Трудные места Евангелия: «Отойди от Меня, сатана! Толкования на Мф

Читается Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 1 - 11.

1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4, 1-11)

Прежде чем начать изучение отрывка об искушении Христа диаволом, важно пояснить значение слова « искушать», перевод греческого слова «πειραςω» (пира́зо). В русском языке это слово подразумевает «провоцировать, толкать на грех». Но у греков слово « пира́зо» понимается как «испытывать, проверять на крепость».

Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1), то есть Спаситель направляется в пустыню по воле Бога для проверки истинности Его веры и преданности. В богословском языке «пустыня» - это место суда и обновления, место испытания. Но в этом отрывке у слова «искушение» появляется и дополнительный оттенок, ведь диавол, испытывая Христа, пытается склонить Его отступиться от воли Отца, то есть толкнуть на грех.

Слово « диавол » в переводе с греческого языка означает « клеветник, лжец», именно так в Септуагинте было переведено арамейское слово «сатана», означающее «противник». Диавол является главой всех враждебных Богу сил и стремится сбить с пути и поколебать преданность тех, кто верен Богу, чтобы тем самым разорвать живую связь между Богом и человеком.

В отличие от Марка и Луки, по описанию которых Христос подвергается испытанию все сорок дней, согласно Матфею, диавол начал испытание после того, как Иисус, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал, то есть проголодался (Мф. 4, 2). Сорок - символичное число, часто обозначающее длительность испытания, например, сорок дней поста Моисея, описанные в книге Исход: И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. (Исх. 34, 28) Так как у Матфея Христос является идеальным воплощением Израиля, то прообразом Его поста и испытания послужили, скорее всего, сорок лет скитания иудеев в пустыне.

Пользуясь удобным для искушения временем, когда Иисус почувствовал крайний упадок сил от сорокадневного поста, приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Пытаясь склонить Христа к использованию данного Ему Отцом могущества в собственных целях, диавол желает помешать Спасителю исполнить волю Божию. Но, отвергая его искушение, Христос говорит: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Когда во время Исхода люди в пустыне голодали, они роптали на Бога и вспоминали изобилие пищи в стране рабства. Иисус, напротив, доверяет Богу. И там, где Израиль пал, Христос выстоял. Ведь жизнь человека зависит не от хлеба, а от Бога.

Потерпев поражение при первом искушении и приступая ко второму, берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 5-6). Под крылом храма может пониматься крыша, угол южной стены или надстройка над храмовыми воротами. В любом случае прыжок вниз был бы смертельно опасен. Таким образом испытывалось доверие Христа: если Он так уверен в Своем Отце, пусть прыгнет вниз и заставит Бога спасти Его.

В 90 псалме Давида сказано: Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях Твоих (Пс. 90, 11); диавол в своей речи пропустил слова на всех путях твоих, так как с ними не могло согласоваться предложение броситься вниз с кровли храма. Это было бы похоже на попытку привлечь к себе внимание людей, находящихся в Храме, путем совершения чего-то сверхъестественного. Таким путем шли постоянно появлявшиеся лжемессии. Но путь, на котором человек пытается привлечь на свою сторону людей, обещая им чудеса, ведет в никуда, потому что нужно совершать все новые и все более невероятные вещи, чтобы сохранить свою власть и силу.

Христос величественно отражает и это нападение словами: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). Во Второзаконии эти слова Бога обращены к народу Израиля в пустыне. Опять мы видим, что в жизни Иисуса как бы повторены основные события Священной истории. Но если Израиль пал, то Христос снова выстоял. Отказавшись подвергать Бога испытанию, Он показал, что вера не ищет доказательств, но полагается на спасительную силу Божию.

Потерпев два поражения, диавол не отступает, но возводит Спасителя на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8-9). Христу предлагается власть над миром. И это прямое предложение восстать против Бога и стать на сторону сатаны, воздавая ему почести, какие воздавали вассалы своему господину.

Но в ответ Христос говорит: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). Господь цитирует слова из Пятикнижия, некогда обращенные к народу Израиля в пустыне: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [ одному ] служи (Втор 6, 13). В еврейском оригинале стоит слово «бойся», замененное здесь на «поклоняйся». Таким образом Спаситель выстоял и здесь, добровольно отказавшись от власти ради исполнения воли Божией, ради служения для спасения человечества.

Сделав все, что мог для искушения Христа, и будучи неспособным придумать что-либо иное, побежденный диавол вынужден был удалиться.

А сейчас, дорогие братья и сестры, настало время ответить на один из вопросов, который звучит так: «Диавол трижды искушает Христа, а затем окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк 4:13) Что значит до времени ? Когда после этого диавол искушал Христа?» (Мария Кобзева).

Евангелист Лука пишет: И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк. 4, 13), то есть не навсегда оставил Христа, а только на некоторое время. И действительно, в течение всего времени общественного служения Христа диавол искушал Его, но через других лиц: например, апостол Петр уговаривал Христа избавить Себя от предстоящей смерти на Кресте; искушали Спасителя и фарисеи, требуя знамения с неба. Но диавол отступил от Спасителя главным образом до времени Креста, потому что полагал, что ему удастся с помощью искушений, связанных со страданием, найти в Господе какое-либо проявление человеческих страстей. Однако и это искушение было отражено Спасителем и, побежденный крестом, диавол прекратил искушения.

Как часто и нас в трудные минуты жизни искушает диавол. Нам же, дорогие братья и сестры, следует обращаться к Тому, Кто смог достойно противостоять диаволу, открывая и нам путь к спасению. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Когда исповедание апостола Петра показало Господу, что ученики твердо и искренне признали Его за Христа – Сына Божия, пора уже было яснее приготовить их к мысли о земной судьбе Мессии. И эта мысль более могла стать понятной для них при их твердой вере в Иисуса.

– Должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, говорит Спаситель.

Ведь виновниками страданий и смерти Иисуса были члены синедриона – верховного судилища – состоявшие первосвященниками и учителями народа.

– И быть убитым, и в третий день воскреснуть.

Судя по тому, что ученики долго не верили Воскресению Господа, когда оно уже совершилось и когда были получены о том достоверные известия, надо полагать, что, хотя Господь со времени исповедания Петрова стал говорить яснее о Своих страданиях и смерти, но все еще это носило характер прикровенный.

В особенности же пророчество о Воскресении. Так что ученики Господа не вполне понимали речь Его о Воскресении Его Самого.

Во время этой беседы апостол Петр, глубоко преданный своему Учителю и Господу, пламенный и решительный, только что исповедавший Его Мессией, услышав о близости страданий и смерти Его, отзывает в сторону и начинает прекословить Его словам. Выражая желание и надежду, что Бог не допустит случиться с Ним тому, о чем Он говорит. Вот как непостоянен человек! Только что исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, а теперь уже не верит Его предсказаниям!

Конечно, это неверие выражало только особенно горячую любовь апостола Петра к своему Учителю.

Он не мог допустить мысли, чтобы Он, сделавший так много добра и проповедовавший такое возвышенное учение, мог быть осужден на страдания и смерть.

Иисус Христос, обратясь к Петру, в сильном негодовании сказал:

– Отойди от Меня, сатана!

Настоящий источник мыслей Петровых был именно сатана – диавол. Потому что именно этот князь бесовский не желал страданий Христовых. Ибо этими страданиями разрушена его власть над миром. Еще при самом начале Своего общественного служения, тотчас после Крещения, Иисус Христос подвергся диавольскому искушению.

Но постыдно бежал тогда сатана, сраженный силою слов Христовых. Какая дерзость духа злобы! Не успев сам непосредственно противоборствовать Иисусу Христу, он избирает своим орудием одного из ближайших Господу учеников и его устами старается навеять свои мысли.

Если же и на Самого Господа пыталась напасть сила диавольская, то что же говорить про нас, грешных людей? И как мы должны быть осмотрительны в своих делах, мыслях и поступках!

Помните, христиане, всегда и везде, что все наши греховные побуждения и наклонности имеют источником своим сатану - духа злобы и лукавства. Который, склоняя нас ко греху, действует нами как орудиями для выражения своего постоянного противоборства Господу Иисусу.

Если близки вы будете к искушению, греховные влечения обложат вашу душу, вспомните в это время искушение Господа в пустыне. Скажите в сердце своем:

– Отойди от меня, сатана! Обратитесь затем к Господу Богу с молитвой об укреплении, и вы выйдете победителями из расставленных духами злобы греховных сетей!

Андрей Десницкий

Отношения Христа с апостолами не всегда были простыми. Апостолы не были какими-то особенными людьми, их никто не готовил к будущему служению – Христос просто позвал их за Собой, и они пошли, а учиться всему приходилось уже по ходу дела. Они далеко не всё понимали сразу, они зачастую беспокоились совсем не о том, о чем следовало бы им волноваться, и Христос не раз упрекал их по разным поводам.

Однажды Он произнес особо строгий выговор, обращенный к апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф 16:23; ср. Мк 8:33 и Лк 4:8).

Но ведь перед этим Христос сказал тому же самому апостолу: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах». (Мф 16:18-19). Как же это: почти одновременно обещает дать ему ключи Царства Небесного – и прогоняет от себя, назвав сатаной? Точно такие слова, «отойди от меня, сатана», Он некогда обратил к диаволу во время искушений в пустыне (Мф 4:10). А теперь повторяет то же самое апостолу!

Но сначала разберемся, что значит само это название, «сатана». По происхождению это вовсе не имя собственное, еврейское слово сатан означает «противник, враг». Именно так называется некий загадочный персонаж в самом начале книги Иова. Он приходит к Господу вместе с другими «сынами Божьими», беседует с Господом, предлагает ему испытать верность Иова, наслав на него бедствия, и Бог соглашается… Мы привычно считаем, что здесь речь идет о диаволе, главе злых духов, отпавших от Бога. Но как же он тогда является к Богу, вступает с Ним в переговоры – и Бог соглашается на его предложения? Разве Бог общается с силами зла? Но если читать книгу Иова в оригинале, никакого главы злых духов мы там не обнаружим. Там будет сатан, то есть «враг, противник» – возможно даже, некий ангел, который исполнял роль, отведенную в католической процедуре канонизации т.н. «адвокату диавола». Такой адвокат, конечно, не диавола оправдывает, а высказывает всё, что можно только сказать против канонизации. Примерно такую же роль играет на защите диссертации официальный оппонент.

В 4-й главе Евангелия от Матфея, где идет речь об искушения в пустыне, явно имеется в виду сам диавол. Христос не вступает с ним ни в переговоры, а отвергает все его предложения. Но называя его «сатаной», Он не обязательно использует это слово, заимствованное из еврейского языка в греческий, как имя собственное: это может быть обозначение той роли, которую играл диавол во время пребывания Христа в пустыне. Он был его врагом, стремился сбить с пути.

Но ведь ту же самую роль сыграл теперь, может быть, сам не желая того, и апостол Петр! Он недавно признал Иисуса Христом, Сыном Бога Живаго – и тогда Христос сказал слова о церкви и ключах Царствия. Петр, поняв, как много ему дано, несомненно, желал сохранить всё это. И, уж конечно, он любил своего учителя, желал для Него всего самого доброго и радостного. И тут Христос говорит о Своих будущих страданиях и даже смерти… Как мог согласиться с этим Петр? Как мог пожелать для Учителя такого конца? Тем более, при таком раскладе – какая же церковь, какие ключи? Всё погибнет…

И он, что вполне естественно, стал отговаривать Христа от путешествия в Иерусалим. Зачем отправляться на верную гибель, когда всё может быть совсем иначе? Но ведь то же самое, по сути, предлагал Христу и сатана в пустыне: мгновенное, убедительное завоевание людских сердец с помощью чуда или политической мощи, безграничную власть в этом мире, и всё это без тени страданий и сомнений. Трудно было отказаться от такого заманчивого предложения, и, может быть, еще труднее было отвергнуть заботу дорогого ученика. Но и в том, и в другом случае Христу предлагалось отречься от Своей миссии, поступить по вполне понятным, но чисто человеческим желаниям. По сути дела, капитулировать перед князем мира сего, принять его условия игры. Он ответил самым резким отказом.

Но есть и некоторое отличие между словами, сказанным искусителю в пустыне и сказанными апостолу. Обращаясь к Петру, Христос добавил два слова: «отойди позади Меня» (в Синодальном переводе не совсем точно сказано «от Меня»; более того, те же слова добавлены там и в 4-й главе, хотя самые авторитетные рукописи их в этом месте не содержат). Петр, в отличие от искусителя, не должен был совсем оставить своего Учителя – он должен был последовать за Ним, ступать позади. Не указывать Ему, как поступать, куда ходить и что делать, а, напротив, следовать Его примеру. С тех пор, по сути, эта ситуация повторялась не раз: верующие пытались указать Богу, как следует Ему поступить, они руководствовались в своем поведении не Его волей, но собственными замыслами и чувствами, пусть даже вполне понятными и объяснимыми… и каждый раз в такой ситуации им следовало отнести к самим себе обжигающие слова Христа: «отойди, враг! ступай следом за Мной, а не указывай Мне путь!»

Христос не лишил апостола тех обещаний, которые прежде дал ему, но указал на его место – то единственное место, на котором Петр и мог получить обещанное.

Портал «Православие и мир» открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.

” открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.

Андрей Десницкий

Отношения Христа с апостолами не всегда были простыми. не были какими-то особенными людьми, их никто не готовил к будущему служению – Христос просто позвал их за Собой, и они пошли, а учиться всему приходилось уже по ходу дела. Они далеко не всё понимали сразу, они зачастую беспокоились совсем не о том, о чем следовало бы им волноваться, и Христос не раз упрекал их по разным поводам.

Однажды Он произнес особо строгий выговор, обращенный к :

«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф 16:23; ср. Мк 8:33 и Лк 4:8).

Но ведь перед этим Христос сказал тому же самому апостолу: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах». (Мф 16:18-19). Как же это: почти одновременно обещает дать ему ключи Царства Небесного – и прогоняет от себя, назвав сатаной? Точно такие слова, «отойди от меня, сатана», Он некогда обратил к диаволу во время искушений в пустыне (Мф 4:10). А теперь повторяет то же самое апостолу!

Но сначала разберемся, что значит само это название, « ». По происхождению это вовсе не имя собственное, еврейское слово сатан означает «противник, враг». Именно так называется некий загадочный персонаж в самом начале книги Иова. Он приходит к Господу вместе с другими «сынами Божьими», беседует с Господом, предлагает ему испытать верность Иова, наслав на него бедствия, и Бог соглашается… Мы привычно считаем, что здесь речь идет о диаволе, главе злых духов, отпавших от Бога. Но как же он тогда является к Богу, вступает с Ним в переговоры – и Бог соглашается на его предложения? Разве Бог общается с силами зла? Но если читать книгу Иова в оригинале, никакого главы злых духов мы там не обнаружим. Там будет сатан, то есть «враг, противник» – возможно даже, некий ангел, который исполнял роль, отведенную в католической процедуре канонизации т.н. «адвокату диавола». Такой адвокат, конечно, не диавола оправдывает, а высказывает всё, что можно только сказать против канонизации. Примерно такую же роль играет на защите диссертации официальный оппонент.

В 4-й главе , где идет речь об искушения в пустыне, явно имеется в виду сам диавол. Христос не вступает с ним ни в переговоры, а отвергает все его предложения. Но называя его «сатаной», Он не обязательно использует это слово, заимствованное из еврейского языка в греческий, как имя собственное: это может быть обозначение той роли, которую играл диавол во время пребывания Христа в пустыне. Он был его врагом, стремился сбить с пути.

Но ведь ту же самую роль сыграл теперь, может быть, сам не желая того, и ! Он недавно признал Иисуса Христом, Сыном Бога Живаго – и тогда Христос сказал слова о церкви и ключах Царствия. Петр, поняв, как много ему дано, несомненно, желал сохранить всё это. И, уж конечно, он любил своего учителя, желал для Него всего самого доброго и радостного. И тут Христос говорит о Своих будущих страданиях и даже смерти… Как мог согласиться с этим Петр? Как мог пожелать для Учителя такого конца? Тем более, при таком раскладе – какая же церковь, какие ключи? Всё погибнет…

И он, что вполне естественно, стал отговаривать Христа от путешествия в . Зачем отправляться на верную гибель, когда всё может быть совсем иначе? Но ведь то же самое, по сути, предлагал Христу и сатана в пустыне: мгновенное, убедительное завоевание людских сердец с помощью чуда или политической мощи, безграничную власть в этом мире, и всё это без тени страданий и сомнений. Трудно было отказаться от такого заманчивого предложения, и, может быть, еще труднее было отвергнуть заботу дорогого ученика. Но и в том, и в другом случае Христу предлагалось отречься от Своей миссии, поступить по вполне понятным, но чисто человеческим желаниям. По сути дела, капитулировать перед князем мира сего, принять его условия игры. Он ответил самым резким отказом.

Но есть и некоторое отличие между словами, сказанным искусителю в пустыне и сказанными апостолу. Обращаясь к Петру, Христос добавил два слова: «отойди позади Меня» (в Синодальном переводе не совсем точно сказано «от Меня»; более того, те же слова добавлены там и в 4-й главе, хотя самые авторитетные рукописи их в этом месте не содержат). Петр, в отличие от искусителя, не должен был совсем оставить своего Учителя – он должен был последовать за Ним, ступать позади. Не указывать Ему, как поступать, куда ходить и что делать, а, напротив, следовать Его примеру. С тех пор, по сути, эта ситуация повторялась не раз: верующие пытались указать Богу, как следует Ему поступить, они руководствовались в своем поведении не Его волей, но собственными замыслами и чувствами, пусть даже вполне понятными и объяснимыми… и каждый раз в такой ситуации им следовало отнести к самим себе обжигающие слова Христа: «отойди, враг! ступай следом за Мной, а не указывай Мне путь!»

Христос не лишил апостола тех обещаний, которые прежде дал ему, но указал на его место – то единственное место, на котором Петр и мог получить обещанное.