Познавательно исследовательская деятельность по теме грибы. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная. Взаимодействие с семьёй

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

СОШ№15 структурное подразделение «Детский сад»

Познавательно – исследовательская деятельность в подготовительной группе

«Как устроена живая природа».

Подготовила и провела

Шиврина. Е. В.

воспитатель первой квалификационной категории

Соликамск

Цель: упорядочить накопленные детьми представления о природе. Подвести их к элементарному понятию того, как устроена вся природа Земли, расширяя и конкретизируя полученные знания.

    Продолжать упражнять в составлении различных классификаций на основе закрепления и уточнения имеющихся представлений о природе.

    Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.

    Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы:

    Ноутбук, мультемедийный проектор, проекционный материал, ИКТ- приложение компьютерная презентация «Волшебный сундучок» разработанная с помощью программного обеспечения MS Power Point .

    Помещение для проведения мероприятия: групповое помещение.

    Ватман А-1, клей карандаш, ножницы,изображения растений, животных, различных предметов.

Предварительная работа:

    Разгадывание загадок по теме « Живое – не живое » , рассматривание энциклопедий « Живая природа на планете Земля », «Хочу все знать», «Умники и умницы».

    Чтение художественной литературы : П. Бажов « Медной горы хозяйка», В.Гауф «Симбад – мореход», К. Паустовский «Заботливый цветок» , А.Бианки «Дятел и малиновка».

    Проведение опытно –экспериментальной деятельности.

Ход занятия:

Внос «Волшебного сундучка».

Воспитатель: Что любопытно?

Это мальчик Компик прислал вам загадку. Отгадаем?

Я думаю да, вы у меня умницы. А чтобы вам помочь, я подготовила подсказку. Давайте с вами вспомним какая существует природа

Слайд №1.

Дети: Живая и неживая.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте с вами поиграем в игру «ДА и НЕТ»

Слайд №2.

Дети: Это живое.

Воспитатель: Да это живое

Слайд №3.

Дети: Деревья, цветы, грибы, трава.

Воспитатель: Да это цветок. Ребята давайте с вами поговорим о цветах. Вспомните Какие бывают цветы?

Слайд №4.

Дети: Садовые, полевые, комнатные.

Воспитатель: Да это комнатное растение. Ребята в «Волшебном сундучке» спрятано комнатное растение. Цветок который растет у нас в группе. Попробуйте отгадать, что это за цветок? А какие цветы растут у нас в группе? Назовите.

Дети: Фиалка, Роза, Бальзамин (Ванька Мокрый) , Кливия, Спотифилиум, Толстянка древовидная.

Воспитатель: Давайте проверим угадали вы или нет. Ребята если цветок исчез. Значит ответ неверный.

Дети: Толстянка древовидная

Воспитатель: Нет

Дети: Кливия.

Воспитатель: Нет.

Дети: Спотифилиум.

Воспитатель: Нет.

Дети: Роза. Воспитатель: Нет.

Дети: Фиалка.

Воспитатель: Нет.

Дети: Бальзамин (Ванька Мокрый).

Воспитатель: Молодцы, отгадали. Ребята давайте с вами вспомним почему растения относятся к живому?

Дети: Растения относятся к живому потому что они растут, питаются, дышат, двигаются, размножаются, погибают.

Воспитатель: Ребята а какие необходимы условия для того чтобы растение не погибло.

Дети: Чтоб растение не погибло, ему необходимо тепло, питание, свет. C лайд №8,9,10.

Воспитатель: А как мы об этом узнали?

Дети: Мы проводили опыты с цветком Ванька мокрый.

Слайд №11.Экспериментальная деятельность. Нужен свет.

Слайд№12.Экспериментальная деятельность. Нужно тепло.

Слайд№13.Экспериментальная деятельность. Нужно питание.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы. Давайте с вами сделаем триз «Живое –не живое» покажем и расскажем ребятам с других групп какая бывает природа на нашей Земле.

Методическая разработка проекта

«Мы такой грибок Не положим в кузовок»
Введение.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Почему мы выбрали для исследования плесень? Пожалуй, это самый загадочный организм на планете. Её уникальные способности не перестают удивлять учёных всего мира. Плесень как, особенный вид грибов, прекрасно совмещает в себе признаки и растений и животных, она ест, дышит, и у неё есть зачатки интеллекта. Об этом говорят исследования японских учёных, которые регулярно погружали плесень в холод, заметили, что пред очередным погружением плесень замирает, как бы готовясь к очередным неприятным ощущениям. При ознакомлении с грибами дети столкнулись с представителями третьего царства природы – грибами. Оказывается, всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы по грибы в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.

Актуальность проблемы


При проведении непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой, я познакомила их с многообразием мира грибов. Дети узнали, что грибы очень разнообразны по своему внешнему виду, особенностям строения и жизнедеятельности. Прослушав загадку: «Мы такой грибок не положим в кузовок», дети стали перечислять ядовитые грибы. Я обратила внимание детей на то, что есть на Земле грибы, которые не имеют для нас привычной шляпки и ножки. Они такие маленькие, что без лупы или микроскопа их трудно увидеть. Плесень на варенье или на хлебе – это тоже грибы. Ребята приняли активное участие в обсуждении данного вида грибов. Основываясь на личном опыте, они знакомы с плесенью, которая живет у некоторых в углах комнаты, у других - образовалась на корочке апельсина, но больше всего плесень образуется на хлебе, а это может привести к отравлению организма. Чтобы не отравиться испорченным хлебом, мы с детьми решили больше узнать о плесени и вырастить её на хлебе. А способствовать этому будет реализация исследовательского проекта «Загадочная плесень».
Цель проекта:
создание условий для выращивания грибка под названием хлебная плесень.
Задачи:
 познакомить детей с внешним видом хлебной плесени, рассказать о её свойствах и о вреде для человека, воспитывать бережное отношение к хлебу, осознанное отношение к качеству продуктов питания;  научиться выращивать хлебную плесень в мини-лаборатории и оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека.  Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
 Взаимодействовать с родителями воспитанников через реализацию исследовательского проекта.
Гипотеза нашего исследования:


Мы предположили, что на развитие хлебной плесени влияет температура воздуха и влажность окружающей среды. Если мы выявим условия развития плесневых грибков, их влияние на организм человека, через собственную деятельность, то сможем обезопасить себя и своих близких от воздействия вредоносной плесени. А также сможем дать совет своим друзьям и родственникам как правильно хранить хлеб, чтобы защитить его от плесневых грибов.
Ожидаемые результаты:
 Пополнится объектами исследования мини-лаборатория;  Будет проведен ряд исследований по выращиванию хлебной плесени;  Организована целевая экскурсия в библиотеку на тему «Плесень – это вред или польза»;  Развитие у детей познавательной активности, творческого самовыражения, коммуникативных навыков;  Активное участие родителей в реализации проекта (около 60 %);  Организована выставка альбомов «Что такое плесень?», «Плесень друг или враг», где активное участие примут родители;
Оценка результатов
Эффективность работы в ходе выполнения проекта будет оцениваться педагогическим советом и родителями. Своеобразным отчетом в рамках работы над проектом будет проведена презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Загадочная плесень».
Участники проекта:
Воспитатель подготовительной группы, дети подготовительной группы и их родители, библиотекарь, старший воспитатель.
Направление работы:
исследовательское.
Методы и приёмы:

 Коммуникативные (ситуации общения, сюжетно-ролевая игра);  Наглядные (демонстрация рисунков, фотографий, просмотр слайдов);  Практические (исследования, наблюдение воспитателя и детей, работы родителей и детей).
Материалы необходимые для реализации проекта

I этап - подготовительный

Мероприятия

Задачи

Ответственн

Срок
1. Консультация «Проектная деятельность в ДОУ» Обсуждение цели и задачи проекта, формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта Руководитель проекта Старший воспитатель Родители Ноябрь 2014г. 2. Поиск информации в Интернете, в познавательной литературе по теме проекта Создание условий для реализации проекта Старший воспитатель Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 3. Подбор наглядно- дидактического материала Создание условий для реализации проекта Руководитель проекта Ноябрь 2014г. Оборудование Программное обеспечение Фотоаппарат, компьютер, принтер, цифровая камера, мультимедийное оборудование, DVD- проигрыватель, сканер, телевизор 1.Энциклопедия для детей. Биология – М. Аванта, 1994 год. 2.Дошкольная педагогика, № 5 (100), май, 2014 год. 3. Детское экспериментирование 4. А.А. Плешаков, А.А.Румянцев Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Москва. 2012 год. 5. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. Е.В. Марудова, 2010 год.
«Грибки» 4. Анкета для родителей «Использование хлеба в семье» Формирование знаний об определенных условиях хранения хлеба Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 5. Изготовление родителями Альбомов «Плесень – что это?», «Плесень», « Плесень друг или враг?» Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 6. Оформить дневник наблюдения Учить детей самостоятельно фиксировать результаты исследования, делать зарисовки и фотографии. Руководитель проекта Ноябрь 2014г.
II этап -Исследовательский
1. НОД Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие», ребенок и мир природы, тема «Какие бывают грибы?» Формирование представлений о грибах Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 2. Познавательно- исследовательск ая деятельность просмотр презентации « Что такое плесневый грибок?» Развитие познавательной деятельности, желание узнать, что такое плесень. Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 3. Ситуация общения «Условия появления и развития плесени» Помочь детям понять, откуда берется плесень, какая она бывает. Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 4. Исследовательск Помочь детям узнать, Руководитель
ая деятельность по выращиванию хлебной плесени и ведение «Дневника наблюдения» если хлеб поместить в определенные условия, то может вырасти плесень на хлебе, приучать детей к длительным наблюдениям. проекта Воспитанники Ноябрь 2014г. 5. НОД ОО «Познавательное развитие» с просмотром презентации «Плесень хорошая и плохая» Дать детям представление о роли плесневых грибов в природе и для жизни человека. Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 6. Целевая экскурсия в библиотеку им. С.Мосияша Расширить представления о плесени, ее вреде и пользе». Библиотекарь Ноябрь 2014г. 7. Сюжетно- ролевая игра «Лаборатория» Познакомить детей с профессией ученого, объяснить, что ученые обычно проводят опыты в лаборатории, фиксируют результаты наблюдений в форме альбомов, рисунков, фотографий. Воспитатель Ноябрь 2014г.
III этап- Обобщающий
1. Презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Загадочная плесень» Обобщить знания детей о невидимом грибке -плесени Руководитель проекта Ноябрь 2014г. 2. Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ Подвести итог проектной деятельности Руководитель проекта Ноябрь 2014г.
Календарный план реализации проекта

Форма организации детей Название Задачи Срок Участники Ответственные НОД приоритетная область «Познавательное развитие», ребенок и мир природы. Тема «Какие бывают грибы» Формирование представлений о грибах 10.11. 2014 год Руководитель проекта Воспитатель Познавательно- исследовательская деятельность просмотр презентации Презентация « Что такое плесневый грибок?» Развитие исследовательс кой деятельности «Плесень» посредством экспериментал ьной и игровой деятельности 12.11. 2014 год Дети 6-7лет Руководитель проекта Ситуация общения «Условия появления и развития плесени» Дать представление детям об условиях появления и развития плесени 13.11. 2014 год Дети 6-7лет Воспитатель Исследовательска я деятельность, ведение «Дневника наблюдения» Ряд исследований по выращиванию хлебной плесени Помочь детям узнать, если хлеб поместить в определенные условия, то может вырасти плесень на хлебе, приучать детей к длительным наблюдениям. 13.11. 2014 год- 25.11. 2014 год Дети 6-7лет Руководитель проекта НОД ОО «Познавательное развитие» Презентация «Плесень хорошая и плохая» Дать детям представление о роли плесневых грибов в природе и для жизни человека. 18.11. 2014 год Дети 6-7лет Воспитатель
Целевая экскурсия в библиотеку им. С.Мосияша. «Плесень- вред или польза» Расширить представления о плесени, ее вреде и пользе». 20.11. 2014 год Дети 6-7лет Библиотекарь Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория» Познакомить детей с профессией ученого, объяснить, что ученые обычно проводят опыты в лаборатории, фиксируют результаты наблюдений в форме альбомов, рисунков, фотографий. В течение месяца Дети 6-7лет Воспитатель Презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Загадочная плесень» Обобщить знания детей о невидимом грибке плесени 27.11. 2014 год Дети 6-7лет Воспитатель Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ Подвести итог проектной деятельности 28.11. 2014 год Дети 6-7лет Родители Воспитатель
В результате реализации проекта:
 Создана предметно - развивающая среда для развития исследовательской деятельности;  Проведен ряд исследований по выращиванию хлебной плесени;  Организована целевая экскурсия в библиотеку по теме «Плесень – это вред или польза»;  У 70 % детей подготовительной группы развиты интерес к исследовательской деятельности, повышена познавательная активность, творческое самовыражение, пополнился словарь детей.  В реализации проекта активное участие приняли 60% родителей. Они проявили творчество, показали свою эрудицию в области в
микробиологии (это наука, которая занимается микроорганизмами) и создали альбомы «Плесень - что это», «Плесень друг или враг», «Как гриб стал лекарством».
Оформили:

дети подготовительной группы и

руководитель проекта Баум М.В.
Нами был проведен ряд исследований по выращиванию хлебной плесени. Цель исследования: выяснить сроки прорастания плесневых грибков в зависимости от видов хлеба и условий для их прорастания.
Ход исследования: Дети знают, что хлеб может портиться - на нём начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляем алгоритм опыта, помещаем хлебобулочные изделия разного вида в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет, добавляем капельку воды и без пакета; б) в прохладное место (на подоконник) в пакет (добавляем капельку воды) и без пакета; в) в теплое сухое место, г) на улице на подоконнике (заморозить при t от -10до – 30градусов). Проводим наблюдения в течение 10дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовываем и фотографируем. Материалы: полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Исследование проводим с калачом. Помещаем калач в теплое,

темное место в полиэтиленовый пакет (обрызгиваем водой) и без

В темном теплом

месте.
На 3 день - в пакете, сохранил мягкость, запах не изменился. Без пакета – затвердел, внутри остался мягким. На 7 день в пакете - местами появилась плесень. Без пакета – твердый. На 10 день – по краям калача появилась зеленоватого и голубоватого цвета плесень, выросли ворсинки, калач стал пахнуть грибом.

2. Исследование проводим с пшеничным хлебом высшего сорта.

Помещаем его в полиэтиленовый пакет (без обрызгивания водой) и без

пакета в темное теплое место и на мороз, на подоконник (при

температуре от-10-30 градусов).

В темном теплом

месте.
На третий день - в пакете хлеб мягкий, пахнет вкусно. Без пакета - затвердел, подсох снаружи, внутри остался мягким. На 7 день - в пакете без изменений, без пакета засох. На 10 день - появилась плесень – 2мм, появился плохой запах. На морозе – хлеб замерз. На 3,7, 10 день хлеб не испортился.

Исследование проводим с булочкой. Помещаем ее в теплое, темное

место в полиэтиленовый пакет (обрызгиваем водой) и без пакета.

В темном теплом

месте.
На 3 день в пакете, сохранилась мягкость, запах не изменился. Без пакета – булочка мягкая, запах не изменился. На 7 день – выросла плесень величиной в 1 см. Без пакета - почти высохла. На 10 день появилась плесень белого, черного, зеленоватого оттенка с ворсинками (пушинки, похожие на пёрышки) и выросла, стала 3,5 см, пахнет грибом. Без пакета, булочка высохла, запах
не изменился.
4.

Исследование проводим с черным хлебом. Помещаем его в

прохладное место на подоконник.

Прохладное место.
На 3 день в пакете – мягкий, без запаха. Без пакета сильно подсох, запах не изменился. На 7 день появилась голубоватая плесень в размере – 5 см, изменился запах. Стал пахнуть грибом. На 10 день – Почти полностью покрылся плесенью размером 8 см, изменился запах.

Исследование проводим с батоном. Помещаем его в прохладное

место на подоконник.

Прохладное место.
На 3 день в пакете – мягкий, запах не изменился. Без пакета батон снаружи подсох, но внутри мягок, запах не изменился. На 7 день появилась голубоватая плесень местами, в размере – 5 см, изменился запах. На 10 день – полностью покрылся плесенью размером 7см. Стал пахнуть грибом.
6.

Исследование проводим с хлебной лепёшкой. Помещаем её в тёплое

сухое место в полиэтиленовый пакет (обрызгиваем водой) и без

пакета (при комнатной температуре).

Теплое сухое место.
На 3 день в пакете – лепёшка мягкая со специфическим запахом кунжута. Без пакета почти вся затвердела. На 7 день появилась голубоватая плесень местами по всей лепёшке, изменился запах. На 10 день – полностью покрылась плесенью серо-зелёного цвета. Стала пахнуть грибом.
Обобщение исследования:
нами был проведен ряд исследований по выращиванию плесневых грибов на разных видах хлебобулочных изделий. Исследование подтвердило, что плесень быстро появляется на продуктах во влажной и теплой среде, а холод наоборот препятствует образованию плесени. Для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и все грибы, растёт и развивается во влажных условиях. На черном хлебе плесень начинает расти раньше и развивается быстрее. Результат плачевный: хлеб покрылся плесенью и его надо выбросить.
Мы, как исследователи, предупреждаем:
Нельзя есть хлеб и хлебобулочные изделия, на которых образовалась плесень, даже предварительно избавляясь от ее видимой части.
Наш совет:
для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в сухом прохладном месте.
«Хлеб к обеду в меру бери: хлеб - драгоценность, им не сори»

Конспект НОД «Осенние забавы» (с элементами познавательно-исследовательской деятельности)

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Задачи:
1. Обучающие: Разучить с детьми новую пальчиковую гимнастику «Осень». Повышать уровень развития логического мышления с помощью решения проблемных ситуаций.
2. Развивающая: Формировать умение устанавливать последовательность в чередовании карточек. Развивать у детей пространственное воображение, память, внимание, мелкую моторику рук.
3. Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук для демонстрации презентации; демонстрационные и раздаточные карточки для игры «Продолжи ряд»; листы бумаги, коктейльные трубочки, коричневая краска, салфетки.

Воспитатель собирает всех детей на ковре. Дети располагаются по кругу, предлагает позвать в гости «Осень».
Пальчиковая гимнастика «Осень»:
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Воспитатель на глазах у детей одевает элементы костюма «Осень». Она предлагает детям поучаствовать в Осенних забавах. Дети соглашаются. «Осень» предлагает сначала поиграть в игру «Да или нет».
Игра «Да или нет»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

«Осень» поощряет всех детей опавшими листьями. Предлагает следующую осеннюю забаву «Каверзные вопросы»
Каверзные вопросы:
В осеннем небе летели воздушный шар, воздушный змей и крокодил. Сколько всего предметов летело по небу?
За правильный ответ «Осень» продолжает награждать детей осенними листьями. После этого объявляет следующую забаву «Продолжи ряд».
Игра «Продолжи ряд»:
На слайде определена последовательность осенних листьев. «Осень» разбрасывает подготовленные карточки с изображением листьев и предлагает детям продолжить ряд у себя на столе. Дети собирают листья (по одному листочку), переносят их к себе на стол и выполняют задание в парах.
«Осень» аналогично награждает детей за правильное продолжение ряда. Если дети увидели свою ошибку и исправили её, «Осень» также считает это за правильный ответ.
После этого «Осень» вносит на подносе листы бумаги, коричневую краску и коктейльные трубочки.
Проблемная ситуация: «Осень» предлагает нарисовать осенние деревья только с помощью этих предметов, а каким образом предлагает вам самим поразмыслить.
Дети высказывают гипотезы. «Осень» предлагает попробовать осуществить детские предложения. Если дети не смогут выбрать лучшее решение, «Осень» демонстрирует технику рисования «Выдувание».
После выполнения задания «Осень» спрашивает: «Какие изменения происходят осенью в жизни некоторых птиц?» Предлагает выложить летящую птицу из фигур игры «Танграм».

Игра «Танграм»: «Летящая птица»

По окончании выполнения задания дети подсчитывают собранные за правильные ответы листья, таким образом, подводится итог работы детей в ходе ОД.
Использованные источники:
журнал «Дошкольная педагогика» №10 – 2012 г.
А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова, Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 6 лет.

Евгения Куваева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в младшей группе на тему «Грибы » .

Цель : дать представление о грибах и ягодах , где они растут, об опасностях, которые подстерегают в лесу и о съедобных и не съедобных грибах и ягодах .

Материал : игрушка ежик, корзинка, грибы разные по величине (большие, средние, маленькие, отдельно шляпки и ножки от грибов разного размера и разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель : Ой, ребята, я что-то слышу, кто-то шуршит. Вы не слышите? (воспитатель специально интригует детей, чтоб завладеть их вниманием, затем достает игрушечного ежика с корзинкой полной грибов ).

Воспитатель : Посмотрите, кто пришел к нам в гости!

Познакомьтесь - это ёжик ,

Он знаток лесных дорожек.

Весь в иголках, осторожно,

Уколоться больно можно.

Воспитатель и дети : Здравствуй, ежик!

Ежик : Здравствуйте!

Воспитатель : Ежик, давай я тебе помогу, а то у тебя такая тяжелая корзинка. Что же ты в ней принес?

Ежик : Я хочу загадать загадки ребятам, если они их отгадают, то тогда узнают, что в моей корзинке.

Весь Антошка – шляпа, да ножка. (гриб )

Дождь пойдёт – он подрастёт. (гриб )

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (гриб )

Ежик : Молодцы, ребята. Вы все загадки отгадали. Конечно же, у меня в корзинке грибы . Посмотрите какие они, у них есть шляпка и ножка. Да вот не задача, я хотел самые большие грибы засушить на зиму , из средних грибов сварить грибной суп , а самые маленькие грибочки засолить . Но я никак не могу разобраться, помогите мне ребята, разложите грибы по величине .

(Дети раскладывают грибы на 3 кучки )

Ежик : Спасибо, дети, вы мне очень помогли. А еще у двух грибочков отпали шляпки , и я теперь не знаю какую шляпку к какой ножке положить. Помогите мне, ребята.

(Дети подбирают к большой шляпке большую ножку, а к маленькой – маленькую, а к желтой шляпке желтую ножку, а к коричневой – коричневую).

Воспитатель : Ой, ежик, что я вижу, у тебя еще один гриб остался в корзине . (Достает мухомор) . А ты знаешь что это за гриб ?

Ежик : нет, но он мне очень понравился, он очень красивый и,наверно, очень вкусный. (Ежик хочет съесть мухомор)

Воспитатель : (останавливает ежика) Нет! Нет! Его нельзя есть! Это ядовитый гриб . И называется он мухомор. Давайте запомним как выглядит мухомор и никогда в лесу не будем его брать. Ребята, скажите, какого цвета шляпка у мухомора? (красная в белый горошек) . Но если сомневаешься, то лучше вообще гриб не брать , вдруг он окажется ядовитым. А чтоб вам лучше запомнилось как выглядит мухомор послушайте загадку :

Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (гриб мухомор )

Воспитатель : Если вы встретите этот гриб в лесу , его не надо брать, но и пинать и топтать его тоже не надо. Мухомор – это лекарство для некоторых лесных зверей, например, для лося.

Ежик : Спасибо. Ну вот со всеми грибочками мы разобрались . А вы, ребята, ходите в лес за грибами ? Запомните несколько очень важных правил :

1. Старайтесь далеко не уходить от взрослых.

2. Если сомневаешься съедобный или не съедобный гриб , то лучше его не брать.

3. Поганки даже руками не трогать, а то есть очень ядовитые грибы , потрогал такой гриб , а потом забылся, облизнул пальчик и отравился.

4. Мухомор не надо топтать и пинать, это лекарство для лося.

5. И берегите лес от огня, не разводите костры в лесу. От одной маленькой искры может сгореть весь лес, и погибнуть все звери.

Ежик : спасибо за помощь, мне пора идти. До свидания. (дети прощаются с ежиком и он уходит)

Воспитатель : Вы все запомнили? Давайте повторим : от взрослых не уходить, брать только съедобные грибы , а не съедобные не трогать и костры в лесу не разводить.

Публикации по теме:

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с элементами рисования в первой младшей группе. Тема: дождик. Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами рисования в первой младшей группе. Тема: дождик. Задачи: Образовательная:.

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.

«Зимние месяцы». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: Зимние месяцы. Цель: Учить решать арифметические задачи. Задачи: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Тыквы» Тема: Рассматривание тыквы. Программное содержание: Уточнить представление детей о тыкве, выделить ее характерные особенности: величину,.

ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о различных предметах, из которых сделаны окружающие предметы.
ЗАДАЧИ:
-Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения различать, сравнивать губки по форме, цвету, величине. Называть свойства предмета;
-Развивать творчество, навыки в конструировании (постройки из губок); умения сопровождать речью игровые действия;координационные движения мелкой моторики;
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, через предметы, которые используют в домашнем обиходе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр мультфильма «Федорино горе», создание проблемной ситуации «Чем же можно было помыть посуду у Федоры». Разучивание физминутки, коротких стихотворений: Бабочка…, Плывет, плывет кораблик…, Мы строителями станем… (приложение 1) .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: чемодан, поролоновая губка, шероховатая, мягкая, колючая, опыт.
МАТЕРИАЛ: чемодан, губки для мытья посуды на каждого ребенка, аудиозапись, синие и красные паруса, два тазика с водой и два пустые, иллюстрации с зарисовками опытов, фото домика из губок, мелкие игрушки.

Ход деятельности

Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята я сейчас в раздевалке увидела чемодан и решила показать вам. Вам интересно, что же там?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте я посмотрю, что там лежит, а вы отгадайте.

Загадка про губку.

Мою грязную посуду,
Чтобы блюдца пели,
Мискам тру бока повсюду,
Чтоб они скрипели
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.

Дети: Это губки для мытья посуды.
Аудиозапись из чемодана (голос).
Воспитатель: Слышите чей-то голос.Звучит аудиозапись «Надоело нам лежать, хотим с вами поиграть».
Воспитатель: Посмотрите, сколько губок в чемодане?
Дети: Много.

Дидактическая игра «Волшебные превращения губок»

Воспитатель: Берем все по губке. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Закрываем глаза. Три раза повернемся. Открываем глаза, вот мы и волшебники. Приложите губки к груди.Что у нас получилось?
Дети: Бриллиант, брошь…
Воспитатель: Покажите друг, другу.
Положите губки на голову. Что получилось?
Дети: Корона, шляпа…
Воспитатель: А сейчас пройдемся как королева или король с достоинством. Губка не должна упасть с головы.
Воспитатель: Поиграли. Начинаем изучать наши губки.
Какого они цвета?
Дети: Красные, синие, разноцветные.
Воспитатель: По весу какие?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Проверим на ощупь. Какие они?
Дети: Мягкие, колючие, шероховатые.
Воспитатель: Понюхаем губки? Чем-то пахнут?

Пальчиковая гимнастика: «Гармошка».

Воспитатель: А теперь снова превратимся в волшебников и превратим нашу губку в гармошку.

Берем за короткие стороны и играем. А еще споем песенку:

«Я играю на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью день рожденья,
Только раз в году.

Воспитатель: Давайте споем громко, а теперь тихо.

«Бабочка»

Воспитатель: А теперь наша губка превращается в бабочек. Берем губки за длинные стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка, села на стол, на плечо друга, на нос, на ногу.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка летает, вьется.

«Бантик»

Воспитатель: Сожмите губку посередине двумя пальцами, получился бантик.
Воспитатель: Сложите губки на стол.На что они похожи? (на кирпичики)
Воспитатель: Что можно сделать из кирпичиков?
Дети: Построить дом.

Конструирование «Дом из губок»

Мы строителями станем
И построим новый дом
Первым делом подойдите
Ознакомьтесь с чертежом.

(Показ картинки дом из губок),(приложение 2)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь построить такой же дом из губок.
Воспитатель: Подгоните самосвалы
Загружайте кирпичи
Ими губки побудут
Начинайте силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего
Кран подъемный вызываем
Пусть поставит нам окно
Под конец положим крышу
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра!
Воспитатель: На что похож наш дом.
Дети: На теремок из сказки.
Воспитатель: А какие герои живут в теремке?
Обыгрывание сказки. (детям раздаются мелкие игрушки зверей)
Воспитатель: Прибежала мышка-норушка стала в нем жить.
Зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бок, и медведь всем места хватило. Все рады. Благодарят вас за красивый дом-теремок.

Эксперименты с губками.

Опыт «Кораблики»

Воспитатель: Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть?
Воспитатель: Она плывет. На что похожа?
Дети: На лодочку, кораблик.
Воспитатель: Возьмем губку и приделаем парус.
У кого красный парус, подходим к красному тазику.
У кого синий парус к синему тазику.
Подул сильный ветер (дуем на кораблики)
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
Воспитатель: Может ли кораблик уплыть в дальние страны?

Опыт «Пузырьки»

Воспитатель: Кораблик может утонуть?
Воспитатель: Предметы внутри которых есть воздух плавают. Но если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Возьмите ваши кораблики, уберите паруса.
Воспитатель: Что вы видите на губках?
Дети: Дырочки, отверстия.
Воспитатель: Что в этих дырочках? Не знаете?
Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой, что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.

Опыт «выжми губку»

Воспитатель: Образовавшиеся пузырьки- это воздух выходящий из дырочек в воде.Когда губку погрузили и достали из воды, какая она стала по весу.
Дети: Она впитала воду, стала тяжелой.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой?
Дети: Выжать губку.
Воспитатель: Попробуем перенести воду в пустой таз.

Игра «Соберем водичку»

Воспитатель: Соберем водичку со стола в таз при помощи губки.
Итог. В группу входит помощник воспитателя.
Пом. Воспитателя: Ребята вы не видели чемодан с губками для мытья посуды, мне их выдали чтоб посуда из которой вы кушаете была чистой.
Дети: Видели мы с ними играли, опыты проводили.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем и покажем Л.Н. что можно сделать с губками. (рассматривание иллюстраций) (приложение3)
Пом. Воспитателя: Молодцы ребята, много интересного мне рассказали.
Воспитатель: Сейчас мы пойдем на прогулку, возьмем с собой губку. Проведем еще один опыт. Проверим будут нет губка впитывать снег.