью распорядился областями таким образом: Изяславу он назначил Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир Волынский и Вячеславу – Смоленск. При этом он увещевал их жить в любви и согласии между собою и дружно действовать против врагов; в противном случае предрекал гибель Русской земле, которую их отцы и деды стяжали великими трудами. Он внушал им слушаться старшего брата, имея его "в отца место"; а старшему завещал не давать в обиду никого из братьев и помогать обиженному. Но подобные увещания составляют общее место; их, конечно, делал почти каждый попечительный отец своим детям. Летописец, впрочем, тут же сообщает, что во время кончины Ярослава Изяслав был в Новгороде, Святослав – во Владимире Волынском, а в Киеве оставался только Всеволод, которого отец любил и всегда держал при себе. Во всяком случае сыновья Ярослава долженствовали быть теснее связаны между собою, нежели сыновья Владимира: последние рождены в язычестве от разных жен и наложниц; тогда как Ярославичи были плодом брака, освященного церковию, были дети не только одного отца, но и одной матери.

Ярослав дожил до глубокой старости: смерть застигла его на 76 году от роду в ближнем Вышгороде, в феврале 1054 года. Всеволод распорядился погребением: тело покойного князя возложили на сани, с молитвами и церковными песнопениями привезли в Киев и опустили в мраморную гробницу, которая поставлена в одном из приделов воздвигнутого им Софийского собора.

Младшие его сыновья, Игорь и Вячеслав, скоро последовали за своим отцом, и волости их достались старшим, преимущественно Изяславу. Таким образом, последний, удержав за собою Новгород, владел землями Киевскою и Волынскою, т.е. почти всею страною на западе от Днепра. Святослав кроме Чернигова захватил себе всю область Северян, Вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; следовательно, почти все земли на востоке от Днепра. Всеволод поместился в южном Переяславле на реке Трубеже; но к этому уделу он еще получил почти все Верхнее Поволжье, т.е. земли Ростовскую, Суздальскую и Белозерскую. Затем каждый из трех братьев в своих уделах раздавал города и волости в управление или наместничество членам собственного семейства. Еще был жив один из сыновей Владимира Великого, Судислав, заключенный Ярославом в поруб. По старшинству своему он теперь имел право занять великокняжеский Киевский стол; но, просидев более 20 лет в заключении, старик не думал уже о своих правах. Племянники освободили его, взяв с него присягу не искать княжения, и он вскоре умер чернецом.

В истории было немало случаев, когда женщина правила государством настолько успешно, что оно становилось гораздо сильнее и величественнее, чем было ранее. Одной из них стала Ольга, княгиня Киевская. Историкам всего мира известно о жизни и деятельности этой удивительно сильной женщины довольно мало, но то, что удалось узнать, показало, что она очень мудрая и сильная правительница. Главное, что она сделала для Киевской Руси, - сделала ее сильнейшим государством в мире.

История и происхождение

Точная дата рождения великой княгини неизвестна. В истории можно найти только фрагменты ее биографии. Многие ученые склоняются к тому, что родилась она примерно в 890 году. Этот вывод был сделан на основании записей Степной книги, в которой говорится о том, что дожила она до 80 лет, а эта дата известна довольно точно - 969 год. Место ее рождения также остается неизвестным. Некоторые историки склоняются к тому, что женщина родилась:

  • в Пскове;
  • в Изборске.

Как появилась княгиня Ольга, биографию которой сегодня можно прочесть только благодаря летописям монаха Нестора, ходит много легенд. Одна из них о том, как Ольга впервые встретилась с Игорем, князем, правившим Киевом. Она была родом из простой семьи и зарабатывала тем, что перевозила через реку людей. Князь Игорь охотился в тех местах, и ему нужно было срочно переправиться на другой берег. Он обратился к юноше-перевозчику. Но уже в лодке он пригляделся и понял, что перед ним стоит не юноша, а прекрасная и хрупкая женщина.

Он решил попробовать соблазнить красавицу, но получил достойный отпор. На этом встреча и закончилась. Но когда великому князю пришло время жениться, он вспомнил о гордой красавице из Пскова, которая запала ему в душу. Он нашел ее и заключил брак.

Но есть и другая легенда, согласно которой будущая княгиня Ольга носила имя Прекраса. Родом она была из богатого и знатного семейства князя Гостомысла, проживавшего в Витебске. А свое имя, под которым ее знает мир, она получила только после свадьбы с Игорем. Нарекли ее в честь князя Олега, который был воспитателем Игоря.















Долгое время супруги жили отдельно друг от друга. Она управляла Вышгородом, а он - Киевом. У Игоря было еще несколько жен. А общий ребенок у пары появился только спустя 40 лет после свадьбы. Это был Святослав, который в дальнейшем продолжит дело матери и отца.

Месть за смерть мужа

В 945 году князь Игорь отправился собирать дань с древлянских земель, где и был предательски убит. Святославу в то время было всего три года, и управлять государством он не мог. Поэтому на трон села его мать Ольга. Вся Великая Русь перешла под ее управление. Но древляне не захотели мириться с тем, что будут платить дань женщине.

Они решили женить на Ольге своего князя Мала и таким образом заполучить власть над русскими землями. Но не учли они того, что женщина была не только красива , но и очень умна. Она заманила древлянское посольство в большую яму и приказала засыпать ее. Так они были похоронены заживо. Не менее жестокой оказалась правительница и к следующим послам. Для них была истоплена баня, а когда они вошли в нее, двери были заперты, а стены подожжены. Все визитеры сгорели заживо. Это была жестокая месть за смерть ее любимого.

Но это было только началом жестокого наказания. Она отправилась в древлянские земли для того, чтобы справить поминальный обряд на могиле мужа. С собой она взяла нескольких воинов . На обряд были приглашены и знатнейшие древляне. Во время ужина княгиня опоила их сонным зельем, а затем приказала стражникам порубить всех пришедших. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что на том ужине было убито более 5 тысяч древлян.

В скором времени Ольга вместе с сыном отправилась военным походом на древлян. Ее войско обступило стены их столицы - Искоростеня. Княгиня приказала принести ей с каждого двора по три голубя и по три воробья. Жители исполнили это в надежде на то, что это принесет освобождение и избавит их от кровопролития.

Но правительница приказала привязать к лапкам птиц пучок горящей сухой травы и отпустить их. Голуби и воробьи прилетели в свои гнезда, и город был сожжен. Сгорела не только столица древлян, но и множество ее жителей. Только это смогло успокоить кровоточащее сердце княгини.

Политика великой княгини

Как правительница, Ольга во многом превзошла своего великого мужа. Она провела множество реформ во внутренней политике. Но и внешняя политика не осталась в стороне. Она смогла покорить многие восточные племена. Все киевские земли были поделены на области, во главе которых княгиня поставила тиунов - управляющих. Она провела и налоговую реформу, что привело к строгой величине полюдья, которое должны были приносить на погосты. Именно она стала первой из русских правителей, которые организовали каменное строительство. Во время правления были возведены каменный дворец и загородный княжеский дом.

Основным курсом внешней политики стало сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась к тому, чтобы ее владения остались полностью свободными от власти Константинополя. Подобное сближение привело к тому, что русские войска успешно помогали Византии в борьбе с ее врагами. Реформы княгини Ольги имели огромное значение для дальнейшего становления Руси.

Крещение и принятие христианства

Во все времена население Руси поклонялось многим богам. Они исповедовали язычество. А первым правителем, который принес христианство на русские земли, стала как раз Ольга. Княгиня крестилась ориентировочно в 957 году, согласно летописям и дошедшим до сего дня источникам. Произошло это во время ее дипломатической поездки в Царьград - Константинополь.

Согласно сообщению летописца Нестора, когда Ольга посещала Византию, ее императору очень понравилась русская княжна и он решил на ней жениться. Но женщина решила все сделать по-своему. Она сказала, что негоже христианскому правителю заключать брак с язычницей. Поэтому ему нужно ввести ее в свою веру, тем самым став ее крестным отцом.

После совершения обряда она получила имя Елена. Император вновь сделал ей предложение, но женщина ответила, что он не может быть ей мужем, потому как он стал для нее отцом, а она его дочерью по крещению. Понял тогда Константин, что его обманули, но сделать уже ничего не смог.

По возвращении на родину княгиня решила начать распространять христианство на Руси. Но славяне противились этому. Даже ее сын Святослав отказался принять христианство, решив, что над ним будут смеяться дружинники. Дальнейшее распространение вера получила при Владимире, князе Киевском.

Последние годы жизни и память

Интересен сам факт того, что женщина правила страной в те жестокие времена, когда представительницы слабого пола даже не имели права сидеть за одним столом с мужчинами. Но за годы правления Ольги было сделано настолько много нужного для Руси, что она и по сей день чтится как самая сильная и мудрая княгиня. Она смогла прославиться в веках не только своими политическими делами, но и своей жестокостью к врагам.

Только после принятия крещения княгиня стала немного мягче. Страной она правила почти до самой своей смерти, потому как, согласно докладам летописцев, ее сын постоянно был в походах и ему некогда было поддерживать порядок в своем княжестве.

Умерла великая княгиня в 969 году в возрасте 80 лет. Сегодня она канонизирована церковью и считается покровительницей всех тех, кто хочет быть независимым и свободным. Ей возносят молитвы в те моменты жизни, когда нужна помощь в войнах или борьбе с врагом.

В истории она осталась гордой правительницей, верной одному своему мужу. Недаром и сегодня о ней пишут сочинения в школе, поклоняются ей в храмах.

Точного описания великой княгини нет. Но картинки, которые удалось сохранить с тех времен, передают красоту этой удивительной женщины. Также краткий ее портрет можно составить по описанию в «Повести временных лет», которая передает житие князя Игоря и княгини Ольги, пусть и кратко, но доступно для того, чтобы понять, какой вклад они внесли в развитие земли Русской и почему Ольге присвоено звание равноапостольной.

Сегодня память великой Киевской княгини увековечена:

  • в живописи;
  • в кинематографе;
  • в литературе.

Правительство Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Реферат по предмету История России на тему

Княгиня Ольга. Исторический портрет

Выполнила: студентка I курса дневного отделения факультета истории и социальных наук

Проверил: кандидат исторических наук

Санкт-Петербург

1. Введение 3

2. Происхождение и брак 4

3. Месть древлянам 5-6

4. Правление 7

5. Поездка в Царьград и крещение Ольги 8-9

6. Смерть и причисление к лику святых 10-11

7. Заключение 12-14

8. Список используемых источников и литературы 15

Введение

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях. Какова же она, княгиня Ольга, и из каких рукописных источников можно почерпнуть эти сведения?

В данной работе я попытаюсь подробно описать княгиню Ольгу, используя различные источники, но в основном опираясь на данные «Повести временных лет».

Главной задачей моей работы является в полной мере освятить весь вопрос. Так же я подробно опишу правление великой княгини, ее происхождение, брак, крещение и последующие смерть и причисление к лику святых.

Происхождение и брак

«Повесть временных лет» сообщает нам, что Ольга родом из Пскова. Житие великой княгини говорит о том, что «Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской странѣ, въ веси зовомыя Выбуто. Отца имѣаше невѣрна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше человѣкъ. О имени жъ отца и матере писаніе нигдѣжъ изъяви. Образомъ бяше святая тиха и кротка и любима ко всѣмъ и мудра зѣло». 1 Ее варяжское происхождение подтверждается ее именем, которое на древнескандинавском звучит как Хельга.

Существуют и другие версии ее происхождения, например, болгарская версия. Согласно этой версии в своем сообщении Новый Владимир Летописец перевел название Плесков не как Псков, а как Плиска – болгарская столица того времени.

Также существует версия, что Ольга якобы была Вещего Олега. Об этом нам повествует Типографская летопись, относящаяся к концу XV века.

«Когда Игорь вырос…и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» 2 . В браке родился единственный сын Святослав, ставший в последующем князем.

1 Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. – Спб: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. - С. 276-278

2 Полное собрание Русских летописей. – М., 1962, Т.1 Повесть временных лет – С. 34

Месть древлянам

Ольга начала свое правление с того, что наказала убийц своего мужа Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыи к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их всех там заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием: «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян. Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра. 3

3 Пашков Б.Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.»/Б.Г. Пашков - изд-во ЦентрКом, Москва, 1997 – С.31-32

Правление

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, т.к. достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной.

Вероятно, с помощью боярина Асмуда – воспитателя Святослава(сына Ольги и Игоря), и Свенельда – воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства.

В год 947 Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привелегии. А вот в соседнем городе, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии. 4

Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории. 5

Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами.

4 Пашков Б.Г. там же – С.34

5 Карамзин Н.М. «История государства Российского»,Т.1,гл.7/Н.М. Карамзин – М: ООО издательство АСТ,2003 – С.653

Поездка в Царьград и крещение Ольги

В 948г. вручила главное правление своему сыну, а сама начала приготовляться к отъезду в Грецию под видом государственных дел, но в самом деле намерение ее было совсем другое: ибо она довольно познала святость и истину христианской веры, желая просветить себя там святым крещением. И в 955г. Отправилась туда водой на суднах с немалой двора своего свитой и другими знаменитыми вельможами. По прибытии в Царьград принята была со славой и почестями. 6

Подивился царь Константин ее разуму и предложил ей царствовать в Царьграде. Ольга ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам – иначе не крещусь» 7

По изъявлении же усердия к святой вере через тамошнего патриарха Фотия с духовным его наставлением была подготовлена во всем нужном до закона и обрядов веры христианской познании. Введена в православную греческого исповедания христианскую веру патриархом Фотием со многим духовенством и в присутствии самого императора Константина VI Багрянородного. 8

При крещении Ольгу нарекли Еленой. В это время ей было более 60 лет. 9

После крещения сказал ей царь: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары. Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа…Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь». 10

Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть

6,8 Волковский Н.Л. «Пантеон российских государей»/Н.Л.Волковский - изд-во Полигон, Санкт-Петербург, 2003 – С. 32-35

7,10 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 41

9 Пашков Б.Г. там же – С.34

Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала

Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына. 11

Дата поступления: 16 Апреля 2014 в 16:52
Автор работы: o***************@mail.ru
Тип: доклад

Скачать полностью (187.75 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

княгиня Ольга - исторический портрет.docx

- 193.46 Кб

Княгиня Ольга – исторический портрет.

Согласно летописи, родом из Полоцка, где в те времена жило довольно много варягов. Много споров о её происхождении, одни считают, что Ольга была крестьянкой из Пскова, другие считают княгиню родом из знатного новгородского рода, а третьи вообще считают, что она из варягов. Ее имя указывает на скандинавское происхождение.

Ольга, в крещении Елена, годы жизни: рождена 885 – 895 года – скончалась 969 года.

Княгиня Ольга – одна из немногочисленных правителей женщин в истории России. Это образ русской героини, мудрой, умной и в тоже время хитрой женщины, которая как настоящая воительница смогла отомстить за смерть своего мужа Игоря.

Ольга была достойной женой киевского князя, имела в своем владении Вышгород, что под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока Игорь был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги была даже своя дружина, и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря.

В 945 году от рук древлян погибает муж Ольги Игорь. Их сын Святослав был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Первым делом Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Месть – эта почти мифическая, но рассказ о ней по истине впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась мудрость княгини Ольги, и её хитрость.

Древляне хотели, что бы Ольга вышла замуж, за их князя Мала. Древляне прислали свое посольство в ладье. Они говорили: «Ни едем на конях, ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Ольга согласилась. Она приказала выкопать большую яму и послать людей за древлянами. Понесли Киевляне их в ладье, и скину в большую яму, и заживо закопали. Потом княгиня Ольга отправила древлянам гонца с посланием – «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Древляне, услышав это, отправили к Ольге лучших мужей. Княгиня приказала растопить им баню, и пока те мылись, им заперли двери и подожгли баню. После этого Ольга опять отправляет гонца к древлянам – «Вот уже иду к Вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Ольга взяла с собой небольшую дружину и двинулась на легке в древлянские земли. Оплакав мужа на его могиле, Ольга приказала насыпать великую могилу и начать тризну. Затем начался пир. Древляне подвыпили. Ольга отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их пять тысяч. Ольга вернулась в Киев и стала готовиться к взятию древлянской столицы – Искоростень. Долго длилась осада Искоростени. Тут Ольга опять проявила хитрость. Поняв, что город еще долго может обороняться, Ольга отправила послов в город, и те заключили мир, обязали древлян заплатить дань в размере… трех голубей и воробье со двора. Древляне обрадовались, собрали дань и выдали Ольге. Княгиня обещала уйти уже на следующий день.

Когда стемнело, княгиня Ольга приказала своим дружинникам привязать к каждому голубю и воробью трут (тлеющий материал) и отпустить птиц. Птицы полетели в свои гнезда, которые находились в сараях, и на сеновалах. Город Искоростень запылал. Люди побежали из города. Дружина хватала защитников и простых мирных. Людей обращали в рабство, убивали, а кого-то оставили в живых, и заставили платить большую дань. Вот так изящно и коварно отомстила Ольга за смерть своего мужа Игоря.

После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Ольга установила «уроки» - размер дани и «погосты» – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти. Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства. Теперь русское хозяйство имело административно – хозяйственную систему.

Во внешней политике во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене. И, если Ольгины предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. И, тут особое значение приобрело крещение Ольги в православие. «Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее на свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси. Историки спорят, где же приняла Ольга веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве Ольга только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда её сопровождал киевский священник Григорий. Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини. Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит дело княгини.

Ольга первая русская святая. Именно с неё на Руси пошло православие. Имя Ольги навсегда войдет в историю нашей страны, как имя женщины героини, искренне любившей своего мужа, свою Родину и свой народ.


Краткое описание

Согласно летописи, родом из Полоцка, где в те времена жило довольно много варягов. Много споров о её происхождении, одни считают, что Ольга была крестьянкой из Пскова, другие считают княгиню родом из знатного новгородского рода, а третьи вообще считают, что она из варягов. Ее имя указывает на скандинавское происхождение.
Ольга, в крещении Елена, годы жизни: рождена 885 – 895 года – скончалась 969 года.
Княгиня Ольга – одна из немногочисленных правителей женщин в истории России. Это образ русской героини, мудрой, умной и в тоже время хитрой женщины, которая как настоящая воительница смогла отомстить за смерть своего мужа Игоря.