Шилов николай. Детские поэты Челябинска. Достояние нашего города! Николай Петрович Шилов

Шилов Николай Петрович (р. 12.04.1947, г. Щучье Курганской обл.), поэт, режиссер, педагог, член СПР (1999), заслуженный работник культуры РФ (1995). По окончании Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской (1970) преподаватель режиссуры в Чел. КПУ. С 1982 в ЧГИИК (ЧГАКИ): преподаватель, с 1984 зав. кафедрой режиссуры театрализ. представлений и праздников, с 1992 доцент. В период его рук-ва кафедра стала методич. центром для организаторов праздников в Чел. и области. Методич. разработки специалистов кафедры используются сотрудниками центров нар. творчества мн. регионов России. Область науч. интересов Ш.— сценарное мастерство, режиссура, сценарные основы игровых и развлекат. программ. Ш. провел мастер-классы для сценаристов и режиссеров театрализ. представлений и праздников в гг. Екатеринбург, Курган, Москва, Пермь, Тюмень, Южно-Сахалинск и др. Рук. творч. лабораторий, в к-рых проходят обучение воспитатели детских садов в Чел. и др. городах обл.; на занятиях используются оригин. авторские методики Ш. Совм. с Л. Я. Рахлисом выпустил сборники дидактич. мат-лов (игры, сценарии, стих, и др.): «Цветик-семицветик — кругоцветное путешествие», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха: Уроки словотворчества и веселого сочинительства», «Кого аист в клюве принес? (Праздник дня рождения)», «Мир чудес: Игровая марафон-программа». Рук. агиттеатра «Софит» (ЧелГУ), чел. команды КВН «Формула 1». Сценарист и режиссер игр «Телефон удачи» и «Пир на весь эфир» на Чел. ТВ; программ фестиваля детского художеств. творчества «Хрустальная капель», Бажовского фестиваля, праздника «Президентские игры» и др. В 1997—2002 зам. гл. редактора детского ж. «Тропинка», ведущий рубрики «Детский сад». Автор сборников стих. для детей: «Доктор Муха-Горло-Нос» (1997), «Страшный зверь» (2000), «Безусый Самсусам», «Посвящение в лягушки» (2001), «Поросенок, который был собакой» (2004), «Три дождя тому назад» (2006), «Лето в банках» (2006), «Диалоги Петрова» (2007), вышедших в Чел. Комп. Е. М. Попляновой написаны песни на стих. Ш., вошедшие в сб. «Праздник Пам-парам» (1999). Ш. чл. правления Чел. отделения СПР (с 2004). Дипломант лит. конкурса им. Л. Н. Толстого в номинации «Детская литература» (Москва). Лауреат пр. гор. администрации Чел. «Золотая лира» (2007). Жена Ш.— педагог В. В. Шилова, сын — историк Д. Н. Шилов.

Шилов Николай Петрович
(12.04.1947- 18.03.2010)


Родился Николай Петрович в городе Щучье Курганской области. Вырос в рабочей семье. Отец Петр Михайлович и мать Антонина Михайловна родом из деревень Шумихинского района Курганской области. Вырастили троих сыновей. Двое стали рабочими, а один - ученым и поэтом.
С малых лет у Коли был интерес к литературе. Когда он был еще в восьмом классе, его стихи были впервые опубликованы в местной газете. Позже он писал и прозу, и пьесы, и стихи для взрослых. Но чаще всего стихи для взрослых оставались ненапечатанными.
После окончания восьмого класса Николай поехал в Челябинск поступать в техническое училище. Его не приняли по зрению. Тогда он поступил в культпросветучилище. В 1966 году Николай с отличием закончил учебу и был направлен в Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской. В Ленинграде он не мог пропустить те возможности, который давал этот город: библиотеки, театры, музеи... Продолжал и в студенческие годы писать стихи, печатался в молодежных газетах и журналах. После первого курса со студенческим отрядом он оказался на строительстве газовой компрессорной станции в Южном Казахстане. После второго курса с небольшим студенческим отрядом побывал в Восточной Германии. Там его даже наградили за хорошую работу. Но главной наградой было знакомство со знаменитыми немецкими городами: Дрезденом, Лейпцигом, Веймаром, Берлином, их музеями, театрами.
Время учебы в институте было для Николая Шилова очень результативным. В то время в институте преподавали очень хорошие специалисты, такие, как писатель Игорь Смольников и другие. Николай Петрович приобретал театральный опыт. Вместе с однокурсниками он организовал на курсе свой театр. Поставил пьесу Мережковского «Павел I», что получило неодобрение парткома и деканата. Для того чтобы поставить «Павла I», ощутить дух той эпохи, Шилов побывал в Михайловском замке, где закончилась жизнь царя.
Николай Петрович был постоянным читателем институтской и театральной библиотек. С тех пор у него особое отношение к профессии библиотекаря. Он открыл для себя поэзию Серебряного века. Особое увлечение Шилова - стихи Блока. Почти весь третий том поэта он знал наизусть.
После окончания института Николай Петрович вернулся в Челябинск на преподавательскую работу в то самое училище, которое заканчивал сам. Но сначала год прослужил в армии, где работал библиотекарем! В училище Николай Петрович организовал «Ночной театр» (репетировали по ночам). Играли в спектаклях и преподаватели, и студенты. Николай Петрович не только режиссировал, но и писал сценарии, готовил концерты.
С 1970 года Шилов стал заниматься в литературном объединении «Экспресс» (Дворец железнодорожников). Там он познакомился с руководителем объединения и детским поэтом Львом Рахлисом. Несмотря на разницу в возрасте в десять лет, началась дружба на долгие годы, которая сыграла в судьбе Николая Петровича очень большую роль. В 1982 году Николай Петрович перешел на работу в Челябинский институт культуры, стал работать вместе с Рахлисом. Лев Яковлевич уже заявил себя как детский поэт, был автором книги «Шишел-Мышел», публикаций в газетах. Рахлис - человек широких интересов, большой культуры, богатого языка. Николай Петрович много получил, общаясь с другом. Объединял их интерес к поэзии, к детям, к театру, культуре.
Параллельно в Челябинском университете Шилов создает очень интересный студенческий театр «Софит», который за десять лет существования не раз был победителем в различных смотрах и конкурсах.
Николай Петрович вместе с Львом Яковлевичем написали первую совместную книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Цветик-семицветик» (1992). Потом появились «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Винни-Пуха» и другие Все, кто работает с детьми, сразу оценили достоинства сценариев игр, конкурсов, шоу, придуманных авторами - выдумщиками, фантазерами. Позже эти книги вошли в их сборник «Кит по имени «Н», Кит по имени «В», Кит по имени «Ф».
Так случилось, что Лев Рахлис по настоянию родных в 1993 году уехал в Америку. Но связь поэтов не прерывалась. Он передал Николаю Петровичу «эстафетную палочку» - кафедру в институте. 10 лет Николай Петрович возглавлял в институте (теперь Академия культуры и искусства - ЧГАКИ) кафедру режиссуры театрализованных представлений и праздников. Не случайно одна из статей, посвященных Шилову, называется «Профессор кафедры праздников». Студенты называют кафедру «кайфедрой», настолько интересно там учиться.
Когда в городе проходят большие праздники: «День города», «Человек года», Бажовский фестиваль, «Светлое прошлое», «Хрустальная капель»..., мало кто знает, что сценарии этих праздников разработаны Николаем Петровичем. Несколько лет Николай Петрович был руководителем команды КВН «Формула-1» ЧЕЛГУ.
Первые стихи для детей у Николая Петровича появились на детской страничке газеты «Хроника» (1992 -1996). И сразу же стало понятно, что появился в Челябинске настоящий детский поэт:

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Хочу познакомиться
С девочкой Людой,
Желательно плаксой
И страшной занудой.
Номер такой - то,
Звоните в обед

ЛЮДОед


Стихи Николая Шилова, как всякие хорошие стихи, интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам и дедушкам. Поэт пишет книги для дружных взрослых и детей. Их хорошо читать вслух в семье. Стихи легко читаются, легко запоминаются. Строчки поэта заставляют детей думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, юмору, разнообразию возможностей языка. А как неожиданны и интересны названия его книг!
Не случайно, в одном из интервью Николай Петрович сказал: «Смысл детской поэзии не в морализаторстве, а в том, чтобы пройти языковую школу. Почувствовать язык - образный и вкусный». Книги Николая Петровича и есть эта самая языковая школа, школа словотворчества.
В 1996 - 2000 годах в Челябинске издавался детский журнал «Тропинка», где главным редактором была Северина Школьникова. Заместителем ее и ведущим рубрики для самых маленьких - «Детский сад» был Николай Петрович. В «Тропинке» публиковались стихи Шилова и много произведений других авторов, с которыми Николай Петрович знакомил маленьких читателей. К сожалению, «Тропинка» перестала издаваться в связи с отъездом из страны главного редактора и организатора журнала.
Стихотворения Николая Петровича печатались в минском журнале «Кважды-Ква», в американской газете «Русский Дом», которую издает в Атланте Лев Рахлис. Поэт печатался в екатеринбургских журналах «Воздушный корабль» (для чтения в самолетах), в компьютерном журнале «Лэп-Топ», в челябинских журналах «Наполеон», «Луч».
Первый сборник стихов Шилова «Доктор Муха - Горло-Нос» вышел в Челябинске в 1997 году. Редактором сборника была наша землячка - детская поэтесса Нина Пикулева. Через два года Николай Петрович выпустил второй свой сборник - «Самсусам». В него вошло сорок стихотворений. Это целое поэтическое богатство: есть стихи, написанные с юмором, но заставляющие задуматься над серьезными вещами («Думы», «Лето», «Заботы»...)

Если речку
Не беречь,
Перестанет
Речка течь.
Зарастет высокою
Острою осокою.


А есть не просто стихотворения, а стихи-загадки, стихи-игры, стихи -считалки... Много стихотворений Николая Петровича посвящено природе, погоде, деревьям, насекомым. Может быть потому, что он сам замечательный садовод, в его стихах такие тонкие и точные наблюдения за всем, что растет и живет на земле: «Божья коровка», «Букашки», «Мухи», «Рыбка по имени Карась»...
В 2004 году в Академии культуры и искусства вышел сборник Николая Петровича «Поросенок, который был собакой», где впервые для ребят он поместил и прозаическое произведение, название которого стало названием сборника. Впервые в сборнике помещена большая серьезная статья о творчестве поэта.
Особенно хорошо изданы две книги Николая Петровича: «Посвящение в лягушки. Стихи для детей и взрослых» и «Лето в банках. Стихи для детей» (издательство «АвтоГраф») с яркими рисунками художника Юрия Попова, в твердом переплете. «Посвящение в лягушки» (2001) открывается словами: «В этой книге - собственные произведения автора, а также переводы с мушиного, лягушачьего, сорочьего, кошачьего, собачьего, лошадиного и прочих языков»... Поэт заставляет детей удивляться красоте и многообразию мира. И книга «Лето в банках» (2006) написана в лучших традициях автора. Не случайно программа летнего чтения екатеринбургских библиотек открывается одноименным стихотворением Николая Петровича и созвучна по названию «Лето в рифмах».
Появление этих книг стало еще одним доказательством роста мастерства поэта. И тем, как качественно меняются издания книг Николая Петровича. Такие книги не стыдно послать на столичные и международные книжные выставки. Много его стихов стали песнями. Очень хорошую музыку на слова поэта сочинила челябинский композитор Елена Поплянова. Композитор Анатолий Кривошей написал музыку к песням Николая Шилова к спектаклям «Синяя птица» и «Гарри Поттер». Шилов - частый гость в детской аудитории. Он прекрасно общается с детьми. Встречи с ним для детей - праздники.
В день рождения Николая Петровича (12 апреля 2000 года) его приняли в Союз писателей России
Николай Петрович - дипломант Всероссийской литературной премии имени Льва Толстого (2002), лауреат премии имени Максима Клайна (2001), лауреат городской премии «Золотая лира» (2007). С 1995 года Николай Шилов - Заслуженный работник культуры России. При всем при этом - Николай Петрович удивительно скромный человек, добрый, простой в обращении. Он не умеет «пробивать» свои книги, но благодаря его помощи выходят книги его друга - Рахлиса: «Подарили рыбке зонтик», «На зеленом острове Борнео»...

Книги Н.П.Шилова


Доктор Муха - Горло-Нос. Челябинск: 1997
Самсусам. Челябинск, издательство Т.Лурье, 1999
Страшный зверь. Челябинск, издательство Т.Лурье, 2000
Безусый Самсусам. Челябинск, издательство Т.Лурье, 2001
Посвящение в лягушки. Челябинск, «АвтоГраф», 2001, 2004
Поросенок, который был собакой. Челябинск: ЧГАКИ, 2004
Три дождя тому назад. Челябинск, издательство «Татьяна Лурье», 2006
Лето в банках: Стихи для детей. Челябинск, «АвтоГраф», 2006
Диалоги Петрова. Челябинск, издательство «Татьяна Лурье», 2007
Если падаешь с Луны. Челябинск, издательство Марины Волковой, 2008

Николай Петрович Шилов - заведующий кафедрой праздников в Челябинском институте культуры и искусства - необычайно обаятельный, умный, веселый и добрый человек, детский поэт, член Союза писателей России.
Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких.
Каждый день по утрам он ест овсяную кашу и говорит:
- Спасибо! После такой вкуснятины очень хочется, поработать.
После этого Шилов Николай Петрович садится на трамвай, показывает контролеру свой проездной билет и едет в институт, а сам по сторонам смотрит. Увидит, скажем, суматошную муху на окне, капризного мальчика на маминых коленях или грустного барбоса под сиденьем и сразу их в стихи вставляет.
На работе Шилов Николай Петрович учит студентов. Рассказывает, как надо праздновать Новый год, 8-е Марта и день рождения. Потому что студенты учатся в институте искусства и культуры.
У Шилова Николая Петровича в этом институте очень много друзей. Одни танцуют, другие на медных трубах с тремя кнопочками играют, а третьи всякие книжки с предисловиями, пишут. Правда, все друзьяприятели взрослые и с ними можно разговаривать только серьезно.
Вечером Шилов Николай Петрович говорит:
- До свиданья!
И снова садится на трамвай.
Дома Шилов Николай Петрович сперва пьет кофе, а потом садится писать книжки для детей. И старается назвать их посмешнее. Например, «Доктор Муха-горло-нос».
Вот какая жизнь у детского поэта Шилова Николая Петровича.

СОБАКА И КОШКА

Солнышко.
Птички.
Цветочки.
Дорожка.
На ней повстречались
Собака и Кошка.

«Приличная киска,
К тому же не бяка,
Не стоит
С ней драться, -
Решила Собака,
Которую только что с
Сняли с цепочки, -

Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».

«Не пёсик,
А душка, -
Подумала Кошка.
Ему бы культуры
Общенья
Немножко.
Пожалуй, упрятать
Пора коготочки,
Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».

Так и прошли они
Мимо друг друга,
Никто не скулил,
Не шипел от испуга.
Хвостами вильнули
И сели в тенёчке…
Да здравствуют
Солнышко,
Птички,
Цветочки!

КИТ

В океане
Мелкота
Жить не может
Без кита.
Мамы Кильки
День-деньской
Разговор ведут
Такой:
- Дети!
Если ураган
Взбаламутит
Океан,
Встреча
После урагана
Возле
Главного фонтана.

ВСЕ НЕ

Воробей,
Воробей,
Ты из лужицы
НЕ пей,
Из подсолнуха
НЕ клюй,
Во все стороны
НЕ плюй,
На дороге
НЕ скачи,
Клювом в окна
НЕ стучи,
Возле кошек
НЕ садись,
Со скворцами
НЕ дерись.
Если выполнишь
Все НЕ,
Будешь правильным
Вполне.
Только правильных
Зануд
Воробьями
НЕ зовут.

МУХА В КЕФИРЕ

Раз, два,
Три, четыре -
Муха
Плавает в кефире.
Я согласен, что бокал
Не Ока
И не Байкал,
Но и муха
Не карась -
Еле вы-ка-раб-ка-лась.
- Извините, -
Говорит, -
Если очень
Кислый вид.

ХРЮШКА

- Есть, -
Сказала Хрюшка, -
У меня
Подружка.
Мне давно
Охота
Подарить ей
Фото.
Уберите
Крышку,
Наведите
Вспышку.
И скажите Мужу,
Пусть подыщет
Лужу.

Потапова Настя — участник очных этапов городских конференций научно-исследовательских работ учащихся «Отечество» и «Интеллектуалы XXI века».

Тема работы: «Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых. Поэт Николай Шилов», презентация и буклет, представленные на публичной защите.

Мероприятие проходило в школе №95.

Презентация:













Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых.
Поэт Николай Шилов
Филология (литературоведение) (реферативно-исследовательская работа)

Введение

Если хочешь быть счастливым,
Если хочешь мудрым стать,
Надо яблоням и сливам
Утром «Здравствуйте!» сказать.
Из стихотворения Н. Шилова «Счастье»

  1. Николай Шилов – человек и поэт

1.1. Биографические сведения. Черты личности

Николай Петрович Шилов родился 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области в рабочей семье. Еще в школе начал писать стихи, некоторые из которых печатались в местной газете. Окончив восемь классов, продолжил образование в Челябинске в культпросветучилище, затем в Ленинградском институте культуры на театральном факультете. По окончании института Н. Шилов вернулся в Челябинск, с 1970 года стал преподавать в родном училище, далее с 1982 года в Институте культуры. С 1984 года являлся заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Важную роль в творческом пути Николая Шилова сыграла дружба с детским поэтом Львом Рахлисом. Вместе они создавали книги сценариев для воспитателей детских садов и учителей младших классов, придумывали разные интересные игры, конкурсы, шоу: «Цветик-семицветик», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха» и другие. Шилов писал сценарии и к большим праздникам: по его сценариям проходили «День города», «Бажовский фестиваль», детский фестиваль «Хрустальная капель», вручение Народной премии «Светлое прошлое». «Праздники и стихи моя профессия!» Так сказал он о себе в одном из интервью .

Писать детские стихи Н. Шилов начал также по совету своего друга. По воспоминаниям Л. Я. Рахлиса, начало всему положила придуманная Шиловым и подаренная другу строчка «В небе тучек восемь штучек» .

Первые публикации Н. Шилова для детей появились в газете «Хроника». Далее – сотрудничество с журналом «Тропинка», где поэт вёл рубрику для самых маленьких «Детский сад». Начиная с 1997 года у Николая Шилова вышла целая библиотечка весёлых детских стихотворных книг: «Доктор Муха-горло-Нос», «Самсусам», «Посвящение в лягушки», «Лето в банках» и других, более десяти. Стихи Шилова издаются в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, в Белоруссии и даже в Америке. Многие из них стали песнями. Челябинский композитор Елена Поплянова положила на музыку около 60 стихотворений Н. Шилова. Литературное дарование поэта отмечено национальной премией имени Павла Бажова, премией «Золотая лира» и другими наградами.

С первых публикаций было заметно, что это оригинальный детский поэт «со знанием детей, со своим словом: веселым, образным, озорным». Его стихи интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам, дедушкам. Настоящая литература для семейного чтения. Эти стихи «заставляют ребят думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, богатству языка, юмору» . О том, что это человек с большим чувством юмора, говорит и его описание самого себя: «Шилов Николай Петрович – довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров. А вес – девяносто килограмм, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких» . По словам Л. Я. Рахлиса, Николай Шилов начал писать стихи для детей не случайно, потому что «сам был во многом, как ребенок доверчивый, отзывчивый, добрый, удивляющийся. Порою рассеянный, порою наивный» .

Николай Шилов ушел из жизни в 2010 году. А жизнь продолжается. Его замечательные, добрые, мудрые стихи находят все новых читателей-почитателей. В Челябинске теперь есть детская библиотека имени Николая Шилова. В Академии культуры и искусства в день рождения поэта проходит веселый фестиваль «Самсусам», посвященный Николаю Шилову.

1.2. Особенности творчества Николая Шилова

А вы знаете, кто такой Самсусам? Это же я! Поэт очень точно описал меня в своем стихотворении. Ведь мне никогда не сидится на месте, хочется бегать, скакать, кувыркаться, невзирая на увещевания мамы.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает – Самокат,
Сам летает – Самолёт,
Самосвал – сам валит,
Самовар – сам варит.
А безусый САМСУСАМ
Всё-превсё умеет сам.
Этот шустрый человек –
Самопрыг и самобег,
Самобряк и самотоп,
Самосвист и самохлоп,
Самоброс и самохват,
Самолёт и самокат!

А в стихотворении «Капустный пирог» я сразу узнала свою подругу, которая любит повредничать, поддразнить родителей (см. текст в Приложении I). Поэт в своих произведениях демонстрирует отличное знание самой сущности ребенка, его психологии. Иногда Н. Шилов даже придумывает новые слова, которые создают образ персонажа произведения. Самсусам – «самопрыг и самобег, самобряк и самотоп…» . Ранец – «дранец, терянец, швырянец и катанец» . Страшный зверь – «Дедушкиношапочный, бабушкинотапочный, папинохалатный, шоколадноядный» . В стихотворении «Пчела» используются звукоподражательные приемы, чтобы показать трудолюбивое насекомое: «…Я прошу прошшения жа проижношшение – у меня шейчаш жабот, ижвините, полон рот.»

Частые персонажи стихотворений Шилова – животные, насекомые, растения, даже явления природы (Погода, Тучка, Дождь и т. п.), неодушевлённые предметы Пылесос, Трактор и т. д. По жанрам их можно определить как стихи-зарисовки, стихи-загадки, стихи-считалки, стихи-игры. Есть и колыбельная. Все они легко запоминаются благодаря ритмичности и яркой образности, понятной и близкой детям.

Из произведений Н. Шилова видна его любовь к природе, меткая наблюдательность. Несколькими штрихами точно описан гроза садов и огородов одуванчик в одноименном стихотворении .

К весёлому содержанию стихов Н. Шилова, которое сразу повышает настроение, я бы добавила важное воспитательное значение. Поэт учит нас любить природу, бережно относиться к ней, как и ко всему окружающему. Яркий пример – стихотворение «Заботы» .

Если речку не беречь,

Перестанет речка течь.

Зарастет высокою

Острою осокою.

Если печку не беречь,

Перестанет печка печь.

И печнина сдобная

Станет несъедобная.

Если книжку не беречь,

Пропадёт родная речь.

Сказки со считалками

Назовут молчалками.

Мне всего лишь пятый год,

А забот, забот, забот…

Стихи «Собака и кошка» – о доброжелательном отношении друг к другу; в «Блинопаде» в шутливо-фантастичной истории автор борется против слов-сорняков в нашем родном языке:

…Все ребята как один

Говорили слово «блин».

«Блин, приветик»,

«Блин, жара»,

«Блин, я в цирке был вчера».

Вот заслуженный артист

Супериллюзионист,

Рассердившись на ребят,

И устроил блинопад.

Поэзия Николая Шилова научит детей и тому, каким не надо быть. В стихотворении «Шалопай Шалопаевич», о котором даже «язык говорить отказалович», вновь используются звукоизобразительные приемы и необычное словообразование. Почти каждая строчка оканчивается звуками «ич», словно одергивая хулигана, «плеваловича» и «грубиловича» . Совсем не хочется походить на него!

В стихотворении «Счастье» содержится простой и ясный рецепт мудрости и счастья для всех-всех людей . Его фрагмент я выбрала эпиграфом к данному исследованию.

  1. Приобщение учащихся МБОУ СОШ № 81 к литературному наследию

Н. Шилова

2.1. Николай Шилов – поэт для всей семьи

В кратком предисловии к сборнику своих стихов «Если падаешь с луны» Николай Шилов написал: «[Эта книга] не только для старшего дошкольного и младшего пенсионного, но и для среднего пап-маминского возраста» . Таким поэт видел круг своих читателей. Его стихи действительно для семейного чтения, во время которого можно и посмеяться вместе, и поплакать, и даже поспорить. Совместно проведенное время повысит интерес детей к чтению, как это происходит в нашей семье. «Если в увлекательном процессе чтения ребенка будет сопровождать взрослый – счастливы будут оба!» Такова главная идея создателей книг Николая Шилова. Взрослые помогают нам, детям, не только получить общее впечатление от прочитанного, но и в обсуждении задуматься над содержанием, выделить главную мысль. Такое воспитание поэтическим словом понятнее любого скучного и строгого назидания.

В программе начальной школы знакомству с творчеством поэтов родного края отводится мало времени. По моему мнению, книги замечательного поэта для всей семьи Николая Шилова должны быть на книжной полке в каждом доме, чтобы помочь нам быть добрыми, заботливыми, счастливыми, мудрыми.

А значит – сделать мир лучше.

2.2. Социологический опрос

Изучив биографию Николая Шилова и его произведения, я решила провести анкетирование моих одноклассников, чтобы выявить степень их знакомства с творчеством нашего земляка, а также впечатление, которое создаётся при чтении его стихотворений.

При анкетировании были заданы следующие вопросы:

  1. Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)?
  2. Каких поэтов вы знаете?
  3. Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова?
  1. Понравились вам эти стихи?
  2. Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова?
  3. Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта?

Полный текст анкеты см. в Приложении 1.

В анкетировании приняли участие учащиеся 2В класса МБОУ СОШ № 81, всего 24 человека. Результаты моего анкетирования оказались следующие:

  • Читают в свободное время 22 человека.
  • Среди знакомых поэтов большинство назвали А. Пушкина,

Ф. Тютчева, С. Есенина, Д. Хармса, Я. Акима, 1-2 человека назвали К. Чуковского, Б. Заходера, И. Пивоварову.

  • Знакомство с произведениями Николая Шилова отметил 1 человек.
  • Понравились прослушанные стихи Н. Шилова всем анкетируемым.
  • Все отметили радостное, весёлое настроение после прослушанных

стихотворений.

  • Многие анкетируемые сделали выводы о весёлых, смешных и необычных сюжетах стихотворений и о персонажах – насекомых, животных, явлениях природы.
  • Высказали желание познакомиться ближе с творчеством поэта 22 человека.

Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что знакомство моих одноклассников с поэзией в основном ограничено рамками школьной программы, но поэзия Николая Шилова заинтересовала их, создала весёлое настроение, вызвала желание познакомиться ближе.

Заключение

В ходе данного исследования автором были изучены биография и черты личности челябинского поэта Николая Петровича Шилова, выявлены особенности и воспитательное значение его поэтического творчества. Данные социологического опроса (анкетирования), проведённого среди учащихся 2В класса МБОУ СОШ № 81, подтвердили высказанную во Введении гипотезу о значении творчества Н. Шилова для младших школьников. Оно вызывает интерес, поднимает настроение, будит воображение и фантазию. Кроме того, чтение произведений поэта может стать одной из форм проведения семейного досуга.

Автор данной работы уверен, что детская поэзия нашего земляка Николая Шилова заинтересует и учащихся других начальных классов. С целью повышения интереса к литературному наследию поэта можно предложить такие направления работы, как:

  • Конкурс чтецов на материале поэзии Н. Шилова среди учащихся.
  • Конкурс докладов, проектов, викторин о жизни и творчестве поэта.
  • Музыкальная гостиная на материале песен на стихи Н. Шилова.
  • Фестиваль семейных театрализаций стихотворений Шилова.

Подобные мероприятия сыграют важную роль в повышении интереса учеников начальных классов к чтению в целом, к проектно-исследовательской деятельности, во взаимодействии семьи и школы. Они станут прочной ступенькой в изучении родного края, в приобщении к культурному наследию южноуральцев.

Список использованной литературы

  1. Николай Шилов // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.132.
  2. Синецкая, Т.М. Шилов Николай Петрович / Т.М.Синецкая // Челябинск: Энциклопедия. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С.1028.
  3. Шилов, Н.П. Безусый Самсусам: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2001. – 56 с.
  4. Шилов, Н.П. Диалоги Петрова: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2007. – 24 с.
  5. Шилов, Н.П. Если падаешь с луны: для семейного чтения. – Челябинск: ООО «АЛИМ»; Изд-во Марины Волковой, 2008. – 48 с. – (Серия «От 7 до 12»).
  6. Шилов, Н.П. Лето в банках: стихи для детей. – Челябинск: MPI, 2006. – 104 с.
  7. Шилов, Н.П. Посвящение в лягушки: стихи для детей и взрослых. – Челябинск: АвтоГраф, 2001. – 45 с.
  8. Шилов, Н.П. Три дождя тому назад: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2006. – 36 с.
  9. Шилов, Н.П. [Стихи] // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С.26-28, 85-86, 152.
  10. Шилов, Н.П. [Стихи] // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.133-136.
  11. Шилов Николай Петрович // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С. 340-342.

Электронные ресурсы

  1. Гизатуллин Э. Писатель Николай Шилов: «Праздники и стихи – моя профессия!» [Электронный ресурс]: http://www.detvora74.ru/articles/?id=341
  2. Капитонова Н.А. Николай Петрович Шилов. Детский поэт [Электронный ресурс]: — URL: http://www.chodb.ru/chest/shilov-n-p.php
  3. Рахлис Л.Я. Детский поэт Николай Шилов [Электронный ресурс]:- URL: http://levrakhlis.narod.ru/shilov.html

Приложение 1

Анкета

  1. Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)? ______________________________________________________________
  2. Каких поэтов вы знаете? ______________________________________________________________________
  3. Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова? ______________________________________________________________________

Вот некоторые его стихи.

Кому кто нужен

Если Муха после стужи

Разболеется всерьёз,

Значит, Мухе срочно нужен

Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС.

Ну, а если занеможет

Жизнерадостный Барбос,

То несчастному поможет

Доктор УХО-ГОРЛО-ПЁС.

Конфеты

Нам давно, - кричат конфеты, -

Надо выдать пистолеты.

Только за день в пятый раз

Покушаются на нас!

Капустный пирог

— Я сегодня не едок,

Мне не нравится пирог,

Он недопечёный,

Он переперчёный,

И к тому ж не видно

Повидло, о-о-о!

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

Объявление

Хочу познакомиться

С девочкой ЛЮДОЙ,

Желательно плаксой

И страшной занудой.

Номер такой-то,

Звоните в обед,

Хорошая Погода

Хорошая Погода

Два месяца стояла,

Хорошая Погода

Решила отдохнуть.

И вот однажды утром

С Центрального вокзала,

Ни с кем не попрощавшись,

Она пустилась в путь.

Теперь она на море,

Теперь она на пляже

Здоровье поправляет,

Наверное, своё.

Давай мы ей напишем,

Давай мы ей расскажем,

Как холодно и скучно

Нам стало без неё.

Пчела

Я сказал Пчеле:

Вы же были здесь

Точно в этот же

Погружали

Ну и что же,

Что была,

Может, что

Оштавила.

Я прошу прошшения

Жа проижношшение –

У меня шейчаш

Ижвините,

Полон рот.

  1. Понравились вам эти стихи? _________________________________________
  2. Какое настроение создалось у вас после их прочтения?
  3. Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова? _______________________________________ ____________________________________________________________________
  4. Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта? _______________