Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний 4 человек как духовное существо

Комитет по образованию и науке РФ

Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА)

Кафедра гуманитарных наук

Реферат

Дисциплина: философия

Тема: Духовная сущность человека

Выполнила: Проверила: студентка группы ЭТ-22 Петрова Е.И Наумкина Т.Е

Новосибирск 2008

1. Введение. Понятие духовности человека……………………………………………………3

2. Проблема духовности человека………………………………………………………………5

3. Диалектические аспекты и проблемы духовности человека……………………………….6

4. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков…………………………10

5. Вывод…………………………………………………………………………………………12

6. Список литературы…………………………………………………………………………..13

Введение

Понятие духовности человека

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса - электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

В данном реферате, давая определение духовности человека, я не могу обойти вниманием церковного (в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия.

По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины те лесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; т.к. если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвести без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.

Рассуждая о чувствах, бл. Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется.

Проблема духовности человека

Рассмотрение проблемы развития духовности человека целесообразно перенести в плоскость философских традиций, поскольку данной категорией изначально занималась философия.

Трудность решения данной задачи связана с многоаспектностью самого феномена – духовность человека. По словам русского философа И.Ильина, «дух есть по существу своему начало самодеятельное и самоопределяющееся; и притом – во всех сферах его жизни. Поскольку человек живет волею, …поскольку дух человека живет пониманием и мыслью, …поскольку дух человека живет чувством и любовью… Итак, человеку, как духовному существу, подобает автономия. …в его основании лежит живая потребность человеческого духа, его искание, напряжение, очищение, вдохновение и постижение».

В персоналистской философии Н.Бердяева проблема духовности всегда была в центре. Личность человека, его душа неизменно волновали философа. «Каждый человек по свой внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается». Философия Н.Бердяева антропоцентрична: проблемы духовности, свободы и творчества всегда были в центре его размышлений. Он считал, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», и сам дух раскрывается, прежде всего, в субъекте. Дух – начало свободное, активное, творческое. Понимание сущности человека возможно лишь через осознание его отношения к Богу.

В чем же Н.Бердяев видит механизм развития духовности человека? Волевой творческий акт – вот тот путь, который приведет человека к его полному совершенству, к богочеловечеству.

Одним из условий развития духовности человека, является поиск и нахождение смысла жизни в ее конкретной эмпирике. Это сопряжено с постоянной, нравственной борьбой внутренне – идеального человека с внешне – эмпирическим, и борьба эта ведется человеком постоянно на протяжении всей его жизни. Нравственный долг человека изменяет свое содержание, как только человек осознает, что он является долгом не просто перед своей собственной нравственной личностью, а является долгом и перед человеческой природой вообще. Это объясняется тем, что он есть не вообще отрицание человеком личных целей жизни, а только отрицание конечности всех целей в наличных условиях жизни.

Диалектические аспекты и проблемы духовности человека

Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.

Важная сторона самовоспитания - самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека.

Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека - постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.

В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.

В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.

Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.

Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личность, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.

Эстетическая сторона самоотношения. «Ни в одной области, - пишет Гегель, - нельзя быть духовно развитым... не обладая эстетическим чувством». Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек «строит также и по законам красоты». Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении не в любовании собой: «Какое я совершенство!» Хотя случается и подобное. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям.

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ
УРОК

ТЕМА «Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека»

ЦЕЛЬ 1. Дидактическая: создать условия для осознания к осмыслению

цель блока новой учебной информации, применение умений и знаний в знакомой и новой учебных ситуациях , проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная: Способствовать формированию представлений

цель - что такое духовный мир человека

Духовные ориентиры личности

Убеждения. вера мировоззрения

3. Развивающая: Способствовать обучению школьников умению

цель характеристик с научных позиций социальных явлений и процессов, анализировать актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах

4. Воспитательная: продолжать воспитывать формировать

цель ценности собственных мировоззренческих позиций при уважении позиций других людей, содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся

ТИП УРОКА: комбинированный

Форма: смешанная, работа с текстом (С8 план) лекция, работа в парах выполнение проблемных заданий

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, таблица, компьютер, подключенный к

Интернету


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ХОД УРОКА)

  1. Организационный момент
учитель и ученики приветствуют друг друга, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на активную деятельность.

П. Проверка выполнения домашнего задания по теме «Цель и смысл жизни человека»

1. На местах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Дома помимо параграфа 3 учебника, вы должны были подумать и разобраться, что они значат для каждого из вас.

2. Короткая историческая справка (2 минуты каждому)

Шопенгауэр ИТОГО:

Ф. Аквинский

Ф. Ницше

Дж. Локк

3. Заготовки к Эссе «Величие человека в его руках»

Вступительное слово учителя
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, обсудим важнейшие вопросы его духовного мира. Поиск смысла жизни был главной проблемой и основным вопросом предыдущего занятия. Урок сегодня посвящен вопросам структуры духовного мира человека, главным из которых является мировоззрение.

ПЛАН УРОКА:


  1. Проверка выполнения домашнего задания
П. Изучение нового материала по теме:

1. Человек как духовное существо.

2. Духовные ориентиры личности.

3. Структура духовного мира человека.

4. Мировоззрение и вера, убеждения
Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:


Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые

волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко


как часть большого космоса как микрокосмос,

мироздании несущую в себе отдельный , уникальный мир,

субстанцию целого которому присуще только

человеческое


Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир, отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

К числу основных элементов духовного мира можно отнести:


  1. Духовные потребности.

  2. Познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания.

  3. Вера в истинность своих убеждений.

  4. Представления об окружающем мире.

  5. Убеждения.

  6. Ценности.

  7. Принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы.

  8. Способности.

  9. Чувство и эмоции.

  10. Отношения человека с природой и обществом .

  11. Цели, которые человек ставит перед собой.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (с. 8 - составление плана, алгоритм)

Важнейшим признаком Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы сформировавшейся человеческой личности является наличие его мировоззрения, которое можно сравнить с деревом: ствол дерева - это воззрение человека на мир, ветвь - ценности, взгляды, идеалы.


ЗАДАНИЕ КЛАССУ

Вставить пропущенные слова и выражения

Текст (компьютера)

Обобщенные представления о мироздании, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующихся в системе ценностей и идеалов личности , социальной группы, общества, называются

_______________________________________
По своему содержанию _____________________ может быть _____________,

порождаемым не посредственными условиями жизни человека, _________, основанным на вере в сверхъестественное начало, ______________________,

опирающимся на достижения в области научного знания о мире, ____________________________, являющимся теоретическим осмыслением мира с помощью самых общих понятий, на основе результатов научной и практической деятельности людей
На основе выполненного задания выполните (составьте) схему:


типы мировоззрения

Каким общим понятием можно заменить каждое из следующих развернутых его определений:

Осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.


Предложить перечисленное

Верить можно в науку, Бога, светлое будущее __________________________

Важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, убеждения, духовные ценности, __________________________, оно влияет на характер жизненных устремлений, поведение, отношение к труду _________________
О каком мировоззрении идет речь?


  1. Вове Нарг «Быть подлинно здравомыслящим уже означает многое знать».

  2. С.Смайлс «То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужно только терпение, аккуратность и прилежание».

  3. Ж. Мелье «Слепая вера, лежащая в основе всех религий - источник заблуждений, иллюзии, обмана».

  4. Л.Тольстой «Истинная вера, влечет к себе не только тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что представляет единое прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти».
Учитель : Одним из структурных элементов мировоззрения является убеждения -
О каких источниках формирования убеждений говорит В.Г.Белинский

«Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими выводами. другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго все»

В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: "Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая отличала Серебряный век русской культуры, вряд ли другие страны могли бы обеспечить столь быстрое продвижение, какое в этом случае мы бы, то есть японцы, обрели". Нередко пишут и о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.

Но вот беда. Почти ни в одном психологическом словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Итак, едва ли не все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностях. Но в то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.

Духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Сокровенный смысл религиозного истолкования духовности обнаруживается в прямом богообщении. "Мы не “верим” только... Мы духовно уже видим (как видим солнце), что Хозяин мира есть Бог, и Он есть духовное Солнце всей жизни. Если бы не было Его, не было бы ничего. Без вечности и бессмертия все, что в мире, – ни к чему и незачем. С Богом все осмысленно, получает свой смысл и свою цель. Все трудности, все труды и страдания человека озаряются смыслом, и сама смерть несет в себе свет вечного бытия".

Понятие трансцендентности

Человек и животные исследуют окружающую среду при помощи органов чувств: они слушают, нюхают, смотрят и трогают, в результате у них формируются связные представления об этой среде, они запоминают и связывают эти представления, и на основе прошлых впечатлений, у них развиваются ожидания. Итак, человек замкнут в пространстве физического мира. Он может познавать этот мир и добиваться огромных успехов в познании. Однако люди смутно догадываются, что за пределами физического мира есть какой-то другой мир. Мы получаем сигналы из этого мира. Более того, многие духовидцы, мистики, эзотерики обретали способность выходить в этот духовный мир и передавать собственные впечатления от встречи с ним. В истории философии такой переход из области посюстороннего в область потустороннего получил название трансценденции. В философии так обозначается переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, которая лежит по другую его сторону.

Австрийский психолог Виктор Франкл подчеркивает, что "существенное различие между человеком и животным состоит в том, что интеллект человека как высок, что человек в отличие от любого животного – обладает еще одной способностью: понять, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную, а именно надчеловеческая мудрость, которая создала как человеческую мудрость, так и мудрые инстинкты животных, и гармонично распределила их между ними".

Трансцендентный (от лат. transcendere – переступать) – "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Если говорить о понятии "трансценденции" в онтологическом смысле, то оно выражает признание бытия, которое не оказывается объектом наших мыслей и восприятий.

По словам Н. А. Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Иначе говоря, оно не выводится из природы, из окружающего мира. Недовольство человека конечным, устремленность к бесконечному обнаруживает божественное в человеке. Согласно Н. А. Бердяеву, человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. "В этом тайна человеческого существования, – показывает Н. А. Бердяев, – оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему".


  • Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение. Его виды и формы

Структура мировоззрения

  • Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
  • Принципы - Руководящее положение, основное правило , установка для какой-либо деятельности . Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
  • Идеи -(др.-греч . ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) Главная мысль произведения или общий принцип теории, изобретения, некий прообраз, замысел или его наиболее существенная часть.
  • Убеждения - элемент (качество) мировоззрения , придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности .
  • Идеалы - (лат. idealis от греч. ἰδέα - образ, идея) - высшая ценность , наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал).
  • Духовные ценности - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
  • Мифологическое - (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения преобладает над разумными объяснениями. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей .
  • Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
  • Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Теологическое (религиозное) - (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии , она зачастую разделяет людей разных верований.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Философское - (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч . Φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Мировоззрение. Его виды и формы.

  • Обыденное (житейское) мировоззрение - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
  • Отсутствие целостности.
  • Преобладание произвольных идей . Опирается на здравый смысл и житейский опыт.
  • Фрагментарность взглядов на мир . Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
  • Отсутствие целостности. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Мораль, ценности, идеалы

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


Мораль, ценности, идеалы

Функции морали:

  • оценочную
  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

  • регулятивную контролирующую интегрирующую воспитательную
  • регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Мораль, ценности, идеалы

  • добра и зла,
  • нравственного и безнравственного,
  • цели и средства ее достижения,
  • морали и нравов,
  • должного и сущего.

Мораль, ценности, идеалы

  • Моральные ценности , в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни , облегчают процесс нравственного существования человека.
  • К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования : добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех , что обусловливает их общечеловеческий статус.

  • Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
  • Важнейшие аспекты (стороны) морали:
  • а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
  • б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
  • в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
  • 3) Основные категории морали:
  • а) добро и зло;
  • б) долг и совесть;
  • в) справедливость;
  • г) честь и достоинство;
  • д) счастье.
  • 4) Нравственная культура личности и общества.
  • 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

Мировоззрение

  • Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
  • Структура мировоззрения
  • Знания Принципы Идеи Убеждения Идеалы Духовные ценности
  • Знания
  • Принципы
  • Убеждения
  • Идеалы
  • Духовные ценности
  • Исторические виды мировоззрения: мифологическое; теологическое (религиозное); философское. 
  • мифологическое;
  • теологическое (религиозное);
  • философское. 
  • Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности: преобладание произвольных связей; фрагментарность взглядов на мир; отсутствие целостности.
  • преобладание произвольных связей;
  • фрагментарность взглядов на мир;
  • отсутствие целостности.
  • Основные черты научного мировоззрения: логическая стройность; систематичность; универсальность; критичность; обоснованность.
  • логическая стройность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность;
  • обоснованность.
  • Классификация типов мировоззрения по эмоциональной окраске Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
  • Оптимистическое мировоззрение
  • Пессимистическое мировоззрение