Конфликт в курганской епархии может дойти до патриарха кирилла. Циркуляр митрополита курганского и белозерского иосифа "о крещенских купаниях" духовенству курганской епархии Митрополит иосиф балабанов

Биография Митрополита Курганского и Белозерского ИОСИФА

Митрополит Курганский и Белозерский ИОСИФ (Балабанов)

Митрополит Иосиф (Балабанов Игорь Анатольевич) родился 31 января 1954 г. в старинном подмосковном городе Кашира. Отец, Анатолий Ильич, родился 29 июля 1927 г., скончался 27 декабря 2001 г., мать, Надежда Петровна, родилась 15 сентября 1929 г., скончалась 12 мая 1999 г. По семейной традиции, через 40 дней после рождения младенец был крещен в храме во имя святых мучеников Флора и Лавра г. Каширы, единственной действующей тогда в городе церкви. С раннего детства будущий Владыка посещал Флоро-Лаврский храм г. Каширы, где тогда было еще много старых монахинь и сохранялся старинный монашеский дух, который он впитывал. Псаломщица этого храма монахиня Ангелина, ныне схигумения Макария, настоятельница Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии, строгая и требовательная, старалась научить его всему, что впоследствии может пригодиться для служения Церкви. Это были годы мощного давления атеистического государства на Церковь и верующих, и юноше пришлось многое перенести из-за твердости своих убеждений.

По окончании 10 классов средней школы он проходил срочную службу в армии в древнем Смоленске. В армии он так же не скрывал своих религиозных убеждений, но замполит части все же дал ему прекрасную характеристику.

В 1975 г., по окончании армейской службы, он поступил в Московскую духовную семинарию. За прекрасную успеваемость из первого класса он был сразу же переведен в третий, в 1978 г. окончил семинарию по первому разряду и без вступительных экзаменов был принят в Московскую духовную Академию.

5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Московском Новодевичьем монастыре Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием он был пострижен в монашество с наречением имени Иосиф, в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного. Его духовного отца, Владыку Ювеналия, отличают особые духовные дарования, огромный и многосторонний опыт, приобретенный многолетним высоким и ответственным служением Церкви. У этого, требовательного к себе и своему окружению наставника, будущий Владыка, как из неиссякаемого источника, черпал уроки для жизни. Величественное и сосредоточенно-молитвенное совершение Богослужений, спокойный, вдумчивый и мудрый подход к любому вопросу, всецелая отдача себя церковному служению, глубокая вера и преданность воле Божией являли перед ним в его Святителе тот образ, перед которым невозможно было не благоговеть, и которому хотелось, по мере сил, подражать.

9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий рукоположил новопостриженного монаха Иосифа во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена он был назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря, а к празднику Пасхи Христовой 1980 г. был награжден Патриаршей Грамотой.

23 апреля 1981 г., в Великий Четверг, в Успенском храме Новодевичьего монастыря по благословению Святейшего Патриарха Пимена Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий посвятил отца Иосифа во иеромонаха. 7 апреля 1982 г., в праздник Благовещения, он был награжден наперсным крестом. Новодевичий монастырь, – одно из самых любимых верующими москвичами мест. Успенский храм монастыря является кафедральным собором митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Величественные архиерейские службы, множество верующего народа, возможность почти ежедневного служения Божественной Литургии не могли не радовать молодого священнослужителя, но в то же время его не могла не тяготить и столичная суета. Стремление быть простым пастырем в отдаленном сельском приходе взяло верх, и он подал прошение о переводе. Но Господь судил иначе.

15 сентября 1982 г. Определением Святейшего Патриарха Пимена он был направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а 30 сентября того же года Владыка принял решение о назначении его в Ильинский храм г. Серпухова Московской области. Это был единственный храм в довольно многолюдном городе (120 тыс. жителей), однако частые смены священников и постоянные нестроения в приходе привели к тому, что храм пришел в удручающее состояние. По оценке производственного бюро отдела охраны памятников архитектуры износ цокольной части составлял 70%, кровля сгнила и протекала. Храм нужно было спасать. Однако Уполномоченный совета по делам религий при Совете министров СССР по Московской области А. А. Трушин решительно воспротивился назначению митрополитом нового настоятеля. Владыка, в надежде, что удастся изменить ситуацию, вынужден был назначить отца Иосифа только штатным священником.

13 июля 1983 г. иеромонах Иосиф был назначен благочинным церквей Серпуховского округа, в состав которого входили Серпуховской, Чеховский и Нарофоминский районы Московской области. Эту должность он занимал до своего назначения в Ярославль в феврале 1999 г. Открытие новых храмов и монастырей, их реставрация, подготовка священнослужителей, возрождение традиционных форм церковного служения, развитие религиозной жизни во всем ее многообразии были постоянной заботой благочинного. И сейчас духовенство округа воспринимает Владыку действительно как своего отца, воспитавшего их своим примером, с любовью называя созданную им церковную атмосферу «школой Владыки Иосифа».

19 марта 1984 г. иеромонах Иосиф стал настоятелем Ильинского храма г. Серпухова. Он много сделал для него. Был произведен капитальный внешний и внутренний ремонт храма, построен новый каменный двухэтажный дом, заменены устаревшие коммуникации, поставлена металлическая ограда. Но самое главное, – в приходе прекратились многолетние распри. Настоятель сумел объединить вокруг себя всех прихожан. Сейчас уже мало осталось в живых тех из них, с кем пришлось налаживать церковную жизнь, но семена, посеянные Владыкой в то время, и по сей день приносят добрые плоды.

22 ноября 1987 г. иеромонах Иосиф был удостоен Святейшим Патриархом Пименом сразу четырех церковных наград и возведен в сан архимандрита.

6-12 июня 1990 г. он участвовал от Московской епархии в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II. В 1990 г. архимандрит Иосиф становится депутатом Серпуховского городского Совета. Он делает все возможное для того, чтобы Церкви были возвращены все ее монастыри и храмы, в том числе он сумел добиться передачи Московской епархии комплекса Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

28 февраля 1991 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод назначают архимандрита Иосифа настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения Богослужений с жезлом.

Возрождению этой древней обители, основанной преподобным Сергием Радонежским в 1374 г., ее настоятель отдавал все свои силы и способности. За несколько лет находившийся в руинах монастырь обрел свою прежнюю красоту и величие. Многочисленные святыни, собранные Владыкой в обители, строгое и торжественное уставное монастырское богослужение, теплота и отзывчивость братии стали привлекать в монастырь все больше и больше паломников. По инициативе настоятеля монастыря было возобновлено пришедшее в полное забвение почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Пожалуй, во всей Русской Православной Церкви не найти ни одного храма, где не чтилась бы сейчас эта икона. Акафист Богоматери перед этой иконой с благоговением ежедневно читают многие и многие верующие. А тогда Владыка Иосиф бережно держал в руках и готовил к первому изданию единственный сохранившийся акафист, переписанный рукой какой-то полуграмотной благочестивой старушки.

В 1993 г. архимандрит Иосиф был избран членом Епархиального совета Московской епархии.

25 сентября 1995 г. во время своего Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил архимандрита Иосифа орденом Преподобного Сергия Радонежского второй степени, а 28 марта 1996 г. удостоил его права совершения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1998 г. архимандриту Иосифу определено быть Епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. Его Архиерейская хиротония состоялась 31 января 1999 г. в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы. Ее возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С февраля 1999 г. Владыка нес свое архиерейское служение в древнем Ярославле. По благословению Святейшего Патриарха Алексия викарный епископ исполнял и должность секретаря Ярославской епархии. И здесь он много делал для того, чтобы открывались новые монастыри и приходы, возрождались и благоукрашались старинные храмы. Его заботой и старанием был передан епархии и отреставрирован расположенный в центре Ярославля величественный Богоявленский храм XVII века. Великим освящением этого храма закончилось плодотворное служение епископа Иосифа на Ярославской земле.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 7 октября 2002 г. образована новая православная епархия на Дальнем Востоке — в Еврейской Автономной области. Епископом Биробиджанским и Кульдурским назначен Преосвященный епископ Иосиф.

Трудами епископа Иосифа в апреле 2003 г. был заложен, а 21 сентября 2005 г. освящен Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана, в 2006 г. построен Социально-Просветительский Центр епархии, в 2007 г. создан женский монастырь, появились новые храмы и часовни в поселках и селах области, построено 2 храма в исправительных учреждениях. В епархии появились свои святыни, создаются новые приходы, строятся храмы, возрождается церковная жизнь во всех традиционных для нее аспектах. Биробиджанская епархия ведет широкую миссионерскую, просветительскую, социально-благотворительную деятельность.

21 сентября 2005 г. епископ Иосиф награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени.

Многосторонняя успешная деятельность Владыки отмечена не только церковными наградами. 22 января 2002 г. приказом Министра юстиции РФ он награжден серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». 8 августа 2005 г. Указом Президента РФ В. В. Путина награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 12 февраля 2007 г. приказом директора ФСИН России награжден золотой медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева №472 от 29 апреля 2009 г. «за большой вклад в сохранение духовных и культурных традиций» награжден орденом Дружбы. 01 октября 2012 г. Постановлением губернатора ЕАО А. А. Винникова награжден Почетным знаком ЕАО «Почет и уважение». В 2015 году Указом Президента РФ В. В. Путина награжден орденом Почета.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года архиепископ Иосиф назначен Управляющим Курганской и Белозерской епархией, главой Курганской митрополии.

24 мая 2015 г. в связи с назначением главой Курганской митрополии архиепископ Иосиф возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Сегодня, 16 марта, губернатор Курганской области Алексей Кокорин провел совещание, в котором приняли участие митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, епископ Шадринский и Далматовский Владимир, члены правительства области, сообщили в пресс-центре Курганской епархии. Совещание прошло в закрытом режиме, но некоторые подробности – в материале «ФедералПресс».

Информированные источники сообщили, что темой разговора была подготовка к празднованию 200-летия нашего земляка архимандрита Антонина (Капустина). Он родился в селе Батурино Шадринского района. В истории православия архимандрит известен как «строитель Русской Палестины» (части территорий современного государства Израиль).

В Зауралье 2017 год объявлен Годом архимандрита Антонина. На его родине в селе Батурино в конце августа – начале сентября планируют провести православный фестиваль «Батуринская святыня». Идет сбор средств на восстановление Спасо-Преображенского храма в селе Батурино и памятник архимандриту Антонину (Капустину).

Как сообщало РИА «ФедералПресс», еще в июне 2016 года президент православного благотворительного фонда «Батуринская святыня» Михаил Харлов говорил о том, что «фонд сотрудничает в организации торжеств и подготовке к ним с Императорским православным палестинским обществом, комитет почетных членов которого возглавляет святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл». Недавно объявлено о намеченном визите патриарха Кирилла на торжества в Зауралье.

Поводом для оперативного совещания у губернатора стало, как отмечают некоторые наблюдатели, озабоченность митрополита Курганского и Белозерского Иосифа по подготовке к торжествам и визиту патриарха, и эту озабоченность он откровенно высказал на прошедшей вчера, 15 марта, рабочей встрече глав митрополий и епархиальных архиереев Уральского федерального округа с полномочным представителем президента РФ в УрФО Игорем Холманских.

На этой встрече, как сообщили очевидцы, митрополит Иосиф заявил, что его «удивило, что управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий анонсировал визит патриарха в регион».

«Мы к визиту не готовы, – сказал владыка, отметив, что в некоторых храмах не закончены плановые работы. – Принимать там патриарха мне будет стыдно. Богоявленский собор еще не завершен в строительстве и не сдан в эксплуатацию».

«Моя оценка состояния курганской епархии: она остановилась в середине 90-х годов. Это вызывает озабоченность. Второй аспект – моральное состояние духовенства епархии. На протяжение целого ряда лет курганскую епархию сотрясали противоречия между архиереями и духовенством. В ряде СМИ были опубликованы откровенно клеветнические материалы в отношении архиерея», – посетовал руководитель митрополии.

«До визита остаются считанные месяцы. Что-то, конечно, можно сделать, чтобы не ударить лицом в грязь, но нужно сегодня объединить все возможности. Завтра встречаемся с губернатором, обсудим шаги, которые нужны», – сказал Иосиф.

Игорь Холманских в ответ на это отметил: «Думаю, вы правильно характеризовали состояние дел в курганской митрополии, думаю, поэтому патриарх к вам и едет: и вас мобилизовать на подготовку встречи, и органы власти, чтобы Курганская область выглядела достойно. Картину вы нарисовали мрачную, но вы видите, какие задачи стоят, и, думаю, это поможет вам мобилизоваться и решить задачи. Нужна помощь, поддержка – можете нас просить».

Позиция митрополита Иосифа очень удивила депутата Госдумы от Зауралья Александра Ильтякова , который принял самое активное участие в сооружении Богоявленского храма в Кургане. «Мы все сделаем в срок, обязательно, ведь еще март. Работы начнем в апреле, и все будет сделано как подобает. Мы привыкли держать слово», – подчеркнул Александр Ильтяков в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».

Официальной информации о результатах сегодняшнего совещания пока нет, но отметим, что губернатор Курганской области Алексей Кокорин неоднократно заявлял, что приоритетом в подготовке к юбилею архимандрита Антонина (Капустина) является реставрация церкви Преображения Господня на его родине и благоустройство территории вокруг нее. «Общими усилиями мы обязательно отреставрируем храм. Наша задача – сделать село Батурино местом паломничества», – говорит губернатор.

А рядовые курганцы при опросе сегодня, оценивая возникшую ситуацию, говорили, что «визит патриарха не нужно превращать в парад», «пусть патриарх Кирилл увидит, как на самом деле живет епархия», «главное – отметить достойно память архимандрита в душе», «не стены важны, а общее желание воздать должное достойному человеку». И с этим трудно не согласиться.

Некоторые также считают, что митрополит Иосиф сопротивляется визиту патриарха Кирилла потому, что у епархии возник конфликт с властями Кургана по поводу самовольного строительства в самом центре города гаража возле памятника истории и архитектуры – Александро-Невского кафедрального собора. Эта история получила широкую огласку и не красит руководство епархии, считают жители города.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Иосиф (Балабанов), епископ Угличский (31 января 1999 - 7 октября 2002)
В миру Балабанов Игорь Анатольевич, родился 31 января 1954 года в подмосковном городе Кашира в семье Анатолия Ильича (+ 2001) и Надежды Петровны (+ 1999) Балабановых.
Крещён в младенческом возрасте. С раннего детства посещал Флоро-Лаврский храм Каширы и участвовал в пении чтении на клиросе. По окончании 10 классов средней школы проходил срочную службу в армии, где так же не скрывал своих религиозных убеждений.
В 1975 году, по окончании армейской службы, поступил в Московскую духовную семинарию. За прекрасную успеваемость из первого класса был переведён в третий, в 1978 году окончил семинарию по первому разряду и был принят в Московскую духовную академию.
5 марта 1979 года был пострижен в монашество с наречением имени Иосиф, в честь святого Иосифа Прекрасного, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, в Крестовой церкви в Московского Новодевичьего монастыря.
9 марта 1979 года рукоположен во иеродиакона в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 26 июля 1979 года назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря определением патриарха Московского и всея Руси Пимена.
23 апреля 1981 года рукоположен во иеромонаха митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
30 сентября 1982 года назначен в Ильинский храм города Серпухова Московской области.

13 июля 1983 года назначен благочинным церквей Серпуховского округа. Эту должность он занимал до своего отъезда в Ярославль в феврале 1999 года. Открытие новых храмов и монастырей, их реставрация, подготовка священнослужителей, возрождение традиционных форм церковного служения, развитие религиозной жизни во всем ее многообразии были постоянной заботой благочинного.

19 марта 1984 года назначен настоятелем Ильинского храма города Серпухова Московской области.
22 ноября 1987 года возведён в сан архимандрита.
6-12 июня 1990 года принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В 1990-1993 годах являлся депутатом Серпуховского городского совета.

28 февраля 1991 года назначен настоятелем Высоцкого мужского монастыря в Серпухове с правом совершения богослужений с жезлом. За несколько лет находившийся в руинах монастырь обрёл свою прежнюю красоту и величие. Многочисленные святыни стали привлекать в монастырь большое число паломников. По инициативе настоятеля монастыря было возобновлено пришедшее в полное забвение почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

28 декабря 1998 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Угличским, викарием Ярославской епархии.

30 января 1999 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве состоялось наречение, а 31 января в том же соборе за Божественной литургией — архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Солнечногорский Сергий, Волгоградский и Камышинский Герман, Можайский Григорий, Ярославский и Ростовский Михей; епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

С приездом в 2014 году митрополита Иосифа в Зауралье обострились конфликты внутри православной епархии. После недавнего визита патриарха Кирилла скандал разгорелся с новой силой. Священники обратились к предстоятелю церкви с письмом, в котором обвиняют ближайших сподвижников митрополита в педофилии и распространении наркотиков. Кроме того, они утверждают, что настоятель Богоявленского храма в Кургане архимандрит Иннокентий (Косарихин), который скончался весной 2017 года, жив и скрывается от правосудия.

По словам инсайдера, письмо от 1 сентября подписало более 60 священников (в редакции имеется только его текст — служители отказываются предоставлять подписи, якобы опасаясь раскрывать свои имена). В обращении патриарха просят навести порядок в курганской епархии. Повторяются уже звучавшие ранее обвинения в адрес митрополита в том, что он распоряжается церковными ценностями на свое усмотрение, приближает к себе сомнительных священнослужителей в ущерб тем, которые пользуются популярностью у паствы, ведет себя грубо, чем распугивает прихожан.

Неожиданностью стало новое обвинение — в содействии в распространении наркотиков и связях с педофилами. Как удалось выяснить «URA.RU», основывается оно на том, что два служителя епархии были замешаны в уголовных делах. В мае 2016 года был осужден студент Иван Лян, который работал при храме Александра Невского в Кургане. Его признали виновным в незаконном хранении наркотиков в крупном размере и грабеже. В феврале 2017 года за решеткой оказался администратор прихода Богоявленского собора Борис Орлов. Ранее он был судим за вымогательство и изнасилование несовершеннолетнего. В 2014 году Ленинский районный суд Еврейской автономной области назначил Орлову три года лишения свободы условно за хранение наркотиков в крупном размере. Осужденный не соблюдал условия наказания, а в ноябре 2016 года стал фигурантом нового уголовного дела, поэтому суд принял решение о замене условного наказания реальным.

Борис Орлов приехал в Курган вслед за митрополитом Иосифом и архимандритом Иннокентием (был настоятелем Богоявленского храма, секретарем епархии). Последний принимал деятельное участие в судьбе Орлова и даже выступал в его защиту в суде. Архимандрит Иннокентий внезапно скончался на 40-м году жизни, в этот момент он находился за пределами Курганской области в Серпухове. Однако источники, знакомые с ситуацией, утверждают — священник спешно покинул Курган после того, как узнал, что к нему появились вопросы у правоохранительных органов. По данным собеседников агентства, сразу несколько свидетелей заявило, что смерть архимандрита Иннокентия была инсценирована. Распространяются слухи, что могилу священника хотят эксгумировать.

«Навряд ли найдутся верующие, которые захотели бы довериться таким духовным лицам», — говорится в письме к патриарху. Кроме того, зауральские священники отмечают, что боятся преследований и мести со стороны митрополита Иосифа. «Имеются случаи, когда после обращений прихожан в пользу священнослужителей митрополит своим единоличным решением отстранял от служения либо отправлял в ссылку в заброшенный и практически непосещаемый храм», — пишут священники-анонимы.

С ним легко говорить о чем угодно - о политике, воспитании и смещении «уставших элит». При нем можно безбоязненно критиковать службу «ленивых» святых отцов. Он глубоко понимает проблемы современного общества. Для него не существует правых и виноватых: принцип «не суди» - в действии...

Знакомьтесь: глава Курганской Епархии Митрополит Иосиф (Балабанов). Митрополит Иосиф прибыл на службу в Зауралье в мае 2015 года. Он внес огромный вклад в возрождение православной веры на Дальнем Востоке, награжден орденом Святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского II степени, отмечен множеством «гражданских» наград. Но главной из них является уважение и любовь, которыми пропитано отношение прихожан к главному духовному наставнику Зауралья.

Юлия Васильева

Николай Пушилин

Другая сторона Церкви

Недавно Курганская епархия была разделена на две части. Объясните, зачем это было нужно? Какую цель преследует реформа?

Это общая тенденция. Разделение коснулось не только Курганской епархии, оно идет по всей Церкви. Вызван этот процесс, в первую очередь, желанием Святейшего Патриарха приблизить архиерея к духовенству и простым людям. Когда епархия большая, архиерей не может охватить своим вниманием все духовенство, все приходы. А на общение с простыми людьми подчас физически не хватает времени.

Я и сам сейчас нахожусь в такой ситуации: пока еще знакомлюсь со многими направлениями жизни Зауралья, график поездок и встреч настолько плотный, что с трудом нахожу время для всех. При этом нужно учитывать, что теперь в Зауралье стало «полегче» - Шадринская епархия имеет своего владыку.

Результаты разделения епархии уже заметны. В Курганской области развитие церковной жизни начинает происходить более интенсивно, и это положительный результат. Есть и отрицательные моменты. Например, нам приходится совершенствовать штат управления, отказываться от услуг некоторых людей, чтобы сократить его. Но пользы, конечно, больше.

Думаю, со временем это будут чувствовать все, особенно шадринская часть. Отныне архиерей находится там каждый день, привлекает к работе и духовенство, и мирян, развивает церковную жизнь во всех направлениях.

- Каковы ваши первые впечатления от пребывания на курганской земле?

Одно из негативных впечатлений – это некая религиозная индифферентность. Все-таки жители Зауралья несколько безразличны к церковной жизни.

Когда я приехал в Еврейскую автономную область в 2002 году, там был один-единственный храм. Маленький, деревянный, холодный. Зимой я служил там в унтах, вода в алтаре замерзала!

Когда спрашивал, почему храм не отапливается, мне отвечали: «А зачем отапливать? Придет человек, свечку поставит и уйдет!». А о том, что литургия длится полтора часа, никто и не задумывался. Такая вот церковная жизнь там была.

Но потом был построен великолепный кафедральный собор, наполненный святынями и прекрасными иконами. А сколько там было молодежи и детей! Бабушки за ними терялись (смеется – прим. ред.).

Уже во время первых служб, которые я совершал в Кургане, подумал: мы попали в 70-е годы, когда в храме можно было увидеть одних старушек. А где же молодежь, где дети? В центральной части России абсолютно другая ситуация. Там много детей, много молодых лиц, храмы заполнены. А здесь над этим нужно работать.

- Как вы планируете развивать духовную жизнь в регионе?

Нам нужно показывать красоту церковной жизни. Богослужение – это радостный процесс, который дает ни с чем несравнимый духовный заряд. С какой бы тяжестью ни пришел человек, со службы он всегда выходит окрыленный. Всегда! Церковь – это не только посты, молитвы, поклоны, есть и другая сторона. Мы возлагаем большие надежды на Богоявленский храм. Хотим оборудовать в нем конференц-зал, в котором можно было бы собираться, смотреть хорошие православные фильмы, обсуждать спорные вопросы. Эти формы работы уже опробованы на Дальнем Востоке, где по воскресеньям мы совершали молебен, а потом просто собирались в конференц-зале и общались.

Общение – это очень важно, потому что без него чувствуется разъединенность духовенства и простых людей. Да, можно встретиться во время богослужения, но не для общения или разговора. На исповеди время ограничено, потому что желающих поговорить с батюшкой очень много. А в неформальных беседах есть возможность диалога. Мы выслушиваем, что говорят миряне, можем им ответить и помочь. Поэтому мне очень хочется, чтобы Богоявленский храм скорее был достроен, он будет нам в помощь. Я надеюсь, что в перспективе он станет духовно-культурным центром Зауралья.

- Православный театр, который затевается в Кургане, создается также по инициативе митрополии?

Да, мы пытаемся сейчас создать такой театр, привлекаем людей, что и раньше выходили с этой идеей. Вновь возвращаясь к своему опыту, скажу, что на Дальнем Востоке мы также организовали театр-студию «Образ». Театр ставил спектакли, участвовал в организации разных мероприятий, в том числе выездных - в детские дома, потому что таким ребятам очень нужны праздники.

Одним из самых массовых был праздник Рождества Христова. Помню, когда впервые проводили Епархиальную Елку, как мы ее называли, многие отказывались приходить, хотя вход бесплатный. С точки зрения мирского человека Церковь не может сделать ничего интересного. Первые три года гостей на праздниках было немного. А вот потом люди прочувствовали, начали делиться впечатлениями со знакомыми, звонили и просили оставить билеты. И если сначала мы давали один спектакль, то в последние годы дошли до семи Рождественских выступлений.

Это оказалось востребовано. И я убежден, что те дети, которые ходили на Епархиальные Елки, никогда не будут кидать камни в церковные окна. В прямом и переносном смыслах.

Церковь должна быть вне политики

Недавно протоиерей Всеволод Чаплин от лица РПЦ призвал верующих проявить гражданскую активность, заявил о необходимости уйти от «циничных и коррумпированных элит». Это действительно очень больная тема, и радует, что ее подняли в РПЦ. Какова ваша позиция по этому вопросу?

Я думаю, сегодня очень важно, чтобы создавались такие сообщества. Но пока трудно говорить о механизмах. Каким образом можно определить этих людей? Ведь в принципе, если у нас демократическое общество, то избирать новых лидеров нужно через выборы. И в этом должен быть заинтересован весь народ. А у нас выборы проходят довольно аморфно, многие в них не участвуют, потому что считают бесполезными. Если бы это было активным процессом, и люди очень внимательно смотрели, кого они избирают, достойных ли, с нравственными началами или нет, тогда бы сформировалась новая элита.

Наше общество состоит из очень разных людей. Кто-то готов на все, чтобы обогащаться, и может переступить все нравственные постулаты. Другие, наоборот, строго следуют нравственным принципам. И таких людей, слава Богу, становится все больше. Я думаю, что процесс обновления все-таки начнется. Важно, что на эту проблему начали обращать внимание, пусть пока и на уровне разговоров.

Вы затронули такую тему, как выборы. Каково ваше отношение к этому процессу, ходите ли вы на избирательный участок? Как церковь относится к выборам?

Дело в том, что у меня подмосковная прописка, и я не всегда имею право участвовать в местных выборах. Но когда такая возможность есть, обязательно ее использую. И считаю, что это действительно очень важно. Что касается Церкви, то она старается быть вне политики. Каких бы политических взглядов ни придерживались люди, мы не можем их разделить, кого-то поддерживать, а кого-то – нет. Мы готовы поддерживать только здоровые силы в обществе.

Церковь может воздействовать на политические процессы только опосредованно: в разговорах с прихожанами, в форме советов. Даже если человек искренне заблуждается, но является верующим православным, он прислушивается к мнению Церкви. И мы можем сказать ему, что хорошо, а что – против воли Божьей. Задача церкви – это не создание справедливого общества на земле, тем более – благополучного общества.

Церковь имеет другую цель: привести каждого конкретного человека к вратам Царства небесного. Привести его к вечной жизни. А если он, участвуя в политической жизни, в чем-то заблуждается и приносит ближним боль, вред, – наша задача его поправить.

И все же в обществе есть два мнения. Кто-то сторонник активного участия церкви в политике, а кто-то придерживается вашей позиции...

Это очень больной вопрос, потому что мы и справа, и слева получаем очень серьезную критику. Действительно, мнения радикально противоположны. Одним хочется, чтобы мы «с шашкой наголо» в бой неслись, другие говорят, что церкви вообще не место в политике, дело церковных людей – молитьсгосударственной я в храме и не высовываться. А истина, как всегда, посередине. Церковь может заявлять о своей позиции, если возникает такая необходимость. Но именно говорить о ней, а не навязывать. Будет неправильным, если церковь станет диктовать обществу, в каком направлении двигаться, регулировать те процессы, которые не связаны со спасением души. Тогда церковь перестанет быть церковью.

Когда говорят, что церковь пытается срастись с государством, допускают ошибку. В первую очередь Патриарх, архиереи, духовенство высказываются против того, чтобы церковь стала частью государственного аппарата. Потому что мы как никто другой ценим церковную свободу, независимость, право говорить то, что мы думаем, исходя из своей веры.

- Заявление Всеволода Чаплина о необходимости обновления коррумпированных элит показалось многим позицией, идущей вразрез с государственной политикой. Потому что власть – это и есть элиты, власть сращена с элитами…

Если говорить о коррупции, нужно говорить о том, откуда это «растет». От воспитания. И президент, и премьер неоднократно говорили о том, что нравственность может быть только религиозной. И пока мы не приведем наше общество к вере во Христа, трудно говорить о нравственности. Потому что у многих людей нет нравственного внутреннего начала, стержня. Это как пирамидка, в которую играет ребенок, нанизывая колечки на стержень. А на что нанизывать-то их, когда стержня нет? Пирамидка разваливается.

Вот есть хороший человек, задатки у него хорошие. Он себя уже как-то зарекомендовал, уважают его. Но вдруг он попадает в какую-то ситуацию и ломается. Не справился с искушением, когда ему что-то дают. Он не сломается только тогда, когда у него есть серьезное религиозное убеждение.

Почему есть заповедь «Не укради?». А потому что за все придется Богу отвечать. Даже не в той, в этой жизни неотвратимо наступает возмездие за нравственные ошибки. И верующий человек сознает это. Можно спрятаться от закона, можно, наверное, «купить» судью или прокурора. Но от Бога-то никак не спрячешься, ничем не откупишься.

Воспитание длиною в жизнь

- Воспитанием человека нужно заниматься в детстве? Если он вырос с неправильными взглядами на жизнь, ситуацию уже не исправить?

Воспитание – это очень важно. Поэтому мы сегодня говорим о том, что нужно преподавать основы православной культуры в школах. Не светскую этику, она атеистична по своей сути, не историю мировых религий, потому что это просто экскурс. Очень важно, чтобы человек укоренился в своей религиозной традиции. Если ребенок родился в семье, корни которой - православные, он не должен бояться узнать о вере своих предков больше, чем знает сегодня.

И этот страх присущ не только ребенку, но и педагогам, которые должны преподавать основы православной культуры. Причина понятна: им самим придется меняться, они должны сами соответствовать тому, о чем рассказывают ребенку. Поэтому они стараются уйти от этого предмета. Потому что он реально меняет человека. Но этого не нужно бояться. В вере спасение нашего общества.

- Но ведь преподавать тоже можно по-разному.

Совершенно верно. Можно преподавать так, что это принесет вред. Но в большинстве случаев получается все же наоборот. Часто слышу, что в школах нет подготовленных педагогов. И хорошо, что нет! Когда учитель берется преподавать этот предмет, он погружается в православную культуру и сам духовно растет. Он для себя открывает мир православия. Важно, что во время обучения духовно растут не только дети и педагоги, но и их родители. Как показали опросы, мамы и папы проявляют большой интерес к основам православной культуры, спрашивают у детей, о чем им рассказывал учитель, изучают учебники.

- Есть и такой момент. Человек, решив прийти в храм, испытывает робость. И зачастую его стремление прикоснуться к духовной жизни отсекают другие прихожане. Набили оскомину бабушки, которые всегда критикуют: не так одет, не так свечку ставишь…

Это правда. Но нужно быть терпимее и понимать, что на самом деле это глубоко несчастные женщины. Они считают, что никому не нужны, и пытаются реализоваться в церкви. Одна из задач духовенства – помочь таким бабушкам, занять их, объяснить, что они не одни.

Хуже, когда безразличие проявляют сами батюшки. У нас есть целый ряд таких примеров. На закрытых епархиальных собраниях мы обсуждаем проблемы пасторского поведения. Вот один из примеров: из сельской местности приехала семья окрестить ребенка, но батюшка не принял их, сославшись на усталость. Сел в машину и уехал. Но как это возможно? Как ты после этого смеешь называть себя пастырем?

Со священниками нужно работать, иногда встряхивать их. Мы говорим об этом, обсуждаем эту проблему, принимаем меры. Воспитывать нужно не только детей, но и взрослых прихожан и даже священников.

Конечно, есть очень хорошие батюшки, на которых смотришь, и на душе становится легче. Люди к ним тянутся, их уважают. В нашей митрополии много таких, слава Богу.

На войне правых нет

- Не могу не задать вопрос, который волнует многих - о конфликте на Украине. В чем вы видите опорные точки для установления мира на этой земле? Почему мы никак не научимся делать выводы из истории?

Вы правильно заметили про историю. Когда начался конфликт на Украине, я сразу подумал: как ярко повторяется то, что было во времена революции. Один в один. На Украине идет гражданская война. Одни говорят: «Наше счастье связано с Европой». Другие: «Ничего мы от этой Европы не получим, не туда движемся. Мы всегда были в составе России, и благополучие Украины связано с Россией». Это их убеждение, которое решили сломить силой. Но люди этому воспротивились.

Это пролитие крови, война – ужасны. А, по сути, не правы ни те, ни другие. Европа меркантильна по сути своей. Она будет помогать только там, где чувствует свою выгоду. Сегодня поможет, но завтра выкачает все, что может. Никуда от этого не денешься, это определенные законы. И те, кто говорят, что все даст Россия, тоже неправы. Надо развиваться самим. А это возможно только когда люди почувствуют свое единство. Сегодня Украина очень разобщенная, ее трудно примирить, сделать монолитной и цельной.

Люди должны объединиться, чтобы своими усилиями созидать свое благополучие, не рассчитывая на чьи-то подачки. Это касается и России, ведь и она мечется между Востоком и Западом. А Китай, например, развивается. Потому что рассчитывает не на других, а только на свои внутренние возможности.

В этом конфликте мы видим действие человеческих страстей. А страсть имеет свойство ослеплять. Ослеплять душу человека. Украину захлестнули гордыня и погоня за мирскими благами. Это безумие, и это ослепляет.

-Участились случаи скандалов, спровоцированных так называемыми православными активистами. Это события на Манежной площади, разрушение скульптуры Мефистофеля в Петербурге и другие. Какая может быть модель сосуществования в российском обществе верующих, атеистов, эг оцентристов?

Это очень больной, но чрезвычайно важный вопрос. Еще апостол Павел говорил о том, что будут такие войны, столкновения. И происходит это по причине оскудения любви. Само слово «любовь» стало соотноситься сегодня больше с сексом, чем с уважительным отношением друг к другу.

Нам нужно учиться бережно относиться друг к другу. Назовем это даже не любовью, а именно бережным отношением. Ну почему мы сегодня по любому поводу готовы причинять боль друг другу? Это касается и православных активистов, и атеистов. Нужно просто научиться уважать друг друга. Я стараюсь настраивать и свое духовенство, и свою паству именно в таком ключе.

Важно понимать, что когда мы говорим о православных активистах, то их поступки и слова не являются позицией церкви. Это позиция околоцерковных людей. Православные активисты – это последователи православных братств, получивших широкое распространение в постсоветское время. Ведь тогда было очень много неприятных моментов, связанных с экстремистски настроенными руководителями этих организаций. По сути, они встали в оппозицию церкви. И православные активисты сегодня – то же самое. Они не прислушиваются к мнению патриарха, к мнению архиереев или представителей духовенства. У них свои взгляды. И если кто-то думает, что эти активисты действуют с чьего-то благословения, то заблуждаются.

Вот мы и вернулись к вопросу воспитания. Воспитание должно вестись на всех уровнях, с детского сада до старшего пенсионного возраста. И по мере того, как процессы духовно-нравственного воспитания будут шириться, все эти болячки будут отпадать, а общество оздоровится.