Преподобный аристоклий, старец афонский и московский чудотворец. Аристо́клий (Амвросиев), старец Московский Святой аристоклий афонский о чем молятся

Иеросхимонах Аристоклий Афонский (1838 — 1918)

Местночтимый святой Московской епархии. Прославление 06.09.2004

«…Сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость».

Преподобный Аристоклий Афонский


Пророчества старца Аристоклия Афонского о России и мире из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) — Конец будет через Китай, а Россия будет спасена — Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского

«Батюшка тогда сказал, между прочим, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось в России, а потом дальше . Ничего утешительного он не сказал, только все время мне говорил: Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть Свою чудесную милость». Из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) от 19.03.1917 (Журнал «Православная Русь», 1969 № 1 (1991 №13 стр. 10)).

«Говорила я, что еще и война-то не закончилась. - «А еще и другая будет, - сказал батюшка. - И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда, что немецкое оружие бряцает на границе России… Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевицкой власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, т. к. еще не время будет спасения. Это будет потом, потом….» Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918 («Православная Русь», 1969. № 1. (1991 №13 стр. 10)).

Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, — говорил батюшка, — а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией ». Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918.

Престарелая игуменья Варвара (Цветкова) в разговоре с нами паломниками в Гефсимании 1973 году вспоминала еще предсказания Старца о том, что «возрождение в России начнется после большого взрыва около реки ». После событий в связи с Чернобыльской катастрофой я вспомнил это предсказание Старца Аристоклия.
Епископ Александр (Милеант) (Светлана Девятова, «Православные старцы ХХ века»).*

Конец будет через Китай, а Россия будет спасена

«Сейчас мы пережваем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше .

А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди . Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России (во время революции — ред.), и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех». Пророчество Схииеромонаха Аристоклия Афонского было сделано в. 1917-18 гг.

Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского (1838 — 1918)

Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.

В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

*http://www.f7x.ru/source/456

**http://priroda.inc.ru/blog/prorok/afonskii.html

Пророчества иеромонаха Аристоклия Афонского о будущем России March 24th, 2016

Предсказания старца Аристоклия о России


А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения . Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой , и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи , а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...

Но сперва Бог отнимет всех вождей , чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой . Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны - вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являет Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех".

У нас есть пророчества из давних веков, что лучи Евангелия, придут с востока... Свет по всему миру будет из России, которая страдает больше, чем кто-либо... Россия будет полностью возрождена!».

Valex: жирным я выделил то в пррочестве, что уже случилось или идет в России и с Россией. Согласен, что спасение России в отказе от зла и правителей, ведущих к Тьме. Кайтесь и не грешите, т.е. не делайте снова ошибочные деяния, т.е. мысли, слов и действия

Св. прп. Аристоклий Афонский, Московский чудотворец (1864-1918). В 30-летнем возрасте, после смерти жены, ушёл на Афон и принял постриг в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Был послан в Москву для служения в Св.Пантелеимоновой часовне, что на Лубянке (впоследствии разрушенной большевиками). Явился основателем и строителем Афонского подворья на Б. Полянке в Москве (ныне - жилой дом). Прп. Аристоклий был опытным старцем, обладавшим дарами прозорливости и чудотворения. Каждый день в его келию стекались сотни людей. От него исходила благодать, умиротворяющая душу всякого потерявшего было смысл жизни человека. Ещё при его жизни было записано множество совершённых им чудес. Скончался великий старец в Москве в 1918 г. и был погребён сначала в крипте Подворья, а когда оно было закрыто, на Даниловском кладбище. Туда в течение 86 лет стекались верующие помолиться на его могилке, и поток чудес по молитвам старца никогда не иссякал.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, епископа Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных.

Ныне мощи его покоятся в новом Афонском Подворье на Швивой Горке в Москве.

Близкое к теме .

Крещеный в миру Алексеем, мальчик появился на свет в семье благочестивых крестьян в Оренбурге. Про его отца почти ничего не известно, кроме того, что он скончался, когда сыну было всего несколько лет. Мать же его, Матрона, сыграла в жизни мальчика заметную роль.

Когда в 10-ти летнем возрасте, в результате болезни, у сына отнялись ноги, она постоянно молила о помощи Николая Чудотворца об исцелении любимого чада. Она дала обет уйти по достижении Алексеем отрочества в монастырь, а его самого посвятить Богу.

Нет ничего удивительного, что на празднование святителя Николая (6 декабря) Алексей чудесным образом исцелился. Когда юноша повзрослел, Матрона удалилась в монастырь. После этого будущий старец и святой жил уединенно.

в 1876 году, он направился в Русский Свято-Пантелеймо нов монастырь на Святой Горе Афон, и 11 марта 1880 года был пострижен в мантию с новым именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского. Спустя короткое время – 2 декабря 1884 года монаха Аристоклия рукоположили во иеродиакона, а спустя 2 недели - во иеромонаха. Ровно через два года иеромонах Аристоклий был пострижен в схиму без смены имени.

Несколько лет, с 1891 по 1894 г.г. Аристоклий был настоятелем московского подворья Афонского Свято-Пантелеймо нова монастыря. Подворье в те годы размещалось в скромной городской усадьбе на улице Большая Полянка - ее подарила монастырю в сентябре 1879 года известная меценатка Акилина Алексеевна Смирнова. Отец Аристоклий не только возглавлял подворье. Он был в то же время настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеймона, выполняя при этом еще и обязанности казначея. Старец обладая даром прозорливости и исцеления, ежедневно принимал сотни людей, нуждавшихся в помощи. Немалые пожертвования молящих старец сразу раздавал страждущим, оплачивал из этих средств обучение бедных детей.

При активном участии старца на подворье с 1888 года издавался журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни и подвигах русских монахов на Святой Горе. Знакомил читателей с жизнеописаниями афонских подвижников, а также публиковал письма старцев к своим духовным чадам. Бывали дни, когда батюшка принимал до тысячи человек. И всех старался утешить своими беседами. Бывало, скажет: «Ах, чада мои возлюбленные, если бы вы знали, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь всех вас спасет! Только бы привести вас к Нему! Только бы спаслись вы. Ведь нет у меня большей заботы, как только привести вас к Господу, и нет дела серьезнее на земле, как спасение ваших душ».

К великой скорби всех кто знал Аристоклия Афонского, старец скончался 26 августа (8 сентября 1918г), на Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Отпевание иеросхимонаха Аристоклия проводили сразу три епископа: Трифон (Туркестанов), Арсений и Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, в то время исполнявший обязанности митрополита Московского.

После отпевания старец Аристоклий был захоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако на волне революционных веяний на подворье часто проходили обыски, конфискации. Тогда духовные чада преподобного приняли решение о перезахоронении Афонского старца, и в 1923 году гроб с телом перезахоронили на Даниловском кладбище Москвы. Монахи вынесли его из усыпальницы, погрузили на телегу и отвезли на Даниловское кладбище. По рассказам очевидцев голуби, которых при жизни любил кормить старец, слетелись со всего города и образовали в небе живой крест. Крест этот сопровождал старца до самой могилы.

Канонизация, обретение мощей и их местоположение сегодня

Летом 2004 года на Даниловском кладбище были обретены святые мощи старца.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике преподобных как местночтимый святой города Москвы и Московской епархии.

13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия крестным ходом были перенесены из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы. С того дня и поныне мощи преподобного пребывают на Афонском подворье Москвы. Для общего ориентира недалеко от знаменитой высотки на Котельнической набережной. Добраться туда можно от метро Таганская.

Чудеса исцеления

По молитвам старца Божия Аристоклия Афонского в Пантелеимоновой часовне на Никольской свершалось много чудес, исцелений больных и отчиток одержимых. Часто к батюшке Аристоклию в часовню приводили одержимых. И когда он их отчитывал, а потом помазывал маслицем, они и визжали, и гавкали, и скулили, а иных прямо выкручивало и трясло – видеть это было страшно. А батюшка приказывал бесам уйти, и они слушались его.

А вот один из многочисленных примеров исцеления. У одной из прихожанок уже несколько лет очень болела рука. И никакими лекарствами боль нельзя было унять. Доктора помочь ничем не могли. Решила она обратиться за помощью к старцу. Когда она пришла к нему, Аристоклий был не совсем здоров и находился в келье. Однако с радостью принял ее. И как-то все улыбался, как будто кого дожидаясь. Благословил ее и стал с ней говорить. Взял руку, стал тереть. Продолжал тереть, а сам улыбался, точно у него было нечто утешительное, и не мог он от удовольствия не улыбаться. Потом оставил руку в покое, дал просфору, помазал маслом и отпустил. С тех пор болей не было.

Однажды старец Исаия стал очевидцем воскрешения молитвами старца Аристоклия мертвой девочки. Об этом он сам рассказывал после смерти старца другому старцу – Даниилу из Донского монастыря. Однажды к Аристоклию пришла в слезах женщина, неся на руках мертвую девочку. Стала рассказывать, как приехали они из Рязани, ибо наслышаны о чудесах старца. Она везла к нему свою больную дочку с надеждой, что исцелит ее батюшка. Но в дороге девочка умерла. И теперь безутешная мать молила старца оживить ее дитя. Она свято верила в силу молитвенного слова старца перед Господом и с великой надеждой ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось! По молитвам старца Аристоклия ожила девочка и исцелилась от болезни полностью. Мать, прижимая к себе ожившую девочку, с трудом смогла найти слова благодарности, и лишь повторяла: «Дай Бог вам здоровья, батюшка!»

И в наше время, как в первые века христианства, происходят удивительные чудеса по молитвам к святым. Рассказал об одном из многих подобных случаев настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон, куда перенесли с Даниловского кладбища мощи почитаемого московского святого старца Аристоклия, последнего настоятеля Афонского подворья в период гонений на Церковь, упокоившегося в 1918 году. Тогда на торжестве присутствовали священнослужител и из Владимирской епархии, которые увезли с собой освященное масло из лампады, горевшей у мощей. Владимирский иерей Владимир Ведерников передал флакончик прихожанам местного храма супругам Марине и Александру, у которых родился младенец с нераскрывшимися глазками. Они весьма скорбели, и батюшка, в утешение молодых родителей, отдал им святыню и поведал, как при жизни старец Аристоклий молитвами своими исцелил 10-летнего мальчика, который от рождения не открывал глаз. В тот же вечер к нему пришла мать Марины с радостным известием, что глазки у ребенка открылись после того, как помазали их священным маслом.

Молитва к старцу и с чем к нему обращаются

О святый угодниче Божий и преславный старче Аристоклие, Святыя Горы Афонския подвижниче и града Москвы неустанный молитвенниче! Прилежно чтуще твою честного память, припадаем к святым твоим мощем и тепле вопием: призри на нас, чад твоих духовных, ищущих в бедах твоея помощи и заступления, в болезнех душевных и телесных исцеления, в скорбех утешение и вразумление. Сотвори твоими молитвами нашу веру непоколебиму, да ею спасаемся от всякия напасти и действа вражия, соблюди нашу надежду непостыдну, да не впадем в уныние в час злых искушений, потщися возгревати в нас, малодушных и немощных, любовь нелицемерну, да не всуе подъемлем труды христианскаго подвига и, во след Христа грядуще, добропобедно понесем крест нашего земнаго жития, ты бо обещался еси по кончине своей слышати прошения всякаго, аще с верою прийдет к месту твоего упокоения. И ныне по прославлении тя Церковию Божиею рака твоих честных мощей явися залогом твоея любве и попечения о нас, чающих твоего предстательства пред Престолом Царя Небеснаго. Испроси у Бога Вседержителя стране нашей мир и тишину, пастырем мудрое окормление, монашествующим обетов соблюдение, народу нашему благочестие и вся, яже ко спасению полезная. Не премолчи о нас молитися в Троице славимому Богу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Старцу молятся об избавлении от внезапной смерти, а также об исцелении от разных болезней.

Сегодня в церковной жизни Москвы состоялось радостное событие. Мощи недавно прославленного в лике местночтимых святых старца иеросхимонаха Аристоклия Афонского были перенесены из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье в Москве, где будут теперь пребывать постоянно.

Праздничное богослужение в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря началось в 9 часов утра. После литургии и молебна, под радостно-пасхальный колокольный перезвон, крестным ходом с молитвой преподобному Аристоклию духовенство Свято-Данилова монастыря, священники московских храмов пронесли ковчег с мощами преподобного от Троицкого храма Свято-Данилова монастыря до часовни святого благоверного князя Даниила на площади «Серпуховская застава». Здесь ковчег поместили в микроавтобус и повезли на Таганку, на подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Тысячи москвичей и паломников пришли сопроводить святые мощи в надежде на молитвенную помощь преподобного. Благодать щедро разливалась по всей округе. Ее чувствовали все присутствующие – и те, кто почитал старца давно, много лет ходил на могилку на Даниловское кладбище, и те, кто узнал о батюшке только после его прославления.

Многочисленные верующие продолжили свой путь на метро. В основном незнакомые люди, сплоченные одной Христовой радостью, шли тихо в метро по переходу, ехали в поезде, некоторые с горящей в баночке свечкой. Многие тихо, еле слышно, пели молитву: «Преподобный отче наш Аристоклие, моли Бога о нас!». И под землей разливалась такая благодать! Там, наверху, примерно тем же маршрутом везут мощи преподобного и как освящается все вокруг! Пассажиры метро, не понимая происходящего, почувствовали эту тишину и умиротворенность. Никто громко не разговаривал. Все были вежливы и доброжелательны. А нищие в метро были тронуты тем, что вроде бы идет обычный поток пассажиров, но почти все подают - кто денежку, кто конфеты или яблоки. «Преподобный отче наш Аристоклие, моли Бога о нас!».А на Таганке, на Гончарной улице – пасхальный перезвон! Преподобный Аристоклий прибыл на подворье своей родной обители! Желающих встретить его было так много, что большинство людей не смогли войти в храм. Но после короткого богослужения можно было подойти, поклониться мощам святого старца. А народ все прибывал и прибывал. Мощи преподобного будут доступны для поклонения сегодня и завтра, в воскресенье.Иеромонах Аристоклий (в миру – Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 г., был оренбургским мещанином. В 1876 г. уехал на Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

11 марта 1880 г. Алексей Амвросиев принял монашеский постриг с именем Аристоклий, в честь священномученика Аристоклия (память 20 июня). 2 декабря 1884 г. его рукополагают в сан иеродиакона, 12 декабря – в сан иеромонаха. 12 февраля 1886 г. он принимает схиму без смены имени. В 1887 г. иеросхимонах Аристоклий прибывает в Москву на послушание в Свято-Пантелеимоновой часовне.

Иеромонах Аристоклий был строителем афонского подворья в Москве, на Большой Полянке. Трехэтажное каменное здание сохранилось до настоящего времени. На верхнем этаже заботами старца Аристоклия была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», которую освятил патриарх Тихон уже после блаженной кончины старца.

В этом же здании находилась на верхнем этаже келлия иеросхимонаха Аристоклия, в которой он принимал посетителей. У него была огромная паства, и благодаря духовным чадам удалось сохранить ценные сведения о его праведной жизни. За жертвенную любовь к ближним, за святость жизни Господь даровал иеросхимонаху Аристоклию великую силу чудотворения.


Афонские и греческие старцы

Преподобный Аристоклий Афонский
(1838–1918)

Старец Аристоклий Афонской

Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеймона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал “Душеполезный Собеседник”, который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

Только из сообщений “Душеполезного Собеседника” духовные дети старца могли узнать о жизни духовного отца. В выпусках журнала сообщалось, что отца Аристоклия избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени принявшего схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря.

Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике.

В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать старцу в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.

После отъезда старца 1894 на Афон приход уменьшился, и казна опустела, не на что было ремонтировать здания.

По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери “Скоропослушницы”.

Земная жизнь старца закончилась 26 августа / 8 сентября 1918 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви - ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году - иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.

Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: “Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда”. Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.

Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): “По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеймоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:

А вы уедете в другие страны, и открыто.

Я просто оторопела:

Да ведь нет никакой возможности!

А вам будет.

Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: “Прощай, чадушко, прощай...” Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. “Нет, не надейся, - сказал батюшка, - потому что дух не тот”. Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: “А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России”. Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: “Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом...” Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: “Ведь и крыло мухи имеет вес, - говорил батюшка, - а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией”.

Из воспоминаний монахини Евфимии:

У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: “Поедем к старцу, он поможет”.

Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.

А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: “Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души...” Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда - всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...

Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби - где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: “Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!”

В 2004 году Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых. 6 сентября 2004 года иеросхимонах Аристоклий был причислен к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершается в день его представления - 24 августа/6 сентября.

Тропарь, глас 4-й:

Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в душе твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 8-й:

Новою звездою на небе церковнем возсиял еси,/ прошед путь многотруднаго монашеского жития,/ подвигами добродетелей венцы нетленныя обрел еси,/ и поприще послушания во граде Москве мужественне скончал еси. / Темже и Христос Бог даром чудес обогати тя,/ преподобне отче Аристоклие,/ Афонская похвало и земли российския украшение,/ поминай нас, чтущих святую память твою.


Преподобный Силуан Афонский
(1866–1938)

В 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Ивана Антонова родился мальчик, при святом крещении ребёнок получил имя Симеон. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Жизнь семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. Спустя несколько лет юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов - Святая Гора Афон. Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского - святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами: “Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал”.

Много лет спустя подвижник напишет: “О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога”.

Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года юноша прибыл на Святую Гору и был принят послушником в русский монастырь Святого Великомученика Пантелеимона.

Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет - торговой лавкой.

Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году - в схиму с оставлением прежнего имени.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. “Трудно жить без старца, - говорил он впоследствии. - Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению”. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его сердце, и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен старцем Силуаном от Пресвятой Богородицы после горячей молитвы перед Ее образом.

Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями - тщеславием и гордостью.

Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: “Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая”.

Старец Силуан писал: “Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя”.

Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему “кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться”; отсекал свою волю, считая, что это приносит “пользу большую” для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. “За то страдаем мы, - пояснял старец, - что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство”. Стяжать смиренный дух “это великая наука, которую скоро не одолеешь”.

Прошло 15 лет со дня явления старцу Силуану Господа. Его ум вновь омрачается духовной бранью, “нападениями” по ночам. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: “Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество”.

В одну из таких ночей он с сокрушением в сердце воззвал:

Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?

Гордые всегда так страдают от бесов, - был ему ответ.

Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?

И снова в сердце прозвучал ответа Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”.

По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния.

Это дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.

Однажды беседуя с монахом - пустынником старец спросил:

Если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

А что поделаешь, сами виноваты, - услышал он в ответ.

Тогда старец со скорбным лицом ответил: “Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех”.

Старец Силуан имел нежное, сердце, умилённое любовью, наполненное чуткостью и отзывчивостью... Старец был человек глубокого подлинного смирения, в его работе можно прочесть следующие строки: “Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге...

Кто познал Бога Духом Святым, тот от Него научился смирению, и уподобился своему Учителю, Христу Сыну Божию, и на Него стал похож...

Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою...

О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные...

Когда унывает душа, то, как возжечь в ней огонь, чтобы горела она любовью на всякий час? Огонь этот у Бога, и Господь пришел на землю, чтобы дать нам этого огня благодати Святого Духа, и кто научается смирению, тот имеет его, ибо Господь смиренным дает благодать Свою...

Много труда надо положить, и много слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов; а без него угасает в душе свет жизни, и она умирает. Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, не легко, и не скоро возможно...

Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.

Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, - молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа, и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага.

Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему... Кто смирил себя, тот победил врагов”.

В любви ко всем людям старец Силуан видел уподобленне Господу Иисусу Христу, который “руки распростер на Кресте”, чтобы всех собрать. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы “в один час”.

Вся жизнь его была сердечной молитвой “до великих слез”.

“Мир стоит молитвою, - утверждал старец Силуан, - а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет”. В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствии.

В конце ноября 1987 года состоялось прославление старца Силуана. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. День памяти преподобного Силуана Афонского - 11/24 сентября.


ч. 1