Особенности режиссуры культурно досуговых программ. Режиссерский замысел. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Режиссурав культурно-досуговой деятельности – это организация зрелищной стороны культурно-досуговой программы путем специального, продуманного использования средств художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию. Более того, в первую очередь, это режиссура аудитории.

Если вспомнить специфику сценария культурно-досуговых программ, то природа драматургического действия в нем основана на художественном коммуникативном действии между участниками программы и аудиторией. Если изобразить схематически виды взаимодействия присутствующих на культурно-досуговой программе, то они будут выглядеть так.

1. Участник – участник – зритель. Здесь взаимодействие исполнителей на сцене и их же со зрителями. Такая схема имеет место в театре. И здесь – примат актерского действия. Психологическая суть взаимодействия актера-участника и зрителя определяется эмпатией постижением эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Сопереживание, идентификация психологического состояния зрителей с действием, происходящим на сцене – это тоже фактор активизации аудитории и в клубной практике также используется эта особенность театрального искусства. Однако зритель не может внести изменения в ход спектакля. Но этот вид взаимодействия – первый шаг к «оформлению» второго вида.

2. Участник–зритель –участник. Зритель, включенный в драматургическую линию сценария от созерцания, сопереживания переходит к действию, к выполнению определенных ролей участника досуговой программы. Так, например, игровые и конкурсно-развлекательные программы строятся на запрограммированных в сценарии и импровизационных действиях их участников.

В целом, первый и второй виды взаимодействия находятся во взаимосвязи и взаимодополнении, а для режиссера досуговых программ к традиционной (театральной) сфере действия добавляется аудитория.

Таким образом, для режиссера досуговых программ к традиционной (театральной) сфере действия добавляется аудитория.

Процесс восприятия личностью культурно-досуговой программы является завершающим этапом технологического процесса, его результативной частью.

В психологии принято выделять 2 вида восприятия:

Ø Восприятие с преобладанием познавательной направленности;

Ø Восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности.

Однако следует отметить, что соотношение познавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным.

Восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, а эффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферы во многом определяется степенью и характером как самого воздействия, так и присутствием объективных и субъективных факторов, конкретной ситуацией. В числе субъективных фактором – разнообразие интересов и потребностей потенциальной аудитории культурно-досуговых программ, поскольку восприятие личностью информации через различные формы КДД возможно как взаимодействие поступающей извне информации с информацией, накопленной ею ранее.


Аудитория – временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы), позволяющие отличить ее от других общностей людей.

Отношения аудитории культурно-досуговых учреждений с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носители.

Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений можно классифицировать по следующим типам:

1. Состояние готовности, т.е. подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.

2. Состояние заинтересованности, которое связано с характером предрасположенности аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и степень сознательности и т.д.

3. Состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

В аудиторной среде культурно-досуговой программы доминируют отношения эмоционально-личностного характера, ибо на первый план выходят потребности в эмоциональном коллективном контакте в условиях публичности. Эта потребность в зрелищном, публичном общении столь необходима людям, что часто приобретает ведущее значение.

Умение специалистов культурно-досуговых учреждений не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии культурно-досуговой деятельности.

Принципы режиссуры культурно-досуговых программ – это художественные закономерности режиссерской организации драматургического сценарного материала. Они определяются как эстетическими законами, так и целями педагогического воздействия на аудиторию. Принципы режиссуры досуговых программ, как и принципы любой художественной системы отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудожественных и активизирующих принципов.

Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно

Ø образное слово;

Ø музыка;

Ø шумовые и фоновые материалы;

Ø фото-, кино- и видеоматериалы;

Ø театральное, хореографическое и пластическое действие;

Ø световое решение.

Другими словами речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизансцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскрывающую художественный образ программы.

Однако не будем забывать один из основных законов композиционного построения сценария, который также актуализируется в контексте данного принципа режиссуры, а именно подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу.

Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории и диктует необходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представления, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке.

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика режиссуры культурно-досуговых программ?

2. Охарактеризуйте виды и механизмы взаимодействия в процессе культурно-досуговой программы.

3. Назовите основные характеристики аудитории культурно-досуговых программ.

4. Раскройте принципы режиссуры культурно-досуговых программ.

Литература

1. Генкин, Д.М., Конович, А.А. Сценарное мастерство культпросветработника/ Д.М.Генкин, А.А.Конович. – М.: Сов. Россия, 1984. – 136 с.

2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

3. Марков, О.И.

3.3. Режиссерский замысел. Основные приемы в режиссуре культурно-досуговых программ

Деятельность режиссера культурно-досуговой программы протекает в двух основных направлениях: формирование замысла и его воплощение.

Рассмотрим содержательную сторону процесса формирования режиссерского замысла.

Трансформация сценарного замысла в режиссерский замысел происходит на этапе написания монтажного листа.

Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к сценарному замыслу и представляет собой образное видение досуговой программы, художественно-эмоциональное ощущение ее темы, идеи, формы, которое рождается в процессе поиска их действенного сценического решения.

Режиссер культурно-досуговых программ – своеобразный посредник, переводчик словесных отношений, заложенных в литературном сценарии, в систему зрелищной сценической образности. Другими словами, задача режиссера – увидеть сказанное, услышать зримое.

Как справедливо заметил замечательный советский кинорежиссер В.И.Пудовкин сценаристу всегда нужно помнить, каждая фраза, написанная им, в конце концов, должна быть выражена пластически в каких-то видимых формах, и, следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешние выражения, пластические образы, которые он этими словами описывает. Нужно выразить свою мысль зрительным образом. Именно от точности, стройности, ясности режиссерского замысла зависит художественная целостность досуговой программы, а значит и успех у зрителей. Важно, как отмечал советский театральный режиссер и педагог А.А.Гончаров, не загонять воображение в рамки привычных форм. Замысел – это установка режиссера на творческий поиск, а процесс его реализации же замысла – воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности.

Художественный образ в искусстве – это формы отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Он рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестово-мимической, словесной), и воссоздается в воображении зрителя. Художественный образ несет в себе целостное духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру.

Художественный образ в режиссуре культурно-досуговых программ создается с помощью авторских сочетаний средств художественной выразительности, таких как слово, звук, линия, цвет, форма. Художественный образ – это всегда гармоничное единство формы и содержания, эмоционального и рационального. Образ должен быть оригинальным и неповторимым. Он как модель, обладающая новым содержанием – неодномерен, неоднозначен, настолько, чтобы каждый зритель, присутствующий на программе, мог в нем персонифицироваться. Именно степень многозначности образа и является показателем его глубины.

Режиссерский замысел как своеобразный проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу содержит в себе:

ü творческую интерпретацию сценарного материала, трансформацию идейно-тематического замысла в сверхзадачу;

ü проект художественного постановочного решения или режиссерского хода;

ü характеристику основных персонажей и определение жанровых и стилистический особенностей актерского исполнения (ведущий как внесюжетный персонаж)

ü решение постановки в темпоритме

ü пластическое (мизансценическое) пространственное решение программы

ü световое решение;

ü определение принципов и характера сценографии;

ü музыкально-шумовое решение досуговой программы.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого и чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня или, как любил говорить Вл.И. Немирович-Данченко, из зерна будущего спектакля (в нашей деятельности – из зерна досуговой программы).

Определить словами, что такое зерно, не так-то легко, хотя для каждого отдельного спектакля важно найти точную формулу, выражающую это зерно. Так, например, Вл.И. Немирович-Данченко, работая над «Врагами» М. Горького, определил зерно спектакля словами: «ни перед чем не останавливающаяся ненависть», в «Трех сестрах» - «тоска по лучшей жизни», в «Анне Карениной» Л. Толстого - «всесокрушающая страсть», а в «Воскресении» -- «воскресение падшей женщины»... Зерно – это не рассудочное определение, это не только мысль, но и особое чувство в душе режиссера. Это как бы предощущение общего духа и направленности будущей программы, единство мысли и чувства.

Зерно приводит в действие фантазию режиссера, и тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рожденные этим зерном отдельные моменты будущего спектакля, иные – смутно и неопределенно, другие – ярко и отчетливо: какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного куска диалога, иногда – деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всего спектакля или отдельной сцены. И чем дальше, тем все интенсивнее работает фантазия режиссера, заполняя постепенно своими вымыслами белые пятна на карте режиссерского замысла.

«Замысел, - пишет Константин Паустовский, - так же как молния, возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотичный мир рождает молнию - замысел». Если говорить об искусстве режиссуры, то вернее будет сказать - зерно будущего спектакля, определяющее его образное решение.

В теории и практике постановки культурно-досуговых программ широко используется такое понятие как «ход». Его названия бывают следующие: драматургический, режиссерский, сценарный, авторско-режиссерский. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием досуговых программ выступает, как правило, в одном лице, чаще всего используется термин сценарно-режиссерский ход.

Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественного, эмоционального и педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход – это образно-смысловой стержень, который пронизывает драматургическую и постановочную работу, цементирует действие в его логическом развитии.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована тема и идея, разработана художественная концепция.

Важнейшим средством воплощения режиссерского замысла является мизансцена. Ее не без основания называют языком режиссера, а режиссерское искусство – искусством мизансценирования. Известно, что В.Э.Мейерхольд подписывал афиши своих спектаклей «Автор мизансцен»

«Мизансцена» (франц. mise en scene – расположение на сцене) – расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и к зрителям в тот или иной момент сценического действия. В разработке мизансцены отражается сложное взаимодействие внешней формы и внутренней структуры программы, ее художественный образ в пластическом выражении. Суть мизансцены очень точно определил С.М.Эйзенштейн, характеризуя ее как «сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене... Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов ритмических рисунков и пространственных решений в единое гармоническое целое». Другими словами, мизансцена не просто застывшее мгновенье, а образный язык человеческих движений, в которых, по словам В.Э.Мейерхольда «вскрывается подтекст, вскрывается все то, что лежит между строк». Мизансцена – это результат поиска режиссером и исполнителями не сиюминутного действия, а сверхзадачи и сквозного действия досуговой программы, ее темпоритма.

Режиссура есть искусство пластической композиции спектакля. Открытием этой закономерности мы обязаны известному театральному режиссеру А. Д. Попову, который подробно исследовал процесс композиционного творчества в режиссуре. «Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы, выраженные пластически через актеров», -- настаивал он. Спектакль обретает свою мудрую рассудительность и силу через определенную стилистику мизансцен, графический рисунок, через темпо-ритм их движения. Пластическое воображение – определяющий признак режиссерской одаренности.

Мизансцена в досуговой программе – это часть сценической информации, режиссерская организация пластических средств с целью эффективного идейно-эмоционального воздействия на аудиторию. Такое понимание мизансцены обуславливает и определенные требования к ее организации. В культурно-досуговой программе она пластически раскрывает, обнажает, подчеркивает режиссерский замысел и художественный образ.

Всякая, хорошо продуманная мизансцена должна отвечать следующим требования:

4. Быть средством наиболее яркого полного пластического выражения содержания номера или эпизода.

5. Правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.

6. Быть правдивой, естественной и сценически выразительной.

В контексте задач режиссуры мизансцена выступает как пластический образ спектакля или досуговой программы, в центре которого находится живой, действующий человек. Слово и движение – основные компоненты мизансцены, а свет, музыка, цвет – дополнительные. В языке мизансцены имеется свой «текст», «подтекст», свой «первый план» и свой «второй».

Мизансцены бывают статические и динамические; симметричные и ассиметричные; построенные по вертикали и по горизонтали; глубинные и плоскостные, а также кольцевые, диагональные, перпендикулярные, параллельные и др. Выстраивая мизансценический рисунок досуговой программы необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены есть поворот режиссерской мысли и частые перемещения исполнителей «дробят» ее стирают линию сквозного действия. Особой осторожности требует мизансценирование на авансцене, когда исполнители находятся на первом плане и даже самое маленькое движение воспринимается зрителями как смена мизансцены. Ясность режиссерского замысла, чувство меры, художественный вкус – вот главные советчики постановщика досуговой программы.

В режиссуре культурно-досуговых программ, как и в любой творческой деятельности противопоказано механическое использование готовых рецептов.

Любой прием хорош только тогда, когда он помогает решить определенную постановочную задачу, а также способствовать раскрытию авторского замысла. Чем больше режиссер проявляет фантазии, чем ярче и разнообразнее, неожиданнее приемы организации зрелищности сценарного материала, тем более эффективней будет эмоциональное воздействие на аудиторию.

Тем не менее, нельзя оставаться в стороне от наработанных приемов. В каждом конкретном случае они могут варьироваться. Чем изобретательнее режиссер будет пользоваться накопленными до него приемами, тем скорее он найдет свое, новое, до него неизвестное.Однакозритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму - содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которыми это содержание доносят до его сознания.

Рассмотрим некоторые приемы, используемые в режиссуре культурно-досуговых программ.

Парадоксальность в трактовке эпизода или образа. Использование этого приема дает возможность аудитории культурно-досуговой программы увидеть привычный, на первый взгляд, материал в неожиданном, порой парадоксальном ракурсе и осмыслить факт или явление на качественно новом уровне.

1. Сценическая реализация метафоры. Этому приему режиссуры посвящен следующий раздел пособия. Отметим лишь, что художественный образ, который создает режиссер – это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое, а образная мизансцена, аллегорическое построение, пластическая метафора – это язык театрализованных форм досуговых программ. Диапазон использования метафоры чрезвычайно широк – от сценографии до образного звучания всей программы.

2. Преднамеренное раскрытие фабулы. Это прием впервые был использован В.Э. Мейерхольдом при постановке спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», который начинался финальной сценой бессмертной комедии. В практике постановке культурно-досуговых программ распространены такие способы рассекречивания фабулы как: а) в специальном прологе; б) проецировании текстового содержания будущих событий на экран; в) во вступительном слове ведущего.

3. Прием повтора. Использование этого приема позволяет постановщику не только сконцентрировать внимание аудитории на самом главном, но также осмыслить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения. Объектами повтора могут быть дата, слова, фраза, фото или слайд. Появление на экране одного и той же картинки называют также зрительным лейтмотивом.

Повторение фразы с использованием логических ударений на разных словах, придает ей смысловую объемность. Исполнители, повторяя одну фразу с интонационными акцентами на разных словах, выделяет в ней, то главное, на что он хотел бы обратить внимание.

Например, фраза из известной бардовской песни «Когда я пришел на эту землю, меня никто не ожидал», произнесенная четырьмя актерами следующим образом:

1-ый участник:

Когда я пришел на эту землю, меня никто не ожидал!

2-ой участник:

Когда я пришел на эту землю, меня никто не ожидал!

3-ий участник:

Когда я пришел на эту землю , меня никто не ожидал!

4-ый участник:

Когда я пришел на эту землю, меня никто не ожидал.

Самостоятельной модификацией приема повтора является сценическое изложение событий с точки зрения, ракурса на него действующих персонажей. Перед аудиторией проходят несколько раз одни и те же события, но она каждый раз видит их глазами другого персонажа, вовлекаясь в процесс сопоставления различных взглядов.

4. Прием «обнажения сцены». Широко использовался в режиссерской практике В.С.Мейерхольда. Так в спектакле «Земля дыбом» сценическое действие разворачивалось на совершенно обнаженной сцене с голыми, грязными кирпичными сценами, без каких-либо декораций. Этот прием, по мнению мастера, разрушает сценическую иллюзию жизни.

5. Перенесение сценического действия в зрительный зал.

6. Использование «живого занавеса». Этот прием хорошо себя зарекомендовал при постановке театрализованных концертов, поскольку позволяет не сбавлять темпоритм программы, воспринимать единое, непрерывно развивающееся действие на одном дыхании.

«Живой занавес» – это специально поставленный режиссером поклон из исполнителей закончившегося номера, во время которого готовиться, заряжается следующий номер. «Живой занавес» может также представлять собой специально поставленный на авансцене выход участников следующего номера для незаметного ухода участников предыдущего номера. Несомненно, что этот требует тщательной отработки.

«Живой занавес» может стать своеобразной формой «звукозрительного» лейтмотива. Так, в постановочной практике И.Г.Шароева была такая находка. Под русскую народную песню на сцену выходил хореографический коллектив, держа в руках тонкие высокие березки. Исполнители встречались в центре сцены, останавливались на минуту, образуя «березовую рощу» и затем, словно уплывали в разные стороны. За ту минуту, что на авансцене «проплывал» живой березовый занавес, в глубине сцены шла перемена декораций, перестановка больших инструментов.

Знание и использование наработанных приемов в режиссуре культурно-досуговых программ – это овладение постановочным ремеслом. Задача любого художника – переход от ремесла к мастерству.

Вопросы для самопроверки

1. Как происходит формирование режиссерского замысла культурно-досуговой программы?

2. Назовите и охарактеризуйте составляющие режиссерского замысла.

3. Что такое «зерно» досуговой программы и ее сценарно-режиссерский ход?

4. Почему мизансцену называют языком режиссера?

5. Назовите основные виды мизансцен.

6. Какие приемы используются сегодня в режиссуре культурно-досуговых программ?

Литература

1. Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.: Просвещение, 1988. – 156с.

2. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч.2/ В.Э.Мейерхольд. – М.: Искусство, 1968. – 286 с.

3. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра / В.И. Немирович-Данченко. – М.: Искусство, 1989. – 570с.

По дисциплине: «Сценарно-режиссерские основы»

Для студентов: 2 курса III ступени очного и заочного обучения

Специальности: «Социально-культурная деятельность»

Семестр

1. Теория и практика современной режиссуры культурно-досуговых программ.

2. Специфика режиссуры массовых форм досуга.

3. Понятие «Система Станиславского». Ее основные принципы и значение для организатора художественно-массовых форм досуга.

4. Театральная этика К.С. Станиславского как моральный кодекс поведения в творческом коллективе.

5. В.И.Немирович-Данченко о 3-х сторонах деятельности режиссера.

6. Выразительные средства режиссуры. Особенности выразительных средств режиссуры массовых представлений и праздников.

7. Режиссерские приемы активизации зрителей.

8. Мизансцена как выразительное средство режиссера. Требования предъявляемые к построению мизансцен, виды мизансцен.

9. Атмосфера. Приемы создания атмосферы.

10. Музыкальное оформление театрализованных представлений и праздников как средство художественной выразительности. Работа режиссера с музыкальным руководителем представления.

11. Художественное оформление в концерте. Работа с художником. Цветовое и световое решение представлений и концертов.

12. Выдающиеся режиссеры театра в области массового праздника.

13. Организационно-творческие и воспитательные функции режиссера - постановщика культурно-досуговых программ.

14. «Штаб» праздника. Состав постановочной группы и последовательность ее организационной работы.

15. Методика репетиционной работы с художественными коллективами и отдельными исполнителями.

16. Сценарно-режиссерский замысел детского массового праздника и особенности его воплощения.

17. Основные виды режиссерской документации и их значение в постановке художественно- массовых форм работы.

18. Организация творческой работы коллектива культурно-досуговой программы.

19. Сценарий и режиссура современного обряда, ритуала.



20. Современная практика организации и постановки театрализованных тематических вечеров. Основные формы и сценарно-режиссерские решения.

21. Массовый праздник как комплексная форма досугового мероприятия, его структура и организационно-творческие особенности.

22. Режиссура массовых празднеств на нетрадиционных площадках.

23. Режиссерско-сценарный замысел как идеальный проект художественно-публицистической программы.

24. Массовое спортивно-художественное представление на стадионе. Его организация и режиссура.

25. Технологии постановки эстрадно-концертных программ.

26. Технология постановки игровых форм культурно-досуговых программ.

27. Технология постановки Новогоднего праздника.

28. Технологии постановки карнавалов.

29. Специфика режиссуры фестивалей художественного творчества.

30. Анализ современной практики организации культурно-досуговых программ в учреждениях социально-культурной сферы.

Вопросы составлены

доцентом кафедры СКД___________________М.И. Дука.

Список литературы по курсу:

«Сценарно-режиссерские технологии

культурно-досуговых программ»

1. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов института культуры.- Л.: ЛГИК,1988,: изд.2-е,1995.

2. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. –СПб.,2004.

3. Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / /Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 93-112.

4. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. -Л..-ЛГИК, 1977.

5. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие.-Орел,2005.

6. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работыклуба. -Л..-ЛГИК, 1972.

7. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. -М.: Сов. Россия, 1985.

8. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975.

9. Генкин Д., Конович А. Возможности использования художественных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 74-92.

10. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: (учебно-методическое пособие).-М.,1985.-87с.

11. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политическая литература, 1989. - С.113.

12. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы.-М.: Сов.Россия, 1983.

13. Германова М.Г. Эстрадный номер (разговорные жанры эстрады).-М., Сов. Россия, 1986.

14. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: ИПО «Профиздат», 2002.

15. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч.1и2.-М.,2004.

16. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978.

17. Клитин С.С. Эстрада. Проблема теории, истории и методики. Уч. Пос. – Л.: Искусство, 1987.

18. Клитин С.С. Режиссер на концертной эстраде. М., Сов. Россия, 1971.

19. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М.: Высшая школа, 1900.

20. Калашников Ю.К. Театральная этика Станиславского. – М.: ВТО, 1972.

21. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.

22. Литвин Б.М. Поиск образности в творчестве режиссера. – М.,1993.-28.

23. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.

24. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас-пирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-Щ 2004. - 408 с.

25. Марков О.И. Методика создания сценария клубного театрализованного представления: Учебно-методические разработки., Барнаул., 1985.-86с.

26. Маршак М.И. Клубный сценарий. - М.: Профиздат, 1975.

27. Маршак М.И. Кто придумал вечер. – М.:Сов. Россия, 1988.

28. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. – М.: Наука,1978.

29. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. М.: НМЦ, 1988.

30. Орлов О.Л. Праздничная культура России / С.-Петерб. Гос.ун-т культуры и искусства –СПб., 2001.-160с.

31. Петров Б.Н. Спортивно-художественное представление на стадионе. – Л.: ЛГИК, 1988.

32. Петров Б.Н. Основы режиссуры спортивно-массовых представлений. Л.: ЛГИК, 1982.-87с.

33. Петров Б.н. Массовые спортивно-художественные представления (основы режиссуры, технологии, организации и методики). М.:Физкультура, образование и наука, 1998.-328с.

34. Рубб А.А. Пока занавес закрыт. – М.: Сов. Россия, 1987.

35. Рубб А.А. Феномен эстрадной режиссуры. –М.: «Луч», 2001.

36. Рубб А.А. Тематические театрализованные концерты: Совершенствование организации и проведения: Конспект лекций. М., 1988.-96с.

37. Режиссура театрализованных массовых праздников. Метод. Реком.-Л.: ЛГИК, 1987.

38. Рехельс М.Л. О режиссерской этике. – М.,Искусство, 1968.

39. Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

40. Силин А.Д. Площади – наши палитры. – М.: Сов. Россия, 1982.

41. Самойленко В.И. Массовое музыкальное представление (театрализованный концерт). – М.: Музыка, 1989.

42. Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. - М.: МГУКИ, 2004. - 101с.

43. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972г.г. – М.: Искусство, 1976.

44. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – Л., ЛГИК, 1974 или М.: Просвещение, 1976.

45. Тытюк М.Н. О форме записи сценария. Использование опыта кинодраматургии в работе над сценарием театрализованного представления и праздника / СПбГАК – СПб., 1998.

46. Фелонов Л.Б. Проблемы и тенденции современного монтажа. Учебное пособие. М., 1980.

47. Художественный монтаж сценария //Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников.- М.: Профиздат, 1983. –с.47-55.

48. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1981.

49. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М., 1988.

50. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу программ. Ростов-на-Дону «Феникс»,2004. – 352с..

51. Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. -М: Просвещение, 1986.

52. Шпагин В.А. Основные этапы работы над сценарием.- Куйбышев -1980.

Дополнительная литература:

1. Аль Д.Н. Драматургия и материал сценария массового публицистического представления. // Политический театр в массовой культурно-просветительной работе. – Л., 1987. – с.32-48.

2. Белов В. Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. Гвардия, 1989. О народном фольклоре, быте, обычаях, праздниках, художественных промыслах северной деревни.

3. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. – М.: Сов. Россия, 1984. – 136 с. – (Б-ка "В помощь клубному работнику" № 11).

4. Генкин Д.М., Конович А.А. О сути клубной драматургии// Культур.- просвет.работа. 1978.-№4.

5. Клубный сценарий (практикум): Метод. указания для студентов – заоч. II-III курсов культпросвет. фак. / МГИК. – М., 1987. – 21 с.

6. Марков О. И. Методика создания сценария клубного театрализованного представления: Учебно-метод. разработки., Барнаул., 1985. – 86 с.

7. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества: Сб. науч. тр. Т.61 / ЛГИК им. Н.К.Крупской. – Л., 1981. – 166 с.

8. Орлов О.Л. Праздничная культура России / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусства – СПб., 2001. – 160 с.

9. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики). – М.: Физкультура, образование и наука, 1998. – 328 с.

10. Приглашаем на дискотеку: Сб. сценариев. – Киев: Муз. Украина, 1988. – 52 с.

11. Режиссура театрализованных представлений и праздников: Учебно-метод. материал / Авт.: Катышева Д.Н., Немиров О.В., Никитин И.С., Овсянникова С.А.; Науч. ред. Шабалин В.Г., С.-Петерб. госуд. унив-т культуры и искусств. – СПб., 2001. – 64 с.

12. Режиссура театрализованных представлений и праздников / ЛГИК им. Н.К.Крупской; Сост. Л.А.Дронов. – Л., 1991. – 160 с.

13. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках: Уч. пособие. – М., 1986. – ч.2. –1987. – 116 с.

14. Спортивно-художественной представление на стадионе: Разработка сценарно-режиссерского замысла: Метод. указ. и реком. //ЛГИК им. Н.К.Крупской; Авт. Б.Н.Петров. – Л., 1988. – 106 с.: Прил. 15 л.

15. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы: Сб. науч. трудов. Т.75 / ЛГИК им. Н.К.Крупской; науч. тер. Д.М.Генкин – Л., 1982. – 141 с.

16. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: Учеб. пособие. – М.: МГИК, 1985. – 73 с.

17. Тытюк М.Н. О форме записи сценария. Использование опыта кинодраматургии в работе над сценарием театрализованного представления и праздника / СПбГАК – СПб., 1998.

18. Фридолина Н.А. К вопросу об изучении современного литературно-художественного праздника // Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества. – Л., 1981. – с.76-84.

19. Фридолина Н.А. Пушкинский праздник поэзии // Политический театр в массовой культурно-просветительной работе. – Л., 1987. – с.49-57.

20. Художественный монтаж сценария // Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. – М.: Профиздат, 1983. – с. 47-55.

21. Хализеев В.Е. Драма как явление искусства. М.; 1978.

22. Хализеев В.Е. Драма как род искусства. М.: МГУ, 1986.

23. Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений. – М: Сов. Россия, 1979 – 144с. (Б-ка "В помощь сельской клубной работе" № 4).

24. Черный Г.П. Социально-культурные и психолого-педагогические основы массового праздника. – М.:МГИК,1990.

25. Шароев И.Г. Режиссура массового действа: Учеб. пособие – М.: ГИТИС, 1980. – 100 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая таблица подготовки и реализации современного праздника.

Организационная часть Методическая часть
Мероприятие Исполнители Содержание
Этап подготовки
Создание оргкомитета, рабочей группы 5-7человек Подготовить предложения по персоналиям
Разработка и поиск сценария Творческая группа, режиссер, постановщик, сценарист Подбор материала и необходимой информации о творческих возможностях. Разработка общего сценария.
Утверждение программы праздника Председатель оргкомитета Адаптация сценария к имеющимся творческим возможностям. На этом этапе достаточно сценарного плана.
Составление и утверждение сметы расходов Председатель оргкомитета Подготовка предложений по затратным статьям проекта.
Распределение ответственности, утверждение режиссера и руководителя технической группы Председатель оргкомитета Режиссерская: - подбор ведущего(разборка сценарного хода, создание художественного образа и т.д.) -разработка художественной концепции и эскизов оформления. Организация технической базы: подготовка технического задания. Оптимальный вариант: директор, гл. режиссер, худ. руков., администратор, технический директор, мастер по звуку и мастер по свету, художник.
Принятие решения об использовании общих символов: эмблем, атрибутов, элементов одежды и т.п. Творческая группа Разработка «легенды», утверждение эскизов, общих символов. «Легенда» включает в себя историческую мотивацию, краткое описание ритуалов, действий и т.д.
Проведение рекламной и РR-акций Творческая группа Составление текста пресс-релиза, статьи в СМИ, афиш, буклетов, пригласительных билетов и т.д.
Отбор участников праздничного мероприятия Оргкомитет -Концертные номера (интересные, оригинальные, выдержанные по тематике) -Творческие коллективы -Ведущие
Сбор участников Знакомство со сценарием, распределение «ролей», подготовка участников мероприятий
Репетиции Главный режиссер-постановщик
Принятие решения о вариантах организации и активизации участников праздника Оргкомитет Подготовка текста обращения к зрителям, специальных элементов активизации и пр. Способы формирования участников праздника: -без ограничений -по пригласительным билетам
Подготовка к выполнению технического задания: -подбор специалистов оформление заявок(фонограммы, шумовые эффекты, свет и т.д.) Технический директор Подбор музыкальных фонограмм, световое решение и пр.
Оформление помещений, площадок, сценической площадки и т.д. Техническая группа, художник Отбор лучших вариантов из предложенного, инструктаж техперсонала, обеспечение информационными материалами (таблички, указатели, схемы движения и пр.)
Решение вопроса об охране (жизни и здоровья участников праздника, зрителей, помещений), о противопожарной, о присутствии медработников и т.п. Оргкомитет Подготовка предложений
Выполнение технического задания Техническая группа Подготовка генеральной репетиций (типографические работы необходимо выполнить заранее)
Формирование списка YIP-гостей, разработка для них специальной программы действий Председатель оргкомитета Подготовка предложений, «штаба» сопровождающих
Генеральная репетиция Главный режиссер Внесение корректировок в сценарий. На этом этапе присутствие всех специалистов обязательно
Итоговое заседание оргкомитета Председатель комитета Оценка готовности
Этап реализации
Открытие праздника. Начало мероприятия Гл. режиссер и ответственные (каждый на своем участке) Приемы: музыкальные, песенные, театрализованный пролог и т.д.
Основная часть Гл.режиссер
Финал. Постановка яркой, зримой «точки» (классический пример – фейерверк) Гл.режиссер
Этап подведения итогов
Фиксация фактов свершившегося Организаторы и исполнители Анализ праздника (профессиональный) среди исполнителей и организаторов
Подведение финансовых итогов Организаторы Подчитать затраты, оформить отчетную документацию, отметить отличившихся
Послесловие Организаторы Сделать вывод о перспективности проведения праздника по данной форме и об актуальности выбранной темы.

© А.Д. Жарков, В.М. Чижиков (науч. ред.)

Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности

В данной главе рассматривается один из важнейших компонентов технологического процесса - драматургия. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Осознание проекта культурно-досуговой программы появляется на уровне разума, который ставит цель. Побудительным мотивом здесь служит конфликт, то есть противоречие между заявленной потребностью, желанием и фактическим их неудовлетворительным состоянием. Осознание противоречия и формирует проблему, которая может совпадать с названием культурно- досуговой программы. Здесь и осознается основополагающий элемент технологического процесса - цель , которая выражает смысл предполагаемого действия и начинает ее формирование. Далее цель конструктивно деталезируется как структурная система и наполняется определенным содержанием. Построение культурно-досуговой программы происходит по законам литературного замысла как идеального проектирования.

Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательно его строить. Поскольку драматургия первична, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность решающего мнения в проектировании программы.

§ 1. Драматургия культурно-досуговых программ

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использования форм и методов работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой деятельности.

Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа - это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

В жизни страны, региона, города, поселка, села, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет специалистам определить тему культурно-досуговой программы.

В современных условиях социальная обстановка в обществе довольно противоречива, направления развития досуговой деятельности не адекватно выражают направления развития общества. Люди, в первую очередь учащаяся молодежь, проявляют инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов личность избирает далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, деструктивные формы поведения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на культурно-досуговую деятельность.

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует подчеркнуть, что она имеет свою специфику. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения культурно-досуговой программы, пришла действенная теория, раскрывающая процесс драматургизации культурно-досуговой деятельности.

Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно- досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, которыми является и аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае - пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом - конкретная исходная реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе - исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра.

В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой - конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы - художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.

Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет много специфических отличительных черт от драматургии театра. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ проводились на основе хорошо драматургически разработанных сценариев.

Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и т.д. Сценарий дополняется разнообразными источниками, жизненными фактами, документальными и художественными материалами. Однако даже самые интересные из них в первозданном виде "сыроваты". Каждый специалист должен практически овладеть основами драматургии культурно-досуговых программ. Основной формой драматургии культурно-досуговых программ является сценарий.

А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на занятиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами драматургии.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Эти два понятия тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Но их творческая задача состоит в другом - пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

Одна из специфических особенностей сценария культурно- досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала. Она заслуживает специального рассмотрения.

В сценарии нужно предусмотреть экспозицию , то есть ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Основное действие. Эта часть подчиняется следующим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми "мостиками" с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, потому что соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться.

Законченность каждого отдельного эпизода. В миниатюре эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию. Действие необходимо обязательно довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал - весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Особенности драматургии культурно-досуговой программы, ее творческий характер увеличивают значение метода монтажа при создании сценария. Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями к ним, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Особое значение это имеет для массового праздника, тяготеющего к символическим образам, большим обобщениям. Заданный ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Для того чтобы подобный материал не страдал бы излишней пестротой, был бы строен, важно отработать "мостики" от одного эпизода к другому. Удачный стык создает ощущение целостности двух совершенно разных элементов - песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.

Одна из особенностей драматургии культурно-досуговых программ - наличие в сценарии конкретных фактов жизни. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обобщенных образов героев прошлого и будущего.

Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты.

Документальная основа - также специфична для драматургии культурно-досуговых программ, и она нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Сценарии культурно-досуговой программы создаются двумя способами: собирательным и избирательным . Собирательная типизация - та, при которой автор создает обобщенный образ на реальной основе. В этом случае задача сценариста состоит в создании воображаемого образа, несущего в себе обобщение - характер современного положительного героя: ветерана, участника Великой Отечественной войны, известного человека. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей.

Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Важно уяснить, что понятие художественности будущей программы определяется сценарием. Основные показатели художественности - это реализация в нем основных принципов образного отражения жизни. Следовательно, сценарий - понятие комплексное, синтезирующее воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора и актива.

Важный вопрос для сценариста - определение формы культурно-досуговой программы, хотя здесь важна "не сама по себе форма, величина, цвет материала и средства деятельности, а ее значение для данной деятельности и решения практических задач, что и определяет их сохранение в представлениях зрителя" 1 . Практика воздействия на предметный мир выражается в значении, которое в данном случае выступает критерием содержания в единстве с формой культурно-досуговой деятельности.Форма культурно-досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Форма не может быть реализована без содержания, без смысла.

Если трактовать всю эту проблематику в других терминах, то можно представить форму культурно-досуговой программы как один из художественных способов моделирования, с помощью которого можно проектировать настоящую, прошедшую и будущую действительность “в терминах субъективных переживаний некоего реального или вымышленного лица, с которым зритель, слушатель имеет возможность отождествляться в процессе восприятия соответствующего содержания” 2 .

Можно сделать вывод о том, что форма культурно-досуговой программы трансформируется в продукт, когда творческий процесс завершается созданием остросюжетного произведения, в реализации которого в связной цепи выступлений, действий, зрительных образов раскрывается та или иная тема, где нет однозначного деления на исполнителей и публику.

Отсюда, культурно-досуговая программа - это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, "разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель” 3 .

Культурно-досуговая программа, созданная из самых разных выразительных средств (изображения, слова, музыки и т.д.), способна обладать целостностью, гармоничностью частей, пронизанных единым авторским началом.

Итак, драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.

Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно- досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно- ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры.

И здесь обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими характеристиками:

Актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом;

Преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах;

Жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением программы.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем специфика драматургии культурно-досуговых программ?

2. Каковы основные направления в драматургии культурно-досуговых программ?

3. Какие отличительные черты драматургии культурно-досуговой программы и театра?

1. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебное пособие. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.

2..Генкин Д.М. Массовые праздники:. Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1975.

3. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов.Россия, 1984.

4. Жарков А.Л. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1989.

5. Рубб А.А. Пока занавес закрыт. - М.: Сов. Россия, 1987.

6. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. М.: Сов. Россия, 1988.

7. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1986.

Вопросы для самопроверки

1. Происхождение профессии режиссера. 306

Раздел II. Технология кулътурно-досуговой деятельности

2. Профессия режиссера в современный период.

3. Какое значение для профессии режиссера имеет учение об этике - что оно значит для режиссера.

4. Основной понятийный аппарат в работе режиссера.

1. Захава В.Е. Мастерство актера и режиссера. - 4-е изд.-М.: Просвещение, 1978.

2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: ВТО, 1970.

3. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. - М.: ВТО, 1972.

4. Розовский М. Режиссура зрелища. - М.: Советская Рос­сия, 1973.

5. Силин А. Площади - наши палитры. - М.: Советская Россия, 1982.

6. Товстоногов Г.А. Круг мыслей (статьи). -Л.: Искус­ство, 1972.

7. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и теат­рализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976.

Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к драматургическому замыслу. Драматургический замысел является основанием, на котором строится вся культурно-досуговая программа, но он в ходе реализации трансформируется в режиссерский. Специфи­ка постановки культурно-досуговых программ заключается в том, что наибольшая эффективность культурно-досуговой программы достига­ется тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссер. Однако в любом случае только после найденного и продуманного ре­жиссерского решения начнется работа в определенном направлении по формированию сценария: поиск художественно-образного решения и изобразительного оформления постановки, организация музыкальной и световой партитур, отбор необходимых исполнителей и коллективов, и все остальное, из чего складывается режиссерская работа над поста­новкой.

Здесь, как и любом творческом процессе, не может быть рецептов и работы "под диктовку". Речь может идти только о методике преобра­зования драматургического замысла в режиссерский, которая выраба­тывается в каждом индивидуальном случае в соответствии с творче­ским почерком режиссера, его взглядами, фантазией, эрудицией, куль­турой - одним словом, в зависимости от личности режиссера.

Ключ к решению постановки находится не в драматургии пьесы и не в партитуре оперы, оперетты, балета, а в самой жизни, в соот­ветствии с темой, местными особенностями, помещением, составом ис­полнителей и другими условиями.

Художественное творчество (а именно так и только так следует от­носиться к созданию культурно-досуговой программы) всегда имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произве­дения. В культурно-досуговой программе существуют два замысла: драматургический и режиссерский (план постановки). Оба замысла сле­дует привести к художественному единству.



В состав режиссерского замысла входит: а) идейное истолкование или творческая интерпретация драматургического произведения (сценария, инсценировки); б) характеристика отдельных персонажей; в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского ис­полнения в данной программе; г) решение постановки во времени (в ритмах и темпах); д) решение постановки в пространстве, в характере мизансцен и планировок, е) определение характера и принципов сцено-графии и музыкально-шумового оформления. На замысел оказывают существенное влияние творческие методы: игры, иллюстрации, театра­лизации.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или, как любил говорить В.И. Немирович-Данченко, из "зерна" будущей постановки. Определить словами, что та­кое "зерно", не так-то легко, хотя для каждой постановки важно найти точную формулу, выражающую это зерно. "Зерно" приводит в действие фантазию режиссера. И тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рожденные этим зерном моменты будущего дей­ствия (постановки). Иные - смутно, и неопределенно, иные - ярко и от­четливо: какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного кус­ка диалога, деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всей постановки или отдельного эпизода. И чем дальше, тем интенсивнее работает фантазия режиссера, постепенно заполняя своими вымыслами белые пятна на карте режиссерского за­мысла.

Качество режиссерского замысла определяется найденным образ­ным решением. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, с ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое про­изведение, что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать?

При создании замысла режиссеру необходимо изучить материал, то есть, выяснить время, эпоху, обычаи, обряды, нравы, стиль, музыку, изобразительное искусство, интерьер, архитектуру, костюмы. Все это необходимо для того, чтобы иметь перед собой полную картину той жизни, о которой пойдет речь на сцене. Режиссер как губка впитывает в себя всю литературную основу, все компоненты драматургического за­мысла, чтобы потом уметь передать все это актерам, поставить им чет­кие, конкретные задачи, соответствующие общей сверхзадаче поста­новки.

Эмоциональное отношение к жизни (тот ракурс, под которым вос­принимает ее режиссер) и есть сверхзадача режиссерского сценическо­го воплощения. Данное произведение при этом явится как бы "призмой", сквозь которую этот эмоциональный ракурс будет рассмат­риваться.

Поэтому так важно разобраться в драматургическом замысле куль­турно-досуговой программы, то есть, что хотел сказать сценарист своим произведением. Это важно потому, что замыслы сценариста и режис­сера не всегда совпадают. Это зависит от многих причин, особенно от тех жизненных и временных событий, куда включено его режиссерское поколение, от тенденций социального развития, идей времени, культур­ного уровня и т.д. Замысел режиссера непосредственно связан с тем, насколько актуально данное произведение сегодня. Поэтому, как видим, режиссерский замысел вплотную связан с идеей и сверхзадачей буду­щей культурно-досуговой программы.

Самый благородный замысел, самое глубокое предвидение, самая актуальная мысль не станут искусством до тех пор, пока они не выра­жены, не заключены в образную форму. Поэта делает поэтом не одно поэтическое чувствование действительности, но умение заключить это чувствование в "ритм отточенной пики", найти для выражения волную­щей его темы ритм, размер, строфическую организацию.

Песня не станет песней, покуда музыка, звучащая в сердце компо­зитора, не получит свой лад, гармонию, мелодическую завершенность. Картина рождается не тогда, когда художника поразит тот или иной пей­заж, а когда он сумеет закрепить пейзаж самыми материальными крас­ками на самом материальном холсте.

Режиссеру необходимо научиться реализовать драматургическое произведение воплощенным, и непременно в той единственной форме, которая наилучшим образом передаст авторское содержание. Такова главная задача режиссера, его функция как идейного и творческого ру­ководителя постановки.

Создавая культурно-досуговую программу, режиссер сразу "рисует" в своем воображении зримый образ будущей постановки. Этот перво­начальный замысел принято называть видениями. Как правило, эти первые интуитивные ощущения бывают верными. В них режиссеру представляется общая атмосфера будущей постановки: характер музы­ки,"цветовая гамма, мизансценические решения, может быть, сцено-графические моменты и т.д. *;

Эти видения обычно ассоциативны. Но первые видения необходи­мо тщательно проверять именно тем, что волнует режиссера сегодня в жизни. Если возникает потребность рассказать о том, что волнует се­годня, значит это произведение нужно воплощать. Тогда режиссер дол­жен разрабатывать концепцию воплощения своих видений в действие.

Тут очень важна детальная разработка всех составных частей по­становки до мельчайших подробностей. Решения: мизансценическое, сценографическое, светозвуковое и, безусловно, сама игра актеров. То есть эти видения проходят проверку в материале. Путем этих проверок и выясняется, что можно оставить, что имеет право существовать, что нет. И как, какими средствами режиссер будет достигать того, чтобы родился целостный художественный образ постановки. Здесь очень важно не оторваться от основной идеи, не уйти в деталировку, потому что подчас сильное увлечение деталями отвлекает внимание от целого, разрушает восприятие образа. Настоящий художник всегда умеет найти такую образную деталь, в которой, как в фокусе, концентрируется сущ­ность данного явления. Такая деталь нередко в силу своей выразительности всплывает в памяти раньше, чем сам образ, созданный по­становщиком.

В замысле режиссера культурно-досуговой программы сливаются воедино сценическая, философская, жизненная и эстетическая концеп­ции. Культурно-досуговая программа только тогда будет близка зрите­лю, когда он почувствует своей душой, своим сердцем в ней правду жизни, волнующую его сегодня, и заставит задуматься. Создаваемая программа должна волновать зрителя, заставлять его думать, достав­лять ему эстетическое наслаждение и воспитывать в нем чувство пре­красного.

Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны создать единую, большую и глубокую концепцию постановки. Нельзя раскрыть философский аспект изображаемой действительности, игнорируя ее жизненный аспект, философская мысль в этом случае прозвучит как го­лая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная же концепция, взятая вне философской, родит искусство мелкое, поверх­ностное, примитивно-натуралистическое. Но обе они - и жизненная и философская - не смогут раскрыться, если они в своем единстве не найдут себе яркой сценической формы и не превратятся таким образом в эстетическую концепцию.

Какой же из многочисленных элементов режиссерского замысла берет режиссер за основу в поисках эстетической концепции культурно-досуговой программы? Режиссер, разумеется, имеет право начать ра­боту с любого компонента: с декоративного оформления, с мизансцен, с ритма или общей атмосферы. Но очень важно, чтобы он при этом не забывал основной закон сценического искусства, согласно которому главным его элементом, носителем его специфики или, по выражению Станиславского, "единственным царем и владыкой сцены" является ак­тер.

Все другие компоненты К.С. Станиславский считал вспомогатель­ными. Вот почему нельзя признать решение постановки найденным, по­ка не решен основной вопрос - кто будет играть в этой программе? Дру­гие вопросы - в каких декорациях, при каком освещении, в каких костю­мах и прочее, решаются в зависимости от ответа на этот коренной во­прос. В развернутой форме он может быть сформулирован так: какие особые требования в области внутренней, так и внешней техники сле­дует предъявить к актерам - участникам данной программы?

Разумеется, в актерском исполнении любой постановки и любой роли должны быть налицо все элементы актерской техники, отсутствие хотя бы одного из них зачеркивает все остальные. Но применительно к каждой постановке в отдельности перед режиссером стоит вопрос, ка­кие из этих элементов следует в данной постановке выдвинуть на пер­вый план, чтобы, ухватившись за них, как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить в конце концов и всю цепочку?

Замысел есть результат раскрытия внутреннего содержания дра­матургического материала. Иными словами, если до зрителя донесено внутреннее содержание сценария, значит замысел воплощен, достигну­та цель, которую поставил перед собой автор сценария культурно-досуговой программы. А раскрытию внутреннего содержания и служат все приемы и выразительные средства, которые имеются в наличии у режиссера. Режиссер сочиняет программу, композиционно выстраивая все ее многочисленные звенья. Процесс создания сценария - основной этап в пути создания культурно-досуговой программы. Он длителен, сложен, но необходим.

Какими организаторскими способностями важно обладать режиссе­ру-постановщику культурно-досуговой программы, если у него еще нет: 1) сценария; 2) труппы; 3) помещений для репетиций; 4) реквизиторской; 5) бутафорской; 6) мастерских для изготовления декораций и еще мно­гого другого?

Постановщик культурно-досуговой программы, во-первых, начинает работу с процесса выявления проблемы. Затем, написав сценарий про­граммы, при доработке и в процессе самой постановки устраняет не­точности в тексте, словесной образности, затянутости и невыразитель­ности текста, несоответствие текста реальным возможностям режис­серского решения, начинается период переработки, сокращения и до­бавления нового текста, для полного соотношения между частями и це­лым.

Второе. Постановщик встречается с будущими исполнителями, распределяет роли, создает из них единомышленников в достижении творческой цели. Следует не просто собрать их вместе, не просто за­ставить слепо выполнять те или иные указания, а увлечь своим замыс­лом, чтобы каждый участник знал и понимал свою задачу и был готов ее реализовать.

Третье. Репетиционный период, как правило, занимает немного времени, ввиду интенсивности работы учреждений культуры. В связи с этим репетиции проводятся чаще всего по эпизодам 6 .

Эпизод - это сценическая форма, обладающая тематической и композицион­ной завершенностью содержания.

Важным документом, над которым приходится трудиться режиссе­ру-постановщику, - это репетиционный план. Без продуманного репети­ционного плана невозможно представить работу творческого коллекти­ва. Репетиционный план составляется после того, как все сроки подго­товки к репетиционному периоду определились: исполнители, сроки из­готовления музыкального материала, оформление и т.д. Репетицион­ный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных за­лах, а затем и в самом помещении, где будет проходить представление. А на общих и генеральных репетициях можно объединить готовые эпи­зоды в единую целостную программу. Срывы или нечетко организован­ные репетиции всегда ставят под сомнение успех культурно-досуговой программы. Режиссер расписывает репетиции, умело чередуя заня­тость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет. И здесь от режиссера требуются административные навыки. Он должен четко организовать всю подготовительную работу, ибо от то­го, как прошел подготовительный период, зависит и конечный резуль­тат.

Режиссер, кроме того, пишет звуковую партитуру, включающую му­зыку и шумы, которая необходима для планомерной работы звукоре­жиссера. Им же создается световая партитура, где по эпизодам под­робно расписываются все световые точки и переходы.

Если режиссер не чувствует в себе способностей, лучше вообще не браться за постановку культурно-досуговой программы. Быть органи­затором - значит уметь руководить людьми, уметь объединять их уси­лия для выполнения определенной задачи.

Режиссеру-организатору необходимо постоянно учиться умению работать с людьми самыми различными: творческими и техническими работниками, для которых работа над созданием культурно-досуговой программы является отнюдь не вопросом искусства, а чисто производ­ственным, причем весьма хлопотным, требующим от них не только уме­ния и опыта, но и большой личной энергии. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссер должен уметь влиять на работающих с ним людей.

Суметь убедить людей - это первая ступень работы организатора-руководителя. Следующая - мобилизовать их на выполнение задачи. Нужно досконально знать дело, которое организуется. Тогда вся работа режиссера будет строиться на высоком профессиональном уровне, ав­торитет его в коллективе будет расти, будут крепнуть его позиции. И еще одно необходимое качество - умение зажечь людей, заразить их своим замыслом, своей верой в успех дела, каких бы трудностей это не стоило.

Далеко не каждый человек, обладающий культурой и фантазией, может быть режиссером. Умение работать с людьми, увлекать их и вес­ти за собой - неотъемлемое качество режиссера-постановщика куль-турно-досуговой программы. Не менее важное умение - работа с доку­ментами. Режиссерская документация включает: режиссерский план по­становки; режиссерский монтажный план; музыкальную партитуру; све­товую партитуру; план использования киноматериала и диапроекций; рабочую схему; репетиционный план. Режиссерская документация раз­рабатывается непосредственно режиссером. Только он держит в своем внимании все компоненты постановки, все детали, все мелочи (реквизит, бутафория и т.д.). К ее составлению нужно приступать после утверждения сценария культурно-досуговой программы.

В режиссерском плане кратко излагаются основные компоненты будущей постановки, определяются последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе, характе­ристика пролога, продумываются "мостики" между эпизодами и уточ­няется номер-эпизод 62 . Здесь следует хорошо разработать и характер мизансцен. Взять на заметку потребность в бутафории, реквизите, му­зыкальных инструментах, костюмах, фонограммах, определить сроки основных этапов работы над целостным сценическим произведением. В режиссерском плане должны быть намечены основное исполнители. Затем создается монтажный лист - графическое изложение режис­серского замысла. В нем точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения, задания всем службам учреж­дения культуры.

Д.В. Тихомиров предлагает монтажный лист из двенадцати граф. Первая - номер по порядку. Нумерация необходима при проведении монтировочных репетиций, когда все службы постановочной части пользуются в общении между собой цифровыми обозначениями. Вто­рая - эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссер­скому плану. Третья - название номера и его характер. Здесь указы­ваются автор и наименование произведения. Четвертая - выписывают­ся исполнители: солисты, коллективы. Пятая - кому поручается акком­панемент этого номера. Здесь желательно указывать необходимость оркестровок, а если номер идет под фонограмму, то нужно дать поряд­ковый номер фонограмм. Шестая - заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио. Сюда же выписываются дикторские тексты. Седьмая - записывается потребность в киноматериале, с указа­нием характера ленты и формата. Восьмая - указывается, в каком сце­ническом оформлении проходит номер. Девятая - свет. Заполняется световое решение каждого номера. В этой же графе записываются по­становочные эффекты. Десятая - костюмы для исполнителей. В эту же графу заносятся все аксессуары костюма (кобура, веер и т.п.). Один­надцатая - бутафория и реквизит. Двенадцатая - примечания. Некото­рые режиссеры называют монтажный лист режиссерской партитурой.

Монтажная партитура включает в себя пять граф монтажного листа: эпизод, номер, исполнители, аккомпанемент, киноролики. Музы­кальная партитура способствует общему развитию темы программы, обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей. Поэтому очень важно отобрать такие произведения и таких исполнителей, кото­рые обеспечивали бы динамику программы и темперамент действия. Режиссер должен уметь при отборе музыкального материала отказать­ся от всего, что будет тормозить развитие программы.

Режиссерам-постановщикам культурно-досуговых программ важно уметь владеть и искусством светового оформления. Свет ставить ре­жиссеру необходимо совместно с художником. Свет не дежурное до­полнение к постановке, а одно из самых сильных выразительных средств. Световое решение, проходя через всю драматургию програм­мы, соответствуя музыке, тексту, декорациям, создает художественный образ. Каждый номер в культурно-досуговой программе требует своего светового решения, зачастую сложного. Иногда необходимо составлять световую партитуру отдельного номера. Одновременно с этим прово­дятся технические монтировочные репетиции на сцене. Самым целесо­образным было бы совместить монтировочные репетиции света и звука. После того, как все разобрались в технической, световой и звуковой партитуре, наступает время первых сценических репетиций.

Таким образом, интересный режиссерский замысел культурно-досуговых программ является важным условием, обеспечивающим успех как отдельной культурно-досуговой программы, так и успех рабо­ты всего учреждения культуры.