Опасные ситуации в доме. Опасные ситуации в жилище и правила действий. Что делать, если на тебе загорелась одежда

Наименование: Занятие в системе дошкольного образования.

Цель методической разработки: Научить дошкольников правилам безопасности при нахождении дома (правила обращения с острыми предметами, электроприборами, лекарствами, правилам пожарной безопасности).

Задачи методической разработки:

  • Cформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
  • Уточнить знания детей об электрическом токе.
  • Отработать защитное поведение ребенка в случае насильственных действий путем тренинга.
  • Объяснить причины категорических запретов, уточнить понятия "можно", "нельзя", "опасно".
  • Формировать понимание причинно-следственных связей.
  • Формировать коммуникативные способности детей.
  • Расширить словарный запас, развивать разговорную речь детей.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • Провести мониторинг сформированности знаний в рамках тематики.

Целевая аудитория: воспитанники ДОУ, возраст детей 3-5 лет.

Концепция деятельности: внедрение современных технологий (ИКТ), использование в работе дифференцированного подхода, использование интерактивных методов.

Приложения:

  • Презентация открытого занятия "Опасные ситуации дома".
  • Видеоматериал проведения занятия.
  • Итоговый отчет уровня усвоения знаний одного из воспитанников с рекомендацией по дальнейшей работе педагога, родителя.
  • Фотографии работ детей, отправленных на Всероссийский конкурс "Страна безопасности", послужившие наглядным материалом. И другой наглядный материал.

Список использованной литературы:

  1. К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  2. К.Ю. Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: мир человека. - М.: Школьная пресса, 2011.
  3. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста. Альбом. Часть 1. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  4. А. Усачев, А. Березин "Основы безопасности жизнедеятельности".
  5. Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 1998.
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников". - СПб.: 2005.
  7. Интернет-ресурсы. Сайты: www.nsportal.ru ;www.maaam.ru ; www.stihi.ru
  8. Использовалось мультимедийное пособие "Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей". Автор К.Ю Белая. Оно лицензионное, поэтому имеет защиту от копирования. Открыть его можно только на том компьютере, где происходила установка. Купить можно: департамент образования компании "Новый диск" www.school.nd.ru

Предварительная работа.

Дети работали по практическому мультимедийному пособию, содержащее в своей основе интерактивное игровое лото под названием "Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей". Автор этого пособия К.Ю Белая.

Работа шла по 5 тематическим разделам: безопасность на дорогах и транспорте, бережем свое здоровье, безопасный отдых на природе, съедобное и несъедобное, безопасность собственной жизнедеятельности.

По игровому лото дети работали в двух режимах: обучение и тестирование.

Задача ребенка была посмотреть на картинку, поставить себя на место детей и оценить правильность их поведения и поступков.

Далее шла индивидуальная работа с ребенком - диагностическое обследование (тестирование). Перед ребенком открывалась интерактивная игровая среда. Ребенок самостоятельно выбирал карточки и давал оценку поведения детей в той ситуации, которая изображена.

Знания ребят были проверены по электронно - диагностической методике и сохранены в итоговых отчетах под указанными именами и фамилиями. В таблицах была представлена интерпретация уровня усвоения знания ребенком с рекомендацией по дальнейшей работе педагога, родителя. Текстовые материалы с интерпретациями можно было доработать, скорректировать. Полученный итоговый результат помог оценить новые усвоенные знания ребенка, спланировать практическую работу с ним. Отчеты были распечатаны и показаны родителям.

На основе пятого раздела "безопасность собственной жизнедеятельности" было разработано комплексное занятие, которое должно проходить в два этапа:

1 этап: непосредственно само занятие. Проводить его лучше в утренние часы.

2 этап: показ кукольного театра на тему русской народной сказки "Кот, лиса и петух".

Каждый педагог знает, что нужно для его детей в тех условиях, в которых он работает. Знает их способности и возможности. В связи с этим сказка была переделана на особый лад, не потеряв своей сути. Спектакль лучше показывать во второй половине дня.

Знакомство детей с правилами безопасного поведения не ограничивались рамками работы с данным пособием. Дети в совместной работе с родителями и на занятиях в группе рисовали рисунки на тему "Правила поведения в лесу". В эту тематику входили: "Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, бережем природу, поведение во время грозы". Работы детей были отправлены на Всероссийский конкурс "Страна безопасности".

Для постановки спектакля была сделана ширма. Ребята декорировали ее фантиками от конфет. С большим интересом разучивали роли. Большую роль в заучивании текста сыграли и сами декорации, и куклы.

Для закрепления знаний по теме безопасности дети рассматривали свои рисунки и картинки с соответствующими изображениями. Составляли описательные рассказы по ним. Слушали художественные произведения. Отгадывали загадки. Учили стихи. Смотрели мультфильмы "Уроки тетушки совы. Уроки осторожности".

Работа с родителями

Были проведены индивидуальные консультации с родителями по проблемам безопасности детей. Развешаны информационные листы в уголке "информация для родителей". Размещен материал - "Работа с родителями. "Безопасность наших детей. Практические советы" и "Беседы родителей с детьми по формированию основ безопасности" на персональной странице автора разработки на сайте детского сада.

Материалы:

  • игрушки: утюг и гладильная доска, кукольная одежда;
  • спички, ширма и куклы для театра, отсканированные рисунки детей по теме безопасности (оригиналы отправлены на конкурс),
  • мультимедиа оборудование: экран, ноутбук, проектор; интерактивное лото, иллюстрации острых предметов, электроприборов, опасных ситуаций.
  • Для игры: иголка, ножницы, нож, бритва, лекарства, удлинитель, стакан, бумага, игрушка, книга, мяч.

Ход занятия

Дети рассаживаются полукругом напротив интерактивной доски. Педагог предлагает поговорить о том, как необходимо вести себя дома, чтобы не случались неприятности, и что надо делать, если вдруг что-то произойдет. Уточняет, что беду можно предотвратить, если мы будем осторожны, если будем соблюдать правила безопасности. При этом постоянно проводит параллель - как бы они повели себя в каждой из ситуаций, если бы они оказались не дома, а в своей группе в детском саду.

Воспитатель во время занятия должен стремиться создать такой микроклимат в группе, где он вместе с детьми обсуждает проблемы, вместе с ними ищет выход из трудного положения, вместе познает, делает открытия, удивляется.

В ходе занятия показываются слайды. На каждый слайд диктором задается вопрос о правильности поведения детей на картинке. Идет обсуждение. В любой момент можно прослушать правило поведения в изображенной ситуации.

Слайд 1: опасные предметы дома.

Вопрос диктора: "Правильно ли мальчик обращается с игрушками и предметами в своей комнате?"

Воспитатель предлагает обсудить, какие предметы лежат не на своих местах, а какие могут нанести вред здоровью. Помогает запомнить правила безопасного поведения в доме:

1. Порядок в доме соблюдается не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

2. Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, булавки), а также играть с ними.

В группе тоже должны быть порядок и чистота. Надо положить игрушку на место после того как ей поиграл. Иначе на нее упадешь и поранишься, еще и игрушку сломаешь. Нельзя отвлекать, толкать другого, если он режет ножницами. Нельзя бегать с карандашом в руке и пихать его другому человеку в лицо.

Игра "Опасный - безопасный предмет"

Если опасный предмет, то топают, если безопасный - хлопают.

Слайд 2: Окно (форточка, балкон).

Вопрос диктора: "Можно ли встав на подоконник, выглядывать в открытую форточку?"

Воспитатель задает вопрос: "Ребята, как вы думаете, что может случиться с мальчиком, который забрался на подоконник и открыл окно?" Дети анализируют изображенную ситуацию и возможные негативные последствия.

В группе тоже нельзя забираться на подоконник. Прощаться с родителями надо в раздевалке.

Слайд 3 Работающая плита.

Вопрос диктора: "Правильно ли поступает мальчик?"

Дети обсуждают, почему опасно подходить к работающей плите на кухне и тянуться к кастрюле с кипящим супом.

Нельзя трогать горячий обед, который принесла няня, можно обжечься.

Слайд 4 Утюг

Вопрос: "Прибор поставлен в правильное положение?"

При этом воспитатель продолжает использовать наглядный метод обучения, демонстрируя детям игрушечную гладильную доску, утюг и кукольную одежду. Показывает детям, при каких обстоятельствах в этой ситуации может возникнуть пожар.

Воспитатель уточняет, какие еще электроприборы знают дети, обращает внимание детей на правила пользования электроприборами. Рассказывает, что электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Он - наш помощник. Ведь если его не будет, мы не сможем смотреть телевизор, слушать музыку, пылесосить. Но электрический ток может быть опасным и даже может вызвать пожар. Воспитатель объясняет детям, что если они почувствовали запах или, увидели дым, то надо сказать немедленно об этом взрослым.

Ребенок рассказывает стих:

Все мы уж большими стали
И помощники для мамы.
Пылесосом убираем,
Даже свет включаем сами.
Но, когда один ты дома
Осторожней будь, мой друг!
С током ведь не все знакомы,
В доме ТОК живет вокруг.

Воспитатель спрашивает, какие электроприборы есть у нас в группе? Можно ли трогать провода, удлинители, можно ли играть с розеткой? Засовывать в нее пальцы, вставлять карандаши и другие предметы?

Ребенок рассказывает стих:

Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней не должен ты играть,
Шпильку, гвоздь туда совать-
Дело кончится бедой:
Ток в розетке очень злой!

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.

Перед тем как поставить следующий слайд воспитатель зажигает спички и говорит: "Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Правильно. Спички. Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

Ой, ребята, посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне! Что надо сделать?" Дети отвечают (подуть, бросить на пол и т.д.).

"Спасите меня скорее, дуйте!" - говорит воспитатель, - "Спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя - это не игрушка! Огонь - наш друг. Он нас согревает, на нем мы пищу готовим. Но в некоторых случаях они может быть наш враг. Он может вызвать пожар. Сильно поранить нас. Что может стать причиной пожара?"

"Неисправные электроприборы, не затушенный окурок, не выключенный утюг, непогашенные свечи, игры со спичками, зажигалками, бенгальскими огнями", - отвечают дети.

Слайд 5 (13) Спички

Вопрос: "Правильно ли поступает мальчик?"

При необходимости воспитатель комментирует изображения: "Можно ли играть со спичками и зажигалками?" и уточняет сказанное детьми: "Нет. Нельзя. Этот может стать причиной пожара".

Что нужно делать, если возник пожар в квартире?

Обратите внимание: дети младшего дошкольного возраста и они затрудняются позвонить 01 и назвать свой адрес, поэтому воспитатель объясняет им, что в этом случае, надо открыть входную дверь и позвать на помощь взрослых.

Чего боится огонь? Чем можно тушить пожар? (Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем). Если пламя еще маленькое можно попытаться самим затушить его водой.

Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни).

Какое главное правило при любой опасности? (Не поддаваться панике, действовать спокойно, но быстро).

Можно ли прятаться при пожаре под кроватью, в шкафу? (Нужно убегать. Но если не можешь выбраться, надо выйти на балкон и плотно закрыть дверь в ожидании помощи. Если и это не получается, то закрыть рот и нос мокрой тряпкой, лечь на пол. Там меньше дыма.

Напомнить детям, что в группе есть запасная пожарная дверь, которая находится в спальне.

Слайд 6 (№9 раздел "бережем свое здоровье") Аптечка.

Воспитатель предлагает обсудить, где хранятся разные лекарства. Объясняет, что в каждой семье есть домашняя аптечка. Пользоваться этой аптечкой разрешается только взрослым, потому что лекарствами можно отравиться и причинить себе огромный вред.

Уточнить, что в группе тоже есть аптечка. Ее могут трогать только воспитатели и медсестра

Слайд 7 (12) Нельзя открывать дверь посторонним людям.

Вопрос: "Правильно ли поступает мальчик, если на звонок открывает дверь?"

Дети рассуждают, почему нельзя открывать дверь квартиры незнакомым людям. Воспитатель уточняет, что в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. Далее разъясняет детям следующие правила:

1. Нельзя открывать дверь посторонним людям.

2. Нельзя никуда уходить с незнакомым человеком

3. Нельзя брать у незнакомых людей подарки и угощения.

Ребенок рассказывает стих:

К незнакомцам не ходи!
Незнакомцев обходи!
Даже, если обещают,
Что тебе весь мир подарят:
Шоколад, конфет мешок,
Куклу, мячик, вкусный сок.
Должен правила ты знать!

Давайте научимся правильно вести себя с незнакомыми людьми, которые могут причинить зло.

Проводится тренинг.

Воспитатель предлагает двум детям разыграть ситуацию, где один из них незнакомый человек, который хватает ребенка за руку и тащит за собой. Другой кричит "На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!". Воспитатель уточняет: "Если тебя пытаются взять на руки, нужно принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться, убежать".

После того как будет разыграна ситуация, ребята разбиваются на пары и проигрывают эту ситуацию друг с другом, меняясь ролями. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал каждый ребенок. Закончить ситуацию надо счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Воспитатель напоминает детям, что без разрешения в раздевалку выходить нельзя. Там могут быть посторонние люди. Это опасно. Нужно всегда быть на виду у воспитателя.

Первая часть занятия завершается. Воспитатель благодарит и хвалит детей за проделанную работу. И напоминает, что после сна, во второй половине дня, ребята нам покажут кукольный театр "Кот, лиса и петух". "И мы еще раз убедимся с вами, ребята", - говорит воспитатель, - "что нельзя открывать дверь посторонним, нельзя быть такими доверчивыми как Петушок из сказки."

Инсценировка сказки

Воспитатель предлагает посмотреть сказку "Кот, лиса и петух".

После инсценировки идет обсуждение поведения героев сказки:

Кто из героев сказки нарушил правило безопасности? (петушок)

Назовите это правило? (нельзя доверять незнакомцам)

Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы? (громким криком)

Правильно ли вел себя петушок, что кричал, когда его уносила лиса?

После обсуждения сказки воспитатель благодарит детей за внимание, за активность и желает им беречь себя.

Сценарий к сказке "Кот, Лиса и Петух"

Ведущая: В лесу жили-были кот да петух. Жили они в домике красивом. Кот утром на охоту уходил, а петушок оставался дом стеречь. И вот утром кот собирается...

КОТ: Ты дверь никому не открывай! Никуда не выходи! Не то лиса тебя поймает и съест. Но если вдруг что-то случится, ты на помощь зови, я тебя выручу.

ПЕТУШОК: Хорошо.

ВЕДУЩАЯ: Кот ушел в лес, а петушок по дому хозяйничает. Всё в избушке прибрал, пол чисто подмел, песни поёт и кота ждёт.

ПЕТУШОК: Ку-ка-ре-ку!

ВЕДУЩАЯ: Бежала мимо лиса, услыхала, как петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко, да и запела.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

ПЕТУШОК (выходит во двор): Горошек? Какой горошек? Я люблю горошек! Ну-ка, покажи!

ЛИСА: Ага! Попался!

ЛИСА хватает ПЕТУШКА. ПЕТУШОК кричит.

ВЕДУЩАЯ: Не слышит котик петуха, давайте-ка петушку поможем, и все вместе позовем кота. Котик! Котик!

КОТ: Иду-иду! Опять ты, лиса! Отдавай мне моего друга петушка!

ЛИСА: Да возьми, не нужен он мне.

КОТ (ПЕТУШКУ)". Что же ты не слушаешься?! Почему ты во двор вышел?

ПЕТУШОК: Так лиса сказала, что у нее горошек! А я горошек люблю!

КОТ: Да разве ты не знаешь, что у чужих людей и зверей ничего брать нельзя?

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а вы знаете, что у чужих людей ничего брать нельзя? Ни конфетку, ни яблочко! Знаете? Молодцы! А вот петушок не знал.

КОТ: К тому же, петушок, лиса тебя обманывала, нет у нее никакого горошка!

ПЕТУШОК: А зачем же она про горошек говорила?

КОТ: Специально, чтобы тебя из домика выманить, схватить и унести! Вот, ребятки знают, что нельзя никуда с чужими ходить.

ВЕДУЩАЯ: Да, котик, у нас ребята умные, они с чужими людьми никуда не пойдут и ни за что не поверят, не то, что ты, петушок!

ПЕТУШОК: Ладно-ладно, я тоже больше никогда с чужими никуда не пойду!

КОТ: Это хорошо, потому что я на этот раз далеко-далеко в лес пойду, если ты звать меня будешь, я прибежать на помощь не успею.

ПЕТУШОК: Не бойся, котик, я больше лису-обманщицу не послушаю! Буду дома сидеть, из домика не выйду!

ВЕДУЩАЯ: Ушел кот далеко-далеко в лес, отсюда и не видать! А Лиса - опять тут как тут. Дождалась, когда уйдет кот, и к домику. Рядом крутится, все думает, как бы петушка из дома выманить.

ЛИСА (поет):

Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!

ПЕТУШОК: Нет, Лиса, во двор не выйду, и не старайся!

Ну, как знаешь.
Бежали ребята, просыпали пшеницу.
Воробьи клюют, петухам не дают!

ПЕТУШОК (выбегая во двор): Как это так, петухам не дают? Где тут пшеница?

ЛИСА: Опять я тебя обманула, петушок. Нет тут никакой пшеницы. (Хватает петуха).

ПЕТУШОК: Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за быстрые реки! Котик! Братец! Спаси меня! Отними у лисы! Ой-ой, не слышит, помогите мне, ребята!

ВЕДУЩАЯ: Не слышит котик петуха, давайте-ка петушку поможем и все вместе позовем кота. Котик! Котик!

ЛИСА: Ничего у вас не получится! Ушел котик далеко в лес, и пока он сюда спешить будет, я уже далеко убегу. (Убегает с петухом.)

КОТ: Ой, бежал я, спешил! А где же петух? Нет его? Лиса унесла?

ВЕДУЩАЯ: Да, котик, обманула петуха лисица - пообещала ему пшеницы, петушок во двор-то и вышел. Схватила его лиса и унесла в свой дом, съесть петушка хочет.

КОТ: Что ж, надо спешить, выручать петушка! А вы мне поможете?

Дети: Да!

Меняются декорации. Ставится дом Лисы.

КОТ (стучится): Тук-тук, тут ли Лиса Патрикеевна живет?

ЛИСА (из окошка)". Тут-тут!

КОТ: Не ты ли моего друга-петушка унесла?

ЛИСА: Нет его тут! Никого я не уносила!

ПЕТУШОК: Тут я, тут, обманывает лиса! Спаси меня, Котик!

КОТ: А ну, лисица-воровка, возвращай петушка!

ЛИСА: И не подумаю! Я его съем!

ВЕДУЩАЯ: Ой-ой, ребята, надо петушка выручать! Надо его у лисы отнять! Давайте испугаем ее. Скажем, что охотники с собаками идут.

КОТ: Лиса-лиса, тут охотники с собаками пришли.

ЛИСА: А почему я не слышу, как собаки лают? И как охотники стреляют?

Ведущая просит одних ребят полаять, а других - изобразить выстрелы.

ЛИСА: Ой-ой, и, правда, охотники! Ой, боюсь-боюсь. (Убегает.)

ПЕТУШОК (выходит из домика): Спасибо, ребята, что помогли мне. Теперь-то я знаю, что нельзя чужих зверей и людей слушать, нельзя никуда без разрешения из дома выходить.

КОТ: Молодец, петушок, запомнил, как себя правильно вести надо! Ну, пойдем с тобой домой. А вам, ребята, за помощь спасибо!

КОТ и ПЕТУШОК кланяются, уходят. Звучит музыка. Конец кукольного спектакля.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире: небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту); неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами; неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами; криминальные ситуации (взлом, ограбление).

3 слайд

Описание слайда:

Опасные ситуации которые случаются дома (в квартире): пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем); взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита); затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина); отравление (газом или химическими препаратами); поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием); разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Почему??? Затопление может произойти из-за аварии водопровода, системы отопления или недосмотра (кто-то забыл закрыть кран или не устранил протечку воды). А может засорилась канализация или протекла крыша

6 слайд

Описание слайда:

Во всех этих случаях в первую очередь сообщите об этом родителям, а если их нет дома, предупредите соседей и попросите их вызвать аварийную службу и предупредить диспетчера ЖЭСа. В местах протечек поставьте тазы и ведра. При затоплении всего этажа покидайте дом, не пользуясь лифтом. Попросите взрослых перекрыть воду и обязательно отключить электричество в квартире – если вода попадет на электропровода, возникает опасность удара электрическим током и короткого замыкания

7 слайд

Описание слайда:

Чтобы по вашей вине не произошло затопление дома или школы: Не оставляйте без присмотра льющуюся воду. Проверяйте перед выходом, закрыты ли краны, особенно в те дни, когда отключают воду Не засоряйте канализацию Не пытайтесь крутить или чинить краны на трубопроводе в квартире самостоятельно, в случае неисправностей или течи воды попросите взрослых вызвать работников ЖЭСа

8 слайд

Описание слайда:

Что делать в случае затопления если в момент аварии в квартире нет взрослых, нужно сразу сообщить о ней родителям на работу или позвать соседей; позвонить в диспетчерскую ремонтно-эксплуатационного управления и попросить прислать специалистов;

9 слайд

Описание слайда:

Что делать в случае затопления отключить электричество и перекрыть воду (это может помочь сделать кто-нибудь из взрослых соседей); в местах протечек поставить тазы или ведра, обмотать места протечек тканью и как можно скорее начать убирать скопившуюся воду.

10 слайд

Описание слайда:

Что делать, если затопили соседи? Если затопление квартиры еще в процессе, остановите стихию. Сходите к соседям. Когда залив происходит из-за аварии в коммуникациях, нужно сообщить в диспетчерскую эксплуатирующей организации; До вызова эксперта по оценке и фиксации ущерба от затопления квартиры ни в коем случае не устраняйте следы залива; Вызовите работника эксплуатационной организации (ЖЭУ) – он зафиксирует ущерб от затопления квартиры (для последующей оценки ущерба затопления), а также их причину в специальном акте. Один экземпляр акта должен остаться у Вас. Обращайтесь в ЖЭУ даже при незначительных повреждениях (возможно дефекты после затопления квартиры проявятся позже в большем объеме). При составлении акта проследите за тем, чтобы повреждения были описаны очень точно (это понадобиться для более точной оценки ущерба от затопления квартиры); После проявления всех следов аварии, необходимо встретиться с соседями и попробовать уладить все вопросы, связанные с заливом квартиры, без обращения в суд;

11 слайд

Описание слайда:

Сообщите виновнику, что при отказе оплатить восстановительный ремонт, последует обращение в суд и, в случае победы, виновнику придется оплатить все судебные издержки (услуги по оценке ущерба затопления, адвоката и т.д.); С несговорчивым ответчиком будет сложнее. Начинайте искать юриста, специализирующегося на возмещении ущерба; Как только проявятся все следы аварии, приглашайте независимого оценщика для проведения оценки ущерба от затопления (залива) квартиры; Причинитель вреда извещается телеграммой (минимум за 3 рабочих дня) о дате проведения осмотра и оценки ущерба затопления квартиры; Результатом является акт осмотра повреждений. В этом акте (повторном) учитывается мнение причинителя вреда. Если сосед получил телеграмму и не явился для составления акта осмотра повреждений, осмотр проводится без него;

12 слайд

Описание слайда:

После визита эксперта-оценщика и получения на руки отчета об оценке причиненного ущерба (занимает 2-4 рабочих дня), можете смело ремонтировать квартиру; Получив на руки отчет об оценке, попытайтесь снова пойти с виновником «на мировую». Если виновник сопротивляется, готовьтесь к судебному разбирательству; При соблюдении всех правил и формальностей дело о возмещении ущерба, причиненного заливом (затоплением) квартиры, как правило, выигрывается;

13 слайд

Описание слайда:

Если во время судебного процесса Вы успели провести ремонт и не уложились в ранее заявленную сумму, вы можете подать иск с этой суммой, заверив его чеками, квитанциями, сметами ремонтной организации. Однако победа в данном случае не гарантируется, поскольку ответчик может усомниться в сумме и запросить встречную экспертизу по оценке ущерба затопления. Вы смело можете идти на это только будучи уверенным, что вы оплатили ремонт не по завышенным ценам, а это бывает очень редко; Суд выигран. Ответчик выплачивает Вам сумму, определенную судом. Если ответчик отказывается выплатить Вам деньги, Служба судебных приставов возбуждает исполнительное производство и дает виновнику потопа пятидневный срок для исполнения решения. Если ответчик не исполняет решение, Служба судебных приставов применяет соответствующие меры по выявлению имущества должника. В случае невыплаты на имущество должника налагается арест, имущество продается и из этой суммы Вам выплачивается необходимая сумма.

14 слайд

Описание слайда:

Контрольные вопросы Почему случается затопление в квартире? Как от этого уберечься? Что нужно предпринять при затоплении? 1. Сразу же сообщите об аварии взрослым (родителям, соседям и др.). 2. Позвонить в диспетчерскую ремонтно-эксплуатационного управления и попросить прислать специалистов. 3. Отключить электричество и перекрыть воду 4. Поставить в местах протечек тазы или ведра. Эти места обмотать тканью и убирать воду.

15 слайд

Описание слайда:

Практические задания Попросите взрослых показать, где находятся в доме запорные вентили (краны) холодной и горячей воды, как ими пользоваться? Нарисуйте схему водоснабжения вашей квартиры, на которой укажите расположение труб с горячей и холодной водой, запорных кранов, смесителей и других устройств. Обозначьте места, где могут возникнуть протечки воды. Узнайте телефоны служб, куда вам следует обратиться в случае затопления. Запишите их в ваш справочник аварийных телефонов.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Пожар в квартире, доме или на даче возникает, как правило, по нашей вине. Мы нередко забываем о правилах безопасности. И очень часто, если произошел пожар, мы не знаем, что делать. Запомните главное правило: ПОЖАР ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТУШИТЬ!!!

18 слайд

Описание слайда:

Поэтому: НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ БЕЗ ПРИСМОТРА! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СПИЧКАМИ! И вообще, ДУМАЙТЕ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ!!!

19 слайд

Описание слайда:

Ну, а если все-таки загорелось? Почувствовав дым, обязательно выясните, откуда он идет, не горит ли что-нибудь в квартире. Не паникуйте! Если дома нет взрослых, в первую очередь вызовите СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по телефону 112 или 01

20 слайд

Описание слайда:

При этом сообщите: Что горит. Свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код). Фамилию и номер телефона, с которого звоните. У вас могут уточнить, сколько этажей в доме и подъездов в здании, как лучше подъехать к дому. Будьте готовы ответить на эти вопросы.

21 слайд

Описание слайда:

Если огонь не велик, попробуйте справиться с ним самостоятельно, используя подручные средства для тушения: мокрую ткань и воду.

22 слайд

Описание слайда:

ПОМНИТЕ!!! Поэтому если загорелся телевизор или другой электроприбор, немедленно вытащите вилку из розетки! Если после этого горение не прекратилось, накройте прибор плотной тканью (одеялом, пальто) и плотно прижмите ее, чтобы прекратить доступ кислорода к пламени и остановить горение, залейте очаг водой. Ни в коем случае нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и горящие провода!

23 слайд

Описание слайда:

При пожаре дым опасен даже больше, чем огонь. В случае пожара покиньте квартиру, предупредите об опасности соседей. Уходя из квартиры, закройте дверь в горящую комнату и в квартиру, чтобы не было доступа воздуха. По задымленному помещению лучше передвигаться согнувшись или на четвереньках (внизу всегда меньше дыма) и дышать через влажную ткань (платок, полотенце и др.), прикрыв ею нос и рот. Чтобы уберечься от огня, накиньте на себя мокрое полотенце, пальто или покрывало. Спускаться вниз следует по лестнице, лифтом пользоваться нельзя!

24 слайд

Описание слайда:

Если выйти из квартиры невозможно, возвращайтесь обратно. В многоэтажном доме надо знать, где находятся эвакуационная лестница, люк на балконе. Если добраться до них не получается, выйдите на балкон (лоджию), стойте у закрытого окна, кричите и зовите на помощь прохожих.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Утечка газа в квартире очень опасна. Она может случиться из-за неисправности газового оборудования (труб, плит, колонок, баллонов) или небрежности жильцов (не до конца закрытого крана газовой плиты, выкипающей воды, залившей огонь в газовой горелке, или сквозняка, задувшего слабый огонь)

27 слайд

Описание слайда:

Помните главное: Если в квартире чувствуется запах газа, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не зажигайте огонь, не включайте свет и электроприборы Если запах газа в квартире очень сильный, то ничего не предпринимайте и немедленно покиньте квартиру! При запахе газа сразу сообщите об этом взрослым, немедленно откройте окна, перекройте кран на газовой трубе (родители должны вас научить это делать) и выйдите из квартиры. Попросите соседей вызвать АВАРИЙНУЮ ГАЗОВУЮ СЛУЖБУ по телефону 04 и СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по телефону 112

28 слайд

Тема: Опасные ситуации в жилище.

Цель: рассказать учащимся о возможных опасных ситуациях в доме (квартире) и мерах по их предупреждению.

Форма проведения: комбинированный урок.

Материалы: мел, доска, учебник, плакаты, карточки, сборники тестов и инструкций.

План урока:

Организационный момент - 2 мин .

Домашнее задание с пояснением - 2 мин .

Опрос с проверкой домашнего задания - 6 мин .

Изучение новой темы - 10 мин .

Закрепление материала - 5 мин .

Повторение пройденного - 8 мин .

Самостоятельная работа - 10 мин .

Итог урока - 2 мин .

Ход урока.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (наличие необходимых принадлежностей), сообщение темы, цели и плана работы на уроке. Дети записывают дату и тему урока в тетрадь.

На дом: § 6, инд. зад. (описать возможные опасные ситуации у себя дома).

Одного ученика вызываю к доске (рассказать §5), остальным даю карточки.

Карточка №1.

Каким службам принадлежат эти номера телефонов?

01 - служба спасения

02 - милиция

03 - скорая помощь

04 - газовая служба

Как называется сигнал оповещения о ЧС? «______________________!»

Расшифруй: ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности , ЧС - чрезвычайная ситуация , ГО - гражданская оборона , ПСС - поисково-спасательная служба , ЖЭК - жилищно-эксплуатационная контора .

Рассказываю детям, что опасные ситуации нас могут ожидать и в собственном жилище, так что всем известная поговорка «Мой дом - моя крепость» не всегда срабатывает, так как даже у себя дома мы не можем чувствовать себя в полной безопасности. Перечисляю список наиболее распространенных опасных ситуаций в жилище, затем в ходе беседы с детьми выясняем причины их возникновения, отмечая, какие из них вызваны техногенными факторами, какие - природными, а какие - социальными. Рассматриваем некоторые из перечисленных ситуаций и правила поведения при их возникновении.

Лифт (зачитываю инструкцию).

Братья наши меньшие (собаки: действия при возможном нападении, укусе, передаче заболеваний; домашняя птица, кровососущие насекомые, грызуны).

Если захлопнулась дверь (порядок действий).

Вопросы для закрепления:

Какие опасные ситуации могут произойти в твоем жилище?

Каковы их причины?

Как нужно вести себя в той или иной ситуации?

Какие заразные болезни могут передаваться человеку от животных, насекомых и птиц?

Что нужно делать, если захлопнулась дверь в квартиру?

Тест на стр. 31.

Задание №3 на стр. 31.

Вопросы для повторения:

Как называется неблагоприятная обстановка, в которой есть угроза жизни и здоровью человека, его имуществу или среде обитания?

Как называют наиболее сложные опасные ситуации, требующие от человека для защиты своей жизни и здоровья напряжения всех его физических и духовных сил?

В чем отличие опасной ситуации от чрезвычайной? Приведите пример.

Как называют крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества?

Какие из нижеперечисленных опасных ситуаций являются техногенными, какие - социальными, а какие - природными: конфликт на расовой почве, авария на заводе, землетрясение, эпидемия, нападение хулиганов, автокатастрофа, наводнение?

Продолжи поговорку:

а) В тихой воде омуты … (глубоки)

б) Где тонко, там и … (рвется)

в) Козла бойся спереди, коня сзади, а злого человека… (со всех сторон)

г) Не дразни собаку, так не … (укусит)

д) Беда не приходит … (одна)

е) Не зная броду, не суйся в … (воду)

ж) Есть смелость, нужна и … (умелость)

По вертикали. 10. Состояние защищенности человека от неблагоприятных факторов. 11. Грызун - переносчик инфекционных заболеваний. 12. Служба, приходящая на помощь в криминогенных ситуациях. 13. Пища. 14. Электричество. 15. Опасное место пребывания.

    азгадай кроссворд:

9) Физминутка. Ролевая игра (зад.№ 4 на стр. 20).

Самостоятельная работа: № 4 на стр. 31.

Могу предложить следующее стихотворение, в котором есть указанные в задании слова и словосочетания:

Пятиклассник делал уроки,

Горела лампа на столе.

По проводам гуляли токи ,

Умные мысли в голове.

В комнате вдруг стало душно.

Он поставил стул на стол .

Форточку открыть бы нужно,

Но со стола вдруг стул сошел…

Ученик на пол упал .

Встать он сам уже не смог ,

Так как руку он сломал

И на время занемог.

А когда очнулся уже ,

Врача пред собой увидал.

Читай , голубчик, ОБЖ -

Хирург ему сказал.

В заключение урока подводим итоги работы (что сделали, что не успели, что узнали нового, кто как работал). Учащиеся получают оценки за урок. Если останется время, можно прочесть ряд памяток и инструкций из сборника.

Наименование опасных ситуаций

Причины опасных ситуаций

Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования элек-тробытовыми и электронагревательными при-борами; нарушение правил хранения и исполь-зования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторож-ное обращение с пиротехническими изделия-ми и др.

Поражение электрическим током

Использование неисправных электроприбо-ров и электрооборудования, ремонт не обес-точенных электроприборов, игры детей с ра-ботающими электроприборами, прикоснове-ние открытой частью тела (особенно мокры-ми рукам) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам.

Отравление препаратами бытовой химии

Нарушение правил пользования и хранения препаратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов приоб-ретенных не в магазине разлитые или расы-панные препараты.

Вопрос 2.Сформулируйте подробно общие правила вызова специаль-ных служб (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных или аварийных ситуаций в доме, квар-тире:

Ответ. При вызове специальные службы по телефону, необходимо сообщить:

Причину вызова (пожар, несчастный случай, взрыв, нападение, запах газа, захват заложников и т.п.)

Свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообще-ние;

Точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код) или другие ориентиры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,5 балла:

    за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на второй вопрос - 1,0 балла (первая позиция - 0,3 балла, вторая - 0,3 балла, третья - 0,4 балла). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются

Задание 4. Опасные или аварийные ситуации в доме квартире могут произойти в любое время, поэтому жильцы должны знать порядок действий при их возник-новении. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вы пришли после прогулки домой, разделись и пошли мыть руки. Включив свет в ванной комнате, видите, что из вентиля с горячей водой фонтанирует (вытекает) вода, её уже достаточно много на полу, и она посте-пенно прибывает. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:

Позвонить в диспетчерскую ремонтно-экс-плуатационного управления и вызвать специ-алистов

Отключить электричество и перекрыть воду

В местах протечек поставить тазы или ведра, обмотать мес-та протечек тканью и как можно скорее начать убирать скопив-шуюся воду

Ситуация 2. Вы спускаетесь по лестнице с 4-го этажа, на котором нахо- дится ваша квартира. На лестничной площадке, между вторым и первым эта-жами чувствуете специфический запах и понимаете, что где-то происходит утечка газа. Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

1. Оповестить окружающих о мерах предосторожности

2. Сообщить в аварийную газовую службу об аварии по телефону 04

3. Не включать и не выключать освещение

4. Организовать проветривание помещения

Ответьте на вопрос. Что запрещается делать при обнаружении запаха газа в помещении?

Ответ. При обнаружении запаха газа в помещении не допускается зажигать огонь, курить, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, поль-зоваться электроприборами.

Оценка задания.

    за правильный ответ на первую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на вторую ситуацию - 2,5 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций, плюс 0,5 баллов за правильный ответ на дополнительный вопрос). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.

Задание 5. Экстремальная ситуация в условиях природной среды обычно воз-никает внезапно и её возникновение не всегда можно прогнозировать. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вам предстоит отправиться в недельный турпоход. При подго- товке к нему необходимо подобрать одежду и обувь. Каких требований вы будете придерживаться? Заполните таблицу.

Ситуация 2. Группа туристов из 7 человек двигается по маршруту. Нео- жиданно, резко ухудшились погодные условия, начался сильный дождь, под- нялся ветер, местность труднопроходимая. Руководителю группы удалось сооб-щить по мобильному телефону о приблизительном местонахождении груп пы. Опре делите, какое решение должен принять руководитель и каков алгоритм действий группы в этой ситуации?

Ответ. Руководитель группы должен принять решение оставаться на месте.

1. Определить наличие в группе пострадавши, больных, ослабленных. При нали-чии таковых оказать им помощь.

2. Организовать работы по сооружению временного укрытия

3. Организовать поиск топлива и разведение костра.

4. Взять на учет имеющиеся запасы воды и продуктов питания, установить их нормы расхода

5.Организовать приготовление пищи

6. Оборудовать сигнальные знаки и подготовить сигнальные костры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла:

    за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

    за правильный ответ на вторую ситуацию - 3,0 балла (по 0,5 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 6 (теоретическое).Водоемы опасны как летом, так и зимой. Ежегодно на них происходят различные несчастные случаи. Поскольку знания безопасного поведения на водоемах помогают предотвратить трагические случайности Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

1. Подумайте и запишите, какие опасные ситуации, связанные с темой урока, могут возникнуть в квартире или доме.

В доме или квартире может произойти пожар, затопление водой с верхнего этажа или из канализации, взрыв бытового газа.

2. Обобщи результаты работы групп по теме урока. Вырежи условные знаки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей условные знак

Как действовать

при пожаре

при аварии водопровода

при утечке газа

3. Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.

4. Папа Серёжи и Нади так проиллюстрировал некоторые правила безопасности. Пронумеруй рисунки, на которых показаны действия: 1 - при пожаре; 2 - при аварии водопровода; 3 - при утечке газа.

5. Начерти схему эвакуации из своего класса на случай пожара или другой опасности. Путь от класса к выходу из школы покажи красной стрелкой.

6. Составь список самых важных телефонных номеров на случай опасности.

Телефоны родителей: +7-917-963-62-12, +7-495-423-21-25
Диспетчер: 365-62-57
Ближайшие соседи: +7-917-544-56-87
«Скорая помощь»: 03 (с мобильного телефона 103)
Пожарная охрана: 01 (с мобильного телефона 101)
Газовая служба: 04 (с мобильного телефона 104)
Служба спасения: 112
Другие телефоны: +7-927-463-36-36 (баба Света)

Этот список ты можешь переписать на отдельный лист и положить рядом с телефонным аппаратом.