Почему плоды образуются. Соцветия. Почему неправильно относить грибы к растениям

Есть растения, у которых цветки развиваются по одно­му на концах побегов или в пазухах листьев. Это одиночные цветки. У других растений цветки собраны в соцветия.

vСо­цветия - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия бывают простыми и сложными . В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.

Ø В соцветии кисть отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси (капуста, ландыш, черемуха).

Ø Простой колос образуют не имеющие цветоножек (то есть сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцве­тия, как у подорожника.

Ø Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом . В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками, у ржи, например, двумя.

Ø Початок отличается от колоса толстой, обычно мяси­стой осью соцветия (кукуруза).

Ø Простой зонтик - соцветие, в котором цветоножки выходят от вершины оси соцветия (примула, вишня). Простые соцветия могут быть сгруппиро­ваны в сложные соцветия.

Ø Морковь и петрушка имеют со­цветия-зонтики, состоящие из нескольких простых зонти­ков. Такое соцветие называют сложным зонтиком .

Ø Корзинка - это соцветие подсолнечника, астры, оду­ванчика, осота, бодяка и многих других растений. В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе соцве­тия. Снаружи это соцветие защищено зелеными листья­ми - обверткой.

Ø Щиток - сходен с кистью, но у щитка нижние цвето­ножки длиннее верхних, и поэтому цветки его расположены на одном уровне, в одной плоскости (рябина, боярышник).

Ø Головка - видоизмененный зонтик, у которого разрас­тается главная ось в виде головки, а на ней располагаются цветки на укороченных цветоножках (клевер).

Ø Метелка - (сложная кисть) - главная ось ветвится, т.е. образует боковые побеги первого или второго порядка, на которых располагаются цветки на цветоножках (си­рень).

ü С1. Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зёрнами? 1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды – зерновки; 2) не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной.

У большинства плодовых пород процессы опыления и оплодотворения во многом схожи. Все они протекают внутри распустившегося цветка.

Весной у плодовых растений трогаются в рост цветочные генеративные) и ростовые (вегетативные) почки. У яблони и груши и те и другие распускаются одновременно, у миндаля, абрикоса, персика и других — сначала цветочные, а потом ростовые. Из распустившихся цветочных почек формируются бутоны, а потом и цветки.

Цветок — орган плодоношения. Он состоит из цветоножки, чашелистиков, которые все вместе образуют чашечку, лепестков, составляющих венчик, и расположенных внутри них тычинок и пестиков. каждая тычинка. Оканчивается пыльником, внутри которого формируются пыльцевые зерна! Пестик состоит из столбика и рыльца или из нескольких столбиков и рылец. В нижней части столбика имеется завязь, внутри которой скрыта семяпочка (одна или несколько) с зародышевым мешком, в котором формируется женская половая клетка.

Когда наступает время цветения, пыльца тем или иным путем попадает на рыльце пестика. Здесь каждое из нулевых зерен набухает и начинает прорастать, образуя пыльцевую трубку, которая внедряется в ткани рыльца по направлению к семяпочке. В нижней части пыльцевой трубки находятся две мужские половые клетки-спермии.

Наиболее энергично прорастающая пыльцевая трубка первой попадает в завязь, внедряется в семяпочку и там лопается. При этом один из спермиев сливается с яйцеклеткой семяпочки, а другой — с центральной клеткой зародышевого мешка. Слияние мужских и женских половых клеток и называется оплодотворением.

Было установлено, что от момента попадания пыльцы на рыльце до слияния мужских и женских половых клеток протекает от 24 часов до нескольких суток, после оплодотворения ткани завязи начинают быстро расти и в результате образуют плод. Внутри плода заключены семена; они сформировались из оплодотворенных семяпочек.

Таков в общих чертах процесс оплодотворения растений, в результате которого образуются плоды.

Следует помнить, что различают два типа цветка: однополый (в нем есть и тычинки и пестики и однополый, имеющий только тычинки или только пестики. Обоеполые цветки у яблони, груши, айвы, вишни, сливы, абрикоса, персика, малины и других растений. Однополые цветки (только мужские или только женские), например, у грецкого ореха: у него и мужские и женские цветки расположены на одном и том же дереве (однодомное растение); однако существуют и двудомные растения; у них на одном экземпляре есть только мужские цветки, на другом — только женские (актинидия, облепиха).

При опылении на рыльце пестика иногда попадает пыльца из своего цветка, иногда — из цветков других растений того же сорта или других сортов и даже видов.

Одни породы самоплодны, то есть в результате опыления пыльцой того же сорта (самоопыления) образуют плоды, другие — самобесплодны, то есть, плодов в таких случаях не образуют и для нормального плодоношения к ним нужно подсаживать сорта-опылители. Например, сорт яблони Антоновка не сможет образовать плоды, если на его цветки не попадет пыльца какого-либо другого сорта (Грушовки, Боровинки), то есть, ему нужно перекрестное опыление. Причём, было установлено, что даже самоплодные сорта при перекрестном опылении дают более высокие урожаи.

Перенос пыльцы с одних цветков на другие у плодовых растений осуществляют насекомые, главным образом пчелы. Они обычно посещают огромное количество цветков и поэтому наносят на рыльца пестиков смесь пыльцы различных сортов, а это особенно благоприятно для оплодотворения.

У некоторых пород и сортов (цитрусовые, немногие сорта яблони и груши) была отмечена способность образовывать плоды без оплодотворения и соответственно без семян. Это явление получило название партенокарпии.

Иногда в таких плодах образуются и семена — из неоплодотворенных семяпочек, особенно у цитрусовых (партеногенезис).

Опыление закончено, завязи начали расти. Однако, как внимательные садоводы могут сами заметить, в процессе развития плодов часть их осыпается.

В практике отмечают три волны опадения завязи: вскоре после опыления, через две недели после опыления и через месяц после него.

Две первых волны связаны в основном с неправильностями в процессе оплодотворения, третья волна обычно бывает вызвана несоответствием между количеством завязавшихся плодов и реальным запасом питательных веществ в растении, необходимых для их формирования.

Опадением завязей дерево как бы само регулирует урожай, который оно может вынести, вырастить до состояния спелых плодов. Чём в лучшем состоянии находится дерево, тем меньше завязи оно сбросит в это время.

Ведь не нужно забывать, что одновременно с процессом формирования урожая проходит процесс закладки ростовых и цветочных почек — урожая будущего года, для которого тоже необходимо большое количество питательных веществ. Вот почему необходимо заранее своевременно и хорошо ухаживать за плодовыми растениями и правильно удобрять их, чтобы к этому моменту они имели достаточное количество питательных веществ. Правильный уход в сочетании с нормированием цветков й завязей можно считать реальным путем к ликвидации периодичности плодоношения яблонь и груш.

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 35 задание с двумя элементами ответа относятся к заданиям повышенного уровня сложности, предполагают развернутый ответ с двумя элементами и оцениваются от 0 до 2 баллов максимально. Это практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.

2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.

3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.

4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

Примеры практикоориентированных заданий в материалах ЕГЭ разных лет

1. Инсулин гормон белковой природы – регулирует содержание сахара в крови, при недостатке в организме человека его вводят в виде инъекций. Почему его нельзя принимать в форме капель или таблеток?(1. В органах пищеварения инсулин в таблетках или каплях с до аминокислот, которые всасываются в кровь. 2. Регуляторную функцию инсулин проявляет только сохраняясь в виде белка)

2. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в дистиллированную воду. Как изменяться размеры этого кубика? Ответ поясните. (1.Размеры кубика из клубня картофеля немного увеличатся. 2.Из-за разности концентрации растворов в клетках и окружающей среде, вода начнет поступать в клетки, увеличивая их объем.)

3. Для получения лекарственных препаратов используют некоторые бактерии и плесневые грибы. Какие особенности этих организмов лежат в основе их использования? (1.Некоторые бактерии и грибы в процессе своей жизнедеятельности выделяют антибиотики и гормоны. 2.Они не требовательны к условиям жизни и быстро размножаются)

4. Почему врачи рекомендуют использовать в пищу йодированную поваренную соль? Объясните какие нарушения возникают в организме при недостатке йода? (Йод необходим для синтеза гормона тироксина в организме человека. 2.При недостатке йода в пище уменьшается выработка гормона тироксина, развивается заболевание щитовидной железы)

5. Какие особенности питания и образа жизни земноводных позволяет привлекать их для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений? Как называется такой способ борьбы? (1.Земноводные ночные хищники, питаются слизнями, насекомыми и их личинками. 2.Такой способ борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений называется биологическим)

6. Назовите возможные причины концентрации кислорода в нижних слоях атмосферы в настоящее время. (1.Сокращение зеленого покрова земли в результате вырубки лесов и гибель фитопланктона из-за загрязнения Мирового океана. 2.Увеличения объема расходования кислорода в промышленности и при использовании транспортных средств)

7. Растение кукуруза имеет два типа соцветий початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? (Початок состоит из женских цветов, в которых образуются плоды зерновки. 2.Метелка состоит из мужских цветов, которые участвуют в оплодотворении)

8. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую он функцию выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля? (1.Крахмал является запасным питательным веществом, выполняя энергетическую функцию. 2.Его можно обнаружить, если нанести на срез картофеля капельку йода – появится синяя окраска)

9. Почему в популяциях сохраняются вредные генные мутации. Каково значение этих мутаций для эволюции? (1.Многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяции у гетерозигот 2.В измененных условиях вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными и привести к возникновению новых адаптаций или появлению новых видов)

10. По каким признакам можно определить венозное кровотечение? (При венозном кровотечении кровь имеет темно-красный цвет. 2. Кровь вытекает из раны ровной струей. Без толчков.)

11. Почему в настоящее время к экологическим проблемам относят кислотные дожди и озоновые дыры? Ответ обоснуйте. (1.Кислотные дожди обедняют видовой состав экосистем вызывая гибель ряда видов. 2.Озоновые дыры пропускают ультрафиолетовое излучение, что вызывает вредные мутации у растений и животных)

12. Объясните, почему лейкоциты играют важнейшую роль в иммунных реакциях организма. Где они образуются? (1.Лейкоциты вырабатывают антитела и участвую в фагоцитозе. 2.Они образуются в красном костном мозге, тимусе, селезенке и лимфатических узлах)

13. В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью? (1. Применяет анализирующее скрещивание в селекции растений и животных. 2.При выведении новых сортов растений и животных, если необходимо выяснить генотип доминатной особи)

14. К каким глобальным изменениям на Земле может привести “парниковый эффект”? Приведите 2 примера. (1.Повышение температуры воздуха, изменение климата. 2.К таянию ледников и затоплению части суши, уменьшению биоразнообразия)

15. Яйценоская порода кур легорн несет яйца почти круглый год – свыше 300 яиц в год, в отличие от диких банкивских кур. Как селекционеры добились таких результатов. Ответ поясните. (1.Селекционеры отбирали кур с высокой яйценоскостью (результат искусственного отбора) 2.Кур с высокой яйценоскость скрещивали между собой, для закрепления этого наследственного признака)

16. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае. (1.Флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью. 2.При вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона).

17. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? (Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните, почему?) (1.Большенство ферментов – белки. 2.Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента)

18. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы. Возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию? (1.В скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой. 2.Споры сохраняются длительное время жизнеспособность, попав в благоприятные условия организм человека или животного, вызывают заболевание.)

19. В древней Индии подозреваему в преступлении прелагали проглотить горсть сухого риса. Если ему не удавалось, виновность считалось доказанной. Дайте физиологическое обоснование этому процессу. (1.Глотание – сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка. 2.При сильном волнении резко тормозиться слюноотделение, во рту становиться сухо, и глотательного рефлекса не возникает.)

20. В настоящее время в птицеводстве нашли широкое применение гетерозиготные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач. Как их выводят? (1.Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом, они быстро набирают массу. 2.Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса)

21. Составьте пищевую цепь, используя все названные объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в составленной цепи. (1.Перегной – комнатная муха – паук-крестовик – большая синица – ястреб. 2.Консумент третьего порядка – большая синица.)

22. В чем особенность питания сапрофитных бактерий? Почему при их отсутствии жизни на Земле была бы невозможна? (1.Сапрофиты бактерии – редуценты, разрушающие органические вещества до неорганических. 2.Разлагая органические вещества, они обеспечивают круговорот химических элементов в биочсфере.)

23. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? (1. Щука и окунь являются хищниками, питаются сходной пищей. 2.Обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях жизни, взаимно угнетают друг друга.)

24. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется? (1.В крови увеличивается содержание кислорода, уменьшается содержание углекислого газа. 2.Кровь из венозной превращается в артериальную.)

25. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? (1.Уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними. 2.Большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб.)

26. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему? (1.В соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор. 2.Нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.)

27. Какие особенности сустава делают его прочным? (1.Внутрисоставные связки стягивают суставные поверхности костей. 2.Кости в суставе объедены суставной сумкой, внутри которой поддерживается давление ниже атмосферного.)

28. Смородину, выращиваемую на приусадебных участках, как правило, размножают вегетативным способом. Какая часть растения обычно при этом используется и какие корни и корневая система при этом развиваются? (1.Смородину размножают стеблевыми черенками или отводками. 2.На черенках или отводках развиваются придаточные корни, которые формируют мочковатую корневую систему.)

29. Растения в течении жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. (1.Испарение, обеспечивающие передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева. 2.Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.)

30. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения. (1.У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет цветков и плодов, а семена развиваются на чешуйках шишек. 2.Орешек – плод покрытосеменных растений, а название “кедровые орешки” условно. Оно связано стем, что семена сибирской сосны имеют плотные деревянистые покровы, выполняющие защитные функции)

31. Какие растения могут вызывать заболачивание леса. Объясните почему? (1.Заболачивание вызывают мхи, например сфагнум. 2.У сфагнума имеются клетки, которые способны накапливать много воды.)

32.Чем объяснить, что у некоторых цветковых растений пыльца созревает раньше, чем раскрывается рыльце пестика? (1.Созревание пыльцы раньше пестика объясняется приспособлением растений к самоопылению или опылению ветром. 2.Если бы было наоборот опыление не происходило.)

33.Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.Клетка сморщится.)

34.В естественных условиях луга обычно зарастают лесом. Объясните, почему в условиях постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. (1.В условиях постоянного ведения сельского хозяйства луга постоянно выкашиваются людьми, что сопровождается уничтожением подроста деревьев и кустарников. 2.На лугах происходит постоянный выпас домашнего скота, который уничтожает подрост, приводит к вытаптыванию растений.)

35.Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему. (1.Сапрофиты – редуценты, они разрушают органические вещества до минеральных, участвуют в круговороте веществ в биосфере. 2.Выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов.)

37. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объёму выпитой за это же время жидкости? (1. Часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2. Часть воды испаряется через органы дыхания и через потовые железы.)

38. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? (1. Лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2. лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.)

39. В листьях растений интенсивно протекает фотосинтез. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. (1. Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2. По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.)

40. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? (1.Первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2. Матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.)

41. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы. Почему их называют “придонными фильтрами”? (1. Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками; 2. Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

42. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните. (1. Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2. Восходящему току растения способствует корневое давление, оно возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

43. В ХVII веке голландский учёный Ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. (1. Масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2. В процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ)

44. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему? (1.Наступит явление плазмолиза. Вода из клетки станет уходить в соленый раствор, т.к. там воды меньше, чем в клетке. 2.В результате клетка сморщится.)

45. Все клетки растения содержат одинаковое количество хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная об опылении растений. (1. После опыления происходит оплодотворение, в котором участвуют гаметы 1n, 2. При слиянии гамет образуется зигота 2n из которой развивается новое растение.)

46.К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России? (1. К полному уничтожению некоторых видов животных и растений. 2.К изменению структуры биогеоценоза, нарушению облика ландшафта.)

“Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха”.
Дейл Карнеги

Успехов Вам в подготовке к ЕГЭ!

Литература.

1.Научно-популярный журнал “Биология для школьников”. ООО “Школьная пресса”

2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2007 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2011

3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2008 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2012

4. 3. 2.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2009 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2013

5.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2014

6.Федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ 2010 БИОЛОГИЯ АСТ Астрель Москва 2015

7.Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова. Биология Решение сложных заданий Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Москва “Интеллект-Центр” 2014

Кукуруза (Zea) - род растений отдела цветковые, класса однодольные, порядка злакоцветные, семейства злаки.

Кукуруза (злак) – происхождение слова

Происхождение слова “кукуруза” языковеды трактуют по-разному. В русскую речь слово пришло с юго-востока Европы, и, по мнению ученых, имеет отношение к румынскому слову cucuruz , означающему “еловая шишка”, либо турецкому kokoros (стебель кукурузы). По иной версии кукурузой стали называть злак, зерна которого бросали домашней птице, подзывая ее звуками kukuru. Часто кукурузу называют маис - имя, данное злаку Христофором Колумбом, описавшим растение, как mahiz - “семя, создающее колос”. Кукуруза также известна под названием “початок” и “турецкое пшено”.

Кукуруза – описание и фото

Кукуруза - однолетний травянистый злак, который достигает 3 метра в высоту, в редких случаях высота кукурузы может составлять 6-7 метров. Корневая система кукурузы, состоящая из мочки и придаточных корней, отлично развивается и проникает вглубь земли до 1,5 метров. На первых междоузлиях иногда образуются опорные корни, поглощающие питательные вещества из воздуха.

Как растет кукуруза?

Одиночные прямые стебли кукурузы диаметром до 7 см в отличие от других злаковых растений не имеют внутренней полости, а содержат рыхлую паренхиму. На растении образуются крупные листья, вырастающие в длину до 1 метра при ширине 10 см.

Кукуруза, как любое однодомное растение, наделена однополыми цветками.

Мужские цветки располагаются на вершинах побегов растения. Женские цветки соединены в соцветия-початки, растущие в листовых пазухах.

Как правило, на одном стебле кукурузы образуется не более 2 початков, но у кустистых разновидностей растения их может быть больше.

Зрелый початок кукурузы вырастает до 4-50 см в длину и имеет окружность до 10 см. Вес початка кукурузы варьируется от 30 до 500 грамм. Каждый початок плотно покрыт листообразными обвертками.

Переносимая ветром пыльца из тычиночных цветков кукурузы оседает на рыльцах женских нитевидных столбиков, выходящих пучком из-под обверток. После опыления начинается развитие плодов-зерновок. Зерна кукурузы растут плотно друг к другу и располагаются на стержне початка.

Один кукурузный початок может содержать до тысячи зерен круглой или чуть удлиненной формы. Большую часть сортов кукурузы отличает желтый окрас зерна, но некоторые имеют зерновку красного, синего, фиолетового, а также черного цвета.

Где растет кукуруза?

Кукуруза родом из Гватемалы и Южной Мексики. В наши дни злак распространился по всему миру, но лидерство по масштабному выращиванию занимают США, Бразилия и Китай. В десятку стран лидеров, где выращивают кукурузу, также вошли Мексика, Аргентина, Индия, Южная Африка, Франция и Россия.

Виды кукурузы, названия, описание и фото

Единственным представителем рода Кукуруза, выращиваемым в культуре, считается кукуруза сахарная, она же маис (Zea mays ssp. Mays или Zea saccharata ).

Помимо сахарной кукурузы род подразделяется на 4 вида:

  • Zea diploperennis ;
  • Zea luxurians ;
  • Zea nicaraguensis ;
  • Zea perennis .

И 4 подвида Zea mays , растущих в дикой природе:

  • Zea mays ssp. mexicana ;
  • Zea mays ssp. parviglumis ;
  • Zea mays Huehuetenangensis ;
  • Zea mays ssp .

Современная классификация насчитывает 10 ботанических групп, отличающихся формообразованием и строением плода.

  • Кукуруза сахарная (Z ea mays saccharata , Zea mays ssp . mays ) (анг. Sweet corn)

распространенная, любимая агрономами разновидность кукурузы, которую выращивают во всем мире, кроме Антарктиды. Кустистые растения образуют несколько початков, а выведенные сорта кукурузы отличаются зернами самых разных окрасок. Вызревшая, полупрозрачная зерновка кукурузы, состоящая из роговидной запасающей ткани, содержит минимум крахмала и большое количество сахаров. Этот злак выращивается для промышленной консервации, вилки пригодны для отваривания.

  • Зубовидная кукуруза (Zea mays indentata ) (анг. Dent corn)

дала жизнь многим урожайным позднеспелым сортам. Растения малооблиственные, отличаются сильнорослым стеблем, массивными початками и образованием большого количества воздушных корней. Во время созревания кукурузы на крупных удлиненных зернах появляется характерная вмятина, благодаря чему зерно становится похожим на зуб. Сортовая группа, полученная от зубовидной кукурузы, культивируется в Америке как кормовое растение. Зерна кукурузы используются для производства муки, крупы и спирта.

  • Кремнистая кукуруза (индийская кукуруза) (Zea mays i n durata ) (анг. Flint corn)

самый первый вид кукурузы, вывезенный из Америки. Успешно выращивается во всем мире и имеет самое широкое распространение из всех представителей рода. Круглые, морщинистые зерна кукурузы могут быть желтого или белого цвета и на 70-83% состоят из отвердевшего крахмала. Для сортового многообразия характерны скороспелость и высокая урожайность. Наиболее востребованы сорта кукурузы, выведенные путем гибридизации с зубовидной кукурузой. Кремнистую кукурузу выращивают в основном на зерно, а также для производства кукурузных палочек и хлопьев.

  • Крахмалистая кукуруза (мучнистая, мягкая кукуруза) (Zea mays amylacea ) (анг. Flour corn)

старейший представитель рода, отличающийся небольшими, густо облиственными, кустистыми формами растений. Крупные зерна кукурузы круглой формы с выпуклой верхушкой имеют ровную, матовую оболочку. Зерно содержит свыше 80% крахмала. Растет кукуруза крахмалистая только в Южной Америке и на юге североамериканского континента, выращивают ее для производства крахмала, муки, спирта и патоки.

  • Восковидная кукуруза (Zea mays ceratina ) (анг. Waxy corn)

группа видоизмененных зубовидных североамериканских гибридов, отличается двухслойной запасающей тканью: твердой, матовой внешней частью, напоминающей воск и мучнистым срединным слоем, состоящим из клейкого амилопектина. Группа обладает очень ограниченным ареалом и небольшим количеством сортов. В Китае восковидная кукуруза пользуется особой популярностью.

  • Кукуруза лопающаяся (Zea mays everta ) (анг. Popcorn)

группа, представленная кустистыми, облиственными растениями, образующими несколько некрупных початков, заполненных маленькими зернышками. Зерно ровное и глянцевое. Сорта кукурузы делятся на 2 подгруппы:

    • Перловая кукуруза: имеет верхушку зерна в форме клюва и по вкусу напоминает перловку;
    • Рисовая кукуруза: обладает круглым верхом и вкусом рисовой муки.

Сортовое многообразие отличает разнообразная цветовая гамма. Зерна кукурузы могут быть желтыми, белыми, красными, синими, а также встречаются сорта с рябой окраской зерен.

Зерна всех сортов кукурузы лопаются при нагревании, благодаря чему лопающаяся кукуруза имеет такое название и используется для приготовления попкорна. В зернах обнаружено около 16% белка, в связи с чем разновидность нашла широкое применение при изготовлении крупы и кукурузных хлопьев. Изначально лопающуюся кукурузу начали возделывать в Америке, а затем сорта быстро распространились по всему земному шару.

  • Полузубовидная кукуруза (Zea mays semidentata ) (анг. Semident corn)

получена путем скрещивания представителей кремнистой и зубовидной группы и иногда называется полукремнистой. Сорта данного вида кукурузы имеют широкое применение в пищевой промышленности.

  • Кукуруза пленчатая (Zea mays tunicata ) (анг. Pod corn)

отличается интенсивным разрастанием колосковых чешуек, густо покрывающих зрелые зернышки. Группа не представляет пищевой ценности. По некоторым утверждениям, пленчатая кукуруза используется в ритуальных обрядах индейцев.

  • Крахмалисто-сахарная кукуруза (Zea mays amyleosaccharata )

не представляет промышленного интереса, а зерна кукурузы практически полностью состоят из мучнистого запасающего вещества.

  • Японская пестролистная кукуруза (Zea mays japonica ) (анг. Striped maize)

в основном используется в декоративных целях, так как имеет довольно эффектный внешний вид. Стебель прямой, малокустистый, высотой от 1 до 2 метров. Листья кукурузы довольно раскидистые, поникающие, окрашены разноцветными продольными полосками, расположенными на зеленом фоне. Цвет полос многогранен и варьируется от белого и желтого до розоватого и ярко-красного. Початки миниатюрные, зерно иногда с пурпурным или вишневым оттенком, в стадии молочной спелости обладает неплохими вкусовыми качествами. Японская кукуруза широко используется в ландшафтном дизайне в качестве декоративных «живых» изгородей.

Сорта кукурузы, названия, описание и фото

Существует большое количество сортов кукурузы, каждый из которых имеет свою характеристику. Ниже приведены описания сортов кукурузы согласно видам злака и фотографии.

Сорта сахарной (сладкой) кукурузы

Аурика

ранний гибрид сахарной кукурузы – от посадки до технической зрелости проходит 75-80 дней. Среднекустистое растение, в пазухах формируется сразу пара початков длиной 17-20 см, содержащих 12 рядов крупных конусовидных зерен. Вес початка кукурузы от 190 до 220 г, зерно ярко-желтое, с тонкой оболочкой и нежной консистенцией. Сорт используется для консервирования, заморозки, употребляется в вареном и свежем виде.

Краснодарский сахарный 250

ранний сорт кукурузы – от всходов до сбора урожая требуется 85-90 дней. Початок конический, в длину 16-20 см, в диаметре 4-5,5 см. Зерна чуть сплюснутые, желтого цвета. Сорт кукурузы устойчив к гнили и пузырчатой головне, урожайность дружная, стабильная. Зерно отлично подходит для замораживания и консервации, вкусовые качества высокие.

Кубанский сахарный

Раннеспелый сорт кукурузы (от всходов до первоначальной спелости проходит 70–75 дней). Растение высокое – 1,8-2 метра, початок длиной 16-20 см, с десятью рядами желто-оранжевых зерен. Сорт высокоурожайный, используется как в свежем виде, так и для консервирования.

Божественная бумага

самая сладкая и вкусная кукуруза. Сорт достаточно редкий и уникальный. Вызревает через 90 дней после появления всходов, стебель в высоту 170-200 см, початки средней величины, цилиндрической формы. Зерна кукурузы желтого цвета с небольшими вкраплениями белых зерен. При высыхании зерна сильно сморщиваются, приобретая толщину листа картона, но после замачивания восстанавливают и форму, и превосходные вкусовые качества.

Сорта зубовидной кукурузы

Днепровский 172 МВ

Среднеспелый гибрид кукурузы. Очень устойчивый к холоду, засушливому климату и полеганию стеблей. Высота кукурузы часто достигает 215-220 см. Зерна зубовидной формы, желтого цвета. Сорт используется в качестве корма скоту, из зерен мелят муку, изготавливают кукурузную крупу.

Краснодарский 436 МВ

Гибрид кукурузы, устойчивый к стеблевому полеганию и засухе, довольно урожайный. Початки крупные, 20 см длиной и 5-6 см в диаметре, зерно зубовидное, бледно-желтого цвета. Зерно широко применяется при производстве спирта, крупы и муки, идет на корм скоту.

Кадр 443 СВ

Гибрид кукурузы среднего срока созревания. Высота кукурузного стебля достигает 280-290 см, початок крупный – 22-25 см в длину, зерно ярко-желтое. Используется как кормовой сорт кукурузы, а также для изготовления кукурузной муки и крупы.

Сорта кремнистой кукурузы

Cherokee Blue

раннеспелый и крайне урожайный сорт кукурузы (срок созревания 80-85 дней). Стебель высотой 1,7-1,9 м. Початок крупный, длиной 17-18 см, имеет округло-пирамидальную форму. Зерно среднего размера, необычного сиренево-шоколадного цвета. Эта кукуруза очень вкусная в вареном виде.

Mays Ornamental Congo

сорт, пришедший из Южной Америки. Позднеспелый и очень урожайный сорт кукурузы, срок созревания початков 120-130 дней. Кукурузный стебель достигает высоты 2,5 метра, на растении образуется 3-4 початка. Зерно крупное, разнообразной расцветки, с отличными вкусовыми качествами. Этот сорт кукурузы подходит для варки, а также употребляется в пищу в свежем виде, из зерен получают муку и крупу. Кукуруза также используется для корма животных.

Сорта крахмалистой (мучнистой) кукурузы

Mays Concho

высокоурожайный ранний сорт кукурузы. Растение достигает высоты 2 метра. Початки крупные, длина варьируется от 20 до 35 см. Зерно крупное, с тонкой оболочкой, мягкое, слегка сладкое, ярко-желтого оттенка. Лучший сорт кукурузы для употребления в стадии молочной зрелости, отлично показывает себя при производстве крупы и кукурузной муки.

Thompson Prolific

Мощное растение, достигающее в высоту 2,7-3,2 метра. Початки кукурузы очень крупные, длиной 41-44 см, в одной пазухе может завязываться сразу 3-4 початка. Зерно белое, крупное, плоское. Сорт хорош после термической обработки молодых початков, используется для производства высококачественной муки.

Сорта восковидной кукурузы

Земляничная

среднеспелый сорт кукурузы (срок созревания 80-90 дней). Стебель высотой до 180 см. Початок сравнительно тонкий, в длину до 22 см, зерно темно-красного цвета, заостренное, по форме напоминает зернышко риса. Сорт отлично подходит для получения крупы и муки, вкусный в отварном виде в период молочно-восковой спелости, используется при откорме домашней птицы и скота.

Оахаканская красная

Растение среднеспелое (срок созревания до 90 дней), стебель высотой до 200 см. Початок кукурузы длиной 17-25 см. Зерна среднего размера, по цвету ярко-красные, в составе содержат довольно много полезных веществ. Кукуруза сладкая, очень вкусная в отварном виде. Идеальный сорт для производства кукурузной крупы и муки.

Сорта лопающейся кукурузы

Mini Striped

Высокоурожайный сорт, пришедший из Китая. Растение не слишком высокое – 1,5-1,7 метров высотой, на одном стебле формируется 3-5 початков длиной 9-12 см. Зерно имеет окраску в бело-красную полоску. Идеальный сорт кукурузы для попкорна и изготовления кукурузных хлопьев.

Красная стрела

Ранний сорт кукурузы (до технической зрелости нужно 75-80 дней), с высокой урожайностью. Стебель редко превышает высоту в 1,5 метра, на одном растении формируется 4-5 початков средней длины в 13-15 см. Зерно имеет округло-вытянутую форму и окрашено в темно-бордовый цвет. Сорт широко используют при приготовлении хлопьев и воздушной кукурузы.

Сорта полузубовидной кукурузы

Родник 179 СВ

гибрид кукурузы, выращиваемый на силос и зерно. Стебель высокий, 2,4-2,6 метра, практически не кустится. Початки массой 120-140 г, длиной до 25 см, зерно полузубовидной формы, ярко-желтое. Гибрид устойчив к фузариозу и полеганию.

Молдавский 215 МВ

гибрид с ранними сроками созревания. Высота растения средняя, длина початка 15-17 см, зерна кукурузы полузубовидные, желтого цвета. Растение выращивается на силосную массу и на зерно.

Сорта пленчатой кукурузы

Группа не имеет сортового разнообразия, так как не представляет никакой пищевой ценности, выращивается лишь из-за зеленой массы, идущей на силос, и низкокачественного по вкусовым параметрам зерна, используемого на корм скоту.

Сорта крахмалисто-сахарной кукурузы

Вид не представляет промышленного интереса, поэтому сортов не имеет, а зерна кукурузы практически полностью состоят из мучнистого запасающего вещества.

Сорт японской кукурузы

Перламутровое чудо

сорт японской кукурузы. Стебель сочный, с ярко выраженными коленцами, высотой 1-1,5 метра. Листья кукурузы поникающего типа, окрашены чередующимися зелеными, оранжевыми, светло-желтыми и красными полосками. Соцветия и початки также имеют декоративную ценность и применяются для создания изящных икебан и букетов. Молодые початки кукурузы приятны на вкус и пригодны в пищу.

Чем полезна кукуруза?

Кукуруза является ценным лекарственным растением, а ее польза сосредоточена как в листьях, так и в зернах злака. Это кладезь витаминов группы В, К, РР, С, Д и незаменимых микроэлементов: меди, никеля, магния, калия и фосфора. Научно доказано, что регулярное употребление кукурузы предотвращает развитие ряда опасных состояний: диабета, болезни сосудов и сердца, инсульта. Остроту зрения помогут сохранить желтые зерна молочной спелости, богатые каротиноидами.

Кукурузные рыльца, получившие название “кукурузный волос”, также обладают полезными свойствами, так как содержат массу полезных для организма человека веществ, витаминов и минералов:

  • витамины К, С;
  • пантотеновая кислота;
  • сапонины (до 3%);
  • стигмастерол и ситостерол;
  • дубильные вещества;
  • жирное масло (2,5%);
  • эфирное масло (0,12%);

Важные компоненты содержатся и в семенах кукурузы:

  • токоферолы;
  • тиамина гидрохлорид;
  • пиридоксин;
  • рибофлавин;
  • пантотеновая кислота;
  • жирное масло (до 5%);
  • биотин.

Листья кукурузы также богаты полезными компонентами:

  • сложные эфиры фенолкарбоновых кислот;
  • флавоноиды;
  • квертицин;
  • рутин.

Кукурузное масло, изготовленное из зародышей спелых семян кукурузы, обладает рядом целительных свойств и способствует:

  • регуляции обмена веществ;
  • улучшению работы желчевыводящих путей;
  • профилактике сосудистых заболеваний и нормализации холестерина;
  • лечению сахарного диабета.

Экстракты и настойки кукурузных рылец применяются в домашней и традиционной медицине для излечения от опасных недугов, таких как:

  • глаукома;
  • мочекаменная болезнь;
  • воспаление желчных протоков;
  • цистит;
  • аденома простаты.

Сырая и вареная кукуруза значительно притупляет чувство голода, поэтому включается диетологами в рацион больных ожирением, а также всех желающих похудеть.

«Два капитана Каверин» - Два капитана. Мария» из Петербурга во Владивосток. Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях… Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда - в школу-коммуну. Содержание романа.

«Интерференция двух волн» - Волны от разных источников не являются когерентными. Бритва удерживается на воде поверхностным натяжением нефтяной пленки. Назовите оптическое явление. Интерференция света. Просветление оптики. Опыт Томаса Юнга. Интерференция. Интерференция механических волн звука. Разность хода волн зависит от толщины пленки.

«Биология Соцветия» - Примула сныть. Простые(на главной цветки – по одному). Соцветие – группа цветков, расположенных на цветоносе в определенном порядке. Вишня. Бактерии. Сирень. Грибы.Лишайники. Сложный колос. Сныть. Морковь. Примула. В чем биологическое значение соцветий? Сложная кисть (метелка). Зонтик. Простой колос.

«Толстой Два брата» - Я готов к работе. Семья Л. Н. Толстого. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я хочу учиться. Нет худа без добра. Кому что на роду написано. Подле-возле (около). Сейчас я начну учиться. Работа над 1- ой частью сказки. Познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого и произведением « Два брата». Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя.

«Линейное уравнение с двумя переменными» - Определение: Приведите примеры. -Какое уравнение с двумя переменными называется линейным? Равенство, содержащее две переменные, называется уравнением с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Алгоритм доказательства, что данная пара чисел является решением уравнения: -Что называется уравнением с двумя переменными?

«Разложение вектора по двум неколлинеарным» - Тогда р = уb , где у – некоторое число. Геометрия 9 класс. Доказательство: Пусть а и b - неколлинеарные векторы. Доказательство: Докажем, что любой вектор р можно разложить по векторам а и b. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Пусть р коллинеарен b .