Интересные факты об александре даргомыжском. Александр Даргомыжский: биография, интересные факты, творчество Жизненный и творческий путь

Александр Сергеевич Даргомыжский не разговаривал до пяти лет, лишь с переездом из Смоленской области в Петербург, где его отец получил службу, будущий композитор начал произносить первые слова. Так как мама была княгиней, то дети воспитывались на дому, что было свойственно барско-патриархальному типу бытия. Учение было понизано французской культурой и речью, которые помимо Александра впитывали его братья и сестры - Эраст, Людмила, Софья, Виктор и Эрминия. Дети играли на музыкальных инструментах – отец мечтал о домашнем ансамбле.

Будучи еще совсем ребенком, Саша начал учиться игре на фортепиано. Учителя его часто менялись, так как родители понимали, что ребенку нужен все более и более опытный преподаватель. Интересно, что первая учительница Луиза Вольгенборн практически ничему не научила мальчика, второй преподаватель, наоборот, показал Саше как правильно ставить руки.

Будущий композитор быстро учился и даже начал сочинять собственные произведения, чем разозлил своего преподавателя. Адриан Трофимович Данилевский считал, что русский дворянин не может сочинять произведения, а время, потраченное на сочинительство, мог бы использовать для заучивания домашнего задания. Учитель уничтожал произведения своего подопечного.


Третий преподаватель, крепостной педагог-скрипач Воронцов, наоборот, поощрял творческие порывы Саши. Последним и самым ярким учителем стал музыкант Франц Шоберлехнер, человек с большим концертным опытом. Как человек, оцененный русскими музыкальными критиками, он передал свое мастерство юному Даргомыжскому. Вместе с мастерством перешла и любовь к Людвигу ван Бетховену. В семье часто устраивались домашние концерты. Нередко вместе с Сашей выступал и Шоберлехнер.


Уже к 19-ти годам у Даргомыжского на счету имелись многочисленные сочинения для фортепиано и скрипки, несколько квартетов, кантат и множество романсов. В этом возрасте он уже считался превосходным пианистом. Обратив внимание на то, что сын сочиняет вокальную музыку, родители пригласили учителя по вокалу. Их выбор пал на Бенедикта Цейбиха. Музыкант немецкого происхождения имел красивый голос, славился актерской работой и режиссурой. Он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог интересно рассказывать о музыке Саше. Благодаря ему Даргомыжский изучил основы вокала и стал замечательным педагогом. Несмотря на то, что голос у Даргомыжского был высокий, своим пением он мог дотронуться до глубинных чувств слушающих.


Даргомыжский быстро продвигался по карьерной лестнице – его служба в канцелярии началась в 1827 году, а закончилась в 1843 году, когда он вышел в отставку титулярным советником.
Круг знакомых, светские отношения, внимание дам – все это было по душе юному композитору. В 30-е годы Даргомыжский начинает посещать литературные и музыкальные салоны. На вечерах он нередко играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, пел романсы, аккомпанируя себе на рояле. Даргомыжский знакомится с поэтом Алексеем Васильевичем Тимофеевым, на стихи которого пишет романсы «Каюсь дядя, черт попутал», «Свадьба», «Баба старая», «Не судите, люди добрые». Примерно в это же время сходится с Михаилом Ивановичем Глинкой, сближению с которым способствовало однотипное воспитание.

Даргомыжского привлекали образы обиженных и оскорбленных. Цель его произведений – воссоздание в музыке характера человека, проявление сочувствия и сострадания. Это явилось причиной выбора первой оперы «Эсмеральда» на французскую либретто В. Гюго по роману «Собор Парижской богоматери». Опера была завершена в 1839 году, а премьера состоялась лишь в 1848 году. Как писал впоследствии сам Даргомыжский, столь долгий срок ожидания повлиял на всю его артистическую деятельность. К концу 30-х годов выступления Даргомыжского уходят на второй план – композитор все более углубляется в педагогическую деятельность.


В 1844 году Даргомыжский решает познакомиться с современной зарубежной оперой и уезжает в Европу, посещая Берлин, Брюссель и Париж. Спустя год он возвращается в Петербург, где изучает народные песни и поэзию, интересуется этнографическими исследованиями. В это время он начинает работать над трагедией Александра Сергеевича Пушкина «Русалка», которую завершает спустя десять лет. Интересно, что первое ее представление высший свет не оценил, и только в середине 60-х годов возобновленная «Русалка» стала популярной.
Даргомыжский становится почетным членом Русского музыкального общества, принимает участие в разработке Устава для Петербургской консерватории – первого в России ВУЗа.

В скором времени умирает отец Александра – Сергей Николаевич Даргомыжский. Чтобы заглушить боль, Александр снова уезжает за границу, где преподает пение француженкам. Вскоре он возвращается на родину. В 1867 году Даргомыжский завершает симфонию «Чухонская фантазия». В этом же году занимает пост руководителя Русского музыкального общества. Композитор долгое время присматривался к тексту «Каменного гостя» Пушкина. И только 5 лет спустя, будучи больным, он принялся за работу. Даргомыжский не успел положить на музыку окончание первой картины, дописать вступление и оркестровать. В 1869 году композитор умер, передав завершение работы Ц.А. Кюи и Н.А. Римскому-Корсакову.

Марина Нагорная


№№

Наименование тем


Количество уроков

I четверть

1.

П.И. Чайковский. Жизненный путь композитора

2

2.

Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»

1

3.

Оперное творчество П.И. Чайковского. «Евгений Онегин»

1

4.

Повторение материала

1

5.

Музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века

3

6.

Контрольный урок

1

Всего

9 уроков

II четверть

1.

Обзор русской музыкальной культуры XX века

1

2.

С.С. Прокофьев. Жизненный путь композитора

1

3.

Симфония № 7 до диез минор

1

4.

Кантата «Александр Невский»

1

5.

Балет «Ромео и Джульетта»

1

6.

Д.Д. Шостакович. Жизненный путь композитора

1

7.

Контрольный урок

1

Всего

7 уроков

III четверть

1.

Симфония № 7 До мажор «Ленинградская»

1

2.

Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича

1

3.

А.И. Хачатурян. Жизненный путь композитора

1

4.

Творчество А.И. Хачатуряна

1

5.

Русские композиторы второй половины ХХ века

1

6.

Представители российского музыкального авангарда

1

7.

Искусство джаза

1

8.

Музыкальная культура Калмыкии

2

9.

Контрольный урок

1

Всего

10 уроков

IV четверть

Подготовка к выпускному экзамену

Тесты для контрольных уроков

Первый год обучения

а) Гармония

в) Мелодия

2.Чередование звуков различной длительности (длинных, коротких).

в) Гармония

3.Взаимосвязь звуков между собой, их согласованность.

а) Мелодия

в) Гармония

4.Последовательность аккордов, сопровождающих мелодию.

а) Гармония

в) Мелодия

5.Зона звучания музыки, разные отрезки диапазона.

а) Регистр

в) Динамика

6.Скорость исполнения музыкального произведения.

в) Регистр

7.Окраска звука, его отличительная особенность.

8.Распевная, широкая, свободно льющаяся мелодия.

а) Кантилена

9.Род вокальной музыки, приближенный к разговорной речи.

а) Мелодия

б) Речитатив

в) Кантилена

10.Расстояние от самого низкого до самого высокого звука голоса или инструмента (звуковой объем).

б) Регистр

в) Диапазон

11.Сила звучания музыки.

а) Динамика

в) Речитатив

12.Самый низкий по звучанию инструмент деревянно-духовой группы.

а) Флейта

13.Сколько струн у струнно-смычковых инструментов (скрипки, альта...).

в) 3
14.Медный духовой инструмент (выберите правильный ответ).

а) Кларнет

б) Ксилофон

15.Медно-духовой инструмент, имеющий выдвигающую трубку-кулису.

а) Тромбон

в) Валторна

16.Название этого инструмента переводится как "лесной рог".

б) Флейта

в) Валторна

17.Прием игры "пиццикато".

а) Смычком

б) Пальцем

в) Медиатором

18.Назовите клавишно-духовой инструмент.

а) Фортепиано

б) Клавесин

19.Кто изобрел фортепиано?

а) В.А. Моцарт

б) Б. Кристофори

в) Л. Бетховен

20.Инструмент, являющийся эмблемой музыкального искусства.

в) Скрипка

2 четверть

1.В каком государстве впервые возникло слово "оркестр"?

а) Древний Египет

б) Древняя Греция

в) Месопотамия

2.Кто руководит оркестром?

а) Органист

б) Контрабасист

в) Дирижёр

3.Какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра?

б) Балалайка

в) Кларнет

4.В оркестровой яме находится.

а) Оперный оркестр

б) Концертный

5.Какие инструменты не входят в состав джазового оркестра?

а) Банджо

б) Контрабас

6.Инструменты, входящие в состав духового оркестра?

а) Тромбон

в) Скрипка

7.Сколько групп музыкальных инструментов насчитывается в симфоническом оркестре?

8.Согласны ли вы с тем, что до дирижёрской палочки применяли жезл, батуту, свёрнутые в рулон ноты и даже носовой платок?

9.Заблаговременный жест дирижёра для вступления оркестру.

а) Затакт

б) Ауфтакт

10.В состав какого оркестра чаще всего входит саксофон?

а) Симфонического

б) Народных инструментов

в) Эстрадного

11.В каком веке возник симфонический оркестр?

б) Сопрано

а) Меццо-сопрано

б) Дискант

в) Сопрано

17.Сопрано, которое поражает легкостью, необыкновенной подвижностью голоса, свободным звучанием высокого регистра.

а) Драматическое

б) Колоратурное

в) Лирическое

18.Инструментальная музыка, которая имеет какой-то конкретный сюжет или образ, раскрывающий её содержание.

а) Симфоническая

б) Программная

в) Маршевая

19.Какое произведение можно отнести к программной музыке?

а) "Избушка на курьих ножках" М.П. Мусорского

б) "Кикимора" А. К. Лядова

а) С. С. Прокофьев

б) А. К. Лядов

в) П.И. Чайковский

3 четверть

1.Жанр музыки, в переводе с французского означает "ходьба".

2.Какой оркестр обычно исполняет военные марши?

а) Духовой

б) Симфонический

в) Эстрадный

3.Трепак – это...

а) танец народов Кавказа

б) русская пляска мужчин

в) украинский танец

4.Польский народный танец.

а) Полонез

б) Краковяк

в) Халлинг

5.Полька – это...

а) чешский народный танец

б) венгерский народный танец

в) польский народный танец

6.Танцы, появившиеся в XX веке.

б) Рок-н-ролл

7.Народное творчество - песни, танцы, былины, одним словом называется...

а) музыка

б) симфония

в) фольклор

8.На каком инструменте играл народный сказитель былин Баян и былинный герой Садко?

9.Сколько струн у балалайки?

10.Какую форму часто используют композиторы, делая инструментальную обработку народных песен?

а) Трехчастную

б) Сонатную

в) Вариационную

11.Наименьшое музыкальное построение.

в) Предложение

12.Повторяющаяся тема в форме рондо.

а) Эпизод

б) Рефрен

13.Формула формы рондо.

б) А, А1, А2, А3, А4

14.Сколько основных танцев в старинной сюите?

15.Переведите слово "фуга".

б) Подражание

в) Повторение

16.Кто написал 48 прелюдий и фуг?

а) П.И. Чайковский

б) В.А. Моцарт

в) И.С. Бах

17.Как называется заключительный танец сюиты?

б) Аллеманда

в) Сарабанда

18.Сколько частей в классической сонате?

19.Раздел сонаты, в котором происходит развитие тем.

а) Разработка

б) Реприза

в) Экспозиция

20.Инструментальный цикл, состоящий из старинных танцев, расположенных в определенном порядке.

а) Соната

в) Фуга
4 четверть

а) Г. Ибсен

б) А.С. Пушкин

в) Э. Гофман

2.Как называли человека, сопровождавшего музыкой немые фильмы?

а) Концертмейстер

б) Аккомпаниатор

а) Либретто

б) Речитатив

4.Оркестровое вступление в опере.

а) Антракт

б) Увертюра

в) Действие

5.Назвать музыкальный спектакль, в котором главное выразительное средство – пение.

6.Ансамбль из четырех участников.

а) Квартет

б) Квинтет

в) Терцет

7.Совокупность всех партий музыкального произведения.

а) Либретто

в) Партитура

8.Персонаж оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила".

б) Святозар

9.Какой персонаж оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

10.Сколько действий в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"?

11.Небольшая ария свободного построения.

а) Каватина

б) Ариозо

12."Есть пустынный край" начальные строчки...

а) 1-й песни Баяна

б) арии Руслана

в) 2-й песни Баяна

13.В каком городе находится музыкальный театр Ла Скала?

в) Лондон
14.Перерыв между действиями в спектакле.

а) Увертюра

б) Либретто

в) Антракт

15.Спектакль, в котором главным является танец.

16.Назовите жанр произведения П.И. Чайковского "Лебединое озеро".

17."Танец феи Драже" исполняет...

а) клавесин

б) ксилофон

в) челеста

18.Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" написан на сюжет сказки...

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) Э. Гофмана

19.Игра актеров, основанная на выразительных жестах, мимике.

а) Пантомима

б) Увертюра

20.Большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах балета.

а) Кордебалет

б) Адажио

в) Па-де-де
Второй год обучения

1 четверть,

1.Родина жанра оперы.

а) Франция

б) Италия

в) Германия

2.Буквальный перевод слова "барокко".

а) Образцовый, достойный подражания

б) Причудливый, странный

в) Архаичный

3.Многочастное музыкальное произведение, сопровождающее католическое богослужение.

а) Псалмодия

4.Творчество Баха относится к стилю...

а) рококо

б) барокко

в) классицизм

5.Родина И.С. Баха – немецкий город...

а) Лейпциг

в) Эйзенах

6.Сколько лет прожил И.С. Бах?

7.В переводе на русский язык слово "Бах" означает...

8.Высказывание музыкального критика А.Н. Серова: "Для такого гения, как И.С. Бах, самым приличным, самым родным инструментом" был...

а) клавесин

в) клавикорд

9.Произведение, которое не принадлежит И.С. Баху.

а) "Страсти по Матфею"

б) Инвенции

в) Опера "Орфей и Эвридика"

10.Прелюдии и фуги в "ХТК" расположены...

а) по тонам

б) по хроматизмам

в) по тональностям квинтового круга

11.Концерты И.С. Баха для оркестра.

а) Кончерто гроссо

б) "Брандербургские концерты"

в) "Музыкальное приношение"

12.В творчестве И.С. Баха преобладал...

а) полифонический склад музыки

б) гомофонно-гармонический склад музыки

в) монодический склад музыки

13.Концерт И.С. Баха для клавира соло.

а) Французский концерт

б) Итальянский концерт

в) Английский концерт

14.При жизни И.С. Бах был более известен как исполнитель-импровизатор и педагог, чем как композитор?

15.Сложное полифоническое произведение в переводе с латинского "бег".

а) Прелюдия

б) Инвенция

16.Произведение, написанное И.С. Бахом для органа.

а) Токката и фуга ре минор

б) "Страсти по Иоанну"

в) Хроматическая фантазия и фуга

17.Хоровое песнопение католической церкви, основанное на интонациях народных немецких мелодий.

а) Тропарь

18.Раздел фуги, где нет проведения темы.

а) Интермедия

в) Противосложение

19.Обязательный танец в старинной сюите.

а) Менуэт

в) Аллеманда

20.Английский танец, завершающий старинную сюиту.

а) Сарабанда

в) Куранта
2 четверть

1.Й. Гайдн – основоположник жанра...

а) симфонии

в) оратории

2.Й. Гайдн, наряду с В.А. Моцартом и Л. Бетховеном является представителем Венского...

а) романтизма

б) классицизма

в) барокко

3.Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну.

а) "Прощальная"

б) "С тремоло литавр"

в) "Героическая"

4.Обычно Й. Гайдна считают композитором XVIII века, но он несколько лет прожил и в XVII веке. Сколько именно лет?

5.Где родился Й. Гайдн?

а) Зальцбург

6.Встечался ли Й. Гайдн с В.А. Моцартом?

7.Встречался ли Й. Гайдн с Л. Бетховеном?

а) 12 Лондонских симфоний

б) 6 французских сюит

в) 6 русских квартетов

9."Сотворение мира" и "Времена года" Й. Гайдна написаны в жанре...

а) концерта

б) цикла фортепианных пьес

в) оратории

10.В какой форме написана вторая часть симфонии №103 Й. Гайдна?

а) В сонатной форме

б) В форме двойных вариаций

в) В сложной 3-х частной форме

11.Назовите мецената Й. Гайдна, у которого он проработал 30 лет.

а) Николло Порпора

б) Граф Моруин

13.В своих симфониях Й. Гайдн в качестве 3 части использовал...

б) менуэт

в) скерцо

14.Количество симфоний в творческом наследии В.А. Моцарта.

б) Более 40

15.Сочинение В.А. Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы.

в) Реквием

16.Кто из перечисленных героев не является персонажем оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро"?

а) Папагено

б) Керубино

в) граф Альмавива

17.Основная тональность симфонии №40 В.А. Моцарта.

а) до минор

б) соль минор

в) ля минор

18.Действующие лица оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро".

а) Сюзанна

б) Розина

в) Лепорелло

19.Сколько опер написал В.А. Моцарт?

20.Произведение В.А. Моцарта,3 частью которого является "Рондо в турецком стиле".

а) Симфония№40

б) Соната №11

в) Маленькая ночная серенада

3 четверть

1.Где родился Людвиг ван Бетховен?

а) Зальцбург

в) Эйзенах

2.Историческое событие, оказавшее влияние на творческое мировоззрение Л. Бетховена.

а) Лионское восстание

б) Французская буржуазная революция

в) Война 1812 года

3.Кто сказал о юном Л. Бетховене: "Обратите на него внимание. Он всех заставит говорить о себе!"

а) В.А. Моцарт

б) И.С. Бах

в) Й. Гайдн

4.Сколько сонат написано Л. Бетховеном?

5.Название фортепианной сонаты №8.

а) "Аврора"

б) "Патетическая"

а) И. Гете

б) У. Шекспир

в) Д. Байрон

7.Сколько симфоний написал Л. Бетховен?

8.Одночастное симфоническое произведение, часто имеющее свою программу.

а) Увертюра

б) Соната

9.В какой симфонии Л. Бетховена участвует хор, который исполняет "Оду радости" Ф. Шиллера?

10.Как называется симфония №3 Л. Бетховена?

а) "Пасторальная"

б) "Военная"

в) "Героическая"

11.Количество увертюр, написанных Л. Бетховеном.

12.Работал ли Л. Бетховен в оперном жанре?

13.Художественное направление, к которому принадлежит творчество Ф. Шуберта.

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

14.Ф. Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале – предместье...

а) Берлина

в) Варшавы

15.Ф. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение...

а) "Зимний путь"

б) "Маргарита за прялкой"

в) "Лесной царь"

16.Количество частей в "Неоконченной симфонии"

а) 2 части

в) 4 части

17.Писал ли Ф. Шуберт фортепианные сонаты?

18.Песня Ф. Шуберта, в которой звучат слова: "Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной..."

а) "Спокойной ночи"

б) "Колыбельная ручья"

в) "Серенада"

19.Друг Ф. Шуберта, прекрасный исполнитель его песен.

а) М. Швинд

б) И. Фогль

в) И. Зенн

20.Вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" открывается песней...

а) "Шарманщик"

б) "В путь"

в) "Форель"
4 четверть

1.Ф. Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил...

а) в Париже

б) в Лондоне

2. Юзеф Эльснер – это...

а) друг Ф. Шопена

б) учитель Ф. Шопена

в) исполнитель музыки Ф. Шопена

3.Ф. Шопен – основоположник жанра...

а) фортепианного концерта

б) вокального цикла

в) инструментальной баллады

4.Жанры, в которых не работал Ф. Шопен.

а) Соната

б) Симфония

5.Знаменитый этюд до минор Ф. Шопена носит название...

а) "Революционный

б) "Пламенный"

в) "Героический"

6.Польский друг Ф. Шопена...

а) Г. Гейне

б) А. Мицкевич

в) И. Гёте

7.Польские народные танцы, характерные черты которых использовал в своем творчестве Ф. Шопен.

а) Полонез

в) Чардаш

8.Вальс №7 Ф. Шопена написан в тональности...

а) си минор

б) до диез минор

в) ре минор

9.Под псевдонимом Жорж Санд печатались романы близкого друга Ф. Шопена...

а) Войцеха Живного

б) Марии Шимановской

в) Авроры Дюдеван

10.В международный конкурс имени Ф. Шопена проводится...

б) в Варшаве

а) Э. Григ

б) Ф. Лист

в) Р. Шуман

12.Где родился Р. Шуман?

а) Желязова Воля

б) Цвиккау

в) Берген

13.Кто из композиторов принял сан аббата?

а) Ф. Лист

б) Ф. Шопен

в) Э. Григ

14.Был ли Э. Григ знаком с П. И. Чайковским?

15.Как звали Вагнера?

а) Роберт

б) Рихард

в) Ференц

16.Был ли Д. Верди в России?

17.Кто написал оперы "Дон Прокопио", "Искатели жемчуга", "Кармен"?

а) Р. Вагнер

б) Д. Верди

в) Ж. Бизе

18.В каком виде искусства зародился импрессионизм?

а) Музыка

б) Живопись

в) Архитектура

19.Кто был основоположником музыкального импрессионизма?

а) К. Моне

б) К. Дебюсси

а) К. Дебюсси

б) М. Равель

в) Д. Пуччини

Третий год обучения

1 четверть

1.Знаки для записи церковной музыки на Руси.

2.Бродячие музыканты, певцы, танцоры, актеры на Руси.

б) Миннезингеры

а) Романс

4.Классик русской хоровой музыки конца XVIII- начала XIX века.

а) И. Е. Хандошкин

б) М.А. Матинский

в) Д.С. Бортянский

5.Сколько лет прожил М.И. Глинка?

6.Высказывание музыкального критика В.В. Стасова: "Во многих отношениях М.И. Глинка имеет в русской музыке такое значение как:

а) М.В. Ломоносов

б) М.Ю. Лермонтов

в) А.С. Пушкин

в русской поэзии".
7.М.И. Глинка родился в...

б) г. Санкт-Петербург

в) с. Новоспасское Смоленской губернии

8.М.И. Глинка написал...

а) одну оперу

б) две оперы

в) три оперы

9.Опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила" написана на сюжет сказки...

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) П.П. Бажова

10.Исполнитель партии Вани в опере М.И. Глинки "Иван Сусанин" поет...

б) контральто

в) тенором

11.Музыкальноя форма, в которой написана симфоническая фантазия "Камаринская".

б) Двойные вариации

в) Двухчастная

12.Увертюра симфонического оркестра "Арагонская хота" написана под впечатлением от путешествия по...

а) Италии

б) Франции

в) Испании

13.Романс, написанный М.И. Глинкой на стихи А.С. Пушкина.

а) "Жаворонок"

б) "Я помню чудное мгновенье..."

в) "Попутная песня"

14.Один из танцев, используемых М.И. Глинкой во 2 действии оперы "Иван Сусанин".

а) Полька

б) Краковяк

в) Лезгинка

15."Ты взойдешь, моя заря!

Над миром свет прольешь!" – это текст из...

а) арии Б. Собинина

б) песни М.И. Глинки

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.В. Кукольник

в) В.А. Жуковский

17.Согласны ли вы с тем, что великий певец Федор Шаляпин любил исполнять партию Черномора в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"?

18.Разновидность русского церковного песнопения.

в) Тропарь

19.Назовите жанр "Вальса-фантазии" М.И. Глинки.

а) Соната

б) Симфоническая фантазия

в) Романс

20.Кому посвящен романс М. Глинки "Я помню чудное мгновение"?

а) Н.Ф. Мекк

б) А.П. Керн

в) Е.Е. Керн

2 четверть

1.В каком жанре не работал А.С. Даргомыжский?

б) Симфония

в) Романс

2.В творчестве А.С. Даргомыжского, как и в творчестве Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, художника П.А. Федотова утверждалось направление...

а) классицизма

б) романтизма

в) критического реализма

3.Назовите первое произведение композитора А.С. Даргомыжского в оперном жанре.

а) "Эсмеральда"

б) "Русалка"

а) А.С. Даргомыжский

б) В.В. Стасов

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.И. Глинка
7.Жанр оперы А.С. Даргомыжского "Русалка"

а) Героическая народная музыкальная драма

б) Сказочно-эпическая

в) Психологическая бытовая музыкальная драма

8.Какой персонаж не является действующим лицом оперы "Русалка"?

б) Фарлаф

в) Мельник

9.Сколько романсов написано А.С. Даргомыжским?

а) более 50

б) более 10

в) более 100

10.Согласны ли вы с тем, что великая балерина Майя Плисецкая в детстве выступала в роли Русалочки в опере А.С. Даргомыжского "Русалка" на сцене Большого театра?

11.Произведение А. С. Даргомыжского, написанное на стихи французского поэта П. Беранже.

а) "Титулярный советник"

б) "Мельник"

в) "Старый капрал"

12.На склоне лет А.С. Даргомыжский воскликнул: "Опять Тезка! Что делать, не могу шагнуть без него!" Кого композитор имел в виду?

а) А.С. Пушкин

б) А.С. Грибоедов

13.Оперы А.С. Даргомыжского, написанные на сюжеты А.С. Пушкина.

а) "Эсмеральда"

б) "Русалка"

в) "Каменный гость"

14.Романс А.С. Даргомыжского "Мне грустно" написан на стихи...

а) А.С. Пушкина

б) М.Ю. Лермонтова

в) Н. В. Кукольника

15.Композитор, давший название содружеству "Могучая кучка".

а) М.А. Балакирев

б) В.В. Стасов

в) А.П. Бородин

16.А.П. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным и литературным дарованием, но и огромным талантом ученого...

а) физика

б) химика

в) биолога

17.Поход князя Игоря против половцев состоялся в...

в) XVII веке

б) XIV веке

в) XII веке

18.Кто из крупнейших музыкантов мира сказал А.П. Бородину: "Следуйте своим путем"

а) Ф. Шопен

б) Ф. Шуберт

в) Ф. Лист

19.А.П. Бородин – основоположник _________ симфонизма. Какого?

а) жанрово-бытового

б) эпического

в) лирико-психологического

20.Назовите фамилию композитора, не входившего в содружество "Могучая кучка"

а) А.П. Бородин б) А. С. Даргомыжский в) Н.А. Римский-Корсаков
3 четверть

1.Годы жизни М.П. Мусоргского.

2.Годы жизни А. П. Бородина.

3.Кто написал симфоническую картину "В Средней Азии"?

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.П. Мусоргский

4.Действующие лица опера А.П. Бородина "Князь Игорь"

а) Колчак

б) Галицкий

в) Юродивый

5.Как называется симфония №2 А.П. Бородина?

а) "Классическая"

б) "Богатырская"

в) "Прощальная"

6.На чьи стихи написан романс А.П. Бородина "Спящая княжна"?

а) А.П. Бородин

б) И. Гёте

в) А.С. Пушкин

7.По мотивам какого произведения написана опера А.П. Бородина "Князь Игорь"?

а) "Слово о полку Игореве"

б) "Повесть огненных лет"

в) "Летопись"

8.Кто из персонажей не является действующим лицом оперы "Князь Игорь"

а) Ярославна

б) Шуйский

в) Кончак

9.Где родился М.П. Мусоргский.

а) с. Карево Псковской губернии

б) с. Новоспасское Смоленской губернии

в) г. Петербург

10.Какое учебное заведение закончил М.П. Мусоргский.

а) Училище правоведения

б) Школа гвардейских подпрапорщиков

в) Музыкальное училище

11.Сколько пьес в фортепианном цикле "Картинки с выставки"?

12.Кому посвящен фортепианный цикл "Картинки с выставки"?

а) В.А. Гартману

б) Н.В. Кукольнику

в) Ц.А. Кюи

13.В какой форме написана пьеса М. П. Мусоргского "Избушка на курьих ножках"?

а) 3-частной

в) Вариационной

14.Чье произведение положено в основу оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов"?

а) М.Ю. Лермонтова

б) А.С. Пушкина

в) У. Шекспира

15.Сколько действий в опере "Борис Годунов"?

16.Песня, написанная М. П. Мусоргским.

а) "Попутная"

б) "Сиротка"

в) "Жаворонок"

17."Месяц едет, котенок плачет…" – кто из персонажей оперы "Борис Годунов" исполняет эту песню?

а) Царь Борис

б) Юродивый

в) Князь Шуйский

18.Действующие лица оперы "Борис Годунов"

б) Ксения

в) Галицкий

19."Улетай на крыльях ветра…" – в опере А.П. Бородина "Князь Игорь" – это…

а) хор народа

б) хор крестьян

в) хор невольниц

20.В каком жанре написана опера "Борис Годунов"?

а) Лирическая

б) Психологическая

в) Народная музыкальная драма

4 четверть


  1. Даты жизни Н.А. Римского-Корсакова.
а) 1804-1857

в) 1844-1908


  1. С 1856 по 1862 год Н.А. Римский-Корсаков учился…

Предварительный просмотр:

А. С. Даргомыжский

«Великий учитель музыкальной правды – так называл Даргомыжского Мусоргский. Младший современник Глинки, в молодости испытавший его сильное влияние, Даргомыжский избрал в музыке свой путь. Он обладал способностью улавливать тончайшие оттенки душевного состояния людей. Девизом его творчества стало известное высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.» Даргомыжский вслед за Глинкой – один из основоположников русской классической музыки. Композитор, пианист, блестящий учитель пения, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества…

Начало жизненного пути Даргомыжского вовсе не предвещало такой будущности.

14 февраля 1813 года. В семье Сергея Николаевича и Марии Борисовны Даргомыжских родился второй сын Александр. Они жили тогда в Тульской губернии у родственников, а когда армия Наполеона была изгнана из России, вернулись в свое имение Юхновского уезда Смоленской губернии.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где отец вскоре занял место чиновника особых поручений при Министерстве императорского двора.

В раннем детстве Саша очень беспокоил родителей: он не разговаривал до 4 лет, опасались, что ребенок так и останется немым, но обошлось. К воспитанию детей в семье Даргомыжских относились очень ревностно. Не богатство и знатность ценились в ней, а нравственные качества, образованность, любовь к искусствам. Все дети получили только домашнее, но серьезное образование.

Музыкальному развитию в семье уделялось самое серьезное внимание. Сашу с шестилетнего возраста обучали игре на фортепиано. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке. Поощряемый Шоберлехнером, Даргомыжский стал сочинять и в начале 30-х годов создал по его словам, «множество сочинений для фортепиано и скрипки, а также множество романсов.

  1. сл. М. Лермонтова «Мне грустно» (И. Грищенко)

Казалось бы, растущие успехи Александра на музыкальном поприще не оставляли сомнений в выборе будущей деятельности. Однако, в дворянской среде профессия музыканта не поощрялась.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях".

  1. Вальс (П.Манахов)

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он вскоре переделал в оперу. Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

3. «Юноша и дева» (И. Грищенко)

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором».

4 . Даргомыжский сл. А. Кольцова. «Не скажу никому». Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, «Русалку», на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы.

Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

  1. «Сватушка»

Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Работая над оперой «Русалка», Даргомыжский продолжал писать романсы, и эти два основных вида его творчества находились в постоянной взаимосвязи. Романс стал для композитора настоящей творческой лабораторией. Здесь возникали новые темы, новые образы, оттачивалось мастерство, проходил активный поиск музыкальных средств. Появляется ряд оригинальных вокальных пьес: "Титулярный советник", "Старый капрал", "Паладин", "Червяк", замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Цель своей работы Даргомыжский сформулировал так: « Я не намерен снизводить...музыку до забавы . Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Место рождения. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.

Мария Борисовна Козловская. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: «Подарок моей дочери».

Сергей Николаевич. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

Детство. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора.

Образование. Александр Сергеевич получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке.

Первые произведения. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах.

А. Даргомыжский сл. М. Лермонтова «Мне грустно»

Служба. В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой.

Знакомство с М. И. Глинкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов.

А.Даргомыжский Вальс

Опера «Эсмеральда» Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа " Notre Damе de Paris " и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык.

Опера «Торжество Вакха». В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

Романсы В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»

А.Даргомыжский сл. А. Кольцова «Не скажу никому».

Гастроли. В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

Опера «Русалка» Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Р абота над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки.

Опера «Русалка» хор «Сватушка»

А. Даргомыжский Сл.Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»

Меланхолический вальс

опера «Каменный гость». Опера написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина.

Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).


Александр Сергеевич Даргомыжский
Оделась туманами Сиерра-Невада. Болеро
Испанский романс. Романс Лауры из оперы "Каменный гость"

Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.

Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.



Валериан Федорович Ширков (1805 - 1856)


Прозрачные безный эфира

Луной и звездамый горят!

Открой мне вентану. Элвира,

Минуты блаженства летят!

Уснул ли идалго дакучный?

Спусти мне с узлами снурок!

Со мною кинжал неразлучный

И смертного зелия сок!

Не бойся, цвет милой Гренады!

Вентану за мною закрой!

Пускай нам поёт серенаду

И плачет Карехо младой!

Оделась туманами Сиерра-Невада,

Волнами играет кристалный Хенил,

И к берегу веет с потока прохлада,

И в воздухе блещет сребристая пыль.

романс Лауры из оперы «Каменный Гость» (I действие, 2 картина)




Не бойся друг милый,
Мрак нас сокроет от взоров коварных!
В восторге безмолвном,
В объятиях страсти
Забудем мы время,
Забудем заботы мирские.
Но что же ты медлишь, Эльвира?
Иль страх безрассудный владеет тобою?
Пылким лобзаньем, друг милый,
Навеки его заглушу я.

/1813-1869/

Дело Глинки продолжил Даргомыжский, его младший современник, друг и последователь, страстный почитатель Пушкина. Подобно своим великим учителям, он был убежденным поборником национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства. Но он принадлежал уже другому поколению и другой эпохе.

Он был сверстником Лермонтова, Герцена, Белинского. Сознательная жизнь его началась в условиях николаевской реакции, последовавшей за восстанием декабристов. «Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казни и изгнания, - писал о своем поколении Герцен. - Принужденные к молчанию… мы выучились сосредоточиваться, вынашивать свои думы - и какие думы!.. то были сомнения, отрицания, злобные мысли». И хотя Даргомыжский, особенно в молодости, был далек от политики, новые веяния не могли не коснуться и его. Во всяком случае, его мироощущению были чужды глинкйнская стройность, ясность, уравновешенность.

Творческая зрелость наступила в 40-х годах. В это время передовая литература, как и раньше, чутко отражала сдвиги общественного сознания. Все больше появлялось произведений, ведущих свою родословную от «Станционного смотрителя» Пушкина, «Шинели» и «Ревизора» Гоголя. Уже были написаны «Мертвые души» Гоголя, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского. При всех различиях, существующих между этими произведениями, многое объединяет их, прежде всего - горячее сочувствие к представителям низших слоев общества и ненависть к их угнетателям.

В эту пору и определилось главное направление в творчестве Даргомыжского. Оно связано с обнажением разлада внутри современного общества между миром власть имущих и миром обездоленных, со страстным протестом против угнетения человеческой личности. Вслед за Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского становится Лермонтов, вскрывший лживость и лицемерие высшего света. Верный призыву Белинского воспроизводить действительность во всей ее истине, без прикрас, «извлекая поэзию из самой прозы жизни», Даргомыжский посвятил себя показу судеб «маленьких» людей, лишенных в условиях царской России права на счастье.

Огромная любовь и уважение к человеку сказались в том, как бережно и чутко раскрывал композитор духовный мир своих скромных героев. Людей, затравленных обществом, он изображал не только жалкими и забитыми. Он любил раскрывать живущее в них чувство человеческого достоинства, их гордость, способность горячо и страстно любить и противопоставлял их как носителей высоких душевных качеств слабовольным и эгоистичным представителям высшего света.

Даргомыжский - создатель сатирического романса и сатирической песни. Подобно Гоголю в литературе, Федотову в живописи, композитор использовал смех как орудие обличения общественных пороков и социальной несправедливости. Он едко высмеивал подобострастие чиновников, пресмыкающихся перед, влиятельными особами, и клеймил высокомерие, чванство и бездушие представителей высших кругов.

Новые задачи вызвали к жизни и новые художественные принципы. Даргомыжский не пошел по пути Глинки, представившего в своих операх народ как монолитное целое и воплотившего идею Родины в образе эпических, полулегендарных героев. Даргомыжский стремился к тому, чтобы показать глубокие различия между людьми, стоящими на разных социальных ступенях, и тем самым дать правдивую картину современной жизни. Он находил убедительные музыкальные средства для того, чтобы создать яркие, социально точные характеристики, представить своих героев как лиц определенного сословия, определенной жизненной среды (крестьянин, князь, чиновник, солдат, деревенская или городская девушка).

Герои Даргомыжского нередко являются носителями сложных душевных конфликтов, переживают борьбу противоположных чувств. Характеры некоторых из них представляют своеобразное сочетание трагических и комических, привлекательных и отталкивающих черт.

Своей проницательностью, умением раскрыть наиболее яркие черты каждого характера, а также тонкостью и глубиной психологического анализа Даргомыжский завоевал заслуженную славу выдающегося музыкального портретиста.

От Глинки он унаследовал горячую любовь к народной песне. Он часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных мелодиях. При этом, воплощая образы окружавших его людей, он пользовался преимущественно интонациями современной "городской песни и бытового романса; песни, восходящие к древности", например обрядовые, почти совсем не нашли отражения в его творчестве.

Стремление сделать свои произведения доступными самым широким массам заставляли его нередко обращаться к наиболее демократическим видам городской бытовой музыки - например, к цыганской песне, водевильному куплету и т. п.

Однако всего этого было недостаточно для тех целей, которые ставил перед собой композитор, например - для воссоздания многообразия встречающихся в жизни характеров или для передачи тонких, капризных изгибов чувств и мгновенных смен настроений.

Наблюдая за людьми, Даргомыжский замечал, что характер человека, его принадлежность к тому или иному общественному кругу, так же как его душевное состояние, можно определить по самому звучанию его речи, по манере произносить, «интонировать» слова. Речь человека замкнутого, угрюмого звучит иначе, чем речь человека живого, общительного. Говор крестьянина можно на слух отличить от говора городского жителя. Радостное возбуждение окрашивает речь в иные тона, чем скорбная подавленность.

И композитор нашел средства сделать свои музыкальные портреты еще более яркими и. убедительными, а обрисовку психологических состояний еще более тонкой: он стал вводить в свою музыку мелодические и ритмические обороты, воспроизводящие характерные особенности различных типов человеческой речи. Этим объясняется частое обращение к речитативу и введение речевого, декламационного элемента в песенную мелодию.

Бережно сохранял он замечательные традиции глинкинского речитатива - его песенность, связь с народной мелодикой. Однако речитатив Глинки отвечает в основном величаво-эпическому строю его опер. Речитативы же Даргомыжского более разнообразны и, вдобавок, изменчивы. Они отражают внутреннюю суть разных характеров и типов и следуют чутко за малейшими изменениями психологических состояний. Они бывают бытовыми, комедийными, драматичными, ироническими, полными горечи или сарказма. И всегда они гибки и изменчивы.

Творчество Даргомыжского не столь многогранно, как творчество Глинки. Далеко не все произведения его несут на себе печать такого же высокого совершенства. Но то, что он обратился к новым темам, образам, воплотил в звуках веяние нового времени, сделало его вклад в русскую музыку неоценимым. Даргомыжского мы чтим как сподвижника Глинки, как основоположника, наряду с Глинкой, ряда важнейших течений в музыке XIX века.

Деятельность Даргомыжского имела огромное значение также для дальнейшего развития русской вокальной исполнительской культуры. Подобно Глинке, Даргомыжский был выдающимся исполнителем вокальной музыки, хотя и не обладал певческим голосом. Он так же постоянно работал с вокалистами - любителями и профессионалами, упрочивая тем самым основы русской исполнительской школы. Он передавал своим ученикам умение «играть» голосом, то есть создавать яркие, живые характеры даже без помощи сцены и костюма. Он требовал от исполнителя простоты и искренности в передаче человеческого чувства, решительно борясь против бессодержательной виртуозности. «Для нашего брата нужна музыка, а не певцы», - говорил он при этом.

При жизни Даргомыжского особенно обострились столь тяжело сказавшиеся на судьбе Глинки противоречия между вкусами аристократической публики и стремлением передовых русских композиторов к большому идейному искусству. Некритическому увлечению «верхов» низкопробной иностранщиной и модными виртуозами Даргомыжский противопоставлял стремление к правде и веру в великое будущее русской музыки. Он боролся против распространенного среди петербургской аристократии взгляда на музыку как на легкое, бездумное развлечение. Он писал: «Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

В последнее десятилетие своей жизни Даргомыжский получил; возможность увидеть плоды того дела, которому Глинка и он безраздельно отдали свои душевные силы. Он стал свидетелем еще невиданного расцвета русской национальной школы в музыке, представленной композиторами Могучей кучки и Чайковским. В этот период он и сам пережил новый взлет творческих сил и совершил дальнейший шаг по пути музыкального прогресса.

Таким и вошел он в историю: смелым новатором, живым связующим звеном между эпохой Глинки - Пушкина и 60-ми годами - эпохой великого подъема демократических сил России.

Жизненный и творческий путь

Детство и юность. Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Тульской губернии, в имении родителей. В четырехлетнем возрасте будущий композитор был перевезен в Петербург, где и протекала вся его дальнейшая жизнь.

Отец Даргомыжского, побочный сын екатерининского вельможи, служил чиновником. Мать пользовалась известностью как поэтесса: ее стихи появлялись в некоторых журналах того времени. В доме Даргомыжского очень любили искусство. Дети обучались музыке и постоянно участвовали в музыкальных вечерах, устраиваемых по инициативе отца. Шести лет мальчик начал брать уроки фортепиано у приходящих на дом учителей, а когда ему исполнилось девять лет, скрипач одного из крепостных оркестров стал обучать его игре на скрипке. Пианистическое образование завершилось в конце 20-х годов. Одновременно Даргомыжский брал уроки пения.

Как композитор Даргомыжский был, по существу, самоучкой (в чем разделял судьбу многих замечательных русских композиторов XIX в.). Профессиональное мастерство он приобрел годами упорной, напряженной самостоятельной работы. Искусство его оттачивалось в общении с выдающимися музыкальными деятелями (в первую очередь с Глинкой) и через не прекращающееся на протяжении всей жизни творческое изучение образцов народной музыки и классического наследия.

Тяга к сочинению обнаружилась очень рано - с детства. В ранней юности Даргомыжским было написано большое количество музыкальных произведений. Но в эти годы он еще мало задумывался над серьезными творческими вопросами. В аристократических салонах, где процветало любительское музицирование, он снискал себе заслуженную славу отличного пианиста и превосходного исполнителя романсов.

Первый период творчества. Знаменательной датой в творческом пути Даргомыжского явился 1834 год - год встречи с Глинкой. Любовь к искусству помогла быстрому сближению обоих музыкантов, несмотря на разницу в возрасте. Сближение произошло в тот период, когда Глинка, только что вернувшись из-за границы, создавал своего «Ивана Сусанина». Эта опера рождалась, таким образом, на глазах у Даргомыжского. Пробуя отдельные сцены с домашним (крепостным) оркестром графа Юсупова, Глинка привлекал Даргомыжского в качестве своего ближайшего помощника.

Творческому росту Даргомыжского содействовала также работа по устройству под руководством Глинки многочисленных благотворительных концертов, в связи с чем приходилось разучивать партии с певцами, делать оркестровые переложения, дирижировать оркестром. По совету Глинки Даргомыжский взялся за изучение теории музыки. Но еще важнее было то, что, общаясь с Глинкой, Даргомыжский начинал все яснее сознавать высокие задачи, стоящие перед русским искусством.

К этому времени относится также начало увлечения творчеством Пушкина. С именем великого поэта связан ряд замечательных произведений композитора. Творчество Пушкина сыграло огромную роль в его художественном формировании.

В эти годы Даргомыжский много пишет. 30-е и начало 40-х годов - первый период его творчества. В ту пору еще не выявляются полностью все характерные особенности композиторского стиля, однако из-под его пера уже тогда выходит ряд произведений, имеющих большую художественную ценность (главным образом, в области романсов, песен и вокальных ансамблей).

Вершиной камерно-вокального творчества первого периода является группа произведений на слова Пушкина («Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья» и др.)- Лучшие из них, созданные на рубеже 30-40-х годов, вероятно, как дань памяти безвременно погибшего поэта, свидетельствуют о том, что к этому времени Даргомыжский уже достиг высокого художественного мастерства. С именем Пушкина связано и одно из крупных произведений этого периода. Это кантата «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра, написанная на текст одноименного стихотворения поэта (позднее к уже написанным номерам были добавлены новые и кантата превращена в оперу - балет).

Первой оперой Даргомыжского была «Эсмеральда» - на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». При всей юношеской незрелости и сравнительно малой самостоятельности музыки, эта опера все же показательна для будущего автора «Русалки». Характерно, в частности, стремление к подчеркиванию остро драматических положений, к правдивому воплощению сильных и глубоких чувств, а также общая направленность произведения: сочувствие слушателя вызывает трогательный образ маленькой уличной танцовщицы, становящейся жертвой диких, необузданных страстей и чудовищных предрассудков, царивших в средневековом обществе.

История постановки «Эсмеральды» может служить примером того, с какими трудностями приходилось в то время сталкиваться русскому композитору, пытавшемуся продвинуть свою оперу на сцену. Из-за пренебрежительного отношения руководителей императорских театров к отечественному искусству Даргомыжский восемь лет тщетно пытался добиться постановки оперы. Лишь в 1847 году благодаря содействию Верстовского она была исполнена в Москве и только в 50-х годах впервые показана в Петербурге.

Эта неудача явилась тяжелым испытанием на пути молодого композитора. Она была первым признаком того расхождения между устремлениями передового музыканта и вкусами официальных законодателей русской театральной жизни, которому суждено было непрерывно углубляться по мере того, как идеи демократизма и народности получали все более отчетливое выражение в творчестве Даргомыжского.

В 1844-1845 годах композитор совершил свое первое заграничное путешествие. Он посетил Вену, несколько немецких городов, Брюссель, Париж. Поездка позволила ему близко познакомиться с жизнью, бытом и искусством зарубежных стран, сблизила его с рядом выдающихся художественных деятелей.

Содержательные письма, которые молодой композитор посылал отцу, дают яркое представление о его заграничных впечатлениях. Они характеризуют его как человека, обладающего уже к тому времени самостоятельностью взглядов. К некоторым из явлений зарубежной художественной культуры он подошел критически, оценивая их с позиций требования правды в искусстве. Так, он отрицательно расценивал погоню за внешней эффектностью, характерную, по его мнению, для так называемой большой французской оперы.

Путешествие содействовало также известности Даргомыжского: ряд иностранных газет поместил сочувственные статьи о творчестве русского музыканта.

Период творческой зрелости. Возвращением на родину в 1845 году открывается зрелый период творчества Даргомыжского.

Со второй половины 40-х годов композитор работает над оперой «Русалка». Характерно, что, вновь обращаясь теперь, на новом этапе, к Пушкину, он останавливает свой выбор на произведении, полном социально-обличительного пафоса и яркого драматизма. После «Руслана» Глинки это было открытием для музыки новых сторон в творчестве великого поэта.

Во время работы над «Русалкой» Даргомыжский пишет большое количество романсов. В них по-прежнему отводится почетное место пушкинской лирике. Вместе с тем и в области малых форм Даргомыжский находит теперь у Пушкина новые темы, еще не затронутые никем из музыкантов. Наряду с лирическими романсами он создает народно-комедийную сценку «Мельник», суровый, мужественный монолог «Бог помочь вам» (у Пушкина это обращение к декабристам, сосланным в сибирские рудники).

Однако лирика Пушкина все же не могла полностью ответить потребности Даргомыжского в выражении типичных для нового времени остро критических мыслей и настроений.

Его влекла к себе поэзия Лермонтова, насыщенная протестом против насилия над человеком и ненавистью к коварному и бездушному высшему свету. Романс «И скучно, и грустно» (1847) явился первым провозвестником критического направления в творчестве Даргомыжского. За ним вскоре последовал романс «Мне грустно» на слова того же поэта. Скорбные размышления о ничтожестве современного общества Даргомыжский облек в форму проникновенных лирических монологов.

В начале 50-х годов он обращается к творчеству Кольцова, народного поэта-песенника. В своих песнях на слова Кольцова Даргомыжский дал правдивые картины народной жизни, показал простых людей с их горем и нуждой, с их искренними, бесхитростными чувствами, мастерски использовав при этом интонации и форму простой бытовой песни. И в творчестве ряда второстепенных поэтов своего времени Даргомыжский сумел найти близкие для себя, действенные для своего времени образы, приобретшие новую силу и яркость в его музыкальном воплощении.

Многие из романсов этого периода рисуют трагедию одинокой, покинутой женщины. Они явились как бы отголоском работы композитора над центральным образом оперы «Русалка».

«Русалка» была окончена в 1855 году, поставлена в Петербурге в мае 1856 года. Сравнительная легкость, с которой Даргомыжскому удалось на этот раз добиться постановки, объясняется сильно возросшей популярностью его имени, что затрудняло враждебные действия театральной дирекции. Однако дирекция не сочла нужным сделать на нее какие-либо затраты. Если на постановку итальянских опер тратились огромные денежные средства, то «Русалка» давалась в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из спектакля «Русская свадьба», выдержавшего уже свыше 60 представлений.

Опера шла со значительными купюрами, искажавшими некоторые из самых существенных и ярких по музыке сцен. Постановку спасало только замечательное исполнение партии Мельника вдохновенным мастером сцены, другом Глинки - Петровым.

Отношение публики к «Русалке» было двойственным. Аристократия сочла признаком хорошего тона презрительное отношение к новой русской опере. Демократически настроенные посетители театра принимали оперу восторженно, но их в те годы было еще очень мало.

Резко разделились и мнения критиков. Реакционная часть их, хоть и вынуждена была признать несомненные достоинства оперы, нападала на Даргомыжского за «чрезмерное» увлечение национальным, народным элементом, что, по ее мнению, приводило к однообразию музыки.

На защиту Даргомыжского с большой статьей о «Русалке» выступил Серов. Он горячо отстаивал право национальной русской оперной школы на существование и приветствовал «Русалку» как яркое достижение. Отличительными чертами этой школы он считал своеобразие мелодии, ритмики, гармонии, обусловленное глубокой интонационной связью с народной музыкой, и «постоянное стремление к правде в выражении, не допускающее (кроме весьма редких исключений) служения целям виртуозным и, по серьезности направления, далекое от всех плоских и мишурных эффектов».

В своей статье Серов подверг обстоятельному анализу музыку и либретто «Русалки». Эта статья остается вплоть до наших дней лучшим исследованием об опере Даргомыжского.

Низкое качество постановки и холодное отношение к опере большинства публики тяжело подействовали на композитора. Горькое чувство разочарования особенно усилилось после того, как в 1857 году, после одиннадцати представлений опера была снята с репертуара.

К этому периоду становятся особенно заметными резкие изменения, происшедшие в характере и образе жизни Даргомыжского со времен его юности. Неудачи на оперном поприще, удары, постоянно наносимые его артистическому самолюбию официальными руководителями театральной жизни, - все это, казалось, преждевременно состарило его, вселило в него неверие в возможность когда-либо добиться признания на родине.

Резко изменился и круг знакомств Даргомыжского. В прошлом завсегдатай петербургских салонов, он теперь совершенно прекращает посещение светских сборищ. В обществе за ним закрепляется слава нелюдима и домоседа. Он замыкается в узком кругу друзей и единомышленников Это были, прежде всего, постоянные посетители его домашних вечеров, в основном - певцы-любители, пользовавшиеся его уроками и советами. Регулярно собираясь на квартире композитора для музицирования, они исполняли камерную музыку, и в частности - произведения Глинки и самого Даргомыжского. Здесь-то и выработался реалистический стиль исполнения, чуждый внешней эффектности, отвечающий духу новой русской музыки.

Но вскоре деятельности Даргомыжского суждено было принять более широкий общественный размах.

Конец 50-х годов был периодом, когда в общественной жизни России подготавливались глубокие и значительные сдвиги. Эти годы были ознаменованы резким обострением кризиса крепостнической системы и мощным нарастанием освободительного движения крестьян. Угроза революционного взрыва вырвала у правительства крестьянскую реформу 1861 года. Россия вступила в новую, капиталистическую фазу своего развития. Начинался разночинно-демократический этап освободительной борьбы русского народа.

В эти годы невиданно возросла роль передовой русской литературы как обличительницы пороков старого строя и горячей поборницы интересов угнетенного народа. Рядом с органом революционной демократии - «Современником» Некрасова и Чернышевского - возникали и другие журналы передового направления. В деятельности одного из них довелось принять участие и Даргомыжскому.

Через мужа своей сестры, известного карикатуриста Николая Степанова, он познакомился с талантливым поэтом и переводчиком Василием Курочкиным. Когда в 1859 году Курочкин и Степанов основали сатирический журнал «Искра», они привлекли Даргомыжского к участию в работе редакции.

На протяжении четырех-пяти лет композитор принимал деятельное участие в отделах «Искры», посвященных вопросам искусства и особенно музыки. Он идейно направлял эти отделы и поставлял темы и сюжеты для многочисленных карикатур, фельетонов и рассказов из области современной музыкально-театральной жизни. Он получил, таким образом, возможность вести открытую борьбу против косных представлений об искусстве, царивших в аристократическом обществе, за утверждение прав демократической национальной музыкальной культуры.

Общение с Курочкиным и его окружением вызвало в Даргомыжском новый подъем творческих сил.

Еще в 1858 году он написал драматическую песню «Старый капрал» на стихи Беранже в переводе Курочкина - одно из лучших своих произведений, направленное против угнетения человеческой личности. Образ старого мужественного солдата, оскорбленного офицером и безвинно приговоренного к расстрелу, является одним из самых впечатляющих во всем творчестве композитора.

В годы сотрудничества в «Искре» особенно ярко расцветал обличительный дар Даргомыжского, и им были написаны его бессмертные музыкальные сатиры: «Червяк» на слова Курочкина (из Беранже) и «Титулярный советник» на слова «искровца» Петра Вейнберга.

Свою работу в «Искре» Даргомыжский прекратил, по-видимому, в 1864 году, когда произошел разрыв между Степановым и Курочкиным.

Продолжая по-прежнему тяготиться своим одиночеством среди музыкальных деятелей и все еще не веря в возможность успеха на оперном поприще, Даргомыжский решил предпринять новое заграничное путешествие. Он стремился также рассеяться после тяжелых переживаний, вызванных смертью отца. Его поездка продолжалась с ноября 1864 года по май 1865 года. На этот раз он посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж и ряд других европейских городов.

В Брюсселе Даргомыжскому суждено было пережить подлинный артистический триумф. Концертное исполнение его произведений вызвало бурный восторг бельгийской публики. Газеты были полны восторженными отзывами о его музыке.

Последние годы жизни. Окрыленный заграничным успехом, Даргомыжский вернулся на родину. И здесь на склоне лет он наконец обрел радость широкого общественного признания и испытал новый могучий взлет творческих сил.

60-е годы были ознаменованы высоким расцветом передовой русской культуры, отразившей мощный подъем демократических сил.

На музыкальном поприще в эти годы выступила блестящая плеяда великих талантов, поведших активное наступление на обветшалые нормы дворянско-аристократического искусства. В Петербурге, в авангарде прогрессивных сил, выдвинулось боевое содружество молодых композиторов, вошедшее в историю под названием «Могучей кучки». Его членами были: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин; идеологом этой группы был замечательный русский критик Стасов. Ко времени возвращения Даргомыжского молодые музыканты начали выступать с яркими, самобытными произведениями.

Новые веяния сказывались во всех областях музыкальнообщественной жизни. Властно заявил о своих правах новый, разночинный слушатель. Хлынувшая в залы императорских театров демократическая публика выносила свою, самостоятельную оценку идущим на сцене произведениям, содействовала распространению славы отечественных композиторов. И хотя решающее влияние на репертуар по-прежнему имели представители дворянско-аристократической и придворно-бюрократической верхушки, художественные требования разночинной интеллигенции становились силой, с которой уже трудно было не считаться.

В 1865 году дирекция императорских театров не могла противостоять требованиям музыкальной общественности и согласилась на возобновление «Русалки». На этот раз успех превзошел все ожидания. Новые слушатели восторженно приветствовали замечательную русскую оперу. Успеху значительно содействовали великолепное исполнение партии Мельника О. А. Петровым и выступление в роли Наташи талантливой Ю. Ф. Платоновой, сумевшей передать глубокий драматизм центрального образа оперы.

Вслед за «Русалкой» состоялось возобновление на петербургской и московской сценах ранних произведений Даргомыжского - «Эсмеральды» и «Торжества Вакха». Представления неизменно тепло принимались публикой. Даже враги уже более не могли мешать растущей славе Даргомыжского и должны были признать в нем крупнейшего музыкального деятеля своего времени.

В 1867 году он был выдвинут в состав дирекции петербургского отделения Русского музыкального общества, а вскоре после этого избран председателем петербургского отделения.

Работать пришлось в трудных условиях. РМО находилось в зависимости от придворных кругов, которые ненавидели новую русскую музыку и всячески старались тормозить ее развитие. Даргомыжский вступил на путь тонкой дипломатической борьбы с титулованным начальством и добился перелома в деятельности общества.

В течение сезона 1868/69 года в концертах РМО был исполнен ряд произведений русских композиторов - Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина и самого Даргомыжского.

Выйти из состояния прежней замкнутости и отдать на склоне жизни все силы большому общественному делу Даргомыжскому помог не только душевный подъем, явившийся результатом больших артистических успехов. Силы для борьбы он мог черпать из нового источника, ранее ему неведомого: он больше не был одинок. В молодой смене прогрессивно мыслящих русских композиторов он нашел товарищей и единомышленников.

Даргомыжский обратился к новому для него виду творчества. С 1861 по 1867 год им были написаны последовательно три симфонические увертюры-фантазии: «Баба-Яга», «Украинский казачок» и «Фантазия на финские темы» («Чухонская фантазия»). Опираясь на пример Глинки в «Камаринской», Даргомыжский положил в основу этих произведений подлинные народно-песенные темы национального происхождения и создал на этом материале яркие жанровые картинки.

Симфонические фантазии Даргомыжского привлекают богатством выдумки, юмором и светлым, жизнеутверждающим характером.

Однако вершиной творчества 60-х годов явилась опера «Каменный гость», над которой композитор работал в последние годы жизни, окрыленный сочувствием балакиревцев и друзей из передовой артистической среды, испытывая необычайный прилив творческих сил. Эта опера, которую сам Даргомыжский назвал своей лебединой песнью, поразила современников смелой новизной и необычностью замысла.

Композитор оставил в неприкосновенности текст маленькой трагедии и, не сочиняя специального либретто, целиком переложил произведение Пушкина на музыку. Таким образом, он создал оперу, основанную на одних речитативных диалогах.

Работа началась в конце 1867 года. Через год она уже настолько продвинулась, что на квартире композитора стали исполняться отдельные эпизоды под рояль. Исполнителями были сам Даргомыжский, Мусоргский и сестры Пургольд: Александра Николаевна - певица, ученица Даргомыжского, и Надежда Николаевна - пианистка.

Продолжать сочинение Даргомыжскому пришлось уже тяжело больным. Однако его не покидало творческое горение. Предчувствуя близкую смерть и стремясь закончить «Каменного гостя», он спешил и не прекращал работы, несмотря на тяжкие физические страдания. И все же он не успел полностью завершить свое дело.

Согласно желанию покойного, «Каменный гость» был закончен Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым. В 1872 году, верные памяти своего старшего друга, балакиревцы добились постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.