Традиции эпоса в симфониях и романсах бородина. Александр Порфирьевич Бородин. Романсы. Сведения о романсе А. Бородина «Спящая княжна»

3.6.1. О бщая характеристика творчества

  1. Сохор, А.Н. А.П. Бородин / А.Н. Сохор. – М., Л., 1965.
  2. Дианин, С.А. Бородин. Жизнеописание / С.А. Дианин. – М., 1960.
  3. Зорина, А. А.П. Бородин / А. Зорина. – М., 1988.
  4. Асафьев Б. Русская музыка: XIX и начало XX в. / Б. Асафьев. – Л., 1979.
  5. Стасов, В. Статьи о музык. В. 1‑5/ В. Стасов. – М., 1974 – 1980. – Вып. 5б.– М., 1980.

Александр Порфирьевич Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. В музыковедении давно стало традиционным сравнивать Бородина с Бояном – легендарным певцом-сказителем времён Киевской Руси. Однако, обращаясь ко временам давно минувшим, Бородин отражал и осмысливал сомнения и надежды, радости и беды своего века. В итоге главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.

Наследие композитора можно проследить по этапам эволюции творчества:

  1. 60-е гг .: Первая симфония, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса». Данный период характеризуется становлением эпической темы.
  2. 70-е гг .: Вторая симфония, опера-балет «Млада» (совместно с кучкистами), романс «Море», романсы на стихи Гейне, струнный квартет № 1, часть оперы «Князь Игорь». Для периода характерен расцвет эпоса и лирики.
  3. 80-е гг. : симфоническая картина «В Средней Азии», «Князь Игорь», струнный квартет № 2, «Маленькая сюита» для фортепиано, Третья симфония, романсы. В данный период продолжается прежняя линия творчества, а также наблюдается усиление черт камерности, появление трагических образов.

При изучении творчества Бородина исследователи сталкиваются с парадоксом: несопоставимость количественного состава наследия с его огромной важностью для истории мировой музыкальной культуры. Существует множество объяснений данного факта. Бородин, будучи композитором и учёным-химиком одновременно, подобно великим художникам прошлого, стремился к цельности научно-художественного осмысления мира. Осознанно или интуитивно он не мог без вреда для себя отказаться от одной из своих духовных склонностей. В противном случае цельность личности нарушится.

Для творчества Бородина характерны следующие темы, образы :

  1. Русское богатырское .
  2. Восток . Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.
  3. Лирика . Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.
  4. Природа . Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).
  5. Юмор . Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.

Стиль

В творчестве Бородина воплощены как общекучкистские идеалы, так и своё собственное, индивидуальное. С кучкистами его объединяла приверженность идее создания русской школы на основе развития традиций Глинки. Также был глинкианцем в плане введения в драматургию своих произведений славянских и восточных тем в их контрастировании и противопоставлении. Мастерски владеет вариантно-вариационным методом развития. Увлечён романтическим искусством, один из русских шуманистов. Разделял интерес кучкистов к программной музыке.

С другой стороны, Бородин обладал умом объективно мыслящего учёного. Он более всех кучкистов был влеком к классическим произведениям. С юношеских лет играл партию виолончели в квартетах Гайдна, Моцарта. Он прекрасно владеет формой, первым среди кучкистов написал симфонию. В отличие от кучкистов его влекут формы замкнутые и репризные. С Глинкой его сближало отрицательное отношение к говорной музыке. Музыку стиха он слышал в совершенстве. Даже декламация основана на кантабельности.

Таким образом, в искусстве Бородина объединилось стремление к романтическому высказыванию и строгий рационализм учёного. От Балакирева ему передалась тенденция к долгому обдумыванию своих произведений.

Музыкальный язык

  1. Истоки . Римский-Корсаков определил формулу стиля Бородина: «Глинка+Бетховен+Шуман+своё».
  2. Мелодия . Опора на русское народное песенное творчество различных жанров: былина, протяжная песня, плясовые и хороводные песни, также восточные интонации.
  3. Гармония . С одной стороны – опора на старинные элементы осьмогласия, натурально-ладовые обороты, усиление чувства архаики через параллельные октавы, кварты, квинты. С другой стороны – развивает красочную, колористическую сторону. Очень выразительны «бородинские секунды и кварты». Использует септ- и нонаккорды побочных ступеней, альтерацию доминанты, целотоновую гамму, большетерцовые сопоставления тональностей, длительные органные пункты.
  4. Драматургия . Неконфликтная, эпическая. Интересен метод синтеза, сближения первоначально контрастных элементов на основе заложенного внутреннего единства тем.
  5. Оркестр . Характерна прозрачность, культивирование соло деревянных духовых. Оркестр «чистых тембров».

Контрольные вопросы:

  1. Каково значение творчества Бородина?
  2. В чём состоит специфика творческого процесса Бородина, как она повлияла на оставленное композиторское наследие?
  3. Очертите основные темы и образы творчества.
  4. Охарактеризуйте стиль композитора с точки зрения сосуществования в нём общекучкистских и индивидуальных черт.
  5. Каковы особенности музыкального языка?

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Выявите истоки творчества Бородина.

Творчество А.П. Бородина позволяет охватить единым взглядом отличительные качества его натуры и кардинальные тенденции его творческого мышления. Это богатырская сила духа, желание с предельной объективностью высветить буквально в каждом сочинении все грани центрального художественного образа, словно бы окружая его кольцом музыкально-поэтических метафор, стремление подняться над конкретностью событий и обозреть их как бы с высоты птичьего полета, а также – весьма ценимое еще в старину искусство подлинно эпического повествования – умение в процессе неторопливого рассказа властно вести за собой слушателей, следуя вместе с ними от корней народной традиции через ствол главной мысли автора к ветвям, сучьям и листьям грандиозного древа песен .

А.П. Бородин – неповторимо своеобразный композитор, во многом продолжатель традиций М.И. Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстью, нежностью и красотой» .

Александр Порфирьевич Бородин создал не так много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность . Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина. Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все музыкально – выразительные средства используются гармонично и подчинены строгой логике развития .



Его композиторским наследием можно считать две симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии», около 16 романсов, два струнных квартета, «Маленькая сюита» для фортепиано, а также опера «Князь Игорь», так и не завершенная. Однако все, что им создано, несет в себе тот знак самобытности, которым в искусстве отмечены только гении. Круг тем музыки Бородина простирается от «богатырских» образов до тонкой интимной лирики. Но все же ключевыми для постижения его музыки являются понятия «русский народ» и «русская история». В художественном мышлении композитора сплелись чуть отстраненный научный взгляд на историческое прошлое с глубоким пониманием героического русского национального характера.

Сущность стиля А.П. Бородина определяется категорией «музыкальный эпос». Музыковеды не случайно сравнивают композитора с певцом – сказителем Киевской Руси Баяном. Так же, как в древнерусских былинах, в его музыке воплощается мысль о богатырской мощи русского народа. С эпическим сказителем композитора роднит поразительное умение неторопливо и подробно осветить «дела давно минувших дней», рассказать о событиях прошлого объективно и ярко художественно .

Бородин как композитор быстро развивался. Уже в ранних камерных сочинениях угадывалась его самобытность. Общение с композиторами «Могучей кучки», которые особое внимание в своем творчестве уделяли развитию русской национальной музыки, посещение концертов Бесплатной музыкальной школы совершили переворот в художественном сознании молодого композитора. С малых лет он жил в Петербурге, где были все условия для приобщения к западноевропейской культуре. Теперь же он ощутил свое родство с народным творчеством, а результатом стало его умение воссоздать интонации русской песни с замечательной подлинностью. Соединение европейской элегантности музыкального письма с естественностью песенного стиля народной музыки, как русской, так и восточной, отличало творчество А.П. Бородина от его современников .

Особая, внутренне необычайно насыщенная область выражения музыкального гения А.П. Бородина – его камерно-вокальное творчество. Как и все «кучкисты», А.П. Бородин любил писать романсы. Некоторые сочинены на собственные слова композитора . Всего А.П. Бородиным было написано 18 романсов и песен на тексты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Толстого, Г. Гейне. Большинство лучших произведений создано в 1867 – 1868 годах. Тогда родились романсы и песни «Спящая княжна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Песня темного леса».

Среди эпических романсов выделяется «Спящая княжна», написанная композитором на собственный текст. Самим автором «Спящая княжна» названа «сказкой» и посвящена Римскому – Корсакову. В нем выведены традиционные для народных сказок персонажи – спящая красавица и богатырь – освободитель, побеждающий злые чары. Эта сказка аллегорична: в центральном персонаже угадывается образ России, ждущей пробуждения . «Спящая княжна» - сочинение смелое и вдохновенное, в новой, оригинальной манере письма. Достаточно услышать «повисшие» секунды, которые повторяются, подчеркивая ритмическое раскачивание колыбельной и создавая картину зачарованного волшебного сна. Гармоническая красочность, подобная найденной в этом романсе, впоследствии возникнет у французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

«Песню темного леса» А.П. Бородин назвал старой песней. Романс близок песне – сказанию, эпическому сказу о богатырской сильной волюшке. Суровым характером, мужественным звучанием голоса и фортепиано, а также изменчивостью размера «Песня темного леса» сродни былинам. Композитор отказывается от привычного для европейской музыки деления на такты, заменяя его свободным чередованием пяти, трех, четырех, шести долей в такте, присущим былинам и народным русским песням.

Замечательны не только эпические романсы Бородина, но и его лирика, особенно на стихи Г. Гейне и А.С. Пушкина. Пушкинская элегия «Для берегов отчизны дальной» принадлежит к числу шедевров русской вокальной лирики. Романс посвящен жене композитора Е.С. Бородиной, но написан под впечатлением смерти М.П. Мусоргского. В скорбной и возвышенной музыке воплощены страстное признание в любви, щемящая боль утраты, горечь прощания . Среди юмористических вокальных зарисовок наибольшей популярностью пользуется романс «Спесь» (слова А.К. Толстого). Эта жанрово – бытовая сценка полна юмора. Она заставляет вспомнить комические персонажи «Князя Игоря», декламационные сатирические монологи А.С. Даргомыжского и песни М.П. Мусоргского.

Если романсы Бородин создавал довольно быстро, то работа над крупными сочинениями растягивалась на долгие годы, а иногда и десятилетия. Бородин работал над произведениями очень тщательно, кропотливо, как истинный ученый. Он сочинял много вариантов, отбирал лучшее. Но главная причина долгой работы была, по-видимому, в том, что он разрывался между музыкой, химией и общественной деятельностью и в довершение всего не имел хорошо налаженного быта .

Вот как описывал жизнь А.П. Бородина Н.А. Римский – Корсаков: «Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал, не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать. Не считая воспитанниц, которые в их доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. Частенько оказывалось, что играть на фортепиано нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит» .

Заслуги А.П. Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с П.И. Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе с В.В. Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

А.П. Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). В.В. Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако А.П. Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели» .

Отличительные черты эпического симфонизма А.П. Бородина:

· отсутствие конфликта между темами сонатной формы;

· вместо конфронтации – их контрастное сопоставление;

· опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;

· преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии – над мотивной разработкой;

· постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;

· перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);

· конечная цель развития – синтез контрастного материала.

Самым выдающимся симфоническим сочинением А.П. Бородина является Вторая симфония («Богатырская»), ставшая классическим образцом эпического симфонизма. Симфония создавалась параллельно с «Князем Игорем» (1869-1876), и их образы тесно взаимосвязаны. Свое название «Богатырская» симфония получила с легкой руки В.В. Стасова, М.П. Мусоргский же называл ее «героической славянской».

Симфонию с ее удивительной конкретностью музыкальных образов можно отнести к сочинениям со скрытой программой. Относительно содержания предполагаемой программы у музыковедов нет единого мнения. Известны слова В.В. Стасова, утверждавшего: «Сам Бородин мне рассказывал, что в adagio он желал нарисовать фигуру "Баяна", в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Однако Б.В. Асафьев усомнился в правдивости этих слов: его смутила слишком большая степень конкретности программы. Музыковед предлагал не принимать ее за догму и рассматривать симфонию в более широком содержательном контексте. Думается, что прав современный исследователь, полагая, что «бородинская музыка воссоздает прежде всего образ исполинской силы, когда в чередовании разнохарактерных тем – напряженно-могучих или прихотливо-нежных, предельно лаконичных или намеренно растянутых – сталкиваются, перекрещиваются и проникают друг в друга миры Руси и Востока» .

В камерно – инструментальном наследии А.П. Бородина выделяется прекрасный чарующий своей лирической образностью Второй квартет (ре мажор). Он написан в 1880 – 1881 гг. и посвящен жене композитора – Е.С. Бородиной. Многообразные чувства, переданные в музыке, относятся к кругу достаточно субъективных переживаний мастера. В квартете заметно влияние лирико-психологического симфонизма, что выражается в цельности драматической концепции сочинения. Внутренние лирические состояния воплощаются в разнохарактерных по природе, но подчеркнуто родственных интонациях, среди которых и городской романс, и бытовой танец, и неожиданные пряные «восточные» обороты, и реминисценции bel canto.

Многогранное искусство Бородина, его музыкальный эпос выросли на почве многовековых духовных традиций русской культуры. Композитор воплотил нравственные заветы предков, переосмыслив их в духе времени силой своего выдающегося таланта и научного интеллекта .

Таким образом, на основе характеристики творчества А.П. Бородина, можно сказать, что произведения композитора написаны в различных жанрах. Это оперы, симфонии, симфоническая картина, квартеты, романсы, фортепианные пьесы. Тематика произведений – величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.

Главные качества А.П. Бородина, как композитора – великая сила и ширина музыки, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с красотой и нежностью. К этим качествам можно добавить сочный и незлобливый юмор. Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Лирика А.П. Бородина воплощает возвышенные и цельные чувства, отличается жизнеутверждающим характером. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А.П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.

Александр Бородин. «Спящая княжна». Исполняет бас Петр Глубокий

Талантливый химик и композитор, автор оперы «Князь Игорь», из которой как минимум один номер — «Половецкие пляски » — знают все, Александр Бородин сочинял и романсы. Первым весомым сочинением в этом жанре стала «Спящая княжна», написанная в 1867 году на собственный текст Бородина. И это романс совсем не типичный — ни любви, ни разуверений, ни надежд, ни грусти: вол-шеб-ная сказка, а в ней — намек. Спящая княжна, богатырь, который должен ее раз-будить, сказочная нечисть — все это напомнило слушателям «Руслана и Люд-милу» Глинки (тем более что появление шумного роя ведьм и леших в вол-шебном лесу сопровождается «гаммой Черномора», которую Глинка придумал для глав-ного злодея).

Только вот сказка Бородина без счастливого конца. Убаюкивающе монотонный аккомпанемент фортепиано и гипноти-ческий повтор слов рисуют сон княжны — это рефрен, и он неизбежно возвращается, кто бы ни попытался нарушить порядок вещей. Похоже, эту княжну не сможет разбудить даже гря-дущий богатырь, хотя композитор на это надеялся: «Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения».

Оперы Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка".Содержание оперы Бородин . Опера "Князь Игорь".Содержание оперы Чайковский. Опера "Евгений Онегин".Содержание оперы Музыкальные развлечения Музыкальная...

Нередко - при «парящем» движении 1 Дополнительное усиление экспрессии достигается неполными разрешениями (не разрешаются eis и dis). мелодии. Представим себе две мелодии Бородин а в приблизительном сочетании...

Бородин а, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова? Перечислите произведения этих композиторов, которые...

Напомнить медленные вступления к 4 симфонии Шумана или Шотландской Мендельсона, а также лирическое наклонение, в котором решены первые сонатные части в 3 симфонии Бородин а, 4 Чайковского, 4 Брамса, 9 ...

Шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки. 2) синкопа - несовпадение ритмического...

Вв. возрождаются вновь некоторые принципы модальной гармонии (например, у М. П. Мусоргского, А.П. Бородин а) - ориентация на определённый ладовый звукоряд, нецентрализованность лада, переменность устоя, ...

Смягчает их эффект. Русские композиторы Глинка, Балакирев, Бородин , Мусоргский вводят большетерцовые ряды редко. Чайковский же и особенно Римский-Корсаков часто и по-разному. У Римского-Корсакова при...

Симфония, II часть. Кабалевский. Скрипичный концерт II часть. Мясковский 6 симфония, соч. 23, ч.II. Шуман 3 симфония, соч. 97,ч. II Органный пункт на III ступени мажора. Бородин , "Князь Игорь", II действие, ...

На Дебюсси, - «Спящая княжна» Бородин а. В более широком смысле это произведение едва ли не впервые в истории музыки развертывает «пента-целотонный комплекс» (см. далее). Известно тяготение Дебюсси к параллелизму...

Вспомним в этой связи слова Б. В. Асафьева, относящиеся к стилю Бородин а. Отмечая такие коренные его черты, как эпическое спокойствие, плавность, простор, Асафьев продолжает: «Зато, когда в моменты...

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН КНЯЗЬ ИГОРЬ Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин ым. Первое...

Школа" (аналогично музыкальной группе во Франции - "Пятёрка" или "Группа пяти"). В "М.к." входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин , Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков; к ней временно...

Традиции "кучкистов" развиваются в творчестве А. ГЛАЗУНОВА. Гармонический стиль Глазунова вырастает из стиля Бородин а и Римского-Корсакова при более четкой функциональной логике каждого гармонического...

И Вебера, но и в «Руслане» Глинки, «Тангейзере» и «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера, «Князе Игоре» Бородин а, «Кармен» Бизе, «Обручении в монастыре» Прокофьева. Вторую из основных-драматургическую...

Примеров- Л. Бетховен, соната «Appassionata», ч. II; Ф. Шопен, скерцо из сонаты си-бемоль минор; Э. Григ, скерцо ми минор, ор. 54; А. Бородин , «У монастыря»; Ф. Лист, «Похоронное шествие») . Иногда для...

Оперного действия. Можно напомнить о Прологе к «Князю Игорю» Бородин а, в котором своеобразно соединяются сонатная и сложная трехчастная формы; об Интродукции к «Руслану и Людмиле» ...

18. Гармония в творчестве композиторов "Могучей кучки". Гармония Мусоргского, гармония Римского-Корсакова, гармония Бородина, гармония Балакирева
(Гармония/Гармонические стили композиторов)

Симфония А.Бородин а). Общая функциональная направленность тонального плана и гармонии сохраняется и обогащается. Обогащается и мажоро-минорная система, включающая новые квартовые и секундовые созвучия...

Сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородин а, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация...

D b5 Бородин . Каватина Кончаковны. Лист "О, где он?" Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/ Григ. "Весенний цветок" op.26 №4 Римский-Корсаков. "Царская...

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов . Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

Имя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, композитор был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина:

  • 1 опера («Князь Игорь»),
  • оперетта с разговорными диалогами «Богатыри»,
  • 3 симфонии (№ 3 не окончена),
  • симфоническая картина «В Средней Азии»,
  • камерные, фортепианные сочинения, романсы и песни,
  • концерт для флейты и фортепиано с оркестром (утрачен).

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es —dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.
Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 a —moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

Широко известная опера «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 25 лет, но так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

  • сложность и масштабы работы заставили засомневаться композитора в том, что он с нею справится;
  • жанр литературного первоисточника («Слово о полку Игореве») не предполагал остроконфликтного противостояния, необходимого для напряженности развития сценического действия.

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:

Квинтет c —moll для фортепиано и струнных; «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки; «Полька» для фортепиано в четыре руки; Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила»; Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио; Струнный квинтет; 2 скерцо для фортепиано в четыре руки; четырехручное «Allegretto »; вокальные пьесы; Квартет №1 A —dur (впервые исполнен в 1880 по рукописи); Квартет №2 D —dur (1881).

Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

  • Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
  • России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у этого композитора возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь