Готовность к браку определение. Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни. Выбор партнера и причины вступления в брак

Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а подается им в форме задачи, требующей больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следует проторенными. Это касается всех сторон жизни семьи, в том числе – брачной сексуальности и воспитания детей. Снижение брачного возраста в сочетании с возросшей длительностью социального созревания приводит к тому, что усложняющиеся задачи семейного строительства приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении супругов.

Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если человек не пройдет соответствующей подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуется почти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарование недолговечно и рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни .

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.

1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Она включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта обусловлена тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вживанию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов .

Подготовка молодежи к семейной жизни . В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И. В. Гребенниковым , что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты .

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический – формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический – вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом данные взаимодействия носят целенаправленный (учитель – ученик) или стихийный (подросток – сверстники) характер.

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в неформальном и сексуально-ориентированном общении. По результатам одного из социологических опросов , возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38 % российских студенток, и только 24 % молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью – главное призвание женщины».

Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

Четкий понятийный аппарат исследования – залог успешно проведенного практического изучения темы. Именно поэтому для начала определим основные термины, которые будут использованы в нашем исследовании. К основным терминам в нашем исследовании относятся понятия «брак», «семья», «психологическая готовность к браку».

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятий «брака» и «семьи». В зависимости от науки (психология, социология и др.) даются различные определения указанных понятий. В нашем исследовании мы дадим краткий анализ различных подходов к институту семьи и брака в опоре на психологическую литературу, что позволит более широко взглянуть на изучаемые явления.

Следует отметить, что в психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт.

Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства.

Как отмечает С.И. Голод , семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.

Как отмечает В.М. Целуйко , семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Основными характерными признаками семьи как малой группы являются:

– брачные или родственные связи между ее членами;

– общность быта;

– особенные эмоциональные, правовые и этические взаимоотношения;

– пожизненная принадлежность к семейной группе;

– гетерогенный состав группы: возрастные, половые, личностные, социально-статусные, профессиональные различия;

– повышенная эмоциональная значимость семейных событий .

Структура семьи рассматривается в качестве совокупности элементов и взаимосвязей между ними. Структура семьи включает число и состав семьи, совокупность взаимоотношений между ее членами. Структурными элементами семьи являются такие системы как супружеская, родительская, сиблинговая и индивидуальные подсистемы (совокупности семейных ролей, позволяющие семье выполнять определенные функции, обеспечивая ее жизнедеятельность) .

Семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами .

1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую.

2. Репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения).

3. Функция воспитания детей..

4. Сексуально-эротическая.

5. Функция духовного общения,

6. Функция эмоциональной поддержки и принятия.

7. Рекреативная (восстановительная).

8. Функция социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).

В своей основе семья выполняют свою главную функцию «эмоционального убежища», что означает наличие ощущений у человека ценности и полезности.

К другим функциям семьи Л.Б. Шнейдер относит:

– предоставление возможности чувствовать любовь, которая избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека;

– предоставление ресурсов для самоактуализации;

– предоставление возможности ощутить радость отцовства и материнства;

– обеспечение регулярной половой жизни с постоянным партнером;

– совместное ведение домашнего хозяйства.

Исходя из семейных функций, Г. Навайтис называет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей:

– потребности, которые связаны с отцовством и материнством;

– потребности, которые связаны с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи;

– потребности в физической и психической интимности .

Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – «легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи» .

Официально брак регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. Таким образом, ответственность мужа и жены за качество их семейной жизни закрепляется перед законом, а государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.

Брак является свободным равноправным союзом мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом, целью которого является создание семьи, влекущее за собой взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Согласно А.Г. Харчеву , брак представляет собой «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности» .

Признаками брака являются:

– союз мужчины и женщины;

– добровольная основа и взаимное согласие вступления в брак;

– наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;

– заключение брака с соблюдением правил, установленных законом.

Таким образом, семья – это объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства, предполагающее общность быта, взаимопомощь, обязанности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом. Термином «семья» обозначают сложную характеристику сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Термин «брак» используется в контексте лишь двоих супругов.

Определив значения понятий «семья» и «брак», перейдем к обзору современных взглядов на термин «психологическая готовность к браку». Следует отметить, что в психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена.

С методологической точки зрения понятие «психологическая готовность» подразумевает понимание человека как самоорганизующейся системы. Этот уровень анализа позволяет говорить о системной детерминации различных видов человеческой готовности. Здесь готовность связана с изменением образа жизни и, соответственно, с изменением образа мира, и поэтому готовность проявляется как сложное психологическое воспитание, ведущее к системным изменениям (самоорганизации) как человека, так и весь и ее образ жизни (С.В. Жолудева , В.Е. Клочко, И.О. Гилова, и др.). В теории открытых самоорганизующихся психологических систем, которую разрабатывали указанные авторы, имеются основания, позволяющие представить готовность как проявление самоорганизации человека.

Следующий уровень – второй – С.В. Жолудева определяет как «предметный», так как он предполагает использование понятия «психологическая готовность» в качестве некоторого особого деятельностного или, шире – поведенческого состояния готовности. На этом уровне анализа исследователи, как правило, изучают особенности психологического содержания и психологической структуры конкретных видов готовности.

В отечественной психологии есть две основные традиции изучения психологической подготовленности. Это разные аспекты готовности к различным видам деятельности (чаще всего профессиональные), а также различные аспекты готовности в контексте возрастных изменений личности .

Первое направление - это в основном деятельность. Здесь рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (рабочая, спортивная, научная, военная, педагогическая, управленческая и т. д.). В рамках направления деятельности за эти годы проявляются два основных подхода к интерпретации явления «психологической готовности» к деятельности человека.

Одним из первых предпринял попытку классифицировать все теории исследования «психологической готовности» А.Д. Ганюшкин . Он разделяет их на функциональный и личностный подходы.

Представители функционального подхода считают готовность к деятельности как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих его эффективное внедрение. Психологическая готовность человека к деятельности интерпретируется как целостная личная формация, которая имеет определенную структуру и включает в себя различные компоненты, среди которых: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, оперативно-поведенческие как набор навыков, навыков и личных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности .

Во втором направлении психологическая готовность рассматривается в возрастном аспекте, где она характеризуется стремлением ребенка к новой и, следовательно, более взрослой позиции. В психологии накоплен значительный эмпирический материал, в котором изучается категория «психологической готовности», прежде всего, в связи с возрастными периодами, осмысленно отражающими их психологическую специфику.

Понятие психологической готовности к браку широко рассматривается в семейной психологии в контексте готовности к семейной жизни, к выполнению семейных функций.

В исследовании С.В. Жолудевой , психологическая готовность к браку понимается как динамичное психологическое образование, включающее ценностные ориентации, брачную мотивацию, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях].

В работе Л.Б. Шнейдер готовность к семейной жизни определяется как система социально-психологических установок личности, которая обусловливает эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и семьи.

Психологическая готовность к браку рассматривается в качестве интегральной характеристики, которая объединяет в себе психологические мотивы, знания, умения и навыки, личностные качества, обеспечивающие построение отношений супругов в браке .

Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия «психологическая готовность», можно сделать вывод, что основные характеристики, которые определяют «психологическую готовность» к чему-либо, включают в себя: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые компоненты структуры личности. Исходя из этого, в нашей работе,психологическую готовность к браку мы будем определять как определенную степень психологической и личностной зрелости индивида, позволяющей строить брачные отношения.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

1. Формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов 2 .

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель - ученик) или стихийный (подросток - сверстники).

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

2.3 Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые, взрослые люди, но довольно часто - молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка - это его мать, отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья - это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл. Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалось на волне ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме.

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный человек живет с ощущением временности своего пребывания.

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств, есть две стороны:

1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»;

2. Желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым.

Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной душевных расстройств и заболеваний является «блокирование психической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в семье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым каждый человек сам стремится любить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых людей мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее - помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ

В каждом социуме в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека влечет за собой множество изменений и в нем самом, и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители − дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

И, конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы.

Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека.

Все больше молодые люди задаются вопросом: «Вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на потом. Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования [Дружинин В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабанова О.А., Андреева Т.В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Дубровина И.В.] показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.

В отечественной психологии мало исследований, посвященных изучению психологической готовности к браку. Большинство работ выполнено исследователями педагогами-психологами, изучающими не саму готовность, а процесс подготовки и условия формирования готовности к браку и семейной жизни. Психологическая же готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) к браку и семейной жизни [Сысенко В.А., Сизанов А.Н., Гребенников И.В.]. До недавнего времени считалось, что человек, достигший определенного возраста, автоматически готов к вступлению в брак и созданию семьи, поэтому все исследования выполнены на людях юношеского возраста, а в современном обществе средний брачный возраст продолжает увеличиваться, возрастает и число поздних и повторных браков. Поэтому актуальным является исследование психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости.

В психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена и не изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Соответственно существующие определения психологической готовности к браку и выделенные компоненты не раскрывают сущность понятия в эмпирическом плане .

Мы предположили, что особенностью готовности к браку современной молодёжи является неадекватность ролевых ожиданий будущих супругов, а также потребительская нереалистичность.

Поэтому цель нашего исследования – определить готовность людей к брачным отношениям в ранней взрослости.

Объектом работы являются студенты в возрасте 20 – 22 лет, не состоящие в браке.

Предмет исследования – психологическая готовность к браку.

Нами определены задачи исследования:

– раскрыть понятия брака и брачных отношений;

– выявить ресурсы и подчеркнуть перспективы брачных отношений;

– рассмотреть методы изучения готовности к браку;

– на основе одного из методов изучения готовности к браку определить степень готовности к браку у студентов.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Чтобы определить готовность к браку, нами был проведен пробный опрос на данную тему.

Опрошенная группа, состояла из 10 человек, среди которых было 3 девушки и 7 парней в возрасте от 20 до 23 лет. В результате опроса были получены следующие результаты.

Больше половины респондентов относятся к браку положительно, меньше четверти пока затрудняются ответить. Часть отнеслась отрицательно и остальные пока не задумывались об этом.

Почти половина респондентов считают нормальным вступать в брачные отношение во время обучения в ВУЗе и столько же считают, что это не нормально. И оставшиеся считают, что, может быть, это нормальным.

Возраст наиболее подходящим для брака, большинство респондентов считают от 20 − 30 лет, некоторые респонденты считают, что лучше от 30 и старше.

Больше половины респондентов считают, что брак с разными национальностями это нормально, остальные считают, что так нельзя, поскольку родители будут против, и некоторые затруднились ответить.

Половина респондентов считают, что социальное положение второй половинки может иметь для них значение, меньше половины ответили, что это для них это не имеет значения, и оставшиеся ответили, что это для них имеет значение.

Больше половины респондентов считают, что для них не имеет значения, на каком социальном уровне должен быть мужчина, чтобы привлечь к себе внимание, оставшаяся часть дали свой голос за интеллигента.

Отношение к браку в подростковом возрасте почти половина респондентов посчитали это нормальным, больше четверти респондентов отнеслись к этому отрицательно и меньше четверти посчитали это несерьезным.

Почти половина респондентов хотят вступить в брак, чуть больше четверти не знают, меньше четверти хотят, но с начала доучатся, и остальные не хотят вступать в брачные отношения.

Данные нашего исследования говорят о том, что трудности молодой семьи − это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая направленность современной молодежи.

Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.

Умение преодолевать жизненные трудности − важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс − это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» .

Литература

    Андреева, Т. А. Психология современной семьи: монография / Т. А. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.

    Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с.

    Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2008. – 176 с.

    Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова – М. : ВЛАДОС, 2005. – 320 с.

    Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск: Народная Асвета, 1989. – 260 с.

    Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. – М. : Мысль, 1986. – 180 с.

    Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. − М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

    Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

    Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – СПб. : Питер, 2002. – 656 с.

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент Иванова И.П.

Чернова Надежда Николаевна,

студентка V курса ППФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Для развития творчества и творческих способностей школьников нами была проведена диагностическая работа.

На первом этапе работы мы провели диагностику учащихся, чтобы распределить учащихся на две группы:

1 группа - дети, легко осуществляющие мыслительную деятельность, - «Мыслители».

2 группа – дети, легче осуществляющие художественную деятельность, - «Художники».

С этой целью мы провели тест «Художник» и «Мыслитель»

Данный тест широко применяется для диагностики творчества и творческих способностей обучающихся. Дети должны были ответить на 10 вопросов, пользуясь 10-тибальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.

Вопросы:

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учили.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

После этого мы подсчитали сумму баллов:

Если ребёнок дал согласия на вопросы 1,2,5,8,9, то он –левополушарный (Л).

Если ребёнок дал согласия на 3,4,6,7,10- правополушарный.(П).

Если (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает (П) результат, то у школьника преобладает логический тип мышления («Мыслитель»).

Если (П) больше (Л), то школьник художественного склада («Художник»).

После проведения диагностики мы выяснили, что в классе 65% детей «Художники», 35 % -«Мыслители».

На втором этапе исследования мы использовали цветовые тесты, задания, игры, с помощью которых определили степень развития творческих способностей по показателям, предложенным психологом П. Торрансом .

Скорость и беглость - количество ответов, быстрота выполнения задания;

Гибкость - степень разнообразия ответов;

Оригинальность, - редкость идеи, нестандартные решения;

Тщательность разработки идеи (разработанность)- детализация ответов.

Дети должны были нарисовать зонтик своим любимым цветом и сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого.

В качестве примера на рисунке 1 приведена работа ученицы Киршевой Анастасии, по показателям - «Мыслитель».

На рисунке видно, что у ребёнка внутренний мир спокойный, светлый, так как использованы нежные светлые тона.

Ученикам последовательно предъявлялись десять рисунков - закорючек. Они должны были зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать. На рисунке 2 приводится пример Шутеева Николая, по показателю - «Мыслитель».

Данный рисунок отражает творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

После данного теста был проведён тест «Я чайник».

Ученикам предлагалось изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры. В качестве примера на рисунке 3 приведена работа Маряшкиной Ксении, по показателю - «Художник».

Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности. После проведения этого теста мы узнали, что ребёнок чувствует себя главным, так как глаза остальных предметов направлены на чайник (на него). Этот ученик дружелюбен, об этом говорит улыбка.

Ученики должны были задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой и отгадать задуманный им образ.

Это задание является наиболее показательным при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность. На рисунке 4 приведён пример рисунка Белова Александра, по показателю - «Художник».

Этот тест выявил, что ребёнок жизнерадостен, развиты творческие способности.

Следующий тест - т ест «Маэстро» , где дети выступали в роли великих художников-живописцев. Им предлагалось несколько заданий. В первом задании дети должны были скомпоновать слова в четыре группы, по определённым признакам.

Чувства

Персонажи

Состояние

Место

Счастливый

Молодая девушка

Озабоченный

Дружелюбный

Сердитый

Радостный

Испуганный

Спокойный

Завистливый

Печальный

Удивлённый

Героический

Таинственный

Путешественник

В ходе выполнения этого теста у большинства школьников выявились такие показатели, как скорость и беглость.

Во втором задании у ченики должны были выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в их воображении на основе четырех слов. Особое внимание обращается на цветовое решение замысла, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые выбирают ребята. Используются разнообразные художественные материалы.

Данное тестирование позволило определить душевное состояние ребенка в данный момент времени. На рисунке 5 приведена работа Кириллова Анатолия, по показателю - «Мыслитель».

Он в данном тесте использовал такие слова, как дождь, ветер, ночь, буря, что свидетельствует о том, что у него на момент тестирования душевное состояние было печальное.

Задание является завершающим и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления и творческих способностей детей.

Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен любить один - единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы «детей-мыслителей» наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограниченны и просты. В то же время «художники» проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.

Далее на 3 этапе своей работы на уроках изобразительного искусства мы использовали задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени.

На третьем этапе мы провели задание «Фантазеры» . Дети должны были соединить несоединимые в реальности качества и свойства (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками). На рисунке 6 приведена работа Маряшкиной Элеаноры, по показателю - «Художник».

На рисунке видно, что ребёнок нарисовал голову тигра, туловище рыбы, усики бабочки.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города). В качестве примера приведена работа Осиповой Надежды, по показателю - «Мыслитель».

Ребёнок нарисовал голову и крылья мухи, а туловище - пчелы.

Ученики должны были закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение. На рисунке 8 представлена работа Алексеева Дмитрия, по показателю - «Художник».

Таким образом, в процессе проведенной работы получились интересные результаты. Если во время проведения тестов у ребят – «мыслителей» возникали трудности, им требовалось больше времени на работу, рисунки были менее интересны, образы просты и реальны, то при дальнейшей работе, направленной на развитие творческих способностей, разница в работах детей первой и второй группы почти исчезла.

Работы «художников» стали разнообразней, интересней, оригинальней, более творческими. Цветовая гамма стала богаче и насыщенней, исчезла сдержанность в цвете, появилась способность видеть оттенки цветов и их взаимодействие, что говорит о развитии их фантазии, воображения и мышления, а также улучшении в эмоциональной сфере ребенка.

На занятиях по изобразительному искусству необходимо применять данные задания для развития творческих способностей детей, так как учитель должен не только обучать ребенка, но и понимать и раскрывать его внутренний мир, который перенасыщен разными эмоциями, зачастую не только положительными.

Следовательно, работа, направленная на развитие творческих способностей, состоялась и принесла положительный результат. Использованные методики достаточно эффективны и, на наш взгляд, имеют большое будущее, так как способствуют развитию и становлению тех необходимых качеств: активность, мобильность, самостоятельность, творчество, - которые диктует нам новая образовательная парадигма на современном этапе развития.

Ответственной личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему; - ... отличается логичностью, имеет новаторский характер, позволяет проверить... преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и...

  • Образовательная программа (5)

    Конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной... системы , собственность, рациональность и стимулы Понятие экономической системы . Традиционная , командная и рыночная экономические системы ... состояния образовательной системы обуславливает...

  • Образовательная программа (92)

    Основная образовательная программа

    ... образовательных технологий требует от коллектива школы выхода за рамки традиционной классно-урочной системы ... Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина-сочетание черт...

  • Образовательная программа на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа

    Людей», И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Образовательная система «Школа 2100». CD – POM „География... от нас перехода от традиционной системы к созданию принципиально новой... в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. ...

  • Исследователь Н. В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

    • 1. Формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.
    • 2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
    • 3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
    • 4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствовапию в эмоциональный мир партнера.
    • 5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
    • 6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

    У молодых людей должен быть сформирован идеал современной семьи. Они должны иметь ясное представление о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них возлагает супружество и родительство. Будущие супруги должны быть готовыми к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого ее члена.

    Еще Альфред Адлер связывал успешность брака с готовностью к нему. Спустя много лет его рассуждения о любви и браке остаются актуальными. Как считал Адлер, для того, чтобы быть психологически готовыми к любви и браку, необходимо, прежде всего, иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения любви и брака требуют от партнера чувства симпатии, способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. Неспособность к браку обусловлена неправильным стилем жизни. Так, дети, которые росли, развивая исключительно эгоцентрические интересы, повзрослев, оказываются не готовы, как к жизни в обществе, так и к любви. Эти люди в дальнейшем ищут опеки со стороны своих партнеров по браку, что оказывается возможным только в период ухаживания и в первые годы брака, но в последствии вызывает трудности. Адлер выделяет свойства характера, увеличивающие вероятность неуспешности брака из-за неготовности человека к супружеским отношениям. Это небольшие недостатки, которые берут начало в детстве и кажутся незначительными до времени супружества. К ним относятся: проявление недоверия к объекту любви, так как это знак установки, порождающей постоянные сомнения, что явно свидетельствует о неготовности к реальным проблемам жизни; желание постоянно критиковать и воспитывать другого; излишняя чувствительность, которая может быть симптомом комплекса неполноценности; постоянное ожидание разочарования, являющееся в браке причиной ревности.

    Однако Адлер подчеркивал, что, несмотря на весь список неблагоприятных условий, не стоит усложнять проблему выбора партнера, так как невозможно найти идеального спутника жизни. Кроме этого, важное значение Адлер придавал тому, что следовало бы «обучать девочек лучше исполнять свою женскую роль, а мальчиков - мужскую роль в браке, но обучать так, чтобы они чувствовали, что основой совместной жизни является равенство».

    На большое значение готовности к полоролевой дифференциации семейных ролей и функций указывают многие авторы. М. Яффе и Ф. Фенвик перечисляют множество факторов, увеличивающих вероятность распада брака, которые были названы ими «факторами риска при вступлении в брак». Среди них - слишком ранние браки (до 19 лет), недостаточная продолжительность знакомства (менее полугода), добрачная беременность («вынужденные браки»), постоянные ссоры в предбрачный период, измены одного из партнеров до вступления в брак, негативное отношение родителей к будущему брачному союзу, стремление побыстрее покинуть семью родителей или желание досадить кому-то третьему как мотивы брака, а также отсутствие отца в родительской семье и разводы, принятые в семьях родственников.

    В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее следующие слагаемые:

    • – способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать выбор;
    • – способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;
    • – способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;
    • – высокая этическая культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

    С семьей человек, как правило, связывает свое стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно не возможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым.

    В психологической готовности вступления большую роль играют особенности добрачного периода. Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

    • – место и ситуация знакомства молодых людей;
    • – первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
    • – социально-демографические характеристики вступающих в брак;
    • – продолжительность периода ухаживания;
    • – инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
    • – время обдумывания брачного предложения;
    • – ситуация оформления брака;
    • – возраст будущей пары;
    • – родители и отношение последних к браку своих детей;
    • – динамические и характерологические особенности супругов;
    • – отношение в семье с братьями и сестрами.

    Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

    Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности.

    Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

    Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

    Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях - такая пара либо не создает семью, либо распадается.

    Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи - освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе. Европейские социологи К.Антилла и Я.Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешные браки, единственная причина заключения которых - скорое рождение ребенка.

    Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).

    Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22-23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия.

    Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество - это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта - у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

    В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25-27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

    Компенсирующих мер требуют и психологическая (темперамент), и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания.

    Следует отметить и такой фактор, как отношения молодых людей с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер, в соответствии с которой человек стремится в новых социальных связях, к которым относится и супружеский союз, реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу, естественно, с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть комплементарными (взаимодополняющими), если, например, муж имел младшую сестру, а жена - старшего брата. Некомплементарные отношения - если оба супруга были в родительской семье либо старшими, либо младшими (в супружеской паре могут происходить ссоры по поводу распределения власти - кому из них быть главным, старшим, а кому младшим), а также если один или оба партнера имели только братьев или сестер. Особое место занимают молодые люди, которые не имели ни брата, ни сестры: у них в семье была только одна модель - родительский брак.

    Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.

    Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

    Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

    • 1) Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.
    • 2) По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).
    • 3) Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

    Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения,

    Анализ специфики добрачного периоду позволяет сформулировать его функции:

    • – накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней;
    • – более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни;
    • – проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

    Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика консультирования показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявляются в браке. Поэтому анализ добрачной истории полезен для понимания актуального состояния отношений.

    На отношения между супругами, на характер семейной жизни определенное влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их - важный показатель психологической готовности к семейной жизни. Изучению мотивов вступления в брак посвящено немало исследований, проведенных в разных регионах страны. В мотивах находят отражение ценностные ориентации и установки молодежи, связанные с семейной жизнью. В современное время нередко можно услышать о том, что любовь обесценивается, о кризисе и непрочности семьи. Но все же большинство молодых людей относится к браку как к высшей и незаменимой социальной и нравственно-психологической ценности. Все мотивы можно разделить на две группы: нравственно-эмоциональные побуждения и материальные стимулы.

    К первой группе побудительных причин наиболее часто встречается любовь, общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, уважение и дружба, внешняя привлекательность, нравственные качества, желание иметь детей, чувство одиночества и другие. Ко второй группе относятся материальная обеспеченность супруга, наличие жилой площади у супруга, желание переехать жить в город, воля родителей. Вариант считается оптимальным тогда, когда за нравственными стимулами указываются и материальные. Это свидетельство правильного понимания готовности к браку. Об этом совершенно справедливо писал В.А. Сухомлинский: « Перед тем как создавать семью, проверь себя, готов ли ты к этому: умеешь ли ты быть преданным, верным человеку; нет ли у тебя лени души, эгоизма, бессердечности; умеешь ли ты повелевать своими желаниями; готов ли ты обеспечить семью материально».

    Среди мотивов первой группы предпочтение получила любовь. Любовь - важнейшая самостоятельная моральная ценность, нравственная основа брачно-семейного союза. В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость. Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности).

    В современной психологии существуют модели любви, которые условно разделены на «пессимистические» и «оптимистические».

    Теоретики пессимистичного направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом любви. Любовь, согласно авторам «пессимистических» моделей, делает человека тревожным и зависимым, мешает его личностному развитию. Один партнер как бы «растворяется» в другом, теряя свою индивидуальность. В такой паре не происходит замены «я» на «мы». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.

    «Оптимистические» модели любви связаны с концепцией А. Маслоу и других представителей гуманистической психологии.

    Любовь в этих моделях характеризуется снятием тревожности и полным психологическим комфортом. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о независимости влюбленного от объекта любви, которая сочетается с положительной установкой на него. По мнению теоретиков «оптимистического» направления, такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности личностного роста.

    Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.

    Первая - интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься, и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

    Вторая - восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее вес зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

    Третья - поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

    Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

    Л. Я. Гозман считает, что возникновение эмоциональных отношений, в том числе и любовь, можно объяснить межличностной аттракцией (привлекательность одного для другого). Он использует результаты эмпирического изучения межличностной аттракции, которые показывают, что сильными детерминантами ее является сходство аттитюдов и выражение объектом аттракции своего положительного отношения к субъекту при высокой самооценке каждого.

    Однако, например, в психологии имеются исследования, по результатам которых был сделан вывод, что браки по любви не лидируют в списке наиболее стабильных. Например, С.В.Ковалев считает, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви. Более того, он приходит к выводу, что и ожидание любви, и даже самое ее существование в семье приводят к гибели супружества. Автор объясняет это тем, что, во-первых, взрослея, человек теряет свойственную детям и животным безошибочность эмоциональной оценки окружающего мира; во-вторых, неправомерно отождествлять такие феномены, как любовь и брак, ибо любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, в течение длительного исторического периода они существовали раздельно.

    Автор считает, что любовь может даже препятствовать сохранению семейного союза, и приводит следующие аргументы. В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь, ибо живем мы с человеком, который обладает уникальным психологическим миром, образом своего «я», темпераментом, характером и другими личностными особенностями, отчего слияние двух «я» не всегда приводит к появлению одного «мы».

    Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что супруги обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции и что уже в медовый месяц у них возникнут вопросы по этому поводу. Материальное обеспечение, уход за детьми и т.д. приводят к гибели иллюзий, разрушению волшебства, что ведет к поискам любовного партнера вне брака и к супружеской неверности. Фетишизация любви, желание быть и любимым, и любить заставляют нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство.

    С данной точкой зрения можно частично согласиться. Как показывает практика, очень часто страстная добрачная любовь не является залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнеров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимоотношения и взаимопонимания, способствуют идеализации партнера.

    Сама по себе мотивация брака включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение ее влияния на удовлетворенность брака подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное количество удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Но здесь следует подчеркнуть именно единство этих двух мотивов. Ведь в том-то и дело, что разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

    Исследование С.И.Голода подтвердило, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни. Подробная система мотивов, полученная в результате проведенного им исследования (1977 г.):

    • 1. Любовь - как мотив заключения брака указали 39% мужчин и почти 50% женщин;
    • 2. Общность интересов, взглядов - 26% мужчин и 28% женщин;
    • 3. Чувство одиночества -15% мужчин и 15% женщин;
    • 4. Чувство сострадания- 7% мужчин и 3% женщин;
    • 5. Вероятность скорого рождения ребенка - 7% мужчин и 4% женщин;
    • 6. Случайность - 4% мужчин и 2% женщин;
    • 7. Материальная обеспеченность будущего мужа (жены) - 0% мужчин и 3% женщин;
    • 8. Наличие жилплощади будущего мужа (жены) - 2% мужчин и 1% женщин;
    • 9. Другие мотивы - 0,6% мужчин и 3% женщин

    Наблюдаются межполовые различия в брачных мотивах - более чем в одной десятой из всех брачных союзов мотив любви и общности взглядов характерен только для женщин, мужчины в этих случаях руководствуются чувством сострадания, одиночеством, вероятностью скорого рождения ребенка. Интересно, что в браках по расчету мужчины больше ориентируются на наличие жилплощади у будущей жены, а женщины - на материальную обеспеченность будущего мужа.

    Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ.

    Наиболее частыми мотивами являются «бегство от родителей» и «долженствование» (вступление в брак из чувства долга) - в 50% и 49% дисфункциональных семей соответственно.

    Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

    Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

    Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

    Мотив «месть» означает, что один из партнеров был отвергнут и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

    Мотив «любовь» также значится в шкале причин формирования дисфункциональных семей. Заключение брака по любви составляло среди дисфункциональных семей меньшинство (около 10%).

    И все-таки любовь - это прекрасное чувство. Именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.

    Интересные данные были получены и при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают главным привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, привычку, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основным мотивам создания семьи соответствуют четыре вида адаптационных отношений: психологические (привычка), нравственные (долг), духовные (общность) и сексуальные, причем благоприятнее всего складывается брак у людей преимущественно с духовной ориентацией на выбор спутника жизни.

    Супружество требует сочетания самоуважения с уважением к другому супругу, к родителям,к старшим и младшим. Первостепенное значение здесь имеют такие нравственные качества, как ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, человечность, чувство долга перед супругом (супругой), семьей, детьми. Можно также указать три условия, без выполнения которых нормальное супружество весьма проблематично:

    • 1. Умение вступающих в брак спроектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи, ее образ жизни, учесть при этом влияние традиций родительских семей, жилищные и экономические возможности, источники доходов и предполагаемые расходы, а также пути осуществления своих совместных планов на будущее.
    • 2. Понимание основ морально-психологического климата семьи.
    • 3. Осознание необходимости сочетать семейные и общественные обязанности.

    Немаловажным вопросом для молодых людей является выбор брачного партнера. То, каким образом осуществляется этот выбор, интересовало многих исследователей. Фрейд был одним из первых, кто стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. По его мнению, благодаря бессознательному процессу дети могут переносить любовь, испытываемую к родителю противоположного пола, на другие, общественно одобряемые объекты - своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

    На протяжении 1950-1980-х годов были созданы разнообразные теории выбора брачного партнера.

    Согласно теории комплементарных потребностей Уинча (1958), взаимное притяжение испытывают партнеры с противоположными характеристиками: властного мужчину может привлечь кроткая женщина, а спокойного и мягкого влечет к энергичной и прямой женщине.

    Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом (1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая потребность и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и, что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными и дополняют их. Кроме того, были разработаны разнообразные теории фильтров, согласно которым каждый этап более глубинного знакомства рассматривается как прохождение некоторого «фильтра» в отношениях.

    Теория «стимул - ценность - роль», разработанная Б. Мурштейном (1982), гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются и видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания - стадии сравнения ценностей - времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные ролевые партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке.

    Согласно Б.Адамсу (1979) первичное влечение основано, скорее, на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствии в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств, близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. На этой стадии пара часто принимает решение о вступлении в брак.

    При установлении отношений важно создание того, что принято называть психологической близостью. В.Н. Куницына выделяет два уровня психологической близости: один - первичный по времени возникновения - не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью, неосознанностью; другой - рациональный, осознаваемый, управляемый посредством субъектов общения - основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта.

    В основе чувства психологической близости лежит механизм идентификации. На основе своего исследования, в ходе которого 133 респондентам предлагали самостоятельно сформулировать, что такое психологическая близость и чем она проявляется, В.Н. Куницына(1991) выделила в полученных суждениях следующие компоненты психологической близости:

    • – Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова);
    • – Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение);
    • – Эмоциональная близость (симпатии, радость общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение другого человека);
    • – Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь);
    • – Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).
    • – Таким образом, анализируя теоретические аспекты психологической готовности вступления в брак можно сказать, что психологическая готовность вступления в брак - это интегральная характеристика, которая включает в себя множество аспектов. К данным аспектам можно отнести следующие:
    • – особенности добрачного периода;
    • – факторы риска при вступлении в брак;
    • – факторы, благоприятствующие созданию семьи;
    • – мотивы вступления в брак;
    • – выбор брачного партнера.