Проектная деятельность во внеурочной деятельности. Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Анализ современного этапа состояния общества свидетельствует о бурном развитии компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, их активном внедрении в структуру профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Этот объективный процесс общественного развития приводит к повышению конкуренции на рынке труда, побуждая всех специалистов к овладению новыми технологиями сбора, поиска и обработки информации. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, и не только на родном языке.

Как научить детей ориентироваться в огромном информационном пространстве в условиях классно-урочной системы, где основным источником информации является учитель и учебник? Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Как помочь детям, желающим более углубленно изучать предмет, без увеличения количества учебных часов и без перевода этих детей в отдельный класс или школу? Вот вопросы, которые я определила для себя приоритетными.

Основная цель обучения иностранному языку с учетом современных тенденций обновления содержания образования – формирование коммуникативной компетенции, сопутствующие цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

Безусловно, для организации вышеуказанной деятельности, от меня требовалось детальное изучение метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Как педагогическая идея, технология и практика он возник в первую треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952,) а также его ученика В.Х. Килпатрика. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, проблема приобретает контуры проектной деятельности. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учились самостоятельно учиться.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

Подробно изучив отношения различных исследователей, педагогов-практиков к методу проектов, я придерживаюсь следующих основных требований к использованию метода проектов , выдвигаемых Е.С. Полат :

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.).
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений)
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Я придерживаюсь общедидактической типологии проектов, представленной в следующей таблице .

По виду деятельности Исследовательские; творчесике; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние; региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

В процессе организации проектной деятельности я столкнулась с различными проблемами , которые предстояло решить.

Одна из них – сочетание метода проектов с классно – урочной системой. Я убеждена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке.

Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

Одним из важных вопросов, которые встали передо мной в процессе работы – это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Я определила разные критерии оценки проектов, которые будут представлены ниже. Проблема была в том, что способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников. Предлагаю следующие критерии и способы оценки проекта:

Таблица 1. Способы оценки.

Таблица 2. Критерии оценки проекта.

1. Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.
2. Логика и последовательность их изложения.
3. Самостоятельность и адекватность выбора средств.
4. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
5. Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.
6. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
7. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
8. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
9. Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.
10. Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.
11. Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
12. Практическое использование проектного изделия.
13. Качество записей и наглядных материалов.
14. Использование знаний из других наук и учебных предметов.
15. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
16. Полнота знаний по теме.
17. Оригинальность решения проекта.
18. Культура речи.
19. Привлечение знаний из других областей.
20. Языковая грамотность.
21. Умение пользоваться информационными технологиями.

Для оценивания работ в презентации Power Point я разработала следующие критерии:

Таблица 3.

Ф.И. участника проекта

Тема проекта

Степень реализации проекта

Владение технологией
Power Point

Итоговая оценка

Характеристика проекта

Критерии оценки
интересный оригинальный творческий

хорошо
иллюстри-
рованный

познава-
тельный

Соответствие отобранных фактов выбранной теме

Логика и последовательность изложения материала

Умение представить работу на устной защите

1 (фамилия, имя) (название)

Как видно из приведенных выше таблиц, можно выделить разные критерии и способы оценки, какими из них пользоваться – выбор за учителем.

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, он может представлять различные формы документирования:

Большой интерес у школьников вызывает деятельность, связанная с участием во всероссийских и международных телекоммуникационных проектах.

Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С. Полат определяет «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности»

Основной идеей организации и проведения INTERNET – конкурсов, форумов, чатов, Web-дискуссий, телеконференций для подростков и молодежи является реализация деятельностного подхода к обучению.

«Сетевые» педагогические технологии способствуют формированию принципиально новой информационной образовательной среды (INTERNET – среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование INTERNET -среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс позволяет решить комплекс учебных задач и воспитательных задач. Учебные задачи: научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области; научить методу нисходящего проектирования. Воспитательные: научить взаимодействию вколлективе; научить самооценке; научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности.

К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести:

  • свободную переписку;
  • информационный обмен;
  • электронные встречи;
  • обмен локальными решениями проблемы;
  • проведение совместных наблюдений;
  • изучение общего и особенного в какой-либо предметной области;
  • подготовку совместных публикаций;
  • участие в игровом имитационном моделировании;
  • выполнение уникальных совместных проектов;
  • создание баз данных;
  • социальные проекты.
  • выпуск электронных газет;
  • разработка виртуальных экскурсий и путешествий;
  • организация виртуальных школьных музеев;
  • организация деятельности Web-студий и др.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Для нас первым шагом на пути освоения информационных и коммуникационных технологий стало участие в дистанционной обучающей олимпиаде по английскому языку-2006, которая была организована Центром Творческих Инициатив “Snail” г. Омска. Олимпиада была посвящена традициям и праздникам Великобритании, в ней приняли участие команды из разных городов России. В течение месяца команда из четырех учащихся под моим руководством выполняла различные задания.

Сроки сдачи заданий были строго регламентированы, все задания выполнялись на английском языке. Задания и ответы высылались на электронный адрес команды (e-mail). По завершению каждого тура команда получала правильные ответы, а также могла ознакомиться с ответами соперников. Таким образом, учащиеся получили не только хорошую языковую практику, но и богатый, интересный материал о культуре английского народа; научились работать слаженно в команде; выбирать необходимый материал в огромном потоке информации. Кроме того, процесс ознакомления с учебным материалом проходил весело и интересно и значительно отличался от того, что учащиеся обычно делают на уроках. По завершении олимпиады все участники получили дипломы от организаторов. Сейчас наши ученики являются активными участниками дистанционных конкурсов и олимпиад.

Анализируя опыт участия и организации проектной деятельности в сфере коммуникационных технологий, я выделяю следующие условия успешности проекта:

  • Владение современными информационными технологиями, как учениками, так и учителем.
  • Возможность выхода в сеть Internet (и умение пользоваться им).
  • Наличие хороших пишущих компьютеров в школе.
  • Наличие домашнего компьютера у учащихся и учителя.
  • Наличие возможности проверить и откорректировать работы в школе (доступ в компьютерный класс, наличие медиа зала и т.п.)
  • Организация и координация деятельности со стороны учителя, оказание систематической консультативной помощи. Учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности, иначе проект потерпит неудачу.
  • Практическая значимость (так как только в этом случае проект является личностно-ориентированным).
  • Желание учителя заниматься проектной работой, так как она требует дополнительного личного времени учителя.

Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое . В результате работы над проектами учащиеся улучшили свои знания не только в области английского языка, но и географии, истории и информатики. Более того, мы получили огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Изучив многочисленные публикации учителей, которые применяют метод проектов, и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию , способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:

  • Сохранение мотивации к изучению иностранного языка.
  • Возможность углубленного изучения языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в отдельные классы (школы)
  • Улучшение успеваемости по предмету.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

Обращение к проблеме организации проектной деятельности считаю актуальным в условиях обновления содержания образования.

Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся.

Учитель информатики и проектной деятельности Холодулин Юрий Анатольевич, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области


2016 г.

Содержание

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Введение

Проблема: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.

Актуальность: за последние годы произошли существенные изменения как в запросе к системе образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданным федеральным компонентом.

Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требует обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в Самарской области провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным меню способов деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из школы оказываться адекватным типичным ситуациям.

Цель: преобразовать образовательный процесс так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников в учебной и во внеурочной деятельности, через использование метода проектов, как одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Задачи:

    Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

    Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

    Формировать интересы, склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

    Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

    Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

    Повышать уровень обученности и качества знаний;

    Организовывать взаимодействие родителей и детей, органов власти и детей, родителей и учителя.

Харитонова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 3 с УИОП»

города Котовска Тамбовской области

Статья «Проектная деятельность во внеурочное время»

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.

Цели проектной деятельности:

    воспитывать гражданскую позицию учащихся;

    способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

    формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

    развивать значимые личностные качества младших школьников;

    развивать моторику;

    воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

    формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

    вооружение детей методами научного познания;

    ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

    развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

    по количеству детей;

    по времени проведения проекта;

    по месту проведения;

    по теме.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

Существующие типы проектов:

    исследовательские;

    информационные;

    творческие;

    игровые;

    практические.

По количеству участников проекты могут быть:

    личностные;

    парные;

    групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

    краткосрочные;

    средней продолжительности;

    долгосрочные.

Стадии работы над проектом:

Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.

Портфолио – это папка, в которой собраны рабочие материалы проекта (черновики, результаты исследования, рисунки, фотографии и т.п.).

Защита проектов происходит на:

    конкурсах;

    отчетах;

    выставках;

    конференциях;

    праздниках;

    акциях.

Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.

Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу. Основная школа будущего - это школа проектов.

Гурьева Вера Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: начальное образование

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

В настоящее время

все более актуальным в образовательном процессе становится

применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения

самостоятельно

добывать

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

предположения,

умозаключения.

обучение

связывают

системно-

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода

является проектная деятельность.

проектов

является

образовательной

технологией,

формирование

способностей,

которыми,

выпускник

оказывается

приспособленным

адаптироваться

изменяющимся

условиям,

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий

проектировать

получает

информации,

усваивает

прочитанное

услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит –

научится действовать не по шаблону.Осуществление проекта в начальной школе обусловлено

готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у

учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать

свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная

сформированности

обобщенности

умственных

действий,

развитии

мышления

формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность» В-

дифференцированная

самооценочная

оценочная

деятельность.Проектная

деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как

коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий

для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во

внеурочной деятельности.

Задачи:

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности,

этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

Методы: изучение

эксперимент,

наблюдение,

анкетирование,

анализирование

результатов.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих

способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно

реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает

поиск новых форм и методов обучения.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы

участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть

достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где

целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он

включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи

исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных

результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под

названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-

исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды,

а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и

представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и

других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте

"Семейные праздники и традиции" . В ходе проекта каждый ребенок не только провел

мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи,

плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,

тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки

презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение

занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь

годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во

внеурочное время.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Семейный праздник.

Игра-путешествие.

Праздник.

Утренник.

Практикум.

Этапы работы над проектом.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.Погружение

Определение темы,

целей и задач, типа

проекта, количества

участников.

Формирование

основополагающего и

проблемного вопроса.

Вживание в игровую

ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему

объясняет

задачи проекта.

(Подводит

учащихся

самостоятельному

определению проблемы

проекта.)

Наблюдает.

2.Планирование

Анализ проблемы.

Определение

источников

необходимой

информации.

м е т о д о в

исследования.

Распределение

ролей в группе.

Определение

критериев

результатов работы

над проектом.

презентации

Уточняют тему

исследования.

Формируют состав

распределяют роли.

Осуществляют

планирование

Выбирают форму

презентации

результатов.

Предлагают и

обосновывают свои

критерии оценки

работы над проектом.

Предлагает

возможные

варианты состава групп

и распределение ролей

в группах.

необходимо сти

помогает

учащимся

а н а л и з е,

п о и с к е

источников

информации,

планировании,

презентации

Консультирует

у ч а щ и х с я

просьбе).

Наблюдает.

3.Исследование.

Выполнение

Собирают

информацию в

соответствии со

своей ролью и

сообща (в

соответствии с

планом работы).

Консультируются с

учителем.

Оформляют

собранный материал.

Консультирует

у ч а щ и х с я

необходимости.

Ненавязчиво

контролирует

деятельность

школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и

Корректировка

деятельности

учащихся.

Оказание

непосредственной

п о м о щ и

затруднении.

У ч а с т в у ю т

промежуточных

обсуждениях

полученных данных в

занятиях и т.д.)

подготовку

з а щ и т е

п р о е к т а,

у ч а с т в у ю т

коллективном

самоанализе.

Практическая

(по необходимости)

Проводит

репетиции,

консультации.

Помогает определиться

способом

презентации.

5.Презентация

Презентация

Защищают

(демонстрируют

понимание проблемы,

Участвует

результатов работы над

проектом.

6 . О ц е н к а

результат

результативности.

Сбор информации в

портфолио.

Организация

в ы с т а в о к

учащихся

Участвуют в

коллективном

анализе и оценке

результатов

достигнутых

результатов,

Обобщает

полученные

результаты.

П о д в о д и т

Награждение

участников

успехов и неудач.

Как выбрать тему проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам

исследования.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих

проектах)

1. Тема проекта.

2. Вид проекта:

3. Цели и задачи проекта.

4. План работы над проектом (или этапы).

5. Основные идеи.

6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"

2. Вид проекта- информационный.

3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира.

Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.

Задачи проекта:

Пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и

газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;

Проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых

больших и необычных зоопарках мира;

Рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;

Подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках

Представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.

4. Этапы работы над проектом.

- первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......

СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему,

как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для

-второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась

такими источниками.....

- третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает

активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).

- четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст

- пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю

подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).

- шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также

не нужно.

5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие

самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели,

6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать,

охранять......

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ,

Выбери тему исследования.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы

хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные

Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст,

но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как

будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Приложение:

Исследовательский проект «Вредная и здоровая пища» (внеурочная деятельность)

Цель исследования:

Узнать, какую пищу можно назвать «вредной», какое влияние она оказывает на организм.

Формирование представлений о правильном здоровом питании.

Задачи:

1.Проанализировать данные в литературе и интернет ресурсах по теме исследования.

2. Расширить знания о здоровых и вредных продуктах питания, о их влиянии на организм.

2.Практически доказать насколько некоторые продукты могут быть вредны для человека.

Объяснить

ученикам,

существует

полезная

богатая витаминам и минералами.

4. Оформить книгу с краткой информацией о здоровой и вредной пище.

Метод исследования:

эксперимент,

информации

журналов,

интернет

ресурсов.

Методика исследования.

Определить, какие же продукты являются «вредными», а какие «полезными»

Собрать информацию из журналов, газет, книг, интернет ресурсов о вредных продуктах и

полезных продуктах.

Провести анкетирование среди учащихся класса и определить, как часто они употребляют

чипсы, шоколад, газированную воду, жевательные конфеты.

Изучить состав «вредных» продуктов, «полезных» продуктов.

Изучить, к чему приводит употребление вредных продуктов,

какую роль в здоровом

развитии организма играют «полезные» продукты

Собрать информацию о влиянии «вредных» продуктов на организм человека.

Провести

эксперименты,

доказывающие

негативное

«вредных»

продуктов

питания на организм.

информацию

значении

витаминов

минеральных

развитии

организма

Основное содержание

Как часто мы слышим: нужно правильно питаться. В школьной столовой, наши родители

пытаются нас кормить полезными продуктами. Если питаться правильно, ты вырастешь

здоровым, сильным, крепким. Но почему же то, что кажется нам, детям очень вкусным и

привлекательным

является

полезным?

продукты

упаковках,

фантиках, красивых бутылках каждый видит на витринах магазинов. Они притягивают

наше внимание. Как же они могут навредить человеку?

Для эксперимента взяли 2 группы крыс. Одну кормили обычной для них пищей, а

другую группу кормили сухариками, чипсами. Крысы, которых кормили сухариками, на

двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели.

Позже экспертиза показала - животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения

пищеварения и сетчатки глаза. Почему же так произошло?

После изучения состава некоторых «вкусных» продуктов

экспериментаторы

ответить на этот вопрос:

Сахар делает пищу сладкой. Это углевод, поэтому сахар дает энергию, но излишки сахара

превращаются в жир. Сахар также вызывает кариес. Чем больше ты ешь сладостей, тем

более острые ощущения ждут тебя в кабинете у стоматолога. Жевательные конфеты,

«чупа-чупсы» - всё это продукты, содержащие большое количество не только сахара, но

еще и красителей, химических добавок, а значит они не являются полезными продуктами.

Сладкие газированные напитки содержат сахар, ароматизаторы, красители, консерванты,

которые вредны для здоровья, особенно в раннем возрасте. Их употребление приводит к

нарушению

становятся

беспокойными

гиперактивными.

Газированные напитки вымывают кальций из костей, поэтому дети, часто употребляющие

газ.воду, в большей степени подвержены переломам костей. Также, газ.вода провоцирует

ангины, вызывает заболевание желудка, от нее страдают зубы. Газированные напитки

являются

сильными

мочегонными,

жидкость

организма,

приводит

обезвоживанию.

Израильские

обнаружили,

выпивающих по литру шипучки в день, ожирение печени встречается в пять раз чаще.

Даже одна-две баночки шипучки в день повышает риск развития заболеваний печени, а

также диабета и заболеваний сердца. 1 баночка в день на протяжении 10 лет гарантирует

сахарный диабет.

Жиры . Жареная пища, такая как гамбургеры, чипсы, содержит много лишних жиров.

Такая пища создает ощущение сытости, так что мы можем уже не захотеть съесть то-то

полезное.

вкусными

хрустящими,

хранились, в них добавлено огромное количество химикатов. И в том числе, усилитель

вкуса - глутомат натрия.

Лишний вес подобен тяжелым сумкам. Нашему телу и сердцу приходится работать с

усилием, чтобы двигать вес тела.

Употребление

продуктов

вызывать

аллергию,

отравление,

раздражение кожи, тошноту, рвоту и ослабление иммунитета – защиты нашего организма.

Усилители вкуса развивают зависимость от этих продуктов, снижают наше восприятие

продуктов

химический.

составляющих

по-своему

воздействует

организм.

Некоторые

считаются

безвредными, но большинство из них весьма опасны для нашего здоровья. А ведь многие

и не задумываются над тем, что они едят, чем кормят своих детей. И, сами того не зная,

отравляют свой организм.

Какие же продукты укрепляют организм и здоровье?Конечно, это натуральные

продукты, которые богаты витаминами и минералами.

Витамин А – необходим дляподдержания хорошего зрения.

Витамин В1 – укрепляет нервную систему

В2 – принимает участие в клеточном обмене.

В6 – рост волос, содержание гемоглобинав крови.

В12 – образование эритроцитов

Витамин С – один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья.

Витамин Д – отвечает за отложение кальция в костях

Витамин Е – укрепление мышц.

Витамин К – отвечает за нормальную свертываемость крови.

Кальций - необходим для построения и укрепления костей и зубов.

Калий - важен для деятельности нервной и сердечнососудистой системы.

Железо - организм использует для кроветворения.

Йод - необходим для нормальной

работы щитовидной железы.

Практическая часть.

1 опыт. Монетки.

достоинством

опускается

газированной

Оставляем

некоторое

окончанию

вынимаем монету из стакана. Сравниваем обе монетки. Видим, что монета, которая была в

стакане с газ.водой стала чистой, блестящей. Делаем вывод – газ.вода может не только

отчистить металл, но и разъедать стенки желудка.

2 опыт. Огонь.

Берем чипсы(1 штучку), поджигаем ее на спиртовке. Видим, что чипсы сразу загораются,

отлично горят, при этом пламя синего цвета, выделяется очень неприятный запах. Делаем

вывод- Чипсы содержат очень много жира и синтетические вещества в составе.

3 опыт. Чупа-чупс.

Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем е «размешивать» воду.

Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет карамели. Делаем вывод –

В карамели соержатся красители.

4 опыт. Фонтан.

Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты «Ментос».

Открываем бутылку газ.воды, опускаем туда несколько конфеток, отходим в сторону. Мы

наблюдаем,

вырывается

Произошла

химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же происходит и в

желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое самочувствие.

Заключение.

Работая с литературой по теме, ученики узнали много нового, интересного и полезного,

насколько

человека

полезные,

продукты,

еда, о возможных последствиях этой пищи: аллергические реакции, боли в желудке, рвота,

тошнота, кариес, ожирение, снижение восприятия вкуса, ослабление иммунитета и многое

Анкета для детей:

Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?

А) Люблю, ем часто -15 учеников

Б) Люблю, но ем редко – 3 учеников

Б) не люблю - 0 учеников

2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?

А) не знаю - 5 учеников

Б) знаю - 13 учеников

3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?

А) чипсы и газировку -10 учеников

Б) фрукты - 8 учеников

4. Как ты думаешь – ты здоров?

А) да -16 учеников

Б) да, но к концу дня чувствую усталость - 2 учеников

В) нет - 0 учеников

По итогам анкетирования среди учащихся класса, выяснилось, что не все ребята знают о

вредной пище или не обращают внимания на то, что они едят. Поэтому считаю, что в

проводить

мероприятии,

пропагандирующих

здоровое питание, здоровый образ жизни.

Я считаю, что учеников и их родителей

необходимо ознакомить с темой

о здоровом питании. Ведь, за 65 лет человек съедает

около 50 тонн пищи, и каждая маленькая порция очень важна для здоровья.

Каждому была выдана памятка, которую сделали ученики.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

* Зоопарки мира

* Сад моей мечты

* История развития футбола

* Эти забавные кошки

* Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек

* Пять самых редких птиц на планете

* Что нужно знать человеку о пауках?

* История возникновения и производства шоколада

* Как помочь птицам перезимовать?

* Красота и симметрия бабочек

* Собаки и космос

* Собаки-поводыри

* Соль – польза или вред?

* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

* Профессии нашей мечты

* Моя родословная

* Профессии наших родителей

* Мой город

* Хлеб – всему голова

* Птицы – наши друзья

* Здоровый образ жизни

* Наш дом. Наш двор

* Война и наша семья

* Использование бытовых отходов в детских поделках

* История русской игрушки

* Во что играли наши предки?

* Действующие вулканы нашей планеты

* Использованная бумага - мусор или добро?

* Матрешка - игрушка или сувенир

* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.

* Спортивная жизнь моей семьи

* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка

* Кактус-колючий друг

* Выращивание кристалла

* Далеко ли от нас до Солнца

* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

* Почему скисает молоко?

* Почему стреляет попкорн?

* Путешествие водяной капельки

* Что такое микроскоп?

* Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Проектная деятельность с обучающимися во внеурочной деятельности.

Татьяна Михайловна Колесникова –

учитель географии БОУ « Должанская сош»

Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Ленина, 24

«Час работы научит большему,

чем день объяснений» (Ж. Ж. Руссо)

Целью современного образования является обеспечение условий для успешной социализации учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных компетенций. Учебный предмет география призван познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Основной технологией позволяющей заинтересовать учащихся, а обучающимся проявить свои способности, является метод проектов.

Проектное обучение – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения работая в группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. На уроках часто используется проектная деятельность, чаще - исследовательская. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение новых знаний в качестве результата.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности? Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое

Для меня самым важным всегда считался вопрос как?

Как вызвать интерес к занятиям?

Как повысить мотивацию?

Как добиться активности на занятии и одновременно обеспечить усвоение материала?

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Ведь внеурочная деятельность не предполагает оценивания, а ребёнок чаще всего работает на результат. В своей практике по технологии проектной деятельности на занятиях внеурочной деятельности наиболее успешным считаю использование двух видов учебных проектов: практико – ориентированный проект и учебный творческий проект.

Учебный творческий проект

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов.

Практико – ориентированный проект. Особенностями практико-ориентированного проекта являются: реалистичность реализации, доступность изложения, возможность использования продукта проекта на занятиях по предмету, действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки.

Одним из первых наиболее успешно реализованных практико – ориентированных проектов можно считать работу учениц нашей школы Архиповой Полины «Цветы для школьного двора» и Колесниковой Софьи « Радуга», с которыми ученицы приняли участие в региональном конкурсе, проводимом ОГАУ, где заняли призовые места 2 и 3 соответственно. Работа « Декоративный огород в ландшафтном дизайне» была отправлена на Всероссийский конкурс «География каникул», где заняла 1 место в своей возрастной категории. Процитирую вводную часть проекта: « Целью работы является: благоустройство придомовой территории через создание французской грядки на участке, с использованием элементов ландшафтного дизайна

Задачи проекта:

    Пропагандировать экологическую культуру среди населения посёлка.

    Использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни

    Осваивать навыки коммуникативной культуры.

    Оценить результаты деятельности»

В этих работах были предложены варианты озеленения пришкольной территории, школьного опытного участка, представлен опыт работы девочек на своём приусадебном участке, цветнике, как в школе, так и дома. Данные творческие работы обучающиеся выполняли, являясь членами кружка «Цветоводство и ландшафтный дизайн». Их макеты легли в основу оформления цветника школы.

Ещё одним примером такого проекта может служить выполнение учебного проекта “Проблема хозяйственного освоения Севера ”, который выполнили обучающиеся, посещающие занятия элективного курса « Природные ресурсы России и использование их в экономике страны». Тема обеспеченности ресурсами севера России и трудностями в их добыче заинтересовала группу ребят. Приведу в качестве примера план работы над проектом.

1 этап – погружение в проблему:

Условия жизни человека на Севере существенно отличаются от условий средней полосы, где живём мы. Но запасы ресурсов очень велики. На территорию российского Севера приходится 11 млн. кв. км с населением 10 млн. человек.

2 этап – реализация проекта (Самостоятельные исследования, поиск информации и представление результатов обучающимися по теме учебного проекта)

1. Тема: «Природные условия данной территории»

Вопрос для исследования: В чем особенности климата территории, запасы ресурсов.

Цель исследования: Объяснить причины суровости климата,

Варианты представления результатов исследования: презентация, коллаж.

2. Тема: «Особенности освоения территории»

Вопрос для исследования: Какие трудности встречаются во время освоения данной территории?

Цель исследования: Объяснить причины необходимость освоения территории.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.

3.Тема: «Профессии необходимые для освоения данной территории»

Вопрос для исследования: Топ профессий российского Севера

Цель исследования: Выяснить профессиональные особенности работников.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет

Результатом явилось создание презентаций, книжки- раскладушки и карты в которых была собрана информация по условиям жизни на севере, условиям работы. Проектная работа обучающихся используется мною на уроках географии в 9 классе при изучении темы «Европейский Север».

В данном учебном году на занятиях кружка «Занимательное краеведение» начат новый проект по ландшафтному дизайну – оформление территории создаваемого в районе музея земляка – писателя. Участницами проекта являются члены кружка – ученицы 6 класса, а руководят ими « профессионалы» ученица 11 класса Архипова Полина и ученица 9 класса Колесникова Софья, которые делятся теоретическими знаниями.

Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов

В 2014-2015 учебном году наша школа перешла на ФГОС второго поколения, и в 5 классе появился новый предмет – география, а вместе с ним и занятия внеурочной деятельностью, факультативный курс «Я – исследователь». На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся с удовольствием создавали макеты вулканов из подручного материала, которые в этом учебном году используются как демонстрационные модели. Группа обучающихся после изучения темы « Вселенная» изготовила модель Вселенной. Теперь это моя любимая модель, которую я с гордостью демонстрирую пятиклассникам. Обучающиеся посещают кружок «Удивительный мир», где знакомятся с редкими и необычными растениями и животными, процессами, происходящими в природе. Практическое применение знаний проявилось в создании мини- проектов «Самые удивительные животные» и « Добрые и злые растения». Форма реализации: книжка – раскладушка и коллаж. Надо сказать, что обучающиеся хорошо владеют компьютерными технологиями и поэтому для занятий ими были созданы презентации по темам занятий кружка.

Результатом внеурочной деятельности становятся выступления обучающихся на уроке, научно-практической конференции, на конкурсах. Следует отметить, что проектная деятельность для ученика особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников. Рефлексия учеников, рефлексия учителя - ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку в его профессиональной деятельности.

С каждым проектом навыки проектной деятельности обучающихся совершенствуются. Обучение проектной деятельности позволяет ребёнку проявить свои способности, научиться его защищать, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности человека. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации.

Список использованной литературы

    Русских Г. А. Технология проектного обучения / /Биология в школе. – 2003. - №3.

    Самкова В. А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. – 2002. - №7.

    А. И. Савенков Психология исследовательского обучения. – М., Академия, 2005