Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности. Решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества «Автоагрегат Порядок и способы приватизации

«Автотранс». Зарегистрировано в ЕГРЮЛ за № 000 от 23 декабря 2005 года.

3. Установить начальную цену 100 % пакета акций - 34 688 000 (Тридцать четыре миллиона шестьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей (без учета НДС).

4. Назначить срок проведения аукциона – июль 2011 года.

5. Установить, что оплата за проданные акции осуществляется единовременно по безналичному расчету без рассрочки в течение 15 банковских дней после подписания договора купли-продажи.


В обязательства покупателя входит возмещение затрат по оценке пакета акций в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ПРОДАЖИ:

Эмитент ценных бумаг - открытое акционерное общество «Автотранс».

Зарегистрировано в ЕГРЮЛ за № 000 от 01.01.01 года.

Почтовый адрес (местонахождение):

249038, Калужская область, город Обнинск, Киевское шоссе, дом 29.

Размер уставного капитала: 2 584 500 (Два миллиона пятьсот восемьдесят четыре тысячи пятьсот) рублей.

Сведения о приватизируемых ценных бумагах:

Государственный регистрационный номер выпуска: 1-01-11178-А от 01.01.2001;

Номинальная стоимость одной ценной бумаги - 100 рублей;

Общее количество выпущенных ценных бумаг - 25 845 (Двадцать пять тысяч восемьсот сорок пять) штук;

Общее количество продаваемых ценных бумаг (величина пакета) – 25 845 (Двадцать пять тысяч восемьсот сорок пять) штук.

Аукцион по продаже Объекта проводился в декабре 2006 года. Аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок.

СПОСОБ ПРИВАТИЗАЦИИ: продажа на аукционе в виде открытых торгов.

НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА продажи пакета акций предлагаемого к продаже: 34 688 000 (Тридцать четыре миллиона шестьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей.

ФОРМА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ЦЕНЕ: открытая.

ШАГ АУКЦИОНА – 1 000 000 (Один миллион) рублей.

УСЛОВИЯ И СРОКИ ПЛАТЕЖА - единовременная оплата по безналичному расчету без рассрочки в течение 15 (Пятнадцати) банковских дней после подписания договора купли-продажи.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ АУКЦИОНА - победителем признается участник, предложивший в ходе торгов наиболее высокую цену.

ПОКУПАТЕЛЬ возмещает затраты по оценке объекта в сумме 40 000 (Сорок тысяч) рублей.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ И НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ:

1. Претендент предоставляет продавцу заявку по установленной форме.

Заявки на участие в аукционе принимаются с 01.06.2011 по 11.07.2011 включительно с 11-00 часов до 17-00 часов по рабочим дням по адресу: город Обнинск, площадь Преображения, дом 1, ком.306.

2. К заявке прилагаются следующие документы:

Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.

Юридические лица дополнительно предоставляют:

Нотариально заверенные копии учредительных документов ;


Письменное решение соответствующего органа управления претендента о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государств, в котором зарегистрирован претендент);

Сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в уставном капитале претендента.

Опись представленных документов.

Заявка и опись предоставленных документов составляются в 2 экземплярах.

3.Претендент представляет платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного Задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества.

Задаток должен быть внесен на расчетный счет Администрации города Обнинска, : номер расчетного счета 40302810800000000035 в РКЦ Обнинска г. Обнинск; , обеспечив поступление задатка на указанный счет не позднее окончания срока приема заявок.

РАЗМЕР ЗАДАТКА: 3 468 800 (Три миллиона четыреста шестьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.

Порядок возвращения задатка:

в случае отзыва претендентом заявки (посредством уведомления в письменной форме) до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.

Возврат суммы задатка претенденту, отозвавшему заявку позднее даты окончания приема заявок, и участникам аукциона, за исключением его победителя, осуществляется в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Организация пассажирских и грузовых перевозок для населения города Обнинска и других городов и областей Российской Федерации на пригородных междугородных и международных маршрутах.

Численность работников общества - 48 человек.

Баланс предприятия на 31.03.2011

в тыс. руб.

АКТИВ

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Результаты исследований и разработок

Основные средства

Доходные вложения в материальные ценности

Финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Итого по разделу 1

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Итого по разделу II

ПАССИВ

III . КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (cкладочный капитал, уставны капитал, вклады товарищей)

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Переоценка внеоборотных активов

Добавочный капитал (без переоценки)

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)

Итого по III разделу

IV . ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Резервы под условные обязательства

Прочие обязательства

Итого по IV разделу

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие обязательства

Итого по разделу V

С иными сведениям об Объекте и условиями договора купли-продажи покупатели могут ознакомиться по адресу: город Обнинск, площадь Преображения, дом 1, ком.306 (телефон 5-82-89, 6-18-11), по адресу: город Обнинск, Киевское шоссе, дом 29 (телефон 7-58-72) и в сети «Интернет» на официальном сайте www. admobninsk. ru.

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 385-р, от 22.06.2002 N 851-р и с учетом мнения Российского фонда федерального имущества:

1. Приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции ОАО "Холдинговая компания "Электрозавод", г. Москва, в размере 4,89% его уставного капитала (451500 штук) путем продажи единым лотом на аукционе с закрытой формой подачи предложений по цене.

2. Установить нормативную цену акций, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в размере 5685313 (пять миллионов шестьсот восемьдесят пять тысяч триста тринадцать) рублей согласно прилагаемому расчету.


Заместитель Министра Н.А.ГУСЕВ


НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ЭЛЕКТРОЗАВОД"


1 Количество подлежащих приватизации акций, шт. 451500
2 Количество акций, составляющих уставный капитал, шт. 9233128
3 Доля подлежащих приватизации акций в уставном капитале, % 4,95
4 Наличие "золотой акции" нет
5 Стоимость акций на основе чистой прибыли, тыс. руб. 2619,457
6 чистая прибыль за последний отчетный год, тыс. руб. 39431
7 чистая прибыль за предпоследний отчетный год, тыс. руб. 12648
8 чистая прибыль за отчетный год, предшествующий предпоследнему, тыс. руб. 4167
9 ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, % 21
10 Стоимость акций по итогам продаж, тыс. руб. отсутствует
11 количество проданных акций, шт. отсутствует
12 доля приватизированных акций в уставном капитале, % 95,05
13 величина средств, полученных от состоявшейся приватизации акций, тыс. руб. отсутствует
14 Стоимость акций на основе биржевых котировок, тыс. руб. отсутствует

средняя арифметическая цены открытия и закрытия торгов акциями открытого акционерного общества
15 за последний месяц, руб. отсутствует
16 за предпоследний месяц, руб. отсутствует
17 за месяц, предшествующий предпоследнему, руб. отсутствует
18 наименование торговой площадки отсутствует
19 Стоимость акций по чистым активам, тыс. руб. 12838,979
20 стоимость чистых активов открытого акционерного общества, тыс. руб. 437593
21 стоимость чистых активов определена по балансу на дату 01.01.02

Весовые коэффициенты
22 для стоимости акций на основе чистой прибыли 0,7
23 для стоимости акций по итогам продаж отсутствует
24 для стоимости акций на основе биржевых котировок отсутствует
25 для стоимости акций по чистым активам 0,3
26 Нормативная цена, тыс. руб. 5685,313

Примечания. 1. Форма расчета применяется в случае, если с даты регистрации открытого акционерного общества до даты определения нормативной цены его акций прошло более года либо если акционерное общество не было образовано в процессе приватизации.

2. В случае отсутствия значений стоимости в соответствующей графе указывается "отсутствует".

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об условиях приватизации акций
ОАО "Гостиница "Москва"


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 17 сентября 2004 года N 476-р .
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2004 N 40-рп "О пакетах акций и долях Санкт-Петербурга в уставных капиталах хозяйственных обществ гостиничной сферы, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" :

1. Осуществить приватизацию находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга 5490331 обыкновенной именной акции открытого акционерного общества "Гостиница "Москва" (далее - Общество), составляющих 74,42% от общего количества акций Общества.

2. Определить:

2.1. Способ приватизации: продажа государственного имущества на аукционе.

2.2. Нормативную цену акций: 272859567 рублей. Расчет приведен в приложении к настоящему распоряжению.

2.3. Форму подачи предложения о цене: открытая.

2.4. Форму платежа: единовременно.

2.5. Срок продажи: IV кв. 2004 года - I кв. 2005 года.
(Пункт в редакции распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от 17 сентября 2004 года N 476-р).

4. Управлению распоряжения государственной собственностью направить настоящее распоряжение в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга для опубликования.

5. Государственному учреждению по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" обеспечить рыночную оценку 5490331 обыкновенной именной акции Общества и осуществить необходимые действия по реализации п.п.1, 2 настоящего распоряжения, в том числе действия, связанные с переходом права собственности на акции Общества (включая подписание соответствующего передаточного распоряжения).

7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Сысоева С.В.

Председатель Комитета
И.М.Метельский

Приложение к распоряжению. Расчет нормативной цены подлежащих приватизации находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга акций открытого акционерного общества "Гостиница "Москва"

Приложение
к распоряжению КУГИ
от 21.06.2004 N 387-р

Количество подлежащих приватизации акций (шт.)

Количество акций, составляющих уставный капитал (шт.)

Доля подлежащих приватизации акций в уставном капитале

Наличие "золотой акции" (1 - есть, 0 - нет)

Стоимость акций на основе чистой прибыли (тыс.руб.) (строка 6 + строка 7 + строка 8):3строка 3строка 17:строка 9)

Чистая прибыль за последний отчетный год (тыс.руб.)

Чистая прибыль за предпоследний отчетный год (тыс.руб.)

Чистая прибыль за отчетный год, предшествующий предпоследнему (тыс.руб.)

Ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ

Стоимость акций на основе биржевых котировок (тыс.руб.)

Отсутствует

Стоимость акций по чистым активам (тыс.руб.) (строка 12строка 3строка 17)

Стоимость чистых активов открытого акционерного общества (тыс.руб.) (согласно приложению)

Стоимость чистых активов определена по балансу на дату

Весовые коэффициенты

для стоимости акций на основе чистой прибыли

для стоимости акций на основе биржевых котировок

Отсутствует

для стоимости акций по чистым активам

Коэффициент контроля

Коэффициент "золотой акции"

Отсутствует

Нормативная цена (тыс.руб.)*
(строка 5строка 14 + строка 10строка 15 + строка 11строка 16) строка 18)

_______________
* В случае если нормативная цена акции составляет менее 10 рублей (0,01 тыс.руб.), в соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества , утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2002 (с изменениями от 16.04.2003, 31.07.2003), нормативная цена устанавливается равной 10 рублям.

Приложение к расчету. Расчет балансовой стоимости чистых активов открытого акционерного общества "Гостиница "Москва" по состоянию на 01.04.2004

Приложение
к расчету нормативной цены
подлежащих приватизации акций
ОАО "Гостиница "Москва"

Наименование

Сумма,
тыс.руб.

I. Активы по балансу предприятия - всего

в том числе:

Основные средства

Нематериальные активы

Незавершенное производство, оборудование к установке

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

II. Пассивы по балансу, исключаемые из стоимости активов, - всего,
в том числе:

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства (за исключением статей "Резервы по сомнительным долгам" и "Доходы будущих периодов")

Целевые финансирование и поступления

Арендные обязательства

III. Итого - балансовая стоимость чистых активов (раздел I - раздел II)



Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Порядок и способы приватизации

Порядок приватизации - урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

первый этап - разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);

второй этап - принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

третий этап - исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ на очередной финансовый год. В подготовке прогнозного плана (программы) принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованные органы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имущества в Правительство РФ.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Другая особенность: акции открытых акционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Закона о приватизации). В решении должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Особые требования предъявляются к содержанию решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия. Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества - это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);
  10. продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Мы не согласны с мнением, что способы приватизации расположены в Законе о приватизации в определенном порядке: переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации. Здесь нет очередности.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа - исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более подробно.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

В рассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы собственности. Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Тем не менее, способом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

  • на аукционе;
  • посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • на конкурсе;
  • посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации - внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

Акционирование - процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли.

Акционирование — это процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью (принадлежащей одному или нескольким людям) в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли. Доля в уставном капитале в этом случае закрепляется количеством эмиссионных ценных бумаг — акций. Сумма их номинальной стоимости равна уставному капиталу юридического лица. При этом участники (владельцы акций) не отвечают по обязательствам АО, а лишь несут риски потери средств, вложенных в имеющиеся у них акции.

Когда осуществляется акционирование

В РФ акционирование чаще всего используется в качестве механизма приватизации государственных унитарных предприятий. Как правило, через этот механизм приватизируются средние и крупные предприятия. При этом право собственности на организацию в итоге не обязательно полностью или частично переходит в частные руки, а может оставаться полностью (100% акций) в руках государства. Нередко под государственным контролем остается только определенный пакет акций:

Контрольный (более половины акций);

Блокирующий (20-30% ценных бумаг);

Миноритарный (не позволяющий влиять на деятельность общества).

При этом основной целью акционирования называется повышение эффективности работы субъекта экономики. Она может достигаться за счет:

Большей свободы действий хозяйствующих субъектов;

Появления личной заинтересованности (дивиденды) в увеличении прибыльности от деятельности компании у новых собственников;

Привлечения инвестиций за счет продажи акций, выпуска привилегированных акций или облигаций;

Создания интегрированных структур при приобретении юридическими лицами акций поставщиков, торговых структур, производственных предприятий смежников, поглощении конкурентов;

Выделения в результате акционирования наиболее жизнеспособных на рынке частей предприятий (когда акционированию подвергается предприятие не в целом, а только определенная часть, обладающая коммерческим потенциалом);

Появления прямого контроля за целевым использованием средств общества, эффективностью его деятельности со стороны акционеров.

Основные этапы акционирования

Первый — инициация создания акционерного общества на базе унитарной государственной или муниципальной организации. Инициатором может быть Правительство РФ, исполнительный орган субъекта страны, муниципалитеты и другие органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями.

Второй — определение органа, который станет учредителем акционерного общества. Как правило, это те же лица, что выступают инициаторами.

Третий этап — создание комиссии по приватизации, организация ее деятельности. Обязанности по созданию комиссии возлагаются на федеральный, региональный или муниципальный орган по управлению государственным имуществом. В качестве членов комиссии в нее включаются должностные лица органа по управлению имуществом, различные функциональные представители от исполнительной власти, могут быть представители акционируемого предприятия и сотрудники антимонопольного ведомства.

Четвертый этап — разработка плана приватизации путем акционирования, в котором определяются сроки и ответственные. В качестве его основы используется типовой нормативный правовой акт, утвержденный Правительством РФ. План проходит процедуру согласования общим собранием работников приватизируемого предприятия. План служит основанием для разработки устава создаваемого общества.

Завершающий пятый этап — формирование общества. Оно производится в соответствии с планом приватизации. Итогом данного этапа считается регистрация АО в соответствующих государственных органах и исключение приватизируемого унитарного предприятия из реестра юридических лиц.

В процессе акционирования работникам и неработающим пенсионерам, приватизируемой организации предоставляется возможность покупки акций создаваемого общества (если не предполагается 100% государственная собственность). После завершения процедуры акционирования акции созданной компании могут продаваться на специальных аукционах. На покупателей акций общества могут налагаться определенные социальные обязательства в части прав работников приватизируемого хозяйствующего субъекта (сохранение рабочих мест, переподготовка кадров, охрана труда, условия труда на рабочих местах и т.п.). В условиях проводимых аукционов могут быть определенные требования в части инвестиций новыми собственниками в развитие АО.