Где берут задания для егэ. "Утечки есть и будут". Секреты организации бизнеса на ЕГЭ

— По данным Рособрнадзора, 77 % работ, за которые региональные экзаменационные комиссии поставили от 80 до 100 баллов, и попавших под выборочную перепроверку федеральными методическими предметными комиссиями, были оценены с нарушениями. Сколько работ уже проверила ваша комиссия?

— Проверка еще идет, поэтому я бы не хотел что-то комментировать до ее окончания. Конкретные числа вам могут назвать в Рособрнадзоре. Может быть, будет меньше, может — больше.

— На круглом столе, посвященном ЕГЭ, на прошлой неделе вы приводили данные, что подсказками из интернета смогли воспользоваться 6-8% выпускников…

— Я говорил, что верхняя оценка возможного использования подсказок — 6-8%. Статистика может показывать аномалии, которые могут быть связаны с разными причинами, поэтому я не могу утверждать, что столько ребят списали работы. В то же время, в этом году действительно наблюдаются статистические аномалии, которые свидетельствуют о том, что именно столько ребят, возможно, получили лучший результат, чем заслужили. Но эта аномалия не ушла в сторону высоких баллов — эти 6-8% сосредоточены в области баллов ниже 65, не существенных для вузов с реальным конкурсом.

— Как сообщает «Коммерсантъ» , в Ингушетии 13% высокобалльных работ оказались выполнены с нарушениями…

— Я не готов комментировать эту информацию, не знаю, откуда ее берут СМИ — точно не от меня. Если по результатам перепроверки не совпали какие-то баллы, то 13% — это очень хороший процент (но я не говорю, что так было на самом деле). Вопрос в том, насколько они не совпали. А так, если посадить двух разных проверяющих, и их оценки совпадут в 87% случаев — это очень неплохое совпадение. Но вообще, в Ингушетии в этом году не было ни одной стобалльной работы.

Стобалльник ЕГЭ — это выпускник, который помимо неплохого знания предмета умеет выполнять очень много действий безошибочно. Гений наберет, скорее, 90 баллов — где-нибудь да ошибется

— Насколько трудно честно сдать ЕГЭ по математике на сто баллов, по-вашему? Сложнее или проще стал экзамен в этом году, по сравнению с предыдущими?

— Написать ЕГЭ по математике на сто баллов реально, хотя естественно, это не массовая оценка. В 2010-м году из экзамена убрали часть «А» — там, где нужно было просто выбрать ответ, и он стал более приближен к традициям нашей школы и потребностям вузов. В прошлом году в него также были включены задания по теории вероятности, изучение которой последние 10 лет вводится в школе. Кроме того, была увеличена доля заданий по стереометрии, так что постепенно экзамен начинает охватывать весь школьный курс математики, и его формирование уже практически завершено.

Иван Ященко глава федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике

— Откуда вообще берутся выпускники, которые пишут ЕГЭ по математике на сто баллов?

— Здесь надо в первую очередь отметить, что стобалльник и победитель олимпиады — немного разные люди. На ЕГЭ требуется абсолютно безошибочно решить большинство заданий. А на олимпиаде — придумать красивую идею решений более сложных заданий, но в меньшем числе. Так что стобалльник ЕГЭ — это выпускник, который помимо неплохого знания предмета умеет выполнять очень много действий безошибочно. Гений наберет, скорее, 90 баллов — где-нибудь да ошибется.

В прошлом году в самой знаменитой математической школе России — 239-й школе Санкт-Петербурга — не было ни одного стобалльника. А в позапрошлом и в этом — у них такие выпускники есть. При этом победителей олимпиад, в том числе, международных, в этой школе более чем достаточно. К слову, сейчас у победителей и призеров олимпиад чуть меньше мотивации выкладываться на полную на ЕГЭ (учитывая, что поступить можно по результатам олимпиад - «МН»). Но с другой стороны, многие все равно уже привыкли работать — если решаешь задачу, надо ее решать без ошибок.

Люди начинают понимать - если тебе нарисовали пятерку, четверку, даже тройку в пятом классе, и ты что-то недоучил, к 11-му это надо будет повторить, иначе на ЕГЭ это скажется

— На круглом столе вы также рассказывали, что одну из достаточно простых задач многие выпускники не решили…

— Да, это была задача В1 про таблетки, разработанная на основе инструкции к лекарству. Больше 20% учеников ее не решили. Конечно, это вызывает беспокойство, но что еще хуже — многие верно написали показательное уравнение, но задачу решить все равно не смогли. Это показывает, что у нас есть некий перекос в акцентах математического образования в школе. И так не только в математике, но и в других предметах — в ущерб реальному пониманию идет натаскивание на решение каких-то алгоритмов конкретных задач. Все подставляют формулы вместо того, чтобы думать. Но сейчас, по крайней мере, люди начинают понимать - если тебе нарисовали пятерку, четверку, даже тройку в пятом классе, и ты что-то недоучил, к 11-му это надо будет повторить, иначе на ЕГЭ это скажется.

— Как избежать утечек ответов по ЕГЭ в интернет, по-вашему? Поможет ли создание банка открытых заданий?

— Открытый банк ЕГЭ я очень поддерживаю. Математики в этом смысле в первых рядах - мы уже сделали открытый банк всей части «В», но чтобы сделать открытым весь экзамен по всем предметам, необходимо менять всю нормативную базу, а это нельзя сделать быстро. Два года назад было введено правило, что что после первого сентября все, что касается содержания экзамена, менять нельзя - дети должны за год точно знать, что будет на экзамене. Так что какие-то организационные меры, я надеюсь, в следующем году введут, а вот все остальное будет разработано и введено еще через год.

— Учителя говорят, что это можно было бы сделать быстрее - если бы разработка заданий не оставалась монополией федеральных комиссий…

— На самом деле, Федеральный институт педагогических измерений и так регулярно объявляет конкурсы, все желающие могут принять участие в разработке материалов. Например, сейчас идет конкурс по химии. И точно также до этого было по математике. При этом комиссии работают в разных часовых поясах, так что люди, разрабатывающие наиболее сложные задачи, во-первых, не знают, какие именно из них пойдут в итоговые варианты, во-вторых - будут ли они использоваться в их часовом поясе и т.д. Предварительное формирование банка заданий проходит через максимально широкие обсуждения.

ЧАСТО ЗА­ДА­ВА­Е­МЫЕ ВОПРОСЫ size="+2">

Большая часть проблем будет решена, если вы отключите блокировщики рекламы, которые нарушают работоспособность скриптов сайта. На всякий случай проверьте, сохраняется ли проблема, если использовать другой браузер. Если нет - прочтите список часто задаваемых вопросов. Если и это не помогло - задайте свой вопрос внизу страницы.

Общие вопросы size="+1">

Ответ: Задать свой в группе в ВКонтакте.


Ответ: Писать в форму «Сообщить об ошибке», она есть у каждого задания.




Ответ: Снимите в вашем браузере установку автозаполнения полей.


Ответ: Не заходите в течение года, удалится автоматически.


Ответ: Не предусмотрено.




Ответ: Шкала ЕГЭ приведена во вкладке «Об экзамене».


Ответ: Задания основного каталога соответствуют спецификации и демонстрационным версиям экзаменов текущего года. Многие задания взяты из экзаменационных материалов предыдущих лет. Их список можно увидеть на странице «Варианты».

Ученику size="+1">
Общие вопросы size="+1">

Ответ: В разделе «Моя статистика», войдя в систему под своим логином.


Ответ: Завершите тестирование. Система сама выведет решения.


Ответ: За задания, оцениваемые несколькими баллами, начислена часть баллов.


Ответ: Варианты, составленные учителем в разделе «Учителю», появятся в его списках автоматически после того, как вы решите вариант и нажмете кнопку «Сохранить».


Ответ: Не отправится.


Ответ: Продолжить решение из раздела «Моя статистика».

size="+1">

Ответ: Вы зашли под другим логином.


Ответ: Ошибка в номере или открываете со страницы другого предмета.

Учителю size="+1">
Что-то не работает или работает некорректно size="+1">

Ответ: Скорее всего, заходите под другим логином.


Ответ: Учащиеся должны сначала зарегистрироваться на портале. Вам вносить их в списки необязательно, они окажутся в списках автоматически, после того, как выполнят любую заданную им работу, созданную учителем в разделе «Учителю».


Ответ: Проверьте, в том ли разделе вы находитесь (пример: журнал по базовой математике смотрите в базовой математике).

Как удалить, восстановить, переименовать? size="+1">

Ответ: Переместите в архив.


Ответ: Найти ученика на странице со списком учащихся и удалить оттуда. Из журнала пропадет автоматически.


Ответ: Открыть список помещенных в архив и нажать кнопку восстановления.


Ответ: Восстановите из архива работ и учащихся.


Ответ: Кликните по имени учащегося, переименуйте его.

Составление вариантов (работ для учащихся) size="+1">

Ответ: Используйте инструкции в разделе «Учителю».


Ответ: В «параметрах теста».


Ответ: Нажать на кнопку, чтобы выбрать тему, затем на иконку у работы, чтобы присоединить её к теме.

Созданные работы, работа над ошибками size="+1">

Ответ: В разделе «Учителю» можно создавать свои собственные задания, ответы на них нельзя будет найти нигде. В то же время, выполняя работу дома, ученики могут спросить совета у родственника, репетитора или одноклассника.


Ответ: В любое время в параметрах теста.


Ответ: По созданным в разделе «Учителю» работам» можно посмотреть решения, кликнув по работе и фамилии ученика.


Ответ: В классном журнале кликнуть по номеру работы, появится сводная таблица по каждому ученику и каждому заданию, и будет вычислен средний балл по каждому заданию.

(новость о которой уже обошла ряд федеральных СМИ):

Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было.

OnlinePetition.ru

Мы уже делали разбор на основе демо-варианта ФИПИ, видимо, пришло время разобраться и в профильном уровне.

Благодаря замечательному сайту Александра Ларина, на котором выложен образец профильного варианта ЕГЭ от 06 июня, и ряду групп во ВКонтакте, мы можем обсудить предметно задачи этой злосчастной части С.

Прежде всего, давайте внимательно посмотрим на формулировку петиции: «ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ ».

Переведём с канцелярита на русский язык и получим следующее:

«Мы заучили несколько вариантов из книжек, купленных за 300 рублей в магазине. Почему на экзамене другие задания? И почему это задания в реальном варианте ЕГЭ отличаются от демо-варианта? Срочно вернуть обратно!».

Одна из важнейших задач ЕГЭ - объективная оценка уровня знаний учащихся по соответствующему предмету школьной программы. Объективная оценка подразумевает, что учащийся должен продемонстрировать навыки понимания предмета и умение решать типовые задачи (оценка 3 в школе, 40-60 баллов ЕГЭ), умение решать новые задачи, не требующие никаких специальных навыков, кроме знаний (оценка 4 в школе, 61-80 баллов), умение решать задачи «на подумать» (без специальных знаний, просто на размышления - оценка 5, 81-100 баллов).

Умение запомнить типовые задачи и на экзамене ЕГЭ подставить другие циферки в них никоим образом не относится к объективной оценке знаний. Да, возможно, ЕГЭ - не лучший способ такой оценки, но всё же способ. А способ должен соответствовать цели. Если в ЕГЭ все задания являются типовыми, то в чём тогда глубинный смысл ЕГЭ по математике? Можно всё заменить ЕГЭ по литературе, ведь для прохождения такого экзамена требуется именно навык заучивания, столь замечательно прививаемый (или прививавшийся) на уроках по данному предмету.

Отметим и следующую формулировку петиции: «Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было ». А вот это уже интересно: получается, что в петиции утверждается, что для решения большей части заданий ЕГЭ школьных знаний не хватает. Попробуем разобраться в этом утверждении. Начнём с варианта Ларина.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний.

  • Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.
  • Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения».
  • Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.
  • Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник - прочитав одну главу учебника.
  • Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.
  • Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.
  • Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.
  • Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Итого: из 8 первых задач только последняя, на стереометрию, должна вызывать минимальные сложности у 11-классника. В целом, с большей частью этих заданий (и набором минимального проходного балла) должен справляться не 11-классник, а 7-классник.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

  • Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.
  • Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.
  • Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, - на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.
  • Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная - табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.
  • Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!
  • Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.
  • Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.
  • Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.
  • Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.
  • Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).
  • Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.

Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами - демо-варианты ЕГЭ 2016, выложенные ФИПИ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Но постойте, может, у Ларина какой-то неправильный вариант ЕГЭ? Давайте посмотрим во ВКонтакте. В одной из групп был выложен следующий скриншот/фотография 15-17 заданий:

Совпадение? Не думаю! Те же 15, 16 и 17 задания, которые решаются, в принципе, учеником 8-9 класса, который ходит в школу не пообедать, а иногда хотя бы послушать.

Резюме

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а - о боже! - заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

И дети негодуют: как так, это что, мы теперь должны учиться, чтобы сдать экзамен?

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний. Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически. Плохо это или хорошо - решать не мне.

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

  • жизнь несправедлива - это раз;
  • если вы не учитесь, то это - ваша проблема, а не проблема школы или государства, - это два;
  • за свою жизнь отвечаете только вы - это три;
  • прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя - это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.

По сети и среди школьников ходят мифы, что задания ЕГЭ составляют определенные люди, которых можно найти и попросить у них ответы на задания. Это неправда.

Единый государственный экзамен РФ с момента своего введения в 2001-ом году вызывает неприятие и множество споров. Тем не менее экзамен проводится вот уже 17 лет. При этом появились целые государственные структуры, которые весь год работают над созданием КИМ ЕГЭ. КИМ - это контрольные измерительные материалы. Самое важное в создании КИМ ЕГЭ - это задания по предмету.

КИМ ЕГЭ создаются в ФИПИ. ФИПИ - это Федеральный институт педагогических измерений. В этом институте по каждому предмету работает два коллектива.

Первый коллектив - это коллектив составителей. ФКР - это Федеральная комиссия по разработке. Эта группа людей составляет КИМы, а также всю сопроводительную методическую документацию. Состав ФКР очень большой, в него входят специалисты и методисты из ведущих учебных заведений РФ.

ФКР осуществляет деятельность по:

  • разработке КИМ;
  • консультированию по горячей линии во время экзаменационной путины;
  • подготовке сводного аналитического отчета по результатам проведения ЕГЭ;
  • разработке методики проверки заданий с развернутыми ответами;
  • проверке работ ЕГЭ за пределами РФ;
  • консультированию предметных и конфликтных комиссий;
  • пополнению банка открытых заданий ЕГЭ.

Второй коллектив - это коллектив экспертов. НМС - научно-методический совет. Эта группа людей, которая проводит экспертизу составленных заданий и утверждает их. В состав НМС входит 11-20 членов из числа ведущих специалистов по профилю предметов.

НМС осуществляет:

  • обсуждение и консультирование по общей методологии составления КИМ ЕГЭ и проведения экзаменационной кампании;
  • экспертизу методической документации и КИМов;
  • подготовку и обсуждение в профессиональном сообществе возможных изменений и новшеств в методологии ЕГЭ.

Расскажем о создании КИМ ЕГЭ более подробно.

Конечно, всю процедуру создания КИМ ЕГЭ описать очень сложно, но мы попытаемся.

Первый этап.

Группа школьных педагогов, вузовских преподавателей и методистов создают банк заданий. Этих заданий достаточно много. Все задания фиксируются и собираются в одном месте.

Второй этап.

Группа редакторов начинает вычитку всех заданий. Из банка удаляются некорректные задания.

Третий этап

Группа методистов начинает проверку всех заданий на соответствие ФГОС и школьным программам по предмету.

Четвертый этап

Это апробация на контрольных группах школьников. Задание считается подходящим для экзамена, если по определенным методикам подсчета результатов, коэффициент правильных ответов соответствует принятым нормам.

Пятый этап

Группа разработчиков формирует определенное количество вариантов КИМ ЕГЭ, которые проходят экспертизу. Экспертный совет дает заключение и принимается решение об их утверждении.

С 2016 года начал выходить журнал ФИПИ «Педагогические измерения». В этом журнале можно узнать о людях, которые возглавляют предметные комиссии.

В этом журнале можно узнать:

  • Фамилию имя и отчество, также квалификацию тех, кто создает КИМы и анализирует результаты прошедшей экзаменационной кампании.
  • Прочитав журнал, можно максимально близко познакомиться с логикой и методической базой, которыми пользуются составители КИМ ЕГЭ.
  • В журнале также публикуют подготовку к будущим изменениям в структуре и содержании КИМов.

Как видно из всего перечисленного, КИМы ЕГЭ составляют одни из самых лучших специалистов страны и, тем не менее, как отмечают критики ЕГЭ, задания в отдельных случаях составлены с ошибками. Мы ошибки ни разу не встречали.

Торговцы ответами на задания ЕГЭ утверждают, что получают их от разработчиков и организаторов экзамена. Для покупателей это шанс поступить в один из престижных вузов. Чиновники грозят нарушителям наказаниями, но этот сезонный бизнес упорно напоминает о себе из года в год. Накануне экзамена по информатике, истории и биологии, который проходит 30 мая, в сети появились КИМы (контрольно-измерительные материалы) по этим предметам.

Алло, мы ищем таланты!

Как использовать полученные ответы

Скандалы, связанные с публикацией результатов ЕГЭ в интернете 27 мая в России стартовал Единый государственный экзамен. Накануне в интернете появились фотографии заполненных форм экзаменационных листов с ответами на экзамен по русскому языку.

В Рособрнадзоре настаивают: организаторы подобных схем и сайтов виновны в разглашении информации ограниченного доступа (статья 13.14 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), пункт 4.1 статьи 15 закона "Об образовании"). К этой информации и относятся КИМы (контрольно-измерительные материалы, то есть бланки вопросов).

Закон "Об образовании" говорит по этому поводу, что сведения, содержащиеся в КИМ, относятся к информации ограниченного доступа, и что лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, несут ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений. При этом в период проведения экзамена к ответственным лицам относятся и те, кто сдавал ЕГЭ.

КоАП говорит, что разглашение такой информации лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц - от 4 до 5 тысяч рублей.

Эксперты замечают по этому поводу, что эта норма дает основания привлечь к ответственности именно тех, кто и сам имеет отношение к системе образования и к организации экзаменов. Людей, которые взялся организовывать различные "схемы" со стороны, привлечь к ответственности будет сложнее.

Также в Рособрнадзоре напоминают, что пункт 9 статьи 15 закона "Об образовании" запрещает участникам ЕГЭ и лицам, привлекаемым к его проведению, иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники, в том числе калькуляторы. Наказывают за это штрафом: для граждан - в размере от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, для юрлиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.